Проект "Скоро в школу"
проект (подготовительная группа) на тему
Проект направлен на создание оптимальных условий для успешной адаптации детей к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_skoro_v_shkolu.docx | 29.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Название проекта: «Скоро в школу».
Руководитель проекта:
Линии развития: познавательное и психическое развитие.
Возраст учащихся: 6-7 лет.
Типология проекта:
По форме: практико-ориентированный.
По предметной области: психологический.
По количеству: групповой.
По содержательным областям: монопроект.
Актуальность проекта. Когда ребенок достигает возраста шести-семи лет, а иногда и раньше, многие родители озабочены вопросами, связанными с его поступлением в школу. Как сделать так, чтобы ребенок легко учился, с удовольствием ходил в школу, был хорошим (или даже лучшим) учеником в классе? В этот период родительские амбиции приводят к парадоксальной ситуации, когда ребенок начинает восприниматься через призму успешности обучения в школе. Это очень актуальная проблема.
Насколько правомерна подобная позиция мам и пап? Есть ли критерий, который позволяет адекватно оценить степень подготовленности ребенка к школьной жизни? Такой критерий есть, и в психологии он получил название "школьная зрелость", или психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Под школьной зрелостью понимается достижение ребенком такого уровня психического развития, когда он оказывается способным принимать участие в школьном обучении.
Что обеспечивает успешное освоение новой социальной роли школьника, его лёгкую адаптацию к школе.
Социальная готовность подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять инструкции учителя, а также навыки коммуникативной инициативы и самопрезентации.
Здесь ребёнку требуется помощь родителей, которые помогут стимулировать и поддержать интерес к учёбе, получению новых сведений, приобретению новых навыков, умений, формированию учебной мотивации, повышению самооценки ребёнка, способствуя тем самым важнейшей задаче – профилактике школьной дезадаптации ребёнка.
Цель проекта: Профилактика школьной дезадаптации.
Задачи проекта:
1. Формировать у детей позитивные модели поведения.
2. Снижать уровень тревожности по отношению к школе.
3. Повышать учебную мотивацию.
Подготовительный этап. (сентябрь-октябрь)
∙ Диагностическое исследование предпосылок школьной зрелости детей подготовительных к школе групп
∙ Формирование группы «риска».
∙ Составление программы (цикла) занятий «Скоро в школу» по подготовке детей к школе.
Основной этап. (ноябрь-март)
Подгрупповые коррекционно-развивающие занятия с использованием методов сказкотерапии, игровой терапии, арттерапии.
∙ Чтение и заучивание стихов о школьных правилах с использованием литературы:
1. Панфилова М.А. «Лесная школа».
2. Шалаева Г.П., Журавлёва О.Н. Новые правила поведения для воспитанных детей.
∙ Чтение коррекционных сказок из книги «Лесная школа» М.А. Панфиловой.
∙ Сюжетно-ролевая игра в школу.
∙ Этическая настольная игра «Дорога в школу». Цель: развитие и закрепление нравственно-этических представлений у дошкольников.
∙ Рисование на тему «Моя школа», «Школьные правила».
∙ Мечтаем о школе…
∙ Настольная игра «Школьные правила». Цель: развитие и закрепление позитивных форм поведения в школе.
Практикум для родителей «Я в школу не пойду… или формирование мотивационной готовности к школе». (Родители, педагог-психолог) Родители рисуют школу, играют в школу, сочиняют сказки о школе.
Заключительный этап. (март-апрель)
Презентация:
∙ Конспектов открытых занятий по теме «Школьные правила», «Школьные оценки».
∙ Выставки детских рисунков «Мои мечты по дороге в школу».
∙ Папки творческих работ детей и родителей «Школьные правила».
∙ Письменных консультаций для родителей «Психологическая готовность к школе», «Как помочь ребёнку в адаптации к школе», «Как помочь первокласснику адаптироваться в школе».
∙ Практикума для родителей «Не хочу учиться… или формирование мотивационной готовности к школе».
∙ Настольной игры «Школьные правила». Автор-составитель: Точинова С.Г., художник: Емельянова Е.Г., компьютерный дизайн: Прибыткова Е.В.
В работе была использована следующая литература:
1. М.А. Панфилова. Лесная школа: Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2007. (30 сказок психопрофилактической и коррекционной направленности, помогающих в преодолении проблем школьной дезадаптации и школьного невроза).
2. Вся дошкольная программа. Тесты.- Москва, Росмэн, 2007 (основные разделы дошкольной программы: Внимание, Память, Мышление, Математика, Речь, Чтение, Письмо).
3. О.С. Газман, Н.Е. Харитонова. В школу – с игрой. - Москва, «Просвещение», 91г.
(игры, занятия с первоклассниками).
4. О.Н. Земцова. «Тесты для детей 5-6 лет»: учебное пособие.- М.: Махаон, 2008.Сборник тестовых заданий. (подготовка к школе)
М.М. Безруких. Ребёнок - непоседа.- М.: Вентана – Граф, 2006. (будущий первоклассник).
5. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
Данный цикл состоит из 16 занятий.
Занятия тематические.
6 занятий для школьной адаптации;
7 открытое итоговое занятие по теме «Школьные правила»;
8 занятие об отношении учеников к вещам;
9, 10, 11, 12 об отношении учеников к урокам, к знаниям;
13, 14, 15 занятие о школьных конфликтах.
Занятия проводятся с подгруппами детей, имеющих основную проблему мотивационной готовности к школе.
Форма проведения: подгрупповая.
Время проведения: согласно циклограмме групповых занятий, 1 раз в неделю с ноября по март.
Развивающая среда: столы, стулья, доска с мелом, игрушки, сказки, колокольчик
В цикле занятий использованы дидактические игры:
1. «Дорога в школу» (этическая настольная игра)
2. «Расскажи свою сказку» (развитие логического мышления, внимания и речи)
3. «Все о времени» (развитие временных представлений)
4. «Развиваем внимание» (задания для подготовки к школе)
5. «Скоро в школу» (материал для диагностических и развивающих занятий)
6. «Подбери картинку» (классификация и обобщение, развитие внимания, памяти, мышления, речи)
7. «Что не подходит?» (развитие зрительного внимания, логического мышления)
8. «Парочки. Обитатели рек, озер, морей» (развитие памяти и внимания, расширение кругозора)
9. «Картинка в картинке» (логическое мышление, зрительное восприятие)
10. «Находим противоположности» (расширение словарного запаса, произвольного внимания, зрительного восприятия, логического мышления, подготовка руки к письму)
11. «Нарисуй по образцу» (развитие произвольного внимания, зрительного внимания, логического мышления, подготовка руки к письму)
12. «Послушный карандаш» (подготовка руки к письму)
Занятия комплексные, использовались задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, разукрашивание, аппликации, игры с фасолью, графические диктанты и т. д.), подвижные игры, релаксации, дыхательная гимнастика, кинезиологические упражнения и др.
В программе реализуются следующие задачи:
Образовательные:
1. Формировать позитивные модели поведения.
2. Учить способам расслабления и активизации, навыкам самоконтроля.
3. Закреплять знания о школьных правилах, учить ими пользоваться.
Коррекционные:
1. Формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, создавать позитивное отношение к школе.
2. Способствовать снижению уровня тревожности по отношению к школе, агрессивности по отношению в группе детей.
3. Развивать психические процессы: творческое и логическое мышление, воображение, слуховую и зрительную память, произвольное внимание, выразительность речи.
Воспитательные:
1. Воспитывать аккуратность, организованность, вежливость, самостоятельность,
2. Воспитывать волевые качества личности.
3. Обучать навыкам сотрудничества и взаимопомощи.
Методы: Сказкотерапия, арттерапия, игровая терапия.
Занятие № 1.
1) Сказкотерапия «Создание лесной школы» (формируем познавательную мотивацию)
Узнаём новые правила, знакомимся со школьными предметами.
Что такое школа? Класс? Что там делают?
Какие предметы находятся в классе? (парты, стулья, доска, мел и т.д.)
Что такое учебник? (книжка с картинками, по которой учатся писать считать и узнают что-то новое). Зачем нужен звонок?
2) Игры-задания на развитие внимания:
«Найди такой же предмет», «Перепутанные линии», «Лабиринты».
3) Задания на развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму.
Занятие № 2.
1) Сказкотерапия «Букет для учителя» (формируем положительное отношение к школе).
Что необходимо 1 сентября? Зачем надо быть нарядными? Как одеваться в школу?
Что такое перемена? Урок? Зачем они? Учитель-какой он?
2) Игра на развитие внимания «Что не подходит?»
3) Рисуем школу (простой карандаш) развиваем мелкую моторику и учебную мотивацию.
4) «Наши мечты»
Какая твоя школа? О каком учителе ты мечтаешь? Кем ты хочешь стать?
Занятие № 3.
1) Сказкотерапия «Смешные страхи».
Снижаем тревожность по отношению к школе.
Закрепляем правила поведения в школе.
2) Игра «Времена года» - учим, повторяем времена года, месяцы, явления природы.
3) Игра настольная с правилами «Дорога в школу».
Развиваем и закрепляем нравственно-этические представления у детей.
Закрепляем математические навыки (счёт, знание цифр).
Воспитываем волевые качества личности,
навыки сотрудничества и взаимопомощи.
4) Рисунок школы разукрашиваем цветными карандашами.
Занятие № 4.
1) Сказкотерапия «Игры в школе».
Учим правила поведения в школе.
Узнайте у детей, где, когда, в какие игры можно играть в школе.
2) Подвижные игры «Ручеёк», «Путанка».
3) Задания на развитие внимания «Найди отличия» из серии игр «Скоро в школу».
4) Задание на развитие воображения, эмоциональной сферы «Узнай эмоции».
Учимся распознавать и называть эмоции и настроение человека «радость, испуг, удивление, обида, злость».
Придумывать различные истории про людей и отображать в них своё отношение к происходящему, давать правильную оценку поступкам главных героев и событиям.
5) Задание на листочках «Весёлый - грустный», развиваем мелкую моторику рук, формируем эмоциональную сферу.
Занятие № 5.
1) Сказкотерапия «Школьные правила». Правила №1,2,3.
Учим правила в стихотворной форме, развиваем слуховую память.
2) Кинезиологические упражнения «Кулак, ребро, ладонь», «Лесенка».
Развитие межполушарного взаимодействия.
3) Дыхательные упражнения направленные на активизацию межполушарного взаимодействия.
4) Задания на развитие мелкой моторики рук на листочках.
Развиваем внимание и память. Учимся слышать задание с первого раза.
Занятие № 6. (продолжение изучения школьных правил)
Изучение правил №4, 5. Повторение пройденного.
Школьные правила.
Правило первое: В школе ученики здороваются, улыбаясь взрослым и друг другу.
В школе «Здравствуй» говорят
И с улыбкой дарят взгляд!
Правило второе: До звонка на урок надо подготовить всё необходимое для учёбы.
А когда прозвенит звонок, каждый ученик ждёт приглашения учителя около своей парты.
До звонка ты приходи
И порядок наводи!
По звонку все дружно в ряд
Ждут учителя, стоят!
Правило третье: Чтобы узнать новое и многому научиться на уроке, ученики внимательно слушают и выполняют требования учителя. К товарищу с просьбой обращаются редко и только шёпотом, а к учителю обращаются, подняв руку.
Друга зря не беспокой.
Береги его покой.
На уроке тишина.
Руку поднимай тогда,
Если хочешь отвечать
Или важное сказать.
Правило четвёртое: Когда отвечает ученик, подсказки запрещаются, пусть он сам спокойно вспоминает ответ, сам учится думать.
На уроке ждут ответ.
Кто-то знает, кто-то нет.
Отвечает только тот,
Кого учитель назовёт.
Правило пятое: Играем на перемене в спокойные игры, чтобы все смогли отдохнуть и товарищам не мешать. Да помним, что надо подготовиться к следующему уроку и навести порядок на парте, в классе.
Вот звонок на перемену,
Приготовься отдыхать:
Можешь с другом прогуляться,
Можешь тихо поиграть,
Подготовь к уроку всё,
Чтоб училось нам легко!
Занятие № 7.
Итоговое по теме: «Школьные правила». См. конспект.
Занятие № 8.
1) Сказкотерапия «Собирание портфеля».
Знакомим с дополнительным мотивирующим фактором - школьной атрибутикой.
2) Игра с мячом «Школьные принадлежности». Развиваем слуховую и тактильную память, произвольное внимание.
3) Кинезиологические упражнения «Перекрёстные движения», «Горизонтальная восьмёрка». Увеличиваем эффективность работы головного мозга.
4) Задания на листочках по подготовке руки к письму.
Занятие № 9.
1) Сказкотерапия «Домашнее задание». Учим преодолевать трудности в отношении домашних заданий, адекватно оценивать свои результаты.
2) Подвижная игра « Я не знаю». Развитие выразительности движений, коммуникативных способностей.
3) Дидактическая игра «Расскажи свою сказку» (развитие логического мышления, произвольного внимания и монологической речи) Индивидуальные задания.
4) Задания на листочках по подготовке руки к письму.
Занятие № 10.
1) Сказкотерапия «Школьные оценки». Учим детей адекватно реагировать на оценку, что позволит детям понять логику процесса обучения, прямую зависимость от затраченного труда или усвоения материала.
2) Дидактическая игра «Все профессии важны» (развитие творческого мышления, произвольного внимания, диалогической речи, расширение кругозора) Формируем социальную мотивацию.
3) Подвижная игра «Зеваки». Развитие волевого (произвольного) внимания.
4) Игры с фасолью. Развиваем мелкую моторику рук. Выкладываем цифры от 1 до 5.
5) Дыхательные упражнения «Дышим через левую ноздрю», «Задержи дыхание». Расслабление.
Занятие № 11.
1) Сказкотерапия «Списывание». Учим позитивным моделям поведения. Повышаем уверенность в своих силах.
2) Сюжетно-ролевая игра «Лесная школа» Снятие страхов. Построение гармоничных способов адаптации и разрешения конфликтов.
3) Дидактическая игра «Нарисуй по образцу» (развитие произвольного внимания, зрительного внимания, логического мышления)
Занятие № 12.
1) Сказкотерапия «Подсказка». Учим позитивным моделям поведения. Повышаем уверенность в своих силах.
2) Подвижная игра: «Возьми и передай» - развитие творческого воображения.
3) Дидактическая игра «Парочки. Обитатели рек, озер, морей» (развитие наглядной памяти и произвольного внимания, расширение кругозора)
4) Кинезиологические упражнения «Змейка», «Ухо-нос». Увеличиваем эффективность работы головного мозга.
Занятие № 13.
1) Сказкотерапия «Шапка- невидимка». Коррекция демонстративного поведения, агрессивности.
2) Дидактическая игра «Находим противоположности» (расширение словарного запаса, произвольного внимания, зрительного восприятия, логического мышления)
3) Подвижные игры с мячом «Назови противоположное слово». Развитие логического мышления.
4) Дидактическая игра «Послушный карандаш» (подготовка руки к письму)
Занятие № 14.
1) Сказкотерапия «Дружная страна». Коррекция межличностных отношений между девочками и мальчиками. Воспитывать навыки взаимопомощи, сотрудничества.
2) Подвижная игра «Запрещённое движение». Развитие произвольности поведения.
3) Дидактическая игра «Скоро в школу», задание №3,4.
4) Задания на листочках по подготовке руки к письму.
Занятие № 15.
1) Сказкотерапия «Гордость школы». Воспитываем желание стать лучше, формируем социальную мотивацию.
2) Подвижные игры: «Иголочка-ниточка», «Море волнуется». Развитие произвольности поведения.
3) Кинезиологические упражнения «Лезгинка», «Зеркальное рисование». Увеличиваем эффективность работы головного мозга.
4) Загадки о «лесных учениках». Развитие мышления.
5) Аппликация, оформление газеты «Дорога в школу». Совместная деятельность. Сплочение группы.
Занятие № 16.
1) Экскурсия в школу.
Снижение школьной тревожности. Формирование новой социальной роли школьника.
Заключительный этап. (март-апрель)
Подведение итогов. Анализ проведенной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».
Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада. Зад...
Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»
На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...
Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...
Воспитание положительного отношения к школе, у детей подготовительной к школе группы, в рамках проекта "Я хочу в школу" (из опыта работы воспитателя Карелиной Т.Н.)
Из опыта работы над проектом "Я хочу в школу"...
"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/
Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...
Сценарий выпуска детей в школу "Золушка идет в школу" (подготовительная к школе группа)
Сценарий праздника выпуска детей подготовительной группы в школу включает в себя фрагменты сказки о Золушке, что вовлекает детей в ход праздника с его играми, разными заданиями. Прослеживается интегра...