Правовое воспитание дошкольников
проект (старшая группа) на тему
Правовое воспитание дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravovoe_vospitanie_doshkolni_kov_proekt.docx | 68.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №11» г. Канаш
Проект
«Правовое воспитание дошкольников»
Воспитатель
Николаева Р. В.
Канаш 2014
Паспорт проекта
- Актуальность
- Цель и задачи проекта
- Участники проекта
- Сроки реализации проекта
- Ожидаемые результаты
- Ресурсы
- Организация и порядок реализации проекта
- Мониторинг
- Результаты реализованного проекта
- Литература
Актуальность
«Уважение к человеку – вот пробный камень.
Если уважение к человеку будет заложено
В сердцах людей, они неизбежно придут
К созданию такой социальной, экономической,
Политической системы, которая сделает
Это уважение непреложным законом».
Антуан де Сент-Экзюпири
Важнейшим достижением системы российского народного образования за последние десятилетия является ее переориентация на принципы гуманизации, на воспитание подрастающего поколения в духе общечеловеческих ценностей и идеалов мира. В свете этого определяются две важнейшие задачи: социальная - существенное изменение положения ребенка в России и педагогическая - формирование элементарной правовой культуры юных членов общества.
Анализируя современное состояние проблемы - правового воспитания, следует отметить, что в условиях гуманизации и демократизации нашего общества главной причиной ее актуальности является возросший интерес к индивидуальности, личности. Сегодня стало очевидным, что обществу нужна социально зрелая, свободная личность, обладающая правовыми знаниями.
Ухудшение положения детей, снижение показателей здоровья, благополучия, рост социальной дезадаптации детей, проявляющейся в нарушении норм морали и противоправных действиях, ранней алкоголизации и наркомании, криминализацией сознания и поведения значительной части взрослеющего поколения требуют активизации государственной политики в интересах детей. Новая этика заключается в признании детства как полноценного этапа, естественного периода жизнедеятельности каждого ребенка.
Обеспечение такого подхода возможно лишь при создании и обеспечении государством соответствующих условий. Поставленная задача может быть решена посредством изменения подходов к воспитательной деятельности, отказа от авторитаризма в воспитании, что, в свою очередь, предполагает построение всего процесса через многостороннюю деятельность, основанную на взаимодействии, сотрудничестве, уважении, доверии к ребенку, через создание в этом процессе условий для его самореализации в качестве социального субъекта. Такие изменения непосредственно связаны с усилением внимания к реализации прав ребенка.
Значительный вклад в развитие теории, методики и практики правового воспитания, формирования правовой культуры различных социальных групп общества внесли философы, юристы, педагоги, психологи, учителя-практики.
В разные периоды развития российского образования проблемы правового воспитания рассматривались в работах Н.П. Вербицкого, И.Ф. Рябко, Е.В. Татаривдевой, В.В. Тишенко. Основой для построения учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование нравственно-правового сознания и поведения, являются идеи Н.К. Крупской, А.С. Макаренко. Значимы для исследования работы Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, в которых педагогический процесс рассматривается на основе гуманистического принципа сотрудничества взрослых и детей.
Вместе с тем, анализ научно-педагогической литературы и практики позволил сделать вывод: несмотря на наличие довольно обширной литературы по проблемам правового воспитания, не все его теоретические аспекты разработаны в равной степени. Среди наиболее актуальных остается проблема правового воспитания детей дошкольного возраста.
Необходимость с ранних лет формировать у ребенка чувство веры в себя, в свои права и обязанности, связана с позитивным влиянием этих качеств личности на ее самоотношение, самоприятие, самоощущение. Внимание к себе, постепенное осознание своих прав и обязанностей способствует тому, что ребенок приучится быть более свободным, научается уважать себя и других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли (С.А. Козлова).
Таким образом, одним из направлений правового воспитания является формирование у детей представлений о себе, своих правах и обязанностях, что предполагает:
1) знакомство с основными правами человека, их обязанностями (в доступной форме, с привлечением наглядного материала);
2) создание условий для формирования знаний о нравственно-правовых нормах поведения;
3) развитие представлений о полезности, целесообразности использования прав человека в процессе взаимоотношений.
Актуальность проекта подтверждается следующими его характеристиками:
а) оно в совокупности отражает вопросы умственного, нравственного, эстетического, правового воспитания;
б) носит междисциплинарный характер: интегрирует знания общей и дошкольной педагогики, детской психологии, юридических наук;
в) отвечает перспективным направлениям совершенствования воспитания человека, позволяя решать важнейшие в современных условиях задачи формирования основ планетарного сознания и нравственного поведения, уважительного отношения к правам человека, что развивает высшие проявления его духовности (гуманные отношения к другим людям).
Основополагающий вопрос:
- Что необходимо знать воспитателям и родителям по правовому воспитанию детей?
- Что необходимо знать старшим дошкольникам о своих правах, свободах и ответственности?
Проблемные вопросы:
- Что включает в себя работа по правовому воспитанию старших дошкольников с педагогами?;
- Что включает в себя работа по правовому воспитанию дошкольников с родителями?;
- Что включает в себя работа по правовому воспитанию старших дошкольников?
Гипотеза:
если педагоги будут создавать в ДОУ специальные условия для правового воспитания дошкольников, будут работать в определенной системе с родителями и воспитанниками по данной проблеме, то это будет способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста основ правового воспитания.
Цель и задачи проекта
Цель проекта – разработка, апробация и внедрение модели системы правового воспитания в детском саду, основанной на социальном партнерстве дошкольного образовательного учреждения с родителями и на повышении уровня правовой культуры персонала.
Задачи:
Основные задачи в работе с педагогами:
- создать условия для системной работы по правовому воспитанию детей и родителей;
- ознакомить педагогов с существующими документами по защите прав и достоинства ребенка;
- организация сбора информации, пополнение фонда правовой литературы законодательными документами, регламентирующими права детей, родителей, ответственность родителей за обеспечение этих прав;
- повышать уровень правовой культуры педагогов ДОУ.
Основные задачи в работе с родителями:
- знакомить родителей с нормативно-правовыми документами, основными правами и обязанностями самой семьи;
- повышать уровень правовой культуры родителей, их компетентность в воспитании детей;
- воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, воспитание и развитие своего ребенка;
- перестроить исходный взгляд на ребенка, помочь понять и принять, что ребенок – равноправный человек, имеющий право на собственные поступки и мнения;
- создать особую форму общения между родителями и воспитателями: «Доверительный деловой контакт»
Основные задачи в работе с детьми:
- сохранять и укреплять здоровье воспитанников, способствовать осознанию понятия «Здоровый образ жизни» и его влияние на состояние здоровья;
- формировать чувство собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, ответственности;
- способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;
- создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения;
- способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям;
- воспитывать уважение к правам другого человека, толерантность;
- развивать эмоциональную сферу ребенка, формировать коммуникативные умения и навыки;
- знакомить воспитанников в доступной форме с основными документами по защите прав ребенка.
Участники проекта:
- Дети старшей и подготовительной групп;
- Воспитатели;
- Инструктор по физической культуре;
- Музыкальный руководитель;
- Родители.
Вид проекта: познавательный.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2014г. – май 2015 г.
Ожидаемые результаты:
- повышение профессиональной компетенции педагогов по правовому воспитанию дошкольников;
- создание воспитательно – образовательной системы в работе с детьми старшего дошкольного возраста по правовому воспитанию;
- освоение родителями положений «Конвенции о правах ребенка» приведет к осознанию прав детей и своих родительских обязанностей;
- усвоенные знания будут способствовать улучшению детско-родительских отношений в семье;
- проведенная работа с родителями будет являться профилактикой физического и психологического насилия над детьми дошкольного возраста;
- данный аспект в деятельности детского сада создаст еще один канал взаимодействия с родителями, привлечет их к участию в образовательном процессе.
