Творческий проект Сказка в музыке
проект (старшая группа) на тему

Будко Эльмира Вильямовна

Аннотация проекта:

Проект представлен музыкальным руководителем муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Снежинка» п. Игрим Будко Эльмирой Вильямовной.

Тип проекта – творческий. Направленность деятельности – музыкально–корректирующая, воспитательно-образовательная и художественно-эстетическая.

Проект  ориентирован на детей 5-6  лет, направлен на создание условий для развития творческого потенциала, посредством театрализованной деятельности, для формирования  духовно эмоциональной сферы детей.

Число участников проекта: воспитанники театрализованной группы «Буратино»  (13 человек), родители (6 человек),  воспитатели (4 человека).

         Проект имеет практическую значимость и может быть использован в работе педагогов ДО,  музыкальных руководителей, учителей музыки.

Обоснование необходимости проекта:

Изменения, происходящие в обществе, стремительны и кардинальны. Они не обходят стороной и дошкольное образование. Труднее всего приходится ребенку. Как никогда, он нуждается в совете, помощи, любви, защите. Сегодня практически общепризнанным в педагогике является тезис о том, что эффективным и продуктивным воспитание может быть только в рамках инновационного подхода к организации образовательно-воспитательной системы. И в этой системе возникает необходимость развития и гармонизации ребенка, посредством  использования и применения театрализованной деятельности в дошкольном учреждении.

Процесс формирования эмоционально-чувственного отражения мира в эстетическом развитии дошкольников в сегодняшней образовательной ситуации выступает на первый план. Ребёнок оценивает любое явление с позиции его эмоциональной ценности. Ориентация ребенка-дошкольника на ценности мировой музыкальной и художественной классики играет огромную роль в развитии эмоциональной сферы. Развитие эмоций, интересов, мышления, воображения, вкусов ребёнка на основе шедевров классической музыки, живописи и поэзии, способствует формированию основы его музыкально-эстетического сознания и общей духовной культуры в целом. Комплексное использование видов искусств помогает выявлению тематического единства, поиску общих изобразительно-выразительных элементов, объединяющих разные художественные направления, нахождение соответствий между средствами выразительности в разных видах искусств с помощью объединяющего начала – художественного слова.

В настоящее время данная проблема перешла в разряд актуальных, т.о. формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – задача сегодняшнего дня.

 

 

Цель проекта:   создание условий для формирования у детей основ музыкальной, художественной и  эстетической культуры, для развития их творческого потенциала в различных видах театральной деятельности.

Объект данного исследования – образовательно-воспитательный процесс в театральном кружке «Буратино».

Предмет исследования: театрализованная деятельность, как средство  развития творческого потенциала детей.

Гипотеза проекта:

        если создать благоприятные условия для театрализации в музыкальной деятельности, то возможно увлекательной игровой формой и интересным сюжетом сказки, мюзикла, спектакля и т.д.:

·         развить более глубокое эмоциональное восприятие музыки;

·         выработать более совершенные умения и навыки исполнительства;

·         расширить возможности умений выражать переживания музыки с помощью освоенных детьми представлений и творческой активности (в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских  музыкальных инструментах).  

Для достижения цели и проверки гипотезы поставлены следующие задачи:

·         теоретически обосновать тему «Музыка в сказке», как способ ознакомления с музыкой, развития представлений детей о связи речевых и музыкальных интонаций, творческого воображения;

  • развить образное мышление и творческое воображение посредством использования театральной деятельности;

·         проследить динамику формирования творческой активности и развития эмоциональной сферы у воспитанников старшего дошкольного возраста;

·         разработать модель организации работы по теме «Музыка в сказке» в образовательном процессе ДОУ для детей 5-6 лет.

 

Предполагаемые результаты:

·         теоретическая обоснованность применения театрализованной деятельности для развития и гармонизации личности ребенка.

·         Развитое образное мышление и творческое воображение.

·         Повышенный  уровень интереса к различным формам музыкальной деятельности.

·         Получение первого опыта самооценки.

·         Творческое самовыражение воспитанников.

Предмет исследования: педагогические условия, необходимые для эффективного использования темы «Музыка в сказке» в развитии потенциальных музыкально-творческих возможностей детей  старшей - подготовительной группы.

Основные методы проекта:

·        Изучение и анализ психолого-педагогической, методической, музыкальной  литературы и нормативных документов по проблеме.

·        Изучение передового педагогического опыта по использованию технологии слушания музыкальных классических произведений.

·        Моделирование и проектирование работы по теме «Музыка в сказке».

·        Наблюдение, сравнение, обобщение, анкетирование родителей, качественный и количественный анализ музыкальных способностей детей.

 

Ресурсное обеспечение:

 

1. Методическое.

o   О.П. Радынова. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М. 2004 г.

o   О.П. Радынова. А.И. Катинене. М.Л. Палавандишвили. Музыкальное воспитание дошкольников. -  М. 1999 г.

o   С.И. Мерзлякова «Волшебный мир театра» (для детей 5-7 лет).

o   А.И. Буренина «Ритмическая мозаика».

o   Н.А. Сорокина «Театр, творчество, дети».

o   Журналы «Музыкальный руководитель»: № 1,3,4,5 – 2004 г., № 1,4,6 – 2005 г., № 4,5 2006, № 1 – 2007.

o   Перспективное планирование.

