Методическая разработка «Духовно-нравственное воспитание детей 5–6 лет»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Зяблова Людмила Васильевна

 

Чтобы приобщить детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям , нужно создать необходимые условия и желание следовать им.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Духовно-нравственное воспитание детей 5–6 лет»

Пояснительная записка

В МБДОУ «Детский сад №5 р.п.Ровное»  реализуется основная общеобразовательная программа дошкольного образованная, разработанная  рабочей группой педагогов.

Цели образовательного процесса:

Основными целями деятельности Учреждения являются: Создание условий всестороннего развития личности ребенка;

Основными задачами Учреждения являются:

1. Охрана жизни и укрепления физического и психического здоровья детей;

2. Обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;

3. Воспитание, с учетом возрастных категорий детей, гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

4. Взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей;

5. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Цель методической разработки: Создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно - нравственным ценностям, а также желание следовать им.

Цель методической разработки:

- Учить детей различать добро и зло, хорошие дела и поступки. Предотвращать безнравственность в делах и помыслах, пресекать проявления безнравственности в действиях ребенка.

- Научить детей разбираться в таких понятиях, как гуманность, доброжелательность, терпимость, а также определять жесткое обращение и уметь находить защиту от него

- Воспитывать у детей чувство добра, любви, толерантности через духовно – нравственные ценности православной культуры.

- Развивать у детей интерес к истории своего народа, своей страны, своего родного края, пос.Ровное

- Формировать у ребёнка чувство долга и личной ответственности за судьбу Родины.

- Воспитывать любовь и чувство гордости к своему Отечеству, будущих патриотов своей страны.

- Способствовать формированию в семье духовно - нравственных ценностей, через ознакомление родителей с нормами христианской морали нравственными ценностями.

Тип методической разработки: образовательная.

Образовательная область: познавательная.

Программа по своей направленности является светской и имеет интегрированный характер, который обеспечивает её взаимосвязь с основными направлениями воспитания и обучения детей дошкольного возраста: формированием экологического мышления, краеведением, основами логического мышления, экологией межличностных отношений, художественно - эстетическим и патриотическим воспитанием, родной речью, здоровым образом жизни.

Программа составлена с учетом межпредметных связей по областям:

•Познание: Проведение занятий, наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, беседы, игры.

•Социализация: Использование дидактических, сюжетно-ролевых игр.

•Художественное творчество: Использование произведений живописи икон, картин в соответствии с тематикой занятия. Проведение выставок детского, совместно с родителями творчества.

•Художественная литература: Рассматривание иллюстрированных картинок, использование произведений познавательной направленности (сказки, рассказы, стихи и т. д.) .

•Музыка: Использование музыкальных произведений в соответствии с тематикой занятия; проведение праздников, музыкальных игр.

•Физическая культура: проведение подвижных игр, развлечений, спортивных праздников и досугов.

Отличительные особенности: содержание данной программы охватывает весьма широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, с учетом учебного плана ДОУ.

Сроки реализации программы.

Данная программа рассчитана на детей 5 до 6 лет.

Занятия проводятся в течение учебного года, два раза в неделю. Продолжительность занятий: 20  минут. Кроме теоретической работы программа предполагает также практическое закрепление полученной информации. Рисунок, аппликация, создание игрушек, коллективное панно и другие виды практической работы позволяют лучше запомнить и осознать пройденный материал. Просмотр фильмов, мультфильмов и слайдов на занятиях поможет педагогам в создании ярких художественных образов.

Структура методической разработки

Раздел 1. «С чего начинается Родина» - патриотическое воспитание.

Раздел 2. «Мир твоей души» - основы православной культуры.

Раздел 3. «Мир добра и любви» - нравственные ценности.

Раздел 4. «Посиделки» - традиции народной культуры.

Раздел 5. «Маленький гражданин» - правовое воспитание

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ:

- Принцип духовно-нравственного воспитания: православная культура, историческое наследие русского народа запечатлевается в глубине души ребенка и находит отражение в его жизни, что выражается в первую очередь в нравственных установках ребенка.

- Гуманистическая направленность воспитания – реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с любовью к ближнему.

- Культуросообразность воспитания строится в соответствии с историческим наследием русского народа, ценностями и нормами национальной культуры, содержанием и смыслом православной культуры.

Предполагаемый результат:

С помощью систематической работы по духовно- нравственному воспитанию мы надеемся достичь следующих результатов:

•устойчивость навыков поведения;

•стабильность психического развития;

•целостность восприятия мира;

•воспитание всесторонне и гармонично развитой личности.

Главный результат заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

В программе выделены несколько направлений работы:

1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения) .

