Психологическая готовность ребенка к школе.
учебно-методический материал на тему
1 Диагностические методики готовности ребенка к школе. 2.Ребенок успешно освоившей программу подготовки к школе это..... 3.Глоссарий понятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Психологическая готовность ребенка к школе | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Психологическая готовность
ребёнка к школе»
(выступление на методическом совещание воспитателей НС(К)НШ-ДС№89)
Содержание
Введение………………………………………………………………………………..3
1 Диагностика психологической готовности ребенка к школе…………………….7
1.1 Понятие психодиагностики и ее методы………………………………………...8
2 Ребенок успешно освоивший программу дошкольного образования…………...9
3 Глоссарий…………………………………………………………………………...10
4 Список использованных источников……………………………………………..11
Введение
В психическом развитии ребенок проходит ряд этапов, каждый из которых отличается определенным своеобразием. В любой из этих периодов в психике детей появляется что-то качественно новое, так называемые новообразования. К таким новообразованиям относится, например, осознание самого себя и противопоставление своих самостоятельных действий совместным действиям со взрослыми у трехлетнего ребенка. Или формирование воображения и символической функции сознания у дошкольников, стремление их к общественно оцениваемой деятельности, что является одной из основных предпосылок готовности к школьному обучению[1].
Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки.[2]
От того, как подготовят ребенка к школе родители и педагоги, от их сегодняшней настойчивости, от понимания ими проблем и задач, стоящих перед дошкольником, зависят его успехи в учебной деятельности, а значит, ощущение радости и удовлетворения от каждого рабочего дня[3].
Проблемами подготовки детей к школе и диагностики их психологической готовности к обучению занимались и продолжают заниматься многие педагоги и психологи в нашей стране и за рубежом. Эта тема и в настоящее время остается спорной и привлекает внимание общества.
Вопросы о том, с какого возраста целесообразно отдавать ребенка в школу, достаточно ли он подготовлен к началу систематического обучения, как первоклассник сможет адаптироваться к новым условиям, волнуют родителей и побуждают обращаться за помощью к психологам. Своевременная и правильная диагностика психического развития детей помогает выявить недостатки и нарушения психики, трудности в овладении теми или иными видами деятельности, вовремя начать коррекционно-развивающую работу.
Диагностика психологической готовности детей к школьному обучению призвана определить уровень их интеллектуального развития, наличие (либо отсутствие) желания учиться, эмоционально-волевые качества и некоторые другие психологические параметры развития будущих школьников.
Объект исследования – диагностика психологической готовности детей к школе.
Цели – исследование методов диагностики психологической готовности детей к школе, выявление наиболее показательных из них, формулировка предложений для совершенствования навыков и умений диагностики психологической готовности дошкольников к систематическому обучению.
Предмет исследования – надежность диагностических методик для определения психологической готовности детей к школе.
Задачами исследования являются:
- анализ теоретических сведений и изучение литературы по данной
теме с целью ознакомления с различными подходами к проблеме психологической готовности дошкольников к обучению в школе;
-определение психологических основ диагностики уровня и качества подготовленности детей к школе;
В соответствии с выбранной темой, целями и задачами исследования можно предположить, что данная работа будет иметь практическую значимость для психологов школ и дошкольных учреждений, занимающихся проблемой психологической готовности детей к школьному обучению; после предварительного изучения фактов и характерных черт диагностических методик различных авторов будет найден оптимальный вариант программы психолого-педагогической диагностики готовности детей к школе.
Гипотеза: выбранные методики диагностики психологической готовности к школе имеют достаточно высокий уровень надежности; при анализе результатов двух похожих тестов можно получить достаточно близкие параметры готовности детей к обучению в школе и выразить их в виде положительной корреляции
1 Диагностика психологической готовности ребенка к школе
- Понятие психодиагностики и ее методы
Психодиагностика в переводе с греческого означает «познание различий души». В современной интерпретации слово «психодиагностика» означает буквально «постановка психологического диагноза», что является основной целью психодиагноста.
Психодиагностика – область психологической науки и важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных особенностей человека (группы людей).[4]
В настоящее время в зарубежной литературе понятие «психодиагностика» используется как: синоним психологического тестирования; получение данных о личности с помощью проективных методик (а также их разработка); теория и практика оценки психического состояния больных с помощью психологических тестов[5].
Психологическая диагностика как отрасль психологического знания предназначена для измерения, оценки и анализа индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей человека, для выявления различий между группами людей, объединенных по какому-либо признаку[6].
Средства современной психодиагностики по качеству можно разделить на две группы: формализованные и неформализованные методики. К формализованным относятся тесты, опросники, проективные и психофизиологические методики. Для них характерны: определенная регламентация, объективизация процедуры обследования (соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого), стандартизация, надежность, валидность. Данные методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой.
К малоформализованным диагностическим методикам следует отнести наблюдение, беседу, анализ продуктов деятельности. Эти методики дают ценные сведения об испытуемых и в полноценном диагностическом обследовании дополняют другие методики.
Для определения психологической готовности детей, поступающих в школу, применяются методы, выявляющие сформированность психологических
предпосылок к обучению.
Для понимания психического развития диагностика должна включать в себя как выявление новообразований закончившегося возрастного периода, так и появление и уровень развития симптомов, характеризующих следующий этап. Например, при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту должны учитываться сформированность игровой деятельности, уровень развития наглядно-образного мышления, познавательных мотивов, общих представлений, использование символических средств, а также обобщение переживаний, связанных с оценкой, развитие самоконтроля.
Все методы диагностики готовности к школьному обучению претендуют на прогностическую значимость, но не все из них имеют надежную корреляцию с успехами ребенка в школе. Это обстоятельство требует особой четкости в постановке задач диагностики готовности к школе, которая должна проводиться, прежде всего, в интересах профилактики.
Определение готовности к школьному обучению целесообразно в следующих случаях[7]:
- выявление особенностей психического развития детей с целью разработки индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе, определение наиболее благоприятных сроков поступления ребенка в школу и формы обучения;
- выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации;
- распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их зоной ближайшего развития, что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме;
- отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школе (при условии, что им еще не исполнилось 7 лет).
Последнее допускается только по отношению к детям, не достигшим семилетнего возраста. Психологические исследования показали, что обучение с шести лет целесообразно лишь при наличии психологической готовности ребенка к школе. В противном случае обучение шестилеток наносит существенный ущерб их психическому развитию. С шестилетками, не готовыми к школьному обучению, необходимо заниматься по специальным развивающим психологическим программам до начала систематического обучения в школе.
В зависимости от того, каких теоретических взглядов придерживаются психологи на проблему готовности к школе, они используют те или иные методы диагностики. Но четко классифицировать эти методы довольно сложно из-за отсутствия однозначности в использовании глобальных психологических понятий.
замена объясняется тем, что термин «интеллект» приобрел слишком много побочных значений и его использование может привести к неправильному толкованию тестовых показателей».[8]
Учитывая обозначенную трудность, все методы диагностики готовности к школе можно условно сгруппировать следующим образом: тесты школьной зрелости, тесты достижений и способностей, методы определения сформированности психологических предпосылок овладения учебной деятельностью.
Диагностические методики готовности к обучению к школе
Для изучения и выявления уровня развития познавательных процессов (внимание, память, мышление) и общего интеллектуального уровня развития дошкольников используется различные экспериментальные психологические методики, результаты которых фиксируются в разделе с указанием даты проведения и названия методики.
Диагностическое обследование включает в себя следующие методики:
Изучение мотивационной сферы (беседа, определение мотивов учения – автор А. Гинзбург);
Изучение произвольной сферы внимания (тест на развития самоконтроля, корректурная проба, игра «Да» и «Нет»);
Изучение памяти и мышления (методика «Сапожки», методики «Пикрограмма», «10 слов» - А.Лурия);
Определение уровня развития мелкой моторики (пробы «Подними пальчик», «Нарисуй окружность» «Спички»)
определение мануально-сенсорной латерализации с использованием проб (см. Николаева Е.И. «Леворукий ребенок»; диагностика, обучение, коррекция. – СПБ: Детство-пресс,2005. – С. 83-100)
(Материалы московской гуманитарной академии переподготовки
работников социальной сферы)
3. Ребенок успешно освоивший программу дошкольного образования
Это ребенок:
Здоровый – обладающий хорошим здоровьем (имеет соответствующие возрасту антропометрические показатели, относительно устойчик к инфекциям, не имеет хронических заболеваний и др.)
Физически развитый – у ребенка сформированы основные двигательные качества (ловкость, гибкость, скоростные и силовые качества)
Коммуникативный – свободно общается со взрослыми и сверстниками, способен выражать свои намерения и чувства с помощью лингвистических и паралингвистических средств. Свобода общения предполагает практическое овладение ребенком нормами русской речи.
Сообразительный – способный решать интеллектуальные и личностные проблемы (задачи), адекватные возрасту.
Любознательный – проявляющий интерес ко всему новому и непонятному.
Креативный (фантазер и выдумщик) – воображающий, придумывающий, способный к созданию нового в рамках адекватной возрасту деятельности. Например, в рамках продуктивной деятельности – к созданию нового образа в рисунке, лепке, аппликации; в рамках конструктивной деятельности – к созданию новой конструкции.
Книголюб – любитель чтения (слушания) книг.
Осведомленный – обладающий кругозором, адекватным своему возрасту – представлениями о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности:
Ориентированный на сотрудничество
Жизнерадостный; Инициативный; Активный
Глоссарий
№ п/п | Новые понятия | Содержание |
1 | 2 | 3 |
1 | Беседа | метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации |
2 | Выборка | часть, подмножество генеральной совокупности, которая может быть изучена на практике |
3 | Гипотеза | вероятностное научное предположение, предвидение хода и результата исследования |
4 | Готовность к школьному обучению | совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематически организованной школьной учебе |
5 | Конфиденциальность | одна из этических норм работы психодиагноста, обязательство неразглашения информации, полученной от испытуемого |
6 | Критерий | признак, на базе которого производится оценка, определение или классификация чего-либо |
7 | Мышление | высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный процесс, свойственный человеку |
8 | Наблюдение | основной, наиболее распространенный в педагогической психологии эмпирический метод целенаправленного систематического изучения человека |
9 | Навыки | закрепленные действия, которые являются результатом обучения |
10 | Настойчивость | способность доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели |
11 | Норма | установленная мера, средняя величина чего-либо |
12 | Обучаемость | индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в ходе обучения |
13 | Опыт | совокупность практически усвоенных знаний, умений и навыков |
14 | Психологическая готовность к школьному обучению | комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе |
15 | Способности | индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения |
16 | Сравнение | сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство или различие между ними |
17 | Стадия | период, ступень в развитии чего-либо при достижении чего-либо |
18 | Тесты | стандартизированные, обычно ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми |
№ п/п | Новые понятия | Содержание |
1 | 2 | 3 |
19 | Цель | осознанный образ предвосхищаемого, желаемого результата, на достижение которого направлено действие человека |
20 | Этика | совокупность, система норм нравственного поведения отдельной личности, общественной или профессиональной группы |
Список использованных источников
1.Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.- М.: Просвещение, 1990. - С. 120.
2.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - СПб.: Питер, 2004. – С.6.
3.Дубровина И.В. Практическая психология образования – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – С.190.
4.Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов.- Ростов н/ Д.: Феникс, 1996. - С. 40.
5.Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. – Минск: Харвест, 2005. – С.575.
6.Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под.ред. М.К.Акимовой, К.М.Гуревича. – СПб.: Питер, 2007. – С.9.
7 .Материалы Московской гуманитарной академии переподготовки работников социальной сферы.
8. Интернет-ресурсы
[1] Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.- М.: Просвещение, 1990. - С. 120.
[2] Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - СПб.: Питер, 2004. – С.6.
[3] Дубровина И.В. Практическая психология образования – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – С.190.
[4] Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов.- Ростов н/ Д.: Феникс, 1996. - С. 40.
[5] Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. – Минск: Харвест, 2005. – С.575.
[6] Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под.ред. М.К.Акимовой, К.М.Гуревича. – СПб.: Питер, 2007. – С.9.
[7] Гуткина Н.И. . Психологическая готовность к школе. - СПб.: Питер, 2004. – С.60.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Материал будет полезен как для воспитателей так и родителей будущего первоклассника...
Психологическая готовность ребенка к школе. Презентация для родителей.
Данная презентация помогает родителям подготовить ребенка к школе. Из презентации можно узнать, какие навыки помогут ребенку быстрее адаптироваться к школьному процессу....
Консультация для родителей "Психологическая готовность ребенка к школе"
Консультация для родителей."Психологическая Готовность ребенка к школе"Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Одни считают, что надо начинать готови...
Психологическая готовность ребенка к школе
Статья о психологической готовности ребенка к школе...
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...
РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....
Основа подготовки ребенка к школе – психологическая готовность ребенка к школе
Статья о том, какую важную роль в подготовки ребенка к школе имеет психологическая подготовка к школе....