Сенсорное развитие детей раннего возраста ( игры и упражнения)
картотека (младшая группа) по теме
Игровое пособие направлено на обеспечение, накопления представлений о цвете, форме и величине предметов; развитие мелкой мускулатуры рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razmeshchenie_gribkov_dvuh_tsvetov_v_otverstiyah_stolikov_sootvetstvuyushchego_tsveta.docx | 332.44 КБ |
volshebnye_makarony.docx | 1.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Размещение грибков двух цветов в отверстиях столиков соответствующего цвета
На занятии закрепляется умение детей группировать и соотносить по цвету разнообразные предметы.
Используйте 8—10 двухцветных столиков с грибочками, резко различающихся цветовых сочетаний: красный — синий, желтый — зеленый, черный — белый, оранжевый — фиолетовый, а также и более близкие: красный — оранжевый, оранжевый — желтый, желтый — белый, фиолетовый — синий и т. д..
Воспитатель демонстрирует столик, выкрашенный красным и синим цветом, и поясняет, что часть столика одного цвета, а другая часть другого цвета. Затем показывает грибки красного и синего цвета и объясняет, что часть столика и некоторые грибки одинакового цвета. Так, «посадив» красный грибок, воспитатель подчеркивает, что грибок «спрятался», его почти не видно. Далее размещает синий грибок на части столика, окрашенной в синий цвет.
Педагог приглашает по очереди к столу детей и предлагает каждому разместить два грибка разного цвета на части столика такого же цвета.
Соотнесение предметов двух заданных цветов при выборе из четырех
На данном занятии дети учатся выбирать объекты двух заданных цветов из четырех возможных, закрепляют умение соотносить разнообразные предметы по цвету.
Вам понадобятся четырехцветные столики с грибочками. Для этого два двухцветных столика составляют вместе большими сторонами. 20 грибков четырех цветов перемешиваются произвольно .
Для выполнения задания дети объединяются по двое. Воспитатель предлагает каждому ребенку «посадить» грибочки двух цветов. Дети по 3—4 раза выполняют задание с разными сочетаниями цветов. Одни и те же столики поворачиваются различными сторонами. Так, составив столик красного и синего цвета со столиком желтого и зеленого цвета, одному ребенку предлагают разместить красные и синие грибки. После того как он разместит материал в соответствии с заданным цветом, воспитатель поворачивает столики на 90° и дает задание отобрать и разместить красные и зеленые грибки. Второй ребенок в это время выполняет задание с предметами зеленого и желтого, затем желтого и синего, синего и красного, красного и зеленого цвета.
Выкладывание цветной мозаики на тему «Курочка и цыплята»
Цель:
фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.
Материалы:
коробки с восьмиугольной мозаикой, в каждой из которых содержится один элемент белой и шесть элементов желтой мозаики, панель с отверстиями для размещения мозаики .
Ход:
Воспитатель показывает детям белую мозаику и говорит: «Такого цвета у нас будет курочка». Демонстрируя желтую мозаику, поясняет: «Такого цвета у нас будут цыплятки». Воспитатель размещает в отверстии панели один элемент белой мозаики и еще раз объясняет, что курочка будет такого цвета. Затем размещает рядом с курочкой один элемент желтой мозаики — цыпленка.
Предложите кому-либо из детей подойти к столу и найти одного цыпленка, взять его и разместить на панели позади курочки. Если ребенок выполняет задание неуверенно, помогите ему и попросите найти других цыплят.
Выкладывание мозаики на тему «Домики и флажки»
Вам понадобятся коробки с мозаикой, в каждой из которых отобраны по 10 элементов белой и красной мозаики. Для усложнения условий выбора в каждую коробку дополнительно кладут 3 зеленых, 2 синих, 3 желтых элемента, которые не потребуются при выполнении задания.
Воспитатель, показывая детям элемент белой мозаики, говорит, что такого цвета будут домики; показывая элемент красной мозаики, говорит, что такого цвета будут флажки. Затем размещает на панели домик, а флажок — над домиком (рис. 40) и приглашает кого-либо из детей подойти к столу, найти сначала домик и разместить его на панели, а затем — флажок. Воспитатель предлагает другим детям проконтролировать, правильно ли найден и расположен тот или иной элемент мозаики.
Затем педагог поочередно приглашает к своему столу остальных детей, предлагает им выполнить это же задание и выясняет, как каждый из них понял задачу.
Педагог раздает индивидуальный материал и следит за правильностью выполнения малышами задания. В ходе работы внимание детей обращается на правильный подбор элементов мозаики по цвету.
Выкладывание мозаики на тему «Елочки и грибочки»
Покажите детям мозаику и поясните, что елочки бывают такого (зеленого) цвета. Разместите у себя на панели зеленую мозаику. Затем покажите элементы красной мозаики, поясните, что такого цвета бывают грибочки. Вслед за елочкой на панели разместите грибочек. Затем снова возьмите элемент зеленой мозаики (елочку), разместите его, чередуя по цвету елочки и грибки. Действия можете сопровождать словами: «Елочки нарядные стали все в рядок, и за каждой елочкой красненький грибок» .
После объяснения дети по очереди выполняют задание на столе воспитателя, в чередующемся порядке размещают по два элемента зеленой и красной мозаики. Затем можно раздать каждому ребенку коробку с мозаикой для самостоятельной работы.
Выкладывание мозаики на тему «Гуси с гусятами»
Используйте коробки с мозаикой. В каждой коробке должно быть по десять элементов желтой и белой, по пять красной, синей и зеленой мозаики.
Показывая детям элементы синей мозаики, поясните, что такого цвета бывает речка. Разместите их в левой части панели сверху вниз. Показывая белую мозаику, поясните, что такого цвета бывает гусь, а желтого — гусенок. Разместив на панели моменты белой и желтой мозаики поочередно, скажите детям: «Гусь пошел и гусенка повел». После этого пригласите к своему столу всех детей поочередно и предложите им найти по одному 'моменту белой и желтой мозаики (гуся с гусенком) и разместить их на панели
Задание считается успешно выполненным, если ребенок чередует объекты по цвету самостоятельно или с незначительной помощью взрослого. В том случае, если ребенку требуется поэлементный диктант, с ним проводится индивидуальная работа в свободное время.
Изготовление бус
Вам нужно по шесть деревянных или глиняных бусинок восьми цветов и восемь кукол, одетых в однотонные платья восьми цветов. Важно, чтобы цвета платьев и бусинок совпадали.
Показывая кукол, скажите, что они пришли к ребятам в гости. Затем вместе с детьми разместите кукол на своих местах: рядом с куклой в черном платье ставится кукла в красном платье, затем в оранжевом, желтом, зеленом, синем, фиолетовом, белом .
Взрослый рассказывает, что куклы принесли с собой бусинки и шнуры разного цвета, они хотят сделать себе бусы, но не умеют. Поэтому дети должны помочь куклам.
Вначале попросите каждого ребенка выбрать бусинки одного цвета из четырех предложенных. При этом малыши могут выбрать бусинки понравившегося цвета. После этого раздайте им шнуры и предложите нанизывать на них бусинки. На одном конце шнура следует заранее завязать узел, чтобы нанизанные бусинки не соскакивали. В ходе занятия воспитатель помогает детям нанизывать бусинки .
Нанизывание больших и малых бус
Для каждого ребенка понадобятся по восемь деревянных или глиняных бусин двух величин одинакового цвета и формы (диаметр большой бусины равен 2 см, маленькой—1 см), тонкие шнуры или толстые нитки с навощенными или предварительно опущенными в клей концами.
Покажите детям красивую куклу, поясните, что она пришла к ним в гости и что-то принесла в корзиночке. Кукла здоровается с детьми, и дети тоже должны поздороваться с куклой. Посадите ее на свой стол и, вынимая из корзиночки коробочку, покажите детям, что там лежат большие и маленькие бусины и нитки. Кукла просит сделать для нее красивые бусы. Обращая внимание детей на то, что бусы можно нанизывать по-разному, возьмите вначале большую, затем маленькую бусину и нанижите их на нитку одну за другой. Подозвав кого-либо из детей к себе, попросите взять из коробочки большую и маленькую бусины, показать их всем ребятам, положить на стол и нанизать вначале большую бусину, а затем маленькую. При обратном порядке чередования предметов детям труднее справиться с заданием, так как их в первую очередь привлекает большая бусина.
Нанизывание бус разной формы
Подготовьте по восемь деревянных или глиняных бусин круглой и квадратной формы одинакового цвета и величины для каждого ребенка (диаметр круглой бусины равен 2 см, сторона квадратной бусины — 2 см), толстые нитки или тонкие шнуры для нанизывания .
Кукла принесла в корзиночке много бусин и просит детей сделать для остальных кукол украшения.
Покажите детям бусины, скажите, что они разные по форме: шарики и кубики. Подготовив пару бусин для нанизывания, определите порядок действия: вначале шарик, затем кубик. Теперь пригласите к своему столу кого-либо из наиболее подготовленных детей и предложите выбрать из коробочки две бусины (шарик и кубик) и нанизать их. Внимание всех ребят фиксируется на том, что бусины чередуются: шарик, кубик, шарик, кубик.
Нанизывание бус разного цвета
Каждому малышу нужны восемь бусин двух цветов (красного и белого) одинаковой величины и формы (бусы могут быть деревянными или глиняными. Диаметр каждой бусины равен 2 см), тонкие шнуры или толстые нитки с укрепленными концами, коробочки для бус .
Игра-занятие начинается приходом в гости кукол, которые приносят бусины и для которых дети делают украшения.
Обратите внимание детей на то, что бусины разного цвета. Отобрав две из них (белую и красную), объясните: «Эта бусинка белая, а еще есть вот такая — красная, как флажок или ягодка. Вначале будем нанизывать бусинку вот такого, белого, цвета, а затем вот такого, красного, цвета». Всякий раз слово-название цвета сопровождается показом предмета данного цветового тона. Не следует требовать, чтобы дети обязательно запоминали, как называется тот или иной цвет. Основная задача — учитывать цвет в практической деятельности.
Раскладывание однородных предметов разной формы на две группы
Используются деревянные круги, квадраты, овалы, треугольники, прямоугольники одинакового размера, цвета, фактуры. Каждому ребенку для занятия необходимо 5 предметов одной и 5 другой формы.
Воспитатель показывает детям перемешанные произвольно 5 кругов и 5 квадратов, обращая внимание на то, что предметы разной формы. Затем объясняет детям, что все их надо рассортировать, отложив предметы одной формы в одну сторону, а другой формы — в другую.
Размещение вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях
Воспитатель показывает детям решетку с большими и маленькими круглыми отверстиями, затем большие и маленькие круглые вкладыши. Поясняет, что в решетке есть разные «окна», большие и маленькие, и вкладыши тоже разного размера, ими можно закрыть все «окна»: большие — большими, маленькие — маленькими. Воспитатель размещает по одному большому и маленькому вкладышу в соответствующих гнездах, обращая внимание детей на то, что если вкладыш окажется не на своем месте, то «окно» будет закрыто плохо.
После показа и объяснения педагог приглашает к своему столу по одному всех детей и предлагает каждому взять большой вкладыш, закрыть им соответствующее отверстие. Затем дает ребенку маленький вкладыш и снова предлагает закрыть «окно», но теперь уже другой величины размещают круглые вкладыши, которые входят в гнезда легко. Только после этого им дается другой материал.
«Здравствуй водичка».
Цель:
создание позитивного настроения.
Ход:
Посмотрите, какая вода? Прозрачная, светлая, чистая. Давайте с ней поздороваемся.
Приготовьте ладошки и нежно прикоснитесь к ней. Правой ладошкой, левой ладошкой. Приговаривают: «Здравствуй водичка! Погладьте водичку.
А теперь давайте поздороваемся пальчиками. Приговаривают: «Здравствуй водичка!
Сжимание кулачков в воде с напряжением и поочерёдно. Потереть в воде пальчики поочерёдно словно перетирать (указательными, средними, безымянными, мизинчиками).Пальцы бегут по воде, шагают.
«Дождик капает».
Цель:
развивать тактильно - кинестетическую чувствительность.
Ход:
Дети выньте руки из воды, опустите пальчики вниз, что это капает с пальчиков? (Вода).
Как она капает? Кап-кап-кап - это друзья «Капельки» – капли.
А давайте сделаем дождик на воде пальчиками. Ударяют пальчиками о поверхность воды.
-Кап–кап-кап, кап-кап-кап,
-Тучки собираются
-Кап–кап-кап, кап-кап-кап,
-Дождик начинается
-Дождик, дождик перестань,
-Отдохнуть немного дай!
Вытирают руки полотенцем.
"Весёлый рыбалов"
Налейте в миску воды и бросьте туда несколько мелких предметов, например , кусочки пробки или мягкие игрушки для игры пинг-понг. Пусть кроха, зажав в кулачке ситечко попытается выловить все предметы и сложить в тарелку. Её заранее поставьте на подносе справа от миски. Затем весь улов из миски снова попадает в воду. Подобную рыбалку можно повторять так долго , пока она не надоест.
"Шарики-нырки"
Шарики от пинг-понга - самые дешёвые и занимательные игрушки для игры с водой. Дети очень любят наблюдать за тем , как потоплеееые шарики быстро всплывают на поверхность , если их опустить под воду. Возьмите 10 шариков и бросьте сразу все в воду : малыш будет их ловить. Это занятие развивает координацию рук малыша
"Водопад"
Для этой игры вам пригодятся любые игрушки , с помошью которых можно переливать воду : лейка , маленькая мисочка , небольшой кувшиньчик или простой пластиковый стакан . Малыш набирает воду в емкость и , выливая её , создаёт шумный водопад с прызгами , Обратите внимание крохи , что тем выше водопад , тем громче он "шумит"
"Тонет-не тонет"
Возьмите предметы из разных материалов : метал, дерево , пластмасса , резина , ткань , бумага , мочалка. Опуская по очереди различные предметы , ребёнок наблюдает , погружаются ли они в вожу и что с ним происходит .
«Здравствуй, песок!»
Цель:
снижение психофизического напряжения.
Материалы:
Песочница.
Ход:
Педагог просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:
• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;
• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной сто-роной;
• перетирает песок между пальцами, ладонями.
В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка — ...»
Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.
«Песочный дождик»
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Материалы:
Песочница.
Ход :
Педагог: в сказочной стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.
Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
«Песочный ветер»
Цель:
формировать умение управлять вдохом-выдохом.
Материалы:
Песочница, трубочки для коктейля.
Ход : Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.
«Детские секретики»
Цель:
формировать умение у детей рисовать карты-схемы, развивать мышление, воображение.
Материалы:
Песочница, набор миниатюрных игрушек, бумага, ручка.
Ход : Дети вместе со взрослым чертят карту-схему с условными изо-бражениями дерева, реки, гор, леса, домов.
Ребенок по данной схеме строит песочную картину.
Ребенка просят отвернуться, а в это время взрослый прячет секретики на различных участках картины. На карте-схеме в том месте, где спрятаны секретики, ставится точка.
Ребенок поворачивается и отыскивает секретики, следуя карте-схеме.
Игру можно усложнить. Ребенок прячет секретики сам и отмечает их местонахождение на карте-схеме. Взрослый отыскивает.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения для сенсорного развития детей раннего возраста
Игры включенны в эту картотеку помогут ребенку получить целосное представление о предмете (величине, фолрме, цвете). Их можно использовать как в свободное время так и на занятиях....
Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»
Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...
Методическая разработка "Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию детей раннего возраста"
Игры для детей раннего возраста. Подобранные игры помогут ребенку получить целостное представление о предмете (величина, форма, цвет). Их можно использовать как в свободной деятельности детей, так и н...
Картотека дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию детей раннего возраста
laquo;Чудесный мешочек»Игровая задача - закреплять знания детей о геометрических фигурах и развивать умение угадывать предметы на ощупь.Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.Игровое действие:...
Игры и упражнения для сенсорного развития детей раннего возраста.
В данной статье я представила примеры игр и упражнений для сенсорного развития детей раннего возраста, которые я использую в своей группе. Данная статья может быть полезной для педагогов и для родител...
Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)
Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)...
Проект по сенсорному развитию детей раннего возраста "Игры с крупами".
Краткосрочный проект по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста "Игры с крупами"...