2. Воспитательно-оздоровительное (занятия, игры: подвижные и на дидактические, ролевые и строительные, прогулки) .

3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки) .

4. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, например: изготовление подарков, открыток к праздникам) .

Для реализации программы мы предлагаем следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.

Наглядно-действенный метод используется во время:

• показа сказок (педагогами, детьми) ;

• рассматривания икон, книжных иллюстраций, репродукций;

• проведения дидактических и музыкально-дидактических игр;

• наблюдений;

• воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях

Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

• чтение и обыгрывание литературных произведений педагогом;

• чтение сказок и христианских притч;

• бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов педагога;

• ответов на вопросы детей;

• проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры - драматизации, и др.) ;

• загадывания и отгадывания загадок;

• рассматривания наглядного материала;

• рассказов детей о своих впечатлениях;

• разбора житейских ситуаций.

СОДЕРЖАНИЕ:

Программа рассчитана на детей возрастом от шести до семи лет; на, два раза в неделю.

Раздел1. «С чего начинается Родина» - патриотическое воспитание.

Тема 1. Страна в которой мы живём.

Тема 2. Москва – столица России.

Тема 3. История России.

Тема 4. История возникновения родного города – Нижнего Новгорода.

Тема 5. Праздники России.

Раздел 2. «Мир твоей души» - основы православной культуры.

Тема1: «Знакомство с храмом»

Тема 2: «Празднование Казанской иконы Божией Матери (4 ноября)

Тема 3: «Ангелы Божии и их служение».

Тема 4: «Знакомство с церковным искусством: церковная музыка.

Тема 5: «Преподобный Серафим Саровский».

Тема 6: «Вознесение Господне».

Тема 7. О детской молитве.

Тема 8. Жизнь святых Веры, Надежды, Любови и матери Софьи.

Тема 9. Святой Сергий Радонежский.

Тема 10. Покров Пресвятой Богородицы. Забота о ближнем.

Тема 11. Люби ближнего как самого себя.

Тема 12 -13. Заповеди Божии.

Тема 14. Любовь и послушание.

Тема 15. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Мои поступки. Тема 16. Святые заступники Руси. Святой Александр Невский.

Тема 17. Святой заступник Николай – образец любви к ближнему.

Тема 18. Рождественские сказки.

Тема 19. Свет пришел в мир.

Тема 20. Смирение. Святой Серафим Саровский – образец кротости.

Тема 21. Книга – праздник души.

Тема 22. Голос совести.

Тема 23. Сретение Господне – добрая встреча. Честность.

Тема 25. О терпении и милостыни. Святой Алексей, человек Божий.

Тема 26. Весенние радости. Благовещение.

Тема 28. Вход Господень в Иерусалим.

Тема 29. Радость праведных.

Тема 30. Христос Воскресе.

Тема 31. Какого цвета праздник Пасхи.

Тема 32. Праздник жен – миронесиц .

Тема 33. Святой Кирилл и Мефодий.

Раздел 3. «Мир добра и любви» - нравственные ценности.

Тема 1. «Пусть добро навеки побеждает зло»

Тема 2. «Мужчины и женщины в семье»

Тема 3. «Давайте говорить друг другу комплименты»

Тема 4. «Как поступить правильно»

Раздел 4. «Посиделки» - традиции народной культуры.

Тема 1. Эти мудрые русские сказки!

Тема 2. Народные традиции. Масленица.

Тема 3. Русские посиделки. (русский народный фольклор)

Тема 4. Золотая Хохлома.

Раздел 5. «Маленький гражданин» - правовое воспитание

Тема 1. «Калейдоскоп сказок» Знакомство с Декларацией прав ребёнка.

Тема 2. «Мое право – дискуссия»

Тема 3. «Дети разных национальностей»

Тема 4. «Олимпийские игры»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Духовно – нравственное воспитание дошкольников через игровую деятельность»

Методическая разработка2 слайд «Духовно – нравственное воспитание дошкольников через игровую деятельность»     Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенк...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей.

Презентация по теме "Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей."...

Методическая разработка "Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста"

Общение ребенка с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью, театром – является мощным источником духовно-нравственного воспитания. Ещё великий русский педагог В.А.Сухомлинский писал...

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ, ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Любовь к Отечеству - это и естьто главное основание душилюбого истинного гражданина России.Это и есть тот стержень,  который объединяет нашу страну,который делает её великой, который делает её на...

Методическая разработка «Духовно-нравственное воспитание детей 6–7 лет»

Основными целями деятельности Учреждения являются: Создание условий всестороннего развития личности ребенка...