Презентация "Средства развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"
презентация к уроку (младшая, средняя группа) по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Моторика (от латинского motus — движение) - двигательная активность организма или отдельных органов.
М.И.Сеченов писал: «Движение руки человека наследственно не определено, а возникает в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Образовательная область физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: …крупной и мелкой моторики обеих рук… Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования : …у ребёнка развита крупная и мелкая моторика…
Зачем нужно развивать мелкую моторику? Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе. Мелкая моторика – основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи.
При недостатках развития мелкой моторики дети: Неспособны провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную). Испытывают трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (цифры, геометрической фигуры). Плохо рисуют, лепят, занимаются ручным трудом. В школе очень медленно пишут. Затрудняются в разговоре со сверстниками, взрослыми.
Научное обоснование Н.М. Аксарина Л.С. Выготский М.М. Кольцова А.Р. Лурия Э.Г. Пилюгина А.М. Фонарев Н.М. Щелованов А. Валлон Л.А. Венгер Ж.Пиаже отечественные исследователи зарубежные ученые
Народная педагогика Потешки - ритмическая организация поэтического текста и соотнесенных с ним движений. « Сорока-белобока » «Мальчик-с-пальчик» «Ладушки-ладушки»
Современная практика пальчиковые игры (М.С. Воронцова И.Е. Светлова И.В.Анищенко Е.Ю. Тимофеева и др.) дидактические игры с предметами (Л. Павлова, В.В. Цвынтарный ) вышивание (А.Ю. Сергеева, М.Г. Юдин) штриховка и рисование (Е.В. Черных) теневой театр (А.В.Мельникова) лепка (С.В. Маланов) конструирование (З.И. Богатеева )
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста изучали доктор психологических наук Е.И. Исенина И.А. Анищенко М.М. Кольцова Т.Ю. Тимофеева Г. Любина
Виды пальчиковых игр с массажем с самомассажем пальчиковые игры-манипуляции (каждый пальчик имеет свой образ) сюжетные пальчиковые упражнения (изображение предметов и явлений окружающего мира) пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой пальчиковые кинезиологические упражнения
Организация работы в ДОУ Работа по развитию кистей рук проводится систематически, ежедневно, в детском саду и дома во всех видах деятельности: а) упражнения для развития мелкой моторики включаются в занятия воспитателей;
б) игры с пальчиками — в режимные моменты и прогулки ;
Игры с бусинами «Разбери по цвету, размеру, форме» Игры-шнуровки
Игры с прищепками, счетными палочками, карандашами
Самостоятельная художественная деятельность
Пальчиковый театр
в) пальчиковая гимнастика проводится в комплексе с артикуляционной, воспитателями, в специально отведенное в режиме дня время, а также дома с родителями;
г) игры и действия с предметами — на физкультурных занятиях.
Массаж
Игры с кинетическим песком (песок, который движется) Этот инновационный материал изобретен и выпускается в Швеции. Состоит из обычного кварцевого песка (98%) и силиконового полимера (2%), применяемый в пищевой промышленности в качестве добавки (Е 900).
Чем полезен кинетический песок помогает развивать мелкую моторику рук; развивает тактильную чувствительность; способствует развитию творческого воображения; оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка; помогает раскрепоститься; приучает к концентрации внимания; способствует развитию элементарных навыков общения.
Санитарно-гигиенические характеристики: не липнет к рукам и одежде не высыхает со временем не разлетается на отдельные частицы невозможно засорить глаза Песок не поддерживает развитие микроорганизмов Не требует специальных условий хранения не имеет запаха не вызывает аллергии - Продукт не боится воды
Упражнения и игры в песочнице Строительство сооружений и создание образов. Игра «Необыкновенные следы». Игра «Найди отличие». Найди в песке игрушки. Выложи узор на песке.
Диагностика Зрительно-моторный гештальт тест Л. Бендер Цель: оценка уровня развития способности к пространственной организации визуального стимульного материала и зрительно-моторной координации у детей в возрасте от 3 до 12 лет. Оцениваемые универсальные учебные действия: познавательные действия - особенности зрительного восприятия, уровня развития пространственных представлений, уровень координации «глаз - рука»; регулятивные действия – волевая саморегуляция , наличие стратегии деятельности, принятие задачи, планирование, контроль выполнения деятельности, коррекция, оценка деятельности, характер отношения к успеху и неудаче. Возраст: от 3 до 12 лет. Форма и ситуация оценивания: индивидуальная работа с ребенком.
Работа с родителями Разучивание народных потешек : « Сорока-белобока », «Мальчик-с-пальчик», «Ладушки-ладушки» и т.д. Рекомендации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки по теме. Консультации по данной теме. Родительские собрания. Мастер-классы. Гимнастики.
Методическая литература
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста путем развития речи в игровой деятельности.
Развитие мелкой моторики. Актуальность проблемы. Механизмы развития мелкой моторики пальцев рук, взаимосвязь развития движений пальцев рук и речи. Принципы работы над развитием мелкой моторики. Игровы...

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития, с использованием игровой технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».
Взгляд на решение проблемы развития мелкой моторики детей с ЗРР с помощью игр В.В. Воскобовича....

Конспект занятия по развитию речи по теме: «Домашние птицы» с использованием игр и упражнений по развитию мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста.
В ходе занятия использовались такие педагогические приёмы как сюрпризный момент, отгадывание загадок, знакомство с художественной литературой.Цели занятия:1. Развитие общ...

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста как средство развитие речи.
Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие де...

консультация (младшая группа) на тему : Консультация для родителей «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
На страничке представлена консультация консультация, рассказывающая о значении пальчиковых игр в жизни ребёнка 3 - 4 лет...

«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр» Конспект интегрированного занятия «Ловкие пальчики» для детей младшей группы
Цель:- развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи:Учить детей различным приемам самомассажа;Развивать тактильную чувствительность сложно координ...
Выступление на районном семинаре воспитателей (МБОУ ДО «Новодеревеньковский центр развития и поддержки детей») по теме «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
Проблема развития мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии и педагогике имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка....