Игры для развития эмоциональной сферы детей
картотека на тему

Логинова Екатерина Викторовна

Новые, нестандартные игры на развития эмоций могут успешно сочетается с самыми разными видами деятельности (от бесед и рисования до танцевальных движений).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_dlya_razvitiya_emotsionalnoy_sfery_detey.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Игры для развития эмоциональной сферы детей

В качестве эффективно работающих нестандартных игр можно предложить.

  1. «Необычный колобок»

 Для организации общения с дошкольниками в кругу большинство педагогов используют мяч, передаваемый от одного ребенка к другому. Это помогает создать настрой на общую деятельность, сформировать «единое пространство группы».

Опыт показывает, что интерес детей 3-5 лет к работе в подгруппе значительно возрастает, если им предлагается не просто мячик, а «колобок».

 (небольшой шарик с двумя нанесенными маркером  контрастным выражением лица с одной стороны веселым с другой грустным). Вспоминая сказку, ребенок младшей и средней группы воспринимает «колобка» как реального собеседника, эмоционально сопереживает ему и, как правило, поворачивает к себе именно той стороной, которое отражает его настроение. С помощью такого сказочного посредника  даже не очень общительные дети легче идут на контакт с педагогом и сверстниками, охотнее высказывают свое  впечатление от участия в совместных играх и упражнениях, а значит – активнее действуют и эмоционально раскрываются.

  1. «Живые картинки» - (игра с подгруппой детей 3-5 лет)

Педагог поочередно рассматривает с детьми схематические картинки людей и объясняет, какие действия нужно выполнить. Например, улыбающееся лицо на картинке (рот «лодочкой», уголками вверх) – значит, настроение веселое, можно всем вместе порадоваться, попрыгать; спокойное лицо (линяя рта прямая) – отдыхаем, стоим на месте; грустное лицо («лодочка» перевернута уголками вниз) – мы расстроены, приседаем, закрывая глаза ладошками. Поочередно меняя изображения и выполняя вместе с детьми соответствующие действия, педагог как бы оживляет картинки. Игра способствует закреплению представлений детей об основных видах настроения и способах его выражения с помощью движений.

Вариант игры – под музыку дети берут  из «волшебного мешочка»  по одному рисунку с изображением сказочного персонажа и внимательно его рассматривают. По завершению музыкального фрагмента каждому ребенку нужно найти обладателя такого же рисунка и встать с ним в пару. Правильность выполнения задания педагог проверяет каждый раз, при этом аплодисментами награждаются все участники – для развития у них позитивного эмоционального отклика на общее игровое взаимодействие.

  1. «Дорисуй портрет» (игра для детей 4-7 лет индивидуальная и подгрупповая 2-3 человека)

Каждый ребенок получает возможность «помочь художнику», завершив его работу. На портрете заготовке с уже имеющимся изображениями глаз и носа ему предстоит самостоятельно нарисовать рот (по своему выбору, например  с уголками вверх – улыбающийся, радостный; с уголками вниз – грустный, расстроенный). А  затем в месте с педагогом он пробует отгадать, какое настроение было у человека, изображенного на картине. Дети, таким образом, в занимательной и непринужденной форме упражняются в умении отличать проявления основных чувств человека и сопоставлять с разными  эмоционально окрашенными ситуациями.

Для работы со старшими дошкольниками (5-7лет) в подгруппе аналогичную игру можно провести с объемной моделью – воздушным шариками, прикрепляя к ним с помощью двухстороннего скотча улыбки (веселые, грустные, растерянные, жалобные. В результате портрет становится завершенным и выразительным.  С помощью данного упражнения у старших дошкольников появляется возможность узнать свое настроение среди прочих, назвать его, определенным образом реагировать, наводя порядок в своем внутреннем мире. Нахождение похожих изображений среди получившихся в дальнейшем стимулирует детей к совместной игре, развивая необходимые навыки самостоятельного общения со сверстниками.

  1. «Разноцветные бабочки» (игровое упражнение для работы индивидуально или по два человека с детьми 4-6 лет)

Детям среднего дошкольного возраста предлагается, используя магнитную доску или мольберт, составить изображения бабочек из 4-5 частей, а старшим из 5-7 цветных фрагментов. Для педагога это упражнение информативно, так как состояние цветов напрямую свидетельствует о внутреннем эмоциональном состоянии ребенка. Кроме того, параллельно можно  заняться профилактикой эмоционального перенапряжения, предложив детям «разбудить» получившихся бабочек, изображая их полет под музыку (например, с помощью движений рук). Проведение подобных упражнений, дошкольники с удовольствием в них участвуют и таким образом осваивают несложный способ самовыражения и активной эмоциональной разрядки.

  1. «Сказочная радуга» (игровое упражнение для работы с детьми 5-7 лет)

Под музыкальное сопровождение можно использовать из альбома А. П. Чайковского «Времена года». Участники игры превращаются в разноцветные карандаши из коробки. Каждый «волшебный карандаш», пробует  с помощью движений, мимики и жестов показать, какие предметы он своим цветом может раскрасить, остальные стараются этот цвет отгадать и назвать. В случае точного ответа свои силы пробует следующий участник, а правильно названные карандаши берутся за руки, образуя сов «волшебную радугу». Последовательность ее цветов и их сочетание подробно обсуждается с дошкольниками. С очередным включение музыкального фрагмента волшебство завершается, а на память о «чудесном превращении» дети совместно с педагогом выкладывают радугу из карандашей или рисуя ее на общем листе. Данное игровое упражнение способствует проявлению индивидуальных цветовых предпочтений детей, но и стимулирует к объединению в игровое сообщество, вызывая у них позитивный эмоциональный отклик на совместную деятельность со сверстниками.

Этими несложными играми и упражнениями на развитие «гаммы чувств» можно научить не только детей, но и родителей. Ведь для каждого ребенка, только еще открывающего для себя мир, важно, чтобы микроклимат в детском саду и семье был по возможности позитивным, устойчивым и стабильным. Новые, нестандартные игры на развития эмоций могут успешно сочетается с самыми разными видами деятельности (от бесед и рисования до танцевальных движений). При этом включение музыки и применение современных технических средств (например, мультимедийной системы для показа наиболее ярких фрагментов детско-родительского взаимодействия) также служит улучшению общего настроя всех присутствующих и повышению их эмоционального тонуса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игры на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста"

Игры для старшего дошкольного возраста на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста....

Игры на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Представленные игры по развитию эциональной сферы будут полезны в работе педагога-психолога и воспитателя....

Игры на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Представленные игры будут полезны в работе педагога-психолога, воспитателей ДОО...

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Эмоции играют важную роль в жизни дошкольников, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выр...

Игры для развития эмоциональной сферы детей (3-7 лет).

Игры для развития эмоциональной сферы детей (3-7 лет)....