Методическая разработка «Сенсорное развитие детей младшего возраста»
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)
Методическая разработка «Сенсорное развитие детей младшего возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад № 2 городского округа г. Райчихинска Амурской области
Утверждаю
Заведующая МДОАУ д.с. №2
Сережникова С.А._____________
«____»__________________
Утвержден на педагогическом
совете 1 от «____»________2018 г.
Методическая разработка
«Сенсорное развитие детей младшего возраста»
( группа раннего возраста )
2018 – 2019 учебный год
Составила: воспитатель
Столбовая Ю.С.
Пояснительная записка
Иван Петрович Павлов, русский физиолог, определил сенсорную систему как часть нервной системы, состоящую из: воспринимающих рецепторов, которые получают стимулы из окружающей среды, нервных путей, по которым идёт информация в части мозга, где и перерабатывается. Иначе говоря, сенсорная система вводит информацию в мозг и анализирует её.
В раннем возрасте развития, на третьем году жизни, сенсорное воспитание является основным. Все остальные направления развития (умственное, физическое, эстетическое) базируются на сенсорной основе. Насколько совершенно маленький человек слышит, видит, осязает окружающий мир, настолько успешно у него формируется полноценное восприятие действительности.
Восприятие – чувственное отражение окружающего мира в сознании. Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой оболочки полости рта и носа). Для полноценного сенсорного развития необходимо с самого рождения тренировать органы чувств. Стоит соответственным образом обустроить окружающее ребёнка культурное пространство и профессионально поддержать малыша, и развитие восприятия начнёт оказывать огромное влияние на становление человеческого разума.
Уровень восприятия сенсорных раздражителей у людей не одинаковые. Это зависит от некоторых факторов: 1наследственность, 2 состояние органов чувств, 3 развитие органов чувств и восприятия.
На каждом возрастном этапе ребёнок чувствителен к каким-либо воздействиям. Поэтому каждый возраст благоприятен для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребёнок, тем большее значение для него имеет чувственный опыт. Ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль на этапе раннего детства.
Цель: Развитие сенсорных эталонов у детей раннего возраста.
Задачи:
- совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух, обоняние;
- способствовать обогащению чувственного опыта детей через разные виды деятельности;
- побуждать детей обследовать предметы, выделять цвет, форму, величину;
- воспитывать умение называть свойства предметов;
- формировать самостоятельность и целенаправленность предметной деятельности детей.
Форма работы: индивидуальная работа, групповая и подгрупповая.
В разработке используются педагогические технологии:
- игровые,
- компьютерные,
- развивающего обучения:
Е.А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
3.М.Д. Механева «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».
К концу года дети должны приобрести навыки и умения:
- Дети выделяют и учитывают форму, цвет, величину, фактуру при выполнении ряда практических действий.
- Группируют по свойствам предметы в соответствии с образцом.
- Соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине.
- Обозначают различные предметы в соответствии с их характерными сенсорными признаками: море, солнце, вода, лес…
- Используют «опредмеченные» слова-названия (кирпич, мяч, крыша, трава, цыплёнок…)
Тематическое планирование
Сентябрь
1. Зрительное восприятие.
При помощи зрения мы получаем большую информацию из внешнего мира.
Цель игр: развивать зрительные ощущения, формировать понятия о свете и темноте.
1.Игры со свечкой и тенью на стене.
2. Игры с «солнечным зайчиком».
3.Игра «Теневой театр».
Октябрь
2 Цвет.
Цвет является значимым свойством предмета. Именно на него мы обращаем внимание в первую очередь. И можем выделить объект среди других.
Цель игр: закрепить названия основных цветов, научить детей подбирать цвет по образцу.
1.Игра «Подбери по цвету».
2.Игра «Спрячь зайчика».
3.Игра «Укрась бабочку».
4.Игра «Почини одежду зайчатам».
Ноябрь
3 Форма.
Форма – это очертание предмета. Оно может близко к эталону, а может быть оригинальным. Фигуры рассматриваем плоские и объёмные геометрические тела (шар, куб, цилиндр, конус…).
Цель игр: познакомить детей с формой предметов, научить подбирать фигуру по образцу.
1.Игра «Фигурки по местам»
2.Игра «Построим башню».
3.Игра «Найди такую же фигуру».
4.Игра «Катится не катится».
Декабрь
Величина.
Величину мы очень часто измеряем на глаз, сравнивая с другими объектами. Она получается относительной. Один и тот же предмет может быть и большим, и маленьким, смотря с чем мы его сравниваем.
Цель игр: научить детей сопоставлять предметы по высоте, ширине, длине.
1.Игра «Матрёшки».
2.Игра «Пирамидка».
3.Игра «Спрячь зайчика».
4.Игра «Спрячь в ладошке».
Январь
Количество.
Это категория, которая характеризует предметы со стороны числа, т.е. «сколько?»
Цель игр: сформировать понятие « один - много – ни одного»
1.Игра с машинками « одна – много».
2.Игра «Картинки».
3.Игра «Бутылки с водой».
4.Игра «Варим обед» (один - много овощей).
Февраль
Расположение в пространстве.
Пространство – это свободное место, где можно что-нибудь расположить.
Цель игр: познакомить ребёнка с пространственными отношениями, выраженными словами: далеко – близко, справа – слева, сверху – снизу.
1.Игра «Тут и там».
2.Игра «Прячьтесь в домик».
3.Игра «Возьми в руку».
4.Игра «Где же мишка?».
Март
Развитие слухового восприятия.
Предполагается знакомство с самыми различными звуками, улавливание звуков при удалении. Это даёт возможность лучше ориентироваться в пространстве.
Цель игр: развивать речевой слух; учить различать на слух голоса знакомых людей; учить воспринимать на слух звуки, которые издают различные звучащие игрушки.
1.Игра «Узнай по звуку».
2.Игра «Кто позвал?».
3.Игра «Кто как говорит».
4.Игра «Кто там?».
Апрель
Развитие осязания
Осязание – восприятие окружающего мира, осуществляемого при помощи рецепторов, расположенных на коже. Главный инструмент осязания – руки (ладони и пальцы).
Цель игр: развивать осязание; учить ощупывать предметы.
1.Игра «Найди пару».
2.Игра «Круглое и квадратное».
3. Игра «Горячо- холодно».
4.И/у «Помяли, пощипали!».
Май
Целостный образ предмета.
Это способность узнавать и различать предметы.
Цель игр: учить узнавать различные предметы и их изображения, собирать целый предмет из отдельных частей, находить одинаковые изображения.
1.Игра «Найди своё место».
2.Игра «Парные картинки».
3.Игра «Собери картинку из пазлов».
4. Игра «Собери картинку из кубиков».
Литература.
1.Е.А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
2.Д.Н. Колдина «Игровые занятия с детьми 2-3 лет».
3.М.Д. Механева «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».
4.Н.В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка сенсорного развития детей младшего возраста
Пока малыш растет важным аспектом становится его психомоторное развитие....
Методическая разработка по математическому развитию детей младшего возраста. «Колобок в стране геометрических фигур
Предлагаю воспитателям второй младшей группы конспект комплексного занятия по математике для детей второй младшей группы по сказке «Колобок», на котором дети закрепляют знания о геометрических фи...
Методические рекомендации по сенсорному развитию детей младшего возраста
Ранний возраст является главным возрастом развития познавательных процессов ребенка. Он характеризуется совершенствованием ощущений, восприятий, наглядных представлений. Мышление младшего дошкольника ...
Методические рекомендации игровой комплекс «Развивай-ка» для сенсорного развития детей младшего возраста
Задачи : обогащать знания детей о домашних и диких животных, о временах года, о частях суток, о транспорте, развивать мелкую моторику рук, формировать элементарные математические представления ( цвет,...
Отчёт по методической теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально - коммуникативного развития детей младшего возраста». Часть 1.
Отчёт по методической теме на тему: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально - коммуникативного развития детей младшего возраста»...
Отчёт по методической теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально - коммуникативного развития детей младшего возраста».Часть 2.
Отчёт по методической теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально - коммуникативного развития детей младшего возраста»....
Отчёт по методической теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально - коммуникативного развития детей младшего возраста».Часть 3.
Отчёт по методической теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально - коммуникативного развития детей младшего возраста»...