Дошкольнику о правилах пожарной безопасности В современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий – ураганов, наводнений, пожаров. Особую тревогу взрослые испытывают за детей. Желание открывать что-то новое, непосредственность часто ставит детей перед реальными опасностями. У детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Многие дети не знают правил соблюдения пожарной безопасности и правил поведения во время пожара. Они обычно прячутся под кровать, в шкаф, не пытаются убежать даже тогда, когда это можно сделать. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом. Многие из них не знают номера «01». Это не может не вызвать тревогу. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьезно. Детям разрешают играть пожароопасными предметами, в доступном месте хранятся спички, зажигалки. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами пожарной безопасности. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически. Поэтому проблема безопасности жизнедеятельности воспитанников признается одной из приоритетных. Одним запретом «нельзя» невозможно избежать несчастных случаев, надо стремимся не запрещать, а дать ребенку исчерпывающие знания. Исходя из этого, перед педагогами дошкольных учреждений стоят следующие задачи: 1. Формировать системные представления об окружающем мире, о роли и месте электрических приборов и предметов домашнего обихода в жизни человека. 2. Формировать чувство повышенной опасности огня. 3. Формировать понимание необходимости соблюдения правил пожарной безопасности, представление о труде пожарных. 4. Формировать умение вести себя в случае пожара. 5. Формировать личностные качества, дисциплинированность, выдержку, внимание. Для решения этих задач используются самые разнообразные формы и методы работы по обучению детей пожарной безопасности: - комплексные и интегрированные занятия. Цель: познакомить с правилами пожарной безопасности в лесу, вооружить детей знанием основных причин пожара в лесу. («Огонь – друг», «Огонь добрый, огонь злой»); - занятия-проекты. Дети вместе с воспитателем и родителями готовят проекты, оформляют их в виде газет, брошюр. («Моя безопасность», «Злой и добрый огонь»); - практическое занятие. Цель: обучить конкретным навыкам тушения начинающегося пожара и спасения себя от огня и дыма, познакомить детей с правилами пожарной безопасности дома и в детском саду. («Чтобы не было беды»); - экскурсии в пожарную часть и по детскому саду. Цель: познакомить детей с уголком противопожарной безопасности, системой оповещения, средствами тушения пожара, эвакуационными путями, показать, что взрослые о них заботятся, предусмотрели необходимые действия на тот случай, если случится пожар и хотят их научить правильному поведению во время пожара; - игры-соревнования, подвижные игры, дидактические игры. Цель: научить детей находить среди опасных предметов те, которые являются причиной пожара («Причины пожаров», «Пожароопасные предметы», «Горит - не горит»), сюжетно-ролевые («Семья», «Юные пожарные», «Что необходимо пожарному?»), театрализованные. - беседы: «Огонь – друг и враг человека», «Пожарная сигнализация», «Люди героической профессии», «Что может испортить Новогодний праздник?»; проблемные ситуации: «Бабушка забыла выключить утюг», «Мама оставила сушить бельё над плитой», «Опасная свеча». - знакомство с художественной литературой: К.И. Чуковский «Путаница»; сказки «Как человек подружился с огнём», «Как огонь воду замуж взял»; С.Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом»; Л.Н. Толстой «Пожарные собаки»; Б. Жидков «Пожар в море», «Дым»; М. Баданов «Костер»; А. Жигулин « Пожары»; Е. Ильин «Солнечный факел»; О. Иоселиани «Пожарная команда»; Л. Куклин «Сталевар. Кузнец. Пожарный»; Е. Новичихин «Ноль — один»; «Спички»; К.Оленев «Красная машина»; Д.Орлова «Как Стобед хотел испугать волка, а сам чуть не сгорел»; Е.Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял»; В.Распутин « Костер»; О.Смирнов «Степной пожар». Использование наглядного материала помогает решать поставленные задачи. - яркие плакаты, иллюстрации, пособия, буклеты; - сочинение историй и оформление их в буклеты - «Что было бы, если…», «Огонь – не забава»; -составление коллажей - «От чего может произойти пожар», «Электроприборы», «Кошкин дом»; - моделирование и анализ заданных ситуаций - «Пожар дома», «Мама ушла в магазин, мы остались одни…», «Как бы ты поступил»; - познавательные викторины, на которых дети показывают свои знания; - обучающие ролики. Для ознакомления воспитанников с правилами пожарной безопасности создана предметно-развивающая среда: - в коридорах нашего образовательного учреждения оформлены информационные уголки для родителей «Чтобы не было пожара» и «Безопасность вашего малыша», где родители могут ознакомиться с необходимой информацией по пожарной безопасности и получить рекомендации. − в группе оформлены уголки безопасности для детей: плакаты, иллюстративный материал, макеты, выставки рисунков и поделок в соответствии с возрастными особенностями детей.
В детском саду создан и систематизирован в учебно-дидактический материал для ознакомления детей с правилами пожарной безопасности (учебные пособия, альбомы, плакаты, дидактические игры, конспекты занятий, буклеты и памятки).
Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами, организованными в единый педагогический процесс. В группах разработан план работы с родителями по обеспечению пожарной безопасности. Вопросы безопасности детей в детском саду и дома поднимаются и обсуждаются на родительских собраниях. Привлекательно оформленные информационные уголки для родителей помогают получить необходимый совет или профессиональную помощь. Это и папки-передвижки, консультационные папки и информация на стендах, памятки и буклеты. Только систематическая, планомерная работа в содружестве с семьей поможет сформировать у дошкольников прочные знания о правилах противопожарной безопасности. Родители, участвуя в процессе формирования знаний по пожарной безопасности, и сами приобретают необходимые знания и начинают понимать свою ответственность перед детьми и за детей. В помощь родителям 1.«Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности» Пожарная безопасность дома (в квартире) ∙ Выучите и запишите на листе бумаги ваш адрес и телефон. Положите этот листок рядом с телефонным аппаратом. ∙ Не играй дома со спичками и зажигалками. Это может стать причиной пожара. ∙ Уходя из дома или из комнаты, не забывай выключать электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизор, светильники и т. д. ∙ Не суши белье над плитой. Оно может загореться. ∙ В деревне или на даче без взрослых не подходи к печке и не открывай печную дверцу. От выпавшего огонька может загореться дом. ∙ Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни без взрослых. Электроприборы ∙ Не пользуйтесь неисправными электроприборами. ∙ Не дотрагивайтесь до электроприборов мокрыми руками. ∙ Не пользуйтесь электроприборами в ванной. ∙ Не накрывайте лампы и светильники тканью или бумагой. ∙ Не оставляйте включенными утюг и другие электроприборы. Домашние вещи ∙ Не играйте дома со спичками, зажигалками, свечками, бенгальскими огнями и петардами. ∙ Не играйте с аэрозольными баллончиками. Пожарная безопасность в лесу ∙ Пожар — самая большая опасность в лесу, поэтому не разводи костер в лесу. ∙ Никогда не балуйтесь в лесу со спичками и не разжигайте костров. В сухую жаркую погоду достаточно одной спички или искры от фейерверка, чтобы лес загорелся. ∙ Не выжигайте траву под деревьями, на прогалинах, на полянах и лугах. ∙ Не оставляйте на полянах бутылки или осколки стекла. ∙ Если вы оказались в лесу во время лесного пожара, определите направление ветра и направление распространения огня. Выходите из леса в сторону, откуда дует ветер. ∙ Выйдя из леса обязательно сообщите взрослым. При пожаре в квартире ∙ Вызовите пожарную охрану по телефону «01». ∙ Немедленно покиньте помещение, закройте за собой дверь. ∙ Двигайтесь к выходу ползком или пригнувшись. ∙ Накройте голову плотной мокрой тканью. ∙ Дышите через мокрый носовой платок. ∙ Сообщите о пожаре соседям, зовите на помощь. 2. Знаки безопасности Знаки безопасности - это визуальные средства коллективной защиты людей, представляющие собой короткие однозначные выражение. Они предназначаются как для предупреждения человека о возможной опасности, так и для запрещения или предписания определенных шагов и действий. Кроме того, знаки безопасности информируют о расположении объектов, необходимых для избегания всевозможных негативных происшествий, а также их последствий. Эвакуационные знаки |
| «Выход здесь» Устанавливают знак над дверями эвакуационных выходов Если вдруг пожар случиться, Человеку ты поверь, Выход он подскажет И спасительную дверь Нам в беде покажет | |
| «Направляющая стрелка» Указывает направление движения к месту, где находятся средства противопожарной защиты
|
|
|
| |
| «Направление к эвакуационному выходу » Указывает направление к эвакуационному выходу Человек бегом бежит, Путь по стрелочке лежит. Выход стрелочка найдет, Дверь на улицу ведет |
|
| Направление к эвакуационному выходу по лестнице» Знак устанавливается на лестничных площадках или стенах, прилегающих к лестничному маршу Знаю выход запасной, Вниз по лестнице! За мной!
