«ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ, организация психолого-педагогического сопровождения»
презентация на тему
«Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод» В. А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odarrenost.pptx | 241.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВЫСКАЗЫВАНИЕ «Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод » В. А. Сухомлинский
План: 1. Актуальность темы. 2. Понятия «одарённость», «одарённый ребёнок». 3. Структура детской одаренности. 4. Классификации детской одарённости. 5. Психофизиологическая основа одаренности. 6. Проблемы одаренных детей . 7. Одаренным детям свойственны следующие черты. 5
1. Актуальность темы. Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления.
ЗАДАТКИ СПОСОБНОСТЕЙ - анатомо-физиологические особенности организма (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы), являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности. Задатки носят общий характер, то есть на их основе нельзя предсказать, какие именно способности могут сформироваться. СПОСОБНОСТИ - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного ребенка (подростка) от другого, от которых зависит возможность успеха в деятельности. ТАЛАНТ - сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода. ОДАРЕННОСТЬ - состояние и степень выраженности способностей детей и подростков. Одаренность - потенциальный талант, а талант – реализованная одаренность.
2. Понятия «одарённость», «одарённый ребёнок» Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
3. Структура детской одаренности.
Признаки одарённости охватывают два аспекта поведения одарённого ребёнка: Мотивационный (характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности) Инструментальный (характеризует способы его деятельности)
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка: 1 ) Повышенная избирательная чувствительность к предметной (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям), физической, познавательной, художественно-выразительной и другим видам деятельности. 2 ) Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности. 3 ) Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело, что влечет за собой поразительное упорство и трудолюбие. 4 ) Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверх трудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.
Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка: Специфические стратегии познавательной деятельности, успешность которой проявляется на трех уровнях: быстрое освоение деятельности и высокая успешность её выполнения; использование и изобретение новых способов деятельности; выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, то есть новаторство. Индивидуальный стиль познавательной деятельности, выражающийся в склонности «все делать по-своему ». Особый стиль систематизации знаний: высокая структурированность, способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей, свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени, категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности). Своеобразный тип обучаемости: высокая скорость и легкость обучения, или, наоборот, замедленный темп обучения, но с последующей резкой динамикой структуры знаний, представлений и умений.
4. Классификация детской одарённости (Юркевич В.С.) 1. Интеллектуальная одаренность ( высокий уровень развития мышления, памяти, воображения, позволяющих успешно решать различные задачи ) 2. Академическая одаренность ( это способность к обучению, к освоению материала, к критике, к анализу ) 3. Художественная одаренность ( проявление творческой природы человека ) 4. Креативная одаренность ( стремление к творческим, нестандартным решениям, независимость в суждениях, гибкость в решении проблем ) 5. Лидерская (социальная) одаренность ( характеризуется способностью понимать людей, строить с ними конструктивные отношения ) 6. Психомоторная (спортивная) одаренность (высокие спортивные показатели, физические данные и выносливость)
5. Психофизиологическая основа одаренности. Межполушарная асимметрия мозга - характеристика распределения психических функций между левым и правым полушариями мозга.
Специализация полушарий головного мозга.
6. Проблемы одаренных детей: Американский психолог Б. Карне отмечает проблемы одаренных детей: Неприязнь к школе. Игровые интересы. Конформность (отрицание стандартных требований) Погружение в философские проблемы. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Стремление к совершенству. Ощущение неудовлетворенности. Нереалистические цели. Сверхчувствительность. Потребность во внимании взрослых. Нетерпимость. Низкая продолжительность сна.
7. Одаренным детям свойственны следующие черты. 1. Сильно развитое чувство справедливости , проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки. 2.Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу. 3. Не могут четко развести реальность и фантазию. 4. Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, "подковырки", часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми. 5. Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы , которые им пока "не по зубам". С точки зрения их развития такие попытки полезны. 6.Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи , поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. 7.Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа "Организация психолого - педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ"
"Организация психолого - педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ"...
Организация психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна в условиях дошкольного образовательного учреждения
Материалы V Студенческой научно-практической конференции «Специальное образование: профессиональный дебют», гор. Минск : БГПУ, 13.03.2014г....
Презентация "Организация психолого-педагогического сопровождения одаренных детей"
Материал предназначен для педагогов-психологов городского методического объединения г. Лобня для разъяснения построения модели работы с одаренными детьми. Разработана на основе анализа &q...
Организация психолого-педагогической поддержки педагогов и администрации ДОУ при сопровождении детей с ОВЗ, в том числе, и детей с РАС.
Методический материал...
Проект по самообразованию "Организация психолого-педагогического сопровождения в ДОУ, как фактор развития детской одаренности"
В данной презентации представлен отчет по самообразованию педагога-психолога...
Семинар «Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ»
12 декабря в дошкольном отделении N5 состоялся семинар «Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ», в котором приняли участие коллеги из других образовательных органи...
Организация психолого-педагогической поддержки педагогов ДОУ при сопровождении детей с ОВЗ в том числе, и детей с РАС
Организация психолого-педагогической поддержки педагогов ДОУ присопровождении детей с ОВЗ в том числе, и детей с РАС...