«Развитие творческих способностей дошкольников через организацию интегрированных музыкальных занятий»
методическая разработка (старшая группа) на тему
Интеграция – одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений становления современного образования.
“Собственно интеграция” означает “объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integratsiya_soobshchenie.docx | 46.74 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр раннего развития д\с №65 «Ивушка»
Методическая разработка на тему:
«Развитие творческих способностей дошкольников через организацию
интегрированных музыкальных занятий»
Подготовила
музыкальный руководитель
Атаханова Люция Ханифовна
г.Альметьевск, 2015г.
Содержание
I. Введение…………………………………………………………………..3
II. Развитие творческих способностей дошкольников через
организацию интегрированных музыкальных занятий………………...6
- Виды музыкальных интегрированных занятий………………………6
- Методика применения музыкально - интегрированных занятий
в развитии творческих способностей дошкольников……………………6
2.1 Диагностика музыкального развития детей…………………………10
2.2 Планирование работы интегрированных музыкальных
занятий как средства развития творческих способностей детей……….11
- Организация взаимодействия с воспитателями и родителями
в обеспечении качества музыкального образования детей……………16
3.1 Сотрудничество с воспитателями по применению
интеграции в работе с дошкольниками…………………………………16
3.2 Сотрудничество с родителями по организации музыкальной
деятельности детей с другими видами деятельности в семье…………19
III. Заключение…………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………22
Приложения……………………………………………………………….23
- Введение
Интеграция – одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений становления современного образования.
“Собственно интеграция” означает “объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания”.
Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Наиболее приспособлены для приобщения к миру прекрасного дети дошкольного возраста. Каждый вид искусства, будь то музыка или живопись, несет в себе ценность художественно- эстетического воспитания. Дети учатся чувствовать и понимать, замечать хорошее и плохое, творчески думать и действовать – тем самым приобщаться к различным видам художественной деятельности.
«Музыка – посредница между жизнью ума и жизнью чувств»- говорил Бетховен. Чередование различных видов деятельности с музыкальной деятельностью требует от детей внимания, сообразительности, быстроты принятия решений, организованности и способности проявления волевых качеств, творческой индивидуальности.
Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольном учреждении. Существует хорошо апробированная традиционная структура занятий, как по музыкальной деятельности, так и по другим видам деятельности: рисованию, лепке, аппликации, развитию речи и т.д.
Наряду с этим в последние годы появилась тенденция к интеграции в педагогическом процессе воспитания. Комплексному, с элементами интеграции, музыкально-творческому развитию дошкольников посвящены работы таких заслуженных педагогов, как Т.Н. Доронова, А.И.Буренина, Н.А.Ветлугина, Л.Н.Алексеева, М.Л.Петрова, О.П.Радынова, Т.Г.Рубан, К.В.Тарасова, Л.В.Школяр, Т.Э.Тютюнникова и др.
Существует множество методик музыкально эстетического развития детей, его художественных способностей. Однако на практике приоритет отдается не сочетанию разных видов художественной деятельности, а какому-то одному виду. В преодолении названных тенденций видную роль в формировании интегрированных принципов сыграли зарубежные композиторы: Б.Бриттен, К.Орф, З.Кодай, П.Хиндемиш и отечественные композиторы: Ц.Кюи, А.Гречанинов, М.Красев, М.Коваль, Д.Кабалевский, М.Минков и др.
В последнее время появилось много нового, увлекательного и доступного музыкального материала, который может поднять на новый уровень творческое развитие детей. Однако методы целостного освоения интеграции в музыкальной сфере совместно с другой творческой деятельностью разработаны недостаточно.
Вышесказанное выявило противоречия:
- потребность музыкальной практики в творческом развитии детей и недостаточность методов и приемов этого процесса;
- имеется богатый музыкальный материал и в то же время его недостаточная востребованность в практике музыкального образования.
Данные противоречия определили проблему исследования: необходимость создания методики музыкально - творческого развития детей дошкольного возраста на основе активного введения в содержание музыкального образования интегрированных разработок.
Этим обусловлена цель: развивать творческие способности дошкольников через организацию интегрированных занятий.
Объект исследования: процесс развития старших дошкольников в музыкальной деятельности.
Предмет исследования: развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе использования музыкальных интегрированных занятий.
Гипотеза исследования: творческое развитие дошкольников на музыкальных занятиях будет осуществляться наиболее эффективно, если:
- важным условием будет являться применение системы интегрированных занятий различных типов, позволяющих успешно решать в комплексе все программные задачи;
- варьирование типов интегрированных музыкальных занятий будет стимулировать творческую активность детей;
- творчество ребенка будет носить интегрированный характер, адекватный синтетической природе музыкально - сценических жанров, опираться на закономерности драматургии музыкальных произведений;
- сочетать различные виды деятельности, направленных на обогащение знаний, умений, навыков детей с музыкальной деятельностью.
В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи:
- определить показатели , критерии и уровни музыкально- творческого развития детей старшего дошкольного возраста методом диагностики;
- дать детям представление о различных видах искусств: музыка, живопись, театр, хореография, поэзия и т. д.
- с помощью интеграции объединять разные виды художественной деятельности; чередовать их; находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусств, по-своему передающих музыкальный образ;
- стимулирование творческих проявлений детей; формирование способов творческой деятельности в результате музыкальных интегрированных занятий;
- повышение образовательного уровня воспитателей и родителей, обучение их навыкам музыкальной интеграции во всех видах деятельности ребенка.
II. Развитие творческих способностей дошкольников через интеграцию музыкальных занятий.
- Виды музыкальных интегрированных занятий
-речевые - слово (обзорные определения, эпитеты, сравнения, ритм);
-театрализованные - движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы;
-изобразительные - рисунок (форма, величина, цвет, композиция, ритм);
-музыкальные - мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.
- Методика применения музыкально - интегрированных занятий в развитии творческих способностей дошкольников
Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольных учреждениях. Музыка, лепка, рисование, игра, художественная деятельность – все это является благоприятными условиями для развития творческих способностей.
Под творческой деятельностью подразумевается создание нового мышления, образов или действий. Она развивает глаз, пальцы; углубляет и направляет эмоции; возбуждает фантазию, заставляет работать мысль;
расширяет кругозор, формирует нравственные принципы.
Если проанализировать статьи в педагогической литературе, психологические исследования по проблеме формирования творческих задатков, можно сделать такие выводы:
-в настоящее время наблюдается повышенный интерес к вопросам творческого развития детей;
-дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения;
-необходимость развития творческих способностей связывают с престижем страны;
-если возможности для развития способностей не используются, то развитие творческого начала начинает утрачиваться, деградировать. Это угасание - необратимый процесс.
На развитие творческих способностей влияют группы факторов:
-первая группа включает природные задатки, индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности;
-во вторую группу входят все формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих способностей;
-третья группа - это зависимость развития креативности (творческих проявлений) от характера и структуры деятельности.
Таким образом, интеграция является одной из наиболее благоприятных форм развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Интеграция - одно из важнейших и перспективных методологических направлений становления современного образования. О. В. Петров и А. В.Петрова предлагают авторскую интерпретацию понятия « интеграция» в контексте интеграции наук и интеграции содержания образования, обращая внимание, на специфику этих понятий отдавая приоритет межпредметным связям. Они отмечают: «Интеграция содержания образования - процесс и результат построения целостных учебных дисциплин созданных путем синтеза научных знаний».
В. С. Безрукова рассматривает педагогическую интеграцию в виде:
-принципа (ведущая идея, отражающая особенности современного этапа развития и гарантирующая в случае ее реализации достижение более высоких позитивных результатов в научной и педагогической деятельности).
-процесса (непосредственное установление связей между объектами и создание новой целостной системы в соответствии с предполагаемым результатом.
-результата (форма, которую обретают объекты, вступая во взаимосвязь друг с другом, например интегрированное занятие)
Требования к структуре интегрированных занятий:
-четкость, компактность, сжатость учебного материала;
-продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;
-взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;
-большая информативная емкость учебного материала, используемого на занятиях;
- систематичность и доступность изложения материала;
-необходимость соблюдения временных рамок занятия.
В своей практике проведения интегрированных занятий я сочетаю следующие области познания детей:
-интегрированные занятия: музыка - изо; музыка- театр; музыка- развитие речи; музыка- развитие речи - изо.
На основе теоретических положений разработана структура проведения этих занятий. Занятие начинается с ведущего вида деятельности, это - музыка. Изобразительная деятельность, театр и развитие речи - вспомогательные виды.
1.Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения.
2.Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения этого вопроса на основе содержания разных видов деятельности с опорой на наглядность. Параллельно идет работа по обогащению активизации словаря.
3.Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.
