Программа
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Приложение № 1
Программа инновационной деятельности
МБДОУ «Центр развития образования — детский сад №71»
по введению ФГОС на период
с 1.09.2014г. по 30.08.2017г.
Оглавление
- Актуальность инновационной деятельности по введению ФГОС ДО.
- Цель инновационной деятельности по введению ФГОС ДО.
- Задачи реализации цели по введению ФГОС ДО.
- Ожидаемые результаты инновационной деятельности по введению ФГОС ДО.
- Теоретическая и практическая ценность ожидаемых результатов.
- Предполагаемое использование результатов инновационной деятельности по введению ФГОС ДО.
- Этапы инновационной деятельности.
- Критерии и показатели эффективности реализации инновационной деятельности по введению ФГОС ДО.
- Система мониторинговых исследований за ходом реализации инновационной деятельности.
10.Перечень материалов, представляемых по окончании проекта, возможность их тиражирования и трансляции.
1.Актуальность инновационной деятельности
На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации Российского образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной составляющей Российского образования, как дошкольное образование.
На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.
Огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности, направленной на проектирование стратегии обновления управления ДОО, а также организацию инновационной методической работы с педагогическими кадрами.
Развитие инновационной деятельности – одно из стратегических направлений в дошкольном образовании. В настоящее время можно выделить ряд общественных тенденций, способных привести к рождению инноваций:
Требования гуманизации образовательного процесса.
Высокий уровень требований к качеству образования и развитию детей в связи с внедрением ФГОС.
Ориентация на культурно-нравственные ценности.
Конкурентные отношения между образовательными учреждениями.
Активное реагирование на многообразие интересов и потребностей детей и их родителей.
Большие потенциальные возможности, выражающиеся в инновационной образовательной инициативе педагогов.
Инновационное развитие в настоящее время встречает ряд трудностей. Сюда можно отнести увеличение сложности труда, расширение круга должностных обязанностей, недостаточное ресурсное обеспечение для внедрения инноваций, слабые материальное и моральное стимулирование, для детей – учебная перегрузка при неверном подходе к организации совместной деятельности детей и взрослых. Но наряду с трудностями выделяются и позитивные факторы. Для педагога – рост профессионального мастерства, формирование способности к профессиональной рефлексии, умение осуществлять исследовательскую деятельность, для детей – повышение качества образования и развития.
Инновационная деятельность изменяет традиционную управленческую пирамиду и во главу угла ставит педагога и воспитанников, руководителей образовательных учреждений, старших воспитателей, научно-методических помощников, их профессиональные запросы и потребности. Движущей силой развития образовательного учреждения становится реальный творческий потенциал педагогов: их профессиональный рост, отношение к работе, способности раскрыть потенциальные возможности своих воспитанников.
Однако педагогическая практика свидетельствует о том, что дошкольные образовательные организации недостаточно готовы к отбору и оцениванию позитивных инноваций в дошкольное образование, к разработке и внедрению инновационных программ и технологий, к качественной реализации их в работе с детьми. Это обстоятельство вполне убедительно свидетельствует о том, что имеет место противоречие между социально-обусловленной потребностью в повышении профессиональной компетентности педагогов инновационных ДОО и реальным состоянием инновационной деятельности , призванной обеспечить готовность педагогов к инновациям. Несмотря на то, что проблемы инновационной педагогической деятельности широко и прочно вошли в жизнь дошкольных образовательных учреждений, нормативного и инструктивно-управленческого обеспечения процессов обновления управленческой деятельности и методической работы в ДОО, повышение их эффективности в условиях реализации инноваций явно не достаточно. Существующие подходы к организации методической работы не сориентированы на процесс обновления дошкольного образования. То есть система методической работы на сегодняшний день является неадекватной тем инновационным процессам, в которые вовлечены педагоги ДОО. Практика инноваций требует перевода управленческой деятельности и методической работы ДОО в ее новое состояние – инновационное пространство ДОО.
В связи с этим возникла необходимость разработки Программы инновационной деятельности в ДОО.
2. Цель: создание эффективной системы организационно - управленческого и методического обеспечения по организации и введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в МБДОУ «ЦРР-детский сад №71».
3. Задачи:
1.Создать условия для введения и реализации ФГОС дошкольного образования в МБДОУ «ЦРР-детский сад №71»
2.Привести в соответствие с требованиями ФГОС ДО нормативно-правовую базу учреждения МБДОУ «ЦРР-детский сад №71»
3.Организовать методическое и информационное сопровождение реализации ФГОС ДО.
