Великий праздник - Пасха.Комплексно -тематическое занятие в подготовительной группе.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Программное содержание : продолжать знакомить детей с народными праздниками; рассказать о значении праздника Пасхи для русского народа, о том, что русские люди считают Пасху главным христианским праздником; познакомить детей с пасхальными народными приметами, пасхальными играми, пасхальными обрядами и обычаями; развивать творческие способности ; воспитывать уважение к традициям русского народа.
Продолжать знакомить детей с искусством миниатюры на яйце (славянскими писанками).Дать представление о истории возникновения этого искусства, специфике композиции и орнаментального строя. Воспитывать интерес к народному искусству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasha.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексно -тематическое занятие в подготовительной группе
Тема : «Великий праздник - Пасха.» (Познание. Художественное творчество. Лепка с элементами аппликации.)
Тема : «Декоративные пасхальные яйца – писанки.»
Программное содержание : продолжать знакомить детей с народными праздниками; рассказать о значении праздника Пасхи для русского народа, о том, что русские люди считают Пасху главным христианским праздником; познакомить детей с пасхальными народными приметами, пасхальными играми, пасхальными обрядами и обычаями; развивать творческие способности ; воспитывать уважение к традициям русского народа.
Продолжать знакомить детей с искусством миниатюры на яйце (славянскими писанками).Дать представление о истории возникновения этого искусства, специфике композиции и орнаментального строя. Воспитывать интерес к народному искусству.
Предварительная работа : беседа с детьми о народных праздниках, рассматривание иллюстраций, мини – выставка коллекции сувенирных яиц; раскраски.
Материалы и инструменты : Иллюстрации с изображением - пасхальный стол, куличи, самовар, крашеные яйца; Писанки и их изображения, таблица «Писанки : композиционные схемы», плакат «Писанки» ; контейнеры от киндер-сюрпризов ; пластилин, стека, доска для лепки, крупа ( рис, гречка,пшено ), горох ; влажная салфетка для рук.
Содержание деятельности :
На доске висит изображение белоснежного храма. Звучит колокольный звон. Красному гостю – красное место. Так раньше на Руси приветствовали дорогих гостей.
А говорить я сегодня хочу с вами о том, как русский народ умеет поддерживать традиции, обычаи всех своих предков. Издавна русский человек славился своим трудолюбием, не забывая при этом и традиции поддерживать.
- Какие праздники вы знаете ?
( ответы детей…)
Сегодня мы с вами поговорим о великом празднике весны – Пасхе.
Играет и льется
Радостный свет,
В душе раздается
С утра благовест.
В лазури безбрежной
Плывут облака,
Под ивами нежно
Лепечет река.
Дыханье весны
В зеленеющем лесе…
Как радостно жить!
Христос Воскресе !!!
( В. Морозова )
Пасха - самый главный праздник для православных христиан. Слово Пасха – обозначает «исход», «избавление», «освобождение». Пасха считалась « праздником праздников» и всегда отмечалась торжественно и весело.
-Пасха – праздник весенний. Длится он неделю. Сроки его проведения каждый год вычисляют заново, по лунному календарю.
В течение всей пасхальной недели на Руси звучал колокольный звон. Любой мог подняться на колокольню и ударить в колокол. На площадях устанавливались качели и карусели, разбивались балаганы. Люди принимали гостей, и вся неделя проходила в радостных встречах. Было принято обмениваться пасхальными яйцами, сделанными из фарфора, хрусталя, цветного и прозрачного стекла, кости , дерева и простыми – крашеными – писанками… Такие яйца изготавливались и деревенскими умельцами, и ювелирными фирмами. В кондитерских продавались шоколадные и сахарные яйца, а дома хозяюшки красили разными красками и украшали по-разному свои «писанки».
- Давайте рассмотрим коллекцию пасхальных яиц.
( Дети подходят к выставке пасхальных яиц, рассматривают, радуются красоте и удивляются – какие они разные…)
- Хозяйки заранее и очень тщательно к этому дню готовились. Убирали дом, пекли куличи, красили яйца, делали из творога пасху, готовили вкусные блюда, доставали из сундуков праздничные одежды. В праздничный день шли всей семьей в церковь, а потом кто-то у себя принимал гостей, кто-то в гости шел. Люди пировали, веселились, радовались и говорили друг другу : « Христос воскрес !» - « Воистину воскрес».
