Опыт работы по экологическому воспитанию детей старшей группы.
материал (старшая группа)
Мне хотелось бы поделиться своим опытом работы по ознакомлению детей с природой родного края и экологическому воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экологическое воспитание. | 24.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 10 г.Сим Ашинского района Челябинской области
Опыт работы
Экологическое воспитание детей старшего возраста
Воспитатель
Мурыгина Светлана Петровна
1.АКТУАЛИЗАЦИЯ
На современном этапе развития общества наиболее актуальной становится проблема взаимоотношения человека с окружающей средой. Деятельность человека в развивающемся обществе оказывает нежелательное влияние на природу. Поэтому в наши дни проблемы экологии вышли на первый план, им уделяют всё больше внимания. Человечество находится на грани экологической катастрофы. Причиной является безграмотная деятельность человека в природе, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Вот почему так важно научить ребенка правильно относиться к окружающей его природе, к себе и людям как части природы , материалам и вещам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных экологических знаниях. Эти знания помогут ребенку осмыслить, что все мы – живые существа, которым нужны хорошие условия для того, чтобы чувствовать себя нормально и быть здоровым. Кроме того дадут элементарные сведения об использовании людьми природных богатств ,об охране природы. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где ты родился и живёшь, любовь к Отечеству. Ещё Михаил Пришвин сказал: «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает: – воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
– формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
– развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы. Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д. Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить видеть её – дело не простое. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, чтобы дети могли подражать каждому его действию. Как сказал В.А.Сухомлинский: «Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчанье весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршанье снежинок и стон метели, ласковое плесканье волны и торжественную тишину ночи- услышал и затаив дыхание слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой, береги её.» Сухомлинский всегда подчеркивал, что надо обучать детей понимать природу , заботиться о сохранении и приумножении её богатств. Важнейшим условием для воспитания бережного отношения к природе является познание и изучение родного края, развитие у детей положительных эмоциональных проявлений по отношению к окружающей их природе. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
Мне хотелось бы поделиться своим опытом работы по ознакомлению детей с природой родного края и экологическому воспитанию.
В свое работе я опираюсь на программу « От рождения до школы» под редакцией Н.В. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, «Программу коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР» Н.В.Нищевой и программу С.Н.Николаевой «Юный эколог».
2. РАБОТА С ДЕТЬМИ. Приступая к ознакомлению детей с природой родного края, я ставила перед собой следующие задачи:
- углубить экологические знания детей;
- сформировать навыки по уходу за растениями и животными;
– вызвать у детей желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
- научить различать живую и неживую природу;
– формировать экологическую культуру, мышление, правильное отношение к природе, желание ее оберегать ;
- дать понимание зависимости человека от природы;
– научить детей практическим действиям по охране природы;
– развивать умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- воспитывать любовь к природе ,а значит любовь к Родине.
Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой педагог личным примером показывает детям правильное отношение к природе . В нашей группе мы создали уголок природы , где дети знакомятся с комнатными растениями , условиями необходимыми для их роста и развития. На растениях имеются специальные таблички с условными обозначениями , с помощью которых дети узнают о том , как правильно ухаживать за ними. В нашем уголке природы имеются различные коллекции семян , шишек , ракушек , листьев , коры деревьев, камней ; игры экологического содержания, дидактические пособия , схемы , таблицы , наборы открыток , альбомы для рассматривания , природоведческая литература. Сделали дидактические пособия «Сезонные деревья» - одно на стене в уголке природы и переносные макеты для занятий , игр, развлечений и утренников. Ведется календарь , где дети ежедневно отмечают состояние погоды. Для проведения различных опытов создана «лаборатория», где имеется необходимое оборудование: стеклянные колбы и мензурки, мерные стаканчики разного объема , лампа , весы , воронки , формочки , миски , пипетки , магниты , контейнеры с песком, камнями, землей, разными крупами и т.п.
На участке мы сделали экологическую тропу . Она выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропу, я использовала как можно больше интересных объектов. В качестве видовых точек, я выбрала деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Также имеется старый пень, земля, покрытая мхом, грибы, муравьиные дорожки , полянка с лекарственными растениями ( мать-и-мачеха, тысячелистник, ромашка, зверобой) и обитающие на ней разные насекомые: бабочки, божьи коровки, жуки, муравьи, гусеницы. На одном дереве повесили скворечник, на другом большую кормушку для птиц. Разбили клумбы с цветами, огород. Дети все лето ухаживают за растениями: рыхлят, поливают, пропалывают. Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты посещаем по нескольку раз, в разное время года, проводим наблюдения, игры, экскурсии, учимся правилам поведения в природе.
Одним из основных видов занятий по экологическому воспитанию являются экскурсии, где дети знакомятся с различными видами растений, насекомых и животных, с условиями их обитания. В течении года мы с ребятами неоднократно ходили в парк, на берег реки, в лес. Благодаря таким экскурсиям у детей возникает интерес к природе, бережное отношение к ней, развивается наблюдательность. Так же мы пополнили коллекции природных материалов для уголка природы.
Для экологического воспитания детей в ДОУ большое значение имеют прогулки. Ведь именно на прогулке дети лучше всего могут познакомиться со свойствами песка, глины, земли, воды, снега, льда( для этого у нас имеются различные емкости, формочки , совочки и т.д.), с сезонными изменениями в природе, имеют возможность поиграть с природным материалом ( листьями, шишками, плодами и т.д.). Кроме этого я часто использую разнообразные игровые упражнения: « Найди по описанию», «Узнай и назови», «Вершки – корешки», «Чудесный мешочек», «Когда это бывает?», «Узнай дерево (цветок, кустарник, животное, насекомое)» , «С какого дерева листок?» и т.д.
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я использую опыты, что способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Опыт строится на основе имеющихся представлений, полученных детьми в процессе наблюдений и труда. Дети во время проведения опытов знакомятся со свойствами и качествами объектов природы , у них формируется познавательный интерес, развивается мыслительная деятельность и наблюдательность. Опыты провожу как на прогулках, так и в группе ( в уголке природы).
На своих занятиях я часто использую художественную литературу о природе. Это произведения М.Пришвина, А. Пушкина, В. Бианки, Ф. Тютчева, Н. Некрасова, С.Воронина, К. Ушинского, С.Михалкова, Л. Толстого и другие, рекомендованные программой ДОУ. Эти произведения глубоко воздействуют на чувства детей. После чтения я беседую с детьми,
задаю вопросы, отвечаю на вопросы самих ребят. Это очень важно для осмысливания детьми данного произведения.
Одной из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Поэтому мы ежегодно проводим такие праздники как «Праздник урожая» , « День птиц», « Праздник русской березки».
Наша группа является постоянным посетителем городской детской библиотеки, где также сотрудниками проводятся экологические мероприятия: конкурсы поделок, показ экологических сказок, мультфильмов, проводятся беседы с показом презентаций о природе нашего города, края.
По экологическому воспитанию мною разработан проект «Деревья осенью». Он проводился в течение двух месяцев :сентябрь- октябрь. За это время дети имели возможность проследить за тем, что происходит с листвою на деревьях: как меняется их окраска и как деревья теряют листву, готовясь к зиме. Дети расширили свои познания о деревьях Южного Урала, о их ценности и роли в жизни человека, о необходимости беречь деревья.
3. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
Также мною проводилась работа с родителями . Эта работа была направлена на приобщение семьи к экологическим проблемам и вовлечение родителей в совместную с детским садом эколого- оздоровительную работу с детьми. В процессе работы выяснилось, что многие родители сами пренебрежительно относятся к требованиям предъявляемым детям в ДОУ с точки зрения экологического образования- не соблюдают правила поведения в природе. А на замечания своих детей не реагируют, подвергают сомнению слова воспитателя, тем самым подрывая его авторитет. Такой подход сводит к нулю все, чему мы стараемся научить детей. Поэтому пришлось параллельно с детьми проводить работу с родителями. Были проведены мастер –класс по изготовлению игрушек из бросового материала, консультации , родители вовлекались мной в изготовление стенгазет, гербариев, изготовление кормушек, скворечника, цветочных клумб, облагораживание участка в весеннее время года. Регулярно выставлялись педагогические ширмы с народными приметами, загадками и стихами. В нашем детском саду постоянно проводятся выставки поделок и рисунков «Лето красное», «Лес – наше богатство», «Здравствуй , осень золотая», «Зимние забавы», «Елочка- зеленая иголочка» и др. Многие родители охотно принимают в них участие . Наша группа также всегда активно участвовала в городских конкурсах поделок «Урожайная корзина», «Арт- ёлка», «Божья коровка и её друзья», «Волшебная ромашка», «Сохраним пчелу- сохраним планету», «Кошкин дом» , где неоднократно занимала призовые места.
4.ВЫВОД.
Сравнивая результаты диагностики в начале и в конце учебного года, я пришла к выводу, что проделанная мной работа дала положительные результаты:
- углублены экологические знания дошкольников;
- сформированы навыки по уходу за растениями и животными;
– у ребят появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
- дети научились различать живую и неживую природу;
–начала формироваться экологическая культура, мышление, правильное отношение к природе, желание ее оберегать ;
- появилось понимание зависимости человека от природы;
– дети учатся практическим действиям по охране природы;
– развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- воспитывается любовь к природе ,а значит любовь к Родине.
И я очень надеюсь, что наши дети всегда будут любить и беречь природу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста "Друзья природы"
опыт работы будет полезен воспитателям детских садов, специалистам, родителям. Содержит конспекты занятий, перспективное планирование, опыты, дидактические игры, консультации для родителей, родительск...
"Опыт работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста"
В детском дошкольном учреждении очень важную роль по развитию самосознания детей играет экологическое воспитание. В сложном комплексе проблем, характеризующих сегодняшний этап экологического вос...
Педагогический опыт работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое.Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего,мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой». В.А. Сухомлинский...
Опыт работы по экологическому воспитанию детей в подготовительной группе. ТЕМА : " Охрана воды "
Опыт работы по экологическому воспитанию детей подготовительной группы.Тема: «ОХРАНА ВОДЫ»....
Календарно-тематическое планирование работы по экологическому воспитанию детей старшей группы
Перспективное планирование по экологии в старшей группе...
Опыт работы по экологическому воспитанию в старшей группе детского сада.
Начальный этап формирования личности человека-детство. В данный период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. Экологическое воспитание и образование детей – чрезвыча...
Опыт работы по экологическому воспитанию в старшей группе «Ромашки»
Присттупая к ознакомлению с природой родного края мы поставили перед собой следующие задачи:углубить экологические знания детей, сформировать навыки по уходу за растениями и животными...