Консультация для родителей. «Значение русского народного творчества в воспитании детей»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Консультация для родителей, которая отвечает на вопрос нужно ли детей знакомить с родной культурой, а именно русской народной культурой и как это сделать в разных возрастах в условиях детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей «Значение русского народного творчества в воспитании детей» | 889.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 24 «Пчёлка»
Приложение 3
к проекту
по приобщению младших дошкольников
к истокам русской народной культуры.
«Дети в мире звуков»
Консультация для родителей
Выполнила воспитатель:
Ефимова Вероника Викторовна
2017 год
«Значение русского народного творчества
в воспитании детей»
Сегодня очень актуальна тема нравственно-патриотического воспитания детей. В связи с этим с малых лет детей знакомят с народными традициями, обычаями, историей своего народа. Живя в России, мы должны познакомить наших детей с традициями, обычаями русского народа, культура которого многогранна. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди, наши предки? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи и традиции? Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Ответить на эти и подобные вопросы -значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности,
воспитать ребят в национальных традициях, обратившись к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик к этому интерес детей.
Детям интересно увидеть в действии прялку, потрогать веретено, которым укололась в сказке царевна, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступе зерно, познакомиться с русской печкой. Чтобы доставить детям эту радость, в нашем детском саду был создан руками родителей и воспитателей мини-музей «Изба-рукодельница», в которой собраны предметы старинного русского быта и воссоздана обстановка русской избы.
В «Избе-рукодельнице» собраны образцы городецкой, хохломской, дымковской, жостовской росписи, народные игрушки, разные виды народной вышивки. Здесь дети не только знакомятся с разнообразием народного искусства, но и получают специальные навыки и умения: расписывают игрушки по типу дымковской, лепят посуду, украшают ее орнаментом, шьют рукавички. Работами детей планируется оформление помещения нашего детского сада.
Традиционно раз в месяц в «Избе-рукодельнице» можно отмечать именины. На них обязательно пригласить родителей именинников. На столе — самовар, воздаются почести праздничному караваю. Ребята будут знать, как его резать, кому отдавать «зачин». Обязательно в этот день к малышам приходят любимые сказочные герои, проводятся веселые подвижные игры, пляски и хороводы. Детей подводят к пониманию того, что русский праздник — это всегда хлебосольный стол. Все с интересом узнают порядок размещения за столом, назначение кухонной утвари. На примере всем показывают, что такое «братчина». Но самое главное, ребята усваивают правила гостеприимства, которыми славен русский народ: «Не красна изба углами — красна пирогами», «Чем богаты — тем и рады», «Какова хозяйка — таков и стол».Далее с детьми идет работа по изучению русского фольклора, народного искусства, а также составляются конспекты занятий и сценариев обрядовых праздников.
Для нравственного воспитания детей необходимо соблюдать русские народные традиции и в их повседневной жизни, начиная с малых лет. Для этого воспитатели в детских садах подбирают потешки, пестушки, прибаутки для работы с детьми в группах младшего возраста. Сколько в этих, казалось бы, незамысловатых стишках нежности, такта, рациональности. Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове.
Младших детей знакомят с колыбельными песнями. Малыши не только слушают песенки, но и сами поют куклам и про Кота Воркота, и про гулей. Очень интересно ребятам познакомиться с малыми жанрами русского фольклора — пословицами, поговорками, загадками.
Особое место занимают занятия по составлению с детьми загадок о предметах старинного русского быта. Каждая народная загадка отображает окружающий человека мир. Составить загадку — значит обычным мыслям и предметам придать метафорическую форму выражения. И наоборот, разгадать загадку — ее метафорические образы заменить образами реальными. Составить загадку бывает довольно трудно. Во-первых, для этого нужно обладать хорошо развитым образно-ассоциативным поэтическим мышлением, а во-вторых, быть очень сообразительным, способным преодолеть нарочно создаваемые загадкой трудности логического характера. Поэтому важно показать детям способы создания загадок, их виды и формы.
Ребят старшего возраста знакомят с русской народной лирической песней.
Восприятие частушки доступно детям второй младшей группы. Но основные сведения о частушке, собирание и сочинение таких песенок — это для детей старшего возраста.
Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие ребят в календарных праздниках. На Рождественских Святках они ходят со «звездой» — славят Христа, поздравляют соседей колядкой, встречают и провожают Масленицу, зазывают Весну, закликают птиц. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Игры — своеобразная школа ребенка. Они развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки сделают процесс игры более интересным и содержательным.
Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же, без игры на русских народных музыкальных инструментах. Знакомить детей с народными инструментами начинать можно еще в младшей группе: показывать барабан, бубен, погремушку, колокольчик, ложки; играть на этих инструментах. Ребят старшего возраста знакомить с другими народными инструментами, такими как домра, арфа, дудка, гусли, балалайка, демонстрировать несколько видов русской гармоники, баян.
В русском фольклоре к драматическим действам относятся не только обряды, игры, хороводы, но и сценки, пьесы, а также кукольный театр.
Большую радость приносят детям всех возрастов русские народные игрушки и игры с ними. Особый интерес вызывают яркие матрешки. Малышам рассказывают о красоте и особенностях этой игрушки. Постепенно ребят подводят к осмыслению понятия «народная игрушка». Старшие дети знакомились с историей ее возникновения и со сведениями о создававших ее мастерах.
Говорить и рассказывать о культуре русского народа можно всю жизнь, потому как история нашего народа уходит вглубь веков. Поэтому хочется обратить внимание на воспитание чувства патриотизма в детях с самого раннего возраста и совместную деятельность педагогов и родителей в этом направлении.
Консультацию подготовила воспитатель Ефимова Вероника Викторовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «ЗНАЧЕНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Устное народное творчество нужно нам для развития просодической стороны речи. Дети не только должны усвоить родной язык, но и овладеть речью в совершенстве: иметь достаточное дыхание, нормальный темп...
Консультация для родителей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет»
Произведения устного народного творчества таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяют с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности ...
Консультация для родителей "Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет"
quot;Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет"...
Консультация для родителей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».
Важнейшим источником развития выразительной детской речи являются произведения русского народного творчества......
Консультация для родителей «Роль русского народного творчества в развитии речи детей»
Консультация для родителей...
Консультация для родителей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет»
Консультация для родителей...
Консультация для родителей. " Значение русского народного фольклора на развитие речи детей 3-4 года"
Мир детства – мир игры, это незыблемая формула испокон веков. Дети играли везде и всегда, независимо от возраста, достатка, сословия. На протяжении веков существовал «механизм передачи таи...