Интерес к искусству у детей старшего дошкольного возраста.
статья на тему
Натюрморт, как средство формирования художественно-эстетического развития у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interes_k_iskusstvu_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 121.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Интерес к искусству у детей старшего дошкольного возраста.
Психологи и педагоги, характеризующие детское восприятие произведений искусства, указывают, что многое зависит от выбора конкретных произведений, доступности для детей их содержания и средств выразительности, а также от созданных взрослыми условий и руководства процессом восприятия.
Мне бы хотелось поговорить о натюрморте, как о средстве формирования художественно-эстетического развития у детей старшего дошкольного возраста.
Для педагогической работы с детьми натюрморты можно разделить на несколько видов. Так, в зависимости от содержания изображаемых объектов на картине, мы условно выделяем однопорядковые (одновидовые) и смешанные натюрморты. Разберёмся для начала, что такое однопорядковый и смешанный натюрморт.
Однопорядковый (одновидовый) натюрморт изображает объекты одного конкретного вида: только фрукты или только овощи, или ягоды, или цветы. Приведу пример: П. Кончаловский, «Персики»; И. Машков, «Снедь московская. Хлебы»- продукты питания и т.д.
Если на картине представлены разнородные предметы (овощи и фрукты, посуда и овощи), такой натюрморт условно определяют как смешанный. Например: Петров-Водкин «Утренний натюрморт», «бокал и лимон».
Существует ещё один вид натюрморта – сюжетный. В таких натюрмортах есть, скажем так, сюжет. К сюжетному натюрморту можно отнести натюрморты с изображением живых существ: птиц, животных, человека. Или натюрморты с включением в них пейзажа. (Ф. Толстой, «Букет цветов, бабочка и птичка»). Мы отметили основные виды натюрмортов в соответствии с их содержательной характеристикой.
Главными героями в натюрморте являются предметы, вещи, которые мы видим крупным паном. Художник специально выставляет их на первый план, чтобы мы могли вглядеться в их красоту.
Некоторые исследователи рассматривают натюрморты и с точки зрения трактовки художественного образа. Детям же можно предложить натюрморты, выполненные в обобщённо-реалистической, но детализированной, декоративной манере. Реалистически выполненные натюрморты рассчитаны на правдоподобие, внешнюю живость.
Знакомя детей с натюрмортом, следует обратить внимание на все его характеристики: вид, характер образа, средства выразительности, манеру художника – донести это до детей в доступной форме.
Выбирать натюрморты для детей следует опираться на доступность по содержанию, а также на понятные детям средства художественной выразительности. Натюрморт должен быть понятен и интересен для детей, близким к его собственному опыту. Знакомя детей старшего возраста с натюрмортами, старайтесь показать им разнообразие натюрмортов. Обращайте внимание детей на средства выразительности и индивидуальность творчество художников.
Натюрморт – первый жанр живописи, с которым, как показывают исследования педагогов и психологов, нужно знакомить дошкольников. Ассоциируясь с жизненным опытом, натюрморт привлекает внимание детей к средствам выразительности живописи, помогает вглядываться и любоваться красотой.
Н.М. Зубаревой установлены уровни эстетического восприятия детьми дошкольного возраста живописного натюрморта. На первом уровне, самом низком, ребёнок радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картине, но пока ещё не самому образу.
Второго уровня ребёнок достигает тогда, когда он начинает не только видеть, но и осознавать элементарные эстетические качества произведения, которые делают картину привлекательной для него. Оценивая в картине красивое и цвет, цветовые сочетания предметов и явлений, но пока ещё редко – форму и композицию.
Третий, самый высокий уровень, когда дошкольники способны воспринять больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления. Оно позволяет в какой-то мере эстетически переживать хотя бы часть замысла художника. К этому уровню могут приблизиться дети, с которыми вели целенаправленную педагогическую работу по развитию эстетических чувств и восприятий.
Мир искусства устроен так, что без помощи взрослого ребёнок не может «войти» него. Искусство пробуждает у детей дошкольного возраста эмоциональность и творчество. В ознакомлении старших дошкольников с живописью используйте пояснения, сравнения, музыкальное сопровождение, игровые приёмы. «Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках – в сказке, игре, в собственном творчестве, в красоте» - так говорил В.Н.Сухомлинский.
Нам с вами надо только помочь ребёнку, немного направить его интерес к искусству. У дошкольников нужно развивать способность видеть предметы в окружающей среде, смотреть на натюрморт как на гармоничную группу предметов.
Знакомство с произведениями изобразительного искусства имеют огромное значение для эстетического воспитания детей и развития у них художественно-изобразительных навыков. яркость, выразительность образов в картине, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают у детей эстетические переживания, помогают выражать свои впечатления в рисунке, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие творческих способностей посредством танцевального искусства у детей старшего дошкольного возраста».
Из опыта работы. По своей природе ребёнок очень активен, подвижен, деятелен, простоват, трогателен и естественен в своих музыкальных выражениях.Поэтому во многом м...
«Развитие интереса к пению у детей старшего дошкольного возраста».
ДОКЛАДк методическому объединениюна тему«Развитие интереса к пению у детей старшего дошкольного возраста»....
Методическая разработка "Использование элементов фитнес-технологий в образовательной деятельности ДОУ с целью укрепления здоровья и повышения интереса к физкультуре у детей старшего дошкольного возраста"
Методическая разработка по организации кружка детского фитнеса в ДОУ...
Мониторинг познавательного интереса к сказкам у детей старшего дошкольного возраста
В процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив к интеллектуальному и длит...
из опыта работы «Развитие творческих способностей посредством танцевального искусства у детей старшего дошкольного возраста».
Творческая активность детей развивается постепенно путём целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активации чувств, воображения и мышления. Она открывает путь к восприятию разнообраз...
"Формирование эстетического отношения к искусству у детей старшего дошкольного возраста на основе интеграции образовательных областей"
в статье поднимаются проблемы формирования эстетического отношения ребёнка к действительности в области эстетического воспитания, рассматриваются вопросы формирования эстетического отношения к искусст...
статья привитие интереса к математической деятельности детей старшего дошкольного возраста
Статья" Привитие интереса к математической деятельности посредством развивающих игр и самостоятельности творчества" Составитель: Лебедева Т.А.воспитатель ГБДОУ№27 Калининского районаг...