Обучение детей правилам безопасного поведения
консультация на тему

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учащение случаев детского травматизма, случаев получения детьми психологических травм, а также гибели и исчезновении детей в последнее время актуально ставит вопрос обеспечения безопасности детей.

Спектр областей окружающего мира, в соприкосновении с которыми ребёнок может подвергаться разного рода опасности, охватывает все стороны его жизни (рис.1). Ребёнка необходимо познакомить со всеми возможными опасностями, иначе он окажется незащищённым в той или иной области.

На сегодняшний день общество накопило огромный социальный опыт обеспечения личной и общественной безопасности, передать который ребёнку в кротчайшие сроки можно только путём целенаправленного воспитания и обучения.

В детских садах воспитание общей культуры поведения начинается в младших группах, на третьем году жизни ребёнка. С этого времени должно начинаться и его обучение безопасному поведению в обществе.

Известно, что процесс обучения реализуется через:

  • содержание обучения,
  • формы его организации,
  • методы
  • и средства.

Обзор различных программ по ОБЖ дошкольников позволил мне представить на Ваше рассмотрение следующее содержание обучения  безопасному поведению дошкольников и консультирования их родителей (рис.2)

При отборе содержания, определения форм организации, методов и средств обучения воспитатель, наряду с возрастными особенностями детей и местными условиями (тип поселения, местность, инфраструктура и т.п.),  должен руководствоваться объективными закономерностями, исходными положениями, лежащими в основе любого обучения – принципами обучения (рис.3).

Для того чтобы обеспечить должное усвоение содержания обучения детей безопасному поведению и выходу из опасных ситуаций с минимальными последствиями необходимо использовать весь арсенал известных в педагогике типов и методов обучения (рис.4,5)

Воспитатель выбирает формы обучения, соответствующие возрасту детей, их индивидуальным особенностям, наилучшим образом позволяющие усвоить изучаемую тему. Обучение правилам безопасности даст желаемый результат, если оно будет прочно связано со всеми разделами программы, если на занятиях по развитию речи, ФЭМП, изодеятельности, физической культуре, музыкальных занятиях и в повседневной жизни у детей сформируются культура поведения, выдержка и дисциплина.

При обучении детей ОБЖ возможно использовать как традиционные, так и нетрадиционные формы обучения (рис.6) как на занятиях, так и вне их (рис.7).

Следует отметить важность как теоретической, так и практической стороны обучения детей вопросам ОБЖ. Однако практическим методам обучения всё же должно быть отдано предпочтение.

Для того чтобы процесс обучения был наиболее эффективным важно решить последовательно следующие задачи:

  • заинтересовать детей вопросами  безопасности,
  • познакомить их с правилами безопасности,
  • постепенно вводить эти правила в жизнь детей,  
  • показать разнообразие их применения в жизненных ситуациях,
  • упражнять дошкольников в умении применять эти правила.

Согласно существующей в дошкольной педагогике и психологии точке зрения, нормы и правила поведения становятся «достоянием» ребенка только при условии, если они преломляются через внутренний мир самого дошкольника, через его собственную активную деятельность. Свою же активность, как известно,  ребенок проявляет прежде всего в игровой деятельности. Следовательно, освоение опыта безопасного поведения, овладение соответствующими умениями и введение их в повседневную жизнь должно осуществляться на основе игры.

Тренинги по обучению детей безопасному поведению могут проходить в виде игровых упражнений, дидактических игр, сюжетно-ролевых игр, в которых обыгрывается воображаемая опасная ситуации в развёрнутом виде с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.

Долгих Т.В. предлагает разделить обучение на три этапа:

  1. обогащающий,
  2. имитационный,
  3. практический.


Целью первого (обогащающего) этапа является накопление и систематизация знаний детей о правилах безопасного поведения.

Необходимо отметить, что большое внимание должно уделяться мотивации деятельности. Особая роль, по её мнению,  должна отводится игровому персонажу – например Стобеду (герой произведений Д. Орловой), который рассказывает истории, происходившие с ним (из-за нарушения правил безопасности), и «открывает» вместе с детьми правила поведения, а также загадывает загадки, приносит картинки и разные задания и т. п. На примерах из жизни выбранного игрового персонажа педагог показывает, что может случиться, если не соблюдать правила безопасности.

В процессе целенаправленной работы по обогащению знаний о правилах безопасности жизнедеятельности происходит постепенное осознание детьми их смысла.

После того, как дети начнут выделять источники опасности, способы обращения с потенциально опасными предметами и поведения в опасных ситуациях, понимать необходимость соблюдения мер предосторожности, Долгих предлагает организовать второй (имитационный) этап обучения, цель которого  состоит в формировании у детей умений безопасного поведения.

Учитывая сложность предлагаемого детям содержания и трудность при  демонстрации источников опасности, автором предлагается использовать ситуативно-имитационное моделирование (СИМ) как возможность имитировать действия с потенциально опасными предметами и моделировать угрожающие ситуации с учетом активной позиции ребенка.

Научившись поступать определенным образом в игровых условиях, воспроизводящих контакт с потенциально опасными предметами и ситуациями, дошкольники намного увереннее чувствуют себя в реальной жизни.

На данном этапе обучения важную роль играет создание игровой среды.

Условиями реализации метода СИМ в работе с детьми являются:

  • использование макета обстановки, содержащей опасность, или специально сконструированной предметно-игровой среды;
  • введение значимой для дошкольников мотивации деятельности;
  • предварительное разыгрывание ситуаций воспитателем с постепенным вовлечением детей;
  •  «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления игровой деятельности;
  • поддержание адекватного эмоционального фона.

Третий этап (практический) посвящен формированию умений безопасного обращения с доступными потенциально опасными предметами домашнего обихода и приобретению навыков действия в потенциально опасных ситуациях (например, переход улицы, взаимодействие с уличной собакой и т.п.).

Так детей можно учить пользоваться молотком и гвоздями, ножом, теркой, маленьким утюгом. Такая деятельность в основном осуществляется дома родителями. Выходя на летнюю прогулку, ребёнок должен сам осознанно надевать головной убор, знать, как безопасно качаться на качелях. Переходя улицу с родителями,  ребёнок может озвучить и выполнить правила перехода.

В дошкольном учреждении полученные умения закрепляются и развиваются на занятиях по экологическому и трудовому воспитанию, ознакомлению с окружающим, в практических видах деятельности. Для закрепления приемов оказания первой помощи при порезах, ожогах, ушибах проводятся специальные занятия с участием медицинской сестры. Для освоения и закрепления навыка эвакуации из горящего помещения в детском саду ежегодно проводятся тренинги для детей среднего и старшего возраста.

В детском саду у детей имеется не только возможность попрактиковаться в освоенных умениях пользования потенциально опасными предметами быта, но и оценить умения других детей.

Но сколько бы усилий ни прилагали воспитатели на I и II этапе обучения, без III – практического этапа, реализуемого родителями в семье, невозможно сформировать устойчивые навыки безопасного поведения ребёнка в социуме.

Поэтому одной из главных задач обучения детей основам безопасности жизнедеятельности и здоровому образу жизни должно стать привлечение родителей к этому процессу, оказание им помощи в организации практического этапа обучения в условиях семьи.

С этой целью целесообразно ознакомить родителей с задачами и программой обучения как в целом, так и на текущий учебный год в частности. Донести до них актуальность проблемы и невозможность её решения без их участия.

  • Родительские собрания,
  • папки-передвижки и другие виды печатной информации,
  • знакомство родителей с предметно-развивающей средой и дидактическими играми по теме,
  • фотоотчёты родителей по способам обращения детей с опасными предметами дома и на улице, экскурсиям по улицам города, прогулкам в лесу и совместное оформление альбома «С этим я знаком и умею обходить опасность стороной»
  • приглашение родителей на занятия по темам ОБЖ -

вот тот далеко не полный список возможных форм работы с родителями по формированию у их детей устойчивых навыков безопасного поведения.

Планомерная деятельность со стороны взрослых, направленная на формирование опыта безопасного поведения является важным условием подготовки ребенка к безопасному существованию в окружающей среде и носит пропедевтический, профилактический характер.

В заключении хочется привести некоторые методические рекомендации, на которые следует обратить особое внимание:

  • Учитывая, что дошкольники имеют разный уровень индивидуального развития, занятия нужно проводить с учетом их интересов.
  • Поддерживать в детях заинтересованность в процессе обучения легче, совмещая его с шутками и забавами.
  • Регулирование поведения дошкольников путем прямых запретов должно быть минимальным и их отбор должен быть тщательно продуман. Для введения правил по нежелательным действиям, требующих регулирования, необходимо найти позитивные способы воздействия на детей. Важно использовать каждую возможность, чтобы похвалить детей за хороший поступок, за соблюдение запретов.
  • Для того чтобы дошкольники увидели реализацию конкретных правил безопасности в жизненных ситуациях, поняли необходимость их соблюдения, знали, к чему может привести нарушение мер предосторожности, целесообразно  анализировать поступки героев в опасных ситуациях.
  • «Что если...?» Вопросы такого типа позволяют, во-первых, выявить, как ребенок, скорее всего, поступит в той или иной ситуации, во-вторых, обсудить ситуацию и скорректировать поведение детей.
  • Ясно, что для дошкольников нужно много раз повторять устную информацию и также многократно проводить с ними практические занятия по безопасности, поэтому необходимо использовать всё возможное разнообразие методов и приемов.
  • Каламбуры, песни, стихи помогут научить детей разнообразным сведениям о безопасности. Дошкольникам проще запомнить жизненно важные правила безопасности, если они зарифмованы.
  • В освоении детьми правил безопасности важную роль играет четкая речь воспитателя и стиль его взаимодействия с детьми (авторитарный, демократический или либеральный).
  • Нельзя забывать, что в каждой группе детского сада имеются дошкольники, входящие в "группу риска". Это могут быть излишне подвижные дети или, наоборот, слишком заторможенные. С ними воспитатель проводит занятия с учетом их индивидуальных особенностей и в обязательном порядке организует работу с их родителями.
  • Проводя занятия, не следует говорить о тяжелых последствиях несчастных случаев. Дети, например, должны понимать опасности, связанные с дорожным движением, но не бояться улицы, так как чувство страха парализует способность сосредоточиться, снижает находчивость в момент фактической опасности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с детьми старшей группы по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах и улицах на тему «Правила движения достойны уважения»

Программное содержание:Обучающие задачи: Познакомить детей с разрешающим дорожным знаком «Велосипедная дорожка» и с запрещающим дорожным знаком «Движение на велосипедах запрещено», объяснить детям об ...

Обучение детей правилам безопасного поведения на улицах города.

Дети – самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды – обязанность родителей и воспитателей. Поэтому обучение безопасному поведению на ули...

Мастер - класс для педагогов ДОУ по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах и профилактики ДДТТ. «Школа безопасности в каверзных вопросах»

Данный материал предназначен для педагогов ДОУ. Может использоваться в работе с родителями, детьми и педагогами....

Доклад «Обучение детей правилам безопасного поведения на дороге и пожарной безопасности»

Доклад«Обучение детей правилам безопасного поведения                   на дороге и пожарной безопасности&raqu...

Квест-игра по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах «В поисках сокровищ» для детей старшей группы ________________________________________

Цель. Продолжать учить детей соблюдать и выполнять правила безопасного поведения на дорогах....

«Обучение детей правилам безопасного поведения на дороге и пожарной безопасности»

Статья«Обучение детей правилам безопасного поведения                    на дороге и пожарной безопасност...