Семинар «Эмоциональное благополучие детей в ДОУ».
консультация по теме
Доклад для семинара "Эмоциональное благополучие детей в ДОУ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_dlya_seminara.docx | 20.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар «Эмоциональное благополучие детей в ДОУ».
(время проведения февраль 2015г.) СЛАЙД 1
Проблема эмоционального самочувствия детей в дошкольном образовательном учреждении является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности ребенка. Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительно-направленного детского опыта - доверие к миру, открытость, готовность к сотрудничеству, - обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности. Эмоции СЛАЙД 2 (от латинского emovere – потрясаю, волную) психологическое состояние человека, проявляющееся в переживании человека отношения к окружающему или самому себе. Эмоции сопровождают все происходящие в жизни события, направляют активность всех психических процессов: мышления, памяти, внимания, речи. Именно поэтому многие психологи (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко и др.) утверждают, что формирование эмоций человека являются важнейшим условием развития его как личности. Сейчас мы рассмотрим, чем же отличаются эмоции ребёнка от эмоций взрослого. СЛАЙД 3
Многообразием,
открытостью,
слитностью и частой сменяемостью,
подвижностью,
импульсивностью,
неосознанностью,
связаны с выражением своих возможностей,
ситуативны (процесс возбуждения преобладает над процессами торможения).
Гармоничное развитие эмоциональной сферы возможно только при условии бережного подхода к формированию чувств маленького ребенка с учетом психофизиологических особенностей каждого возрастного этапа.
Что же такое эмоциональное благополучие? СЛАЙД 4
Это состояние комфорта в окружающей действительности.
Эмоциональное благополучие выражается в следующих чертах ребёнка
чувство доверия к миру;
способность проявлять гуманные чувства;
наличие положительных эмоций и чувства юмора;
способность и потребность в телесном контакте;
чувство удивления;
вариативность поведения;
способность к положительному подкреплению себя;
способность к самоанализу в соответствии с возрастом.
СЛАЙД 5 Эмоциональное благополучие формирует:
- адекватную высокую самооценку;
- сформированный самоконтроль;
- ориентацию на успех в достижении целей;
- состояние удовлетворения.
Как вы представляете себе эмоционально благополучного ребёнка? СЛАЙД 6
Что же влияет на комфортное состояние ребёнка? СЛАЙД 7
Очевидно, что важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние, является окружающая среда. Как правило, под средой развития в ДОУ понимается организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в целях безопасности, психологического благополучия ребенка, его развития. СЛАЙД 8
- планировать обстановку помещения группы или ее изменения до прихода детей в группу (замена игровых зон – постепенная, с учетом возраста и интересов детей);
- организовать игровые зоны для одновременной игры для 2-3 человек;
- учесть возможность организации совместной деятельности взрослого и ребенка, т.к. взрослый – это основной партнер в играх и занятиях ребенка (большая мебель, удобный подход к игровому уголку);
- все игрушки размещаются на открытых стеллажах. Замена игрушек делается периодически. Материалы должны быть яркими, красочными, привлекательными.
Организуя среду ДОУ, необходимо, сориентироваться на создание не столько предметно-развивающей (т.е., исходя из смысла, – развивающей предметы), сколько эмоционально-развивающей среды, СЛАЙД 9 т.е. такой, которая способствует разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка. Зоны эмоционально-развивающей среды группы ДОУ:
- зона двигательной активности;
- центр песок-вода;
- уголок ИЗО деятельности;
- игровые двигательные модули;
- игровая «жилая комната»;
- центр развивающих игр;
- элементы некоторых видов театра, зона «ряженья».
Зона релаксации (уголок уединения).
Ещё одним из факторов, влияющих на эмоциональное состояние ребёнка является игра СЛАЙД 10
- эмоциональные игры. Цель – создавать положительный эмоциональный настрой на предстоящий день.
- коммуникативные игры. Цель: вызывать у детей радость от общения друг с другом и со взрослыми.
- терапевтические игры. Цель: снять эмоциональное и мышечное напряжение, избавиться от страхов.
Подробнее с играми вас познакомит Марина Николаевна.
СЛАЙД 11 Режим дня играет тоже не маловажную роль для эмоционального благополучия ребёнка. В.Г. Алямовская, С.Н. Петрова рекомендуют:
- Понедельник и пятница не д.б. физически и интеллектуально перегружены;
- Каждый день должен максимально отличаться от предыдущего по месту, времени, форме организации занятий;
- В режиме дня д.б. предусмотрено время для индивидуальных контактов каждого на основе неформального общения.
- Между занятиями высокой интеллектуальной и физической нагрузки д.б. не менее 48 разгрузочных часов. Поэтому нужно составить микроцикл (на неделю) и макроцикл (на месяц) интеллектуальных и физических нагрузок.
- Утро и вечер одного дня в неделю должны посвящаться играм воспитателя с детьми. Причем роль воспитателя в игре определяют дети.
- В режиме дня выделяется время для проведения лечебно-профилактических мероприятий, психотренингов, релаксационных пауз и т. п. Выделяется также время для самостоятельной деятельности детей, когда они могут выйти за пределы групповой и позаниматься в изостудии, библиотеке, тренажерном зале или просто сходить в гости к другу из соседней группы.
В условиях дошкольного образовательного учреждения исключительное значение для эмоционального благополучия ребенка приобретает отношение к нему воспитателя. Отношение воспитателя к ребенку - это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, особенностей понимания и восприятия характера ребенка, его поступков. СЛАЙД 12 На слайде вы видите 4 вида потребностей общения ребёнка со взрослым, выделенные В.О.Лисиной.
Компонентами эмоционального отношения к детям являются действия воспитателя, общий эмоциональный фон в работе воспитателя, особенности принятия ребенка, наличие и характер дистанции между воспитателем и ребенком.
Нарушения взаимоотношений между ребенком и взрослым, невнимание, отрицательное воздействие со стороны взрослого - оказывают негативное влияние на нервную систему дошкольников, вызывая у одних грубость и агрессивность по отношению к окружающим, у других - замкнутость, необщительность, понижение общего тонуса.
Воспитателю в каждой конкретной ситуации необходимо понять причину эмоционального дискомфорта ребенка и выбрать ту форму общения с ним, которая адекватна типу поведения ребенка и неудовлетворенной потребности:
- если дети стремятся быть как можно ближе к воспитателю, необходимо выбрать непосредственно-эмоциональную форму общения и постепенно переходить к ситуативно-деловой форме;
- дети, желающие общаться любой ценой с лидерами группы, нуждаются в личностном и деловом общении с воспитателем;
- для детей, неспособных установить продолжительный контакт со сверстниками при наличии доброжелательного отношения к ним, предпочтительнее деловая форма общения, помощь в налаживании контактов со сверстниками, одобрение;
- в случае, если дети не испытывают потребности в общении со взрослыми и сверстниками, предпочтительнее личностная форма общения (подчеркивание интересов, внимание к успехам).
Эмоциональное самочувствие ребенка во многом определяется характером его отношений со сверстниками. СЛАЙД 13
Необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность:
- находить общие интересы;
- формировать традиции группы;
- создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий;
- поощрять доброжелательность, конструктивные способы разрядки негативных эмоций;
- развивать эмпатийные способности детей групп.
Положительные взаимоотношения со сверстниками формируют у ребенка доброту, отзывчивость, искренность, правдивость; конфликтные - отчужденность, грубость, скрытность, элементы агрессии.
СЛАЙД 14 Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может приводить к различным типам поведения детей:
1 тип - неуравновешенное, импульсивное поведение, характерное для быстро возбудимых детей.
2 тип - характеризуется устойчивым негативным отношением к общению.
3 тип - основной чертой поведения является наличие у детей страхов.
Для положительных взаимоотношений ребёнка со сверстником и взрослым педагог должен создать условия для эмоционального благополучия детей в группе детского сада СЛАЙД 15
- «Телефон доверия»;
- «Семейные альбомы», «Уголки релаксации»;
- «Зональность развивающей среды»;
- разумная занятость детей, в течении всего дня;
- физминутки;
- установка на интересный завтрашний день;
- «Утро радостных встреч»;
- демократичный стиль общения воспитателя;
- соблюдение воспитателем принципов психолого-педагогического сопровождения детей, главным из которых является:
«Ребенок всегда прав. Неправым может быть только взрослый, чья программа ребенку не интересна». (И.Сеченов)
К условиям, СЛАЙД 16 определяющим эффективность влияния педагогов на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие:
- личностные качества педагогов (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность);
- профессиональные качества педагогов (теоретическая и методическая вооружённость);
- ориентация педагогов на эмоциональный комфорт дошкольников.
Каким должен быть настоящий педагог?
СЛАЙД 17 тип Мери Поппинс:
- Образованная хорошо воспитанная, замечательно рассказывающая разные истории.
- Прекрасно разбирается в детях: понимает, что они чувствуют, думают, хотят или не хотят.
- Преследует одну-единственную цель – развитие благополучного человека.
- Является посредником между миром культуры и миром детей.
обучает детей так, что они этого не замечают.
- Постоянно ставит перед ними новые задачи, создает условия для развития воображения, учит нормам поведения, оптимальным способам разрешения конфликтов.
- Обучает по своей программе, превращая ее при этом в программу ребенка.
Вывод:
Обеспечение психологического комфорта детей в ДОУ – одна из важнейших задач педагогического коллектива. От этого во многом зависит результативность педагогической деятельности, сформированность знаний, умений, навыков у детей, способствующих дальнейшей успешности в школьном обучении.
Для обеспечения психологического комфорта ребенка в ДОУ, его психического здоровья, необходима сбалансированность эмоций, поэтому важно, знакомить детей с эмоциональным миром человека.
В настоящее время недостаточно внимания уделяется развитию эмоциональной сферы ребенка, особенно по сравнению с интеллектуальным развитием.
При воспитании эмоций важно не просто научить детей стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества, ибо невозможно представить какую-либо деятельность без неудач, ошибок.
Часто возникающие отрицательные ситуации, невнимательные окружающие, неумение справиться с возникшей проблемой приводят к нарушению эмоционального состояния ребенка, внутреннему дискомфорту. И если вовремя не обратить внимания на возникшие проблемы, это может привести не только к нежеланию посещать ДОУ, но и к отклонениям в личностной сфере личности ребенка, к нарушению социальных контактов.
Так как большую часть времени ребенок проводит в детском саду, нам необходимо обеспечить их психологический комфорт. При построении учебно-воспитательного процесса важно учитывать индивидуальные особенности детей, возрастные возможности.
В общении и взаимодействии с детьми желательно следовать правилу трех «П»:
- Понимание – умение увидеть ребенка «изнутри», смотреть на мир одновременно с двух точек зрения - своей собственной и ребенка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми.
- Принятие – безусловное положительное отношение к ребенку и его индивидуальности независимо от того, радует он в данный момент или нет. «Я отношусь к тебе хорошо, независимо от того, справился ты с заданием или нет».
- Признание – это прежде всего право ребенка в решении тех или иных проблем. У ребенка должно быть ощущение, что выбирает именно он.
Следование вышеназванным правилам, согласованное функционирование развития эмоциональной сферы и интеллектуального развития позволят обеспечить психологический комфорт ребенка в ДОУ, а значит его полноценное развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние семьи на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста
Эмоциональное благополучие ребенка, как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья...
Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами.
Игры с водой, песком и сыпучими материалами могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах раннего возраста. Игры с этими материалами оказывают существенное влияние на сохранен...
Родительское собрание в группе «Формирование эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»
Установлена прямая зависимость эмоционального благополучия детей от семейных отношений. Поведение родителей и их отношение к ребенку закладывает в нем образцы отношения к окружающим....
Игротерапия как средство эмоционального благополучия детей
Материалы из опыта работы педагогов ...
Новые подходы к поддержанию психо-эмоционального благополучия детей первой младшей группы
В дошкольном учреждении адаптационный период – один из самых ответственных моментов. Поэтому воспитатель должен создать и поддерживать положительный микроклимат....
Семинар- практикум по теме "Эмоциональное благополучие детей в ДОУ"
23 марта 2017 года в детском саду № 20 "Аллюки" г. Азнакаево проведен семинар- практикум по теме "Эмоциональное благополучие детей в ДОУ".Содержание семинара на 100% совпало с темой .Все присутс...
Интерактивный семинар- практикум по теме: «Повышение эффективности психологического здоровья и эмоционального благополучия детей в ДОУ»
Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, основу которого составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех возрастных этапах детства. У каждого взрослого свое п...
Комментарии
Семинар «Эмоциональное благополучие детей в ДОУ».
Доклад для семинара «Эмоциональное благополучие детей в ДОУ».