Интегрированные занятия, проводимые в системе, эффективны, дают высокие результаты, повышают продуктивную деятельность детей. С их помощью решаются следующие задачи развития музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста:
- воспитание интереса к музыке путем развития музыкальной восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребенку почувствовать и осмыслить содержание услышанных произведений.
- развитие эмоциональной отзывчивости и выразительности движений;
- развитие творческой активности во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: передача характерных образов в играх и хороводах; использование выученных танцевальных движений в новых самостоятельно найденных сочетаниях; импровизация маленьких песен, попевок;
- формирование самостоятельности, инициативы и стремления применять выученный репертуар в повседневной жизни, музицировать, петь и танцевать.
Интегрированные занятия дают возможность использовать в различных сочетаниях много интересных и действенных приемов обучения детей.
2.1.Диагностика музыкального развития детей
Наш детский сад работает по программе «От рождения до школы» Н.Е.Веракса. Эта программа дает уникальную возможность в раскрытии творческого потенциала дошкольников, так как авторы программы не настаивают на определенной методике работы с детьми, а лишь дают рекомендации, предоставляя педагогам возможность для самостоятельного творческого поиска наиболее эффективных средств ее реализации.
Но, чтобы правильно организовать процесс развития музыкального творчества, нужно знать исходный результат музыкального уровня детей. В связи с этим можно выделить «объекты» диагностики музыкального развития:
- мотивация в занятиях музыкой;
- общие способности;
- креативные свойства ребенка;
- специальные музыкальные способности.
Диагностика музыкальных способностей дошкольников может осуществляться в процессе организации цикла специальных групповых музыкальных занятий с детьми при выполнении различных заданий.
Наиболее целесообразны разработки в этом направлении Н. А. Ветлугиной по таким разделам, как:
- восприятие музыки;
- пение;
- музыка и движение;
- детское музыкальное творчество.
По этим разделам проводится учет в течение года в рамках начальной диагностики (сентябрь) и итоговой (май).
2.2 Планирование работы интегрированных музыкальных занятий в
старшем дошкольном возрасте.
В результате освоения технологий интеграции было выбрано художественно- эстетическое направление работы, объединяющее театральную, музыкальную, изобразительную деятельность.
Цель этого направления:
развитие личности ребенка с учетом его творческого и интеллектуального материала, через воспитание духовности, эстетического вкуса и приобщение к культурным ценностям.
Условием развития необходимых качеств является естественная деятельность ребенка - игра, объединенная одним сюжетом, вселяющая радость, веселье, удовольствие.
На интегрированных занятиях осуществляются психические процессы:
- эстетическое восприятие;
- эмоционально-положительное отношение к действительности;
- образное представление;
- воображение;
- память, внимание.
Созидательные процессы:
- создание образа;
- передавание разных видов творческой деятельности;
- изыскивание специфических средств выразительности.
Виды деятельности в интегрированных занятиях:
- музыкально-двигательное творчество
- этюды на выразительность слова, музыки, движений;
- слушание музыки;
- описание музыки с помощью слова;
- описание музыки с помощью цвета, разнообразных рисунков;
- музыкально-песенное творчество: придумывание своей мелодии на слова; придумывание слов на музыку; выразительное, прочувственное пение любимых и знакомых песен; разучивание новых песен;
- ритмическая пластика: выразительная передача в танце характера музыки;
- игры: релаксация, психогимнастика.
В основе любой деятельности лежат мотивы:
- желания;
- потребности;
- склонности;
- интересы к содержанию деятельности.
Поэтому, при отборе содержания интегрированных занятий, выделяется основной мотив детской деятельности.
Интегрированные занятия цикла « Времена года» наиболее доступные, интересные и творчески развивающие для детей дошкольного возраста. Работа в этом направлении включает в себя массу сведений, наблюдений, знакомств детей с наиболее яркими представлениями о времени года. Интеграция этих направлений происходит по тематическому принципу. В качестве основных тем выступают времена года: « Осень», « Зима», «Весна», « Лето». На их основе осуществляется календарное планирование.
Циклограмма проведения интегрированных занятий
«Времена года» в старшей группе
Время года | Тема интегрированных занятий | Вид деятельности |
Осень Сентябрь Октябрь Ноябрь | «Осенние краски музыки» «Осенние листья» «Как помирить овощи» «Прощание с осенью» | Диагностика Слушание музыки, поэтическое слово, знакомство с картинами известных художников.
Слушание музыки, рисование, муз. песенное творчество, ритмопластика. Хоровое пение, муз. двигательное творчество, поэтическое слово, элементы театрализации Комплексное занятие с элементами интеграции: слушание музыки, пение, муз. ритмич. движения, ритмопластика, театрализация, аппликация, поэтическое слово. |
Зима Декабрь Январь Февраль | «Хрустальный сосуд музыки» «Прогулка в зимний лес» «Знакомство с православной музыкой» | Слушание музыки, поэтическое слово, рисование. Слушание музыки, пение музыкально- ритмическая деятельность, упражнения: логоритмическое, дыхательное, фонопе дическое, массажная игра, инсценирование. Слушание музыки, поэзия, художественное слово, изодеятельность. |
Весна Март Апрель Май | «Весенние фантазии» «Приключение красок» «Давайте люди, об этом не забудем» | Слушание музыки, живопись, поэтическое слово, пение, ритмо- пластика, элементарное музицирование, рисование, ритмографика. Мюзикл. Виды деятельности: муз. песенное творчество, муз.- двигательное творчество, театрализация, изодеятельность. Воспитание патриотизма: слушание музыки, пение, изодеятельность на военную тематику. |
Лето | «Обычаи русского лета» «Рисунки на асфальте» | Знакомство с народными обычаями через музыкально-двигательную деятельность, пе- сенное народное творчество, изодеятельность (техника оригами) Слушание, пение песен композитора В. Шаинского, рисование. |
В каждое интегрированное занятие включен какой - либо вид продуктивной деятельности: создание коллективной работы, придумывание сказки по прослушенному фрагменту музыкального произведения, придумывание и изображение характеров героев через движение, изодеятельности, атрибутики. Вся эта деятельность тесно связана с музыкой – как с классической, так и с народной и с современной. Важно, что музыкальное интегрированное занятие сохраняет для детей форму занимательной и увлекательной игры.
3. Организация взаимодействия с воспитателями и родителями в обеспечении качества музыкального образования дошкольников
3.1.Сотрудничество с воспитателями
Преемственность между музыкальными занятиями и другими звеньями комплексного процесса музыкального воспитания и развития детей осуществляется воспитателем. Его работа заключена в закреплении навыков и умений, полученных на музыкальных занятиях. При этом воспитателю необходимо учитывать особенности каждого ребенка, его способности к музыке и движении, степень усвоения материала. Включая музыкальные произведения в занятия по изобразительной деятельности, развитию речи и другие, воспитатель должен ориентироваться на программные требования и репертуар.
Обращение к перспективному плану, где излагается программное содержание и формулируются задачи на конкретный период времени, поможет воспитателю спланировать и провести музыкальные занятия в случае отсутствия педагога- музыканта. При этом не происходит нарушения целостности педагогического процесса.
В музыкальных занятиях интегрированного и комплексного типа роль воспитателя очень велика. Так, даже при отсутствии определенных навыков в исполнении на инструменте воспитатель сможет провести интегрированное занятие, где ведущим видом деятельности будет слушание музыки. Содержание занятий предполагает определенную вариативность, например использование магнитофонной записи.
Деятельность познавательно-эстетического характера непосредственно в группе предполагает обращение воспитателя к музыке: чтение сказки можно проиллюстрировать слушанием музыки С. Прокофьева « Сказочка», а беседы о временах года - музыкой П. И. Чайковского и А. Вивальди из цикла «Времена года».
Основные требования к музыкально - эстетической подготовке воспитателя:
- знание музыкального репертуара на конкретный период времени и обязательное включение его в повседневную жизнь детского сада;
- умение осуществлять индивидуальный подход к детям ( подбор музыкальной деятельности , соответствующий возрасту, потребностям и интересам ребенка).
- умение организовать занятия и игры, связанные с искусством (игра в концерт, в музыкальную школу, « Рисуем музыку «, включение в деятельность детей игры- инсценировки и т. д.);
- умение собственным примером стимулировать музыкальные проявления детей (пропеть вместе песню, послушать музыку и побеседовать об услышанном );
- умение соотнести содержательное и методическое обеспечение педагогического процесса с конкретными обстоятельствами (введение музыкально-дидактических игр в самостоятельную деятельность в соответствии с задачами музыкального занятия).
