Отчет по самообразованию на тему: "Приобщение дошкольников к истокам народной культуры"
учебно-методический материал на тему

Изучение народных традиций в дошкольном образовании - одно из важных направлений работы музыкального руководителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Аистенок»

 п. Выгоничи

Музыкальный руководитель  Горшкова М.В.

Отчет по самообразованию 

на тему:

«Приобщение дошкольников к истокам народной культуры»

2014 – 2015 учебный год

Цель:

Повышение профессиональной компетенции по вопросу приобщения дошкольников к народному творчеству и воспитание чувства патриотизма средствами музыкального фольклора и фольклорных праздников.

Задачи:

- Приобщать детей к русским народным традициям, обычаям, старинным обрядам

-Формировать первоначальные представления о культуре, истории и жизни русского народа

- Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие народного творчества и фольклорных праздников.

- Воспитывать любовь к традициям своего народа.

- Воспитывать чувство причастности к русской культуре.

Актуальность:

На Руси, как древней, так и современной, вплоть до 40 годов XX века; считалось правилом хорошего тона знать творчество своего народа. До недавнего времени приходилось видеть катастрофический упадок знаний по этому вопросу. Желание знать историю своей культуры имели всего лишь 2 – 3 % людей. Старая поговорка гласит: «Все новое – хорошо забытое старое». Своя культура всегда выделяется человеком как особенная, первая с которой он, как правило, свыкается, сживается, которую впитывает, как принято говорить, «с молоком матери». Вероятно, поэтому рано или поздно человек все равно начинает внимательно присматриваться к культуре прошлого. На сегодняшний день можно увидеть возрождение интереса к национальной культуре, к обрядам и обычаям наших предков, к их традициям.

Значение культуры собственного народа, умение понять ее, желание приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности человека, если его знакомить с родной культурой с самого раннего детства. Ребенок нуждается в умном и тактичном помощнике, который поведет его в удивительную страну прошлого, расскажет о жизни предков – тех, кто перед нами был, научит понимать и удивляться.

Дети должны знать ответы на вопросы: Что такое русский фольклор? Каковы виды русского фольклора? Какую роль в жизни народа играет русский фольклор? Историю возникновения фольклорных праздников и их традиции.

Предполагаемый результат:

В результате работы предполагается, что у детей сформируется правильное и полное представление о родной стране, городе, о своей национальной принадлежности, о традициях, предметах культуры, сформируется чувство национального достоинства. У родителей повысится заинтересованность к возрождению культуры своего народа.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

- Изучение литературы по теме.

- Изучение музыкального материала по теме.

- Поиск информации по данной теме в интернет ресурсах.

- Проведение НОД по теме.

- Проведение фольклорных праздников.

- Выступление на семинарах и педчасах.

- Работа с родителями: консультации, беседы, выставки совместных работ.

-Обобщение результатов на итоговом заседании педагогического совета МБДОУ.

План работы:

Раздел плана

Сроки

Форма, содержание работы

Изучение методической литературы

В течение  всего периода работы над темой.

1.М.Ю.Картушина «Русские народные праздники в детском саду»

2. Г.А.Лапшина «Календарные и народные праздники в детском саду»

3. М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова «Народные праздники в детском саду»

4. М.Ф.Литвинова «Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста

5. О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной Культуры

6. Н.В.Пугачёва, Н.А. Есаулова, Н.Н.Потапова «Календарные обрядовые  праздники для детей дошкольного возраста»

6. «Фольклор-музыка-театр» под редакцией С.И. Мерзляковой

Работа с детьми

В течение   всего периода работы над темой

НОД по теме (знакомство с обрядами традициями, разучивание музыкального материала по теме, чтение худ. литературы, разучивание народных игр, слушание музыки, просмотр мультфильмов, картин)

Подготовка к фольклорным праздникам, участие детей в праздничных действиях.

Работа с родителями

В течение  всего периода работы

над темой

Консультации по темам: «Пришла коляда отворяй ворота», «Масленица»

«Пасха», «Красная горка»

Создание ПРС

Изготовление атрибутов к праздникам:  кокошники, веночки, пасхальные яйца, костюмы.

Методическая работа (по этапам)

Сентябрь – октябрь 2014(установочный)

Ноябрь2014-февраль 2015(обуч)

Февраль – март 2015(практич)

Апрель – май 2015

(теор)

 

Формулирование темы, установка целей, осмысление последовательности работы

Изучение литературы, составление консультаций и сценариев.

Подготовка к празднику «Рождественские посиделки»

выступление на педсовете, семинаре,

Изучение материала (Красная Горка),

Написание консультаций, презентация.

Изучение материала (Колядки, Масленица,).

Изучение материала «Пасха», «Иван Купала», «Яблочный спас».

Публикация материалов по данной теме. Оформление папок.

Подведение итогов

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - не в экономических реформах, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Именно поэтому сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству, ведь именно в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни.

Использование фольклора на занятиях позволяет детям сравнить «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях.

Меня, как музыкального руководителя  больше интересует детский фольклор. Это понятие в полной мере относится к тем произведениям, которые созданы взрослыми для детей. Кроме того, сюда входят произведения, созданные самими детьми, а также перешедшие к детям из устного народного творчества взрослых .

Именно музыкальные занятия воспитывают в детях умение ладить друг с другом, прислушиваться друг к другу, понимать, любить, прощать.

С русскими народными песнями и мелодиями мы начинаем знакомить детей уже с первой младшей группы. Это такие песни как: «Петушок», «Ладушки». «Зайка», «Солнышко», «Сорока - сорока» и т. д

Работая с малышами над музыкально - ритмическими  движениями мы постоянно обращаемся к русским народным мелодиям: «Из-под дуба», «Ах вы, сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль я выйду ль я», «Ах ты, берёза», «Коробейники». Народные мелодии естественны и поэтому легки для восприятия и запоминания. Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения. Народные подвижные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: «Ходит Ваня», «Заинька», «Кто у нас хороший» и т. д. Все эти малые жанры фольклора детьми младших группы только воспринимаются, а вот дети старших групп уже пытаются внести в них свое.

Все эти малые жанры фольклора детьми младших группы только воспринимаются, а вот дети старших групп уже пытаются внести в них свое.

В работе с детьми средней, старшей, подготовительной групп, я  часто использую другие фольклорные жанры - песенки веснянки, заклички, колядки, игровые песни, обрядовые и т. д. - все то, что перешло в детский фольклор из взрослого фольклора. Дети данного возраста уже не просто где-то напевают, а поют обрядовые песни (веснянки, заклинки, масленичные, жатвенные, свадебные песни и т. д.).

В своей работе я часто использую многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок, игр: «Млада», «Посею лебеду на берегу», «Ой, вставала я ранёшенько» и т. д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений! на музыкальных занятиях. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, позволяет им проявить фантазию, а эмоциональность народных мелодий заряжает позитивной энергией на весь день. На этих песнях, хороводах дети приобщаются к миру взрослых, где живут уважение, взаимопонимание, любовь.

Результатом моей деятельности, как музыкального руководителя, является приведение календарных и фольклорных праздников в различных группах. Стало доброй традицией проводить в нашем детском саду такие праздники как:

«Осенние посиделки», Интересно проходят «Рождественские святки», где дети старших групп ходят «в гости» к детям младшего возраста с песнями, закличками, колядками. Весенние праздники продолжают «Сороки» (прилёт птиц), «Встреча Весны», «Благовещенье», «Вербное воскресение». Не остаются без внимания и летние праздники: «В гости к берёзке» (Троица) и праздник Ивана Купала. |

Благодаря включенности ребенка в деятельность по подготовке праздников, он становится не простым зрителем, а соучастником происходящего. Распевая песни, участвуя в народных танцах, водя хороводы, играя на народных музыкальных инструментах, играя в народные игры, дети нравственный кодекс, заложенный во всем этом, принимают к действию.

Основываясь на нашем опыте, можно сказать, что знакомство с детским музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества.

Моя тема по самообразованию: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» тесно переплетается с работой фольклорного кружка «Росинка», который я веду в нашем детском саду.

"Без прошлого нет будущего"- гласит народная пословица. И с этим трудно не согласиться, как трудно не согласиться с неоспоримой истиной, гласившей: "Ты мира не узнаешь, не зная края своего".

Понимание важности музыкального искусства в развитии и формировании гуманистической сущности личности заставляет задуматься о наиболее эффективных формах организации педагогического процесса. Наряду с традиционными формами работы с детьми, необходима организация кружковой деятельности, которая позволяет оптимально учитывать интересы, наклонности, потребности детей в саморазвитии и самореализации.

Главная задача кружка состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал, выбирающему при этом оптимальные виды деятельности.

При отборе содержания и методов работы кружка я поставила перед собой следующие воспитательно - образовательные задачи:

- Знакомить детей с русским музыкальным фольклором через различные формы обучения.

  • Приучать детей внимательно слушать музыку и эмоционально реагировать на неё.
  •  Прививать любовь к народному творчеству.
  •  Развивать творческие способности детей.

Несколько слов об организации занятий.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия для старшего дошкольного возраста 30 минут.

Тематику занятий определяет народный календарь. Такие занятия проводятся с интенсивным наполнением различных форм учебно-игровой деятельности: так вокально-речевые упражнения сменяются рассказом на данную тему, ответами детей на вопросы; слушание народных песен, знакомство с народными инструментами сменяется разучиванием народных песен, закличек, разучиванием народных танцев, хороводов, игр...Кроме того, на занятиях много используется устного фольклора: прибаутки, потешки, считалки, сказки... Таким образом, дети входят в мир народной культуры, учатся исполнять произведения народного творчества, обогащают свои знания о русском фольклоре.

Структура занятий и последовательность изложения материала зависит от плана на каждое занятие. Чаще всего на занятиях учтены основные виды музыкальной деятельности (пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах), но иногда проводятся вокальные или ритмические занятия.

Наиболее обширный раздел - «Пенис».

Главная задача пения - формирование устойчивого интереса к пению, чистое выразительное интонирование, развитие вокально-хоровых навыков, расширение диапазона.

Обязательным условием исполнения русской песни является инсценирование.  Дети быстро выучивают и запоминают песню, у них развиваются воображение, творческие способности.

В разделе «Слушание» знакомлю детей с русскими народными песнями в исполнении наших прославленных исполнителей народной песни. Знакомлю со звучанием русских народных инструментов: гуслей, гармони, балалайки, рожка, жалейки.

При объяснении нового материала часто использую презентации.

Широко используется народная музыка и в работе с детьми по разделу музыкально-ритмического движения.

Подбирая музыку для движения, я исхожу из того, что она должна быть художественной, доступной ребёнку по форме и по изложению. Важно, чтобы ребёнок чувствовал не только общий характер музыки, но и различные средства её выразительности, как например ритмический рисунок мелодии, фразировку, динамику и по своим возможно детям передавал это в движении. Русская народная музыка в большинстве случаев отвечает этим требованиям. Мелодии её просты, логичны, в них ярко выражена фразировка. Всё это помогает детям лучше понимать музыкальную речь, развивает у них чувство формы музыкального произведения.

Обучение музыкально-ритмическим  движениям строится в форме игры. Придумываю сюжет, рассказ. Например, топающий шаг — прогулка по первому снегу, хороводный шаг - гуляние по лугу, по осеннему парку. Учу детей правильно, ритмично и красиво выполнять тот или иной элемент танца или танцевальный шаг, реагировать движением на смену частей или характера музыки.

В занятия включены русские хороводы: «Хоровод с веночками», «Хоровод с  платочками», с балалайками.

На занятиях используется большое количество народных игр. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Детям очень нравятся детские народные игры: «Паучок», «Ворон». «Горелки», «Жмурка», «В деда», «Золотые ворота» и др.

Я заметила, что дети проявляют большой интерес к игре на музыкальных инструментах.

Это стимулирует детей к активным выражениям чувств, придаёт своеобразие музыкальному творчеству. Дети эмоционально воспринимают народную песню, сопровождая её игрой на народных инструментах, у них появляется стремление активно реализовать себя в игре на ложках, колокольчиках и др. инструментах.

Разученные на занятиях песни, танцы, импровизации на музыкальных инструментах становятся близкими и доступными ребенку дошкольного возраста, когда включаются в его повседневную жизнь, используются в самостоятельной деятельности. Известно, что большой интерес у детей вызывают выступления на праздниках и различных по тематике развлечениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы по теме: "Приобщение старших дошкольников к традиционной народной культуре посредством народных праздников"народной куль

Учитывая значимость данного опыта для развития личности ребенка, автор пришел к пониманию необходимости организовать работу по приобщению дошкольников к традиционной народной культуре в соответствии с...

Сообщение на тему: "Приобщение дошкольников к истокам народной культуры

Приобщение дошкольников к истокам народной культуры В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к так...

Сообщение на тему "Приобщение дошкольников к истокам народной культуры в ДОУ"

Сообщение на тему "Приобщение дошкольников к истокам народной культуры в ДОУ"...

Отчет по самообразованию на тему "Приобщение дошкольников к истокам народной культуры"

Отчет по самообразованию на тему "Приобщение дошкольников к истокам народной культуры"...

Долгосрочный проект на тему: «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры через народные праздники»

Данный проект предназначен для ознакомления детей дошкольного возраста с жизнью, бытом и творчеством русского и башкирского  народа. Проект ориентирован на нравственно-патриотическое и художестве...

Семинар-практикум для педагогов Тема: «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры через русские народные игры»

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать...