Игра- важная деятельность детей дошкольного возраста
консультация (младшая, средняя, старшая группа) на тему
Игра-это одна из важнейшей деятельности детей дошкольного возраста. В процессе игры у ребенка дошкольного возраста формируются интеллектуальные, физические и личностные качества, что способствует развитию ребенка для дальнейшей учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ob_igre.docx | 26.88 КБ |
Предварительный просмотр:
« Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».
Игра-это одна из важнейшей деятельности детей дошкольного возраста. В процессе игры у ребенка дошкольного возраста формируются интеллектуальные, физические и личностные качества, что способствует развитию ребенка для дальнейшей учебной деятельности.
Используя в своей работе федеральные государственные образовательные стандарты, пересмотрев подходы к организации обучения детей, педагог так организовывает свою деятельность, что именно в форме игры проходит вся образовательная деятельность.
Именно через игру решаются все образовательные задачи. Во время игры моделируются ситуации, в которых педагог дает детям знания, заложенные в программе. В игровой деятельности дошкольника реализуется принцип от простого к сложному и самостоятельно по способностям. Благодаря соблюдению этих принципов у ребенка развиваются творческие способности с раннего возраста, проходя этапы, от простого к сложному ребенок развивается наиболее успешно. Играя, ребенок не чувствует принуждения, и создается атмосфера радостного и свободного творчества.
Посещая детский сад, дети много играют, но приходя домой, родители редко задумываются о том, что игровая деятельность должна происходить не только в стенах дошкольного учреждения. На это есть свои причины – родители сами не умеют играть, вопросу организации игры дома уделяется мало внимания. Утверждение, что в воспитании и развитии ребенка дошкольника ведущая роль принадлежит игре, давно стало аксиомой для педагогов дошкольных учреждений. Спросите любого воспитателя, и большинство ответит, что в игре ребенок осваивает действительность, получает определенные знания и навыки. Педагог назовет множество задач, решаемых с помощью игры. Но в последние годы игра в детских садах стала носить прикладной, обучающий характер, постепенно утрачивая свою значимость как вид творческой деятельности. Этому есть несколько причин. Во-первых, игра стала средством обучения. Во-вторых, большинство современных семей имеют по одному ребенку, что не способствует передаче игрового опыта от поколения к поколению – с одной стороны и развитию коммуникабельности дошкольника – с другой. В-третьих, в настоящее время практически исчезли игрушки, дающие простор детскому воображению. Строгое зонирование игрового пространства групповых комнат лишает ребенка свободного проявления творческих способностей. Еще одной существенной причиной является неумение педагогов играть вместе с ребенком. И, наконец, последнее – снижение интереса к творческой игре детей объясняется, отчасти, стремлением педагогов детских садов выполнить «социальный заказ» родителей. В результате больше времени уделяется обучению, а несамостоятельной творческой игре, которая проецирует дальнейшую успешность ребенка.
В условиях реализации ФГОС в детском саду играм детей отводится значительное место в режиме дня. В поле зрения воспитателей постоянно находится обновление предметно-развивающей среды, подбор игрового оборудования, детской художественной литературы. Но этого еще недостаточно чтобы дети играли. Практика показывает, пока ребенок не очень самостоятелен, он не умеет и не любит играть. Поэтому воспитатели в любом виде детской деятельности стараются предоставить ребятам как можно больше возможностей проявлять свою самостоятельность. Конечно же не надо навязывать своим детям игру, но и не оставлять ее без руководства. Самостоятельность даже у старших дошкольников в игре относительна, игровая культура не всегда высока. Поэтому детям нужна поддержка в развитии замысла, уточнение игровых действий, распределение ролей. И здесь нет ничего лучше, чем самому взрослому стать играющим партнером. В игре ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности в общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Когда ребенок играет, он активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Он учится договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Во время игры ребенок развивает воображение, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре. Со временем ребенок научится владеть разными формами и видами игры, различать условную и реальную ситуации, подчиняться разным правилам и социальным нормам;
В игре ребенок учится владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. Мы вынуждены признать, что наши дети стали мень-ше играть. С введением ФГОС меняется и отношение к игре - она выходит на первый план.
Совсем недавно в наших дошкольных учреждениях обратили практически все свое внимание на ИГРУ. До недавнего времени педагоги стремились выполнить «социальный заказ» родителей, т.е. обучить и подготовить к школе. Научить детей читать, писать, счи-тать. Вслед за радостью родителей, чьи дети стали школьниками, пришли и первые разочарования, сомнения, трудности, вопросы... Они стали задумываться о том, хорошо ли ребенку в школе, не страдает ли он там, хочет ли он ходить в первый класс. И много-численные исследования психологов, педагогов, врачей подтверждают сомнения родите-лей — да, далеко не все дети воспринимают школу как радость. Да, не всем легко дается учение. А почему? Потому что период детства некоторых детей еще не закончился. Школа заставляет ребенка включаться в новую для него систему отношений. Если основные требования к дошкольнику имеют дисциплинарный характер («хорошо себя вести», «слушаться взрослых» и т. п.), то теперь главное место занимает требование «хорошо учиться» — то есть следовать тем правилам поведения и усвоения знаний, которые предлагает учитель. Поэтому уже в дошкольном возрасте ребенка начинали ориентировать на жесткие социальные нормы. Время, отведённое для игры, заполнялось чтением книг, подготовкой к праздникам, организационными видами деятельности. Некоторые родители поздно приводят детей в детский сад и рано забирают. Многие родители считают игру ненужным, пустым времяпрепровождением. Возникает вопрос: почему воспитатели и родители спокойно жертвуют временем для игры в пользу любой другой деятельности? Почему взрослые лишают ребёнка возможности играть со сверстниками?
В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким. Мы, взрослые, должны позволить детям прожить период детства в комфортной обстановке дошкольного учреждения. В игре, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. В игре, благодаря которой создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществлять психологические замены реальных объектов.
В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, и способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. Игра - что может быть интересней и значимей для ребёнка? Это радость и познание, и творчество. Это то, ради чего ребёнок идет в детский сад. А.С. Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. По этому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…». Игра-это жизнь ребёнка, его существование, источник развития моральных качеств личности, его развитие в целом.
Какие качества формируются у ребёнка в процессе игры?
Произвольное поведение, познавательные процессы.
В игре развивается способность к воображению, образному мышлению, это происходит по тому, что ребёнок воссоздаёт в игре то, что ему интересно с помощью условных действий. В игре ребёнок воссоздаёт действие взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками.
В игре он учится подчинять свои желания определённым требованиям.
Условия успешного руководства игрой:
умение наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, переживания.
Взрослому необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если взрослый относится к игре серьёзно, с искренним интересом, без обидного снисхождения.
Необходимо опираться на психологию детей, считаться с детскими замыслами, бережно относится к детской выдумке, созданному ребёнком образу. Заканчивать игру ярко, эмоционально, результативно: победа, поражение, ничья. Состязательность в игре это самовыражение ребёнка. В современных условиях дети зачастую предпочитают коллективным играм индивидуальные или компьютерные. Впрочем, это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми: у много работающих мам и пап просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают, ну а воспитатели усиленно готовят детей к школе. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру. Право играть зафиксировано в Конвенции о правах ребенка. Вместе с тем это право нарушается значительно чаще, чем другие права ребенка. Причины нарушений: 1) непонимание взрослыми важности игры; 2) отсутствие безопасного пространства для игры; 3) отсутствие соответствующей предметной среды, поддерживающей игру: 4) давление образовательных задач и приоритет обучающих действий; 5) полное отсутствие игры в школе; 6) жесткое программирование свободного времени детей; 7) технологизация и коммерциализация детской игры. Главная причина — право на игру признается, но не обеспечивается педагогами, родителями, чиновниками. Развитие ребенка осуществляется только в игре, а не в учебной деятельности. Три взаимосвязанные линии развития ребенка: чувствовать-познавать-творить гармонично, вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии. Игра – это жизнь ребенка, его существование, источник развития моральных качеств личности, его развитие в целом. Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.
Функции игры: развлекательная, коммуникативная, терапевтическая, самореализации, социализации. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, в игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения. В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии. Мы, взрослые (педагоги, родители) обязаны хорошо понимать, что ребенок ни к чему не готовится: ни к школе, ни к жизни, а развивается здесь и сейчас, проживая наиболее значимый возрастной период становления человека для его успешности в разных сферах жизнедеятельности. Именно в этот период происходит становление базовых составляющих ценностно-смысловой картины мира ребенка. Готовность к успешному школьному обучению и дальнейшей жизни состоится, если в период с двух месяцев и до восьми лет ребенку создадут условия для освоения культурных способов взаимодействия с окружающим миром, с другими людьми, понимания самого себя. Играя, ребенок открывает этот удивительный мир, его разнообразие и богатство, занимаясь конструированием или рисованием, переживает сделанные открытия, воплощает собственные впечатления, проектирует мир. Являясь активным участником разных видов деятельности, ребенок социализируется: осваивает способы поведения, культурные нормы и ценности, научается их воспроизводить (использовать), что позволяет эффективно общаться, расти духовно и физически.
Каждому ребенку необходимо обеспечить возможность обогащения развития, учитывая именно его особенности развития. Взрослому важно понимать, что опираясь на имеющийся опыт ребенка, его достижения в развитии, позволить ему на протяжении всего дня открывать новые горизонты познания, чувствовать этот мир, его оттенки, понимать собственные состояния, настроения, учиться созидать. Ребенок – субъект (активный участник) образовательных отношений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра- важная деятельность детей дошкольного возраста
Игра-это одна из важнейшей деятельности детей дошкольного возраста. В процессе игры у ребенка дошкольного возраста формируются интеллектуальные, физические и личностные качества, что способствуе...
Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по патриотическому воспитанию "Мы - смоляне"Патриотическое воспитание было и остается важнейшим преобразующим фактором общественного развития. Будущее России во многом опр
Патриотическое воспитание было и остается важнейшим преобразующим фактором общественного развития. Будущее России во многом определяется уровнем воспитанности, духовно-нравственного развития, гражданс...
Статья "Игра-основная деятельность детей дошкольного возраста
Дошкольное детство-самый ответственный первый период психического развития детей, в котором закладываются основы всех психических свойств и качеств личности ребенка. Именно в этом возрасте взрослые на...
Игра-ведущая деятельность детей дошкольного возраста
Игра - основная форма проявления активности дошкольника, обогащающая его воображение и эмоциональный мир, пробуждающая творческие силы, развивающая навыки общения с окружающими людьми. В пункте 2.7 ФГ...
Статья "Профессионально важные качества педагога в отношении игровой деятельности детей дошкольного возраста"
Статья раскрывает необходимые качества педагога в отношении игровой деятельности детей дошкольного возраста...
Статья на тему: "Игра- ведущая деятельность детей дошкольного возраста"
Учитесь, играя!...
Конструирование как важный и продуктивный вид деятельности детей дошкольного возраста.
Большую значимость в последние годы в детском саду преобретает задача развития творческих способностей детей. Одним из универсальных видов деятельности является детское конструирование. Конструир...