«Глаза. Ах, эти чудные глазки!»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Щербакова Елена Викторовна

Тема занятия : Знакомство со строением глаза.

Основная цель: Охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья

Задачи:

Ø    Формировать знания о строении и функции органа зрения, его роли в жизни человека;

Ø    Формировать знания о необходимости заботиться о зрении;

Ø    Формировать представления детей о различных приёмах снятия зрительного утомления;

Ø    Продолжать формировать навыки зрительной гигиены;

Ø    Формировать понятие, что люди могут иметь разную форму глаз, есть люди слепые, что им живётся нелегко;

Ø    Развивать глазодвигательные функции;

Ø    Развивать мелкую моторику рук;

Ø    Развивать зрительное восприятие, память детей;

Ø    Активизировав речь детей, обогащать словарный запас новыми словами и понятиями: радужная оболочка, роговица, зрачок, хрусталик, сетчатка

Ø    Формировать правила безопасного поведения;

Ø    Воспитывать толерантность к людям другой национальности, инвалидам;

Ø    Воспитывать в детях чувство необходимости сохранения физического здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glaza.docx27.06 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 55 компенсирующего вида Кировского района Санкт – Петербурга

Конспект

непосредственно – образовательной деятельности с детьми старшей группы  по позновательно – экспериментальной деятельности «Глаза. Ах, эти чудные глазки!»

с использованием валеологии, схем – картинок, самомассажем для глаз, элементы общеразвивающих упражнений с гимнастикой для глаз, опыта с воздушным шариком, правила бережного отношения к зрению.

Конспект составила

Воспитатель старшей группы

Щербакова Елена Викторовна

Санкт – Петербург

2015

Конспект непосредственно – образовательной деятельности

Образовательная область «Позновательно - речевая» и «Здоровье».

Тема: «Глаза. Ах, эти чудные глазки!»

Тема: Знакомство со строением глаза (интегрированное)

Цель: Охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья

Задачи:

  • Формировать знания о строении и функции органа зрения, его роли в жизни человека;
  • Формировать знания о необходимости заботиться о зрении;
  • Формировать представления детей о различных приёмах снятия зрительного утомления;
  • Продолжать формировать навыки зрительной гигиены;
  • Формировать понятие, что люди могут иметь разную форму глаз, есть люди слепые, что им живётся нелегко;
  • Развивать глазодвигательные функции;
  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Развивать зрительное восприятие, память детей;
  • Активизировав речь детей, обогащать словарный запас новыми словами и понятиями: радужная оболочка, роговица, зрачок, хрусталик, сетчатка
  • Формировать правила безопасного поведения;
  • Воспитывать толерантность к людям другой национальности, инвалидам;
  • Воспитывать в детях чувство необходимости сохранения физического здоровья.

Оборудование: рисунок глаза демонстрационный и раздаточный, шарик воздушный, палочка заострённая, тазик лейка с водой, песок, листы, карандаши цветные, зеркала, картотека гимнастики для глаз, мягкая игрушка кота с глазами на липучках, набор глаз на липучках, куклы с разной формой глаз, правила бережного отношения к зрению (зарисовки),  маленький мяч на каждого ребёнка.

Ход:

Педагог вносит куклы разной национальности, с разной формой глаз. Чем отличаются куклы друг от друга?

Дети: Разный цвет кожи, разные волосы, разного пола, разные глаза.
Педагог:  Да, вы правильно всё сказали. Это всё вместе называется строение тела человека. Люди бывают разные. Для того, чтобы быть здоровым, вы должны знать своё тело и любить его. Потому что никто не позаботится о вас лучше, чем вы сами.

Давайте вместе скажем наш девиз: Я здоровье сберегу. Сам себе я помогу. Дети говорят эти слова в разной интонации.

Педагог: А очём мы будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Два братца через дорогу живут, друг друга не видят.

Дети: Глаза.

Педагог: Зачем человеку глаза? Зачем надо видеть?

Дети: Видеть природу, друзей, если ты что-то делаешь, видеть результат своего труда и т.д.

Педагог: Чтобы понять, как мы видим необходимо познакомиться со строением глаза. Перед детьми иллюстрация с изображением строения глаза. Возьмите зеркало и посмотрите, какой формы глаз?

Дети: Круглый.

Педагог: Если вы посмотрите на наших кукол, то глаза разной формы. Это позаботилась природа. Например, в Японии очень часто дуют сильные ветры, чтобы песок не попадал людям в глаза, природа сделала глаза у японцев узкими. Люди приспособились к природным климатическим условиям.

Педагог: Мы видим только переднюю часть глаза. Весь глаз похож на шар и называется глазным яблоком. Большая его часть расположена в специальном углублении, которое называется — глазница. Посередине глаза расположен кружок — это радужка. Она бывает разного цвета. Посмотрите друг другу в глаза и скажите, какого они цвета. Почти все дети рождаются с голубыми глазами. У некоторых глаза так и остаются голубыми навсегда. У других — глаза меняют цвет, когда ребенку исполняется несколько месяцев, глаза становятся карими, зелеными, серыми.

А в самом центре радужной оболочки находится зрачок. Именно через него в глаз попадает свет и изображение предметов. Внутри глаза темно, поэтому снаружи зрачок у всех людей черного цвета. За зрачком расположен хрусталик. Внутри глаз заполнен прозрачной жидкостью. Свет проходит через зрачок, хрусталик, жидкость и попадает на сетчатку. Она покрывает заднюю часть глаза. Она важна, как пленка в фотоаппарате. Если в фотоаппарате нет пленки, то никакой фотографии не получится.

Свой рассказ педагог сопровождает показом иллюстрации строения глаза и просит детей находить соответствующие части глаза на иллюстративном изображении у себя на столе.

Глаз нужно беречь, и есть определённые правила, но сначала мы проведём опыт с шариком.

Педагог берёт шарик, наливает внутрь воду, завязывает, берёт острую палочку и протыкает шарик. Все действия сопровождает пояснениями, что делает. Ребята, что случилось с шариком?

Дети: Вы его проткнули палочкой, и полилась вода.

Педагог: шарик очень похож на наш глаз, тоже может произойти и с ним. Давайте попробуем налить воду ещё раз. Получается?

Дети: Нет,в шарике дырка её надо заклеить.

Педагог: берёт и заклеивает скотчем. Скотч отклеивается и вода вытекает. Ничего нельзя сделать. Вот так и наш глаз, если его поранить то, человек останется без глаза. Очень тяжело людям, которые не видят, слепые. Если встретите на улице такого человека, ему нужно помочь перейти дорогу, открыть дверь в магазине, пропустить его вперёд. Теперь сделаем опыт с песком, только  мы потрём глаз. Шарик становится тонкий и может лопнуть. Какие выводы мы можем сделать? (рассказывают правила бережного отношения к глазам).

Дети: На улице нельзя драться палками, кидаться песком.

Педагог: правильно. Но бывают разные погодные условия: сильный ветер, обрызгала машина и т.д. Глаза устроены сложно, и природа заботливо оберегает глаза:

  • Глазница — это дом для глаз (надавливающие движения указательным и средним пальцами по кругу);
  • Потечет пот со лба — его остановят брови (пощипывание бровей от переносицы к краю);
  •  Ветер понесет в лицо пыль — ее задержат реснички (легкие моргания);
  •  А закрывает домик- глаз дверца под названием «веко» (3-4 зажмуривания).

Педагог: Зачем человеку слёзы?

Дети: Слёзы защищают глаза от пыли.

Педагог: А теперь посмотрим на наши зрачки в темноте в зеркало. Педагог делает полумрак: Какие они ?

Дети: большие

Педагог: А теперь посмотрите на зрачок в зеркало при свете. Какие они?

Дети: маленькие

Педагог: в темноте зрачок постепенно расширяется, говорят «широкий зрачок». Давайте вместе скажем «Широкий зрачок». В освещенной комнате зрачок маленький, говорят «узкий зрачок».Давайте вместе скажем «узкий зрачок». Чтобы нам запомнить внешнее строение глаза, подойдём к столам и нарисуем глаз, зрачок, ресницы, брови.

Педагог: Молодцы. К нам в гости пришёл котик. Он говорить не умет, только мяукать. Поэтому мы будем здороваться глазками. Для этого встаньте в круг. Мы будем передавать котика из рук в руки, и здороваться глазками. Обратите на его глаза. Дети выполняют задания. Все поздоровались и закрыли глазки, котик хочет с вами поиграть. Педагог меняет глаза на другой цвет. Открыли, что изменилось у котика ?

Дети: Глаза стали голубые, кот стал в очках и т.д.

Педагог: Молодцы! Котик ещё хочет вам рассказать правила гигиены глаз. Вы слушайте внимательно, вдруг он ошибётся.

  • Можно тереть глаза грязными руками;

Педагог: правильно говорит котик?

  •  Если в глаз что-то попало, надо сказать взрослым;

Педагог: правильно говорит котик?

  •  Можно бегать и махать палкой;

Педагог: правильно говорит котик?

  •  Нельзя долго смотреть телевизор;
  •  Можно кидаться песком;
  •  Можно не делать гимнастику для глаз;
  • Надо есть витамины и т.д.

Педагог: Мне понравилось, как вы сегодня поработали. Глаза ваши должны отдохнуть. Давайте возьмём мячи. Гимнастика для глаз:

И.П. мяч в руках. Руки опущены.

  • Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз;
  • Делайте круговые движения мячом и следите глазами: налево – вверх - направо – вниз. Повторите 10 раз;
  • Вытяните вперёд руку, другая рука с мячом опущена. Следите взглядом за ногтём указательного пальца: медленно приближайте его к кончику носа, затем медленно отводите обратно. Повторите 5 раз.
  • Вытянули руки с мячом. Посмотрите на мяч 1 минуту.

Педагог: Молодцы! Давайте сделаем книжку для детей младшей группы. Зарисуем правила бережного отношения к зрению. Сделанные книжки дарят детям младшей группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Послушные глазки. Гимнастика для глаз

материал для педагогов и родителей для занятий с детьми...

Зарядка для глаз "Послушные глазки"

Зрительная гимнастика  направлена на улучшение и сохранение зрения, является профилактикой  близорукости и дальнозоркости.  «Волшебные» игры для глаз - это тренировка глазных мышц детей...

Гимнастика для глаз "Всю неделю по порядку глазки делают зарядку"

Главной задачей гимнастики для глаз для детей-дошкольников является формирование у них правильного представления о том, что о зрении необходимо заботиться.Очень много информации ребёнок получает зрите...

Картотека гимнастики для глаз "Наши глазки"

Подборка гимнастики для глаз для детей дошкольного возраста....

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 5-6 лет тема: "Ах, эти чудные глаза"

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 5-6 лет тема: "Ах, эти чудные глаза"...