Принципы организации музыкального воспитания
статья на тему
В данной публикации перечислены основные задачи по музыкальному воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО, а ткже практическое применение принципов организации воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
printsipy_organizatsii_muzykalnogo_vospitaniya.docx | 30.86 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Роль музыки в развитии ребенка. Современные психолого-педагогические подходы к воспитанию ребенка в детском саду.
Принципы организации музыкального воспитания»
Главными целями начального музыкального образования является:
- игровое, творческое развитие личностного потенциала ребенка, - развитие природной музыкальности,
- развитие способности к творческому самовыражению как условие радостного бытия детей и их дальнейшей успешной самореализации в жизни.
Музыкальное воспитание развивает не только природную музыкальность, но и способствует в полной мере формированию у детей общей культуры, предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, развитию их личностных качеств (физических, интеллектуальных), а также сохранению и укреплению здоровья, профилактике и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии.
В музыкальном образовании детей можно выделить как общие задачи, касающиеся целостного развития ребенка, так и специальные, конкретизирующиеся в различных видах музыкальной деятельности.
К общим задачам относятся:
- приобщение к музыкальному искусству через разностороннюю музыкально-творческую деятельность в синкретических формах (русский народный фольклор, фольклор других народов, классическая музыка зарубежных и русских композиторов, детская современная музыка);
- воспитание интереса и любви к музыке;
- развитие эмоциональной сферы, эмпатии;
- развитие внутренних психических процессов: внимания, памяти, мышления;
- развитие креативных способностей: творческого воображения и фантазии, потребности к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности;
- развитие нравственно-коммуникативных качеств личности: способности к сопереживанию, ответственности, толерантности, и др.
- развитие речи;
- развитие движений, ориентировки в пространстве.
К специальным задачам относятся:
- развитие музыкальных способностей детей в основных видах музыкальной деятельности,
- профилактика и коррекции индивидуальных проблем развития средствами музыки (в случае необходимости).
К основным видам музыкально-творческой деятельности традиционно относятся:
1. Восприятие музыки.
2. Исполнительская деятельность (пение, музыкально-ритмическая деятельность, творческое музицирование);
3. Музыкально-творческая деятельность (специально организованная импровизация в различных видах исполнительской деятельности);
4. Музыкальная познавательная деятельность (освоение элементарных знаний, формирование основных понятий и представлений о музыкальном искусстве, доступных дошкольникам).
Восприятие музыки – базовый вид деятельности, поскольку является основой для всех остальных, которые, как правило, используются комплексно в различных игровых формах.
Основные условия реализации программы:
- создание развивающей музыкальной среды (взаимодействие детей со взрослыми, увлеченными музыкой и понимающими ее значение в жизни ребенка, отбор высокохудожественной музыки, сопровождающей жизнедеятельность ребенка; наличие качественных музыкальных инструментов и игрушек, и др. );
– предоставление возможности каждому ребенку творчески реализовать себя в каждом виде музыкальной деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями;
- создание комфортных условий для музыкального развития детей: каждая встреча с музыкой должна доставлять детям искреннюю радость и удовольствие.
Основные принципы реализации программы музыкального образования детей сформулированы в соответствии с:
- современными научными взглядами об основах развивающего обучения в непрерывной сфере образования, формирования у детей деятельностных способностей;
- новым федеральным государственным стандартом дошкольного образования.
К ним относятся принципы:
- принцип психологической комфортности (создается образовательная среда, обеспечивающая не только снятие всех стрессообрзующих факторов, но и обеспечивающая переживание радости, чувство удовлетворения, увлеченности деятельностью).
- принцип деятельности (новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми на основе творческого музицирования, импровизации в различных вилах музыкальной деятельности);
- научной обоснованности и практической применимости (содержание, формы, методы музыкального воспитания детей, предложенные в данной программе, обоснованы российскими и зарубежными исследованиями в области музыкальной педагогики);
- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (оптимизация содержания музыкального образования, возможность «на малом учить многому»);
- единство воспитательных, обучающих, развивающих целей и задач, (реализуется в соответствии с логикой системы музыкального развития, предложенной данной программой);
- принцип целостности (новые знания (в т.ч. и о музыке) раскрываются в их взаимосвязи с предметами и явлениями окружающего мира);
- принцип минимакса (разноуровневое музыкальное развитие детей – в соответствии со своими природными и возрастными возможностями);
- принцип вариативности (предоставление детям возможности выбора степени форм активности в различных видах музыкально-творческой деятельности);
- принцип творчества (обеспечение возможности для каждого ребенка приобретения собственного опыта творческой деятельности);
- принцип непрерывности (обеспечиваются преемственные связи между содержанием музыкального образования в детском саду и начальной школе);
- принцип интеграции образовательных областей (музыкально-творческая деятельность позволяет интегрировать практически все образовательные области в зависимости от педагогических целей и задач).
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса (реализация настоящей программы предполагает организацию совместной музыкально-творческой деятельности педагога с детьми на основе игровых тематических проектов).
В своей работе по музыкальному воспитанию я стараюсь реализовать все вышеперечисленные дидактические принципы.
Принцип психологической комфортности.
В своем музыкальном зале мы постарались создать с одной стороны уютную обстановку для наших воспитанников, с другой стороны, в зале есть много всего интересного, чего малыши не видят ни в группе, ни дома. Всё это не только дарит детям радость, вызывает интерес, но и помогает малышам (особенно тем, кто только пришел к детский сад) адаптироваться к детскому саду, не случайно, новенькие детки, которые ещё скучают и тяжело переживают расставание с мамой, завидя меня, вытирают слезки и радостно бегут навстречу и готовы идти ко мне «в гости» в любое время.
Принцип деятельности.
Примером работы этого принципа может служить наши игры и «опыты» со звуками, какими бывают звуки, мы, даже с малышами, определяем в практической деятельности. Точно также, опытным путем, знакомимся и с музыкальными жанрами. Пробуем танцевать под марш или наоборот маршировать под танцевальную музыку. Самостоятельные «открытия» помогают детям быстрее научиться адаптироваться в мире музыки.
Принцип научной обоснованности и практической применимости.
Восприятие красоты окружающего мира во всем его многообразии, приобщение ребенка к искусству требуют осмысления, что невозможно без участия воображения, памяти и мышления. Включение мышления в процесс эстетического восприятия – основа для развития наблюдательности, становления сенсорной культуры, оценочных суждений. Содержание, формы, методы музыкального воспитания детей, разработанные лучшими педагогами, учитывают основные положения возрастной психологии и дошкольной педагогики, и при этом имеют возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.
Соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности.
Приведу пример: разучивая с малышами малые фольклорные формы, народные песни и пляски, мы знакомим «наше будущее» с его историей, его «корнями». Хватит уже быть «Иванами, не помнящими родства». Патриотизм, любовь к родной земле, природе начинается именно с этого.
Единство воспитательных, обучающих, развивающих целей и задач.
Этот принцип учитывается постоянно в регулярном проведении НОД, развлечениях и праздниках.
Принцип целостности.
Например, слушая пьесу М. Глинки «Жаворонок», в первую очередь мы говорим о данной птице, местах ее обитания, ее отличительных чертах. Рассматриваем иллюстрации, альбомы. Смотрим видео, обсуждаем природу. Беседуем о том, что все это неповторимо, и наша задача – сберечь всю красоту родной земли для новых поколений. Затем делаем акцент на творчестве композитора, рассказываем о его творчестве, о том, чем он знаменит.
Принцип минимакса.
Все дети разные и каждый из них развивается своим темпом. Вместе с тем, обучение сориентировано на некий средний уровень, который слишком высок для слабых детей и явно недостаточен для более сильных. Это тормозит развитие, как сильных детей, так и слабых. Например, я работаю в разновозрастной группе, где собраны ребятишки от 4 до 6 лет. Так вот работу в этой группе я строю именно по этому принципу. Чтобы учесть индивидуальные особенности детей и обеспечить им продвижение вперед своим темпом, часто выделяют два, четыре, шесть, восемь и т.д. уровней. Однако реальных уровней в группе ровно столько, сколько детей! Кто возьмет на себя ответственность их точно определить? Выход здесь один: выделить всего лишь два уровня - максимальный, определяемый зоной ближайшего развития детей данной возрастной группы (то, что Л. В. Занков называл "высоким" уровнем трудности), и необходимый минимум, то есть тот минимальный объем знаний, который обеспечивает возможность дальнейшего обучения. Принцип минимакса заключается в следующем: ДОУ обязано предложить своему воспитаннику содержание образования по максимальному уровню, а ребенок может усвоить это содержание по минимальному уровню. (А. А. Леонтьев) Система минимакса является, видимо, оптимальной для реализации индивидуального подхода, так как это саморегулирующаяся система.
Принцип вариативности.
Я использую в работе программы и технологии, основанные на методике музыкального воспитания детей Карла Орфа. Принципы, положенные К. Орфом в основу деятельности школы, сводятся к следующему: активизация творческого начала каждого ребенка; нет музыкально неодаренных детей, музыкальные способности можно развить вне зависимости от степени их выраженности; коллективная музыкальная деятельность детей, совместное музицирование; оптимизация музыкально-ритмического чувства и музыкального слуха; широкое использование первоэлементов музыки (немузыкальных звуков и звукоизвлечения — щелчки, хлопки, притопы, голосовые звуки и т.д.); особая роль слова в вокализации, мелодико-интонационное произнесение; синкретизм (соединение музыки, движения, слова и театра); импровизация; креативность; импровизационный спектакль — итог начального музыкального образования.
Принцип творчества.
Для этого в своей работе я активно использую певческие творческие задания У. Тиличеевой, Т. Бырченко, в музыкально-ритмических движениях – коммуникативные танцы А. Бурениной, в игре на детских музыкальных инструментах – методику Т. Тютюнниковой.
Принцип непрерывности.
У нас в городе очень хорошо налажена работа методических объединений. Наше ГМО музыкантов работает очень плодотворно, на его заседаниях часто обсуждаются вопросы преемственности работы ДОУ и школы. Учителя музыки – частые гости на наших открытых мероприятиях и конкурсах. Воспитанники нашего детского сада посещают концерты, как близлежащей школы, так и Детской школы искусств.
Принцип интеграции образовательных областей.
Интеграция – это состояние связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса, она должна охватывать все виды деятельности. Решая задачу художественно-творческого развития детей в интегрированном образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения мы рассматриваем интеграцию как способ приобщения детей к законам искусства и формирования целостной картины мира.
Музыка – интегрированный предмет, известно давно. О взаимосвязи литературы и музыки написано и сказано очень много, порой музыка вдохновляла поэтов, а порой литературные произведения рождали у композиторов интересные музыкальные идеи. Поэтому форма проведения музыкальных интегрированных занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий.
Искусство, так или иначе, входит в содержание разных занятий, и, прежде всего, через такие образовательные области, как «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Например: тема природы: «Золотая осень» развлечение для детей среднего возраста, которое проходило в музыкальном зале. Данная тема объединила в себе такие образовательные области, как «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
В содержание этой непосредственно образовательной деятельности было включено всё, что дети узнали, выучили, запомнили за месяц: и о осенних природных явлениях, и как лесные звери готовятся к зиме. Дети пели песни, отгадывали загадки, танцевали, играли, и вся их исполнительская и игровая деятельность посвящена одному времени года – осени. Дети слушали «Осеннюю песнь» муз. П. Чайковского, весело танцевали с осенними листьями, включались в игры, хороводы и т.д. В содержании занятия вокруг темы «Золотая осень» объединяется самый разнообразный материал – здесь присутствует совокупность природных явлений в художественных образах.
Нам было важно закрепить у детей: любовь к природе родного края; доброжелательное отношение друг к другу; умение взаимодействовать в группе детей. Вызывать у детей положительные эмоции.
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
Главная задача нового планирования – сделать жизнь детей интересной, связать ее с окружающей действительностью. Возможно учитывать так называемый «событийный» принцип, то есть то, что представляет интерес детей данной возрастной группы, и этот интерес совпадает с интересом взрослых, которые с ними работают. И вся эта работа проводится с учетом основного ведущего вида деятельности, игре. При данном способе планирования работы необходимо чтобы педагоги могли найти интересные темы для работы с детьми, чтобы образовательный процесс был организован соответствующим образом, чтобы жизнь детей была насыщенной, интересной, содержательной, а образовательный процесс- мотивированным. Потому что ребенок способен усваивать образовательную программу, составленную для него взрослым, если она станет его собственной программой, то есть если она для него станет интересной и значимой.
Другой вариант планирования – это реализация проектов. При этом каждый проект - это тема, которой объединены все виды деятельности детей. Продолжительность проекта различна от 1 дня до 1 года. Я активно использую этот метод в своей работе. В прошлом учебном году мы реализовали долгосрочный проект с детьми подготовительных групп «Ложкари», а также проекты «Салют Победы», «Путешествие на необитаемый остров». Наш детский сад приобрел орфовские музыкальные инструменты, поэтому мной был разработан и осуществлен проект «Мы – музыканты», итогом этого проекта стала победа на городском музыкальном конкурсе «Золотой ключик», где мы исполняли пьесу Д. Шостаковича «Шарманка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: "Организация музыкального воспитания в образовательной деятельности с учетом ФГТ".
Статья в которой говорится о том, как важно музыкальное воспитание в дошкольном возрасте...
Организация музыкального воспитания в с.п."Лекотека" (из опыта работы)
В материале представлен опыт работы музыкального руководителя в структурном подразделении "Лекотека"...
Презентация "Методы, средства и формы организации музыкального воспитания детей дошкольного возраста"
Презентация из опыта работы музыкального руководителя. Организация музыкального воспитания в ДОУ....
Задачи и организация музыкального воспитания в дошкольном учреждении.
Задачи,организация и планирование музыкального воспитания в ДОУ....
Реферат по организации музыкального воспитания в детском саду
Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются основные способности ребенка, начинают проявляться его скрытые таланты, идет активное развитие личности. Можно сказать, что ребенок в этом воз...
"Музыкальное занятие в детском саду - основная форма организации музыкального воспитания дошкольников"
Музыкальное занятие-это форма образовательной работы с детьми, в ходе которой осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников....