Анализ социальных проблем современных детей и молодёжи
занимательные факты на тему

Проблемы детей и молодёжи, причины (факторы), позитивные и негативные тенденции их социализации, условия, пути решения проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemy_detey_i_molodyozhi_tablitsa.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы детей и молодёжи

Причины (факторы)

Позитивные и нега-

тивные тенденции их социализации

Условия, пути решения проблем

Семейные

Из факторов социализации, рассматриваемых по отдельности, самым важным и

влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка общества,

влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее

восприимчив. Семейные условия ,включая социальное положение, род занятий,

материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере

предопределяют жизненный путь ребенка.

Из факторов социализации, рассматриваемых по отдельности, самым важным и

влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка общества

Значимость” для юношей и девушек их родителей и сверстников принципиально

неодинакова в разных сферах деятельности. Наибольшая автономия от родителей

при ориентации на сверстников наблюдается в сфере досуга, развлечений,

свободного общения, потребительских ориентаций.

Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения

подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем

или прошлом.

Существует несколько относительно автономных психологических механизмов,

посредством которых родители влияют на своих детей. Во-первых, подкрепление:

поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и наказывая за

нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка

определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становиться для

ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых , идентификация:

ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать

таким же, как они. В-третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко

откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и

коммуникативные качества.

Духовные

 В современности усиливается процесс потери нравственных ориентиров, размывания традиционных норм и ценностей. Молодежь как переходная и нестабильная социальная группа наиболее уязвима перед негативными тенденциями современности. 

постепенно нивелируются ценности труда, свободы, демократии, межнациональной терпимости, а на смену этим «устаревшим» ценностям приходят потребительское отношение к миру, нетерпимость к чужому, стадность. Характерный для молодежи протестный заряд в кризисные периоды искажается, приобретая жестокие и агрессивные формы. При этом происходит лавинообразная криминализация молодежи, растет численность молодых людей с социальными отклонениями, такими, как алкоголизм, наркомания, проституция.

Важнейшей проблемой духовного плана остается проблема «отцов и детей», связанная с конфликтом ценностей молодежи и старшего поколения.

Соблюдение норм и традиций старшего поколения обеспечивает поддержание устойчивости общества. Но традиционные нормы могут устаревать — тогда они будут играть дестабилизирующую роль. То же касается инноваций: некоторые из них могут быть полезны для общества, а некоторые — губительны для него. Поэтому важно различать, какие ценности следует поддерживать, а от каких нужно отказаться.

Поликультурные

недостаточное понимание в существующих исследованиях роли социальной информации и социальной рекламы в развитии национальных  традиций и гражданской ответственности детей и молодежи;
- неразработанность теоретической и технологической сторон  развития национальных  традиций и гражданской ответственности   детей и молодежи   средствами медиатекста социальной рекламы. 

Сегодня, в период дестабилизации экономического состояния страны, всё острее становится проблема установления доброжелательных, дружеских отношений между её гражданами.

Однако, несмотря на большой интерес к проблеме развития национальных  традиций и гражданской ответственности   детей и молодежи, значительность достигнутых результатов, собственно аспект формирования нравственных основ личности средствами  медиатекста социальной рекламы   в них не рассматривается. Основными причинами этого являются:
- недостаточное понимание в существующих исследованиях роли социальной информации и социальной рекламы в развитии национальных  традиций и гражданской ответственности детей и молодежи;
- неразработанность теоретической и технологической сторон  развития национальных  традиций и гражданской ответственности   детей и молодежи   средствами медиа текста социальной рекламы. 

  • вовлечение детей и молодежи в общественную, социально-экономическую и культурную жизнь общества;
  • профилактику интолерантного  поведения в детской  молодежной среде, а также социальную реабилитацию и интеграцию в  международное сообщество  детей и  молодых людей развивающихся стран;

формирование и продвижение конструктивных моделей поведения, в том числе развитие и популяризацию в молодежной среде идей толерантности и содействия  гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений и профилактику зависимого поведения.

Субкультурные

Психологическая мотивация участия в группировке обычно связана с компенсаторной функцией. В субкультуру могут идти и социальные деприванты, и нереализованные лидеры. Здесь они могут получить уважение и власть. Социально нереализованные люди, сублимированные в субкультуре, только здесь осознают себя востребованными личностями. Их личностная само презентация основана на принадлежности к субкультуре. Частичная и полная сублимация психологически и социально может быть рассмотрена как патологичная. Можно сделать предположение, что некоторые участники движения - социально невостребованные личности, нереализованные ни профессионально, ни семейно.

Тесно взаимодействуют с экономическим. Представители молодежных субкультур часто стремятся повлиять на общество в целом и добиться признания их политическими субъектами.

В настоящее время субкультуры получили возможность спокойно развиваться в условиях открытости современной политической системы.

Связь субкультуры со средствами массовой информации также весьма значимо для субкультур. В процессе взаимодействия формируется их образ у властей, населения, участников.

принадлежность подростка к субкультуре можно рассматривать как один из вариантов его возможной социализации.  Но, как правило, данная принадлежность не исчерпывает все возможные потребности молодежи, требующей еще большей дифференциации в других субкультурах. 

Отношения со сверстниками

Характер взаимоотношений подростка с группой сверстников определяется склонностью современного подростка к поверхностному типу общения, следствием чего является отсутствие у него стремления иметь особые привязанности.

Проблема может заключаться в боязни «открыться» перед человеком.

Другой трудностью, с которой сталкивается подросток при налаживании близких отношений с ровесниками, является внутренняя неуверенность в том, что он сможет соответствовать «высокому идеалу друга».

Значение группы сверстников в социализации определяется возможностями самореализации и само актуализации человека в интересующей его деятельности.

Воздействие группы сверстников на социализацию происходит посредством определенных психологических механизмов, к которым относятся научение, подражание, заражение и идентификация.

Многими исследователями было выявлено, что «предпочитаемые» и «отверженные» подростки в классе отличаются разными системами ориентаций. «Предпочитаемые» в большей степени ориентированы на совместную деятельность.

Противоречивость норм и ценностей различных групп ставит подростка в позицию выбора. Нравственный выбор может сопровождаться межличностными и внутриличностными конфликтами.

Социализирующее значение сверстников не прекращается с окончанием юношеского периода: друзья и коллеги оказывают сильное влияние на ценности, аттитюды, перспективы и социальную компетентность человека на протяжении всей его жизни. Отношения со сверстниками также часто позволяют удовлетворить потребность в социальном сравнении. Мы иногда недооцениваем способность детей самим предлагать решения проблемы.

Эта уверенность как раз и дает силы не поддаваться давлению других людей и обстоятельств.

Пагубные привычки

Ранняя алкоголизация и табакокурение ,наркомания подростков является, с одной стороны, результатом разнонаправленных по содержанию и формам реализации процессов, происходящих в обществе в целом, с другой стороны, тех изменений, которые происходят в среде ближайшего окружения подростка: в семье, школе. В подростковом возрасте, как правило, начинают курить, выпивать, принимать наркотические вещества поддавшись уговорам друзей, желая доказать и другим свою «взрослость» или подражая кому-то, начав, не могут расстаться с пагубной привычкой.

 В настоящее время вредные привычки приобретаются в подростковом возрасте. Курение и алкоголь вызывают тяжелые заболевания у взрослых, а молодому растущему организму вообще наносят непоправимый ущерб. Курение, злоупотребление алкоголем среди подростков и детей из асоциальных семей вредит не только им самим, но и их будущему потомству

если у ребенка уже есть та или иная вредная привычка, то нужно понять, что бороться нужно именно с ней, а не с ребенком. Но для этого ребенок должен сам желать и очень важно, чтобы в семье царила атмосфера любви, доброжелательности, взаимоуважения, чтобы контроль со стороны родителей не был избыточным и не мешал развитию самостоятельности и ответственности детей.

  Главное ориентировать ребенка на здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни – это поведение, стиль жизни, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья. Научить ребенка бережно относиться к своему здоровью, строить гармонично свои отношения с окружающим миром  важнейшая задача.

Избавиться от нее.

Экономические

молодежь недостаточно обеспечена материально, не имеет собственного жилья, вынуждена полагаться на финансовую помощь родителей. 

Желание получить образование отодвигает начало трудовой деятельности на более зрелый возраст, а отсутствие опыта и знаний препятствует получению высокооплачиваемых должностей. Заработная плата молодежи гораздо ниже средней заработной платы, чрезвычайно мала и студенческая стипендия.

Если в периоды социальной стабильности эти проблемы в целом могут быть решены или смягчены, то в кризисный период они значительно усложняются. В ситуации экономического спада резко увеличивается численность безработных в молодежной среде и молодым становится все сложнее достичь состояния экономической самостоятельности.

Отказ  общества  от  целенаправленного  проведения  воспитательной функции  через  официальные  институты  приводят  к  деформации социализации, доминированию в ней приспособительного аспекта. Эта тенденция особенно опасна для социализации молодежи, отличающейся потерей четких социально-политических ориентиров и норм.

Молодежь живет в общем социальном и культурном пространстве, и  поэтому кризис  общества  и  его  основных  институтов  не  мог  не отразиться   на содержании  и  направленности  молодежной  субкультуры.  Любые  усилия  по  коррекции процесса  социализации  неизбежно будут  наталкиваться  на  состояние  всех социальных  институтов    общества   и   прежде   всего   системы образования,учреждений  культуры  и средств  массовой  информации.  Каково общество — такова и молодежь.

        

«Условия социально-

педагогической поддержки социализации

современных детей и молодежи»

Подготовила студентка

 группы ППЗС-13

Разгуляева Е.А.

Нижний Новгород

2015.г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема гиперактивности детей дошкольного возраста, как одна из самых актуальных проблем современного общества

В данной статье рассмотрена проблема гиперактивности детей дошкольного возраста. Отражены основные аспекты поведения детей с синдромом дефицита внимания гиперактивностью. Выделены основные формы работ...

"Инновационные подходы к решению проблем современных родителей детей дошкольного возраста".

Дошкольное учреждение располагает уникальной возможностью постоянного общения с семьей, потому педагоги, при условии грамотного построения работы, могут оказать компетентную помощь родителям в воспита...

Консультация для воспитателей: «Решение речевых проблем современных детей в условиях детского сада»

Современные дети – какие они? Почему они отличаются от детей – их сверстников, которые были несколько десятилетий тому назад. Причины этого – изменения в окружающем мире, как предмет...

«Решение речевых проблем современных детей в условиях детского сада»

Современные дети – какие они? Почему они отличаются от детей – их сверстников, которые были несколько десятилетий тому назад. Причины этого – изменения в окружающем мире, как предмет...

«Патриотическое воспитание современных детей и молодёжи»

Аннотация: В статье рассматривается вопрос патриотического воспитания современных детей и молодёжи. Рассмотрен вопрос патриотизма, кто такой патриот? Как, патриотизм рассматривали разные ученые?Ключев...

Перспективный план обучения детей 6-7 лет типовым приемам фантазирования и анализу сказочных проблем

Перспективный план обучения детей  6-7 лет типовым приемам фантазирования и анализу сказочных проблем...