Консультация для воспитателей «Развитие словотворчества у детей 5-6 лет»
консультация (старшая группа) на тему

Родионова Светлана Валерьевна

     В пятилетнем возрасте наступает самый благоприятный период развития у детей всех сторон и функций речи. Однако, работая с детьми над развитием речи, я стала замечать, что тот запас слов, который они освоили ранее, мало совершенствуется и даже утрачивается. В старшем дошкольном возрасте речевая активность детей во время игр и другой самостоятельной деятельности снижается по сравнению с предыдущим этапом в два 2-3 раза.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Развитие словотворчества у детей 5-6 лет»

     В пятилетнем возрасте наступает самый благоприятный период развития у детей всех сторон и функций речи. Однако, работая с детьми над развитием речи, я стала замечать, что тот запас слов, который они освоили ранее, мало совершенствуется и даже утрачивается. В старшем дошкольном возрасте речевая активность детей во время игр и другой самостоятельной деятельности снижается по сравнению с предыдущим этапом в два 2-3 раза.

     Причину некоторые исследователи склонны искать в совершенствующемся в этот период переходе внешней речи во внутреннюю.          Снижение речевой активности можно было бы считать отрицательным явлением, если бы не то обстоятельство, что оно сопровождается уменьшением случаев объяснительной речи (почти в 2 раза). А объяснительная речь наиболее сложна в грамматическом и совершенна в лексическом отношении. Дети часто называют названия предметов местоимениями, используют много частиц и модальных слов, что придаёт речи ситуативный характер. Эти изменения, изученные психологами-исследователями: Выготским, Любинской, Лурией показали, что именно в этом возрасте наряду со сложностями в развитии речи детей, существуют и положительные стороны. На пятом, а ещё больше на шестом году жизни дети начинают рассказывать не только о том, что видят или слышат непосредственно, но и о том, над чем думают, чего хотят, чего опасаются, чего ждут.

     На первый взгляд это незначительное достижение, но оно говорит об огромных изменениях происшедших в умственном развитии ребёнка в этот период. Но, пожалуй, самым интересным в области освоения родного языка детьми пятилетнего возраста является словотворчество.

     Дети придумывают новые слова, которых нет в родном языке. Прислушиваясь за словами и фразами, придуманными детьми моей группы, я старалась определить основные способы словообразования у детей.

     Я записывала необычные слова, придуманные детьми, попросила родителей последить за речью детей и записать выдуманные слова. Вот примеры:

Из «словаря ласковых слов», придуманных детьми:

 - Как бы вы назвали свою маму?

Мама – мамочка, мамонька, мамуленька, мамушечка, любименькая, роднулечка, красотулька, цветушечка, хорошуленька…

 - Что для вас дом?

Дом – домик, домишко, человечник, людильник.

Анализ выдуманных слов показал, что дети в словотворчестве используют разные способы словообразования, но наиболее распространённые способы – суфориксальные, способ сложения корней, а также часто используются в речи детей заимствованные слова.

     Овладение детьми основными способами словообразования в дошкольном возрасте в самых элементарных, доступных детям этого возраста пределах очень важно, так как; во-первых

 - оно является одним из важнейших средств обогащения словарного запаса ребёнка. Примеры: синий – синенький; слегка синий – синеватый.

Глагол от прилагательных: розовый – розовеют, белый – белеют.

С помощью приставок образование глаголов: выхожу – прихожу – перехожу.

При помощи приставок образуют причастия: выходящий – приходящий – переходящий.

Деепричастия: выходя – приходя – переходя.

     Овладев основными способами словообразования, ребёнок получает в руки ключ, при помощи которого он может самостоятельно и поистине безгранично обогащать свой словарный запас.

     Ребёнок обязательно должен овладеть в практике своей устной речи до школы четырьмя способами словообразования:

 - образование имён существительных при помощи уменьшительных суффиксов (рыба – рыбка)

 - образование глаголов при помощи приставок (ушёл – пришёл)

 -образование относительных прилагательных (сок у берёзы – берёзовый сок)

Образование притяжательных прилагательных (стол папы – папин, хвост лисы – лисий…)

     В работе с детьми я стараюсь придумывать что-то новое, увлечь детей. Использовала следующие способы:

1. Создавала игровые ситуации. Утром, когда дети приходили в сад их ждал какой-либо сюрприз: волшебная вещь (волшебная книга, письмо, волшебный цветок…), в котором помещала задания для детей по придумыванию слов. Например: Как бы вы назвали осень и почему? Дети в течение дня придумывали слова.

2. Использовала поощрение.   

Тот, кто в течение дня придумывал много новых интересных слов, получал почётное звание «Лучший выдумщик».

       В работе над словообразованием я использовала следующие приёмы:

1. Дидактические игры и упражнения «Магазин», «Зоопарк» и др.

2. Демонстрация картин, альбомов, фотографий.

3. Художественная литература.

4. Наблюдения за окружающей жизнью.

5. Музыка, театр…

     Пятый год жизни – период активного освоения способов словообразования. Словообразование и словотворчество уже носят взрывной характер: дети начинают употреблять все части речи.

     Активными словотворцами они становятся лишь на шестом году жизни. Процесс развития словообразования у детей начинается в младшем дошкольном возрасте и заканчивается уже в младшем школьном возрасте. В этом возрасте проявляется чрезвычайная активность в многообразных словообразованиях и словоизменениях.

Примеры из записи «Говорят дети»:

Даша: (собирая листву граблями) А я траву причёсываю.

Саша: (закрыв лицо руками) Мы с мошкой столкнулись и она у меня в глазу.

Данил: Мы скоро будем кушать? А то мой живот уже ворчит.

Алина: Завтра нас будут фотографировать, поэтому я приду вся новая.

Рита: (после сна) Мама говорит, что резиночкой завязывать волосы легко и быстро, вы мне лучше ленточкой завяжите.

     Дети допускают в речи ошибки. Как любой процесс развития, словообразование не обходится без каких-либо проблем, и ребёнок делает ошибки, образуя новые слова. Наша задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку усвоить законы образования слов и предупредить нарушение. Дать ребёнку знания о том, как образуются слова, как они применяются по смыслу, когда меняется их состав.

     

                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Развитие фонематического слуха у детей в детском саду"

Консультация для воспитателей "Развитие фонематического слуха у детей в детском саду"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Развитие театрализованной деятельности у детей с ЗПР через сказку»

В настоящее время в педагогической деятельности всё большее значение приобретает создание оптимальных условий для воспитания и развития детей с различными индивидуально - психологическими особен...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Развитие связной речи у детей с ОНР»

Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, качество речи определяет готовность ребенка к школьному обучению. Во-вторых, от уровня развития связной речи зависит успеваемос...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Развитие связной речи у детей с ОНР»

Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, качество речи определяет готовность ребенка к школьному обучению. Во-вторых, от уровня развития связной речи зависит успеваемос...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Развитие связной речи у детей с ОНР»

Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, качество речи определяет готовность ребенка к школьному обучению. Во-вторых, от уровня развития связной речи зависит успеваемос...

Консультация для воспитателей "Развитие связной речи у детей с нормальным речевым развитием и при общем недоразвитии речи"

Консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи и воспитателей массовых групп....