Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
опыты и эксперименты (средняя группа) на тему
Результативность использования здоровьесберегающих технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rezultativnost_ispolzovaniya_zdorovesberegayushchih_tehnologiy.docx | 25.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Результативность использования здоровьесберегающих технологий
На сегодняшний день приоритетными задачами в программе модернизации российского образования являются: оздоровление ребенка-дошкольника и культивирование здорового образа жизни. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер по сохранению здоровья ребенка в процессе воспитания и обучения и на всех этапах его обучения и развития. Это такая организация образовательного процесса, при которой происходит развитие без нанесений ущерба здоровью ребенка.
Задачи:
- Повышение результативности образовательного процесса.
-Формирование у педагогов и родителей ценностных ориентиров, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
-Обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку.
Основные принципы здоровьесберегающих технологий:
1.Создание условий в образовательной среде, обеспечивающих сохранение и сбережение здоровья детей:
Режим дня;
Организация профилактических мероприятий;
Эмоциональное пребывание в течение всего дня;
Создание благоприятных условий в организации непосредственно образовательной деятельности взаимодействие с семьей;
Соблюдение санитарных, технических требований и норм по безопасности;
Методическое обеспечение по использованию здоровьесберегающих технологий, материально-техническое обеспечение.
2.Грамотность и осознанность использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе педагогами и родителями.
3.Принцип комплексности, гармонического включения и сочетания разных видов здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
В нашем ДОУ разработана технологий здоровьясбережения, задачами которой является:
1.Сохранение здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной активности на свежем воздухе.
2. Обеспечение активной позиции в процессе получения знаний о здоровье сберегающей жизни.
3.Взаимодествие педагогического коллектива с семьей.
Важным показателем результатов моей работы является здоровье детей. Для реализации задачи по сохранению и поддерживанию физического и психического здоровья детей я работаю совместно с медсестрой и инструктором по физическому воспитанию, опираясь на программы «Здоровье» В. Г. Алямовской; «Театр физического развития и оздоровления» Н. Е. Ефременко; «Воспитание здорового ребенка» М. Д. Маханевой.
Немаловажным является соблюдение режима, он всегда остается основой полноценного физического развития детей. Ежедневное проветривание перед утренней гимнастикой, позволяет дать детям хороший заряд бодрости, положительных эмоций на весь день. В своей работе я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:
Виды здоровьесберегающих технологий | Время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения |
Динамические паузы (физкультминутки) | Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей во всех возрастных группах | Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия |
Подвижные и спортивные игры | Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой и со средней степенью подвижности. | Ежедневно. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр. |
Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста | Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста |
Гимнастика пробуждения с элементами самомассажа | Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. во всех возрастных группах. | Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ. |
Пальчиковая гимнастика | Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) | С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. |
Дыхательные упражнения | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста | Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры |
В группе созданы оптимальные условия для охраны и укрепления здоровья, использую нетрадиционное спортивное оборудование. Большую роль отвожу подвижным играм, особенно на свежем воздухе, с двигательными заданиями, что способствует укреплению здоровья детей.
Эффективным средством укрепления здоровья, снижения заболеваемости и повышения работоспособности детей является закаливание организма.
После дневного сна каждый день с детьми проводим гимнастику с элементами самомассажа и умывание прохладной водой.
Осуществляю оздоровительно-закаливающие процедуры с использованием естественных факторов: воздуха, солнца и воды (в течение года, под руководством медицинского персонала, учитывая здоровье детей и местные условия). Индивидуально подхожу к каждому ребенку с учетом состояния его здоровья при проведении закаливающих процедур.
Стараюсь формировать у детей привычку находиться в помещении в облегченной одежде.
Одним из эффективных закаливающих мероприятий является прогулка с детьми в любую погоду.
Для успешного физического развития детей строю свою работу совместно: детский сад – семья. В начале каждого учебного года провожу анкетирование родителей с целью учесть их пожелания и внести возможные корректировки в свою работу по укреплению здоровья дошкольников. Предлагаю родителям брошюры на темы о здоровом образе жизни, правильном питании и др. Родители активно участвуют в спортивных совместных мероприятиях, направленных на укрепление здоровья детей.
На родительских собраниях, групповых и индивидуальных консультациях учим оценивать здоровье ребенка.
Для родителей оформляем стенды с рекомендациями и советами.
Заметно снизилась заболеваемость ОРВИ и ОРЗ у детей, что благоприятно сказывается на воспитательно-образовательном процессе, т.к. отмечается высокая посещаемость детей.
Динамика посещаемости за 2012 – 2015 г.г.
Учебный год | Заболеваемость, % | Посещаемость,% |
2011-2012 | 13 | 85 |
2012-2013 | 19 | 81 |
2013-2014 | 16,3 | 83,7 |
2014-2015 | 15,5 | 84,5 |
Организация Оздоровительной работы
2012-2013 | 2013-2014 | 2014-2015 | |
Всего детодней на одного ребенка | 2481 | 2574 | 2487 |
Пропуски по болезни на 1 ребенка | 49 | 23 | 15 |
Количество и % ЧБД | 5\33% | 4\22% | 3\17% |
Количество и % детей с хроническими заболеваниями | 4\22% | 2\12% | 2\12% |
Всего случаев заболеваний и % простудных заболеваний | 228 45\76% | 203 50\87% | |
Дети - инвалиды | нет | нет | нет |
Медицинское обслуживание в ДОУ обеспечивается медицинской сестрой в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере здравоохранения.
Медицинская сестра наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания.
В ДОУ применяются здоровьесберегающие технологии:
-Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
-Технологии обучения здоровому образу жизни.
-Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов.
-Технологии пропаганды здорового образа жизни.
Направления в работе с детьми в профилактике заболеваемости.
1.Мониторинг здоровья:
- Осмотр детей специалистами
- Осмотр детей медицинским персоналом ДОУ
- Мониторинг выполнения оздоровительных мероприятий в течении месяца
- Мониторинг заболеваемости детей
2. Рациональная организация двигательной активности:
- Ежедневные циклы физкультурных занятий
- Гимнастика после сна
- Обязательные ежедневные прогулки
- Самостоятельная двигательная активность детей
- Обязательное проведение утренней гимнастики, физкультминуток
3. Система закаливания:
- Обширное умывание
- Ходьба по дорожкам здоровья
- Мытье ног
- Воздушные ванны в облегченной одежде
- гимнастика и физкультурные занятия на улице в теплое время года
4. Лечебно – профилактическая работа:
- Постоянный контроль за осанкой
- Контроль за нагрузками для переболевших детей
- Подбор мебели в соответствии с ростом детей
- Рациональное питание
5. Использование нетрадиционного оздоровления:
- Игровой массаж
- Пальчиковая гимнастика
- Дыхательная гимнастика
- Хождение по «дорожкам здоровья»
6. Психогигиенические мероприятия
- Релаксация
- Элементы музыкотерапии (музыка сопровождает режимные моменты)
- Обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ
7. Система работы с родителями:
- Оказание консультативной помощи по вопросам сохранения здоровья
- Открытые показы занятий с использованием оздоравливающих технологий
- Участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...
Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий
виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...
Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.
Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...
Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Так я начала организовывать музыкально-оздо...
Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...
"Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Здоровьесберегающая технология-самомассаж"
методическая разработка для старшей группы...
Презентация «Бодрящая гимнастика после сна, как один из компонентов здоровьесберегающих технологий» (в рамках реализации здоровьесберегающих технологий в доу)
Бодрящая гимнастика после сна, как один из компонентов здоровьесберегающих технологий...