"Значение мелкой моторики в развитии речи детей раннего возраста"
консультация (младшая группа) на тему
Одним из главных событий в развитии ребёнка раннего возраста является овладение речью. Первые активные слова ребёнка появляются во второй половине второго года жизни. В середине второго года происходит «речевой взрыв», который появляется в резком нарастании словаря и повышенном интересе ребёнка к речи. Третий год жизни характеризуется резко возрастающей речевой активности ребёнка. Дети уже могут слушать и понимать не только обращённую к ним речь, но и прислушиваться к словам, которые к ним обращены. Они уже понимают содержание простых сказок и стихов и любят слушать их в исполнении взрослых. Они легко запоминают небольшие стихотворения и сказки и воспроизводят их с большой точностью. Это значит, что речь становится самостоятельным средством общения и мышления ребёнка.
Для развития речи и мышления ребёнка раннего возраста педагоги используют мелкую моторику пальцев малыша.
Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны. В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. Ем можно объяснить такую тенденцию? Оказывается, у большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Ещё лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать бельё, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду и т.д. Сейчас не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие операции выполняют за человека машины- кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов- ножниц, иголки, лопатки и др., застегивание и расстегивание застежек и т.д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребёнка.
Рассмотрим некоторые игры и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
В ход этих игр развиваются следующие движения:
· хватание: ребенок учится захватывать предмет
· соотносящие движения: ребенок учится совмещать два предмета
· подражание движения рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий
· движения кистей и пальцев рук.
Кроме того, занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребёнка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.
В программе детского сада предусмотрены специальные занятия по развитию мелкой моторики. Однако такие занятия можно проводить в перерыве между основными, во время игр в помещении или на прогулке. Либо использовать в качестве разминок на занятиях.
Начать можно с самомассажа.
Самомассаж- один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно 2-3 раза в день. Он оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов. Самомассаж начинается с растирания подушечек пальцев в направлении к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего проводится комплекс упражнений.
1. «Пунктиры». Подушечки четырёх пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад- вперёд пунктирами смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу.
2. «Пила». Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем движение пилы по всей поверхности левой ладони в направлении вверх-вниз. То же для другой руки.
3. «Утюжок». Исходное положение то же. Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую. То же для другой руки.
4. «Каток». И.п. то же: костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигаем вверх-вниз по левой ладони, разминая её. То же для другой руки.
5. «Буравчик». И.п. тоже. Фаланги сжатых в кулак пальцев правой руки производим движения по типу буравчика на левой ладони. То же для другой руки.
6. «Краб». И.п. то же. Пальцы расставлены. Сгибаем указательный и средний пальцы правой руки и фалангами пощипываем пальцы левой. То же для другой руки.
7. «Согреем ладошки». Сильно потираем руки.
8. «Спиральки». Каждый палец руки поочередно, начиная с мизинца, кладётся на четыре пальца правой руки. Большим пальцем правой руки делаем спиралевидные движения по пальцу левой снизу вверх от основания к подушечке. То же с другой руки.
Игры с различными предметами и материалами.
Цели и задачи:
· Развитие хватания
· Развитие согласованных движений обеих рук
· Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук
· Формирование ручных умений: расстёгивание и застёгивание липучек, кнопок, пуговиц, молний
· Развитие осязания
· Развитие мышления и воображения.
Материалы:
· Предметы, игрушки и материалы подбираются в соответствии с целью задания.
Методы обучения:
· Показ действий
· Действия руками ребёнка
· Поэтапная словесная инструкция
Игры:
· «Прячем ручки»,
· «Спрячь в ладошке»,
· «Что внутри?» (в непрозрачную коробку складываются мелкие предметы),
· «Непослушные колечки» (игра в пирамидку),
· «Забавные шнурки»,
· «Пришей пуговицу»,
· «Идём в магазин» (расстёгивание и застёгивание различных видов застёжек- липучек, пуговиц, кнопок),
· «Одеваем кукол»,
· «Поиграй на пианино»,
· «Пальчиковый театр»
Пальчиковые игры:
Цели и задачи:
· Развитие согласованных движений обеих рук,
· Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук,
· Развитие внимания.
Методы обучения:
· Показ действий
· Действия руками ребёнка
· Самостоятельные действия ребёнка
Предложу вашему вниманию одну игру:
1. На одном из занятий познакомим детей с пальчиками:
Пять да пять- родные братцы.
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку,
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою, всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие «пять да пять»,
Угадайте, как их звать?
(пальцы)
-Да, дети, это пальцы.
-Почему пальцы «родными братьями называют»?
-У всех пальцев каждой из рук «мама»- это кисть.
-Любите ли вы играть с пальцами?
-Покажите пальчики правой(левой) руки.
-Попросите братьев правой и левой руки поздороваться.
-Дети, кто из вас знает как этот (показываем большой) палец называется?
-Как вы думаете, почему он так называется, большим?
-А давайте спрячем большой палец и попробуем что-либо сделать правой рукой без него.
-Возьмите карандаш со стола (дети делают попытку взять карандаш).
-Представьте, что это не карандаш, а ложка, приготовьтесь к еде.
-Видите, как трудно работать братьям без большого пальца, без него трудно писать, рисовать, играть. Люди так и назвали этот пальчик, потому что он главный- большой.
-И ещё 4 братца. Идут они навстречу старшему:
-Здравствуй, большак!
-Здорово Васька- указка! Мишка- середка! Гришка- сиротка! Да Крошка- Тимошка!
-Пальчики и называются: указательный, средний, безымянный, мизинец.
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Вместе пальчики друзья
Друг без друга им нельзя.
Сам мизинчик, малышок
Постучался о порог.
-Пять братьев: годами равные, ростом разные, кто такие?
-Что же могут наши пальчики? (держать карандаш, красиво рисовать, писать, строить из конструктора, лепить из глины и пластилина, шить, вышивать…)
-Наши пальчики могут всё, значит они волшебные.
Правая и левая водят поезда,
Правая и левая строят города,
Правая и левая могут шить и штопать,
Правая и левая могут громко хлопать,
За окошком ходит ночь,
Руки так устали…
Правая и левая спят на одеяле.
О.Дриз
Теневой театр
Цели и задачи:
· Развитие согласованных движений обеих рук,
· Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.
Материалы:
Настольная лампа
Методы обучения:
· Показ действий,
· Действие руками ребёнка.
Предлагаемые фигуры:
«Дерево»: поднимите прямую руку вверх, растопырьте пальца: пошевелите пальцами и покачайте рукой из стороны в сторону («подул ветер и дерево закачалось»).
«Зайчик»: сожмите пальцы руки в кулак, затем выпрямите указательный и средний пальцы и пошевелите ими («заяц шевелит ушками»); можно так же изобразить, как зайчик «скачет», «танцует».
«Коза»: пальцы руки сожмите в кулак, затем выпрямите указательный палец и мизинец- получатся «рога» на голове козы. С помощью движений рук можно изобразить, как коза «бодается», «ходит» и другие фигуры.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГУЗ «Тульский областной специализированный дом ребёнка для детей с органическим поражением ЦНС с нарушением психики»
Доклад
На тему «Значение мелкой моторики в развитии речи детей раннего возраста»
Консультация для воспитателей
Воспитатель:
Савинкина Лариса Николаевна
2015 год
Одним из главных событий в развитии ребёнка раннего возраста является овладение речью. Первые активные слова ребёнка появляются во второй половине второго года жизни. В середине второго года происходит «речевой взрыв», который появляется в резком нарастании словаря и повышенном интересе ребёнка к речи. Третий год жизни характеризуется резко возрастающей речевой активности ребёнка. Дети уже могут слушать и понимать не только обращённую к ним речь, но и прислушиваться к словам, которые к ним обращены. Они уже понимают содержание простых сказок и стихов и любят слушать их в исполнении взрослых. Они легко запоминают небольшие стихотворения и сказки и воспроизводят их с большой точностью. Это значит, что речь становится самостоятельным средством общения и мышления ребёнка.
Для развития речи и мышления ребёнка раннего возраста педагоги используют мелкую моторику пальцев малыша.
Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны. В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. Ем можно объяснить такую тенденцию? Оказывается, у большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Ещё лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать бельё, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду и т.д. Сейчас не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие операции выполняют за человека машины- кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов- ножниц, иголки, лопатки и др., застегивание и расстегивание застежек и т.д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребёнка.
Рассмотрим некоторые игры и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
В ход этих игр развиваются следующие движения:
- хватание: ребенок учится захватывать предмет
- соотносящие движения: ребенок учится совмещать два предмета
- подражание движения рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий
- движения кистей и пальцев рук.
Кроме того, занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребёнка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.
В программе детского сада предусмотрены специальные занятия по развитию мелкой моторики. Однако такие занятия можно проводить в перерыве между основными, во время игр в помещении или на прогулке. Либо использовать в качестве разминок на занятиях.
Начать можно с самомассажа.
Самомассаж- один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно 2-3 раза в день. Он оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов. Самомассаж начинается с растирания подушечек пальцев в направлении к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего проводится комплекс упражнений.
1. «Пунктиры». Подушечки четырёх пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад- вперёд пунктирами смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу.
2. «Пила». Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем движение пилы по всей поверхности левой ладони в направлении вверх-вниз. То же для другой руки.
3. «Утюжок». Исходное положение то же. Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую. То же для другой руки.
4. «Каток». И.п. то же: костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигаем вверх-вниз по левой ладони, разминая её. То же для другой руки.
5. «Буравчик». И.п. тоже. Фаланги сжатых в кулак пальцев правой руки производим движения по типу буравчика на левой ладони. То же для другой руки.
6. «Краб». И.п. то же. Пальцы расставлены. Сгибаем указательный и средний пальцы правой руки и фалангами пощипываем пальцы левой. То же для другой руки.
7. «Согреем ладошки». Сильно потираем руки.
8. «Спиральки». Каждый палец руки поочередно, начиная с мизинца, кладётся на четыре пальца правой руки. Большим пальцем правой руки делаем спиралевидные движения по пальцу левой снизу вверх от основания к подушечке. То же с другой руки.
Игры с различными предметами и материалами.
Цели и задачи:
- Развитие хватания
- Развитие согласованных движений обеих рук
- Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук
- Формирование ручных умений: расстёгивание и застёгивание липучек, кнопок, пуговиц, молний
- Развитие осязания
- Развитие мышления и воображения.
Материалы:
- Предметы, игрушки и материалы подбираются в соответствии с целью задания.
Методы обучения:
- Показ действий
- Действия руками ребёнка
- Поэтапная словесная инструкция
Игры:
- «Прячем ручки»,
- «Спрячь в ладошке»,
- «Что внутри?» (в непрозрачную коробку складываются мелкие предметы),
- «Непослушные колечки» (игра в пирамидку),
- «Забавные шнурки»,
- «Пришей пуговицу»,
- «Идём в магазин» (расстёгивание и застёгивание различных видов застёжек- липучек, пуговиц, кнопок),
- «Одеваем кукол»,
- «Поиграй на пианино»,
- «Пальчиковый театр»
Пальчиковые игры:
Цели и задачи:
- Развитие согласованных движений обеих рук,
- Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук,
- Развитие внимания.
Методы обучения:
- Показ действий
- Действия руками ребёнка
- Самостоятельные действия ребёнка
Предложу вашему вниманию одну игру:
1. На одном из занятий познакомим детей с пальчиками:
Пять да пять- родные братцы.
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку,
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою, всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие «пять да пять»,
Угадайте, как их звать?
(пальцы)
-Да, дети, это пальцы.
-Почему пальцы «родными братьями называют»?
-У всех пальцев каждой из рук «мама»- это кисть.
-Любите ли вы играть с пальцами?
-Покажите пальчики правой(левой) руки.
-Попросите братьев правой и левой руки поздороваться.
-Дети, кто из вас знает как этот (показываем большой) палец называется?
-Как вы думаете, почему он так называется, большим?
-А давайте спрячем большой палец и попробуем что-либо сделать правой рукой без него.
-Возьмите карандаш со стола (дети делают попытку взять карандаш).
-Представьте, что это не карандаш, а ложка, приготовьтесь к еде.
-Видите, как трудно работать братьям без большого пальца, без него трудно писать, рисовать, играть. Люди так и назвали этот пальчик, потому что он главный- большой.
-И ещё 4 братца. Идут они навстречу старшему:
-Здравствуй, большак!
-Здорово Васька- указка! Мишка- середка! Гришка- сиротка! Да Крошка- Тимошка!
-Пальчики и называются: указательный, средний, безымянный, мизинец.
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Вместе пальчики друзья
Друг без друга им нельзя.
Сам мизинчик, малышок
Постучался о порог.
-Пять братьев: годами равные, ростом разные, кто такие?
-Что же могут наши пальчики? (держать карандаш, красиво рисовать, писать, строить из конструктора, лепить из глины и пластилина, шить, вышивать…)
-Наши пальчики могут всё, значит они волшебные.
Правая и левая водят поезда,
Правая и левая строят города,
Правая и левая могут шить и штопать,
Правая и левая могут громко хлопать,
За окошком ходит ночь,
Руки так устали…
Правая и левая спят на одеяле.
О.Дриз
Теневой театр
Цели и задачи:
- Развитие согласованных движений обеих рук,
- Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.
Материалы:
Настольная лампа
Методы обучения:
- Показ действий,
- Действие руками ребёнка.
Предлагаемые фигуры:
«Дерево»: поднимите прямую руку вверх, растопырьте пальца: пошевелите пальцами и покачайте рукой из стороны в сторону («подул ветер и дерево закачалось»).
«Зайчик»: сожмите пальцы руки в кулак, затем выпрямите указательный и средний пальцы и пошевелите ими («заяц шевелит ушками»); можно так же изобразить, как зайчик «скачет», «танцует».
«Коза»: пальцы руки сожмите в кулак, затем выпрямите указательный палец и мизинец- получатся «рога» на голове козы. С помощью движений рук можно изобразить, как коза «бодается», «ходит» и другие фигуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста"
Выступление на семинаре для воспитателей:«Значение мелкой моторики в развитииречи детей дошкольного возраста»Цель семинара: повышение уровня компетентности воспитателей в вопросах развития речи детей ...
«Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста»
Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие де...
Семинар-практикум на тему: "Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста"
Речевые способности ребенка зависит не только от артикулярного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна. Поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания как: внимание...
«Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста»
Повышение уровня компетентности воспитателей в вопросах развития речи детей через развитие мелкой моторики рук...
Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста.
Необходимость развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста....
"Значение мелкой моторики в развитии речи детей раннего возраста"
Одним из главных событий в развитии ребёнка раннего возраста является овладение речью. Первые активные слова ребёнка появляются во второй половине второго года жизни. В середине второго года происходи...
Консультация для педагогов и родителей. «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста». "Активная гимнастика для развития мелкой моторики".
quot;Развитие мелкой моторики – это самая настоящая школа раннего развития, а дошкольный возраст – очень важный период в развитии ребенка, в котором мелкой моторике должна отводиться боль...