консультация для родителей "Из истории пескотерапии"
консультация (средняя группа) на тему

Грицаёва Ирина Николаевна

            Считается, что истоком «песочной терапии» служит книга известного писателя-фантаста Г. Уэллса

 «Игры на полу» (1911). В ней описывается, как его сыновья, играя с маленькими фигурками, находили выражение и облегчение трудностям в отношениях с членами семьи и друг с другом. Эта книга вдохновила детского психиатра Маргарет Лоуэнфельд, основавшую Лондонский Институт Детской Психологии, поставить на полки своего кабинета миниатюрные фигурки. Первый же ребенок, увидевший эти фигурки, перенес их в песочницу, стоявшую рядом, и стал играть с ними в песке.      

       Именно это и положило начало «технике построения мира» - диагностической и терапевтической методике, детально разработанной и описанной Маргарет Лоуэнфельд.  Дора Калф, прошедшая обучение у

М. Лоуенфельд, увидела в этой методике не только возможность помочь детям выразить и отреагировать тяготящие их чувства, но и способ усилить связь с глубокими бессознательными слоями психики и помочь процессу индивидуации и развитию трансцендентной функции, которые она изучала у К.Г. Юнга.

Подпись: Метод SANDPLAY(дословно - песочная игра) пока мало известен в России. Это необычная техника, благодаря которой ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Он с удовольствием использует миниатюрные фигуры людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов. В процессе игры ребенок может смешивать песок с водой, формировать холмы, горы, создавать влажные ландшафты. При этом малыш выражает на песке то, что спонтанно возникает в его сознании. Другими словами, ребенку на час предоставляется неведомая вселенная, внутри которой он может создавать свой индивидуальный мир.

      

 

Описание: C:\Users\Домашний\Documents\ПЕСКОТЕРАПИЯ + ПРЕЗЕНТАЦИЯ\SAM_3635.JPG

 

v Подпись:  Условия организации песочной терапии для дома. В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик.

v    Традиционный его размер в сантиметрах 50 х 70 х 8 см, (где 50 х 70 — размер поля, а 8 — глубина).

v    Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».

v      Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет.

Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Дно символизирует воду, а борта — небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты в человеческом восприятии.

Теперь ее можно на 1/3 или наполовину заполнить чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком. Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить.

 

Подпись: Примеры некоторых упражнений.

v «Чувствительные ладошки»

§   Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.

§   Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).

§   Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.

v «Песочная аппликация». Клеем нанесите на картон рисунок и посыпьте песком. Стряхните лишнее, и у вас получится замечательная картина. Песок можно покрасить красками и высушить.

v «Археология». Закопайте игрушку (ребёнок не знает, какую). В ходе раскопок, по открывающимся частям ребёнок должен догадаться, что спрятано. Закопайте 2 – 3 предмета. Пусть малыш раскопает один из них и на ощупь попробует определить, что это.

v «Дорожки из песка». Покажите ребёнку. как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая различные формы, например дорожки (к домику зайчика или медвежонка).

v  Упражнение "Необыкновенные следы".

"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

    "Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").

 

 

Закончить игры с песком можно тоже стихами:

 

В ладошки наши посмотри —

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты всем нам подрасти (поумнеть) помог!

 

 

Ø Подпись: ДЛЯ ИГР С ПЕСКОМ БУДЕТ НЕОБХОДИМ БОЛЬШОЙ НАБОР МИНИАТЮРНЫХ ПРЕДМЕТОВ И ИГРУШЕК.  Люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных,) позы должны быть как динамические, так и статические;

Ø наземные животные (домашние, дикие, доисторические);

Ø летающие животные (дикие, домашние, доисторические);

Ø обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);

Ø жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения);

Ø домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);

Ø деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);

Ø объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);

Ø транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства);

Ø объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);

Ø объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);

Ø аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.);

Ø естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.);

Ø фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни;

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                           

            Считается, что истоком «песочной терапии» служит книга известного писателя-фантаста Г. Уэллса

 «Игры на полу» (1911). В ней описывается, как его сыновья, играя с маленькими фигурками, находили выражение и облегчение трудностям в отношениях с членами семьи и друг с другом. Эта книга вдохновила детского психиатра Маргарет Лоуэнфельд, основавшую Лондонский Институт Детской Психологии, поставить на полки своего кабинета миниатюрные фигурки. Первый же ребенок, увидевший эти фигурки, перенес их в песочницу, стоявшую рядом, и стал играть с ними в песке.      

       Именно это и положило начало «технике построения мира» - диагностической и терапевтической методике, детально разработанной и описанной Маргарет Лоуэнфельд.  Дора Калф, прошедшая обучение у

М. Лоуенфельд, увидела в этой методике не только возможность помочь детям выразить и отреагировать тяготящие их чувства, но и способ усилить связь с глубокими бессознательными слоями психики и помочь процессу индивидуации и развитию трансцендентной функции, которые она изучала у К.Г. Юнга.

(дословно - песочная игра) пока мало известен в России. Это необычная техника, благодаря которой ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Он с удовольствием использует миниатюрные фигуры людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов. В процессе игры ребенок может смешивать песок с водой, формировать холмы, горы, создавать влажные ландшафты. При этом малыш выражает на песке то, что спонтанно возникает в его сознании. Другими словами, ребенку на час предоставляется неведомая вселенная, внутри которой он может создавать свой индивидуальный мир.

       

C:\Users\Домашний\Documents\ПЕСКОТЕРАПИЯ + ПРЕЗЕНТАЦИЯ\SAM_3635.JPG

  •  В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик.
  • Традиционный его размер в сантиметрах 50 х 70 х 8 см, (где 50 х 70 — размер поля, а 8 — глубина).
  • Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».
  •  Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет.

Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Дно символизирует воду, а борта — небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты в человеческом восприятии.

Теперь ее можно на 1/3 или наполовину заполнить чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком. Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить.

  • «Чувствительные ладошки» 
  •  Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.
  •  Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).
  •  Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.
  • «Песочная аппликация». Клеем нанесите на картон рисунок и посыпьте песком. Стряхните лишнее, и у вас получится замечательная картина. Песок можно покрасить красками и высушить.
  • «Археология». Закопайте игрушку (ребёнок не знает, какую). В ходе раскопок, по открывающимся частям ребёнок должен догадаться, что спрятано. Закопайте 2 – 3 предмета. Пусть малыш раскопает один из них и на ощупь попробует определить, что это.
  • «Дорожки из песка». Покажите ребёнку. как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая различные формы, например дорожки (к домику зайчика или медвежонка).
  •  Упражнение "Необыкновенные следы".

"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

    "Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").

ЗАКОНЧИТЬ ИГРЫ С ПЕСКОМ МОЖНО ТОЖЕ СТИХАМИ:

В ладошки наши посмотри —

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты всем нам подрасти (поумнеть) помог!

  •   Люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных,) позы должны быть как динамические, так и статические;
  • наземные животные (домашние, дикие, доисторические);
  • летающие животные (дикие, домашние, доисторические);
  • обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);
  • жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения);
  • домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);
  • деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);
  • объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);
  • транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства);
  • объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);
  • объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);
  • аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.);
  • естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.);
  • фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "История родного города"

Консультация для родителей "История родного города Саранска"...

Консультация для родителей. История возникновения игры

Цель: расширение кругозора родителей в области педагогических знаний.     Сам термин «игра» на различных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии и ук...

Консультация для родителей «История моей семьи»

Консультация для родителей «История моей семьи»...

Консультация для педагогов "История оригами"

Слово “Оригами” - японское. В переводе оно означает – “сложенная бумага”, а также искусство складывания из бумаги, создание различных фигурок и декоративных композиций. Издавна считается, что искусств...

Консультация для родитетелей "история праздников 23 февраля и 8 марта"

Патриотизм, любовь к Родине – эти чувства не возникают сами по себе. Чем больше ребенок знает о своей стране, ее истории, достижениях, тем больше условий для формирования зрелого гражданина и настояще...