Фольклор во второй младшей группе
консультация (младшая группа) на тему

Бочкова Марина Анатольевна

Детский фольклор необходимв работе воспитателя, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Детский фольклор19.59 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклор во второй младшей группе.

Авторы: Белова Е.А., Бочкова М. А. воспитатели,

Работая с детьми, мы заметили, что тот ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, мы вывели такое правило: «Если наша речь, речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы черпаем с истоков устного народного творчества, то мы решаем сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!»И мы пришли к выводу: «Что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном».

Все мы обращаем внимание на то, что введение в словарь ребенка давно исчезнувших обозначений и названий, заучивание вместе с детьми не всегда понятных по смыслу текстов, организация фольклорных праздников часто выглядят искусственно, не востребуются детьми в самостоятельной деятельности. Поэтому у педагогов часто возникает вопрос: нужно ли ребенку, родившемуся в двадцать первом столетии, возвращаться назад, в «преданья старины глубокой»?
Проведя анализ своей работы по использованию детского фольклора, мы решили, что детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.
В работе с детьми мы используем следующие виды фольклора:

  • Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
  • Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
  • Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.
  • Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
  • Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.
  • Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

В своей работе детский фольклор используем в разных видах деятельности:
- в обучении правильному произношению;
- в приобщении детей к русской национальной культуре;
- в непосредственно образовательной деятельности;
- в беседах;
- в наблюдениях
- в народных подвижных играх;
- в играх на развитие мелкой моторики;
- в театрализованной деятельности.

Мы хотели бы остановиться на использовании детского фольклора в играх с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей. Игры дают нам возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.
Самые любимые игры для детей - это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки - это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность. Так, например, в игре «Кот и мыши» мы используем закличку:


Кошка мохнатенька,
Кошка усатенька,
Лапки мягоньки,
Коготки востры.

Очень нравятся детям игры, требующие творчества, фантазии, выдержки (например, игра «Молчанка» в которой дети, проговорив последнее слово, должны замолчать, а ведущий старается развеселить играющих движениями, смешными словами и потешками). В игре мы используем попевочку:


Первенчики, червенчики,
Летели голубенчики
По свежей росе,
По чужой полосе,
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок -
Молчок!

Дети любят играть в такие игры, так как в них они самореализовываются, показывают себя. А для нас такие игры ценны еще и тем, что позволяют развивать речь детей.
Следующий вид игр, в которых используем детский фольклор - игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняем такие движения:

  • Шевеление пальчиков.
  • Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем - и без помощи другой руки.
  • Разведение пальцев и их сведение.
  • Хлопки.
  • Сжимание пальцев в кулак и разжимание.
  • Помахивание кистями - сверху вниз.
  • Помахивание кистями к себе и от себя.
  • Вращение кистей - «фонарики».

Вместе с движениями произносим слова:

У бабы Фроси пяток внучат,
У бабы Фроси пяток внучат,
(Показывают сначала одну руку с растопыренными пальцами, потом - другую).
Все каши просят,
Все криком кричат:
(Вспеснуть руками, а затем, схватившись за голову, покачать ею).
Акулька - в люльке,
Аленка - в пеленке,
Аринка - на перинке,
Степан - на печке,
Иван - на крылечке.
(Пригибают пальчики к ладони, начиная с мизинца. Можно поочередно шевелить пальчиками, начиная с мизинца, что будет потруднее).

Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку детей, мы учим их на материале фольклора с помощью игры и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки:

Я рыжая лисица
Я бегать мастерица,
я по лесу бежала,
я зайку догоняла.
И в ямку - бух! -
дети бегут, как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются.

Большое место в работе отводим шутке, веселью. Для этого применяем докучные сказочки, дразнилки, шутливые диалоги.

Например, такой диалог:
- Где ты, брат Иван?
- В горнице.
- А что делаешь?
- Помогаю Петру.
- А Петр что делает?
- Да на печи лежит.

Планируя игры, детский фольклор подбираем разнообразный не только по жанрам, но и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, и трудовые процессы).
Детский фольклор используем и для развития навыков выразительной речи детей. Тут-то в помощь приходят скороговорки:

  • Га-га-га — у оленя есть рога.
  • Град по крыше грохотал.
  • Горемыка горевал — долго нос отогревал.

Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театрализованной деятельности, где используем с детьми инсценировки разных видов. Например, дети в игре проговаривая прибаутки, потешки передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста и лишь показывают то, о чем идет речь. Такая инсценировка - это целая живая картина.

Сидит кот у ворот,
К себе кошечку ждет,
На балалаечке поигрывает,
Мышкам глупеньким подмигивает.

На материале детского фольклора составляем тематические игры-инсценировки, состоящие из произведений разных жанров на одну тему. Вашему вниманию будет предложена такая игра-инсценировка «Перчатки», которую дети разыгрывали как маленький спектакль. Такие инсценировки мы разыгрываем по подгруппам: одна группа играет спектакль, другая - зрители, а потом наоборот. Дети смотрят, подмечая удачные моменты в игре товарищей. Бывают и промахи в показе. В таких случаях, учим детей доброжелательно относится друг к другу.

Дети с удовольствием принимают участие в играх. Фольклор помогает увеличивать запас слов, в которых привлекается внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. 
В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.

Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемые показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствуют запоминанию текста.

Таким образом, чтение и разучивание потешек с детьми способствует:

1.    Воспитанию любви к русскому народному фольклору.

2.    Развитию памяти, активной речи ребёнка, пополнению его пассивного и активного словаря.

3.    Развитию эмоциональной сферы ребёнка.

4.    Всестороннему развитию личности ребёнка.

Мы хотели бы обратить внимание на то, что детский фольклор помогает в работе не только воспитателям. Логопеды могут использовать фольклор в установлении контакта с детьми, создании благоприятных условий для обучения детей чистой и выразительной речи.
Игры с народным словом нужны и музыкальным руководителям, т. к. они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности.
А игры родителей и детей с использованием потешек, прибауток, приговорок и других жанров сделают их ближе духовно, что необычайно важно и для детей, и для их родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия обыгрывание куклы с элементами фольклора во второй младшей группе.

Программное содержание:1.Знакомить детей с игрой в куклы :ложкой- игрушкой ,показать как действовать с ней.2.Закрепить знание потешек , пестушек , прибауток и умение применять их в игровой деятельност...

Конспект занятия обыгрывание куклы с элементами фольклора во второй младшей группе.

Программное содержание:1.Знакомить детей с игрой в куклы :ложкой- игрушкой ,показать как действовать с ней.2.Закрепить знание потешек , пестушек , прибауток и умение применять их в игровой деятельност...

Конспект НОД с элементами русского фольклора во второй младшей группе: «К нам в гости заинька пришел».

Конспет непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с элементами русского фольклора для детей второй младшей группы....

Перспективный план НОД с элементами фольклора во второй младшей группе

Последнее время практически во всех странах мира отмечается интенсивный рост национального сознания. Наша страна не является в этом вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления этническ...

«Веселое путешествие» Непосредственно-образовательная деятельность с использованием фольклора во второй младшей группе

Программное содержание. 1. Приобщение детей к русскому народному творчеству через потешки, заклички, загадки, мирилки. 2. Воспитание в детях любви и бережного отношения к русской культуре....

«Веселое путешествие» Непосредственно-образовательная деятельность с использованием фольклора во второй младшей группе

Программное содержание. 1. Приобщение детей к русскому народному творчеству через потешки, заклички, загадки, мирилки. 2. Воспитание в детях любви и бережного отношения к русской культуре....