3.2 Сотрудничество с родителями
Очень важен тесный контакт педагога - музыканта с родителями детей. Он проявляется в проведении для них консультаций по вопросам развития музыкальных способностей дошкольников, формирования музыкальных интересов ребенка в семье; в помощи при организации домашней фонотеки; рекомендациях по подбору и использованию детских музыкальных инструментов, прослушиванию музыкальных записей, радиопередач, просмотру телепередач и т. д. Родители получают информацию о содержании занятий, музыкальном репертуаре, который изучают дети.
Родители являются соучастниками педагогического процесса в совместной деятельности с воспитателем и педагогом – музыкантом: занимают активную позицию на родительских собраниях, праздничных утренниках. Посещают открытые просмотры музыкальных занятий. Родители информируются о задачах и особенностях музыкального развития детей. Это дает возможность поддерживать интерес к музыке в домашних условиях. К этим условиям относятся:
- организация музыкальной зоны для элементарного музицирования;
- совместное музицирование с детьми;
- посещение театров, концертов с последующим обсуждением,
- собирание домашней фонотеки с обязательным прослушиванием.
Родители интересуются видами и формами музыкальной работы с их детьми, хорошо знают репертуар, изучаемый на музыкальных занятиях. Это позволяет им глубже понять музыкальные предпочтения детей, включаться в деятельность по подготовке праздников и развлечений, становясь не только зрителем, но и полноценным их участником.
III. Заключение
Таким образом, интегрированные занятия, проводимые в системе, эффекивны: дают высокие результаты, повышают творческую деятельность детей . С их помощью успешно решаются задачи развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста:
- воспитание интереса к музыке путем развития музыкальной восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребенку осмыслить и почувствовать содержание музыкального произведения;
- развитие эмоциональной отзывчивости и ритмических движений;
- развитие творческой активности во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: передача характерных образов в играх, хороводах; использование выученных танцевальных движений в новых, самостоятельно найденных сочетаниях; импровизация маленьких песе , попевок;
- формирование самостоятельности, инициативы и стремления применять
выученный репертуар в жизни: музицировать, петь, танцевать.
Таким образом, интегрированные занятия дают возможность использовать в различных сочетаниях много интересных и действенных приемов обучения детей.
Список литературы
1. «Музыка в детском саду» Н. Г. Барсукова, Н. Б. Вершинина, В. М. Суворова.
2. «Интеграция в системе воспитательно - образовательной работы детского сада» Т.С. Комарова,М.Б. Зацепина.
3. «Модели комплексно - интегрированных занятий с детьми 1,5- 7 лет». С.С. Дреер, А.Н. Потыкан.
4. « Настроения, чувства в музыке» О.П. Радынова.
5. «Проектирование интегративной программы предшкольного образования» А.И. Буренина, Л.И. Колунтаева.
6. «Развитие музыкальных способностей детей» (для родителей и педагогов). М.А. Михайлова.
7. «Музыкальный букварь» Н.А. Ветлугина.
8. «Ступеньки музыкального развития» Е.А. Дубровская.
9. Подборка журналов на тему интеграции в детском саду «Музыкальный руководитель».
10. Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада « Радуга». Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон.
11. «От рождения до школы» Н.Е. Веракса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей дошкольника через художественно-творческую деятельность.
Рисование для ребенка - это игра. Дети с удовольствием и интересом чертят на бумаге каракули. Дай детям возможность, они изрисовали бы все вокруг. Как только ребенок поймет, что карандаш, ручка оставл...
Развитие творческих способностей дошкольников через музыкально-театрализованную деятельность.
Из опыта работы....
Творческий проект. Тема: «Развитие творческих способностей дошкольников через дизайнерскую деятельность»
Творческий проект для детей 3-4 лет и их родителей ....
Педагогическая технология «Развитие творческих способностей дошкольников через музыкально-ритмические движения Программа А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика»
Цель программы "Ритмическая мозаика" — развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. И, как известно, че...
Творческий проект для детей средней группы «Развитие творческих способностей дошкольников через аппликацию и ручной труд»
Дошкольник – большой исследователь, изобретатель и экспериментатор. Окружающий мир он познает благодаря именно этим способностям. Взрослому следует развивать познавательную деятельность детей, ч...
Развитие творческих способностей дошкольников через основные виды музыкальной деятельности
Автором представлена консультация для педагогов и родителей...
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. ТЕМА: «Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность». (средняя, старшая, подготовительная группа). Музыкальный руководитель: Гусейнова Н.С.
Тема моего самообразования «Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность». План подготовлен для детей среднего,старшего и подгот...