 

2. Материально-техническое:

o   музыкальный зал;

o   декорации, атрибуты;

o   музыкальный центр;

o   диски с музыкальными сказками;

o   система мультимедиа;

o   комплект из семи аудио кассет «Музыкальные шедевры».

o    О.П.Радынова Слушаем музыку, танцуем и играем. – М. 2004 г.

o   комплект из трех аудио кассет и дидактического альбома к программе «Музыкальные шедевры». О.П. Радынова. Беседы о музыкальных инструментах

 

3. Диагностико-дидактическое:

o   конспекты занятий по теме «Музыка в сказке»;

o   перспективный план работы кружка «Буратино»;

o   творческие задания, направленные на:

- формирование музыкального  и импровизационного творчества;

- восприятие музыкального образа через синтез искусств.

o   Диагностическая методика по определению уровня формирования музыкального восприятия и передачи образа через различные виды художественно-творческой деятельности.

 

Партнерами по внедрению данного проекта являются воспитанники театрального кружка «Буратино», воспитатели, родители.

Целевая аудитория: воспитанники театрального кружка «Буратино».

Срок реализации творческого проекта: 2014-2015 учебный год.

 

Этапы реализации проекта:

 

1

Концептуальный

(сентябрь-декабрь 2014 г.)

Выдвижение концепции, выбор темы проекта, обоснование её  актуальности, формулирование цели и задач проекта, прогнозирование результатов.

2

Подготовительный

(январь - март 2015 г.)

Подбор методического материала, фонотеки. Создание декораций, костюмов, атрибутов. Разработка  планирования работы над мюзиклом, разработка интегрированных занятий.

4

Внедренческий

(апрель 2015)

Внедрение различных форм работы по  теме  «Музыка в сказке» в образовательное пространство  ДОУ. Промежуточная диагностика с коррекцией деятельности в соответствии с индивидуальными творческими возможностями воспитанников.

5

Заключительный

( май 2015 г.)

Заключительная оценка уровня сформированности эмоционально-ценностного отношения к  музыке  и музыкально-творческой активности детей.  Итоговая диагностика по результатам реализации проекта. Оценка всей музыкально – образовательной деятельности в ходе реализации проекта.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_proekt_skazka_v_muzyke.docx861.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «БЕРЁЗОВСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД  «СНЕЖИНКА»

628146, п Игрим, ул. Устремская, 1

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

ИНН 8613004760

РКЦ г. Ханты-Мансийск

ОКОНХ 93400

БИК 047162000

ОКПО 55445551

Л/с. 071.36.001.1

тел./факс: (34674) 6-19-67

Творческий проект

«Музыка в сказке»

http://akrosta.ru/adm_dop_files/upload_files_object/c7b3a6d351e72a3e9f4c639e04b7122d.jpg

Автор: Будко Эльмира Вильямовна,

музыкальный руководитель высшей категории

Содержание:

Краткая аннотация проекта………………………………………………...……3

Обоснование необходимости проекта…………………………………….……3

Цели и задачи проекта…………………………………………………….….….4

Ожидаемые результаты ……………………….…………………………..…….4

Основные методы…………………………………………………………...……4

Ресурсное обеспечение……………………………………………………..……5

Партнеры и целевая аудитория……………………………………………........6

Этапы реализации проекта………………………………………………….…..6

Основное содержание проекта……………………………………………........7

Перспективы дальнейшего развития проекта…………………………...……13

Заключение……………………………………………………………………...13

Используемая литература………………………………………………………14

Приложение 1………………………………………………………………...…15

Приложение 2…………………………………………………………………...25

Приложение 3…………………………………………………………………...26

Приложение 4……………………………………………………………...……31

Аннотация проекта:

Проект представлен музыкальным руководителем муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Снежинка» п. Игрим Будко Эльмирой Вильямовной.

Тип проекта – творческий. Направленность деятельности – музыкально–корректирующая, воспитательно-образовательная и художественно-эстетическая.

Проект  ориентирован на детей 5-6  лет, направлен на создание условий для развития творческого потенциала, посредством театрализованной деятельности, для формирования  духовно эмоциональной сферы детей.

Число участников проекта: воспитанники театрализованной группы «Буратино»  (13 человек), родители (6 человек),  воспитатели (4 человека).

        Проект имеет практическую значимость и может быть использован в работе педагогов ДО,  музыкальных руководителей, учителей музыки.

Обоснование необходимости проекта:

Изменения, происходящие в обществе, стремительны и кардинальны. Они не обходят стороной и дошкольное образование. Труднее всего приходится ребенку. Как никогда, он нуждается в совете, помощи, любви, защите. Сегодня практически общепризнанным в педагогике является тезис о том, что эффективным и продуктивным воспитание может быть только в рамках инновационного подхода к организации образовательно-воспитательной системы. И в этой системе возникает необходимость развития и гармонизации ребенка, посредством  использования и применения театрализованной деятельности в дошкольном учреждении. 

Процесс формирования эмоционально-чувственного отражения мира в эстетическом развитии дошкольников в сегодняшней образовательной ситуации выступает на первый план. Ребёнок оценивает любое явление с позиции его эмоциональной ценности. Ориентация ребенка-дошкольника на ценности мировой музыкальной и художественной классики играет огромную роль в развитии эмоциональной сферы. Развитие эмоций, интересов, мышления, воображения, вкусов ребёнка на основе шедевров классической музыки, живописи и поэзии, способствует формированию основы его музыкально-эстетического сознания и общей духовной культуры в целом. Комплексное использование видов искусств помогает выявлению тематического единства, поиску общих изобразительно-выразительных элементов, объединяющих разные художественные направления, нахождение соответствий между средствами выразительности в разных видах искусств с помощью объединяющего начала – художественного слова.

В настоящее время данная проблема перешла в разряд актуальных, т.о. формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – задача сегодняшнего дня.

Цель проекта:   создание условий для формирования у детей основ музыкальной, художественной и  эстетической культуры, для развития их творческого потенциала в различных видах театральной деятельности.

Объект данного исследования – образовательно-воспитательный процесс в театральном кружке «Буратино».

Предмет исследования: театрализованная деятельность, как средство  развития творческого потенциала детей.

Гипотеза проекта:

        если создать благоприятные условия для театрализации в музыкальной деятельности, то возможно увлекательной игровой формой и интересным сюжетом сказки, мюзикла, спектакля и т.д.:

  • развить более глубокое эмоциональное восприятие музыки;
  • выработать более совершенные умения и навыки исполнительства;
  • расширить возможности умений выражать переживания музыки с помощью освоенных детьми представлений и творческой активности (в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских  музыкальных инструментах).  

Для достижения цели и проверки гипотезы поставлены следующие задачи:

  • теоретически обосновать тему «Музыка в сказке», как способ ознакомления с музыкой, развития представлений детей о связи речевых и музыкальных интонаций, творческого воображения;
  • развить образное мышление и творческое воображение посредством использования театральной деятельности;
  • проследить динамику формирования творческой активности и развития эмоциональной сферы у воспитанников старшего дошкольного возраста;
  • разработать модель организации работы по теме «Музыка в сказке» в образовательном процессе ДОУ для детей 5-6 лет.

Предполагаемые результаты:

  • теоретическая обоснованность применения театрализованной деятельности для развития и гармонизации личности ребенка.
  • Развитое образное мышление и творческое воображение.
  • Повышенный  уровень интереса к различным формам музыкальной деятельности.
  • Получение первого опыта самооценки.
  • Творческое самовыражение воспитанников.

Предмет исследования: педагогические условия, необходимые для эффективного использования темы «Музыка в сказке» в развитии потенциальных музыкально-творческих возможностей детей  старшей - подготовительной группы.

Основные методы проекта:

  • Изучение и анализ психолого-педагогической, методической, музыкальной  литературы и нормативных документов по проблеме.
  • Изучение передового педагогического опыта по использованию технологии слушания музыкальных классических произведений.
  • Моделирование и проектирование работы по теме «Музыка в сказке».
  • Наблюдение, сравнение, обобщение, анкетирование родителей, качественный и количественный анализ музыкальных способностей детей.

Ресурсное обеспечение:

1. Методическое.

  • О.П. Радынова. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М. 2004 г.
  • О.П. Радынова. А.И. Катинене. М.Л. Палавандишвили. Музыкальное воспитание дошкольников. -  М. 1999 г.
  • С.И. Мерзлякова «Волшебный мир театра» (для детей 5-7 лет).
  • А.И. Буренина «Ритмическая мозаика».
  • Н.А. Сорокина «Театр, творчество, дети».
  • Журналы «Музыкальный руководитель»: № 1,3,4,5 – 2004 г., № 1,4,6 – 2005 г., № 4,5 2006, № 1 – 2007.
  • Перспективное планирование.

2. Материально-техническое:

  • музыкальный зал;
  • декорации, атрибуты;
  • музыкальный центр;
  • диски с музыкальными сказками;
  • система мультимедиа;
  • комплект из семи аудио кассет «Музыкальные шедевры».
  •  О.П.Радынова Слушаем музыку, танцуем и играем. – М. 2004 г.
  • комплект из трех аудио кассет и дидактического альбома к программе «Музыкальные шедевры». О.П. Радынова. Беседы о музыкальных инструментах

3. Диагностико-дидактическое:

  • конспекты занятий по теме «Музыка в сказке»;
  • перспективный план работы кружка «Буратино»;
  • творческие задания, направленные на:

- формирование музыкального  и импровизационного творчества;

- восприятие музыкального образа через синтез искусств.

  • Диагностическая методика по определению уровня формирования музыкального восприятия и передачи образа через различные виды художественно-творческой деятельности.

Партнерами по внедрению данного проекта являются воспитанники театрального кружка «Буратино», воспитатели, родители.

Целевая аудитория: воспитанники театрального кружка «Буратино».

Срок реализации творческого проекта: 2014-2015 учебный год.

Этапы реализации проекта:

1

Концептуальный

(сентябрь-декабрь 2014 г.)

Выдвижение концепции, выбор темы проекта, обоснование её  актуальности, формулирование цели и задач проекта, прогнозирование результатов.

2

Подготовительный

(январь - март 2015 г.)

Подбор методического материала, фонотеки. Создание декораций, костюмов, атрибутов. Разработка  планирования работы над мюзиклом, разработка интегрированных занятий.

4

Внедренческий

(апрель 2015)

Внедрение различных форм работы по  теме  «Музыка в сказке» в образовательное пространство  ДОУ. Промежуточная диагностика с коррекцией деятельности в соответствии с индивидуальными творческими возможностями воспитанников.

5

Заключительный

( май 2015 г.)

Заключительная оценка уровня сформированности эмоционально-ценностного отношения к  музыке  и музыкально-творческой активности детей.  Итоговая диагностика по результатам реализации проекта. Оценка всей музыкально – образовательной деятельности в ходе реализации проекта.

Основное содержание проекта  «Музыка в сказке»

Сугробы в сумерки упали,

На окнах выткалась парча.

Рисуя тени на рояле,

Играет пламенем свеча.

В уютной комнате все вместе

При этом маленьком огне

Тихонько петь мы будем песни

И сказки слушать в тишине…

        (А.Н.Майков)

1. Жанр мюзикла с использованием народной сказки, наиболее доступен для восприятия детям дошкольного возраста, а язык сказки  близок и понятен. Между музыкальной и речевой интонацией много общего.

 Мюзикл сам по себе как вид искусства  обладает мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного восприятия музыки, постижения выразительного смысла ее языка в сравнении с языками других искусств,  дает возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества. А главное, приоткрывает детям дверь в храм искусства, называемый театром.

        Образование лишь тогда имеет смысл, когда обращено не только к голове, но к существу ребенка, к его внутреннему миру. Мюзикл полностью отвечает этому требованию так как:

  • развивает музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей, побуждает их сочинить «свою» сказку, рассказанную музыкой, опираясь на смену интонаций;
  • развивает представления детей о связи музыкальных и речевых интонаций, о близости средств выражения речи и музыки;
  • дает возможность сравнивать произведения с одинаковыми названиями, понимать, какую сказку рассказывает музыка: добрую, сердитую, злую; помогает различить смену настроений образов;
  • развивает умение выразительно передавать музыкальные образы;
  • дети без усилий запоминают учебный материал, предложенный в игровой сказочной форме, и настойчиво ждут продолжения.

Понимание дошкольного образования как активизации работы души ребёнка заставляет нас искать новые пути приобщения дошкольников к произведениям мировой и художественной классики, выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных инновационных методов, способствующих решению этой проблемы, является проектный метод, использование которого предполагает интеграцию (взаимопроникновение видов искусств) на основе единого проекта. Кроме того, использование проектного метода в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников способствует развитию образовательного учреждения, гармонизации отношений педагогов, воспитанников и их родителей.

        Давно доказано, что именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, накапливается тот опыт деятельности, от которого во многом зависит его последующее эстетическое восприятие искусства и окружающего мира. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, постоянно расширять их представление о красоте музыки, живописи и поэзии. Важно включить в этот процесс и родителей, которых необходимо убедить, что только заинтересованностью можно добиться успеха в музыкально-эстетическом и художественном образовании детей. Работа с родителями – одно из важных направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ.  Родители, хорошо зная своего ребёнка, его характер, увлечения, склонности и найдя нужный подход, могут заинтересовать его произведениями искусства, постоянно обогащать впечатлениями, используя такие средства воздействия как слушание музыки, чтение книг, рассказывание сказок, рассматривание репродукций картин и т.д.

В соответствии с задачами по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников, нужно научить детей  слышать, видеть, понимать. Взаимодействие различных видов искусства (музыка-живопись, музыка - литература, литература - живопись и др.) и художественной деятельности детей  в едином образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения даёт больше возможностей и открывает новый путь в ходе реализации проектного метода. Особенно популярным становится детский театр. Он, как центр притяжения, стягивает все виды искусства в одно целое и предоставляет для тёплой встречи своё «компромиссное пространство» Об общности детской игры и театра говорить излишне. В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты и сцены из окружающей действительности.

Введение ребёнка в мир искусства и эстетического познания мира, через интеграцию различных видов искусства – учебно-воспитательный процесс, обеспечивающий оптимальные условия для полноценного развития детей. Проектный метод с использованием интеграции - один из важных путей повышения качества художественно-эстетического образования, его обновления, эффективности развития личности ребёнка, сохранения психического здоровья и свободного пространства детства. Проектная деятельность усиливает эстетические эмоции, активизирует развитие ассоциативного мышления, воображения, помогает осваивать искусство перевоплощения, вхождения в образ, а также стимулирует самостоятельность и ответственность у детей дошкольного возраста. Автором и организатором проектной деятельности в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников сам ребёнок быть ещё не может. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы, его склонности и желания, принять их. Опираясь на помощь взрослых, дети организуют поиск этого решения и, наконец, проводят рефлексию.  Чрезвычайно важно, чтобы взрослые не делали ничего такого, что дети в состоянии сделать сами, чтобы у детей были все возможности проявить максимум самостоятельности, инициативы, творчества.

В  развивающем пространстве детского сада дети создают игры, придумывают сказки, загадки, моделируют костюмы, сочиняют музыкальные произведения. Накапливая творческий опыт, при поддержке взрослых они становятся участниками исследовательских, творческих, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Проектная деятельность нужна для того, чтобы развить в ребёнке личную позицию, его «самостоятельность».

2. Практическая часть творческого проекта «Музыка в сказке» началась с ознакомления со сказкой, действующими персонажами, прослушиванием музыкальных партий героев. Ребятам была предложена новая интерпритация сказки «Теремок», герои которой,  прежде чем попасть в теремок, должны были совершить добрые дела. Такая постановка творческой задачи сплотила ребят и настроила на коллективную работу.  Были выбраны герои из участников театрального кружка. Затем, вместе с ребятами обсуждались костюмы и декорации к данному мюзиклу. Совместно с родителями были изготовлены:  макет теремка, пенек, деревья. Также совместно с воспитателями и родителями были сшиты костюмы к сказке. Родители оказывают помощь в разучивании ролей к спектаклю. Активное участие в подготовке мюзикла принимали и другие сотрудники детского сада, в частности, усилиями кастелянши, младших воспитателей  и некоторых родителей были разработаны модели костюмов для героев.        Подготовительная часть проекта заняла большую часть времени. Совместно с музыкальным руководителем воспитанниками были разучены вокальные партии каждого персонажа. В процессе отработки партий формировалось чувство ответственности за коллективное дело. По данным диагностики, проводимой на заключительном этапе реализации проекта, у детей сформировался высокий уровень творческого потенциала по различным критериям. Каждый ребенок выбирал ту роль, которая наиболее соответствовала его личным запросам, силам и интересам. Некоторые задания (слова, вокальные партии и т.д.) давались на дом. В этих случаях довольно часто и как-то естественным образом к творческому процессу подключалось близкое окружение ребенка, который потом с гордостью на занятии демонстрировал творческие успехи своей семьи.

Оценка результативности развития творческого потенциала воспитанников в творческом театральном кружке, предполагала определение критериев и показателей.

Данная совокупность критериев и показателей применялась как на констатирующем этапе проекта, так и на контрольно-аналитическом этапе для проверки результативности развития творческого потенциала.

Отслеживания результативности работы кружка заключаются в уровнях освоения: высокий, средний и низкий.

При определении уровня творческого потенциала, можно брать за основу следующие критерии:

Критерии отслеживания развития творческого потенциала воспитанников театрального кружка «Буратино»

Показатели творческого потенциала

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Знание видов театров

Знает виды театров

Недостаточно знает виды театров

Затрудняется при определении видов театра

Интонационная выразительность

Владеет интонационной выразительностью речи

.Интонационная выразительность речи недостаточно выражена

Слабо выражена интонационная выразительность речи

Выразительность жестов и мимики

Свободно владеет выразительность жестов и мимики

Владеет выразительность жестов и мимики

Недостаточно владеет выразительность жестов и мимики

Навыки кукловождения

Свободно владеет навыками кукловождения

Имеет навыки кукловождения

Не имеет навыков кукловождения

Песенное творчество

Способен активно проявлять себя, придумывая интонации различного характера,жанра.

Способен украсить свой напев необычным музыкальным оборотом.

Умеет проявить фантазию при выборе интонации на заданный текст.

Танцевальное творчество

Проявляет самостоятельность в выборе движений на музыку разного характера.

Использует при создании собственного выразительного пластического танца.

Самостоятельно выбирает способы действий: походка, жесты, мимика, движения.

Музыкально-игровое творчество

Самостоятельно выбирает способы действий для передачи характера различных персонажей

Способен выражать самые разнообразные эмоциональные переживания и настроения в соответствии с музыкальным образом.

Умеет действовать с воображаемым предметом.

Импровизация

Способен к модулированию элементов музыкального языка.

Проявляет фантазию при варьировании в процессе коллективного музицирования.

Импровизационные способности проявляет как на занятиях, так и самостоятельно.

Результаты  мониторинга по основным показателям уровня творческого потенциала воспитанников театрального кружка «Буратино»

ФИО

Знание видов театров

Интонационная выразительность

Выразительность жестов и мимики

Навыки кукловождения

Песенное творчество

Танцевальное творчество

Импровизация

до

после

до

после

до

после

до

после

до

после

до

после

до

после

1

Елена К

С

В

С

В

С

В

Н

С

С

В

С

В

Н

С

2

Мария  Ю

С

В

Н

С

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

3

Артём Д

Н

С

Н

С

С

В

С

В

Н

С

С

В

Н

С

4

Степан Т

С

В

С

В

С

В

Н

С

Н

С

С

В

Н

С

По итогам мониторинга из 13 воспитанников театрального кружка: до реализации проекта высоким уровнем развития творческого потенциала обладали всего 4(31%) ребенка, после реализации 9 (69%),  средний уровень присутствовал у 5 (38%)  детей, после у 4 (31%) детей, низкий уровень до -4 (31%) детей, после – 0.

Модель организации работы по теме

«Музыка в сказке» в образовательном процессе ДОУ

Перспективы дальнейшего развития проекта:

Внедрение театральной деятельности в систему дшкольного образования это - технология образования настоящего и будущего.  Поэтому считаю необходимым продолжить работу над данной темой и «вырастить» новое поколение воспитанников с высоким творческим потенциалом. Кроме того, проект повторяем, он может быть использован для следующего поколения воспитанников,    реализован в любом дошкольном учреждении.

В перспективе планирую: совершенствовать программы по театральной деятельности  с целью  успешного обучения и развития творческого потенциала  детей. Следовательно, логично предположить перспективность данной инновационной технологии.

Заключение.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности детей, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действий, развитию ассоциативного мышления, настойчивости и целеустремлённости, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Занятия театральной деятельностью требуют от ребёнка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, тем самым способствуют формированию волевых черт характера. Выступления на сцене способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. Занятия театральной деятельностью учат ребёнка точно формулировать свои мысли, точно чувствовать и познавать окружающий мир… Любовь к театральному творчеству, желание передать эту любовь детям, стремление через театральное мастерство сделать жизнь ребёнка счастливее, а внутренний мир богаче,  стало опорной точкой для создания этого проекта.

        

Используемая литература:

  1. А.Е.Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду».
  2. А.И. Буренина «Ритмическая мозаика».
  3. Т.Н. Доронова «Развитие детей 5-6 лет в театрализованной    деятельности»
  4. М.Д.Маханёва. «Театрализованные занятия в детском саду»
  5. С.И. Мерзлякова «Волшебный мир театра» (для детей 5-7 лет).
  6. Т.И. Петрова «Театрализованные игры в детском саду»
  7. О.П. Радынова. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М. 2004 г.
  8. О.П. Радынова. А.И. Катинене. М.Л. Палавандишвили. Музыкальное воспитание дошкольников. -  М. 1999 г.
  9. Н.А. Сорокина «Театр, творчество, дети».
  10. Журналы «Музыкальный руководитель»: № 1,3,4,5 – 2004 г., № 1,4,6 – 2005 г., № 4,5 2006, № 1 – 2007.

                                                                                                  Приложение 1.

«Теремок»

Мюзикл.

Действующие лица:

             Рассказчик; Мышка; Лягушка;

             Ёж; Заяц; Лиса; Медведь.

                                    (Звучит вступление)

Рассказчик:C:\Users\Антонина\Desktop\Мюзикл ДОМ ВЕТЕРАНОВ\DSC02995.JPG

                    Все мы знаем, все мы верим: 

                    Есть на свете чудный терем-

                    На полянке на лесной,

                    Под высокою сосной!

                    Ну-ка, песенку споем,

                   Чудный терем позовем!

                           Исполняется «Песенка о Тереме»

Рассказчик:

                      Ой, какой красивый теремок!

                      Посмотрите, тут на дверях

                      Что-то написано!   «Этот терем построили звери.

                      Звери не простые, лапки золотые. В этот терем войдёт лишь тот,

                      кто умеет делать что-то хорошее».

                      Ого! Давайте посмотрим, что будет дальше.

Появляется Мышка и поёт «Песенку Мышки»C:\Users\Антонина\Desktop\Мюзикл ДОМ ВЕТЕРАНОВ\DSC03002.JPG

Мышка:      

              Ого! Какой красивый теремок! (Стучит.)

              Пустите меня, пожалуйста! Хм… Никого… (Продолжает петь свою песню.)

              Я маленькая Мышка,

              С ушами и хвостом,

              Я вовсе не трусиха

               И ловкая притом.

               На помощь прихожу я,

               Когда совсем не ждут.

               Пролезу в щель любую-

                Глядите я уж тут!

Появляется Лягушка и поет «Песню Лягушки»

Лягушка:

                  О! Было болото, и вдруг теремок! (Читает)  «Этот теремC:\Users\Антонина\Desktop\Мюзикл ДОМ ВЕТЕРАНОВ\DSC03009.JPG

                  Построили звери. Звери не простые, лапки золотые. В этот терем войдет

                 Лишь тот, кто умеет делать что- то хорошее» А что  же я умею? А! Знаю!

                     (Продолжает петь свою песню)

                Зверю каждому в лесу

                Я водицы принесу.

                Я водицы, чтоб напиться,

                Из болотца принесу.

(Лягушка заходит в теремок. Выходят Лягушка и Мышка

С вёдрами и поют «Песенку Мышки и Лягушки»)

Лягушка:

                  Буду в терем я воду носить,

                  Буду с мышкой я тесто месить.C:\Users\Антонина\Desktop\Мюзикл ДОМ ВЕТЕРАНОВ\DSC03019.JPG

Мышка:

                 Мы ватрушки в печи испечем.

                 Нам с Лягушкой зима нипочём!

                         (Появляется  Заяц)

Заяц:

           Чудеса! Теремок! Кто в тереме живёт?

Мышка:

              Я- Мышка норушка!

Лягушка:

             Я –Лягушка-квакушка!

Вместе:

                А ты кто и что умеешь делать?

(Заяц поёт «Песенку зайца», Заходит в теремок.   Появляется Ёж с топором.)C:\Users\Антонина\Desktop\Мюзикл ДОМ ВЕТЕРАНОВ\DSC03021.JPG

Ёж:

        О-хо-хо! Я собрался теремок построить,

        А его уже построили! Кто в тереме живёт?

Мышка:

               Я мышка- норушка!

Лягушка:

              А я лягушка- квакушка!

Заяц:

             А я- Заяц- чуткое ушко!

Вместе:

              А ты кто? И что умеешь делать?

                        Ёж поет «Песенку Ежа».

Звери:

              Ай да Ёж, ай да Ёж,

             Как он ловок и хорош!

(Ёж заходит в теремок.   Появляется Лиса)C:\Users\Антонина\Desktop\Мюзикл ДОМ ВЕТЕРАНОВ\DSC03032.JPG

Лиса:

            Ой, какой красивый теремок! А кто в нём живет?

Мышка:

              Я–Мышка - норушка!

Лягушка:

                 А я Лягушка-квакушка!

Заяц:

            А я - Заяц- чуткое ушко!

Ёж:

           А я- Ёж- колючий бок!

Вместе:

                А ты кто? И что умеешь делать?

(Лиса поёт «Песенку Лисы». Лиса заходит в теремок.

                                                    Появляется  Медведь.)

Медведь:

                  О-хо-хо! Спал, спал и не выспался! Это что такое?

                  Терем какой- то…. (Стучит.)  Пустите меня!

Звери:

              А ты кто? И что умеешь делать?C:\Users\Антонина\Desktop\Мюзикл ДОМ ВЕТЕРАНОВ\DSC03043.JPG

              (Медведь поёт первый куплет «Песенки Медведя»)

Заяц:

           Миша- Мишенька- Медведь

           Не умеет песни петь!

          Зря бедняга мается -

         Дверь не открывается!

              (Медведь поёт второй куплет своей песни)

Лягушка:

                  Перепутал он опять,

                  Не умеет танцевать!

                  Зря бедняга мается-

                  Дверь не открывается!C:\Users\Антонина\Desktop\Мюзикл ДОМ ВЕТЕРАНОВ\DSC03053.JPG

(Медведь продолжает песню, третий куплет)

Звери:

          Вот молодец! Теперь нам зима и морозы нестрашны!

Исполняется «Заключительная песня»

C:\Users\Антонина\Desktop\Мюзикл ДОМ ВЕТЕРАНОВ\DSC03059.JPG

F:\Будко\теремок0002.jpgF:\Будко\теремок0001.jpgF:\Будко\теремок0007.jpgF:\Будко\теремок0006.jpgF:\Будко\теремок0004.jpgF:\Будко\теремок0003.jpg

Приложение 2.

Игры на развитие ассоциативности мышления

Игра "Что на что похоже "

3-4 человека (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники игры договариваются, какой предмет будет сравниваться. Отгадчики заходят, ведущий начинает: "То, что я загадал похоже на ..." и даёт слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку: Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой "8", которая лежит на боку. Отгадавший выбирает новых отгадчиков и предлагает следующий предмет для ассоциации.

"Сюрреалистическая игра " (рисунок в несколько рук)

Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок, обязательно отталкиваясь от первого наброска, делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка.

"Волшебные кляксы "

Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и лист, складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.

