Программа кружковой деятельности "Думай, рассуждай, соображай".
рабочая программа (старшая группа) на тему
Программа направлена на развитие логического мышления (традиционного и творческого), сообразительности, смекалки детей 5-6 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения; на формирование и развитие у старших дошкольников простейших логических структур мышления через специально организованные занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dumay_rassuzhday_soobrazhay._programma_kruzhkovoy_deyatelnosti.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КРУЖКА « Думай, рассуждай, соображай»
Составитель: Фихтер Л.П, воспитатель первой квалификационной категории МДОУ «Детский сад № 9 «Солнышко» г. Урай, Тюменская область.
Возрастная группа: старшая (5-6 лет).
Количество часов: в неделю - 1ч.; в год - 36ч.
Пояснительная записка.
Как лучше развивать способности ребенка, как правильно подготовить его к обучению в школе? Нужно помнить, что умственное развитие ребенка- это не только получение определенной суммы знаний, но и развитие умений думать самостоятельно, рассуждать, понимать логику рассуждений, анализировать, сравнивать предметы и явления, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. Развить перечисленные умения помогут задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры, которые вызывают у детей большой интерес. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере он потом не трудился.
Цели курса занятий:
- Развитие логического мышления (традиционного и творческого), сообразительности, смекалки детей 5-6 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения.
- Формирование и развитие у старших дошкольников простейших логических структур мышления через специально организованные занятия.
Основные задачи курса занятий:
- развивать умственные способности детей с помощью решения игровых занимательных задач на смекалку, в том числе геометрического характера (головоломки с палочками, «Монгольская игра», «Колумбово яйцо» и др.)
- развивать творческое мышление детей;
- развивать образное мышление, способствовать развитию словесно-логического мышления;
- учить находить противоречия и парадоксы в обычных явлениях;
- учить предварительно обдумывать практические действия, упражнять в умении высказывать предположительное решение, догадываться;
- развивать способность планировать действия и поведение;
- учить устанавливать закономерность;
- учить классифицировать предметы по различным основаниям, соотносить предметы по их внутренним свойствам;
- развивать быстроту мышления;
- побуждать делать самостоятельные выводы;
- учить развернуто отвечать на вопросы, делать умозаключения;
- учить устанавливать причинно-следственные связи, определять последовательность событий.
Формы работы:
- подгрупповые занятия, включающие в себя специально подобранные игры, упражнения, задания.
- игры;
- упражнения;
- самостоятельная деятельность детей;
- рассматривание;
- чтение художественной литературы.
Структура занятий:
I.Разминка.
II.Основная часть:
1.Задачи на смекалку геометрического характера.
2.Физминутка.
3.Задачи на установление закономерностей.
Разминка включает в себя различные задачи на смекалку и сообразительность: небылицы, путаницы, хитрые вопросы, загадки, задачи-шутки и позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на продуктивную деятельность.
Основное содержание занятия включает в себя задачи на смекалку геометрического характера и задачи на поиск и установление закономерностей.
Между данными видами задач проводится физминутка, которая позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой.
Режим занятий: 1 занятие в неделю, продолжительностью 25-30 минут.
Место проведения: групповая комната.
Ожидаемый результат:
Перспективный план
месяц | № занятия | содержание | литература |
Октябрь Ноябрь | 1.
2. 3. 4. 1. 2. 3. 4. | 1.Небылицы. Цель: учить находить несуразицы в тексте. 2.Выкладывание из геометрических фигур животных. Цель: развитие творческого мышления. 3.Д/и «Четвертый-лишний». Цель: учить классифицировать предметы, называть группы предметов обобщающим словом, определять принадлежность предметов к той или иной группе, находить «лишний» предмет, который не входит в данную группу. 1.Небылицы. Цель: учить находить несуразицы в тексте. 2.Выкладывание из геометрических фигур растений. Цель: развитие творческого мышления. 3.Д/и «Четвертый-лишний». Цель: учить классифицировать предметы, называть группы предметов обобщающим словом, определять принадлежность предметов к той или иной группе, находить «лишний» предмет, который не входит в данную группу. 1.Словесная игра «Что сначала, что потом?» Цель: учить устанавливать причинно-следственные связи. 2.Выкладывание из геометрических фигур транспорта. Цель: развитие творческого мышления. 3.Д/и «Четвертый-лишний». Цель: учить классифицировать предметы, называть группы предметов обобщающим словом, определять принадлежность предметов к той или иной группе, находить «лишний» предмет, который не входит в данную группу. 1.Словесная игра «Что сначала, что потом?». Цель: учить устанавливать причинно-следственные связи. 2.Выкладывание из геометрических фигур птиц. Цель: развитие творческого мышления. 3.Д/и «Четвертый-лишний». Цель: учить классифицировать предметы, называть группы предметов обобщающим словом, определять принадлежность предметов к той или иной группе, находить «лишний» предмет, который не входит в данную группу. 1.Словесная игра «Доскажи словечко». Цель: развивать быстроту мышления. 2.Игра «Ожившие фигуры». Цель: развитие творческого мышления (побуждать детей пририсовывать дополнительные детали к заданным изображениям, чтобы получился какой-нибудь предмет). 3.Задание«Из каких частей сложена фигура?». Цель: развитие образного мышления. 1.Словесная игра «Доскажи словечко». Цель: развивать быстроту мышления. 2.Игра «Ожившие фигуры». Цель: развитие творческого мышления (побуждать детей пририсовывать дополнительные детали к заданным изображениям, чтобы получился какой-нибудь предмет). 3.Задание « Из каких частей сложена фигура?». Цель: развитие образного мышления. 1.Словесная игра «Без чего не бывает?». Цель:учить развернуто отвечать на вопросы, делать умозаключения. 2.Игра «Ожившие фигуры». Цель: развитие творческого мышления (побуждать детей пририсовывать дополнительные детали к заданным изображениям, чтобы получился какой-нибудь предмет). 3.Задание «Из каких частей сложена фигура?». Цель: развитие образного мышления. 1.Словесная игра «Без чего не бывает?».Цель: учить развернуто отвечать на вопросы, делать умозаключения. 2.Игра «Ожившие фигуры». Цель: развитие творческого мышления (побуждать детей пририсовывать дополнительные детали к заданным изображениям, чтобы получился какой-нибудь предмет). 3.Задание « Из каких частей сложена фигура?». Цель: развитие образного мышления. | Дошкольное воспитание №8,2005, с.49, с.51 Дошкольное воспитание №12,2005, с.22, с.24 Дошкольное воспитание №12,2005, с.23 ГавринаС.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Логика.,с.13, с.14, с.37 «Дошкольное воспитание» №12,2005, с.23 Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.43, З.61 ГавринаС.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Логика.,с.32 «Дошкольное воспитание» №12,2005, с.23 Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.43, З.62 ГавринаС.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Логика.,с.32 «Дошкольное воспитание» №12,2005, с.23 Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.43, З.63 ГавринаС.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Логика.,с.32 «Дошкольное воспитание» №12,2005, с.25 Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.43, З.64 ГавринаС.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Логика.,с.32 |
Декабрь | 1. 2. 3. 4. | 1.Словесная игра «Хитрые вопросы». Цель: развитие смекалки и сообразительности.
2.Рисование робота из заданных фигур. Цель: побуждать детей из заданной фигуры создавать рисунки на заданную тему. 3.Задание «Заполни пустые клеточки». Цель: учить находить закономерность и дорисовывать недостающие фигуры. 1.Словесная игра «Закончи предложение» Цель: закрепление умений обобщать понятия, развитие быстроты мышления. 2.Рисование дерева из заданных фигур. Цель: побуждать детей из заданной фигуры создавать рисунки на заданную тему. 3.Задание «Дорисуй нужные фигурки». Цель: учить находить закономерность и дорисовывать недостающие фигуры. 1.Словесная игра «Подбери пару к слову». Цель: учить соотносить предметы по их внутренним свойствам. 2. Рисование зверей из заданных фигур. Цель: побуждать детей из заданной фигуры создавать рисунки на заданную тему. 3.Задание «Что лишнее в ряду?». Цель: тренировка внимания, развитие умений находить закономерность. 1. Игра «Чего не хватает в рисунках?». Цель:развитие внимания, развитие умений находить закономерность. 2. Рисование зверей из заданных фигур. Цель: побуждать детей из заданной фигуры создавать рисунки на заданную тему. 3. Задание «Что лишнее в ряду?». Цель: тренировка внимания, развитие умений находить закономерность. | ГавринаС.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Логика.,с.10 Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.13 ГавринаС.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Логика.,с.39 ГавринаС.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Логика.,с.13,16 Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.137 ГавринаС.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Логика.,с.43 ГавринаС.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Логика.,с.25 Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.138 ГавринаС.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Логика.,с.59 ГавринаС.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Логика.,с.40 Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.140 ГавринаС.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Логика.,с.50 |
Февраль | 1. 2. 3. 4. | 1.Словесная игра «Предложения с ошибками». Цель: обучение нахождению противоречий. 2.Задачи на смекалку первой группы. Составление треугольников и квадратов из палочек. Цель: обучение детей составлению геометрических фигур из определенного количества палочек, пользуясь приемом пристроения к одной фигуре, взятой за основу, другой. 3. Задание «Подбери фигуру». Цель: развитие умений находить закономерность. 1.Словесная игра «Предложения с ошибками». Цель: обучение нахождению противоречий. 2.Задачи на смекалку первой группы. Составление фигур путем пристроения. Цель: обучение детей составлению геометрических фигур путем пристроения, видеть и показывать при этом новую, полученную в результате составления фигуру, пользоваться выражением «присоединил к одной фигуре другую», обдумывать практические действия. 3. Задание «Подбери фигуру». Цель: развитие умений находить закономерность. 1.Словесная игра «Предложения с ошибками». Цель: обучение нахождению противоречий. 2.Задачи на смекалку первой группы. Составление фигур на основе предварительного обдумывания хода решения. Цель: упражнять детей в самостоятельных поисках путей составления фигур на основе предварительного обдумывания хода решения. 3. Задание «Подбери фигуру». Цель: развитие умений находить закономерность. 1.Словесная игра «Предложения с ошибками». Цель: обучение нахождению противоречий. 2.Задачи на смекалку первой группы. Составление треугольников и квадратов из палочек. Цель: обучение детей умению высказывать предположительное решение, догадываться. 3. Задание «Подбери фигуру». Цель: развитие умений находить закономерность. | Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.8(1-3) З.А.Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников.С.13(1) Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.13,14, З.12-13 Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.8(4-6) З.А.Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников.С.14(2) Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.13,14, З.14-16 Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.8(7-9) З.А.Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников.С.14(3) Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.13,14, З.17-19 Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.8(10-12) З.А.Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников.С.15(4) Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.13,14, З.20-22 |
март | 1. 2. 3. 4. | 1.Словесная игра «Неправильные картинки». Цель: обучение нахождению противоречий. 2.Задачи на смекалку второй группы. Преобразование одной фигуры в другую. Цель: обучение зрительному и мыслительному анализу задачи, умению представлять возможные изменения в фигуре. 3. Задание «Подбери недостающую фигуру». Цель: развитие умений находить закономерность. 1.Словесная игра «Неправильные картинки». Цель: обучение нахождению противоречий. 2.Задачи на смекалку второй группы. Преобразование одной фигуры в другую. Цель: обучение зрительному и мыслительному анализу задачи, умению представлять возможные изменения в фигуре. 3. Задание «Подбери недостающую фигуру». Цель: развитие умений находить закономерность. 1.Словесная игра «Неправильные картинки». Цель: обучение нахождению противоречий. 2.Задачи на смекалку второй группы. Преобразование одной фигуры в другую. Изменение количества квадратов в фигуре. Цель: обучение зрительному и мыслительному анализу задачи, умению представлять возможные изменения в фигуре. 3. Задание «Подбери недостающую фигуру». Цель: развитие умений находить закономерность. 1.Словесная игра «Неправильные картинки». Цель: обучение нахождению противоречий. 2.Задачи на смекалку второй группы. Преобразование одной фигуры в другую. Изменение количества квадратов в фигуре. Цель: обучение зрительному и мыслительному анализу задачи, умению представлять возможные изменения в фигуре. 3. Задание «Подбери недостающую фигуру». Цель: развитие умений находить закономерность. | Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.19 З.А.Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников.С.11(1.2) Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.15(23,24) Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.21 З.А.Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников.С.16(3,4) Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.16(25,26) Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.24 З.А.Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников.С.17(5,6,7) Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.17(27,28) Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.24 З.А.Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников.С.17(8,9,10) Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.18(29-30) |
Апрель | 1. 2. 3. 4. | 1.Игра «Выход из лабиринта». Цель: развитие способности планировать свои действия и поведение. 2. Монгольская игра. Составление фигур-силуэтов по образцу. Цель: развитие образного мышления. 3. Задание «Свято место пусто не бывает». Цель: развитие внимания, умений устанавливать закономерность и находить недостающую фигуру. 1.Игра «Выход из лабиринта». Цель: развитие способности планировать свои действия и поведение. 2. Монгольская игра. Составление фигур-силуэтов по образцу. Цель: развитие образного мышления. 3. Задание «Свято место пусто не бывает». Цель: развитие внимания, умений устанавливать закономерность и находить недостающую фигуру. 1.Игра «Выход из лабиринта». Цель: развитие способности планировать свои действия и поведение. 2. Монгольская игра. Составление фигур-силуэтов по образцу. Цель: развитие образного мышления. 3. Задание «Свято место пусто не бывает». Цель: развитие внимания, умений устанавливать закономерность и находить недостающую фигуру. 1.Игра «Выход из лабиринта». Цель: развитие способности планировать свои действия и поведение. 2. Монгольская игра. Составление фигур-силуэтов по образцу. Цель: развитие образного мышления. 3. Задание «Свято место пусто не бывает». Цель: развитие внимания, умений устанавливать закономерность и находить недостающую фигуру. | З.А.Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников.С.63 Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.52(70-72) З.А.Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников.С.64 Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.55(73-75) З.А.Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников.С.65 Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.56(76-79) З.А.Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников.С.65 Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.56(80-83) |
май | 1. 2. 3. 4. | 1. Словесная игра «Логические концовки». Цель: развитие логического мышления. 2.Игра «Колумбово яйцо». Кошка. Цель: обучение составлению фигур-силуэтов по образцу и самостоятельно. 3.Задание «Куда пропал рисунок?». Цель: развитие внимания, умений устанавливать закономерность и находить недостающую фигуру. 1. Словесная игра «Хитрые вопросы». Цель: развитие логического мышления, смекалки. 2.Игра «Колумбово яйцо». Сова. Цель: обучение составлению фигур-силуэтов по образцу и самостоятельно. 3.Задание «Куда пропал рисунок?». Цель: развитие внимания, умений устанавливать закономерность и находить недостающую фигуру . 1. Словесная игра «Родственники». Цель: развитие логического мышления, умения обосновывать свои ответы. 2.Игра «Колумбово яйцо». Собака. Цель: обучение составлению фигур-силуэтов по образцу и самостоятельно. 3.Задание «Куда пропал рисунок?». Цель: развитие внимания, умений устанавливать закономерность и находить недостающую фигуру. 1. Словесная игра «Логические задачи». Цель: развитие логического мышления, смекалки, сообразительности. 2.Игра «Колумбово яйцо». Петух. Цель: обучение составлению фигур-силуэтов по образцу и самостоятельно. 3.Задание «Куда пропал рисунок?». Цель: развитие внимания, умений устанавливать закономерность и находить недостающую фигуру. | «Дошкольное воспитание» №12,2005, с.21; №8,2005,с.51 З.А.Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников.С.63 Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.105(140-142) «Дошкольное воспитание» №12,2005, с.25; №8,2005,с.51 З.А.Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников.С.67 Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.107(143-145) «Дошкольное воспитание» №12,2005, с.25; №8,2005,с.51 З.А.Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников.С.67 Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.108(146-148) «Дошкольное воспитание» №12,2005, с.25; №8,2005,с.21-24 З.А.Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников.С.67 Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.56(80-83) |
Литература:
МихайловаЗ.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников.-М.:просвещение,1990.-94с.
Гатанов Ю.Б. Развиваю логику и сообразительность.-Спб:Издательство «питер», 2000.-168с.
ГавринаС.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Логика.-ЗАО «Изд. «Эксмо-Пресс»,2000.
С. Мисуна. Развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание №8,2005.-С.48//
С. Мисуна. Развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание №12,2005.-С.21//
Е.Акулова. Познаем логические отношения// Дошкольное воспитание №8,2008.-С.65//
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по ручному труду и экологии "Кладовая Республики Адыгея"
Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного материала развивает в до...
Программа кружковой работы: "С чего начинается Родина"
Методическая разработка содержит тематическое и перспективное планирование для работы кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Занятия могут использоваться и самостоят...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «В гостях у сказки» Программа кружковой театрализованной деятельности по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста
Тема: "В гостях у сказки"...
Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом образования в форме кружковой работы п...
Программа кружковой деятельности «Маленькие исследователи» (Экспериментально - исследовательская деятельность) (Средний дошкольный возраст) Срок реализации программы – 1 год Руководитель: Медведева Ольга Васильевна – воспитатель
Содержание Целевой разделПояснительная запискаЦель и задачи рабочей программыПринципы организации кружковой работыОжидаемые результатыСодержательный разделФормы организации кружковой работыКаленд...
Рабочая программа кружковой работы «Волшебные краски» Нетрадиционная техника рисования Возраст 2-3 года Срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год
laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами,чем больше ...
Программа кружковой деятельности по речевому развитию с использованием инновационной технологии «Волшебные камешки» Возраст обучающихся: 6 -7 лет Срок реализации программы:1 год
Применение камешков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей, позволяющий работать в разных направлениях. Данная программа интегрируется с образовательными ...