Ресурсы:
- Плакат «Права ребенка»;
- Альбом «Права ребенка»;
- Конвенция о правах ребенка;
- Декларация прав ребенка. Провозглашена резолюцией 1386 (ХIV)
Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года.
Организация и порядок реализации проекта
- Занятия
- Родительские собрания
- Деловые игры
- Семинары – практикумы
- Совместная деятельность родителей и детей
- Беседы
- Наглядная агитация
- Дидактические игры
- Рассматривание иллюстраций к Конвенции о правах ребенка
- Решение проблемных ситуаций
- Праздник
- Разгадывание кроссвордов, головоломок правовой тематики
- Викторина
Этапы проекта:
- Подготовительный этап.
- Деятельностный этап.
- Заключительный этап.
1 этап - подготовительный
- Изучение литературы.
- Диагностика детей.
- Анкетирование педагогов.
- Подбор материала по правовому воспитанию.
2 этап - деятельностный
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с воспитателями | |
Сентябрь | - Занятия по правовому воспитанию детей подготовительной группы на тему: «Что такое права человека?» Ж. Ребенок в детском садуN3/2002 ; - Беседа "Как люди пришли к тому, что права надо защищать"; - Игротренинг «Чудесные очки»; - Рассматривание иллюстраций к Конвенции о правах ребенка. Ж. “Обруч” №5/2001. | -Общее родительское собрание «Большие права маленького человека»; - Оформление информационных стендов в групповых родительских уголках «Права ребенка: нормативные основы, механизмы защиты». | - Анкетирование педагогов «Что значит правовое воспитание ребенка – дошкольника?» «Чтобы вы хотели знать по вопросам правового воспитания детей?» - Изучение нормативно-пра-вовых документов по проблеме защиты прав детства; - Консультация для воспитателей по защите прав ребёнка и правовому воспитанию. | |
Октябрь | - Комплексное занятие в старшей группе «Моя семья»; - Интегрированное занятие в подготовительной группе «Право ребенка жить и воспитываться в семье». Беседы о правах ребенка. - М.: ТЦ Сфера, 2008; - Игротренинг «Я и мои чувства»; - Беседа "Каждый имеет право". Ж."Обруч" 5/2001. | -Родительское собрание «Права ребенка. Наказание» (подготови-тельная группа); -Памятка для родителей «Если ребенок провинился». | Семинар – практикум «Теоретические и практические аспекты формирования правового сознания дошкольников» | |
Ноябрь | - Интегрированное занятие в старшей группе «Право ребенка на имя, отчество и фамилию». Беседы о правах ребенка. - М.: ТЦ Сфера, 2008; - Интегрированное занятие в подготовительной группе "Что означают наши имена?»; - Праздник “Самый счастливый день в году” (Всемирный день прав детей – 20.11); - Занятие по рисованию в старшей группе «Нарисуй свое имя»; - Развлекательная программа “Что в имени тебе моем?” Ж. “Читаем, учим, играем”.№3/2002 стр.28. - Дидактическая игра "Как исправить Бармалея?". | - Оформление в ДОУ информационного стенда для родителей «Дети имеют право»; - Консультация для родителей «Права ребенка - соблюдение их в семье»; -Составление словарика имён членов семьи «Что означают имена». | Деловая игра "Каждый ребёнок имеет право" | |
Декабрь | - Интегрированное занятие в подготовительной группе «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь». Беседы о правах ребенка. - М.: ТЦ Сфера, 2008; - Дидактическая игра «Поводырь»; - Игротренинг «Стиральная машина»; - Проблемные ситуации на тему: "Мы все разные, но мы все равны". Ж. "Ребенок в детском саду" 5/2002; - Чтение "Приключения маленького человечка" А.Усачева. | - Консультация для родителей «Понимаем ли мы друг друга?»; - Родительское собрание «Растим здорового ребенка» (старшая группа). | Конкурс "Шире круг" | |
Январь | -Досуг в подготовительной группе «О правах играя»; - Игротренинг «Загадывание желаний»; - Игра "Я не должен" Ж. "Ребенок в детском саду".N4/2002 стр.80 - Книжно-иллюстративная выставка "Ваши права, дети"; - Дидактическая игра «Я начну, а ты продолжи"; - Просмотр видеофильмов о семье (В.Катаев “Цветик-семицветик”, р.н.с. “Снегурочка”, “Морозко”). | - Оформление в родительских уголках информации «Защити меня» (проблемы жестокого обращения с детьми). - Консультация для родителей | Справочное педагогическое бюро "Защита прав и правовое воспитание ребенка" | |
Февраль | - Интегрированное занятие в старшей и подготовительной группе «Дети имеют право на бесплатное образование». Беседы о правах ребенка. - М.: ТЦ Сфера, 2008; - Развлечение «Путешествие по сказкам»; - Словесно-дидактическая игра "Найдите неверные по смыслу предложения"; - Дидактические игры: «Найди ошибку и исправь", "Выбери нужный ответ", "Подбери пословицы к картинкам", "Какими правами пользовались персонажи?". | «Хочу все знать» (вечер вопросов детей, ответов родителей и воспитателей) | -Индивидуаль-ные беседы и консультации по правовому воспитанию дошкольников; - Деловая игра «Забота о здоровом образе жизни». Ж. Ребенок в детском саду №5/2003. | |
Март | Интегрированное занятие в старшей и подготовительной группе «Дети имеют право на отдых»; - Дидактическая игра «Кто нарушает право на жизнь»; Игровой тренинг "Если чужой стучится в дверь" Ж. "Ребенок в детском саду" N4/2002; - Настольно – печатная игра "Выбери право"; - Интегрированное занятие в подготовительной группе «Ваши права, дети!». | Детско-родительская гостиная «От чистого сердца, простыми сло-вами» (подготовительная группа): - рассказы детей и взрослых о своих мамах; - кулинарный класс «Рецепты моей мамы»; - выставка детских рисунков «Мамочка любимая моя»; - фотовыставка «Лучшие в мире мамы». | Педагогический совет «Система работы с детьми по вопросам правового воспитания» | |
Апрель | -Интегрированное занятие в старшей и подготовительной группе «Дети имеют право говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию,соблюдать обряды своей культуры; - Викторина «Права литературных героев» (подготовительная группа); - Каждый ребенок имеет право» (спортивно – музыкальное развлечение для старших дошкольников) - Игра "Спиной друг к другу".Ж. "Ребенок в детском саду" N5/2002 ; - Дидактическая игра "Назови права героев". | -Памятки для родителей «Искусство быть родителем»; - Родительское собрание по теме: "Педагогическая культура родителей" (подготовительная группа). | Деловая игра «Знаем ли мы права ребенка?» | |
Май | - Интегрированное занятия в подготовительной группе " Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды"; - Конкурс знатоков права» (досуг для детей старшего дошкольного возраста); - Организация книжной выставки "Мир детства"; -Игра-упражнение "Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся". Ж. "Ребенок в детском саду" 4/2002 | -Конкурс "Счастливый случай" (подготовительная группа); - Родительское собрание по теме: "Нравственные отношения в семье и в детском саду" (старшая группа); - Памятки для родителей «Четыре заповеди мудрого родителя». | Самоанализ деятельности педагогов по вопросам правового воспитания. |
3 этап – заключительный.
- Спортивный праздник, посвященный Дню защиты детей»: «Неразлучные друзья – взрослые и дети». Беседы о правах ребенка. - М.: ТЦ Сфера, 2008;
- Диагностика детей;
- Обработка и оформление материалов проекта.
Мониторинг
Диагностическая методика Е. В. Соловьевой
(подготовительная группа)
- Знаешь ли ты, что у каждого ребенка есть свои права?
- Как ты думаешь, что такое право?
- Какие права есть у тебя и других детей?
- Какие права ты считаешь самыми важными?
- Кто у нас больше всего нуждается в праве на защиту?
- Кто защищает права детей?
- Можешь ли ты сам защитить свои права и права других детей?
Правильные ответы ребенка на 5-7 вопросов свидетельствуют о высоком уровне правовой культуры; 3-4 вопроса – о среднем уровне; если ребенок ответил менее чем на 3 вопроса, то это говорит о низком уровне сформированности правовой культуры данного дошкольника.
Результаты мониторинга
Сентябрь 2014 год
Высокий уровень - 10%
Средний уровень - 21%
Низкий уровень - 69 %
Май 2015 год
Высокий уровень - 86%
Средний уровень - 14%
Низкий уровень - 2%
Результаты реализованного проекта
- знание педагогами и родителями основных правовых документов по защите прав ребенка;
- повышение правовой культуры педагогов и родителей;
- знание детьми правил здорового образа жизни;
- знание детьми правил о правах, свободах и ответственности;
- сформированность коммуникативных умений и навыков;
знание детьми основных правовых Документов по защите прав ребенка.
Литература
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М., - 2001, - 234 с.
- Всеобщая Декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН от 10 декабря 1948 г.
- Гаврилина С.Ю., Кутявина Н.Г., Топоркова И.К., Щербина С.А. Безопасность вашего малыша. – Ярославль: " Академия развития ", 1997.
- Герасимова С. «Каждый имеет право».//«Обруч» №5, 2001.
- Григорьева Л.А. «Защитим права ребенка».//«Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 11, 2008.
- Данилина Т.А. «Проблема защиты прав ребенка в семье».//Управление дошкольным образовательным учреждением № 6, 2005.
- Декларация прав ребенка. Провозглашена резолюцией 1386 (ХIV)
- Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года.
- Доронова Т. Защита прав и достоинства ребенка в дошкольном учреждении и в семье.//Дошкольное воспитание, - №8, - 2001.
- Ефимовский Е. Карусель изобретений. Мудрые науки без назидания и скуки. С - Петербург: " Комета Дуэт ", 1994. – 112 с.
- Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка /Авт.-сост.: Е.В.Соловьева, Т.А.Данилова, Т.С.Лагода, Н.М.Степина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004.
- Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. ЮНИСЭФ Детский Фонд ООН.
- Прохорова О.Г. «Защита детства в международном праве». //Управление дошкольным образовательным учреждением № 6, 2005.
- Пыжьянова Л. Г. «Права ребенка».//«Ребенок в детском саду» № 3,4,5 – 2003.
- Усачев А.Н. Всеобщая Декларация прав человека для детей и взрослых. М: " Ангстрем", 1993.
- Усачев А. "Приключения маленького человечка" М.: "Самовар" 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правовое воспитание дошкольников
Конспекты занятий по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...
План реализации проектной деятельности по нравственно-правовому воспитанию дошкольников “Я и мои права”
Схема реализации проекта по теме: "Я и мои права" с детьми старшего дошкольного возраста....
Занятие по правовому воспитанию дошкольников
Занятие по ознакомлению дошкольников с правами детей....
Конспект занятия по правовому воспитанию дошкольников "О правах играя"
Данное занятие разработано в рамках работы с дошкольниками по правовому воспитанию Содержит множетсво интересных игр...
Комплекс занятий по правовому воспитанию дошкольников
Консультации, анкеты, конспекты занятий с детьми старшего возраста....
Педсовет "Гражданско - правовое воспитание дошкольников"
Тема гражданско-правового воспитания дошкольников достаточно актуальна на сегодняшний день....
Основы правового воспитания дошкольников
Основы правового воспитания дошкольников Когда начинать знакомить ребёнка с его правами и когда начинать воспитывать обязанность не нарушать права других людей? Этот вопрос всегда сто...
- Мне нравится (1)