СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья (старшая, подготовительная группа) на тему
Описание опыта работы ДОУ по организации опытно-экспериментальной деятельности в детском саду для решения задач экологического воспитания дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_soznanie_vystuplenie_kryukovoy_n.s._na_seminare_.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование современных педагогических технологий в формировании экологического сознания дошкольников
«Не торопись навязывать знания ребенку. Пускай истинный мир, явления и предметы, сложные или такие, которые могут обернуться к ребенку разными сторонами, проходят перед ним в возможно большем количестве…»
Песталоцци И.Г.,
В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, одним из важных целевых ориентиров, указано, что к завершению дошкольного образования, ребёнок
- проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам,
- интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- склонен наблюдать, экспериментировать.
В современных условиях, когда информация очень быстро устаревает, необходимостью становится переориентация образовательного процесса с методов, способствующих усвоению большого объема информации, на методы, нацеленные на развитие способностей думать, анализировать, самостоятельно находить и обобщать информацию, делать выводы.
Подобный подход к процессу обучения формирует чувство личной причастности, усиливает интерес к исследуемому объекту.
Все это важно в процессе обучения в рамках любого курса, но особенно важно для экологического образования, поскольку основная цель экологического образования - не просто формирование теоретических знаний, а формирования определенного отношения к природе, экологического сознания. Формирование экологического сознания дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из катастрофического состояния. Этот процесс невозможно осуществить на основе представления только фактов, крайне необходима при этом вовлеченность в процесс. Именно поэтому познавательно-исследовательская деятельность занимает важное место в процессе экологического образования.
Обостренное внимание к экологическим проблемам в мире, от решения которых зависит будущее человечества и каждого человека в отдельности, стали причиной, побудившей нас пересмотреть содержание экологического воспитания детей в нашем дошкольном образовательном учреждении.
Мы провели анализ экологических знаний и представлений детей и пришли к выводу, что у наших воспитанников в целом сформированы общие представления о некоторых явлениях и эффектах, но нет системного понимания их сути, которое строится на способности устанавливать причинно-следственные связи и на их основе делать выводы и умозаключения.
В связи с этим, перед педагогическим коллективом нашего ДОУ была поставлена задача найти оптимальные, эффективные формы и методы для решения проблемы формирования экологического сознания у воспитанников.
Мы прекрасно понимаем, что любая поставленная задача, чтобы быть успешно реализованной, должна решаться комплексно, во всех видах деятельности. Согласно общепризнанной точке зрения, ведущей деятельностью в дошкольном возрасте выступает игровая деятельность дошкольников.
Вместе с тем, накапливается все больше сомнений в правильности и абсолютности этого предположения. На протяжении многих лет наука ищет истинно детскую деятельность, которая интенсивно бы развивалась в дошкольном детстве без помощи взрослых и даже вопреки их действиям. Такой деятельностью, по мнению Н.Н. Поддъякова, является детское экспериментирование, именно эта деятельность идёт от самого ребёнка с первых месяцев его жизни. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку. Дети отдают предпочтение при изучении живой и неживой природы, реальным опытам с реальными предметами и их свойствами. Еще одним доводом, который заставил нас отойти от объяснительно-иллюстративной формы передачи детям знаний, является тот факт, что большинство наших воспитанников имеют нарушения зрения различной степени тяжести и традиционные методики приводят к вербализму и несформированности представлений об окружающем. Изучив, научно-методическую литературу, передовой педагогический опыт мы пришли к заключению, что наиболее интересным направлением в работе по формированию основ экологического сознания является организация исследовательской, экспериментальной деятельности детей.
В работе, направленной на развитие исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности для формирования экологического сознания мы выделили следующие задачи:
- формирование у детей диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей всех природных явлений ;
- развитие собственного познавательного опыта детей в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей)
- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;
- использование познавательно-исследовательской деятельности как стержнеобразующей для личностного развития ребенка (в сочетании с другими видами деятельности);
- расширение кругозора детей посредством введения в более широкую пространственную и временную перспективу;
- воспитание у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей природе
Для организации исследовательской, экспериментальной деятельности, необходимо было создать соответствующие условия. В группах были созданы - "Детские мини-лаборатории" c соответствующим оснащением. Лаборатории созданы для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций формирование умений комплексно обследовать предмет. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).
Как уже было сказано, исследования и эксперименты, присутствуют во всех видах деятельности, однако самостоятельное экспериментирование может быть небезопасным.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Следовательно, первоначально необходимо детей научить экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога.
В условиях нашего детского сада этот вид занятий организуется в рамках проведения дополнительных образовательных услуг. Один раз в неделю, почти во всех группах ДОУ, начиная со средней, работают кружки, направление их- исследовательская, экспериментальная деятельность. Длительность занятий соответствует требованиям СанПин – в средней группе-20мин, в старшей-25, в подготовительной-30. Педагогами-руководителями кружков составлены рабочие программы кружковой работы на учебный год.
Темы, запланированные педагогами усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации, но при выборе темы обязательно соблюдаются следующие правила:
- Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.
- Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).
- Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Конечно, в условиях детского сада невозможно, проводить какие-либо сложные исследования и эксперименты, да и необходимости в этом нет. Мы проводим с детьми элементарные опыты и эксперименты.
Их элементарность заключается:
Во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.
Во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.
В - третьих, они практически безопасны.
В - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
При осуществлении и для более успешного проведения и результативности экспериментально – исследовательской деятельности с детьми педагогу необходимо твердо знать
ее структуру и особенности экспериментирования в разных возрастных группах.
- Постановка проблемы; - ребенок выделяет и озвучивает проблему, которую необходимо разрешить;
- Поиск путей решения проблемы; предлагает возможные решения;
- Проверка гипотез, предположений; проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
- Обсуждение увиденных полученных результатов;
- Формулировка выводов; делает выводы в соответствии с результатами проверки; применяет выводы к новым данным;-делает обобщения.
Причем на первых занятиях педагог сам ставит проблему и намечает основные пути ее решения. Затем предоставляет детям возможность самостоятельно решить проблему и убедиться, что для достижения цели их знаний явно не достаточно. Взрослый сознательно подчеркивает возникшие противоречия, стимулирует попытки найти выход из создавшегося положения и принимает участие в построении доступной детям звеньев рассуждения. По мере накопления новых знаний дошкольники становятся более самостоятельны в поиске решения.
В дальнейшем педагог только ставит проблемы, а метод ее решения дети ищут самостоятельно (возможен коллективный поиск). Педагог лишь в крайнем случае оказывает минимальную помощь.
Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям
Процесс исследований и экспериментирования крайне увлекательный, но иногда в ходе их проведения могут возникнуть нештатные ситуации. Чтобы избежать неприятностей, нельзя пренебрегать правилами безопасности. . Когда дети имеют представления о действии с какими-либо предметами- водой, песком, камнями мы разрешаем ребятам действовать самостоятельно, но все незнакомые им процедуры осваиваются в следующей последовательности:
1)действие показывает педагог;
2)действие повторяет или показывает кто-либо из детей, причем тот, который заведомо совершит это неверно: это даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;
3)иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность которой очень велика;
4)действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;
5) действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;
6) действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе.
О чем должен помнить педагог, организуя экспериментальную деятельность детей?
ПАМЯТКА
- Критика- враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей, использование директивных приемов
- Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.
- Воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку.
- Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца.
- Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей.
- Правильно подводить итоги эксперимента. Педагог может задавать наводящие вопросы, но дети должны сами назвать поставленную проблему, вспомнить все предложенные гипотезы, ход проверки каждой, сформулировать правильный вывод и оценить свою работу
В течение года мы систематически и планомерно работали в данном направлении, что позволило нам
на практике убедиться в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. детское экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете, явлении, веществе. Получение новых знаний и сведений выступает при этом как основной мотив деятельности с ярко выраженной установкой на получение чего-то нового, неожиданного Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угасал.
Результаты проведенного промежуточного мониторинга, показывают, что
- У детей расширились представления детей о живой и неживой природе, о том, что в природе все взаимосвязано.
- Воспитанники начали активнее проявлять любознательность, задавать больше вопросов взрослым и сверстникам
- Дети научились самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение.
Полученные результаты совпадают с целевыми приоритетами, обозначенными нам ФГОС. А значит, направление, выбранное нами правильное, а главное, у нашего коллектива есть стремление добиваться еще лучших результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Наблюдение и экспериментирование в природе как основа формирования экологического сознания дошкольника»
Методическая разработка...
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Чтение сказки №2 «Волшебница вода. История одной капли». Адлер В.Н. «Экологические сказки Фиолетового леса. Формирование экологического сознания дошкольников»
Практическое использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» по технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и методической рекомендации " Экологические сказки Фио...
Консультация для воспитателей "Экологические акции в ДОО как активная форма работы по формированию экологического сознания дошкольников"
Консультация для воспитатей"Экологические акции в ДОО как активния форма работы по формированию экологического экологического сознания дошкольников"...
Методическая разработка на тему "Экологическая игра как метод формирования экологического сознания дошкольников"
Методическая разработка воспитателя...
Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию экологического сознания дошкольников
Одна из основных задач дошкольного воспитания — формирование основ экологической культуры. Экологическое воспитание — это формирование осознанного бережного отношения к прир...
Экологические акции в детском саду как одна из активных форм работы по формированию экологического сознания дошкольников
VI Межрегиональный открытый экологический фестиваль "Будущее в руках живущих"На сегодняшний день экологическая грамотность , бережное отношение к природе стало залогом выживания челове...
Экологическая тропа в детском саду как проектная деятельность и одна из активных форм работы по формированию экологического сознания дошкольников.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В это период закладываютс основы личности, в том числе позитивное отношение к природе,окружающему миру....