статья: "Бисероплетение в детском саду, как один из видов арт-терапии"
статья (подготовительная группа) на тему
«Бисероплетение в детском саду, как один из видов арт-терапии».
Смелягина Ольга Теймуразовна воспитатель
ГБДОУ д/с №46 компенсирующего вида
Калининского района г. Санкт-Петербурга
Содержание:
Введение……………………………………………………………..3
Пояснительная записка……………………………………………..5
Цель программы…………………………………………………….7
Задачи…………..……………………………………………………7
Ожидаемые результаты…………………………………………….8
Организация рабочего места………………………………………..8
Материалы и инструменты ………………………………………..8
Примерные темы занятий…………………………………………..9
Заключение………………………………………………………….10
Список литературы…………………………………………………11
Введение.
Воспитание детей в современном обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, разрушения нравственных норм и ценностей, в силу которых существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения. Целенаправленные и стихийные процессы привели к значительным изменениям в общественной системе воспитания.
В связи с этим возросло значение приобщения детей к истокам культуры, знакомство с народными промыслами и ремеслами. В этом нам помогают современные педагогические технологии, что являются совокупностью средств и методов воспроизведения (общих, теоретически обоснованных) процессов обучения, развития и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели.
Одной из современных педагогических технологий является арт-терапия, технология, которая позволяет лечить и развивать ребенка при помощи искусства и творчества. Бисероплетение можно отнести к активным формам арт-терапии. В связи с тем, что арт-терапия – это здоровьесберегающая и здоровьеразвивающая технология, она позволяет не только не ухудшить, но и улучшить состояние здоровья дошкольника.
При организации дополнительного образования детей следует опираться на следующие приоритетные принципы:
1.Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.
2.Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
3.Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.
4.Единство обучения, воспитания, развития.
Работа в свободное время ориентирована на создание условий для неформального общения детей, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. В процессе многоплановой работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов детей, способствовать решению задач нравственного воспитания.
Очень важно создавать для воспитанников условия для их занятий, широко использовать их творческие возможности.
Дополнительные занятия дают ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам. Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором дети могут развить свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании детей ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Другая важная особенность дополнительного образования детей – его воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит, и более эффективное воспитание. В процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребенка происходит развитие нравственных качеств личности. Умение ненавязчиво помогать ребенку в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, в решении своих личных проблем, эмоционально и психологически поддерживать его и определяет во многом успешность развития дополнительного образования в целом.
Такая работа представляет широкие возможности для профессиональной ориентации учащихся.
С каждым днем в любой отрасли производства все острее ощущается необходимость в специалистах, способных творчески мыслить, постоянно искать новые пути решения тех или иных проблем, рационализировать, изобретать. Учить этому детей следует с раннего возраста, прививать тягу к творчеству. В подростковых клубах детей знакомят с различными видами изобразительного искусства, дают им знания элементарных основ изобразительной деятельности в рисовании, лепке, живописи и т.д.
Пояснительная записка.
Основная задача заключается в формировании у детей и подростков практических трудовых навыков, творческой активности, в воспитании художественного вкуса. Занятия в кружках не только сочетают различные виды практической работы по изготовлению игрушек-сувениров, но и открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.
Вызвать у детей интерес к творчеству, пробудить желание творить самостоятельно - одна из главных задач руководителя кружка.
И, как показывает практика, увлечение ребят поначалу лишь предлагаемых образцов игрушек постепенно перерастает в стремление самим придумывать образ, а затем воплощать его в материале.
Творческое начало и безграничная фантазия заложены в каждом ребенке. Для реализации своих идей маленький человек очень часто выбирает бисер, который привлекает его не только яркостью красок, разнообразием форм и размеров, но и простотой выполнения самых причудливых изделий. По желанию ребенка бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превращаться в веселую игрушку, нарядное украшение или сувенир. Такое занятие доступно даже для маленьких и неумелых рук.
Работы по бисероплетению привлекают детей своими результатами. Поделка, сделанная ребенком, является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Игрушка, прошедшая через руки ребенка, становится особенно привлекательной. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в нее выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему.
Дополнительная образовательная программа «Бисероплетение» является прикладной, носит практико-ориентировочный характер и направлена на овладение учащимися основных приемов бисероплетения. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.
Курс обучения бисероплетению планируется на два учебных года. Программа основывается на доступности материала и построена по принципу «от простого к сложному». Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии, самореализации. Программа носит рекомендательный характер, т.е. тема занятий может изменяться в зависимости от возрастных возможностей, материального обеспечения, интересов и требований детей. Обучение на первом году строится таким образом, чтобы учащиеся хорошо усвоили приемы работы с инструментами, научились «читать» простейшие схемы. Под руководством педагога, а также и самостоятельно, выполнять работы, уметь схематически изображать узоры. Обращается внимание на создание вариантов изделия по одной и той же схеме: путем использования различных материалов, изменения цветовой гаммы.
Дети учатся планировать свою работу, распределять время. А самое главное - работа с бисером вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что-то яркое, необыкновенное. Процесс выполнения требует от ребенка многих действий, к которым дети плохо подготовлены. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Это оказывает решающее воздействие на становление красивого, ровного почерка. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действии. Постепенно образуется система специальных навыков и умений. А все вместе помогает речевому ребенку развивать не только мелкую моторику рук, но стимулировать развитие речи, закреплять математические знания (счет, направления и т.д.).
С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с проволокой и ножницами.
В конце учебного года рекомендуется организовать отчетную выставку изделий.
Цель настоящей программы:
Научить детей самостоятельно создавать изделия из бисера, пользоваться схемами и самостоятельно составлять их, развивать эстетический вкус, внимание, терпение в работе, чувство коллективизма. Во время занятий дети, которым легче удается усвоить практические навыки, помогают другим детям.
Подведение итогов работы проводится в конце учебного года (выставки). На протяжении года также проводятся тематические выстави к различным праздникам и изготовление подарков для родителей –День учителя, Новый год, 23 февраля, 8 Марта.
Задачи:
Образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники бисероплетения.
Воспитательные – привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.
Развивающие – развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.
В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы бисероплетения, учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения (используются школьные знания для изготовления цветов, листьев, различных растений, животных и др.), ИЗО ( подбор сочетаний различных цветов и красок). При выполнении схем бисероплетения, эскизов изделий, применяются знания из областей черчения ( умение «читать» и составлять схемы ), математики ( подсчет стоимости используемого материала)..
Ожидаемые результаты:
В конце изучения курса "Бисероплетение" обучающиеся должны знать правила техники безопасности, основы композиции и цветоведения, классификацию и свойства бисера, основные приёмы бисероплетения, условные обозначения, последовательность изготовления изделий из бисера, правила ухода и хранения изделий из бисера; уметь гармонично сочетать цвета при выполнении изделий, составлять композиции согласно правилам, классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам, правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками, чётко выполнять основные приёмы бисероплетения, свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по бисероплетению, составлять рабочие рисунки самостоятельно, изготавливать украшения, плоские и объёмные фигурки животных, а также цветы и деревья из бисера на основе изученных приёмов, выполнять отдельные элементы и сборку изделий, рассчитывать плотность плетения, хранить изделия из бисера согласно правилам.
Организация рабочего места.
Просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, с достаточным и вечерним освещением. Учебное оборудование должно включать комплект мебели, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий, хранения наглядных пособий.
Для работы с бисером удобнее использовать неглубокое блюдце или коробочку с низкими бортиками или контейнеры с разграничениями; ткань белого цвета 30 * 30 см, или бумажные тарелочки.
Материалы и инструменты:
* Бисер различного размера и качества. Существует несколько видов бисера: круглый, граненый и рубка. Помимо формы и размера бисер различается по способу окраски - он может быть прозрачным или матовым, прозрачным с окрашенным изнутри отверстием или с перламутровым блеском
* Стеклярус разной длины. Это стеклянные или пластмассовые трубочки с отверстием внутри.
* Бусины (разных размеров и материалов)
*Проволока медная или металлическая, окрашенная в разные цвета. Толщина проволоки диктуется формой изделия и размерами используемого материала, но в основном нужна проволока от 0,2 до 1 мм в диаметре.
* Нитки или специальная бумага для декорирования стеблей. Нитки понадобятся шелковые или мулине, соответствующие по цвету зелени листьев. Бумагу лучше брать гофрированную или папиросную. Можно использовать также специальную флористическую ленту.
* алебастр для заливки.
* Клей ПВА для закрепления концов ниток и бумаги.
* Различные по форме горшочки для цветов, рамочки, плетеные корзинки для создания объемных цветочных композиций или настенных украшений.
* ножницы для бумаги и ниток;
Примерные темы занятий:
1 этап: скручивание
- различные деревья из пайеток и бусин («денежное» дерево только из бусин, из бусин и пайеток-листиков, из бисера разных цветов – по сезонам)
2 этап: простое плетение (одинарное)
- начало плетения: простые цветы из пайеток и бисера или мелких бусинок: брошки, цветущие деревья
- встречное плетение: листики и ягодки; цветы; рыбки; дельфины
3 этап: «сшивание» (скрепление двух деталей в процессе плетения фигурки)
- сложные цветы, фигурки: Дед Мороз, Снегурочка, клоун, снеговик и т.д.
4 этап: объемное плетение (двойное, т.е. «сшивание» сразу по двум сторонам)
- ящерица, крокодил и т.д.
5 этап: придумывание своих игрушек, разработка схемы плетения, используя любую форму плетения, которая больше нравиться.
Заключение:
Дети дошкольного возраста видят прекрасное несколько иначе, чем мы взрослые, но видят и понимают на своем уровне, часто поражая нас своими высказываниями, а иногда и не объясняя, почему оно им понравилось, умеют откликаться на красоту произведения, будь то книга, картина, изделия народов России или поделки своими руками, сделанные из бисера и других материалов.
И мы начинаем приобщать ребенка к миру прекрасного с удивления, восторга и восхищения перед репродукцией с полотна художника, перед той красотой, что нас окружает в природе, перед маленькой поделкой товарища. В книге педагога из Душанбе Ю. Н. Хижняк «Как прекрасен этот мир» есть удивительные слова: «Когда ушла моя юность и пришла зрелость, я поняла, что влияние красоты в детском возрасте на нежную душу ребенка огромно. Если научить ребенка видеть и понимать ее, анализировать, сопоставлять, размышлять о ней, наслаждаться ею и бороться за нее ли создавать своими руками, то он вырастет совершенным, гармонично развитым человеком, который сделает таковыми же свои отношения с другими людьми, свою работу, творчество, увлечения, семью. Тонкий, отзывчивый человек, способный быть счастливым и делать счастливым других, редко появяется сам собой. Воспитать человека таким, развить в нем культуру чувств, наполнить жизнь его радостью – важнейшая задача, стоящая перед педагогом».
Очень надеюсь, что навыки по бисероплетению, создание маленьких поделок в подарок родным и близким; чувство цвета, гармонии, отзывчивости и помощи другим, помогут воспитать такого человека.
Список используемой литературы:
1. «Красота. Радость. Творчество.» Программа. сост. Комарова, Т. С., Антонова А.В., Зацепина, М. Б., – Испр. и доп. – М., 2002
2. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома: Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез., 2005-2010.
3. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. : Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез., 2010.
4. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания: Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез., 2010.
5. «Коллекция идей» Р. Туфкрео, М. Кудейко, изд. «Аника-Пресс», СПб «Сова», 2007 .
6. «Бусинка за бусинкой» Э. Литвинец, изд. «Малыш», М, 1987 г.
7. «Цветы из бисера» Л. Г. Куликова, Л. Ю. Короткова, изд. Дом МСП, М, 2004 г.
8. «Бисероплетение. Простое и сложное» практическое пособие сост. С. П. Калмыков, изд. «Корона принт», СПб, 1999
9. «Бисероплетение. Ожерелья и заколки» практическое пособие сост. Ю. В. Гадаева, изд. «Корона принт», СПб, 1999
10. «Подарки из бисера» А. Магина, изд. «АСТ» М, изд. «Сова» СПб, 2007 г.
11. «Картины панно из бисера» Е. Т. Виноградова, изд. «АСТ» М, изд. «Сова» СПб, 2007 г.
12. «Умелица. Бисер» Г. Дюлина, ООО «Изд. Астрель», ООО «Изд. АСТ», М, 2001 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-личностный проект "Издание газеты детского сада, как один из способов повышения информированности родителей". Составитель старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна
Повышению уровня информированности родителей о деятельности детского сада способствует использование в практике работы учреждения малотиражной газеты для родителей. Газета...
Фитнес-аэробика в детском саду как один из вариантов дополнительного образования.
Федерация Аэробики России (ФАР) активно развивает фитнес-аэробику как массовый вид спорта. В 2000 году ФАР стала членом Международной федерации спорта, аэробики и фитнеса (FISAF) и начала развивать но...
Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе детского сада ТЕМА «ОДИН, МНОГО»
В данном занятии решаются триединые задачи:Образовательные:Закреплять представление о понятиях «Один» и «Много». Закреплять знания цвета, величины и видов пассажирского транспорта.Развивающие: Ра...
Создание здоровьесберегающей среды в детском саду, как один из факторов успешного коррекционного развития и обучения»
Доклад "Оздоровление детей в условия селького ДОУ. Создание здоровьесберегающей среды в детком саду, как один из факторов успешного коррекционного развития и обучения"...
Статья "Развивающая предметная среда на участке детского сада для организации разных видов детской деятельности"
Развивающая предметная среда дошкольного образовательного учреждения должна обеспечивать всестороннее развитие личности ребенка, это та система, которая обеспечивает жизнедеятельность детей и их полно...
Сказкотерапия, как один из видов арт-терапии в развитии творческого воображения старших дошкольников
В последние годы возросла заинтересованность педагогов к устройству влияния искусства на дошкольников с вопросами в процессе развития и обучения. Современная педагогика и психология в существенной мер...
Социальный проект «Издание газеты детского сада, как один из способов повышения информированности родителей»
Газета для родителей не главный, но один из самых важных компонентов при взаимодействии с родителями воспитанников. Она и способ педагогического информирования семьи, и форма взаимодействия педа...