Сообщение на тему "Приобщение дошкольников к истокам народной культуры в ДОУ"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Кирьянова Татьяна Эдуардовна

Сообщение на тему "Приобщение дошкольников к истокам народной культуры в ДОУ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 комбинированного вида»

Сообщение из опыта работы ДОУ на тему

«Приобщение дошкольников

к истокам народной культуры»

Подготовила: 

старший воспитатель

Т.Э.Кирьянова

г.Богородицк

2013-2014г.

Приобщение дошкольников

к истокам народной культуры

В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как семья, наследие, Родина. В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и моральные качества, среди которых важное значение имеет патриотизм. Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие “Родина” включает в себя все условия жизни: семью, дом, улицу, город, в котором родился, окружающую природу, культуру, особенности языка и быта. Патриотизм, как и любое другое чувство, напрямую связано с духовностью человека, её глубиной.

ДОУ должно быть заинтересовано в работе по привитию у детей этого качества личности, в подготовке ребенка к самостоятельной жизни. Необходимо научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину.

Цель работы нашего ДОУ: ознакомление детей с бытом, народными традициями и культурными особенностями людей на Руси. 

Для решения этой цели мы поставили задачи:

1. Развивать эмоционально–познавательный интерес к культурному наследию России;

2. Расширять и углублять представления детей о жизнедеятельности людей на Руси;

3. Формирование эстетически–нравственных представлений о Родине, средствами русского народного устного творчества;

4. Развивать речь средствами фольклора;

5. Осуществлять сравнение прошлого и современного укладов жизни русских людей;

6. Развитие интереса к русским традициям и промыслам, воспитание уважения к труду;

7. Построение такой системы жизнедеятельности нашего ДОУ, которая обеспечит условия всестороннего развития личности детей и родителей для приобщения к истокам русской народной культуры

Важнейшими педагогическими принципами в работе наших педагогов стали:

1. Создание в ДОУ развивающей предметно-пространственной среды для пробуждения в душах детей чувства красоты, любознательности, национальности, желания быть частью великого русского народа - атмосферы национального быта.

Мы решили, что детей должны окружать предметы, характерные для русского народного быта, т.к. они развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного, поэтому в детском саду есть мини-музеи «В гостях у сказки», «В краю родном», уголок «Русской избы», которые  с удовольствием посещают наши дети и родители. Во всех группах нашего детского сада созданы патриотические уголки.

2. Широкое использование в работе всех видов фольклора, народно-прикладного искусства, приобщение детей к традициям и народным праздникам;  

В своей работе по данной теме педагоги ДОУ используют богатый фольклорный материал песенок, потешек, прибауток, сказок, былин и др.

Пословицы, поговорки, песенки, потешки используются воспитателями не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в других режимных моментах.

Приобщение детей к музыкальному фольклору происходит не только в разучивании песен, но и в исполнении хороводов, плясовых, народных музыкальных играх в использовании традиционных народных инструментов, конкурсов, частушек.

Народные праздники тесно связанны с трудом и с различными сторонами общественной жизни русского человека. Народная мудрость, заключенная в этих праздниках, сохраненная в веках, должна быть передана детям. В нашем детском саду стало традицией проведение таких праздников как Масленица, Пасха.

Великолепно проходят и осенние праздники, на которых всегда вспоминается народное празднование Покрова. После народных хороводов игр и забав, традиционное чаепитие.

Конечно, стоит отметить, что во всех этих праздниках родители принимают деятельное участие.

Музыкальный руководитель последовательно знакомит детей  с произведениями народного музыкального творчества, с музыкой великих русских композиторов.

Музыкальные произведения и праздники, посвященные армии, Дню победы развивают чувство восхищения героями, знакомят с особенностями военной службы в мирное время, формируют представления о воинском долге, воспитывают гордость за своих отцов и дедов.

В детском саду есть такая практика, в группах ко Дню Защитников Отечества оформляются выставки рисунков с военной тематикой. Разучиваются песни и стихотворения о Родине, Армии, о природе родного края. Всё это создает определенный настрой, зарождая в душе ребенка патриотические чувства.

3. Следующее приоритетное направление это знакомство с народным прикладным искусством нашего народа;

Воспитание гражданина и патриота,  знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Дети в группах знакомятся с известными во всем мире образцами русского декоративно-прикладного искусства, такими как Хохломская, Уральская, Городецкая росписи, по которым оформлены альбомы с образцами работ. Дымковская и Филимоновская игрушки, образцы которых представлены в методическом кабинете, используются в работе педагогов. Ознакомление детей с красотой, эстетическим вкусом, художественной ценностью мастеров русского народа в разных видах деятельности способствует также приобщению детей к истокам русской народной культуры.

В ДОУ ежеквартально создается в музыкальном зале «Русская изба». Дети могут видеть: образцы вышивки, кружева, тканные ручные изделия, глиняную посуду, самовары, прялки, русскую печь и другие экспонаты, открывающие им особенности русского быта и творчества.

4. Задачи патриотического воспитания реализуются так же через знакомство детей с русскими народными играми;

Инструктор по физическому воспитанию и педагоги знакомят детей с народными играми, которые затем используются на праздниках и развлечениях.

Праздник «День Защитников Отечества» всегда проводится с участием пап, старших братьев, дедушек. Такой досуг, когда взрослые демонстрируют свои умения бегать, прыгать, соревноваться, воспитывают в детях чувство гордости за свою семью, своих родных. Создаётся положительный эмоциональный подъём и радость от взаимодействия друг с другом, что является неотъемлемым фактором формирования патриотических чувств.

Совместно с инструктором по физическому воспитанию педагогами проводятся целевые прогулки и экскурсии. Такие походы являются формой непосредственного, более глубокого познания окружающего природного и социального мира. Закрепление и развитие двигательных умений и навыков обеспечивается в сочетании активного отдыха и изучения родного края.

Для достижения положительных результатов в формировании самостоятельности, уверенности в своих силах, воспитанию чувства ответственности при проведении утренней гимнастики инструктор по физической культуре выбирает детей, которые исполняют роль командира.

В группах кроме вышеперечисленной работы по патриотическому воспитанию мы знакомим детей с Государственным гимном, флагом, гербом России, а так же своей малой Родины, развиваем уважение к государственной символике. Всегда в беседах, индивидуальной работе с детьми подчеркиваем красоту природы нашего города, развиваем чувство гордости за свою малую Родину, за её достопримечательности.

3. Используя сотворчество детей, родителей и педагогов в совместном процессе освоения традиционной отечественной  культуры, создать единый коллектив «дети – родители – сотрудники ДОУ».

Для родителей систематически проводятся консультации, мастер-классы, смотры-конкурсы с различной тематикой «Мы с папой рисуем вместе», «Зимняя мастерская», «С чего начинается Родина…», «Учите видеть прекрасное» и другие.

Родители принимают активное участие во всех праздниках, досугах и развлечениях, проводимых в нашем ДОУ.

Основные формы работы ДОУ:

1. Непосредственно образовательная деятельность: тематическая, интегрированная, игровая, театрализованная, индивидуальная;

2. Развлечения, досуги, русские народные праздники;

3.Экскурсии, целевые прогулки;

4. Театрализованная деятельность;

5. Игровая деятельность;

6. Мини-музеи;

7. Работа с родителями.

Деятельность ДОУ состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра.

Именно так развивается личностная культура ребенка как основа его любви к Родине.

Выпускники нашего ДОУ умеют:

1.Использовать в активной речи потешки, считалки, загадки.

2.Играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.

3.Имеют богатый запас знаний сказок и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

4.Осмысленно и активно участвовать в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихотворения).

5. Знают истории русского народного костюма и головных уборов.

6.Использовать атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

7. Бережно относиться к предметам быта, произведениям народного творчества, уважать труд людей.

Дети – будущее нашей Родины, им беречь и охранять ее просторы, ее богатства, ее культуру, обычаи русского народа и передавать это наследие дальше нашим потомкам.

Если не мы, то кто же детям нашим поможет
Россию любить и знать!
Как важно не опоздать!

Литература:

1. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие Князева О.Л., Маханева М.Д. – СПБ.: Детство-Пресс, 2004;

2. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В; Есаулова Н.А.; Потапова Н.Н.учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005;

3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маханева О.А., Корепанова О.Н. и др. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004;

4. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие./ Литвинова М.Ф. М.: Айрис-пресс, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему: "Приобщение дошкольников к истокам народной культуры

Приобщение дошкольников к истокам народной культуры В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к так...

Программа по приобщению дошкольников к истокам народной культуры через ознакомление с обрядовой народной куклой.

Программа по приобщению дошкольниковк истокам народной культуры  через ознакомление с обрядовой народной куклой....

«Приобщение дошкольников к истокам народной культуры с помощью народных игр и забав»

Обогащение двигательного опыта детей через                  народные подвижные игры и забавы....

Долгосрочный проект на тему: «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры через народные праздники»

Данный проект предназначен для ознакомления детей дошкольного возраста с жизнью, бытом и творчеством русского и башкирского  народа. Проект ориентирован на нравственно-патриотическое и художестве...

Семинар-практикум «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры через русские народные игры»

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать...

Семинар-практикум для педагогов Тема: «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры через русские народные игры»

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать...