Правовое воспитание дошкольников
проект (старшая группа) на тему

Правовое воспитание дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravovoe_vospitanie_doshkolni_kov_proekt.docx68.8 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №11» г. Канаш

Проект

«Правовое воспитание дошкольников»

                                Воспитатель

                                          Николаева Р. В.

Канаш 2014

Паспорт проекта

  • Актуальность  
  • Цель и задачи проекта
  • Участники проекта
  • Сроки реализации проекта
  • Ожидаемые результаты
  • Ресурсы
  • Организация и порядок реализации проекта
  • Мониторинг
  • Результаты реализованного проекта
  • Литература

Актуальность

«Уважение к человеку – вот пробный камень.

Если уважение к человеку будет заложено

В сердцах людей, они неизбежно придут

    К созданию  такой социальной, экономической,

Политической системы, которая сделает

Это уважение непреложным законом».

Антуан де Сент-Экзюпири

      Важнейшим достижением системы российского народного образования за последние десятилетия является ее переориентация на принципы гуманизации, на воспитание подрастающего поколения в духе общечеловеческих ценностей и идеалов мира. В свете этого определяются две важнейшие задачи: социальная - существенное изменение положения ребенка в России и педагогическая - формирование элементарной правовой культуры юных членов общества.

     Анализируя современное состояние проблемы - правового воспитания, следует отметить, что в условиях гуманизации и демократизации нашего общества главной причиной ее актуальности является возросший интерес к индивидуальности, личности. Сегодня стало очевидным, что обществу нужна социально зрелая, свободная личность, обладающая правовыми знаниями.

    Ухудшение положения детей, снижение показателей здоровья, благополучия, рост социальной дезадаптации детей, проявляющейся в нарушении норм морали и противоправных действиях, ранней алкоголизации и наркомании, криминализацией сознания и поведения значительной части взрослеющего поколения требуют активизации государственной политики в интересах детей. Новая этика заключается в признании детства как полноценного этапа, естественного периода жизнедеятельности каждого ребенка.

    Обеспечение такого подхода возможно лишь при создании и обеспечении государством соответствующих условий. Поставленная задача может быть решена посредством изменения подходов к воспитательной деятельности, отказа от авторитаризма в воспитании, что, в свою очередь, предполагает построение всего процесса через многостороннюю деятельность, основанную на взаимодействии, сотрудничестве, уважении, доверии к ребенку, через создание в этом процессе условий для его самореализации в качестве социального субъекта. Такие изменения непосредственно связаны с усилением внимания к реализации прав ребенка.

     Значительный вклад в развитие теории, методики и практики правового воспитания, формирования правовой культуры различных социальных групп общества внесли философы, юристы, педагоги, психологи, учителя-практики.

    В разные периоды развития российского образования проблемы правового воспитания рассматривались в работах Н.П. Вербицкого, И.Ф. Рябко, Е.В. Татаривдевой, В.В. Тишенко. Основой для построения учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование нравственно-правового сознания и поведения, являются идеи Н.К. Крупской, А.С. Макаренко. Значимы для исследования работы Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, в которых педагогический процесс рассматривается на основе гуманистического принципа сотрудничества взрослых и детей.

     Вместе с тем, анализ научно-педагогической литературы и практики позволил сделать вывод: несмотря на наличие довольно обширной литературы по проблемам правового воспитания, не все его теоретические аспекты разработаны в равной степени. Среди наиболее актуальных остается проблема правового воспитания детей дошкольного возраста.

     Необходимость с ранних лет формировать у ребенка чувство веры в себя, в свои права и обязанности, связана с позитивным влиянием этих качеств личности на ее самоотношение, самоприятие, самоощущение. Внимание к себе, постепенное осознание своих прав и обязанностей способствует тому, что ребенок приучится быть более свободным, научается уважать себя и других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли (С.А. Козлова).

    Таким образом, одним из направлений правового воспитания является формирование у детей представлений о себе, своих правах и обязанностях, что предполагает:

1) знакомство с основными правами человека, их обязанностями (в доступной форме, с привлечением наглядного материала);

2) создание условий для формирования знаний о нравственно-правовых нормах поведения;

3) развитие представлений о полезности, целесообразности использования прав человека в процессе взаимоотношений.

     Актуальность проекта подтверждается следующими его характеристиками:

а) оно в совокупности отражает вопросы умственного, нравственного, эстетического, правового воспитания;

б) носит междисциплинарный характер: интегрирует знания общей и дошкольной педагогики, детской психологии, юридических наук;

в) отвечает перспективным направлениям совершенствования воспитания человека, позволяя решать важнейшие в современных условиях задачи формирования основ планетарного сознания и нравственного поведения, уважительного отношения к правам человека, что развивает высшие проявления его духовности (гуманные отношения к другим людям).

Основополагающий вопрос:

  • Что необходимо знать воспитателям и родителям по правовому воспитанию детей?
  • Что необходимо знать старшим дошкольникам о своих правах, свободах и ответственности?

Проблемные вопросы:

  • Что включает в себя работа по правовому воспитанию старших дошкольников с педагогами?;
  • Что включает в себя работа по правовому воспитанию дошкольников с родителями?;
  • Что включает в себя работа по правовому воспитанию  старших дошкольников?

Гипотеза:

     если педагоги  будут создавать в ДОУ специальные условия для правового воспитания дошкольников, будут работать в определенной системе с родителями и воспитанниками по данной проблеме, то это будет способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста  основ правового воспитания.

Цель и задачи проекта

Цель проекта – разработка, апробация и внедрение модели системы правового воспитания в детском саду, основанной на социальном партнерстве дошкольного образовательного учреждения с родителями и на повышении уровня правовой культуры персонала.

Задачи:

Основные задачи в работе с педагогами:

  • создать условия для системной работы по правовому воспитанию детей и родителей;
  • ознакомить педагогов с существующими документами по защите прав и достоинства ребенка;
  • организация сбора информации, пополнение фонда правовой литературы законодательными документами, регламентирующими права детей, родителей, ответственность родителей за обеспечение этих прав;
  • повышать уровень правовой культуры педагогов ДОУ.

Основные задачи в работе с родителями:

  • знакомить родителей с нормативно-правовыми документами, основными правами и обязанностями самой семьи;
  • повышать  уровень правовой культуры родителей, их компетентность  в воспитании детей;
  • воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, воспитание и развитие своего ребенка;
  • перестроить исходный взгляд на ребенка, помочь понять и принять, что ребенок – равноправный человек, имеющий право на собственные поступки и мнения;
  • создать особую форму общения между родителями и воспитателями: «Доверительный деловой контакт»

Основные задачи в работе с детьми:

  • сохранять и укреплять здоровье воспитанников, способствовать осознанию понятия «Здоровый образ жизни» и его влияние на состояние здоровья;
  • формировать чувство собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, ответственности;
  • способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;
  • создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения;
  • способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям;
  • воспитывать уважение к правам другого человека, толерантность;
  • развивать эмоциональную сферу ребенка, формировать коммуникативные умения и навыки;
  • знакомить воспитанников в доступной форме с основными документами по защите прав ребенка.

Участники проекта:

  • Дети старшей и подготовительной групп;
  • Воспитатели;
  • Инструктор по физической культуре;
  • Музыкальный руководитель;
  • Родители.

Вид проекта: познавательный.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2014г. – май 2015 г.

Ожидаемые результаты:

  • повышение профессиональной компетенции педагогов по правовому воспитанию дошкольников;
  • создание  воспитательно – образовательной системы  в работе с детьми  старшего дошкольного возраста по правовому воспитанию;
  • освоение родителями положений «Конвенции о правах ребенка» приведет к осознанию прав детей и своих родительских обязанностей;
  • усвоенные знания будут способствовать улучшению детско-родительских отношений в семье;
  • проведенная работа с родителями будет являться профилактикой физического и психологического насилия над детьми дошкольного возраста;
  • данный аспект в деятельности детского сада создаст еще один канал взаимодействия с родителями, привлечет их к участию в образовательном процессе.

Ресурсы:

  • Плакат «Права ребенка»;
  • Альбом «Права ребенка»;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Декларация прав ребенка. Провозглашена резолюцией 1386 (ХIV)

Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года.

         Организация и порядок реализации проекта

  • Занятия
  • Родительские собрания
  • Деловые игры
  • Семинары – практикумы
  • Совместная деятельность родителей и детей
  • Беседы
  • Наглядная агитация
  • Дидактические игры
  • Рассматривание иллюстраций к Конвенции о правах ребенка
  • Решение проблемных ситуаций
  • Праздник
  • Разгадывание кроссвордов, головоломок правовой тематики
  • Викторина        

Этапы проекта:

  • Подготовительный этап.
  • Деятельностный этап.
  • Заключительный этап.

1 этап - подготовительный

  • Изучение литературы.
  • Диагностика детей.
  • Анкетирование педагогов.
  • Подбор материала по правовому воспитанию.

2 этап - деятельностный

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с воспитателями

Сентябрь

- Занятия по правовому

воспитанию детей подготовительной группы на тему: «Что такое права человека?» Ж. Ребенок в детском садуN3/2002 ;

- Беседа "Как люди пришли к тому, что права надо защищать";

- Игротренинг «Чудесные очки»;

- Рассматривание иллюстраций к Конвенции о правах ребенка. Ж. “Обруч” №5/2001.

-Общее родительское собрание «Большие права маленького человека»;

- Оформление информационных стендов в групповых родительских уголках «Права ребенка: нормативные основы, механизмы защиты».

- Анкетирование педагогов «Что значит правовое воспитание  ребенка – дошкольника?» «Чтобы вы хотели знать по вопросам правового воспитания детей?»

- Изучение нормативно-пра-вовых документов по проблеме защиты прав детства;

- Консультация для воспитателей

по защите прав ребёнка и правовому воспитанию.

Октябрь

- Комплексное занятие в старшей группе «Моя семья»;

- Интегрированное занятие  в подготовительной группе «Право ребенка жить и воспитываться в семье». Беседы о правах ребенка. - М.: ТЦ Сфера, 2008;

- Игротренинг «Я и мои чувства»;

- Беседа "Каждый имеет право". Ж."Обруч" 5/2001.

-Родительское собрание «Права  ребенка.  Наказание» (подготови-тельная группа);

-Памятка для родителей «Если ребенок провинился».

Семинар – практикум «Теоретические и практические аспекты формирования правового сознания дошкольников»

Ноябрь

- Интегрированное занятие  в старшей группе «Право ребенка на имя, отчество и фамилию». Беседы о правах ребенка. - М.: ТЦ Сфера, 2008;

- Интегрированное занятие в подготовительной группе "Что означают наши имена?»;

- Праздник “Самый счастливый день в году” (Всемирный день прав детей – 20.11);

- Занятие по рисованию  в старшей группе «Нарисуй  свое  имя»;

- Развлекательная программа “Что в имени тебе моем?” Ж. “Читаем, учим, играем”.№3/2002 стр.28.

- Дидактическая  игра "Как исправить Бармалея?".

- Оформление в ДОУ информационного стенда для родителей «Дети имеют право»;

- Консультация  для  родителей «Права  ребенка  -  соблюдение  их  в  семье»;

-Составление словарика имён членов семьи «Что означают имена».

Деловая игра "Каждый ребёнок имеет право"

Декабрь

- Интегрированное занятие в подготовительной группе «Каждый имеет право

на охрану здоровья и медицинскую помощь». Беседы о правах ребенка. - М.: ТЦ Сфера, 2008;

- Дидактическая игра «Поводырь»;

- Игротренинг «Стиральная машина»;

- Проблемные ситуации на тему: "Мы все разные, но мы все равны". Ж. "Ребенок в детском саду" 5/2002;

- Чтение "Приключения маленького человечка" А.Усачева.

- Консультация для родителей

«Понимаем ли мы  друг друга?»;

- Родительское собрание «Растим здорового ребенка» (старшая группа).

Конкурс "Шире круг"

Январь

-Досуг в подготовительной группе «О правах играя»;

- Игротренинг «Загадывание желаний»;

- Игра "Я не должен" Ж. "Ребенок в детском саду".N4/2002 стр.80         

- Книжно-иллюстративная выставка "Ваши права, дети";

- Дидактическая  игра «Я начну, а ты продолжи";

- Просмотр видеофильмов о семье (В.Катаев “Цветик-семицветик”, р.н.с. “Снегурочка”, “Морозко”).

- Оформление в родительских уголках информации «Защити меня» (проблемы жестокого обращения с детьми).

- Консультация для родителей
«Жестокое обращение с детьми: что это такое?»

Справочное педагогическое бюро "Защита прав и правовое воспитание ребенка"

Февраль

- Интегрированное занятие в старшей и подготовительной группе «Дети имеют право на бесплатное образование». Беседы о правах ребенка. - М.: ТЦ Сфера, 2008;

- Развлечение «Путешествие по сказкам»;

- Словесно-дидактическая игра "Найдите неверные по смыслу предложения";

- Дидактические  игры: «Найди ошибку и исправь", "Выбери нужный ответ", "Подбери пословицы к картинкам", "Какими правами пользовались персонажи?".

«Хочу  все  знать»

(вечер вопросов детей, ответов родителей и воспитателей)

-Индивидуаль-ные беседы и консультации по правовому воспитанию дошкольников;

- Деловая игра «Забота о здоровом образе жизни». Ж. Ребенок в детском саду №5/2003.

Март

Интегрированное занятие в старшей и подготовительной группе «Дети имеют право на отдых»;

- Дидактическая игра  «Кто нарушает право на жизнь»;

Игровой тренинг "Если чужой стучится в дверь"

Ж. "Ребенок в детском саду" N4/2002;        

- Настольно – печатная игра  "Выбери право";

- Интегрированное занятие в подготовительной группе «Ваши права, дети!».

Детско-родительская гостиная «От чистого сердца, простыми сло-вами» (подготовительная группа):

- рассказы детей и взрослых о своих мамах;

- кулинарный класс «Рецепты моей мамы»;

- выставка детских рисунков «Мамочка любимая моя»;

- фотовыставка «Лучшие в мире мамы».

 Педагогический совет «Система работы с детьми по вопросам правового воспитания»

Апрель

-Интегрированное занятие в старшей и подготовительной группе «Дети имеют право говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию,соблюдать обряды своей культуры;

- Викторина «Права литературных героев» (подготовительная группа);

- Каждый  ребенок  имеет  право» (спортивно – музыкальное развлечение

для старших дошкольников)

- Игра "Спиной друг к другу".Ж. "Ребенок в детском саду" N5/2002 ;        

- Дидактическая  игра "Назови права героев".

-Памятки для родителей «Искусство быть родителем»;

- Родительское собрание по теме: "Педагогическая культура родителей" (подготовительная группа).

Деловая игра «Знаем ли мы права ребенка?»

Май

- Интегрированное  занятия в подготовительной группе " Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды";

- Конкурс  знатоков  права» (досуг для детей старшего дошкольного возраста);

- Организация книжной выставки "Мир детства";

-Игра-упражнение "Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся". Ж. "Ребенок в детском саду" 4/2002         

-Конкурс "Счастливый случай" (подготовительная группа);

- Родительское собрание по теме: "Нравственные отношения в семье и в детском саду" (старшая группа);

- Памятки для родителей «Четыре заповеди мудрого родителя».

Самоанализ деятельности педагогов по вопросам правового воспитания.

3 этап – заключительный.

  • Спортивный праздник, посвященный Дню защиты детей»: «Неразлучные друзья – взрослые и дети». Беседы о правах ребенка. - М.: ТЦ Сфера, 2008;
  • Диагностика детей;
  • Обработка и оформление материалов проекта.

Мониторинг

Диагностическая методика Е. В. Соловьевой

 (подготовительная группа)

  1. Знаешь ли ты, что у каждого ребенка есть свои права?
  2. Как ты думаешь, что такое право?
  3. Какие права есть у тебя и других детей?
  4. Какие права ты считаешь самыми важными?
  5. Кто у нас больше всего нуждается в праве на защиту?
  6. Кто защищает права детей?
  7. Можешь ли ты сам защитить свои права и права других детей?

Правильные ответы ребенка на 5-7 вопросов свидетельствуют о высоком уровне правовой культуры; 3-4 вопроса – о среднем уровне; если ребенок ответил менее чем на 3 вопроса, то это говорит о низком уровне сформированности правовой культуры данного дошкольника.

Результаты мониторинга

Сентябрь  2014 год

 Высокий уровень - 10%

Средний уровень - 21%

Низкий уровень - 69 %

Май 2015 год

                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Высокий уровень - 86%

Средний уровень - 14%

Низкий уровень - 2%

Результаты реализованного проекта

  • знание педагогами и родителями  основных правовых документов по защите прав ребенка;
  • повышение правовой культуры педагогов  и родителей;
  • знание детьми правил здорового образа жизни;
  • знание детьми правил о правах, свободах и ответственности;
  • сформированность коммуникативных умений и навыков;

знание детьми основных правовых Документов по защите прав ребенка.

Литература

  • Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М., - 2001, - 234 с.
  • Всеобщая Декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН от 10 декабря 1948 г.
  • Гаврилина С.Ю., Кутявина Н.Г., Топоркова И.К., Щербина С.А. Безопасность вашего малыша. – Ярославль: " Академия развития ", 1997.
  • Герасимова С. «Каждый имеет право».//«Обруч» №5, 2001.
  • Григорьева Л.А. «Защитим права ребенка».//«Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 11, 2008.
  • Данилина Т.А. «Проблема защиты прав ребенка в семье».//Управление дошкольным образовательным учреждением № 6, 2005.
  • Декларация прав ребенка. Провозглашена резолюцией 1386 (ХIV)
  • Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года.
  • Доронова Т. Защита прав и достоинства ребенка в дошкольном учреждении и в семье.//Дошкольное воспитание, - №8, - 2001.
  • Ефимовский Е. Карусель изобретений. Мудрые науки без назидания и скуки. С - Петербург: " Комета Дуэт ", 1994. – 112 с.
  • Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка /Авт.-сост.: Е.В.Соловьева, Т.А.Данилова, Т.С.Лагода, Н.М.Степина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004.
  • Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. ЮНИСЭФ Детский Фонд ООН.
  • Прохорова О.Г.  «Защита детства в международном праве». //Управление дошкольным образовательным учреждением № 6, 2005.
  • Пыжьянова Л. Г.  «Права ребенка».//«Ребенок в детском саду» № 3,4,5 – 2003.
  • Усачев А.Н. Всеобщая Декларация прав человека для детей и взрослых. М: " Ангстрем", 1993.
  • Усачев А. "Приключения маленького человечка" М.: "Самовар" 2000.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовое воспитание дошкольников

Конспекты занятий по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...

План реализации проектной деятельности по нравственно-правовому воспитанию дошкольников “Я и мои права”

Схема реализации проекта по теме: "Я и мои права" с детьми старшего дошкольного возраста....

Занятие по правовому воспитанию дошкольников

Занятие по ознакомлению дошкольников с правами детей....

Конспект занятия по правовому воспитанию дошкольников "О правах играя"

Данное  занятие  разработано  в  рамках  работы  с  дошкольниками  по  правовому  воспитанию  Содержит  множетсво  интересных  игр...

Комплекс занятий по правовому воспитанию дошкольников

Консультации, анкеты, конспекты занятий с детьми  старшего возраста....

Педсовет "Гражданско - правовое воспитание дошкольников"

Тема гражданско-правового воспитания дошкольников достаточно актуальна на сегодняшний день....

Основы правового воспитания дошкольников

Основы правового воспитания дошкольников Когда начинать знакомить ребёнка с его правами и когда начинать воспитывать обязанность не нарушать права других людей?  Этот вопрос всегда сто...