Программа кружковой деятельности "Думай, рассуждай, соображай".
рабочая программа (старшая группа) на тему

Фихтер Лариса Петровна

Программа направлена на развитие логического мышления (традиционного и творческого), сообразительности, смекалки детей 5-6 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения; на формирование и развитие у старших дошкольников простейших логических структур мышления через специально организованные занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КРУЖКА « Думай, рассуждай, соображай»

Составитель: Фихтер Л.П, воспитатель  первой квалификационной категории МДОУ «Детский сад № 9 «Солнышко»  г. Урай,  Тюменская область.

 

Возрастная  группа:  старшая (5-6 лет).

Количество часов:  в неделю - 1ч.; в год - 36ч.

 

Пояснительная записка.

    Как лучше развивать способности ребенка, как правильно подготовить его к обучению в школе? Нужно помнить, что умственное развитие ребенка- это не только получение определенной суммы знаний, но и развитие умений думать самостоятельно,   рассуждать, понимать логику рассуждений, анализировать, сравнивать предметы и явления, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.   Развить перечисленные умения помогут задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры, которые вызывают у детей большой интерес. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере он потом не трудился.

 Цели   курса занятий:

  1. Развитие логического мышления (традиционного и творческого), сообразительности, смекалки детей 5-6 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения.
  2.  Формирование и развитие у старших дошкольников простейших логических структур мышления через специально организованные занятия.

 Основные задачи курса занятий:

  • развивать умственные способности детей с помощью решения игровых занимательных задач на смекалку, в том числе геометрического характера (головоломки с палочками, «Монгольская игра», «Колумбово яйцо» и др.)
  • развивать творческое мышление детей;
  • развивать образное мышление, способствовать развитию словесно-логического мышления;
  • учить находить противоречия и парадоксы в обычных явлениях;
  • учить предварительно обдумывать практические действия, упражнять в умении высказывать предположительное решение, догадываться;
  • развивать способность планировать действия и поведение;
  • учить устанавливать закономерность;
  • учить классифицировать предметы по различным основаниям, соотносить предметы по их внутренним свойствам;
  • развивать быстроту мышления;
  • побуждать делать самостоятельные выводы;
  • учить развернуто отвечать на вопросы, делать умозаключения;
  • учить устанавливать причинно-следственные связи, определять последовательность событий.

Формы работы:

  • подгрупповые занятия, включающие в себя специально подобранные игры, упражнения, задания.
  • игры;
  • упражнения;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • рассматривание;
  • чтение художественной литературы.

Структура занятий:

       I.Разминка.  

       II.Основная часть:

            1.Задачи на смекалку геометрического характера.

            2.Физминутка.

            3.Задачи на установление закономерностей.

   Разминка включает в себя различные задачи на смекалку и сообразительность: небылицы, путаницы, хитрые вопросы, загадки, задачи-шутки и позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на продуктивную деятельность.
 Основное содержание занятия включает в себя задачи на смекалку геометрического характера и задачи на поиск и  установление закономерностей.

  Между данными видами задач проводится физминутка,  которая   позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой.

Режим занятий: 1 занятие в неделю, продолжительностью 25-30 минут.

Место проведения: групповая комната.

Ожидаемый результат:

Перспективный план

месяц

№ занятия

содержание

литература

Октябрь

Ноябрь

1.

 

2.

3.

4.

1.

2.

3.

4.

1.Небылицы. Цель: учить находить несуразицы в тексте.

2.Выкладывание из геометрических фигур животных. Цель: развитие творческого мышления.

3.Д/и «Четвертый-лишний». Цель: учить классифицировать предметы, называть группы предметов обобщающим словом, определять принадлежность предметов к той или иной группе, находить «лишний» предмет, который не входит в данную группу.

1.Небылицы. Цель: учить находить несуразицы в тексте.

2.Выкладывание из геометрических фигур растений. Цель: развитие творческого мышления.

3.Д/и «Четвертый-лишний». Цель: учить классифицировать предметы, называть группы предметов обобщающим словом, определять принадлежность предметов к той или иной группе, находить «лишний» предмет, который не входит в данную группу.

1.Словесная игра «Что сначала, что потом?» Цель: учить устанавливать причинно-следственные связи.

  2.Выкладывание из геометрических фигур    транспорта. Цель: развитие творческого мышления.

3.Д/и «Четвертый-лишний». Цель: учить классифицировать предметы, называть группы предметов обобщающим словом, определять принадлежность предметов к той или иной группе, находить «лишний» предмет, который не входит в данную группу.

1.Словесная игра «Что сначала, что потом?». Цель: учить устанавливать причинно-следственные связи.

2.Выкладывание из геометрических фигур    птиц. Цель: развитие творческого мышления.

3.Д/и «Четвертый-лишний». Цель: учить классифицировать предметы, называть группы предметов обобщающим словом, определять принадлежность предметов к той или иной группе, находить «лишний» предмет, который не входит в данную группу.

1.Словесная игра «Доскажи словечко». Цель: развивать быстроту мышления.

2.Игра «Ожившие фигуры». Цель: развитие творческого мышления (побуждать детей пририсовывать дополнительные детали к заданным изображениям, чтобы получился какой-нибудь предмет).

3.Задание«Из каких частей сложена фигура?». Цель: развитие образного мышления.

 1.Словесная игра «Доскажи словечко». Цель: развивать быстроту мышления.

2.Игра «Ожившие фигуры». Цель: развитие творческого мышления (побуждать детей пририсовывать дополнительные детали к заданным изображениям, чтобы получился какой-нибудь предмет).

3.Задание « Из каких частей сложена фигура?». Цель: развитие образного мышления.

 1.Словесная игра «Без чего не бывает?». Цель:учить развернуто отвечать на вопросы, делать умозаключения.

2.Игра «Ожившие фигуры».  Цель: развитие творческого мышления (побуждать детей пририсовывать дополнительные детали к заданным изображениям, чтобы получился какой-нибудь предмет).

3.Задание «Из каких частей сложена фигура?». Цель: развитие образного мышления.

  1.Словесная игра «Без чего не бывает?».Цель: учить развернуто отвечать на вопросы, делать умозаключения.

2.Игра «Ожившие фигуры». Цель: развитие творческого мышления (побуждать детей пририсовывать дополнительные детали к заданным изображениям, чтобы получился какой-нибудь предмет).

3.Задание « Из каких частей сложена фигура?». Цель: развитие образного мышления.

Дошкольное воспитание №8,2005, с.49, с.51

Дошкольное воспитание №12,2005, с.22, с.24

Дошкольное воспитание №12,2005, с.23

ГавринаС.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Логика.,с.13, с.14, с.37

«Дошкольное воспитание» №12,2005, с.23

Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.43, З.61

ГавринаС.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Логика.,с.32

«Дошкольное воспитание» №12,2005, с.23

 Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.43, З.62

ГавринаС.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Логика.,с.32

«Дошкольное воспитание» №12,2005, с.23

Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.43, З.63

ГавринаС.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Логика.,с.32

«Дошкольное воспитание» №12,2005, с.25

Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.43, З.64

ГавринаС.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Логика.,с.32

Декабрь

1.

2.

3.

4.

     1.Словесная игра «Хитрые вопросы». Цель: развитие смекалки и сообразительности.

 

 2.Рисование робота из заданных фигур. Цель: побуждать детей из заданной фигуры создавать рисунки на заданную тему.

    3.Задание «Заполни пустые клеточки». Цель: учить находить закономерность и дорисовывать недостающие фигуры.

1.Словесная игра «Закончи предложение» Цель:  закрепление умений обобщать понятия, развитие быстроты мышления.

    2.Рисование дерева из заданных фигур. Цель: побуждать детей из заданной фигуры создавать рисунки на заданную тему.

    3.Задание «Дорисуй нужные фигурки». Цель: учить находить закономерность и дорисовывать недостающие фигуры.

1.Словесная игра «Подбери пару к слову». Цель: учить соотносить предметы по их внутренним свойствам.

2. Рисование зверей из заданных фигур. Цель: побуждать детей из заданной фигуры создавать рисунки на заданную тему.

3.Задание «Что лишнее в ряду?». Цель: тренировка внимания, развитие умений находить закономерность.

1. Игра «Чего не хватает в рисунках?». Цель:развитие  внимания, развитие умений находить закономерность.

2. Рисование зверей из заданных фигур. Цель: побуждать детей из заданной фигуры создавать рисунки на заданную тему.

3. Задание «Что лишнее в ряду?». Цель: тренировка внимания, развитие умений находить закономерность.

ГавринаС.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Логика.,с.10

Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.13

ГавринаС.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Логика.,с.39

ГавринаС.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Логика.,с.13,16

Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.137

ГавринаС.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Логика.,с.43

ГавринаС.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Логика.,с.25

Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.138

ГавринаС.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Логика.,с.59

ГавринаС.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Логика.,с.40

Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.140

ГавринаС.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Логика.,с.50

Февраль

1.

2.

3.

4.

1.Словесная игра «Предложения с ошибками». Цель: обучение нахождению противоречий.

2.Задачи на смекалку первой группы. Составление треугольников и квадратов из палочек. Цель: обучение детей составлению геометрических фигур из определенного количества палочек, пользуясь приемом пристроения к одной фигуре, взятой за основу, другой.

3. Задание «Подбери фигуру». Цель: развитие умений находить закономерность.

1.Словесная игра «Предложения с ошибками». Цель: обучение нахождению противоречий.

2.Задачи на смекалку первой группы. Составление фигур путем пристроения.  Цель: обучение детей составлению геометрических фигур путем пристроения, видеть и показывать при этом новую, полученную в результате составления фигуру, пользоваться выражением «присоединил к одной фигуре другую», обдумывать практические действия.

3. Задание «Подбери фигуру». Цель: развитие умений находить закономерность.

1.Словесная игра «Предложения с ошибками». Цель: обучение нахождению противоречий.

2.Задачи на смекалку первой группы. Составление фигур на основе предварительного обдумывания хода решения. Цель: упражнять детей в самостоятельных поисках путей составления фигур на основе предварительного обдумывания хода решения.

3. Задание «Подбери фигуру». Цель: развитие умений находить закономерность.

1.Словесная игра «Предложения с ошибками». Цель: обучение нахождению противоречий.

2.Задачи на смекалку первой группы. Составление треугольников и квадратов из палочек. Цель: обучение детей умению высказывать предположительное решение, догадываться.

3. Задание «Подбери фигуру». Цель: развитие умений находить закономерность.

Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.8(1-3)

З.А.Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников.С.13(1)

Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.13,14, З.12-13

Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.8(4-6)

З.А.Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников.С.14(2)

Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.13,14, З.14-16

Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.8(7-9)

З.А.Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников.С.14(3)

Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.13,14, З.17-19

Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.8(10-12)

З.А.Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников.С.15(4)

Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.13,14, З.20-22

март

1.

2.

3.

4.

1.Словесная игра «Неправильные картинки». Цель: обучение нахождению противоречий.

2.Задачи на смекалку второй группы. Преобразование одной фигуры в другую. Цель: обучение зрительному и мыслительному анализу задачи,  умению представлять возможные изменения в фигуре.

3. Задание «Подбери недостающую фигуру». Цель: развитие умений находить закономерность.

1.Словесная игра «Неправильные картинки». Цель: обучение нахождению противоречий.

2.Задачи на смекалку второй группы. Преобразование одной фигуры в другую. Цель: обучение зрительному и мыслительному анализу задачи,  умению представлять возможные изменения в фигуре.

3. Задание «Подбери недостающую фигуру». Цель: развитие умений находить закономерность.

1.Словесная игра «Неправильные картинки». Цель: обучение нахождению противоречий.

2.Задачи на смекалку второй группы. Преобразование одной фигуры в другую. Изменение количества квадратов в фигуре. Цель: обучение зрительному и мыслительному анализу задачи,  умению представлять возможные изменения в фигуре.

3. Задание «Подбери недостающую фигуру». Цель: развитие умений находить закономерность.

1.Словесная игра «Неправильные картинки». Цель: обучение нахождению противоречий.

2.Задачи на смекалку второй группы. Преобразование одной фигуры в другую. Изменение количества квадратов в фигуре. Цель: обучение зрительному и мыслительному анализу задачи,  умению представлять возможные изменения в фигуре.

3. Задание «Подбери недостающую фигуру». Цель: развитие умений находить закономерность.

Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.19

З.А.Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников.С.11(1.2)

Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.15(23,24)

Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.21

З.А.Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников.С.16(3,4)

Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.16(25,26)

Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.24

З.А.Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников.С.17(5,6,7)

Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.17(27,28)

Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.24

З.А.Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников.С.17(8,9,10)

Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.18(29-30)

Апрель

1.

2.

3.

4.

1.Игра «Выход из лабиринта». Цель: развитие способности планировать свои действия и поведение.

2. Монгольская игра. Составление фигур-силуэтов по образцу. Цель: развитие образного мышления.

3. Задание «Свято место пусто не бывает». Цель: развитие внимания, умений устанавливать  закономерность и находить недостающую фигуру.

1.Игра «Выход из лабиринта». Цель: развитие способности планировать свои действия и поведение.

2. Монгольская игра. Составление фигур-силуэтов по образцу. Цель: развитие образного мышления.

3. Задание «Свято место пусто не бывает». Цель: развитие внимания, умений устанавливать  закономерность и находить недостающую фигуру.

1.Игра «Выход из лабиринта». Цель: развитие способности планировать свои действия и поведение.

2. Монгольская игра. Составление фигур-силуэтов по образцу. Цель: развитие образного мышления.

3. Задание «Свято место пусто не бывает». Цель: развитие внимания, умений устанавливать  закономерность и находить недостающую фигуру.

1.Игра «Выход из лабиринта». Цель: развитие способности планировать свои действия и поведение.

2. Монгольская игра. Составление фигур-силуэтов по образцу. Цель: развитие образного мышления.

3. Задание «Свято место пусто не бывает». Цель: развитие внимания, умений устанавливать  закономерность и находить недостающую фигуру.

З.А.Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников.С.63

Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.52(70-72)

З.А.Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников.С.64

Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.55(73-75)

З.А.Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников.С.65

Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.56(76-79)

З.А.Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников.С.65

Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.56(80-83)

май

1.

2.

3.

4.

1. Словесная игра «Логические концовки». Цель: развитие логического мышления.

2.Игра «Колумбово яйцо».  Кошка. Цель: обучение составлению фигур-силуэтов по образцу и самостоятельно.

3.Задание «Куда пропал рисунок?». Цель:  развитие внимания, умений устанавливать  закономерность и находить недостающую фигуру.

1. Словесная игра «Хитрые вопросы». Цель: развитие логического мышления, смекалки.

2.Игра «Колумбово яйцо».  Сова. Цель: обучение составлению фигур-силуэтов по образцу и самостоятельно.

3.Задание «Куда пропал рисунок?». Цель:  развитие внимания, умений устанавливать  закономерность и находить недостающую фигуру

.

1. Словесная игра «Родственники». Цель: развитие логического мышления, умения обосновывать свои ответы.

2.Игра «Колумбово яйцо».  Собака. Цель: обучение составлению фигур-силуэтов по образцу и самостоятельно.

3.Задание «Куда пропал рисунок?». Цель:  развитие внимания, умений устанавливать  закономерность и находить недостающую фигуру.

1. Словесная игра «Логические задачи». Цель: развитие логического мышления, смекалки, сообразительности.

2.Игра «Колумбово яйцо».  Петух. Цель: обучение составлению фигур-силуэтов по образцу и самостоятельно.

3.Задание «Куда пропал рисунок?». Цель:  развитие внимания, умений устанавливать  закономерность и находить недостающую фигуру.

«Дошкольное воспитание» №12,2005, с.21; №8,2005,с.51

З.А.Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников.С.63

Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.105(140-142)

«Дошкольное воспитание» №12,2005, с.25; №8,2005,с.51

З.А.Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников.С.67

Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.107(143-145)

«Дошкольное воспитание» №12,2005, с.25; №8,2005,с.51

З.А.Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников.С.67

Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.108(146-148)

«Дошкольное воспитание» №12,2005, с.25; №8,2005,с.21-24

З.А.Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников.С.67

Ю. Гатанов. Развиваю логику и сообразительность. С.56(80-83)

Литература:

МихайловаЗ.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников.-М.:просвещение,1990.-94с.

Гатанов Ю.Б. Развиваю логику и сообразительность.-Спб:Издательство «питер», 2000.-168с.

ГавринаС.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Логика.-ЗАО «Изд. «Эксмо-Пресс»,2000.

С. Мисуна. Развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание №8,2005.-С.48//

С. Мисуна. Развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание №12,2005.-С.21//

Е.Акулова. Познаем логические отношения// Дошкольное воспитание №8,2008.-С.65//


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по ручному труду и экологии "Кладовая Республики Адыгея"

Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного материала развивает в до...

Программа кружковой работы: "С чего начинается Родина"

Методическая разработка содержит тематическое и перспективное планирование для работы кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Занятия могут использоваться и самостоят...

Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми   младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом   образования в форме кружковой работы п...

Программа кружковой деятельности «Маленькие исследователи» (Экспериментально - исследовательская деятельность) (Средний дошкольный возраст) Срок реализации программы – 1 год Руководитель: Медведева Ольга Васильевна – воспитатель

Содержание Целевой разделПояснительная запискаЦель и задачи рабочей программыПринципы организации кружковой работыОжидаемые результатыСодержательный разделФормы организации кружковой работыКаленд...

Рабочая программа кружковой работы «Волшебные краски» Нетрадиционная техника рисования Возраст 2-3 года Срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год

laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами,чем больше ...

Программа кружковой деятельности по речевому развитию с использованием инновационной технологии «Волшебные камешки» Возраст обучающихся: 6 -7 лет Срок реализации программы:1 год

Применение камешков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей, позволяющий работать в разных направлениях. Данная программа интегрируется с образовательными ...