4.Разработать организационно-управленческие решения, регулирующие реализацию введения ФГОС ДО.
5.Организовать эффективную кадровую политику в ДОУ.
4. Ожидаемые результаты:
1.Организовано методическое сопровождение, способствующее введению ФГОС в ДОУ.
2.Разработаны организационно-управленческие решения, регулирующие реализацию ФГОС ДО.
3.Созданы условия для введения и реализации ФГОС ДО.
4.Нормативно-правовая база учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС ДО.
5.Организована эффективная кадровая политика, позволяющая реализовать сопровождение по внедрению ФГОС ДО.
5. Теоретическая и практическая ценность ожидаемых результатов
Теоретическая | Практическая |
Выработка научно-методических требований и рекомендаций к реализации моделей образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС | Создание моделей образовательного процесса МБДОУ, учитывающих региональные особенности |
Разработка методических рекомендаций для руководящих и педагогических работников образовательного учреждения | |
Разработка пакета нормативно-правовых документов по введению ФГОС ДО в образовательном учреждении |
- Предполагаемое использование результатов инновационной деятельности
- Сделать доступными методические ресурсы, созданные в МБДОУ «ЦРР-детский сад №71» (в том числе рабочие программы, ООП, индивидуальные маршруты воспитанников) для педагогов ДОО, района, города
- Ввести и начать реализацию ФГОС ДО.
- Повысить уровень оказываемых образовательных услуг.
- Повысить активность участия родителей воспитанников ДОО в воспитании, развитии и образовании детей.
- Создать привлекательный имидж детского сада и повысить его конкурентноспособность.
- Установить новые партнёрские отношения с социальными партнёрами.
- Определить новые перспективы развития ДОО
7. Этапы инновационной деятельности
Содержание деятельности | Ответственные | Научные результаты | ||
Подготовительный этап: с 1.09.2013 по 1.01.2014 | ||||
Создание рабочей группы по разработке плана внедрения ФГОС дошкольного образования. | Старшие воспитатели | Составлен План внедрения ФГОС ДО на период с января 2014г до августа 2017г | ||
Разработка и утверждение плана внедрения ФГОС дошкольного образования. | Руководитель инновационной площадки, рабочая группа | |||
Формирование банка данных нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней, регламентирующих введение и реализацию ФГОС ДО. | Рабочая группа | Разработаны нормативно-правовые дакументы ДОО в соответствии с новыми требованиями | ||
Внесение изменений в Программу развития ДОО | Старшие воспитатели | Создана новая Программа развития ДОО | ||
Разработка основной образовательной программы ДОУ | Старшие воспитатели | Разработана новая образовательная программа ДОО | ||
Разработка рабочих программ педагогов | Воспитатели и другие педагоги ДОО | Разработаны новые рабочие программы педагогов, в том числе, авторские | ||
Анализ затруднений педагогов по организации деятельности в условиях ФГОС ДО | Старшие воспитатели | Составлен план мероприятий по преодолению затруднений педагогов по организации деятельности педагогов в условиях ФГОС | ||
Изучение потребностей материально-технического оснащения ДОО с учётом требований ФГОС к организации предметно-пространственной среды детского сада | Рабочая группа | Составлен перечень необходимого оборудования, методической литературы, дидактических материалов для оснащения групп, спланированы сроки изыскания средств, приобретения, установки. | ||
Составление сметы модернизации спортивного зала | Старший воспитатель, инструктор по ФК | Практические результаты: участие в торгах, приобретение инновационного оборудования | ||
Изучение соответствия профессионального уровня педагогов ДОО требованиям ФГОС к кадровому обеспечению | Рабочая группа | Повышение профессионального уровны педагогов | ||
Подготовка членов рабочей группы к работе в соответствие с требованиями ФГОС ДО | Руководитель инновационной площадки | Создана компетентная рабочая группа | ||
Основной этап: с 01.01.2014г. по 01.12.2016г. | ||||
Методическое сопровождение деятельности педагогических работников ДОУ по введению ФГОС ДО | Рабочая группа | Разработаны индивидуальные образовательные маршруты воспитанников ДОО, создана картотека современных образовательных технологий, разработаны интегрированные игры для воспитанников различных возрастных групп | ||
Повышение квалификации педагогических работников по вопросам введения ФГОС ДО | Заведующий ДОО | Повысился уровень квалификации педагогов Дипломы | ||
Организация изучения опыта внедрения ФГОС ДО. | Руководитель ИД | |||
Обеспечение ДОУ учебно-методической литературой, наглядными пособиями | Заведующий ДОО | Укомплектован информационно-методический центр ДОО | ||
Информирование педагогической и родительской общественности о ходе и промежуточных результатах введения ФГОС ДО через сайт ДОУ, на общесадовских собраниях, посредством информационных стендов | Воспитатели, педагоги ДОО | Изменено отношение родителей к необходимости их участия в воспитательно-образовательном процессе Повышен статус ДОО | ||
Выявление условий эффективности образовательного процесса и определение пути их оптимизации в соответствие с требованиями ФГОС ДО | Рабочая группа | Составлены рекомендации для организации эффективного образовательного процесса в детском саду | ||
Модернизация спортивного зала | Заведующий ДОО, творческая группа, заместитель заведующего по АХЧ | Закуплено и установлено инновационное оборудование для занятий с детьми в спортивном зале ДОО | ||
Заключительный этап: 1.12.2016 по 30.08.2017г. | ||||
Обобщение результатов инновационной деятельности по введению ФГОС ДО, систематизация полученного опыта | Рабочая группа | Корректировка плана работы, деятельности инновационной площадки, распространение опыта | ||
Информационное обеспечение введения ФГОС ДО | Рабочая группа | Создание информационного стенда по обеспечению введения ФГОС и их реализации |
8. Критерии и показатели реализации инновационной деятельности.
Результативность | Критерии | |
Научная Качественное изменение программно-методического обеспечения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Разработка и внедрение авторских парциальных программ, обеспечивающих вариативность и доступность форм дошкольного образования. | Количество научных публикаций, статей, новых авторских образовательных программ и т.п. | Уровень: район, город, область, Россия |
Методическая Использование новых технологий, распространение опыта, создание банка данных инновационных идей | Количество педагогов, включенных в инновационную деятельность. Количество методических разработок Количество семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций для педагогов | Уровень: ДОО, район, город, область, Россия |
Социальная: Повышение уровня оказываемых образовательных услуг Установление сотрудничества с новыми социальными партнёрами Доступность инновационных продуктов | Количество родителей, вовлеченных в совместную деятельность Количество новых социальных партнёров Количество доступных инновационных продуктов | Качественный показатель освоения воспитанниками ООП Качественный уровень новых социальных партнёров |
9. Система мониторинговых исследований за ходом реализации инновационной деятельности.
Направление мониторинга | Периодичность | Инструментарий, механизмы мониторинга |
Готовность педагогов к внедрению инновационной и экспериментальной деятельности в систему методической работы ДОУ | 1р/г | Беседы, анкетирование |
Повышение уровня квалификации педагогов | Постоянно | Дипломы, свидетельства о прохождении педагогами курсов повышения квалификации |
Численность воспитанников, вовлеченных в инновационную деятельность | 1 р/г | Статистические данные (доступность интерактивного оборудования для воспитанников ДОУ, например Повышение уровня проходимости спортивного зала после его модернизации) |
Оснащение предметно-пространственной развивающей среды | 1 р/г | Статистические данные о количестве оснащённых групп и качестве произошедших изменений |
Уровень достижения результатов усвоения ООП | 1 р/г | Тестирование |
Уровень удовлетворенности качеством образовательных услуг со стороны родителей (законных представителей) | 2 р/г | Анкетирование |
Уровень включенности педагогов в инновационную деятельность, уровень организации методической работы с педагогами | 2 р/г | Тестирование, самодиагностика педагогов |
Доля воспитанников, охваченных занятиями по дополнительным образовательным программам | 1р/г | Беседа |
Сотрудничество с социальными партнерами | Постоянно | Наличие договоров о совместной деятельности |
10.Перечень материалов, предоставляемых по окончании инновационной деятельности, возможность их тиражирования и трансляции.
Публикации с описанием опыта работы заведующего, старших воспитателей, педагогов с описанием опыта работы в условиях реализации программы инновационной деятельности ДОО.
Демонстрация презентаций, посвящённых организации работы по реализации программы инновационной деятельности ДОО.
Мастер-классы руководителей и педагогов ДОО для коллег.
Создание документального очерка «МБДОУ «ЦРР-детский сад №71» в условиях реализации программы инновационной деятельности по внедрению ФГОС»
Руководитель инновационной площадки МБДОУ «ЦРР-детский сад №71» - старший воспитатель МБДОУ «ЦРР-детский сад №71» Прунова Е.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И...
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. Программа для установки через интернет
lt;div class="uchmag_main_162014"><div class="uchmag_table"><div class="uchmag_td_c" align="center"><a target="_blank" href="http://www.uchmag.ru/estore/e241522/?partner=507"><...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...