Игра "Слово ассоциации"

Взять любое слово, например, батон. Оно ассоциируется:

  1. с хлебобулочными изделиями
  2. с созвучными словами: барон, бекон
  3. с рифмующимися словами: кулон, салон.

Создать как можно больше ассоциаций по предложенной схеме.

Ассоциативность мышления можно развивать что называется "на ходу". Гуляя с детьми можно вместе подумать, на что похожи облака, лужи на асфальте, камушки на берегу.

Приложение 3.

Упражнение «Солнце в комнате»

Цель. Реализация воображения. Преобразование "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия. Активизация и развитие творческого воображения дошкольников в процессе восприятия музыкальных произведений.

Задачи. Обогащение представлений детей солнце. Активизация вербальных реакций (высказываний) детей на музыку и детской фантазии. Развитие самостоятельной творческой деятельности дошкольников.  

Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш, качественная аудиозапись музыки С. Прокофьева «Дождь и радуга»  

Инструкция к проведению.  

Педагог, показывая ребенку картинку: «Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано». После перечисления деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) воспитатель дает следующее задание: «Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной».  

Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для «исправления» картинки.  

Возможные варианты ответов:

  1.  «Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко)
  2. Содержательное устранение несоответствия: (нарисовать в другом месте - «Солнышко на улице» или переделать рисунок - «Сделать из солнышка лампу», отделить несоответствующий элемент от других,  сохранив его в контексте заданной ситуации «Картинку сделать», «Нарисовать окно», «Посадить солнышко в рамку»).

Упражнение «Птенцы и невылупившиеся птенцы»

 

Цель. Реализация воображения и фантазии. Активизация и развитие творческого воображения дошкольников в процессе восприятия музыкальных произведений.  

Задачи. Обогащение представлений детей о птенцах и невылупившихся птенцах. Активизация вербальных реакций (высказываний) детей на музыку и детской фантазии. Развитие самостоятельной творческой деятельности дошкольников.

Материал. Качественная аудиозапись музыки "Балет невылупившихся птенцов" из фортепианной сюиты М.П. Мусоргского "Картинки с выставки" (например, в исполнении С. Рихтера), магнитофон, яйцо, картинки с изображением птенцов, крупная мягкая игрушка-птенец, необходимые предметы для рисования красками или восковыми мелками на каждого ребенка.

Инструкция к проведению.  

Педагог, показывая ребенку картинку: "Сейчас я тебе дам эту картинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано?" Выслушав ответ, педагог складывает картинку и спрашивает: "Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?" После ответа ребенка картинка расправляется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот же вопрос. Всего применяется пять вариантов складывания - "угол", "мостик", "домик", "труба", "гармошка".  

Возможные варианты ответов:

- Ответ описательного типа, перечисление деталей рисунка, находящихся в поле зрения или вне его, т.е. утеря контекста изображения ("У утки нет головы", "Утка сломалась", "Утка разделилась на части" и т. д.);

- Ответы комбинирующего типа: сохранение целостности изображения при сгибании рисунка, включение нарисованного персонажа в новую ситуацию ("Утка нырнула", "Утка заплыла за лодку"),

- Построение новых композиций ("Как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку") и т. д. Некоторые дети дают ответы, в которых сохранение целостного контекста изображения "привязано" не к какой-либо ситуации, а к конкретной форме, которую принимает картинка при складывании ("Утка стала домиком", "Стала похожа на мостик" и т. д.).

Упражнение «Театр чувств и настроений»

Цель: инициация опыта чувствования ребенка; активизация представлений об эмпатии (сочувствии, сопереживании, содействии).

Совместная деятельность с детьми осуществляется последовательно.

Создание проблемной ситуации, требующей эмпатичных проявлений, и организация внутри данной деятельности игры-драматизации.

Алгоритм:

  1. Решение проблемной ситуации «Письмо от жителей волшебной страны»;
  2. Обогащение представлений детей о театре;
  3. Создание «Театра чувств и настроений».
  4. Выбор пьесы и ее обсуждение с детьми.
  5. Подготовка спектакля:
  • Выразительное чтение с целью создания у ребенка образных представлений, воздействия на эмоции, формирования интереса к произведению и желания его вновь услышать;
  • Рассматривание иллюстраций с целью углубления понимания образов героев;
  • Этическая беседа об эмпатичном поведении героев, а именно проявлениях ими сочувствия, сопереживания, содействия в высказываниях и поступках;
  • Беседа-фантазирование (придумывание детьми рассказов о жизни героев до описанных в произведении событий с опорой на вопросы взрослого);
  • Игра-беседа с персонажами.
  1. Распределение ролей:
  • Разыгрывание отдельных эпизодов в виде игр-этюдов с импровизированным текстом;
  • Музыкальные игры-перевоплощения.
  1. Репетиции:
  • Работа над чувствами (обсуждение, активизация личного опыта детей);
  • Работа над образом (особенности поведения каждого персонажа в разных сценах предлагаются детьми самостоятельно, из нескольких вариантов выбирается лучший);
  • Работа над эмпатичным поведением (обсуждение, проблемные ситуации).
  1. Премьера спектакля.
  2. Обсуждение спектакля.

Упражнение «Как спасти зайку»

 

Цель. Развитие надситуативно-преобразовательного характера творческих решений. Оценка способности и превращение задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.  

Материал. Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка. сдутый воздушный шарик, лист бумаги.

Инструкция к проведению.

Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый шарик и лист бумаги. Педагог, беря в руки зайчика: «Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (педагог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?»

Возможные варианты решений:

  1. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи, которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора.
  2. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега.
  3. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик («Зайка на шарике может улететь») или сделать из листа кораблик.

Предложить ребенку придумать персонаж, который мог бы помочь зайке и ввести его в импровизированный сценарий. Сценка исполняется под музыкальное сопровождение/

Упражнения для вхождения в образ

Упражнение «Волк и козлята»

Маленькие козлятки дома сидят, копытцами постукивают,

прислушиваются, все ли спокойно, и вдруг:

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

Где же вы, козлята? Я вам друг! у меня для вас чулки, Шелковые кушаки,

Варежки пуховые

Да сапожки новые!

Перестали козлятки копытцами постукивать, притихли, а волк опять:

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

Где же вы, козлята? Я вам друг!..

Выглянули козлята из своего дома, а волк тут как тут, разбежались козлята кто куда.

 

Рекомендации к проведению. Игру с детьми проводит воспитатель. Он действует от лица волка. Затем делает вид, что пытается поймать козлят.

Упражнение «Лошадка»

                                   Читается в образе лошадки.

                                    Цок, Цок, Цок, Цок!

                                    Я лошадка - серый бок!

                                    Я копытцем постучу,

                                    Если хочешь - прокачу!

                                    Посмотри, как я красива,

                                    Хороши и хвост и грива!

                                    Цок, Цок, Цок, Цок!

                                    Я лошадка - серый бок!

Упражнение «Кошка»

                                 Диалог взрослого и ребенка

                                   - Кошка, как тебя зовут?

                                   - Мяу

                                   - Стережешь ты мышку тут?

                                   - Мяу

                                   - Мяу, хочешь молочка?

                                   - Мяу

                                   - А в товарищи - щенка?

                                   - Фрр

Упражнение «Слон»

                                          Спать пора! Уснул бычок,

                                          Лёг в коробку на бочок.

                                          Сонный мишка лёг в кровать,

                                          Только слон не хочет спать.

                                          Головой кивает слон,

                                          Он слонихе шлёт поклон

                                                                                   (А. Барто)

Упражнение «Кукла, оживи!»

       Педагог раздает детям кукол. Куклы на руках безжизненно  висят, не шевелятся.

     Дети произносят волшебные слова для оживления кукол.

                                    Раз, два, три -

                                    Кукла, о-жи-ви!

                                    Раз - два - три - четыре - пять -

                                    Кукла, оживи опять!

                                    Кукла, оживай скорей

                                    И повесели детей!

                                    Если любишь ты детей,

                                    Оживай скорей!

Дети прижимают кукол к груди и слушают, как они дышат, как стучат их сердца.

Упражнение «Петушок»

(Выполнять движения в соответствии с текстом.)

                                                Петушок клюёт зерно

                                                Очень мелкое оно.

                                                Петушок клюёт, клюёт,

                                                Клювом зёрнышки берёт.

Приложение 4.

Чистоговорки и скороговорки

Аня в роще потерялась,

Аня в роще растерялась,

Аня крикнула: «Ау!

Дом никак я ненайду»

Анатолий и Андрей

Наловили карасей

Аня и Алиса

Варят суп из риса.

Вова с нежный ком слепил,

Влас свой сверху положил

Чтоб комы те не упали,

Слева палочку вкопали.

Валя мальчикам сказала,

Что букву В она узнала.

Ва-ва-ва,

Во дворе растет айва,

Ву-ву-ву,

Я полью свою айву.

Вы-вы-вы,

Вкусны ягоды айвы.

Витя с Вовой у ворот

Рисовали вертолет

Шла Саша по шоссе

И сосала сушку.

Съел молодец тридцать три пирога

С пирогом,

Да все с творогом.

На дворе – травушка,

В сундуке – Савушка.

Сшит колпак не по-колпаковски.

Выколокован колокол не по-колоколовски.

Проворонила ворона вороненка.

Вороненок каркал на березе.

Шлепают гуськом

Гусак с гусаком.

Смотрит свысока

Гусак на гусака.

Ой, выщиплет бока

Гусак у гусака!

        Са-са-са-в лесу бегает лиса.

        Су-су-су-было холодно в лесу.

        Со-со-со-у машины колесо.

        Ос-ос-ос-на поляне много ос.

Ра – ра – ра – во дворе идет игра.

Ши – ши –ши  –  веселятся малыши

Ша – ша – ша –  очень груша хороша!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Сказка в музыке, как средство развития музыкально-творческого потенциала старших дошкольников"

Музыкальная сказка  развивает музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей, побуждает их сочинить «свою» сказку, рассказанную музыкой, опираясь на смену интонаций...

Проект «Сказка в музыке» «Спящая красавица» Шарль Перро (музыка П.И. Чайковского)

Проект «Сказка в музыке»«Спящая красавица»Шарль Перромузыка П.И. Чайковского Музыкальный руководитель: Брязгалова Евгения ИвановнаМБДОУ № 32 Высшая квалификационная категория. Майкоп 20...

Творческий проект "Театр и музыка как средство творческого и эстетического развития дошкольников"

Представленный опыт педагогической работы содержит практический материал, перспективное планирование, конспекты мероприятий с детьми, с родителями....

Педагогический проект «Сказка в музыке, как средство развития музыкально-творческого потенциала старших дошкольников»

Педагогический проект«Сказка в музыке, как средство развития музыкально-творческого потенциала старших дошкольников»...

Творческий проект «Сказка в музыке»

laquo;Все начинается с детства». Нам всем хорошо известны эти слова В. Сухомлинского.С детского сада и нужно развивать ребенка эмоционально.Одним из самых мощных средств воздействия на духовную...

Музыкально - творческий проект "Сказка в музыке" по балету П.И. Чайковского "Щелкунчик"

Тема "Сказка в музыке" обладает мощным ресерсом для осознанного восприятия музыки, постижения выразительного средства ее языка, дает возможность выразить свои впечатления в различных проявле...