Консультация для воспитателей «Ребенок плохо говорит: тактика воспитателей»
консультация по логопедии

Желудева Дарья Николаевна

В статье даны методические рекомендации, позволяющие активизировать языковую установку у неговорящих или плохо говорящих детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Омска «Детский сад № 304 компенсирующего вида»

                                                     

                                                                             

  Консультация для воспитателей

«Ребенок плохо говорит: тактика воспитателей»

                                                         

Подготовила

Учитель-логопед

Желудева Дарья Николаевна

Омск – 2021

Консультация для воспитателей

«Ребенок плохо говорит: тактика воспитателей»

В статье даны методические рекомендации, позволяющие активизировать языковую установку у неговорящих или плохо говорящих детей.

Основные требования к организации специальных занятий по развитию языковой способности:

  • демонстрация педагогом образцов предметных и коммуникативных действий;
  • комментирование событий и отражение в опережающей речи основных принципов языковых обобщений;
  • замедленный темп всех высказываний, обращённых к ребёнку, с увеличением пауз между словами и повторов образца (2 – 3 раза, с нарочитым выделением ударного слога и логического ударения во фразе.

Формированию языковой установки, слухо-зрительного сосредоточения неговорящего ребёнка на речи (в том числе голосе, губах и артикуляции) взрослого способствуют спокойные и доброжелательные отношения между взрослыми и детьми, вхождение воспитанников в ритм жизни группы.

Условиями для этого выступают чёткое соблюдение режима дня; ровное и доброжелательное отношение педагогов; вовлечение детей в интересную для них деятельность; специально создаваемые коммуникативные ситуации и подвижные, музыкальные и музыкально-ритмические игры, связанные с эмоциональным заражением детей друг от друга, улавливанием общего ритма движений; включение негромкой музыки в процессе осуществления режимных моментов и свободной деятельности детей.

Формированию навыков коммуникативной ориентировки способствуют следующие действия:

Игры на развитие подражания речевым и предметным действиям (сопряжённое и отражённое проговаривание текстов народных потешек, драматизация детских песенок и стихов; выполнение поручений в парах («Налейте воду – вылейте воду, теперь ты – налей, а ты - вылей», осуществление предметных действий по подражанию взрослому и соотнесение их с действиями ровесника).

Моделирование микроситуаций («Покажи, как помочь тёте Рае. Надо убрать посуду»«Покажи, как пожалеешь Яну» и т. д.)

Разыгрывание проблемной ситуации с заданным сюжетом («Илюша плачет. Что будем делать? Покажи» и т. д.).

Оценка коммуникативных действий детей в виде правил«Девочкам надо уступать»«Нельзя никого обижать»; оценок-состояний«Ему больно – надо помочь», «Ты хочешь конфету. И Таня хочет конфету. У меня много конфет. Дам тому, кто хочет. Кому дать?»; оценок-предвосхищений: «Оля добрая девочка. Она сейчас поможет тебе включить воду. Оля, помоги Саше! Саша обрадуется и скажет: «Спасибо!».

Основу для речевого подражания составляет моделирование микроситуаций («Я покажу несколько картинок, а вы покажите (изображать с помощью действий, пантомимы, что на них происходит»). Для этого детям читается сказка, а при показе иллюстраций к ней осуществляют ряд последовательных действий. Затем разыгрываются проблемные ситуации («Шишка упала на мишку. У мишки на лбу шишка. Какая: настоящая или синяк?»; «Разбилась чашка. Зайчиха будет ругаться. Что делать зайчонку?»). Как только дети могут взять на себя роль одного героя, их учат переключаться на позицию другого героя («Что скажет в ответ зайчиха?», ориентируясь на собственный эмоциональный и коммуникативный опыт.

После освоения предметных и коммуникативных действий дети учатся осознавать их цель, соотносить её с результатом (получилось или нет, выделять средства её осуществления (обращение за помощью к взрослому, выражение своих желаний через интонацию, звукоподражание, лепетные слова и т. д.). Ребёнок осознаёт себя субъектом собственных действий, способным влиять на поступки других людей. Главная проблема теперь состоит в необходимости формирования языковой установки, т. е. осознания ребёнком ограниченности применяемых им средств общения. Педагог вызывает слухо-зрительное сосредоточение на своей речи и стимулирует попытки детей подражать артикуляции взрослого. Это достигается благодаря использованию следующих приёмов:

Создания «проблемной ситуации», для решения которой необходимо речевое подражание взрослому, т. е. последний делает вид, что не понимает ребёнка и просит сказать, что ему нужно;

Привлечения внимания к губам (с помощью указательного жеста) и мимике говорящего;

Демонстрации «ожидания» речевой активности со стороны ребёнка;

Ответа за ребенка в случае отсутствия его речевой активности (от лица ребёнка);

Демонстрации того, что взрослый понял высказывание ребёнка (кивком головы или полной расшифровкой высказывания, ориентируясь на ситуацию, если тот не в состоянии произнести фразу или слово;

Постоянного комментирования в речи происходящих вокруг ребёнка событий (фраза простая, с часто повторяющимися словами, повторение за ним и обыгрывание его звуковых реакций (путём наращивания звуков до слогов или отдельных слов).

В последующем ориентировка на партнёра взаимодействия переносится на сверстника. Индивидуальные занятия проводятся с парами детей, один из которых принадлежит к сильной подгруппе по уровню развития речи, другой – к слабой. Обычно ребёнок, занимающий лидирующую позицию (когда находится в роли «маленького воспитателя» или «учителя», более связно и чётко выражает свои намерения, мысли, желания. Ребёнок с выраженным речевым нарушением тянется за лучше говорящим сверстником.

Подгрупповые занятия (2 – 3 человека) организуются на материале речевых игр, требующих взаимозависимости действий («Соберите вместе один домик»«Оденьте вместе одну куклу» и т.д.). высказывания, обращённые к взрослому, педагог «переадресовывает» сверстнику («Попроси»«Узнай»«Спроси» ит. д.). При этом воспитателями специально создаются проблемные ситуации, в которых ребёнок оказывается в состоянии нужды или беспомощности, вынужден обратиться за помощью к ровеснику (не хватило пластилина; забыл, куда поставил машинку; не получается надеть шапку и т. д., тогда дети обращают внимание не на изолированное слово в инструкции взрослого, а на фразу-образец; переходят с ситуативной ориентировки на ориентировку по подражанию и образцу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Если ваш ребенок плохо говорит..."

  Консультация предназначена родителям детей 3-4 лет с речевыми нарушениями. В ней изложены основные причины нарушения речи у детей, этапы развития речи в норме, ответы на часто возникающи...

Малыш плохо говорит: тактика родителей.

 Цель данной статьи – помочь родителям активизировать речь детей дома....

Консультация для родителей "Ребенок плохо говорит. Почему?"

Современные дети к 5-5,5 годам, как правило, овладевают всей системой родного языка. Пятилетний ребенок четко произносит все звуки; говорит связно, используя в своей речи сложные предложения (до 10 и ...

Консультация для родителей "Ребенок плохо говорит. Почему? Что делать?"

Консультация для родителей "Ребенок плохо говорит. Почему? Что делать?"...

Консультация для родителей "Дети плохо говорят"

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста на тему "Дети плохо говорят"...

Консультация для родителей «Малыш плохо говорит: тактика родителей и воспитателей».

В последнее время все более угрожающей становится ситуация, когда большое количество детей к 3-4 годам еще практически не говорят. Это свидетельствует об искажении нормального хода развития языковой с...

«Малыш плохо говорит: тактика родителей и воспитателей».

В последнее время все более угрожающей становится ситуация, когда большое количество детей к 3-4 годам еще практически не говорят. Это свидетельствует об искажении нормального хода развития языковой с...