Золотая осень
материал (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад присмотра и оздоровления № 38 «Аленький цветочек»
Конспект НОД
Тема: «Золотая осень»
Экскурсия по экологической тропинке
(старшая группа) 5 – 6 лет
Воспитатель:
Соловьева Ирина Николаевна,
вторая квалификационная категория.
город Набережные Челны
2014 год
Золотая осеньЗадачи:
- Закреплять и обобщать знания об осенних изменениях в природе, их причинах.
- Обогащать знания о растениях, об особенностях их жизни в осенний период.
- Побуждать детей к самостоятельному исследованию природы.
- Воспитывать положительное отношение к прогулкам, любознательность.
- Развивать эстетическое восприятие природы.
- Обогащать сенсорный опыт.
Словарная работа: околица, овин, кораллы.
Оборудование и материалы:
- Лукошко для сбора семян.
- Ёмкость с опилками.
- Детские лопатки.
- Еловые и сосновые шишки.
- Повязка на глаза.
- Карта и конверты с заданиями.
- Орешки от белочки в подарок.
Продолжительность 30 – 35 минут
Ход экскурсии
Дети подходят к домику Лесовичка, здороваются с ним. Лесовичок
предлагает отправиться в увлекательное путешествие по экологической
тропинке с картой. Он приготовил задания и надеется, что дети с ними
справятся. Дети рассматривают карту, отправляются в путь. На каждой
точке маршрута развешаны конверты с заданиями.
- Берёзовая роща.
Воспитатель: Посмотрите, как красивы берёзы осенью! Как удивительны
их золотые одежды. Давайте полюбуемся ими. Лесовичок спрятал здесь
задание для нас. Нужно его отыскать. (Конверт с заданием спрятан на
одной из веточек берёзы).В конверте – стихи.
Воспитатель: (читает стихи):
За осенними тучами где-то
Журавлиный затих разговор.
На дорожки, где бегало лето,
Разноцветный улёгся ковёр.
Воробей загрустил за окошком,
Непривычно притихли дома.
По осенним ковровым дорожкам
Незаметно приходит зима.
( В.Орлов)
Воспитатель: Расскажите, как изменяется погода осенью. Почему жизнь животных и растений в это время года становится другой? (Ответы детей)
Осенью гораздо меньше тепла и света, ночь длиннее, день короче. Это важные условия жизни для всего живого, поэтому все приспосабливаются: животные впадают в спячку, меняют шубку на более тёплую, делают припасы на всю зиму, птицы улетают в тёплые края, растения впадают в глубокий сон.
Игра «Похлопаем – потопаем»
Воспитатель: Если это правда – хлопайте, если нет – топайте.
Будьте внимательны!
Осенью деревья сбрасывают листья.
Осенью перелётные птицы улетают в тёплые края.
Осенью с каждым днём становится всё теплее.
Осенью можно любоваться листопадом.
Осенью день становится длиннее, а ночь короче.
Июнь, июль, август – осенние месяцы.
Сентябрь, октябрь, ноябрь – месяцы осени.
2. Поляна лекарственных растений.
Воспитатель: Интересно, какое задание ждёт нас здесь? Давайте поищем конверт. Задание в конверте.
Когда мы входим в лес,
Где всё нам сердцу мило,
Где чистым воздухом
Приятно так дышать,
Есть в травах и цветах
Целительная сила для всех,
Умеющих их тайну разгадать.
Растения на этой поляне особенные, они дарят здоровье. Называются лекарственными. Это мята, зверобой, душица, чистотел, подорожник, мать-и-мачеха и др. Сейчас они тоже готовятся к зиме, но , если вы понюхаете листочек мяты, он подарит вам приятный аромат. (Выполняют) Чтобы растения не замёрзли, помогите им: присыпьте у корня опилками, они согреют их зимой.
3.Тенистая аллея.
Воспитатель: Посмотрите, как осень раскрасила деревья на тенистой аллее ! Какого цвета листья клёна? Ольхи? Осины? (Ответы детей) Теперь нужно найти задание от Лесовичка на тенистой аллее. Вот оно!
«Изобразите как живут деревья»
Воспитатель: Деревья тянутся веточками к солнцу, держатся корнями глубоко в земле. От холода соки в дереве движутся медленно, так же медленно деревья дышат, они готовятся к долгому сну до самой весны. С веточек отрываются листочки, падают вниз и укрывают корни, чтобы дереву было тепло.
4. Красная рябина.
Воспитатель: Красивы у рябины красные серёжки! Немало стихов русские поэты посвятили рябине! Я прочту вам стихотворение Роберта Рождественского:
Я знал тебя, моя рябина…
Тына околице села
Над серой крышею овина
Под небом северным росла.
Тебя трепала непогода,
А ты – всем горестям назло –
Росла и крепла год от года,
Глядясь в озёрное стекло.
Задание в конверте: отгадайте загадку. «Весною зеленела, летом загорала, осенью надела красные кораллы» (Рябина). Скажите рябинкам ласковые слова, им будет очень приятно.
Игра «Узнай своё дерево»
Ребёнку завязывают глаза, подводят к одной из рябинок, чтобы он потрогал ствол, познакомился с деревом на ощупь. Затем развязывают глаза, и ребёнок должен сказать, к какому дереву он подходил.
5. Уголок нетронутого леса.
Воспитатель: Наш лесок осень тоже не обошла стороной! Как красиво она раскрасила своей кистью деревья, кустарники и травы. (Дети в листве возле кустарников находят конверт с заданием). «Покажите, знаете ли вы деревья, кустарники и травы. Если прозвучит название дерева – вставайте на носочки, руки вытягивайте вверх. Если название кустарника – руки в стороны, присесть на корточки. Если травянистого растения – присесть и руки опустить вниз».
Воспитатель (называет растения). Берёза, шиповник, одуванчик, дуб, ель, сирень, гвоздика, снежноягодник, полынь. (Дети выполняют задания лесовичка). Что появляется у всех растений осенью? (Семена). Попробуем найти в уголке нетронутого леса какие – либо семена растений. (Сбор семян).
6. Хвойный лесок.
Воспитатель: Дети, в хвойном лесочке деревья и не думают желтеть! Как вы думаете , почему? (Ответы детей) Деревья эти вечнозелёные, их называют хвойными, потому что листочки у них – это хвоя, которая выглядит как иголки. Лишь лиственница не спорит с осенью – сбрасывает свою хвою, чтобы по весне у неё появилась новая. А вот и задание Лесовичка: «Отгадайте мою шишечную загадку!»
Дети вместе с воспитателем определяют, какому дереву принадлежит шишка (сосна, ель).
Эстафета «Передай шишку».
Дети делятся на две команды: «Сосна» и «Ель». Стоя в колоннах, дети передают шишки сзади стоящему над головой (на скорость).
Воспитатель показывает карту, вместе с детьми вспоминает задания Лесовичка, спрашивает, что им понравилось на экскурсии больше всего. Затем раздаёт орешки, которые для них приготовила белочка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие в подготовительной группе "Осень пора золотая,осень пора урожая!!"
Обобщающее занятие о ХЛЕБЕ!!Развитие речи,окружающий мир,лепка-мукосоль......
Сценарий осеннего досуга "Золотая осень"
Сценарий разработан для младших дошкольников...
Календарно-тематическое планирование на тему "Осень, деревья осенью, Золотая Осень" в старшей группе детского сада
Тема: Осень, деревья осенью, Золотая Осень.Цель:· Расширять знания детей об осени, изменениях в природе, происходящих осенью, закреплять знания о временах года и последов...
"Золотая осень, ёжик золотой"
Аппликация из пластилина и осенних листьев. Выполнила Лукина Ульяна, 6 лет...
"Золотая осень, я тоже золотой"
Представление пятилетнего ребенка на конкурсе "Золотая осень, я тоже золотой"...
Конспект НОД «Осень, осень в гости просим!» в рамках проекта «Золотая осень» по речевому и познавательному развитию
Закрепляются представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях....
Конспект занятия по рисованию «Золотая осень» для детей средней группы Тема: «Золотая осень».
Конспект занятия по рисованию «Золотая осень» для детей средней группы Тема: «Золотая осень». Цель: закреплять умение рисовать осенние деревья; Задачи: Обра...