Методическая разработка «Духовно-нравственное воспитание детей 5–6 лет»
методическая разработка (старшая группа) на тему
Чтобы приобщить детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям , нужно создать необходимые условия и желание следовать им.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_duhovno-nravstvennoe_vospitanie_detey_5-6_let.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «Духовно-нравственное воспитание детей 5–6 лет»
Пояснительная записка
В МБДОУ «Детский сад №5 р.п.Ровное» реализуется основная общеобразовательная программа дошкольного образованная, разработанная рабочей группой педагогов.
Цели образовательного процесса:
Основными целями деятельности Учреждения являются: Создание условий всестороннего развития личности ребенка;
Основными задачами Учреждения являются:
1. Охрана жизни и укрепления физического и психического здоровья детей;
2. Обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;
3. Воспитание, с учетом возрастных категорий детей, гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
4. Взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей;
5. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Цель методической разработки: Создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно - нравственным ценностям, а также желание следовать им.
Цель методической разработки:
- Учить детей различать добро и зло, хорошие дела и поступки. Предотвращать безнравственность в делах и помыслах, пресекать проявления безнравственности в действиях ребенка.
- Научить детей разбираться в таких понятиях, как гуманность, доброжелательность, терпимость, а также определять жесткое обращение и уметь находить защиту от него
- Воспитывать у детей чувство добра, любви, толерантности через духовно – нравственные ценности православной культуры.
- Развивать у детей интерес к истории своего народа, своей страны, своего родного края, пос.Ровное
- Формировать у ребёнка чувство долга и личной ответственности за судьбу Родины.
- Воспитывать любовь и чувство гордости к своему Отечеству, будущих патриотов своей страны.
- Способствовать формированию в семье духовно - нравственных ценностей, через ознакомление родителей с нормами христианской морали нравственными ценностями.
Тип методической разработки: образовательная.
Образовательная область: познавательная.
Программа по своей направленности является светской и имеет интегрированный характер, который обеспечивает её взаимосвязь с основными направлениями воспитания и обучения детей дошкольного возраста: формированием экологического мышления, краеведением, основами логического мышления, экологией межличностных отношений, художественно - эстетическим и патриотическим воспитанием, родной речью, здоровым образом жизни.
Программа составлена с учетом межпредметных связей по областям:
•Познание: Проведение занятий, наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, беседы, игры.
•Социализация: Использование дидактических, сюжетно-ролевых игр.
•Художественное творчество: Использование произведений живописи икон, картин в соответствии с тематикой занятия. Проведение выставок детского, совместно с родителями творчества.
•Художественная литература: Рассматривание иллюстрированных картинок, использование произведений познавательной направленности (сказки, рассказы, стихи и т. д.) .
•Музыка: Использование музыкальных произведений в соответствии с тематикой занятия; проведение праздников, музыкальных игр.
•Физическая культура: проведение подвижных игр, развлечений, спортивных праздников и досугов.
Отличительные особенности: содержание данной программы охватывает весьма широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, с учетом учебного плана ДОУ.
Сроки реализации программы.
Данная программа рассчитана на детей 5 до 6 лет.
Занятия проводятся в течение учебного года, два раза в неделю. Продолжительность занятий: 20 минут. Кроме теоретической работы программа предполагает также практическое закрепление полученной информации. Рисунок, аппликация, создание игрушек, коллективное панно и другие виды практической работы позволяют лучше запомнить и осознать пройденный материал. Просмотр фильмов, мультфильмов и слайдов на занятиях поможет педагогам в создании ярких художественных образов.
Структура методической разработки
Раздел 1. «С чего начинается Родина» - патриотическое воспитание.
Раздел 2. «Мир твоей души» - основы православной культуры.
Раздел 3. «Мир добра и любви» - нравственные ценности.
Раздел 4. «Посиделки» - традиции народной культуры.
Раздел 5. «Маленький гражданин» - правовое воспитание
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ:
- Принцип духовно-нравственного воспитания: православная культура, историческое наследие русского народа запечатлевается в глубине души ребенка и находит отражение в его жизни, что выражается в первую очередь в нравственных установках ребенка.
- Гуманистическая направленность воспитания – реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с любовью к ближнему.
- Культуросообразность воспитания строится в соответствии с историческим наследием русского народа, ценностями и нормами национальной культуры, содержанием и смыслом православной культуры.
Предполагаемый результат:
С помощью систематической работы по духовно- нравственному воспитанию мы надеемся достичь следующих результатов:
•устойчивость навыков поведения;
•стабильность психического развития;
•целостность восприятия мира;
•воспитание всесторонне и гармонично развитой личности.
Главный результат заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
В программе выделены несколько направлений работы:
1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения) .
2. Воспитательно-оздоровительное (занятия, игры: подвижные и на дидактические, ролевые и строительные, прогулки) .
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки) .
4. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, например: изготовление подарков, открыток к праздникам) .
Для реализации программы мы предлагаем следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.
Наглядно-действенный метод используется во время:
• показа сказок (педагогами, детьми) ;
• рассматривания икон, книжных иллюстраций, репродукций;
• проведения дидактических и музыкально-дидактических игр;
• наблюдений;
• воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях
Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
• чтение и обыгрывание литературных произведений педагогом;
• чтение сказок и христианских притч;
• бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов педагога;
• ответов на вопросы детей;
• проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры - драматизации, и др.) ;
• загадывания и отгадывания загадок;
• рассматривания наглядного материала;
• рассказов детей о своих впечатлениях;
• разбора житейских ситуаций.
СОДЕРЖАНИЕ:
Программа рассчитана на детей возрастом от шести до семи лет; на, два раза в неделю.
Раздел1. «С чего начинается Родина» - патриотическое воспитание.
Тема 1. Страна в которой мы живём.
Тема 2. Москва – столица России.
Тема 3. История России.
Тема 4. История возникновения родного города – Нижнего Новгорода.
Тема 5. Праздники России.
Раздел 2. «Мир твоей души» - основы православной культуры.
Тема1: «Знакомство с храмом»
Тема 2: «Празднование Казанской иконы Божией Матери (4 ноября)
Тема 3: «Ангелы Божии и их служение».
Тема 4: «Знакомство с церковным искусством: церковная музыка.
Тема 5: «Преподобный Серафим Саровский».
Тема 6: «Вознесение Господне».
Тема 7. О детской молитве.
Тема 8. Жизнь святых Веры, Надежды, Любови и матери Софьи.
Тема 9. Святой Сергий Радонежский.
Тема 10. Покров Пресвятой Богородицы. Забота о ближнем.
Тема 11. Люби ближнего как самого себя.
Тема 12 -13. Заповеди Божии.
Тема 14. Любовь и послушание.
Тема 15. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Мои поступки. Тема 16. Святые заступники Руси. Святой Александр Невский.
Тема 17. Святой заступник Николай – образец любви к ближнему.
Тема 18. Рождественские сказки.
Тема 19. Свет пришел в мир.
Тема 20. Смирение. Святой Серафим Саровский – образец кротости.
Тема 21. Книга – праздник души.
Тема 22. Голос совести.
Тема 23. Сретение Господне – добрая встреча. Честность.
Тема 25. О терпении и милостыни. Святой Алексей, человек Божий.
Тема 26. Весенние радости. Благовещение.
Тема 28. Вход Господень в Иерусалим.
Тема 29. Радость праведных.
Тема 30. Христос Воскресе.
Тема 31. Какого цвета праздник Пасхи.
Тема 32. Праздник жен – миронесиц .
Тема 33. Святой Кирилл и Мефодий.
Раздел 3. «Мир добра и любви» - нравственные ценности.
Тема 1. «Пусть добро навеки побеждает зло»
Тема 2. «Мужчины и женщины в семье»
Тема 3. «Давайте говорить друг другу комплименты»
Тема 4. «Как поступить правильно»
Раздел 4. «Посиделки» - традиции народной культуры.
Тема 1. Эти мудрые русские сказки!
Тема 2. Народные традиции. Масленица.
Тема 3. Русские посиделки. (русский народный фольклор)
Тема 4. Золотая Хохлома.
Раздел 5. «Маленький гражданин» - правовое воспитание
Тема 1. «Калейдоскоп сказок» Знакомство с Декларацией прав ребёнка.
Тема 2. «Мое право – дискуссия»
Тема 3. «Дети разных национальностей»
Тема 4. «Олимпийские игры»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Духовно – нравственное воспитание дошкольников через игровую деятельность»
Методическая разработка2 слайд «Духовно – нравственное воспитание дошкольников через игровую деятельность» Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенк...
«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...
Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей.
Презентация по теме "Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей."...
Методическая разработка "Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста"
Общение ребенка с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью, театром – является мощным источником духовно-нравственного воспитания. Ещё великий русский педагог В.А.Сухомлинский писал...
Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста
Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ, ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Любовь к Отечеству - это и естьто главное основание душилюбого истинного гражданина России.Это и есть тот стержень, который объединяет нашу страну,который делает её великой, который делает её на...
Методическая разработка «Духовно-нравственное воспитание детей 6–7 лет»
Основными целями деятельности Учреждения являются: Создание условий всестороннего развития личности ребенка...