«Глаза. Ах, эти чудные глазки!»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Тема занятия : Знакомство со строением глаза.
Основная цель: Охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья
Задачи:
Ø Формировать знания о строении и функции органа зрения, его роли в жизни человека;
Ø Формировать знания о необходимости заботиться о зрении;
Ø Формировать представления детей о различных приёмах снятия зрительного утомления;
Ø Продолжать формировать навыки зрительной гигиены;
Ø Формировать понятие, что люди могут иметь разную форму глаз, есть люди слепые, что им живётся нелегко;
Ø Развивать глазодвигательные функции;
Ø Развивать мелкую моторику рук;
Ø Развивать зрительное восприятие, память детей;
Ø Активизировав речь детей, обогащать словарный запас новыми словами и понятиями: радужная оболочка, роговица, зрачок, хрусталик, сетчатка
Ø Формировать правила безопасного поведения;
Ø Воспитывать толерантность к людям другой национальности, инвалидам;
Ø Воспитывать в детях чувство необходимости сохранения физического здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glaza.docx | 27.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 55 компенсирующего вида Кировского района Санкт – Петербурга
Конспект
непосредственно – образовательной деятельности с детьми старшей группы по позновательно – экспериментальной деятельности «Глаза. Ах, эти чудные глазки!»
с использованием валеологии, схем – картинок, самомассажем для глаз, элементы общеразвивающих упражнений с гимнастикой для глаз, опыта с воздушным шариком, правила бережного отношения к зрению.
Конспект составила
Воспитатель старшей группы
Щербакова Елена Викторовна
Санкт – Петербург
2015
Конспект непосредственно – образовательной деятельности
Образовательная область «Позновательно - речевая» и «Здоровье».
Тема: «Глаза. Ах, эти чудные глазки!»
Тема: Знакомство со строением глаза (интегрированное)
Цель: Охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья
Задачи:
- Формировать знания о строении и функции органа зрения, его роли в жизни человека;
- Формировать знания о необходимости заботиться о зрении;
- Формировать представления детей о различных приёмах снятия зрительного утомления;
- Продолжать формировать навыки зрительной гигиены;
- Формировать понятие, что люди могут иметь разную форму глаз, есть люди слепые, что им живётся нелегко;
- Развивать глазодвигательные функции;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Развивать зрительное восприятие, память детей;
- Активизировав речь детей, обогащать словарный запас новыми словами и понятиями: радужная оболочка, роговица, зрачок, хрусталик, сетчатка
- Формировать правила безопасного поведения;
- Воспитывать толерантность к людям другой национальности, инвалидам;
- Воспитывать в детях чувство необходимости сохранения физического здоровья.
Оборудование: рисунок глаза демонстрационный и раздаточный, шарик воздушный, палочка заострённая, тазик лейка с водой, песок, листы, карандаши цветные, зеркала, картотека гимнастики для глаз, мягкая игрушка кота с глазами на липучках, набор глаз на липучках, куклы с разной формой глаз, правила бережного отношения к зрению (зарисовки), маленький мяч на каждого ребёнка.
Ход:
Педагог вносит куклы разной национальности, с разной формой глаз. Чем отличаются куклы друг от друга?
Дети: Разный цвет кожи, разные волосы, разного пола, разные глаза.
Педагог: Да, вы правильно всё сказали. Это всё вместе называется строение тела человека. Люди бывают разные. Для того, чтобы быть здоровым, вы должны знать своё тело и любить его. Потому что никто не позаботится о вас лучше, чем вы сами.
Давайте вместе скажем наш девиз: Я здоровье сберегу. Сам себе я помогу. Дети говорят эти слова в разной интонации.
Педагог: А очём мы будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Два братца через дорогу живут, друг друга не видят.
Дети: Глаза.
Педагог: Зачем человеку глаза? Зачем надо видеть?
Дети: Видеть природу, друзей, если ты что-то делаешь, видеть результат своего труда и т.д.
Педагог: Чтобы понять, как мы видим необходимо познакомиться со строением глаза. Перед детьми иллюстрация с изображением строения глаза. Возьмите зеркало и посмотрите, какой формы глаз?
Дети: Круглый.
Педагог: Если вы посмотрите на наших кукол, то глаза разной формы. Это позаботилась природа. Например, в Японии очень часто дуют сильные ветры, чтобы песок не попадал людям в глаза, природа сделала глаза у японцев узкими. Люди приспособились к природным климатическим условиям.
Педагог: Мы видим только переднюю часть глаза. Весь глаз похож на шар и называется глазным яблоком. Большая его часть расположена в специальном углублении, которое называется — глазница. Посередине глаза расположен кружок — это радужка. Она бывает разного цвета. Посмотрите друг другу в глаза и скажите, какого они цвета. Почти все дети рождаются с голубыми глазами. У некоторых глаза так и остаются голубыми навсегда. У других — глаза меняют цвет, когда ребенку исполняется несколько месяцев, глаза становятся карими, зелеными, серыми.
А в самом центре радужной оболочки находится зрачок. Именно через него в глаз попадает свет и изображение предметов. Внутри глаза темно, поэтому снаружи зрачок у всех людей черного цвета. За зрачком расположен хрусталик. Внутри глаз заполнен прозрачной жидкостью. Свет проходит через зрачок, хрусталик, жидкость и попадает на сетчатку. Она покрывает заднюю часть глаза. Она важна, как пленка в фотоаппарате. Если в фотоаппарате нет пленки, то никакой фотографии не получится.
Свой рассказ педагог сопровождает показом иллюстрации строения глаза и просит детей находить соответствующие части глаза на иллюстративном изображении у себя на столе.
Глаз нужно беречь, и есть определённые правила, но сначала мы проведём опыт с шариком.
Педагог берёт шарик, наливает внутрь воду, завязывает, берёт острую палочку и протыкает шарик. Все действия сопровождает пояснениями, что делает. Ребята, что случилось с шариком?
Дети: Вы его проткнули палочкой, и полилась вода.
Педагог: шарик очень похож на наш глаз, тоже может произойти и с ним. Давайте попробуем налить воду ещё раз. Получается?
Дети: Нет,в шарике дырка её надо заклеить.
Педагог: берёт и заклеивает скотчем. Скотч отклеивается и вода вытекает. Ничего нельзя сделать. Вот так и наш глаз, если его поранить то, человек останется без глаза. Очень тяжело людям, которые не видят, слепые. Если встретите на улице такого человека, ему нужно помочь перейти дорогу, открыть дверь в магазине, пропустить его вперёд. Теперь сделаем опыт с песком, только мы потрём глаз. Шарик становится тонкий и может лопнуть. Какие выводы мы можем сделать? (рассказывают правила бережного отношения к глазам).
Дети: На улице нельзя драться палками, кидаться песком.
Педагог: правильно. Но бывают разные погодные условия: сильный ветер, обрызгала машина и т.д. Глаза устроены сложно, и природа заботливо оберегает глаза:
- Глазница — это дом для глаз (надавливающие движения указательным и средним пальцами по кругу);
- Потечет пот со лба — его остановят брови (пощипывание бровей от переносицы к краю);
- Ветер понесет в лицо пыль — ее задержат реснички (легкие моргания);
- А закрывает домик- глаз дверца под названием «веко» (3-4 зажмуривания).
Педагог: Зачем человеку слёзы?
Дети: Слёзы защищают глаза от пыли.
Педагог: А теперь посмотрим на наши зрачки в темноте в зеркало. Педагог делает полумрак: Какие они ?
Дети: большие
Педагог: А теперь посмотрите на зрачок в зеркало при свете. Какие они?
Дети: маленькие
Педагог: в темноте зрачок постепенно расширяется, говорят «широкий зрачок». Давайте вместе скажем «Широкий зрачок». В освещенной комнате зрачок маленький, говорят «узкий зрачок».Давайте вместе скажем «узкий зрачок». Чтобы нам запомнить внешнее строение глаза, подойдём к столам и нарисуем глаз, зрачок, ресницы, брови.
Педагог: Молодцы. К нам в гости пришёл котик. Он говорить не умет, только мяукать. Поэтому мы будем здороваться глазками. Для этого встаньте в круг. Мы будем передавать котика из рук в руки, и здороваться глазками. Обратите на его глаза. Дети выполняют задания. Все поздоровались и закрыли глазки, котик хочет с вами поиграть. Педагог меняет глаза на другой цвет. Открыли, что изменилось у котика ?
Дети: Глаза стали голубые, кот стал в очках и т.д.
Педагог: Молодцы! Котик ещё хочет вам рассказать правила гигиены глаз. Вы слушайте внимательно, вдруг он ошибётся.
- Можно тереть глаза грязными руками;
Педагог: правильно говорит котик?
- Если в глаз что-то попало, надо сказать взрослым;
Педагог: правильно говорит котик?
- Можно бегать и махать палкой;
Педагог: правильно говорит котик?
- Нельзя долго смотреть телевизор;
- Можно кидаться песком;
- Можно не делать гимнастику для глаз;
- Надо есть витамины и т.д.
Педагог: Мне понравилось, как вы сегодня поработали. Глаза ваши должны отдохнуть. Давайте возьмём мячи. Гимнастика для глаз:
И.П. мяч в руках. Руки опущены.
- Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз;
- Делайте круговые движения мячом и следите глазами: налево – вверх - направо – вниз. Повторите 10 раз;
- Вытяните вперёд руку, другая рука с мячом опущена. Следите взглядом за ногтём указательного пальца: медленно приближайте его к кончику носа, затем медленно отводите обратно. Повторите 5 раз.
- Вытянули руки с мячом. Посмотрите на мяч 1 минуту.
Педагог: Молодцы! Давайте сделаем книжку для детей младшей группы. Зарисуем правила бережного отношения к зрению. Сделанные книжки дарят детям младшей группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательное занятие в старшей группе «Ах, эти чудные глаза»
Цель занятия:...
Послушные глазки. Гимнастика для глаз
материал для педагогов и родителей для занятий с детьми...
Зарядка для глаз "Послушные глазки"
Зрительная гимнастика направлена на улучшение и сохранение зрения, является профилактикой близорукости и дальнозоркости. «Волшебные» игры для глаз - это тренировка глазных мышц детей...
Гимнастика для глаз "Всю неделю по порядку глазки делают зарядку"
Главной задачей гимнастики для глаз для детей-дошкольников является формирование у них правильного представления о том, что о зрении необходимо заботиться.Очень много информации ребёнок получает зрите...
Картотека гимнастики для глаз "Наши глазки"
Подборка гимнастики для глаз для детей дошкольного возраста....
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 5-6 лет тема: "Ах, эти чудные глаза"
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 5-6 лет тема: "Ах, эти чудные глаза"...