Семинар-тренинг с педагогами
методическая разработка на тему

Щербакова Мария Валерьевна

Семинар-тренинг с педагогами

«Школа молодого специалиста» по эффективному взаимодействию и профилактике конфликтов, а так же обучению эффективным способам ведения конфликтов.

 

Цель: способствовать преодолению трудностей педагогов в общении и взаимодействии с «Современными» родителями.

Задачи: актуализировать существующие проблемы во взаимодействии педагогов с родителями, упражнять в построении эффективного взаимодействия с ними.

Содержание семинара

Одной из причин, серьезно осложняющих процесс эффективного взаимодействия между родителями и педагогами являются конфликты и собственная неуверенность, неспособность вести диалог и отсутствие определенных навыков общения.

Прежде чем погрузиться в тему конструктивного общения и конфликтов, мы выполним упражнение «Приветствие» ваша задача внимательно прослушать инструкцию: все участники рассчитываются на 1,2,3,4  Первые номера складывают руки за головой, при этом локти должны торчать в стороны, вторые номера упираются руками в бедро, локти так же в стороны, третьи номера кладут левую руку на леве бедро, правую руку на правое колено, при этом локти  развернуты в стороны. Внимание, приняли исходное положение, и как только я дам сигнал, все участники здороваются как можно с большим количеством людей, называя свое имя и касаясь друг друга локтями. Спасибо.

Предлагаю вернуться на места и прослушать одну давнюю притчу.

Притча о гвоздях

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:

— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.

Итак, тема нашей сегодняшней встречи: «Эффективное взаимодействие с родителями и разрешение конфликтов»

Конфликт с латинского означает «столкновение»

Основные причины конфликтов:

1.Различие целей

2.Недостаточная информированность сторон о событии

3.Некомпетентность одной из сторон

4.Низкая культура поведения

Деление педагогов на подгруппы для выполнения упражнения «Положительные и отрицательные стороны конфликтных ситуаций»

Обсуждение точек зрения педагогов на конфликтные ситуации

Цель: осознание педагогами целей конфликтов, умение взглянуть нестандартно на ситуацию, которая часто происходит вне зависимости от наших желаний.

(Примерные варианты выводятся на слайд после того, когда педагоги раскрыли свои варианты и еще раз обсуждаются)

Положительные стороны конфликта

Отрицательные стороны конфликта

вскрывает проблемы»слабое звено во взаимоотношениях;

Отрицательные переживания, которые могут привести к заболеваниям

дает возможность

Нарушение личных и деловых отношений, снижение дисциплины

выплеск отрицательных эмоций

Ухудшение климата в коллективе в целом

толчок к пересмотру взглядов на привычное

Ухудшение качества работы

Способствует сплочению коллектива по отношению к внешнему врагу

Временные потери (1минута конфликта равна 12 минутам послеконфликтным переживаний)

Следует разделять конфликтные ситуации и сам конфликт.

Конфликтная ситуация-это возникновение разногласий, столкновение мнений, интересов. (Могут быть при дискуссии, спорах)

Спор-это кровная дискуссия, участники заинтересованы только в своей точке зрения

Конфликт-это взаимные отрицательные отношения, отягощенные эмоциональным напряжением и выяснением отношений, разногласия между людьми.

Правила поведения в конфликтных ситуациях (выводятся на слайд), педагоги пробуют привести сами пример по образцу.

1.Ограничение предмета спора( когда собеседник начинает уводить тему разговора в другую сторону)

2.Учет уровня знаний в данном вопросе противоположной стороны(говорить партнеру информацию, на доступном ему языке)

3.Учет эмоциональной возбудимости (если партнер по общению на эмоциональном пике, дайте ему возможность высказаться, сами в это время скрестите ноги или частично закройтесь и спокойно выслушайте, затем постепенно начинайте раскрываться и на выдохе спокойным тоном постарайтесь аккуратно отреагировать)

4.Осуществление контроля  над тем, чтобы не переходить на личности (обсуждайте качества сначала хорошие, затем плохие, и не у вас, а у нас с вами такие нерешенные вопросы в отношении..)

Тест для педагогов : 30 пословиц ( каждому педагогу предоставляется индивидуальный лист с утверждениями в виде пословиц, время выполнения 10 минут)

Обсуждение результатов и просмотр категорий способов выхода из конфликтных ситуаций. (выводится информация на слайд)

1.      Конкуренция (сосредоточение внимания только на своих интересах, игнорирование интересов партнера)-акулы

2.      Избегание (уклонение, отсутствие внимания к своим интересам и интересам партнера)-черепахи

3.      компромисс (половинчатая выгода каждой стороны)-лисы

4.      приспособление (внимание интересам другого человека, а не собственным)-медвежата

5.      сотрудничество-стратегия, учитывающая 2 стороны (мудрая сова)

Правила построения эффективного общения (у нас педагогов в силу профессии сложен определенный стереотип: мы начальники, родители-подчиненные, они к нам пришли. Мы хозяева и находимся на своей территории.

Общаясь с родителями важно помнить, что в любом общении существуют свои закономерности: основа отношений закладывается в первые 15 секунд.

Для того чтобы пройти это минное поле необходимо помнить и использовать 3 плюса:

Улыбка собеседника

Имя собеседника

Комплимент

Искренняя готовность общаться это очень важная составляющая, важно знать имена и отчества родителей своих воспитанников, комплимент нужно делать косвенно, хвалить не самого человека, а то, что ему дорого.

Выполнение психотерапевтического упражнения «Давление»

Цель: осознание разных моделей в общении и взаимодействии с партнером, установка на равноправное общение(10минут)

Инструкция: встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим.Задача ведущего -слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите движение давления партнера по игре. Выскажите друг другу свои впечатления когда вам было комфортнее, когда вы давили или наоборот (обсуждение)

Выполнение упражнения «Достойный ответ»

Цель: Отработка навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций. Все участники сидят в кругу. Каждый получает от ведущего карточку, на которой содержится какое-либо замечание одного из участников, Все слушатели по  кругу произносят фразу глядя в глаза соседу, задача которого достойно ответить на этот «выпад». Далее обсуждение игры: какие сложности испытывали, как можно было эффективнее ответить…

Проведение рефлексии всего мероприятия с педагогами

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Формирование эмоциональной устойчивости педагога»

Цель: Формирование эмоциональной устойчивости педагогаЗадачи:·        Познакомить педагогов  с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками·...

презентация к семинару-тренингу "Психологическое здоровье педагога-залог психологического здоровья обучающихся".

Цели и задачи данного семинара-тренинга:-ознакомить педагогов с понятиями "Психологическое здоровье", "Синдром эмоционального выгорания",-способствовать осознанию педагогами своего...

Презентация к семинару-тренингу "Эмоциональное выгорание педагога"

Представляю Вашему вниманию презентацию к семинару-тренингу "Профилактика эмоционального выгорания личности"...

Семинар-тренинг психолога для педагогов "Вопросы адаптации ребенка в ДОУ"

Адаптационный процесс – сложное явление, во время которого поведение ребёнка может кардинально меняться. По мере привыкания к садику подобные проблемы исчезают или существенно сглаживаются....

Семинар – тренинг (практикум) для педагогов «Адаптация детей к условиям детского сада»

Данный материал будет полезен воспитателям и родителям в период адаптации детей к новым условиям в детском саду. Для родителей здесь есть памятка, где даны советы как облегчить период адаптации ребенк...