- В пасхальную ночь все шли в церковь, дома оставались только малые дети да глубокие старики. Около церквей зажигали костры, цветные фонарики. Люди, держа в руках зажженные свечи, ждали, когда из церкви выйдут священники и начнется крестный ход – обход церкви с крестом и иконами.
- Как вы думаете, для чего люди ходят в церковь и носят туда еду ?
- В наши дни сохранился обычай на Пасху печь и освящать куличи. Вернувшись из церкви ранним утром, люди христосовались и обменивались крашеными яйцами. Красное яйцо – символ Пасхи. Освященному в церкви яйцу приписывались магические свойства : спасение дома от пожара, помощь скоту от болезней, сбережение урожая от града. Праздничный стол был украшен куличами, всевозможными кушаньями. Каждый , кто приходил в дом, должен был быть накормлен, напоен и обогрет.
- В день Пасхи верующие люди при встрече, по обычаю, должны трижды поцеловать друг друга. При этом одни произносят слова : «Христос воскрес!», а другие отвечают : «Воистину воскрес!».
- Русские люди всегда связывают Пасху с весной, с жизнью природы, с расцветом добрых чувств, с надеждой на будущее счастье. Пасха связана с солнцем. У крестьян существовало поверье, что на Пасху «солнце играет». Были такие приметы :
На Пасху небо ясное – к хорошему урожаю.
На Пасху дождь – добрая рожь.
На Пасху гром – к урожаю.
- Дети в первый день Пасхи обращались к Солнцу с речевками, закличками, песенками. И верили еще, что если яйцо сохранить до следующей Пасхи, то оно исполнит любое желание.
- Давайте, ребята , покличем солнышко!
Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошко,
Выгляни немножко.
Солнышко, покажись,
Красное, нарядись.
Гори, солнце, ярче –
Лето будет жарче,
А зима – теплее,
А весна – милее.
( Водят хоровод и поют….)
- Молодцы ребята!!! Посмотрите в окно – солнышко нас услышало и выглянуло…
- А сейчас поиграем с вами в пасхальные игры. Их было очень много – например, «Где коки прячешь?» , «Чье яйцо дольше кружится ?» , «Прокати яйцо.»
Игра «Прокати яйцо.»
- Дети садятся на ковре друг напротив друга – парами. Катают яйца друг другу. Яйца сталкиваются. Чье яйцо разобьется – выходит из игры.
( Дети играют…..)
Игра – соревнование «Чье яйцо дольше кружится?»
-По команде дети раскручивают свои крашенки. Чье яйцо дольше крутится, тот и победитель. ( Под музыку игра повторяется несколько раз. )
Игра – «Где коки прячешь ?».
- Дети раскладывают пасхальные яйца кучками на столе и накрывают их шапками. На столе лежат и шапки, под которыми нет ничего. Затем шапки двигают по столу. Один из участников игры – водящий. Его вызывают и спрашивают : «Где коки прячешь?» Водящий поднимает шапку и , если там крашенки, забирает их себе. Игра проводится до тех пор , пока крашенки не разберут.
- Вот так весело мы с вами поиграли…
- Как отмечают люди Пасху ?
( Ответы детей ….. На Пасху ходили в гости, устраивали гулянья, качались на качелях, красили яйца, пекли куличи, делали пасху из творога. Все это освящали в церкви и дарили друг другу в знак любви и уважения.)
- Кто знает , как украшали яйца, чтобы они были красивые ?
- Для того чтобы яйца на праздничном столе выглядели красиво, за неделю до Пасхи в специальную посуду насыпали землю, сажали в нее пшеничные или овсяные зерна и ежедневно их поливали. К Пасхе поверхность земли покрывалась нежной зеленой травкой, и уложенные в нее цветные яйца очень красиво смотрелись. Яиц надо было готовить много : для подарков родным и друзьям, для веселых игр.
- А теперь я расскажу о самых простых способах окраски яиц в домашних условиях. Для этого можно использовать небольшие лоскутки линяющей материи или полоски цветной бумаги. В них заворачивают яйцо, затем оборачивают сверху кусочком льняной ткани; кладут яйцо в воду и варят минут пятнадцать. Для получения разных оттенков желто-коричневого цвета используют шелуху лука. Можно нарисовать на яйце воском и потом положить в краску; можно приложить к яйцу любой листочек, цветочек или травку, а потом положить в краску - будет красивый орнамент. Раскрашивают яйца и акварельными красками. Для большей красоты и блеска, после того как яйца обсохнут, их протирают тряпочкой, смоченной в растительном масле.
- А сейчас давайте рассмотрим какие красивые писанки представлены на нашей выставке. И я сегодня предлагаю вам сделать свои писанки, и сделать их совершенно другим способом.
- Для этого нам понадобится контейнер от киндер-сюрприза, пластилин разного цвета , стеки, доска для лепки, крупа гречневая, пшено, горох, влажные салфетки.
- Приготовьте рабочее место.
- Работа у нас ответственная, писанки наши должны получиться красивыми, разными и понравиться вашим родителям.
Этапы изготовления.
- Поверхность контейнера от киндер-сюрприза равномерно покрыть тонким слоем пластилина любого цвета.
- На пластилиновую основу стеком ( или зубочисткой) сначала нанести тонкие линии, горизонтальные и вертикальные, которые разделят поверхность яйца на поля, а затем внутри отдельных зон нарисовать контуры разнообразных элементов: цветов, крестиков, завитков, силуэт солнца , символа Пасхи – букв ХВ – и т. д.- и все, что подскажет вам ваша фантазия.
- Выложить крупу или горох по намеченным линиям, чтобы разделить будущую композицию на отдельные зоны. Эту работу выполняйте осторожно, накладывая на контур рисунка и слегка придавливая. Иногда в процессе работы образуются незаполненные участки узора – пустоты, их следует заполнить отдельными элементами декоративного материала.
- Дерзайте, старайтесь, выдумывайте и у вас все получится .
( Дети приступили к работе….)
- По окончании работы все изготовленные писанки выставить на выставку. Отметить всех за старание и творчество.
- Занятие на этом заканчивается.
Литература.
- «Народная культура и традиции» автор-составитель В. Н. Косарева, Волгоград, Издательство «Учитель».
- «Открытые мероприятия. Для детей подготовительной группы детского сада. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». ООО «Метода» Воронеж.
- «Изобразительная деятельность в детском саду» Подготовительная группа. И. А. Лыкова , ООО ИД «Цветной мир», 2013.
- «Подарки к праздникам» , Г. Н. Давыдова, Москва, «Скрипторий 2003», 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
ТЕМА: «Моя Родина, мой край» Программное содержание: 1.Воспитание у детей любви к своей Родине, родному городу; 2.Формирование патриотических чувств; 3.Закрепление знаний гос...
Комплексно -тематическое занятие в подготовительной группе Тема : «Великий праздник - Пасха.»
пасха...
Сценарий тематического занятия в подготовительной группе "Главный праздник всех мальчишек"
Данный сценарий предназначен в помощь музыкальным руководителям....
Комплексно-тематическое занятие в подготовительной группе Тема: «Великий праздник - Пасха»
Художественное творчество. Лепка с элементами аппликации.Тема: «Декоративные пасхальные яйца – писанки»...
Тематическое занятие для подготовительной группы к празднику 23 февраля
Тематическое занятие для подготовительной группы к празднику 23 февраля...
Тематическое занятие в подготовительной группе в рамках праздника «День отца»
Тематическое занятие в подготовительной группе в рамках праздника «День отца»Цель: повысить роль и статус отца, способствовать улучшению гармонии в отношениях родителей и детей.З...
Тематическое занятие в подготовительной группе в рамках праздника «День Отца».
Цель: способствовать улучшению гармонии в отношениях родителей и детей.Задачи:-изучить историю возникновения праздника «День отца».-формирование нравственно-эстетических ценностей и у...