Малыш плохо говорит: тактика родителей.
материал на тему
Цель данной статьи – помочь родителям активизировать речь детей дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_2.docx | 16.55 КБ |
dokument_microsoft_office_word_2.docx | 16.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Малыш плохо говорит:
тактика родителей.
К сожалению, все больше и больше детей поздно начинают разговаривать..
Цель данной статьи – помочь родителям активизировать речь детей дома.
Предложите малышу игры на развитие подражания речевым и предметным действиям: совместное проговаривание потешек; драматизация детских песенок и стихотворений; выполнение поручений в парах с взрослым (налейте водичку- вылейте водичку, теперь ты налей, а папа выльет, а теперь папа нальет водичку, а ты вылей), осуществление предметных действий по подражанию взрослому.
Моделируйте микроситуации: покажи, как поможешь бабушке убрать посуду; покажи, как пожалеешь братика. Вот картинки: покажи, что на них происходит.
При чтении сказок рассматривайте иллюстрации, и попросите ребенка показать, что он увидел на картинке.
Разыгрывайте проблемные ситуации с заданным сюжетом: Анечка плачет. Что будем делать? Покажи и т.д.
Оценивайте коммуникативные действия детей:
Нельзя никого обижать.
Никите больно- надо помочь.
Ты хочешь конфетку? И дедушка хочет конфетку. У меня много конфет. Дам тому, кто хочет. Кому дать?
Юля (сестра)- добрая девочка. Она сейчас поможет тебе включить воду. Юля, помоги Саше! Саша обрадуется и скажет «Спасибо!»
Разыгрывайте проблемные ситуации: «Разбилась чашка. Мама – зайчиха будет ругаться. Что делать зайчонку? »Как только малыш сможет взять на себя роль одного героя, начинайте учить его переключаться на позицию другого героя (Что скажет в ответ мама-зайчиха? ), ориентируясь на свой эмоциональный опыт.
Очень важно, чтобы во всех вышеперечисленных играх был замедленный темп всех Ваших высказываний, обращенных к ребенку, с увеличением пауз между словами и повторами образца 2-3 раза, с нарочитым выделением ударного слога и логического ударения во фразе. Постарайтесь, чтобы малыш сосредоточился на Вашей артикуляции.
После освоения предметных и коммуникативных действий ребенок учится осознавать их цель, соотносить ее с результатом (получилось или нет), искать средства для ее осуществления (обращение за помощью к взрослому, выражение своих желаний через интонацию, звукоподражания, лепетные слова). Главное, чтобы ребенок осознал себя субъектом собственных действий, способным влиять на поступки других людей. Теперь необходимо формировать языковые установки. Ребенок должен понять, что применяемые им средства общения ограниченны.
Взрослому надо вызвать слухозрительное сосредоточение на своей речи и стимулировать попытки малыша подражать артикуляции окружающих. Это достигается благодаря использованию следующих приемов:
- создание проблемной ситуации, для решения которой необходимо речевое подражание взрослому, т.к. он «не понимает ребенка» и просит сказать. Что ему нужно;
- привлечение ребенка с помощью указательных жестов к губам и мимике говорящего;
- демонстрация «ожидания» речевой активности со стороны ребенка;
- ответ за малыша в случае отсутствия его речевой активности;
- демонстрация того, что Вы поняли высказывание ребенка (кивком головы или полной расшифровкой высказывания, ориентируясь на ситуацию), если малыш все же не в состоянии произнести фразу или слово;
- постоянное комментирование событий, происходящих вокруг ребенка (фраза простая, с часто повторяющимися словами), повторение за малышом и обыгрывание его звуковых реакций (путем наращивания звуков до слогов или отдельных слов).
Дети с проблемами в речевом развитии тянутся к лучше говорящим сверстникам или детям постарше. Старайтесь не ограничивать общение своего малыша, и, по возможности, создавать ситуации, в которых Ваш ребенок вынужден обратиться за помощью к другому ребенку ( нет красного карандаша; забыл, куда поставил машинку; не получается дотянуться до полки, где лежит что-то вкусненькое,…) Тогда ребенок обращает внимание не на изолированное слово в инструкции взрослого, а на фразу- образец; переходит с ситуативной ориентировки на ориентировку по подражанию и образцу.
После того, как сформировалась установка на ориентирование в языковом материале, ребенок начинает осознавать речь как средство достижения собственных целей, средство взаимопонимания с любым человеком. Он уже хочет сказать, но не может.
Разработаны комплексы приемов, позволяющих научить малыша оречевлять любую проблемную для них ситуацию.
По подражанию у ребенка вызывается артикуляция одного гласного звука. Звук сразу же соотносится с предметом или действием. Например, « О! Те-о! Те-отя! (жест на кого-либо или покажите фотографию, картинкиу». Давай вместе скажем:»О! Те! Тетя!» Молодец! Тетя где? ( Ребенок показывает). Главным условием формирования связи образа и слова является фиксация внимания ребенка на ударном звуке (в последствии слоге): «А!А! БА! Бака! СаБАка! Где? (Ребенок жестом показывает на картинку или игрушку). Кто? Это А! БА! Бака! СаБАка (совместное проговаривание). Что делает? Ы! ЫТ! БеЖЫТ!».
При повторении образца взрослого ребенок может произносить его искаженно. Если это соответствует системе «временных замен звуков речи», то Вы принимаете этот вариант. В противном случае необходимо использовать замену, доступную произношению ребенка.
Основные звуки и их заменители при обучении детей
произношению.
Основные звуки: [а], [о], [у] – нет заменителей.
Основные звуки: [и]- заменители й, ы;
[п]- заменители пь, б, бь;
[т] – заменители ть, д, дь;
[к]- заменители кь, г, гь;
[ф]- заменитель фь;
[в]- заменитель вь;
[с]- заменители сь, з, зь, ц;
[ш]- заменители ж, ш, ч;
[х]- заменитель хь;
[м]- заменитель мь;
[н]- заменитель нь;
[л]- заменитель ль;
[р]- заменитель рь.
В случае затруднений во время восприятия и проговаривания образца, можно опираться на формирование межанализаторных связей, которые закрепляют правильное произнесение ребенком звука или слога (обозначающих слово):
- слуходвигательные связи: ребенок хлопает в ладошки, топает ножкой, подпрыгивает, бросает шарик в коробку и т.д.
- слухозрительные связи: ребенок показывает игрушку, картинку, наклеивает наклейку и т.д.
- слухотактильные связи: ребенок дотрагивается до кусочка меха, бархата, наждачной бумаги, …, проводит пальчиком по зубьям расчески или зеркалу, окунает палец в мокрый песок, гуашь и т.д.
- слуховые связи: ребенок нажимает на кнопку звонка, стучит палочкой по барабану, звонит в колокольчик, «учит» игрушечного попугая повторять за собой заданное слово или звук.
После усвоения первичных произносительных навыков можно вызывать появление звуков, которые могут противопоставляться друг другу по ощущениям органов артикуляции: [п], [б], [м]; [к], [г]; [т], [д], [н]; [й]. Они появляются при выделении первых звуков и ударных слогов из знакомых ребенку предметов или тех предметов, которыми ребенок интересуется или хочет играть. Использование всех этих приемов ведет к появлению внимания к контуру слова. С целью предупреждения смешивания слов за одно занятие отрабатывайте только одну часть речи (6-8 слов): сначала существительные(они имеют непосредственную связь с предметами), затем глаголы, прилагательные и наречия.
Все эти задания предлагайте ребенку в форме игры. Будьте терпеливы и настойчивы. Верьте в свои силы и в способности своего малыша и у вас все получится.
Предварительный просмотр:
Малыш плохо говорит:
тактика родителей.
К сожалению, все больше и больше детей поздно начинают разговаривать..
Цель данной статьи – помочь родителям активизировать речь детей дома.
Предложите малышу игры на развитие подражания речевым и предметным действиям: совместное проговаривание потешек; драматизация детских песенок и стихотворений; выполнение поручений в парах с взрослым (налейте водичку- вылейте водичку, теперь ты налей, а папа выльет, а теперь папа нальет водичку, а ты вылей), осуществление предметных действий по подражанию взрослому.
Моделируйте микроситуации: покажи, как поможешь бабушке убрать посуду; покажи, как пожалеешь братика. Вот картинки: покажи, что на них происходит.
При чтении сказок рассматривайте иллюстрации, и попросите ребенка показать, что он увидел на картинке.
Разыгрывайте проблемные ситуации с заданным сюжетом: Анечка плачет. Что будем делать? Покажи и т.д.
Оценивайте коммуникативные действия детей:
Нельзя никого обижать.
Никите больно- надо помочь.
Ты хочешь конфетку? И дедушка хочет конфетку. У меня много конфет. Дам тому, кто хочет. Кому дать?
Юля (сестра)- добрая девочка. Она сейчас поможет тебе включить воду. Юля, помоги Саше! Саша обрадуется и скажет «Спасибо!»
Разыгрывайте проблемные ситуации: «Разбилась чашка. Мама – зайчиха будет ругаться. Что делать зайчонку? »Как только малыш сможет взять на себя роль одного героя, начинайте учить его переключаться на позицию другого героя (Что скажет в ответ мама-зайчиха? ), ориентируясь на свой эмоциональный опыт.
Очень важно, чтобы во всех вышеперечисленных играх был замедленный темп всех Ваших высказываний, обращенных к ребенку, с увеличением пауз между словами и повторами образца 2-3 раза, с нарочитым выделением ударного слога и логического ударения во фразе. Постарайтесь, чтобы малыш сосредоточился на Вашей артикуляции.
После освоения предметных и коммуникативных действий ребенок учится осознавать их цель, соотносить ее с результатом (получилось или нет), искать средства для ее осуществления (обращение за помощью к взрослому, выражение своих желаний через интонацию, звукоподражания, лепетные слова). Главное, чтобы ребенок осознал себя субъектом собственных действий, способным влиять на поступки других людей. Теперь необходимо формировать языковые установки. Ребенок должен понять, что применяемые им средства общения ограниченны.
Взрослому надо вызвать слухозрительное сосредоточение на своей речи и стимулировать попытки малыша подражать артикуляции окружающих. Это достигается благодаря использованию следующих приемов:
- создание проблемной ситуации, для решения которой необходимо речевое подражание взрослому, т.к. он «не понимает ребенка» и просит сказать. Что ему нужно;
- привлечение ребенка с помощью указательных жестов к губам и мимике говорящего;
- демонстрация «ожидания» речевой активности со стороны ребенка;
- ответ за малыша в случае отсутствия его речевой активности;
- демонстрация того, что Вы поняли высказывание ребенка (кивком головы или полной расшифровкой высказывания, ориентируясь на ситуацию), если малыш все же не в состоянии произнести фразу или слово;
- постоянное комментирование событий, происходящих вокруг ребенка (фраза простая, с часто повторяющимися словами), повторение за малышом и обыгрывание его звуковых реакций (путем наращивания звуков до слогов или отдельных слов).
Дети с проблемами в речевом развитии тянутся к лучше говорящим сверстникам или детям постарше. Старайтесь не ограничивать общение своего малыша, и, по возможности, создавать ситуации, в которых Ваш ребенок вынужден обратиться за помощью к другому ребенку ( нет красного карандаша; забыл, куда поставил машинку; не получается дотянуться до полки, где лежит что-то вкусненькое,…) Тогда ребенок обращает внимание не на изолированное слово в инструкции взрослого, а на фразу- образец; переходит с ситуативной ориентировки на ориентировку по подражанию и образцу.
После того, как сформировалась установка на ориентирование в языковом материале, ребенок начинает осознавать речь как средство достижения собственных целей, средство взаимопонимания с любым человеком. Он уже хочет сказать, но не может.
Разработаны комплексы приемов, позволяющих научить малыша оречевлять любую проблемную для них ситуацию.
По подражанию у ребенка вызывается артикуляция одного гласного звука. Звук сразу же соотносится с предметом или действием. Например, « О! Те-о! Те-отя! (жест на кого-либо или покажите фотографию, картинкиу». Давай вместе скажем:»О! Те! Тетя!» Молодец! Тетя где? ( Ребенок показывает). Главным условием формирования связи образа и слова является фиксация внимания ребенка на ударном звуке (в последствии слоге): «А!А! БА! Бака! СаБАка! Где? (Ребенок жестом показывает на картинку или игрушку). Кто? Это А! БА! Бака! СаБАка (совместное проговаривание). Что делает? Ы! ЫТ! БеЖЫТ!».
При повторении образца взрослого ребенок может произносить его искаженно. Если это соответствует системе «временных замен звуков речи», то Вы принимаете этот вариант. В противном случае необходимо использовать замену, доступную произношению ребенка.
Основные звуки и их заменители при обучении детей
произношению.
Основные звуки: [а], [о], [у] – нет заменителей.
Основные звуки: [и]- заменители й, ы;
[п]- заменители пь, б, бь;
[т] – заменители ть, д, дь;
[к]- заменители кь, г, гь;
[ф]- заменитель фь;
[в]- заменитель вь;
[с]- заменители сь, з, зь, ц;
[ш]- заменители ж, ш, ч;
[х]- заменитель хь;
[м]- заменитель мь;
[н]- заменитель нь;
[л]- заменитель ль;
[р]- заменитель рь.
В случае затруднений во время восприятия и проговаривания образца, можно опираться на формирование межанализаторных связей, которые закрепляют правильное произнесение ребенком звука или слога (обозначающих слово):
- слуходвигательные связи: ребенок хлопает в ладошки, топает ножкой, подпрыгивает, бросает шарик в коробку и т.д.
- слухозрительные связи: ребенок показывает игрушку, картинку, наклеивает наклейку и т.д.
- слухотактильные связи: ребенок дотрагивается до кусочка меха, бархата, наждачной бумаги, …, проводит пальчиком по зубьям расчески или зеркалу, окунает палец в мокрый песок, гуашь и т.д.
- слуховые связи: ребенок нажимает на кнопку звонка, стучит палочкой по барабану, звонит в колокольчик, «учит» игрушечного попугая повторять за собой заданное слово или звук.
После усвоения первичных произносительных навыков можно вызывать появление звуков, которые могут противопоставляться друг другу по ощущениям органов артикуляции: [п], [б], [м]; [к], [г]; [т], [д], [н]; [й]. Они появляются при выделении первых звуков и ударных слогов из знакомых ребенку предметов или тех предметов, которыми ребенок интересуется или хочет играть. Использование всех этих приемов ведет к появлению внимания к контуру слова. С целью предупреждения смешивания слов за одно занятие отрабатывайте только одну часть речи (6-8 слов): сначала существительные(они имеют непосредственную связь с предметами), затем глаголы, прилагательные и наречия.
Все эти задания предлагайте ребенку в форме игры. Будьте терпеливы и настойчивы. Верьте в свои силы и в способности своего малыша и у вас все получится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Если малыш плохо говорит"
Консультация...
Какие недостатки речи ребенка должны вас беспокоить. - Малыш плохо говорит? Виноват прикус!
Дорогие родители,расстройства речи у ребенка, какие они бывают, вникните, прочувствуйте и помогите своему малышу! Это в ваших силах!...
Если малыш плохо говорит
Консультация для родителей...
Малыш плохо говорит
Консультация...
Консультация для воспитателей «Ребенок плохо говорит: тактика воспитателей»
В статье даны методические рекомендации, позволяющие активизировать языковую установку у неговорящих или плохо говорящих детей....
Консультация для родителей «Малыш плохо говорит: тактика родителей и воспитателей».
В последнее время все более угрожающей становится ситуация, когда большое количество детей к 3-4 годам еще практически не говорят. Это свидетельствует об искажении нормального хода развития языковой с...
«Малыш плохо говорит: тактика родителей и воспитателей».
В последнее время все более угрожающей становится ситуация, когда большое количество детей к 3-4 годам еще практически не говорят. Это свидетельствует об искажении нормального хода развития языковой с...