|
|
|
|
|
| «Указатель выхода» Устанавливается знак над дверями эвакуационного выхода Эвакуация – трудное слово, Ты повтори его снова и снова. Слышишь сирена? Без паники дружно Выйти из здания быстренько нужно!
|
|
| «Указатель запасного выхода» Устанавливается знак над дверями запасного выхода
|
|
| «Аптечка первой медицинской помощи»
|
Знаки пожарной безопасности
|
| «Пожарный кран» Устанавливается в местах, где находится пожарный кран Эй! Пожарная охрана! Как тушить пожар без крана? Если знак на стенке есть, Значит кран пожарный здесь!
|
|
| «Пожарная лестница» Устанавливается в местах, где находится пожарная лестница
| |
| «Огнетушитель» Знак указывает на то, что в данном месте находится огнетушитель Ой! Пожар! Беда! Спешите! Где же наш огнетушитель?! Знак я видел на стене, Этот знак подскажет мне! Действуем решительно, Берем огнетушитель. И огонь мы непременно Вмиг потушим белой пеной!
|
|
| «Телефон для использования при пожаре» Устанавливается в местах, где находится телефон, по которому можно вызвать пожарную охрану Трубка-это телефон. Здесь не зря повешен он! Загорелось -не зевай, А пожарных вызывай! Помнит каждый гражданин Пожарный номер «01»
|
|
| «Пожарный водоисточник» Устанавливается в местах, где находится пожарный водоем или пирс для пожарных машин
|
|
| «Пожарный гидрант» Устанавливается в местах, где находится подземный пожарный гидрант
|
Запрещающие знаки |
| «Запрещается курить» Устанавливается в местах, где курение может стать причиной пожара
|
|
| «Запрещается пользоваться открытым огнем» Устанавливается в местах, где открытый огонь может стать причиной пожара
|
|
| «Проход запрещен» Знак обозначает, что проход в данном месте запрещен
|
|
|
|
3. Прочтите детям Правила пожарной безопасности в стихах. Не шутите с огнём! Я- огонь! Я – друг ребят. Но когда со мной шалят, Становлюсь тогда врагом, И сжигаю все кругом! Не берите в руки спички! Чтобы лес, звериный дом, Не пылал нигде огнём, Чтоб не плакали букашки, Не теряли гнёзда пташки, А лишь пели песни птички, Не берите в руки спички! Опасности праздничного салюта Посмотрите, там и тут В небе плещется салют… Здорово, конечно, Если всё успешно. Но опасность на пути Стережёт – не обойти! Если что пойдёт не так, Если в фейерверке брак, Или прочь не отбежали, Иль в окно кому попали, В общем, столько тут вопросов! Не пускай салют без спроса! Хочешь ты салют устроить? Хорошо, не станем спорить, Только, чтоб не пострадать Нужно в помощь взрослых звать! Выключайте электроприборы Если гости к вам пришли Или навестил вас друг, Перед тем, как с ним играть – Не забудьте выключить утюг! Уходя, тушите свет! Знай, любые провода Повреждённые – беда! Ведь они опасны слишком – Замыкание как вспышка! Дать друзьям такой совет Просто каждый может: Уходя, тушите свет, И приборы тоже! Очень-очень важные правила! Ребята, помните о том, Что нельзя шутить с огнём Кто с огнём неосторожен, У того пожар возможен. Спички не тронь! В спичках огонь! Не играй, дружок, со спичкой, Помни, ты, она мала, Но от спички-невелички Может дом сгореть дотла. Возле дома и сарая, Разжигать огонь не смей! Может быть беда большая Для построек и людей. Если имущество хочешь сберечь, Не уходи, когда топится печь! Когда без присмотра оставлена печь – Один уголек может дом ваш поджечь. Не играй с электроплиткою. Спрыгнет с плитки пламя прыткое! С газом будь осторожен, От газа пожар возможен! Нельзя над газовой плитой Сушить промокшую одежду! Вы сами знаете, какой Большой пожар грозит невежде! Погладить рубашку и брюки Утюг вам поможет, всегда, Сухими должны быть руки И целыми провода. Включен утюг, хозяев нет, На простыне дымится след. Ребята, меры принимайте, Утюг горячий выключайте! Запомните, дети, Правила эти: Ты о пожаре услыхал, Скорей об этом дай сигнал! Пусть помнит каждый гражданин Пожарный номер – 01! Песенка спичек Спички детям не игрушка- Знает каждый с юных лет. Потому что мы подружки Огонькам – без нас их нет. Зажигаем мы конфорки, Чтоб готовился обед, И костер запалим ловко, И свечу, даря ей свет. Служим людям мы столетья, И виновны только в том. Что, попав случайно к детям, Против воли все кругом, Поджигаем, не жалея – И квартиру, и леса. И детей тогда спасают Лишь пожарных чудеса. Совет взрослым Спички детям не игрушка – Не забудьте их убрать! Не оставьте на подушке, Не бросайте под кровать! Попадут ребенку в руки, И устроит он пожар. Вам тогда одни лишь муки, Превратится жизнь в кошмар! Огонь Он таким бывает разным - Голубым и рыже-красным, Ярко-жёлтым и, ещё же, Олимпийским быть он может. Тот огонь, что с нами дружен, Очень всем, конечно, нужен, Но опасен, если бродит, Сам собою на свободе! Очень скоро подрастёте И в огромный мир войдёте. Кто-то станет сталеваром, Кто-то станет кашеваром, И в пожарные – на смену Вы придёте непременно!.. И ещё профессий море, Где, с огнём дружа и споря, Вам придётся жить, друзья, Ведь без этого нельзя! А сейчас, шаля, от скуки, Не берите спички в руки, Зажигалки, свечи тоже, Ведь беда случиться может! Очень важные правила! Чтобы пожаров избежать, Нужно много детям знать. Деревянные сестрички В коробочке – это спички. Вы запомните, друзья, Спички детям брать нельзя! Если увидишь огонь или дым, Скорее звони, телефон – 01. Если слаб огонь, скорей Ты водой его залей. Но не вздумай воду лить Там где электричество, Телевизор и утюг, Миксер и розетку Обходите стороной Маленькие детки. Если огонь в доме С открытым огнем обращаться опасно! Не жги ты ни свечки, ни спички напрасно. А если зажег – никуда не роняй: Прожорливо пламя горячее, знай! Но если случилось свечу уронить, Бросайся огонь без заминки тушить: Материей плотной, тяжелой накрой, А после залей поскорее водой! Дым и огонь не к добру, так и знай, Взрослых на помощь скорей призывай, И в «01» поскорее звони: Срочно пожарных! Помогут они! И под кроватью не прячься – учти, Что от огня просто так не уйти. Не оставайся в квартире с огнем, А выбирайся доступным путем: Мокрым платком нос и рот завяжи, К двери входной через дым поспеши! Пожароопасный балкон На балконе места нет: Книг пакет, газет пакет, Полки, что не сделал папа, Сумки, тапочки и шляпа, Деревянный сундучок, Тот, что просто за порог, Выбросить на свалку Очень-очень жалко, - То ли надо, то ль не надо… В общем, что-то вроде склада Наши лоджия, балкон… Вот, ребята, вам закон: Маме, папе помогите, Все завалы разберите! Им напомните, ребята, За бардак такой – расплата: Вещи лишние и тара Плюс искра – огонь пожара!
|