Рабочая программа 2 группа раннего возраста
методическая разработка (младшая группа) на тему

Пичугина Наталья Владимировна

                                                                Содержание

п/п

 

Раздел программы

 

 

Стр.

1

Аналитическая справка

3

2

1. Пояснительная записка

1.1. Принципы и подходы к формированию рабочей образовательной программы.

1.2. Цель рабочей образовательной программы-планирование, организация и управление воспитательным процессом в группе раннего дошкольного возраста.

1.3. Возрастные особенности детей 2-3 лет.

8

8

 

9

 

 

10 

3

2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении

2.1. Режим дня.

2.2. Система закаливающих мероприятий. Закаливающие мероприятия.

2.3. Циклограмма оздоровительных мероприятий.

2.4. Режим двигательной активности детей раннего дошкольного возраста.

2.5. Учебный план.

2.6. Условия реализации рабочей образовательной программы

2.7. Интеграция образовательных областей

2.8 Взаимодействие с родителями воспитанников детей раннего возраста.

12

    12

13

14

15

16

17

17

18

4

3. Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям.

26

5

4. Календарно-тематическое планирование образовательного процесса в группе раннего дошкольного возраста.

35

6

4.1. Организованная образовательная деятельность.

37

7

5. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения рабочей программы.

42

8

6. Перечень программно-методического образовательного процесса

43

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_2_gruppa_rannego_vorasta.docx97.75 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                Содержание

п/п

Раздел программы

Стр.

1

Аналитическая справка

3

2

1. Пояснительная записка

1.1. Принципы и подходы к формированию рабочей образовательной программы.

1.2. Цель рабочей образовательной программы-планирование, организация и управление воспитательным процессом в группе раннего дошкольного возраста.

1.3. Возрастные особенности детей 2-3 лет.

8

8

9

10  

3

2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении

2.1. Режим дня.

2.2. Система закаливающих мероприятий. Закаливающие мероприятия.

2.3. Циклограмма оздоровительных мероприятий.

2.4. Режим двигательной активности детей раннего дошкольного возраста.

2.5. Учебный план.

2.6. Условия реализации рабочей образовательной программы

2.7. Интеграция образовательных областей

2.8 Взаимодействие с родителями воспитанников детей раннего возраста.

12

    12

13

14

15

16

17

17

18

4

3. Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям.

26

5

4. Календарно-тематическое планирование образовательного процесса в группе раннего дошкольного возраста.

35

6

4.1. Организованная образовательная деятельность.

37

7

5. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения рабочей программы.

42

8

6. Перечень программно-методического образовательного процесса

43


Аналитическая справка

 2015-2016г.учебного года

Рабочая программа предназначена для обеспечения образовательной деятельности детей: в МБДОУ Детский сад №28 «Дельфин» во второй группе раннего возраста.

Направленность группы: социально-личностное

Возрастная группа: вторая группа раннего возраста

Фактическая наполняемость: 19человек

Состав группы: 19 ребенка, из них девочек 8, мальчиков 11.

I.Анализ состояния здоровья детей

1. Имеют группы здоровья: I-81%, II-19%, III-0%, IV-0%детей

Дети -инвалиды (человек)-0

2. Функциональные отклонения:

-система пищеварения –                                           1

-система кровообращения –                                     2

-почек и системы мочевыделения –                        0

-опорно-двигательный аппарат –                            0

-неврологические –                                                   1

-эндокринно-обменные –                                         0

-органов зрения -                                                       0

-аллергические -                                                        2

-часто болеющие простудным заболеваниями -    0

-ФФНР, ФНР (дети на логопункте) -                       0

-Социально - адаптированное поведения -             0

3. Оценка физического развития детей: высокий уровень 81%, средний 19%, низкий 0%.

II. Анализ состава, потребностей приоритетов семьи

1. Состав семей всего: 19: полных с родственными отношениями 13, неродственными отношениями 1

неполных семей 5

2. Родителей всего:                   31 человек

- с образованием высшем     8 человек

- средне-специальным          17 человек

- средним и ниже                   6 человека

3. Характер взаимоотношение в семье: (по наблюдению)

- благополучный                         21

- формально благополучный      1

4. Уровень психолого-педагогической грамотности родителей: высокий 22%, средний 65%, низкий 13%.

5. Потребность семьи в дополнительных образовательных услугах:

-физкультурно-оздоровительных                      12

-развитие интеллектуальных способностей     11

-развитие творческих способностей                  9

-ручной труд                                                         5

-музыкально-ритмических                                  2

-театрализованных                                               6

-другие                                                                   3

6. Приоритеты родителей области их педагогической грамотности:

-в теоритических основах медико-психолого-педагогических областей знаний                                                                                                                    7

-в теории и методике воспитания и обучения детей дошкольного возраста 11    

- в образовательных программах                                                                        13

-в целевых ориентирах и задач ДОУ, группы                                                   15    

-в конкретных формах, методах и приемах воспитании обучения детей дошкольного возраста                                                                                         17

-в возрастных и психологических особенностях развития ребенка               14

-в сохранение и укрепления детей                                                                      11

-в изучение элементарных методов и диагностики здоровья, актуального состояния и развития ребенка                                                                             13

-в изучении основ законодательства в сфере образования, как условие реализации права ребенка на качественное образование                                   6

-в методах приема коррекции развитие ребенка                                                 5  

7. Приоритеты родителей в образовательных и воспитательных целях.

Общее образование по возрасту и стандарту                                                     19            

Коррекция психолога-речевого развития                                                           12

Навыки культуры здоровья (культурно-гигиенические, самообслуживания, ОБЖ, и др)                                                                                                             13

Социально-нравственное развитие (правило общественных ценностей)       15

Патриотическое воспитание                                                                                 16

Художественно-эстетическое развитие                                                               8

Музыкальное развитие                                                                                          17

Развитие творческих способностей                                                                      9

Развитие основ логического мышления                                                              14  

Целенаправленная подготовка к школе                                                              15

Развитие познавательных способностей (любознательность)                          13                  

Развитие игровых навыков                                                                                   4

Развитие речи ребенка                                                                                          14

Физическое развитие                                                                                             11

Развитие конструктивных навыков                                                                     12

8. Удовлетворенность семьи образовательным процессом в ДОУ составляет: 88%

9. Факторы и причины, ограничивающие активность семьи в достижении цели и задач образовательного процесса, направленных на развитие ребенка: главная причина- отсутствие свободного времени.

10. Оценка актуального состояния и развития детей выявила уровень образованности в целом учебного года: высокого 12%, среднего79%, низкого 9%.

11. Основные затруднения и проблемы воспитанников, возникшие в образовательном процессе при их развитии: гиперреактивность, неусидчивость, отсутствие концентрации, речевые проблемы.

III. Перечень программно-методического образовательного процесса

1. Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Первая младшая группа

2.Познавательное развитие:

  Ознакомление с природой в детском саду. Вторая группа раннего возраста. Для занятий с детьми 2-3 лет. Автор: Ольга Соломенникова. Издательство: Мозаика-Синтез. Серия: Библиотека программы «От рождения до школы» 2014 г. , 96 стр.

3.Художественно-эстетическое развитие.

  Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа

Автор: Тамара Комарова. Издательство: Мозаика-Синтез

Серия: Библиотека программы «От рождения до школы» 2014 г. 120 стр.

4.Социальнно-коммуникотивное развитие. 

 Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет

Авторы: Людмила КуцаковаЛариса ПавловаТамара Комарова

Издательство: Мозаика-Синтез 2009 г. 80 стр.

 Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет. Издательство: Мозаика-Синтез Серия: Библиотека программы «От рождения до школы» 64 стр.

5. Речевое развитие.

  Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста

Автор: Валентина Гербова. Издательство: Мозаика-Синтез Серия: Библиотека программы «От рождения до школы» 2014 г., 112 стр.

6.Физическое развитие.

   Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет. Автор: Эмма Степаненкова. Издательство: Мозаика-Синтез

Серия: Библиотека программы «От рождения до школы» 2014 г., 144 стр.

  Игры-занятия на прогулке с малышами. Для занятий с детьми 2-4 лет

Автор: Светлана Теплюк. Издательство: Мозаика-Синтез

Серия: Библиотека программы «От рождения до школы» 176 стр.2015г.

IV. Анализ развивающей среды

Микросреда (внутренние оформление группы) Соответствует требованием Программе в группе раннего возраста: оборудование помещение безопасно, эстетически привлекательно, здоровьесберегающее и развивающее. Мебель соответствует возрасту и росту детей, игрушки обеспечивают максимальный для данного возраста эффект.

Пространств групповой комнаты организованно виде хорошо разграниченных центров, уголков, оснащенных большим количеством развивающих материалов (игрушки, материалы для творчества, книги, развивающие оборудование и пр). Все предметы доступны детям.

Организация пространства позволяет детям выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течении дня, а воспитателю дает возможность эффективно организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностях детей.

В качестве таких центров развитие выступают:

Уголок по развитию речи:

Дидактические наглядные материалы; предметные и сюжетные картинки и    др.; книжные уголки с соответствующей возрасту литературой; “Чудесный мешочек” с различными предметами.

Физкультурный уголок:

 Оборудование для ходьбы, бега, равновесия (Коврик массажный), для прыжков (Скакалка короткая), для катания, бросания, ловли (обруч большой, мяч   большой, малый, кегли, кольцеброс).

Уголок конструирования:

Строительные наборы с деталями разных форм и размеров; напольный и настольный строительный материал, конструктор «Лего», пластмассовые кубики, транспортные игрушки (для обыгрывания)

Уголок дидактических игр:

 Крупная мозаика, объемные вкладыши из 5-10 элементов, сборные игрушки, пирамидки (из 6-10 элементов), шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения.

 закрытые емкости с прорезями для заполнения различными мелкими и крупными предметами, крупные пуговицы или косточки от счетов для нанизывания.

 Матрешки (из 5-7 элементов), доски-вкладыши, рамки-вкладыши.

Пирамидки с кольцами. Набор для игр с водой.

Уголок сюжетно- ролевых игр (Семья - игровой уголок (комната) с предметами быта (посуда) и мебелью крупного размера. Строители – строительный материал, игрушки. Кукольный театр – настольный, персонажи к сказкам «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок». Машины, шофер – грузовые автомобили, автобусы).

Музыкальный уголок:

Колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки, мелофон.

Уголок ПДД:

Макет дороги; Небольшие игрушки (фигурки людей, машин) Картины с изображением дорог, пешеходных переходов.

1.Пояснительная записка

 Рабочая программа разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой ДО МБДОУ №28 «Дельфин». Характеризует систему организации образовательной деятельности педагога. Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов дошкольного образования.

   Нормативной основой рабочей программы является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который представляет собой совокупность обязательных требований к структуре образовательной программы дошкольного образования. 

  Рабочая программа разрабатывается на основе Примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.

  Рабочая программа определяет объем, порядок, содержание изучения образовательных областей, основывающийся на государственном образовательном стандарте, федеральном и региональном компонентах, компоненте дошкольного образовательного учреждения, модифицированной или авторской программе.

1.1.Принципы и подходы к формированию рабочей образовательной программы

  Программа строится на принципе культур сообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания.

Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).

  Принципы построения рабочий программы:

• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (рабочая программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);

• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);

• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации, которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

• допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;

• строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

1.2. Цель рабочей образовательной программы-планирование, организация и управление воспитательным процессом в группе раннего дошкольного возраста

    Цель: Создание условий для эффективного планирования, организации, управления воспитательно-образовательным процессом в рамках реализации образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО.

    Задачи рабочей программы:

- Определить содержание, объем, порядок изучения образовательных областей с учетом целей, задач, специфики воспитательно-образовательного процесса и контингента воспитанников;

-Дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении образовательных областей;

-Повышение профессиональной компетентности педагогов через систематизацию воспитательно-образовательной деятельности.

  Реализация образовательных областей: «чтение художественной
литературы», «безопасность», «труд», «здоровье», «чтение художественной литературы» не входящих в учебный    план,         осуществляется   в   процессе   режимных   моментов, самостоятельной   деятельности, взаимодействия   с   родителями   и через интеграцию образовательных областей.

1.3. Возрастные особенности детей от 2 до 3лет 

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно1500–2500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.

В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами-заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде

«головонога» — окружности и отходящих от нее линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно- образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении

  Правильный распорядок дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения распорядка является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.

2.1. Режим дня

Режимные моменты

Вторая группа раннего возраста

Приход детей в детский сад,

свободная игра, самостоятельная деятельность

7.00–8.00

Подготовка к завтраку, завтрак

8.00–8.30

Игры, самостоятельная деятельность детей

8.30–8.40;

8.40–9.10(по подгруппам)

Организованная детская деятельность, занятия со специалистами

8.40–9.10

(по подгруппам)

Второй завтрак (рекомендуемый)

9.10–9.20

Подготовка к прогулке, прогулка

9.20–11.30

Возвращение с прогулки,

самостоятельная деятельность

11.30–11.55

Подготовка

к обеду, обед

11.55–12.30

Подготовка ко сну, дневной сон

12.30–15.00

Постепенный подъем, самостоятельная деятельность

15.00–15.15

Полдник

15.15–15.25

Игры, самостоятельная и организованная детская деятельность

15.25–16.15

Подготовка к прогулке, прогулка

16.15–17.30

Возвращение с прогулки,

самостоятельная деятельность

17.30–18.00

17.30–18.00

Подготовка

к ужину, ужин

18.00–18.30

Самостоятельная деятельность, уход домой

18.30–19.00

2.2. Система закаливающих мероприятий. Закаливающие мероприятия

Осуществлять оздоровительно-закаливающие процедуры с использованием естественных факторов: воздуха, солнца, воды. В групповых помещениях поддерживать постоянную температуру воздуха (+21-22 °С). Одежда детей в помещении должна быть двухслойной.

   Во время сна поддерживать в спальне прохладную температуру (+15-16 °С).

Осуществлять закаливание детей во время одевания после сна и при переодевании в течение дня.

    Одним из эффективных закаливающих мероприятий является прогулка с детьми в любую погоду не менее 4 часов (в зимнее время —до температуры -15 °С). В ненастье можно гулять с детьми на крытой веранде, организуя подвижные игры

  В теплое время года на прогулке предусмотреть кратковременное (3-5 минут) пребывание детей под прямыми лучами солнца. В конце прогулки разрешать походить 2-3 минуты босиком по теплому песку (убедившись предварительно в его чистоте и безопасности).

    После окончания прогулки в летнее время сочетать гигиенические и закаливающие процедуры при умывании и мытье ног, при этом учитывать состояние здоровья каждого ребенка и степень его привыкания к воздействию воды. Вопрос о характере специальных закаливающих процедур должен решаться администрацией и медицинским персоналом дошкольного учреждения с учетом пожеланий родителей.
  Под руководством медицинского персонала следует осуществлять комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: воздуха, солнца, воды, с учетом состояния здоровья детей и местных условий. При проведении закаливающих мероприятий нужно осуществлять дифференцированный подход к детям, учитывая их индивидуальные возможности.

   Закаливающие мероприятия, в группе раннего возраста:

Проветривание помещения;        

Физкультминутка;

Прогулки (два раза в день);

Воздушные ванны после сна;

Физкультурное занятие (3 раза в неделю);

Умывание прохладной водой;

Дорожки здоровья (босиком);

Игры с водой.

2.3. Циклограмма оздоровительных мероприятий

№ п/п

         Мероприятия

      В течении дня

7.00-10.00

10.00-12.00

12.00-15.00

15.00-17.00

17.00-19.00

1

Артикуляционная, дыхательная и пальчиковая гимнастика.

+

+

2

Прогулка двукратно.

+

+

3

Оздоровительно-профилактические осмотры врача-педиатра,

консультирование родителей.

+

4

Босохождение.

+

5

Сон без маек.

+

6

Контрастные воздушные ванны.

+

7

Дорожка здоровья.

+

8

Полноценное питание.

+

+

+

+

+

9

Профилактические медицинские осмотры узких специалистов детской городской поликлиники.

+

10

Закаливание природными факторами (солнце, воздух и вода)

+

+

+

2.4. Режим двигательной активности детей раннего дошкольного возраста

1

Индивидуальная работа по развитию движения (игра - упражнения; пальчиковая гимнастика; упражнения на дыхание).

Ежедневно утром, вечером, на прогулках.

2

Физ. минутка

Ежедневно по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания игр-занятий.

3

Подвижные игры, развитие движений, индивидуальная работа по развитию движений на прогулке

Ежедневно утром и вечером с учетом двигательной активности детей.

4

Гимнастика после дневного сна в сочетании с воздушными ваннами и закаливающими процедурами.

Ежедневно по мере пробуждения и подъема детей

5

Игры-занятия по развитие движений

Проводятся два раза в неделю с учетом уровня двигательной активности детей во второй половине дня

6

Самостоятельная двигательная деятельность

Ежедневно под руководством воспитателя в групповой комнате и на воздухе утром и вечером в зависимость от индивидуальных особенностей детей

7

Музыкальные занятия

Два раза в неделю

2.5. Учебный план 

Максимально допустимый объем ученой нагрузки на ребенка

в организованных формах образовательных отношений

Возрастная

группа

Инвариантная часть

(общеобразовательная программа ДО)

Длительность (в мин.)

Недельная нагрузка по СанПин

(кол-во)

Кол-во

Время (мин)

1

2 группа раннего возраста

(2-3 года)

10

8

10

80  минут в неделю

Организованная образовательная деятельность

Базовый  вид деятельности

Периодичность

Вторая группа раннего возраста

Физическая культура в помещении

2 раза  в неделю

Физическая культура на прогулке

1 раз

в неделю

Познавательное развитие

1 раз

в неделю

Развитие речи

2 раза  в неделю

Рисование

1 раз

в неделю

Лепка

1 раз

в неделю

Музыка

2 раза  в неделю

ИТОГО

10 занятий в неделю

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Утренняя гимнастика

ежедневно

Комплексы закалива- ющих процедур

ежедневно

Гигиенические процедуры

ежедневно

Ситуативные беседы при проведении режимных  моментов

ежедневно

Чтение художествен- ной литературы

ежедневно

Дежурства

ежедневно

Прогулки

ежедневно

Самоятельная деятельность детей

Игра

ежедневно

Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития

ежедневно

2.6. Условия реализации рабочей образовательной программы

     Развивающая предметно–пространственная среда дошкольной организации должна быть:

-содержательно-насыщенной, развивающей;

-трансформируемой;

-полифункциональной;

-вариативной;

-доступной; -безопасной; -здоровьесберегающей;

-эстетически привлекательной.

Оборудование помещений дошкольного учреждение должно выть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки–обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.

В младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому взрослый каждый раз должен обновлять игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др.) чтобы пробудить у малышей любопытство, познавательный интерес, желания ставить и решать игровую задачу. В групповой комнате необходимо создавать условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотреть площадь, свободную от мебели и игрушек, обеспечить детей игрушками, пробуждающими к двигательной игровой деятельности, менять игрушки, стимулирующие двигательную активность, несколько раз в день.

2.7. Интеграция образовательных областей

Коммуникативно-личностное развитие

Овладения навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей в ОВЗ в общественную жизнь.

Познавательное развитие

Формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов.

Речевое развитие

Обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средство общения, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.

Художественно-эстетическое развитие

Формирование у детей эстетического отношения к миру, накопления эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности.

 Физическое развитие

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

2.8 Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников

 Сотрудничество с семьей

Семья для дошкольника – необходимая социальная среда, в которой развивается личность ребёнка.

Современная модель сотрудничества педагога, воспитателя с семьёй понимается как процесс межличностного общения, формирующего у родителей сознательное отношение к собственным взглядам в воспитании ребёнка.

Задачи работы с родителями выполняются при условии:

- целенаправленности;

- систематичности и плановости;

- доброжелательности и открытости;

- дифференцированного подхода к каждой семье.

Формы работы с родителями:

- родительские собрания

- консультации

- педагогический материал в родительском уголке и папках-передвижках

- индивидуальные беседы

- приглашение родителей на занятия (в конце учебного года)

- занятия – практикум

Темы родительских собраний

- Организационное. Адаптация детей. Особенности психического и физического развития детей 2-го года жизни

- Развитие речи детей 2-го года жизни. Обсуждение материала

- Этапы формирования игровой деятельности у детей раннего возраста

Темы консультаций

- Причины трудной адаптации детей к д\с

- Как мы играем с детьми, обзор игрушек для детей 2-го года жизни

- Сенсорное развитие ребенка, развивающие игры

- Развитие движений

- Возраст строптивости. Как научить ребенка правильно реагировать на слово «нельзя»

Информационный блок

- Закаливание

- Формирование культурно-гигиенических навыков

- Подвижные игры с детьми

- Развитие музыкальных способностей у детей

- Истоки изобразительной деятельности

- Книжный уголок дома

- Пальчиковые игры

- Игры на развитие дыхания

- Детские тревоги, их истоки.

Методы изучения семьи:

- анкетирование родителей;

- беседы с родителями;

- беседы с детьми;

- наблюдение за ребёнком;

- изучение рисунков на тему «Моя семья»;

- обсуждение этих рисунков с детьми и родителями;

- проведение съёмок на фото и видео индивидуальной и групповой деятельности детей с дальнейшим показом и обсуждением с родителями.

- создание и поддержка традиций проведения совместно с родителями спортивных соревнований, праздников, досугов, Дней здоровья.

- организация конкурсов и выставок детского творчества на тему «Осенние фантазии», «Космическое путешествие», «Золотые руки мамины», «Игрушки-самоделки», демонстрация вариативного использования бросового материала.

План взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников

Направление, тема, содержание

Форма проведения

Актуальность

дата

1

Составление социально-демографического паспорта семей

Анкетирование, тестирование, опрос

Собрать объективную информацию о родителях.

сентябрь

2

Родительское собрание «Новоселье группы»

Собрание-конференция

Дать родителям знания об особенностях развития детей младшего дошкольного возраста.

3

День добрых дел

Оформление участка

Совместное сотрудничество воспитателя и родителей.

Оснащение группы игровым и дидактическим материалом

4

«Правила на дороге»

Памятка

Профилактика несчастных случаев.

5

«Плюсы детского сада»

Консультация, папка-передвижка

Нацелить родителей к активной совместной работе.

6

«Возрастные психологические особенности дошкольника», «Как преодолеть капризы».

Консультация

Раскрыть особенности психического развития детей 2-3 лет.

7

Рисунки «Лес-точно терем расписной»

Выставка

Доставить родителям удовольствие от просмотра совместной работы.

8

  Детские «Авто –кресло»

Обновление стендов

Профилактика несчастных случаев.

октябрь

9

«Воспитание культурно-гигиенических навыков».

Консультация

Настроить родителей на совместную работу по привитию детям культурно-гигиенических навыков.

10

«Игра как средство физического, нравственного, духовного здоровья и гармонично-развитой личности»

Беседа, консультация, обновление стендов в родительском уголке

Совершенствование педагогических знаний родителей.

11

Родительское собрание. «Подарки детям от Деда Мороза».

Собрание-семинар

Помочь родителям разнообразить и плодотворно провести выходные с ребенком.

12

 «С пальчиками играем- речь развиваем»

Консультация

Совершенствование педагогических знаний родителей.

13

Правила пользования пиротехническими изделиями

  Стенд

Профилактика несчастных случаев.

ноябрь

14

Правило поведение на дороге

Папка-передвижка

Профилактика несчастных случаев.

15

«К нам шагает Новый год...»

Праздничный новогодний утренник

Создание атмосферы праздника, любви, положительных эмоций.

16

 «Здоровье», «Расти здоровым, малыш!»

Консультации  

Предупреждение развития заболевания.

17

«Безопасность на дорогах»

Конкурс детских рисунков с участием родителей

Профилактика несчастных случаев.

декабрь

18

«Познавательно-речевое развитие детей», «Проворные пальчики, бойкая речь».

Индивидуальная беседа

Развитие речи и развитие мелкой моторики рук, пальцев.

19

Папка - передвижка: «Здравствуй, гостья Зима!».

Оформление родительского уголка

Совместное сотрудничество воспитателя и родителей.

20

«Что должен знать ребенок 2х лет».

Стенд

Дать родителям знания об особенностях развития детей младшего дошкольного возраста.

январь

21

День добрых дел

Субботник на территории детского сада и в группе

Создания благоприятных условий на территории детского сада, и в группе

22

Родительское собрание «Растём, играя»

Собрание-семинар

Сплочение родителей и педагогов ДОУ, совершенствование знаний родителей о значимости игры для детей 2х лет

23

«Игра, как средство воспитания дошкольников»

Консультация 

Показать значимость игры, как важнейшее средство воспитания и развития дошкольника

24

«Весна – красна!»

Тематическая выставка совместного творчества родителей с детьми

Развивать интерес к природе, воспитывать бережное отношение к ней.

февраль

25

«Мамочки роднее нет»

(8марта)

Развлечение

Создание атмосферы праздника, любви, положительных эмоций.

26

  «Капризы и упрямство»

 Наглядная информация на стенде.

Помочь родителям осознать свою роль в  воспитании ребенка.

27

Создание игр для детей своими руками 

Мастер-класс

Воспитывать желание проявлять творчество, новая жизнь сломанных игрушек.

28

«Безопасность детей на дороге».

Консультация, обновления родительского уголка.

Профилактика несчастных случаев.

март

29

 День добрых дел

Благоустройства территории детского сада

Создания благоприятных условий на территории детского сада

30

 «Чаще читайте детям».

Памятка для родителей.

Приобщение детей к художественной литературе через чтение.

31

«День смеха»

Развлечение совместное с родителями

Создание атмосферы праздника, любви, положительных эмоций.

апрель

32

«Поиграй со мной, мама» (дидактические игры дома)

Консультации

Показать значимость игры, как важнейшее средство воспитания и развития дошкольника

33

Здоровье детей в наших руках

Консультация-практикум

Ознакомление родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада.

34

«Соответствие одежды сезону», «Одежда детей в группе и на улице».

Индивидуальная беседа

35

 «Мы любим отдыхать»

 Практикум для родителей по летнему отдыху детей 

Помочь родителям осознать свою роль в воспитании ребенка.

май

36

Итоговое родительское собрание «Наши достижения».

Собрание-конференция

Подведения итогов.

37

 «Профилактика острых кишечных заболеваний»; «Закаливание организма естественными силами природы (солнце, воздух, вода)

Наглядная информация на стенде

Предупреждение развития заболевания.

3. Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям

Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)

Образовательная область «РАЗВИЕ РЕЧИ»

Развивающая речевая среда. Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загляни в раздевалку и расскажи мне, кто пришел», «Узнай у тети Оли и расскажи мне...», «Предупреди Митю... Что ты сказал Мите? И что он тебе ответил?»). Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом.

Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книги, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом

и воспитателем. Рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных событиях (например, о повадках и хитростях домашних животных); показывать на картинках состояние людей и животных (радуется, грустит и т. д.).

Формирование словаря. На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.

Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения. Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья»,

«Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, высоко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).

Обогащать словарь детей:

• существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок), одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;

• глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, лечить, поливать), действия, противоположные по значению (открывать — закрывать, снимать — надевать, брать — класть), действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться);

• прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий);

• наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).

Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей.

Звуковая культура речи. Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2–4 слов).

Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.

Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»).

Грамматический строй речи. Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под).

Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2–4 слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла?»).

Связная речь. Помогать детям отвечать на простейшие («Что?»,

«Кто?», «Что делает?») и более сложные вопросы («Во что одет?», «Что везет?», «Кому?», «Какой?», «Где?», «Когда?», «Куда?»).

Поощрять попытки детей старше 2 лет 6 месяцев по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке (обновке), о событии из личного опыта.

Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок.

Учить слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

Приобщение к художественной литературе

Читать детям художественные произведения, предусмотренные программой для второй группы раннего возраста.

Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения.

Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями.

Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений.

Поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с помощью взрослого.

Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку. Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах. Побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?».

Образовательная область

«ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Приобщение к искусству

Развивать художественное восприятие, воспитывать отзывчивость на музыку и пение, доступные пониманию детей произведения изобразительного искусства, литературы.

Рассматривать с детьми иллюстрации к произведениям детской литературы. Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию картинок. Знакомить с народными игрушками: дымковской, богородской, матрешкой, ванькой-встанькой и другими, соответствующими возрасту детей.

Обращать внимание детей на характер игрушек (веселая, забавная и др.), их форму, цветовое оформление.

Изобразительная деятельность

Вызывать у детей интерес к действиям с карандашами, фломастерами, кистью, красками, глиной.

Рисование. Развивать восприятие дошкольников, обогащать их сенсорный опыт путем выделения формы предметов, обведения их по контуру поочередно то одной, то другой рукой.

Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя им свободу выбора.

Обращать внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет след на бумаге, если провести по ней отточенным концом карандаша (фломастером, ворсом кисти). Учить следить за движением карандаша по бумаге.

Привлекать внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждать задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже. Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами. Побуждать детей к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм.

Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить детей различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др. Подводить детей к рисованию предметов округлой формы.

Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги), свободная рука поддерживает лист бумаги, на котором рисует малыш.

Учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать: по окончании рисования класть их на место, предварительно хорошо промыв кисточку в воде.

Учить держать карандаш и кисть свободно: карандаш— тремя пальцами выше отточенного конца, кисть — чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки.

Лепка. Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином, пластической массой (отдавая предпочтение глине). Учить аккуратно пользоваться материалами.

Учить дошкольников отламывать комочки глины от большого куска; лепить палочки и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями; соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.).

Учить раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы (шарик, яблоко, ягода и др.), сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники); делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце). Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок), два шарика (неваляшка) и т. п.

Приучать детей класть глину и вылепленные предметы на дощечку или специальную заранее подготовленную клеенку.

Конструктивно-модельная деятельность

В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости.

Продолжать учить детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно.

Способствовать пониманию пространственных соотношений.

Учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.).

По окончании игры приучать убирать все на место.

Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами. Учить совместно с взрослым конструировать башенки, домики, машины. Поддерживать желание детей строить самостоятельно.

В летнее время способствовать строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и т. п.).

Музыкальная деятельность

Воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.

Слушание. Учить детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать, о чем (о ком) поется, и эмоционально реагировать на содержание.

Учить различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона).

Пение. Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучать к сольному пению.

Музыкально-ритмические движения.  Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т. д.). Учить детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет). Совершенствовать умение ходить и бегать (на носках, тихо; высоко и низко поднимая ноги; прямым галопом), выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.

Образовательная область «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

        Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Формировать у детей представления о значении разных органов для нормальной жизнедеятельности человека: глаза — смотреть, уши — слышать, нос — нюхать, язык— пробовать (определять) на вкус, руки— хватать, держать, трогать; ноги — стоять, прыгать, бегать, ходить; голова — думать, запоминать.

        Физическая культура

Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку.

Учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног. Приучать действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога.

Учить ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать). Учить прыжкам на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами.

        Подвижные игры. Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными движения- ми. Способствовать развитию умения детей играть в игры, в ходе которых совершенствуются основные движения (ходьба, бег, бросание, катание). Учить выразительности движений, умению передавать простейшие дейс- твия некоторых пepcoнажей (попрыгать, как зайчики; поклевать зернышки и попить водичку, как цыплята, и т. п.).

Образовательная область

«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

 Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

       Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников, воспитывать чувство симпатии к ним. Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, воспитывать эмоциональную отзывчивость (обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, поощрять умение пожалеть, посочувствовать).

  Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.

        Воспитывать элементарные навыки вежливого обращения: здороваться, прощаться, обращаться с просьбой спокойно, употребляя слова

«спасибо» и «пожалуйста». Формировать умение спокойно вести себя в помещении и на улице: не шуметь, не бегать, выполнять просьбу взрослого. Воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям. Приучать детей не перебивать говорящего взрослого, формировать умение подождать, если взрослый занят.

  Ребенок в семье и сообществе

        Образ Я. Формировать у детей элементарные представления о себе, об изменении своего социального статуса (взрослении) в связи с началом посещения детского сада; закреплять умение называть свое имя.

   Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что его, как и всех детей, любят, о нем заботятся; проявлять уважительное отношение к интересам ребенка, его нуждам, желаниям, возможностям.

  Семья. Воспитывать внимательное отношение к родителям, близким людям. Поощрять умение называть имена членов своей семьи.

Детский сад. Развивать представления о положительных сторонах детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и др.) и отличиях от домашней обстановки (больше друзей, игрушек, самостоятельности и т. д.).

Обращать внимание детей на то, в какой чистой, светлой комнате они играют, как много в ней ярких, красивых игрушек, как аккуратно заправлены кроватки. На прогулке обращать внимание детей на красивые растения, оборудование участка, удобное для игр и отдыха.

Развивать умение ориентироваться в помещении группы, на участке.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

       Воспитание культурно-гигиенических навыков. Формировать привычку (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок; пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

Формировать умение во время еды правильно держать ложку.

       Самообслуживание. Учить детей одеваться и раздеваться в определенном порядке; при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду. Приучать к опрятности.

         Общественно-полезный труд. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий: совместно с взрослым и под его контролем расставлять хлебницы (без хлеба), салфетницы, раскладывать ложки и пр.

Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.

     Уважение к труду взрослых. Поощрять интерес детей к деятельности взрослых. Обращать внимание на то, что и как делает взрослый (как ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит); как дворник подметает двор, убирает снег; как столяр чинит беседку и т.д.), зачем он выполняет те или иные действия. Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца).

     Формирование основ безопасности Безопасное поведение в природе. Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить; не рвать и не брать в рот растения и пр.). Безопасность на дорогах. Формировать первичные представления о машинах, улице, дороге.

     Знакомить с некоторыми видами транспортных средств. Безопасность собственной жизнедеятельности. Знакомить с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами. Знакомить с понятиями «можно — нельзя», «опасно». Формировать представления о правилах безопасного поведения в иг- рах с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться и т. д.).

Образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Формирование элементарных математических   представлений

       Количество. Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Учить различать количество предметов (один — много).

      Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом — маленький домик, большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т. д.).

     Форма. Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар и пр.).

     Ориентировка в пространстве. Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада).

Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина).

Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.

 Развитие познавательно- исследовательской деятельности

    Познавательно-исследовательская деятельность. Знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов окружающей жизни. Стимулировать любознательность. Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера.

        Сенсорное развитие. Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т. д.).

       Дидактические игры. Обогащать в играх с дидактическим материалом сенсорный опыт детей (пирамидки (башенки) из 5–8 колец разной величины; «Геометрическая мозаика» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); разрезные картинки (из 2–4 частей), складные кубики (4–6 шт.) и др.); развивать аналитические способности (умение сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков — цвет, форма, величина).

Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Че- го не стало?» и т. п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т. п.); тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек»,

«Теплый — холодный», «Легкий — тяжелый» и т. п.); мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т. д.).

Ознакомление с предметным окружением

      Вызвать интерес детей к предметам ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, транспортные средства.

      Побуждать детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина); сравнивать знакомые предметы (разные шапки, варежки, обувь и т. п.), подбирать предметы по тождеству (найди такой же, подбери пару), группировать их по способу использования (из чашки пьют и т. д.). Раскрывать разнообразные способы использования предметов.

      Способствовать реализации потребности ребенка в овладении действиями с предметами. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; красный мяч — синий мяч; большой кубик — маленький кубик). Побуждать детей называть свойства предметов: большой, маленький, мягкий, пушистый и др.     Способствовать появлению в словаре детей обобщающих понятий (игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель и пр.).

Ознакомление с социальным миром

      Напоминать детям название города (поселка), в котором они живут.       Вызывать интерес к труду близких взрослых. Побуждать узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, убирает комнату, приносит еду, меняет полотенца и т. д.). Рассказать, что взрослые проявляют трудолюбие, оно помогает им успешно выполнить

Ознакомление с миром природы

     Знакомить детей с доступными явлениями природы.

    Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей и называть их. Узнавать на картинке некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и др.) и называть их.

    Вместе с детьми наблюдать за птицами и насекомыми на участке, за рыбками в аквариуме; подкармливать птиц.

   Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.).

    Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.     Воспитывать бережное отношение к животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде).

Сезонные наблюдения

Осень. Обращать внимание детей на осенние изменения в природе: похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья. Формировать представления о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты.

Зима. Формировать представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идет снег. Привлекать к участию в зимних забавах (катание с горки и на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т. п.).

Весна. Формировать представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки.

Лето. Наблюдать природные изменения: яркое солнце, жарко, летают бабочки.

4. Календарно-тематическое планирование образовательного процесса во 2 группе раннего дошкольного возраста

тема

Развернутое содержание работы

Варианты итоговых

мероприятий

Детский сад

(4-я неделя

августа —

1-я неделя

сентября)

     Адаптировать детей к условиям детского сада. Познакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка (помещением и оборудованием группы: личный шкафчик, кроватка, игрушки и пр.). Познакомить с детьми, воспитателем. Способствовать формированию положительных эмоций по отношению к детскому саду, воспитателю, детям.

Осень

(2-я–4-я недели

сентября)

Формировать элементарные представления об

осени (сезонные изменения в природе, одежде

людей, на участке детского сада). Дать первичные представления о сборе урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах. Собирать с детьми на прогулках разноцветные листья, рассматривать их, сравнивать по форме и величине. Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с особенностями поведения лесных зверей и птиц

осенью.

Праздник «Осень».

Выставка детского

творчества.

Сбор осенних листьев

и создание коллектив-

ной работы — плаката

с самыми красивыми

из собранных

листьев

Я в мире

человек

(1-я–2-я недели

октября)

Формировать представления о себе как о человеке; об основных частях тела человека, их назначении. Закреплять знание своего имени, имен членов семьи. Формировать навык называть воспитателя по имени и отчеству. Формировать первичное понимание того, что такое хорошо и что такое плохо; начальные представления о здоровом образе жизни.

Совместное с родителями чаепитие.

Создание коллективного плаката с фотографиями детей.

Игра «Кто у нас

хороший?».

Мой дом

(3-я неделя

октября —

2-я неделя

ноября)

Знакомить детей с родным городом (поселком):

его названием, объектами (улица, дом, магазин,

поликлиника); с транспортом, «городскими» профессиями (врач, продавец, милиционер).

Тематическое развлечение «Мои любимые

игрушки».

Выставка детского

творчества.

Новогодний

праздник

(3-я неделя

ноября —

4-я неделя

декабря)

Организовывать все виды детской деятельности

(игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы

Нового года и новогоднего праздника.

Новогодний утренник.

Зима

(1-я–4-я недели

января

Формировать элементарные представления о зиме (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц зимой.

Праздник «Зима».

Выставка детского

творчества

Мамин день

(1-я неделя февраля —

1-я неделя марта)

Организовывать все виды детской деятельности

(игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке.

Мамин праздник.

Народная

игрушка

(2-я–4-я недели

марта)

Знакомить с народным творчеством на примере

народных игрушек.

Знакомить с устным народным творчеством (песенки, потёшки и др.).

Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности.

Игры-забавы.

Праздник народной

игрушки.

Весна

(1-я–4-я недели

апреля)

  Формировать элементарные представления о весне (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада).

Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц весной.

Праздник «Весна».

Выставка детского

творчества

Лето

(1-я–4-я недели мая)

Формировать элементарные представления о лете (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада).

Расширять знания о домашних животных и птицах, об овощах, фруктах, ягодах.

Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц летом.

Познакомить с некоторыми животными жарких стран.

Праздник «Лето».

4.1. Организованная образовательная деятельность

Тема

Цель деятельности педогога. Планируемые результаты

Содержание и виды детской деятельности

1

2

3

Общая тема «Детски сад»

Период 1-15 сентябрь

Что есть в детском саду?

Цели: адаптировать детей к условиям детского сада, познакомить с детским садом как ближайшем социальным окружением ребенка.

Рабочая программа воспитателя: 241с.[1]

Игрушки, личные предметы в детском саду.

Цели: познакомить с оборудованием группы: личный шкафчик, кроватка, полотенце, игрушки и др.

Рабочая программа воспитателя: 242с.

Мои друзья, воспитатели, няни.

Цели: познакомить с детьми, воспитателем, способствовать формированию положительных эмоций по отношению к детскому саду, воспитателю, няне, детям.

Рабочая программа воспитателя: 243с.

Общая тема «Осень»

Период с 16-30 сентября

Что изменилось осенью.

Цель: формировать элементарное представления об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада)

Рабочая программа воспитателя: 244с

Осенний урожай.

Цель: дать первичное представление о сборе урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах.

Рабочая программа воспитателя: 245с

Домашние и лесные животные и птицы осенью.

Цель: расширять знания о домашних животных и птицах, знакомить с особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью

Рабочая программа воспитателя: 246с[2]

Общая тема «Я в мире человек»

Период 1-15 октября

Я человек

Цель: дать представление о себе как о человеке, об основных частях тела человека, их назначении

Рабочая программа воспитателя: 247с

Кто со мной рядом?

Цель: закрепить знание своего имени, имени членов семьи, формировать навык называть воспитателя по имени и отчеству.

Рабочая программа воспитателя: 248с

Что такое хорошо, а что такое плохо?

Цель: формировать первичное понимание о том, что такое хорошо, а что такое плохо, начальные представление о здоровом образе жизни.

Рабочая программа воспитателя: 249с

Общая тема «Мой дом»

Период 16 октября -14ноября

Родной город

Цель: знакомить детей с родным городом, его названием, объектами (улица, дом, магазин, поликлиника)

Рабочая программа воспитателя: 250с

Городской транспорт

Цель: познакомить с некоторым транспортом, дать элементарное понятие о назначении транспорта.

Рабочая программа воспитателя: 251с

Профессии

Цель: познакомить с основными «городскими» профессиями, их значением.

Рабочая программа воспитателя: 252с

Общая тема «Новогодний праздник»

Период 16 ноября -31декабря.

«В декабре в декабре все деревья в серебре…»

Цель: организовывать все виды детской деятельности вокруг темы новогоднего праздника, обратить внимание детей на изменения в природе в первый месяц зимы.

Рабочая программа воспитателя: 257с

Кто придет на праздник к нам?

Цель: продолжать беседовать с детьми о новогоднем празднике, рассказать о гостях, которые посетят детский сад в праздник (Дед Мороз, снеговик, Снегурочка)

Рабочая программа воспитателя: 258с

Скоро праздник новый год.

Цель: вызывать у детей желание готовиться к празднику, учить песни, танцы ,стихи, украшать группу.

Рабочая программа воспитателя: 259с

Подарки друзьям и близким.

Цель: вызывать у детей желание подготовить подарки друзьям и близким к  празднику.

Рабочая программа воспитателя: 260с

Общая тема «Зима»

Период 1-31января.

Что изменилось зимой?

Цель: формировать элементарные представления о зиме (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада)

Рабочая программа воспитателя: 261с

Домашние животные и птицы

Цель: расширить знания детей о домашних животных и птицах

Рабочая программа воспитателя: 262с

Лесные звери и птицы

Цель: знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц зимой.

Рабочая программа воспитателя: 263с

Общая тема «Мамин день»

Период 1февраля - 8 марта.

Моя семья

Цель: организовать все виды детской деятельности вокруг темы «Семья», формировать желание заботиться о членах семьи, уважение к ним.

Рабочая программа воспитателя: 264с

«Я с бабушкой своей дружу давным-давно…»

Цель: воспитывать уважение и любовь к бабушке, побуждать детей рассказывать о своих бабушках, дарить им подарки, заботиться о них.

Рабочая программа воспитателя: 265с

«Вот какая мама, золотая прямо…»

Цель: воспитывать любовь и заботливое отношение к маме как к самому близкому человеку; вызвать желание оказывать посильную помощью маме в домашних делах.

Рабочая программа воспитателя: 266с

Общая тема «Народная игрушка»

Период с 9-31 марта

Народное творчество (игры, прикладное искусство).

Цель: знакомить с народным творчеством на примере народных игрушек; использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности.

Рабочая программа воспитателя267

Фольклор (песни, потешки)

Цель: Знакомить с устным народным творчеством (песенки, потешки, заклички); использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности.

Рабочая программа воспитателя268

Общая тема «Весна»

Период с 1-30апреля

Что изменилось весной?

Цель: формировать элементарные представления о весне (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада).

Рабочая программа воспитателя ст.269

Домашние животные и птицы.

Цель: расширять знания о домашних животных и птицах, об уходе за ними.

Рабочая программа воспитателя ст. 270

Лесные звери и птицы

Цель: знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц весной.

Рабочая программа воспитателя ст.271

Общая тема «Лето»

Период с 1-30мая

Изменение в природе

Цель: формировать элементарные представления о лете (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада)

Рабочая программа воспитателяст.272

Летние дары.

Цель: расширить знание о летних дарах: овощах, фруктах ягодах.

Рабочая программа воспитателя ст. 273

Домашние и лесные животные и птицы.

Цель: расширять знание о домашних и лесных животных и птицах; знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных  зверей и птиц летом; познакомить с некоторыми животными жарких стран.

Рабочая программа воспитателя ст.274

5. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения рабочей программы

При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развитие детей. Такая оценка производиться педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценка индивидуального развитие детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащий в основе их дальнейшего планирования).

Результат педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

  1. Индивидуальное образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
  2. Оптимизация работы с группой детей.

Мониторинг проводиться три раза в год (сентябрь, декабрь, май).

Образовательная область «Физическое развитие»

  1.Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.        

 2.Проявляет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослого).        

 3.При небольшой помощи взрослого пользуется индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, горшком).        

 4.Умеет самостоятельно есть        Умеет ходить и бегать, не наталкиваясь на других детей.        

 5. Может прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед и т. д.          6.Умеет брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч.        

7.Умеет ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу.

Образовательная область «Речевое развитие»

 1.Может поделиться информацией, пожаловаться на неудобство, действия сверстников.        

  2.Сопровождает речью игровые и бытовые действия .  

 3.Слушает небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

 4.Слушает доступные по содержанию стихи, сказки, рассказы. При повторном чтении проговаривает слова, небольшие фразы.

 5.Рассматривает иллюстрации в знакомых книгах с помощью педагога.

        

Образовательная область «Познавательное развитие»

1.Различает основные формы деталей строительного материала.

2.С помощью взрослого сооружает разнообразные постройки, использует большинство форм.        

3.Разворачивает игру вокруг собственной постройки        .

4.Может образовать игру из однородных предметов.        

5.Различает один и много предметов.        

6.Различает большие и маленькие предметы, называет их размер         .

7.Узнает куб и шар.        

8.Различает и называет предметы ближайшего окружения

9.Называет имена членов своей семьи и воспитателей        

10.Узнает и называет некоторых домашних и диких животных, их детенышей

11.Различает некоторые деревья ближайшего окружения (1 -2)

12.Различает некоторые овощи, фрукты (1 -2)        

13.Имеет элементарные представления о сезонных явлениях        

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

1.Может играть рядом, не мешая другим детям, подражать действиям сверстников.

2.Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу.        

3.Самостоятельно выполняет игровые действия с предметами, осуществляет перенос действий с объекта на объект.        

4.Использует в игре замещение недостающего предмета.

5.Общается в диалоге с воспитателем.        

6.В самостоятельной игре сопровождает свои действия речью.        

7.Следит за действиями героев кукольного театра        

8.Выполняет простейшие трудовые действия.        

9.Наблюдает за трудовыми процессами воспитателя в уголке живой природы

10.Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду.        

11.Соблюдает элементарные правила взаимодействия с растениями и животными        .

12.Имеет элементарные представления о правилах дорожного движения.        

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

1.Знает, что карандашами, фломастерами, красками можно рисовать.

2.Различает красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета.

3.Умеет раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук, отламывать, сплющивать, соединять, прижимать.        

4.Лепит несложные предметы, аккуратно пользуется глиной.

6. Перечень программно-методического образовательного процесса

 1. Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Первая младшая группа

Авторы: Гладышева, Мезенцева В.Н, Никитина Т.В и др. Издательство: Волгоград: Учитель 2015 г. 316 стр.

2.Познавательное развитие: 

Ознакомление с природой в детском саду. Вторая группа раннего возраста. Для занятий с детьми 2-3 лет. Автор: Ольга Соломенникова. Издательство: Мозаика-Синтез. Серия: Библиотека программы «От рождения до школы» 2014 г. Возрастные ограничения: 0+. 96 стр.

3.Художественно-эстетическое развитие:

  Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа

Автор: Тамара Комарова. Издательство: Мозаика-Синтез

Серия: Библиотека программы «От рождения до школы» 2014 г. 120 стр.

4.Социальнно-коммуникотивное развитие:

 Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет

Авторы: Людмила Куцакова, Лариса Павлова, Тамара Комарова

Издательство: Мозаика-Синтез 2009 г. 80 стр.

 Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет. Издательство: Мозаика-Синтез Серия: Библиотека программы «От рождения до школы» 64 стр.

5. Речевое развитие.

  Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста

Автор: Валентина Гербова. Издательство: Мозаика-Синтез Серия: Библиотека программы «От рождения до школы» 2014 г., 112 стр.

6.Физическое развитие.

   Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет. Автор: Эмма Степаненкова. Издательство: Мозаика-Синтез

Серия: Библиотека программы «От рождения до школы» 2014 г., 144 стр.

  Игры-занятия на прогулке с малышами. Для занятий с детьми 2-4 лет

Автор: Светлана Теплюк. Издательство: Мозаика-Синтез

Серия: Библиотека программы «От рождения до школы» 176 стр.2015г.

рис


[1] Рабочая программа воспитателя: ежедневное планирование по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильевой. Первая младшая группа/авт.-сост. Н.Н.Гладышева (и др.). -Волгоград: Учитель, 2015

[2] Рабочая программа воспитателя: ежедневное планирование по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильевой. Первая младшая группа/авт.-сост. Н.Н.Гладышева (и др.). -Волгоград: Учитель, 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа группы раннего возраста №1.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский садкомбинированного вида № 13 г Туймазы муниципального района  Туймазинскийрайон Республики Башкортостан....

Рабочая программа группы раннего возраста №2.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский садкомбинированного вида № 13 г Туймазы муниципального района  Туймазинскийрайон Республики Башкортостан....

Рабочая программа группы раннего возраста. ФГОС.

Рабочая программа группы раннего возраста (1.5-3 лет).ФГОС....

Рабочая программа группы раннего возраста

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО и конкретизирует на практике основополагающие идеи основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ. Целью рабочей программы я...

Рабочая программа группа раннего возраста

Рабочая программа воспитательно-образовательной и обще-развивающей  работы в  группе раннего   возраста для детей  является программным документом для дошкольного образователь...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА группы раннего возраста (возраст детей 1,5 - 2 года)

Рабочая программа спроектирована на основе образовательной  программы дошкольного образования  «От рождения до школы»  ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильево...