рабочая образовательная программа для детей средней группы на 2014 - 2015 учебный год
рабочая программа (средняя группа) на тему
Рабочая образовательная программа для детей средней группы МБДОУ детский сад №100 "Маячок" комбинированного вида (по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ"./ Под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С, Комаровой, М.А. Васильевой) на 2014 -2015 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_srednyaya_gruppa_2014-2015.docx | 159.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №100 «Маячок» комбинированного вида
Утверждаю:
Заведующая МБДОУ детский сад №100 «Маячок»
комбинированного вида
_____________Т.Г. Куркина
Рабочая образовательная программа для детей средней группы МБДОУ детский сад №100 «Маячок» комбинированного вида
(по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»./ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой)
на 2014 – 2015 учебный год.
Составитель:
Чернова Надежда Сергеевна
пгт. Ногинск – 9
2014 г.
Пояснительная записка.
В соответствии с нормативными документами :
- Законом РФ «Об образовании »,
- Письмом Минобразования от 02.06.98 г. № 89/34 – 16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий»;
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Письмом Минобразования и науки РФ от 21 октября 2010 г.№03 – 248 «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания»;
- Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011 г. №2562;
- Письмом Минобразования РФ от 14.03.00 г. №65/23 – 16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
- Временными (примерные) требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении, утверждённые приказом Минобразованием РФ №448 от 22.08.96 г.;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 г. №655 «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», - примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; - с целями и задачами, определёнными уставом МБДОУ –«Положением о рабочей программе» разработана рабочая образовательная программа для детей дошкольных групп
Цель программы: всестороннее формирование личности ребёнка с учётом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей, обеспечение готовности к школьному обучению.
Достижения стратегической цели будет осуществляться через реализацию следующих направлений:
-работа с детьми;
- работа с родителями;
- с предметно- пространственной средой;
- с внешней средой.
Основные задачи программы:
- Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей.
- Обеспечение физкультурно-оздоровительного, познавательно-речевого, социально-личностного и художественно-эстетического развития детей.
- Осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом развитии ребенка (в частности в развитии речи).
- Образование с учетом возрастных категорий, гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви окружающей природе, Родине, семье.
- Взаимодействие с семьей для полноценного развития ребенка.
- Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей по вопросам воспитания и развития.
- Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.
Срок реализации программы: с 1 сентября 2014 года по 31 мая 2015 года.
Основные принципы:
- Принцип сотрудничества, предполагающий единение взрослого и ребёнка как равноправных партнёров, обеспечивающий возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействий, преобладания эмпатии в межличностных отношениях в процессе освоения содержания образовательных областей;
- Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- Принцип интегративности всех процессов образовательного пространства предполагает совместную и созидательную деятельность педагога, ребёнка и родителей.
- Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- Принцип целостности, обеспечивающий наличие преемственно-перспективных связей и взаимодействия компонентов программы как документа, определяющего целостность образовательного процесса;
- Принцип структурности, обеспечивающий упорядоченность взаимодействия структурных компонентов программы, при необходимости их подвижность и изменчивость, влияющих на эффективность реализации программы;
- Принцип опоры на ведущую деятельность, позволяющий выстраивать образовательный процесс, целесообразно возрастным возможностям ребёнка: в дошкольном возрасте - игра, органически связанная с другими «специфически детскими» видами деятельности.
Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:
1. Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения). 2. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
3.Самостоятельная деятельность детей. 4. Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.
Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Содержание рабочей программы:
Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Организация режима пребывания детей в группе.
В детском саду разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности, обеспечивающий взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду. Кроме того, учитываются климатические условия ( в течение года режим дня меняется дважды). В отличии от зимнего в летний оздоровительный период увеличивается время пребывания детей на прогулке. Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину дня – до обеда и во вторую половину – после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15 градусов и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже – 20 градусов и скорости вера более 15 м/с. Во время прогулке с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводятся в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ. Дневному сну отводится 2- 2.20 часа. Самостоятельная деятельность детей ( игры, подготовка к занятиям, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов.
Максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки НОД-11. НОД требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда, четверг).Время НОД и её количество в день регламентируется « Примерной Программой» и САНПиНами (не более 2-3 НОД в день не более 20 минут). Обязательным элементом каждой НОД является физминутка, которая позволяет отдохнуть, снять мышечное и умственное напряжение. НОД с детьми, в основе которой доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания, проводиться фронтально, подгруппами, индивидуально. Такая форма организации НОД позволяет педагогу уделить каждому воспитаннику максимум внимания, помочь при затруднении, побеседовать, выслушать ответ.
Для гарантированной реализации государственного образовательного стандарта в чётко определённые временные рамки образовательная нагрузка рассчитана на 8 месяцев, без учёта первой половины сентября, новогодних каникул, второй половины мая и трёх летних месяцев.
Общественно-полезный труд детей средней группы проводится в форме самообслуживания( дежурства по столовой, сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям, уход за комнатными растениями и т. д.).Его продолжительность не превышает 20 минут.
Режим дня детей средней группы.
Режим дня составлен с расчётом на 10 часовое пребывания ребёнка в детском
саду.
№ | РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ | ВРЕМЯ |
1 | Приём, игры, дежурство, индивидуальная работа | 7.30 – 8.15 |
2 | Утренняя гимнастика | 8.15 – 8.22 |
3 | Подготовка к завтраку. Завтрак. | 8.22 – 8.50 |
4 | Подготовка к НОД | 8.50– 9.00 09.00 – 09.20 09.30 – 09.50 |
5 | Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия | 8.30 – 12.00 |
6 | Игры. Подготовка к прогулке. | 9.50 – 10.00 |
7 | Прогулка | 10.00 – 11.50 |
8 | Подготовка к обеду. Обед. | 11.50 – 12.30 |
9 | Подготовка ко сну. Сон. | 12.30 – 15.00 |
10 | Подъём. Закаливание | 15.00 – 15.20 |
11 | Подготовка к НОД | 15.20 – 15.40 |
12 | Игры. С.Х.Д. Индивидуальная работа. | 15.40 – 16.00 |
13 | Подготовка к ужину. Ужин. | 16.00 – 16.30 |
14 | Подготовка к прогулке. Прогулка. | 16.30 – 17.30 |
Расписание непосредственно образовательной деятельности в средней группе
День недели | Утро | Вечер | ||
1 занятие | 2 занятие | |||
Понедельник | Познание. Ф.Ц.К.М. 09.00 – 09.20 | Музыка 09.30 – 09.50 | Художественное творчество. Рисование. 15.20 – 15.40 (Логопедическое по подгруппам) | |
Вторник | Коммуникация. Чтение художественной литературы. 09.00 – 09.20 | Физкультура 09.30 – 09.50 | Логопедическое 15.20 – 15.40 (фронтальное, подгрупповое) | |
Среда | Познание. Ф.Э.М.П. 09.00 – 09.20 | Физкультура 09.30 – 09.50 | ||
Четверг | Художественное творчество. Лепка (аппликация) 09.00 – 09.20 | Музыка 09.3 – 09.55 | Логопедическое (фронтальное, подгрупповое) 15.20 – 15.40 | |
Пятница | Познание. Конструирование. 09.00 – 09.20 | Психологическое 09.30- 09.45 | Физкультура (на воздухе) 15.20 – 15.40 |
Возрастная и индивидуальная характеристика детей 4 – 5 лет.
В этом возрасте продолжается рост всех органов и систем, сохраняется потребность в движении. Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Сохраняется высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка, неспособность завершить ее по первому требованию. Появляется способность к регуляции двигательной активности. У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей. У детей возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в едином для всех детей темпе; соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, быть ведущим. Уровень функциональных возможностей повышается.
Позитивные изменения наблюдаются в развитии моторики. Дошкольники лучше удерживают равновесие, перешагивая через небольшие преграды, нанизывает бусины (20 шт.) средней величины (или пуговицы) на толстую леску.
В 4-5 лет у детей совершенствуются культурно-гигиенические навыки (хорошо освоен алгоритм умывания, одевания, приема пищи) : они аккуратны во время еды, умеют правильно надевать обувь, убирают на место свою одежду, игрушки, книги. В элементарном самообслуживании (одевание, раздевание, умывание и др.) проявляется самостоятельность ребенка.
В речевом развитии детей 4-5 лет улучшается произношение звуков (кроме сонорных) и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной.
В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. 5-ти летние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Дети оказываются способными назвать форму на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простыне схематизированные изображения для решения несложных задач. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. К 5 годам у детей возрастает интерес и потребность в общении, особенно со сверстниками, осознание своего положения среди них. Ребенок приобретает способы взаимодействия с другими людьми. Использует речь и другие средства общения для удовлетворения разнообразных потребностей. Лучше ориентируется в человеческих отношениях: способен заметить эмоциональное состояние близкого взрослого, сверстника, проявить внимание и сочувствие. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Совершенствуется умение пользоваться установленными формами вежливого обращения.
Ребенок начитает регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами; умеет довести начатое дело до конца (соорудить конструкцию, убрать игрушки, правила игры и т. п.) - проявление произвольности.
У детей начинает формироваться способность контролировать свои эмоции в движении, чему способствует освоение ими языка эмоций (гаммы переживаний, настроений). Эмоциональность пятилетнего ребенка отличается многообразием способов выражения своих чувств: радости, грусти, огорчения, удовольствия. Ребенок способен проявить сочувствие, сопереживание, которое лежит в основе нравственных поступков.
К 5-ти годам в элементарном выполнении отдельных поручений (дежурство по столовой, уход за растениями и животными) проявляется самостоятельность.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес.
В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. В этом возрасте начинают появляться постоянные партнеры по игре. В общую игру может вовлекаться от двух до пяти детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15-20 мин.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунки становятся предметным и детализированным. В этом возрасте дети рисуют предметы прямоугольной, овальной формы, простые изображения животных. Дети могут своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать по окончании работы. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Дети могут вырезать ножницами по прямой, диагонали, к 5 годам овладевают приемами вырезывания предметов круглой и овальной формы. Лепят предметы круглой, овальной, цилиндрической формы, простейших животных, рыб, птиц.
Музыкально-ритмическая деятельность.
К 5-ти годам ребенок выполняет элементарные танцевальные движения (пружинка, подскоки, кружение и т.д.). Может петь протяжно, при этом вместе начинать и заканчивать пение. Развитию исполнительской деятельности способствует доминирование в данном возрасте продуктивной мотивации (спеть песню, станцевать танец, сыграть на инструменте). Дети делают первые попытки творчества.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Взаимодействие с родителями
Одним из важных принципов технологии реализации рабочей образовательной программы для детей средней группы является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. При этом сам воспитатель определяет, какие задачи он сможет более эффективно решить при взаимодействии с семьей, как поддерживать с родителями деловые и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитания дошкольников. Большинство детей только приходят в детский сад, и родители знакомятся с педагогами дошкольного учреждения. Поэтому задача педагога — заинтересовать родителей возможностями совместного воспитания ребенка, показать родителям их особую роль в развитии малыша. Для этого воспитатель знакомит родителей с особенностями дошкольного учреждения, своеобразием режима дня группы и образовательной программы, специалистами, которые будут работать с их детьми. Вместе с тем в этот период происходит и установление личных и деловых контактов между педагогами и родителями. В общении с родителями воспитатель показывает свою заинтересованность в развитии ребенка, выделяет те яркие положительные черты, которыми обладает каждый малыш, вселяет в родителей уверенность, что они смогут обеспечить его полноценное развитие.
В ходе бесед, консультаций, родительских собраний педагог не только информирует родителей, но и предоставляет им возможность высказать свою точку зрения, поделиться проблемой, обратиться с просьбой. Такая позиция педагога способствует развитию его сотрудничества с семьей, помогает родителям почувствовать уверенность в своих педагогических возможностях.
Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников
1. Познакомить родителей с особенностями физического, социально-личностного, познавательного и художественного развития детей дошкольного возраста и адаптации их к условиям дошкольного учреждения.
2. Помочь родителям в освоении методики укрепления здоровья ребенка в семье, способствовать его полноценному физическому развитию, освоению культурно-гигиенических навыков, правил безопасного поведения дома и на улице.
3. Познакомить родителей с особой ролью семьи, близких в социально-личностном развитии дошкольников. Совместно с родителями развивать доброжелательное отношение ребенка к взрослым и сверстникам, эмоциональную отзывчивость к близким, уверенность в своих силах.
4. Совместно с родителями способствовать развитию детской самостоятельности, простейших навыков самообслуживания, предложить родителям создать условия для развития самостоятельности дошкольника дома.
5. Помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его любознательности, накоплении первых представлений о предметном, природном и социальном мире.
6. Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребенком дома, познакомить их со способами развития воображения, творческих проявлений ребенка в разных видах художественной и игровой деятельности.
Направления взаимодействия педагога с родителями
Педагогический мониторинг
В ходе организации педагогического мониторинга воспитателю средней группы важно изучить своеобразие семей, особенности семейного воспитания, педагогические проблемы, которые возникают в разных семьях. Для этого воспитатель использует методы первичной диагностики: анкетирование родителей, беседу с родителями «Наша семья и ребенок», наблюдение за общением родителей и детей в утренний и вечерний отрезки времени. Так, в ходе наблюдений за общением родителей с ребенком в утренний и вечерний отрезки времени воспитатель может обратить внимание на следующие показатели. Эмоциональный настрой ребенка на общение со взрослым: ребенок встречается с близкими радостно, спокойно, равнодушно, с нежеланием, раздраженно. Эмоциональный настрой взрослого на общение с ребенком: взрослый вступает в общение с удовольствием, спокойно, с нежеланием раздраженно. Особенности взаимодействия взрослого и ребенка в общении: сотрудничают, умеют договориться; не взаимодействуют, каждый занимается «своим делом»; конфликтуют, не могут прийти к общему решению. Особенности воспитательной тактики родителя: при затруднениях взрослый настаивает, угрожает наказанием, уговаривает, убеждает, принимает позицию ребенка, ищет компромиссы. Типичная позиция, которую занимает каждый в общении: Лидер (указывает, направляет, заставляет, оценивает), Партнер (советуется, сочувствует, напоминает, интересуется, согласовывает), Отстраненный (выслушивает, отвлекается, молчит, задает формальные вопросы) или другие. Возникающие трудности общения, конфликты, их причины, пути выхода из затруднительных ситуаций. Эти проявления родителя и ребенка могут дать воспитателю общую картину их взаимоотношений, помогут понять родительскую тактику воспитания ребенка в семье, типичные трудности и проблемы. Для того чтобы более глубоко познакомиться с особенностями воспитания и характером взаимоотношений с ребенком в разных семьях, может быть использована методика «Родительское сочинение», в которой воспитатель предлагает родителям написать сочинение на тему «Мой ребенок» или «Портрет моего ребенка». Данная методика позволит воспитателю определить проблемы и особенности воспитания и развития ребенка «глазами родителя», что позволит в дальнейшем наладить более тесный контакт с семьей воспитанника.
Педагогическая поддержка
Одна из важнейших задач совместной деятельности воспитателя и родителей в среднем дошкольном возрасте — организовать условия для благополучной адаптации малыша в детском саду. В беседах с родителями педагог подчеркивает, что во многом привыкание ребенка к условиям детского сада зависит от организации его жизни в семье (режима, особенностей питания), развития элементарной детской самостоятельности в бытовых процессах.
Для более успешной адаптации воспитатель предлагает следующие совместные формы с родителями.
■«Первое знакомство», когда мама и ребенок впервые ненадолго приходят в группу, знакомятся с новым окружением, которое ждет малыша в детском саду (шкафчик в раздевалке, интересные игрушки, кроватка в спальне). Ребенок пробует проявить себя в интересной для него деятельности — порисовать красками, поиграть с водой и песком, слепить мячик из пластилина.
■«Вместе с мамой бегаем, рисуем, играем»: мама или кто-нибудь из близких малыша принимает участие в совместных играх и других видах деятельности.
■ «Делаем рисунок (поделку) в подарок группе».
Для родителей дошкольников, которые только поступили в детский сад, особенно важно помочь понять свои возможности как родителя и особенности своего ребенка, узнать, какие возможности для развития ребенка есть в дошкольном учреждении. С этой целью для вновь поступивших воспитанников и их родителей педагоги проводят совместный праздник «Здравствуй, детский сад!». Его цель — эмоциональное сближение всех участников педагогического процесса, общение в неформальной обстановке, развитие интереса родителей к деятельности дошкольного учреждения. В беседах с воспитателями, психологом родители знакомятся с возможными средствами повышения своей психолого-педагогической компетентности. Это знакомство с материалами информационных бюллетеней и тематических газет, консультации у педагогов и специалистов дошкольного учреждения, посещение программ психолого-педагогического образования родителей, участие в психолого-педагогических тренингах на темы «Знаю ли я своего ребенка?», «Упрямые дети или упрямые родители», «Растим талантливого ребенка». В дальнейшем с помощью ежемесячных информационных бюллетеней «Для вас, родители» они узнают о планируемых в дошкольных учреждениях мероприятиях и выбирают наиболее значимые и интересные для себя.
Постепенно воспитатель включает родителей в активное сотрудничество с педагогами группы, нацеливает их на совместное развитие ребенка. Так, например, развивая у детей чувство привязанности к своим близким, желание помочь, позаботиться о них, воспитатель включает в решение этих задач родителей. Родители вместе с детьми рассматривают семейный альбом, узнают и называют близких родственников (бабушка — мамина мама, тетя Вера — мамина сестра), рассуждают с детьми о внимании со стороны близких и о заботе по отношению к ним. Решая задачи развития детской самостоятельности, инициативности, родители поддерживают стремление малышей участвовать в элементарной трудовой деятельности: вместе с мамой испечь пирожки, помочь навести порядок в комнате, сделать полку вместе с папой. Воспитатель подчеркивает, что взрослым очень важно поощрять самостоятельность детей, поддерживать попытки ее проявления, хвалить ребенка за помощь и заботу.
Педагогическое образование родителей
Педагогическое образование родителей дошкольников ориентировано на развитие активной, компетентной позиции родителя. Выбирая направления педагогического образования, воспитатель ориентируется на потребности родителей группы. Анализируя результаты педагогического мониторинга, воспитатель определяет наиболее значимые темы для педагогического образования родителей группы, например «Развиваем детскую самостоятельность», «Как научить ребенка играть», «Как организовать семейный досуг». Педагог стремится поддержать активность, заинтересованность родителей, предлагает такие формы встреч, как дискуссии, круглые столы, вечера вопросов и ответов, творческие мастерские, тренинги и ролевые игры. Педагог знакомит родителей с факторами укрепления здоровья детей, обращая особое внимание на их значимость в период адаптации ребенка к детскому саду. Особенно важно вызвать у родителей дошкольников интерес к вопросам здоровья ребенка, желание
укреплять его не только медицинскими средствами, но и с помощью правильной организации режима, питания, совместных с родителями физических упражнений (зарядки, подвижных игр), прогулок. В ходе бесед «Почему ребенок плохо адаптируется в детском саду?», «Как уберечь ребенка от простуды?» воспитатель подводит родителей к пониманию того, что основным фактором сохранения здоровья ребенка становится здоровый образ жизни его семьи.
Совместная деятельность педагогов и родителей
Педагог стремится активно включать родителей в совместную деятельность с их детьми — сюжетные и подвижные игры, совместное рисование. Очень важно помочь родителям получать удовольствие от совместных игр, общения со своим ребенком. Развитию совместного общения взрослых и детей помогут циклы игровых встреч с мамами: «Вот она какая, мамочка родная» (мамы совместно с детьми играют, рисуют, читают, рассказывают, поют, угощаются сладостями собственного изготовления), «Сильные, ловкие, смелые» (дети вместе с родителями играют в подвижные игры), «Мы рисуем Новый год» (дети вместе с близкими рисуют). Сплочению родителей и педагогов будет способствовать совместное с родителями оформление групповых газет, фотоальбомов: «Вместе ходим в детский сад», «У нас в семье праздник». Очень интересный проект, созданный совместно с родителями, — групповой фотоальбом «Вот какие малыши, полюбуйтесь от души» о детях группы, в котором можно кроме фотографий детей представить зарисовки родителей, рассказы о детях, о семье, об общих делах и увлечениях. Лучше узнать возможности родителей, их таланты поможет педагогу участие родителей и детей в различных смотрах-конкурсах: «Визитная карточка осени», «Рождественский подарок», «Мамина фантазия, папины руки — в доме веселье, не бывает скуки», «Игрушки для театра — просто и занятно». Очень важно, чтобы после конкурса были отмечены все его участники. Таким образом, в ходе организации взаимодействия с родителями детей средней группы воспитатель стремится развивать их интерес к проявлениям своего ребенка, желание познать свои возможности как родителей, включиться в активное сотрудничество с педагогами группы по развитию ребенка.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей.
Структура содержания дошкольного образования
Образовательные области | |
Физическое развитие | «Физическая культура» - развитие основных движений детей; - сохранение и укрепление здоровья воспитанников; - воспитание физических и личностных качеств. |
«Здоровье» - сохранение и укрепление здоровья детей; - воспитание культурно-гигиенических навыков; - формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; - развитие физических, личностных и интеллектуальных, качеств. | |
Познавательно-речевое развитие | «Коммуникация» - развитие активной речи детей в различных видах деятельности; - практическое овладение воспитанниками нормами русской речи; - развитие свободного общения со взрослыми и детьми; - развитие личностных и интеллектуальных качеств. |
«Чтение детям художественной литературы» - формирование целостной картины мира; - развитие литературной речи; - приобщение к словесному искусству; - развитие личностных и интеллектуальных качеств. | |
«Познание» - развитие познавательно-исследовательской деятельности, конструирование; - формирование сенсорных, элементарных математических представлений; - формирование целостной картины мира; - расширение кругозора детей; - развитие личностных и интеллектуальных качеств. - формирование адекватных представлений ребенка о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; - формирование целостной картины мира; - развитие личностных и интеллектуальных качеств. | |
Художественно-эстетическое развитие | «Музыка» - развитие музыкально-ритмической деятельности; - приобщение к музыкальному искусству; - развитие физических, личностных и интеллектуальных качеств. |
«Художественное творчество» - развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); - развитие творчества; - приобщение к изобразительному искусству; - развитие физических (мелкой моторики рук), личностных и интеллектуальных качеств. | |
Социально-личностное развитие | «Социализация» - личностное развитие воспитанников; - формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, а также принадлежности к мировому сообществу; - приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; - развитие физических, личностных и интеллектуальных качеств. |
«Труд» - формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту детей; - воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности, трудолюбия; - развитие физических, личностных и интеллектуальных качеств. | |
«Безопасность» - формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности; - формирования основ экологического сознания (безопасности окружающего мира); - развитие личностных и интеллектуальных качеств. |
Содержание психолого-педагогической работы по освоению
образовательной области «Физическая культура»
Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие
Задачи:– развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
– накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
– формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Формы образовательной деятельности | ||
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей |
Формы организации детей | ||
Индивидуальные Подгрупповые Групповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые |
Формы работы | ||
|
|
|
Программно-методическое обеспечение психолого-педагогической работы.
Цель | Формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие. |
Возраст | Средняя группа |
Программно-методическое обеспечение | Перечень программ и технологий |
Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2010 год Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2007 г. - 2008 с. | |
Перечень пособий | |
Л.И. Пензулаева Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа. Конспекты занятий – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 112. | |
Соченеванова А. М. Комплексы утренней гимнастики 3 – 7 лет. Детство – Прогресс, Санкт-Петербург, 2005 г. – 46 с. | |
|
Содержание психолого-педагогической работы.
Задачи работы |
|
Дети 4-5 лет |
|
Виды интеграции образовательной области «Физическая культура»
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы | По средствам организации и оптимизации образовательного процесса |
«Здоровье» (в части решения общей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья). «Социализация» (приобщение к ценностям физической культуры; формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности). «Труд» (накопление двигательного опыта, овладение навыками ухода за физкультурным инвентарём и спортивной одеждой). «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в двигательной активности и физического совершенствования; игровое общение). «Познание» (в части двигательной активности как способа усвоения ребёнком предметных действий, формирования элементарных математических представлений (ориентировка в пространстве, временные, количественные отношения и т. д.). «Музыка» (развитие музыкально-ритмической деятельности, выразительности движений, двигательного творчества на основе физических качеств и основных движений детей). | «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Художественное творчество» (использование художественных произведений, музыкально-ритмической и продуктивной деятельности с целью развития представлений и воображения для освоения двигательных эталонов в творческой форме, моторики). |
Содержание психолого-педагогической работы по освоению
образовательной области «Здоровье»
Цель: охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья
Задачи:– сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
– воспитание культурно-гигиенических навыков;
– формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Формы образовательной деятельности | |
Режимные моменты | Самостоятельная деятельность детей |
Формы организации детей | |
Индивидуальные Подгрупповые Групповые | Индивидуальные Подгрупповые Групповые |
Формы работы | |
|
|
Программно-методическое обеспечение психолого-педагогической работы.
Цель | Охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья. |
Возраст | Средняя группа |
Программно-методическое обеспечение | Перечень программ и технологий |
Казаковцева Т. С. Здоровье с детства – программа по валеологии и физической культуре для ДОУ, Киров, 1997 г. – 77 с. | |
Перечень пособий | |
М.Ю. Картушина Сценарии оздоровительных досугов для детей 4-5 лет – М.: ТЦ Сфера, 2004 – 96 с. | |
|
Содержание психолого-педагогической работы.
Задачи работы |
|
Дети 4-5 лет |
|
Виды интеграции образовательной области «Здоровье».
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы | По средствам организации и оптимизации образовательного процесса |
«Физическая культура» (развитие физических качеств и накопление двигательного опыта как важнейшие условия сохранения и укрепления здоровья детей, формирование опорно-двигательного аппарата). «Социализация» (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части здорового образа жизни). «Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья). | «Труд» (накопление опыта здоровьесберегающего поведения в труде, освоение культуры здорового труда). «Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье»). «Художественное творчество» (использование продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье»). |
Содержание психолого-педагогической работы по освоению
образовательной области «Социализация»
Цель: освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений
Задачи: – развитие игровой деятельности детей;
– приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
– формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Формы образовательной деятельности | ||
Непосредственно образовательная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность детей |
Формы организации детей | ||
Индивидуальные Подгрупповые групповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные подгрупповые |
|
|
|
Взаимодействие взрослого и ребенка в игре
Взрослый | Ребенок |
1 этап | |
• Создает предметно — пространственную среду. | • Получает удовольствие от совместной игры со взрослым. |
• Обогащают предметно — пространственную среду. | |
• Задает и распределяет роли. | |
2 этап | |
• Создает предметно - пространственную среду. | • Придумывает и развивает сюжет. |
• Устанавливают ролевое взаимодействие в игре. | |
З этап | |
• Создает и обогащает предметно - пространственную среду. | |
• Обговаривают тему игры, основные события. | |
4 этап | |
1. Наблюдает за игрой детей с включением в нее с определенной целью: | • Создает и обогащает предметно - пространственную среду. • Осуществляет руководство игрой |
Программно-методическое обеспечение психолого-педагогической работы.
Цель | Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений. |
Возраст | Средняя группа |
Программно-методическое обеспечение | Перечень программ и технологий |
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2007 г. - 2008 с. Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2010 г Гризик Т. И. Познаю мир – М.: Просвещение, 2001. – 156 с. | |
Перечень пособий | |
Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (средняя группа). – М.: Изд-во Скрипторий, 2008 г. | |
|
Содержание психолого-педагогической работы.
Задачи работы |
|
Дети 4-5 лет |
|
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы | По средствам организации и оптимизации образовательного процесса |
«Физическая культура» (развитие игровой деятельности в части подвижных игр с правилами и других видов совместной двигательной деятельности с детьми и взрослыми). «Труд» (формирование представлений о труде, профессиях, людях труда, желания трудиться, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности). «Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в семье и обществе, а также безопасности окружающего мира). «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения). «Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, гендерной принадлежности, социуме, государстве, мире). | «Физическая культура» (использование подвижных игр и физических упражнений для реализации образовательной области «Социализация»). «Безопасность», «Коммуникация» (использование сюжетно-ролевых, режиссёрских игр и игр с правилами как средства реализации указанных образовательных областей). «Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье и окружающем мире). «Познание» (использование дидактической игры как средства реализации образовательной области «Познание»). «Художественное творчество» (использование продуктивных видов деятельности для обогащения содержания, закрепления результатов освоения области «Социализация»). |
Виды интеграции образовательной области «Социализация»
Содержание психолого-педагогической работы по освоению
образовательной области «Труд»
Цель: формирование положительного отношения к труду
Задачи:– развитие трудовой деятельности;
– воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
– формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Формы образовательной деятельности | |
Режимные моменты | Самостоятельная деятельность детей |
Формы организации детей | |
Индивидуальные Подгрупповые Групповые | Индивидуальные Подгрупповые |
|
|
Программно-методическое обеспечение психолого-педагогической работы.
Цель | Формирование положительного отношения к труду |
Возраст | Средняя группа |
Программно-методическое обеспечение | Перечень программ и технологий |
Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2010 год Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2007 г. - 2008 с. | |
Перечень пособий | |
Куцакова Л.В. «Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника»: Прогр. Метод. пособие.- М.: Гуманит, ВЛАДОС, 2004. – 144 с. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2007, 144 с. Комарова Т. С., Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 48 с. |
Содержание психолого-педагогической работы.
Задачи работы |
|
Дети 4-5 лет |
Самообслуживание
Хозяйственно-бытовой труд
Труд в природе
|
Виды интеграции образовательной области «Труд»
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы | По средствам организации и оптимизации образовательного процесса |
«Физическая культура» (развитие физических качеств ребёнка в процессе освоения разных видов труда, формирование навыков по уходу за физкультурным инвентарём и спортивной одеждой). «Социализация» (формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте развития детского труда и представлений о труде взрослых). «Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности). «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых). «Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых, детей). | «Физическая культура» (использование спортивных игр и упражнений для реализации задач образовательной области «Труд») «Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования ценностных представлений, связанных с трудовой деятельностью взрослых и детей). «Музыка», «Художественное творчество» (использование музыкальных произведений, продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Труд»). |
Содержание психолого-педагогической работы по освоению
образовательной области «Безопасность»
Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)
Задачи:– формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
– приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
– передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
– формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
При реализации этих цели и задач соблюдается принцип возрастной адресности: одно и то же содержание по теме используется для работы в разных возрастных группах с большим или меньшим наполнением и воспитатель подбирает методы, соответствующие возрастным особенностям .
Формы образовательной деятельности | ||
Непосредственно образовательная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность детей |
Формы организации детей | ||
Индивидуальные Подгрупповые групповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные подгрупповые |
|
|
|
Программно-методическое обеспечение психолого-педагогической работы.
Цель | Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). |
Возраст | Средняя группа |
Программно-методическое обеспечение | Перечень программ и технологий |
Авдеева Н.Н, Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности. – СПб.: Детство-Пресс, 2009, - 144 с. | |
Перечень пособий | |
|
Содержание психолого-педагогической работы.
Задачи работы |
|
Дети 4-5 лет |
|
Виды интеграции образовательной области «Безопасность»
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы | По средствам организации и оптимизации образовательного процесса |
«Здоровье» (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека). «Физическая культура» (формирование физических качеств и накопления двигательного опыта, необходимых в разнообразных жизненных ситуациях для сохранения жизни и здоровья). «Социализация» (формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения и основ экологического сознания). «Труд» (формирование представлений и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания в процессе трудовой деятельности). «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания). «Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы). | «Физическая культура» (использование игр, игровых упражнений, импровизаций для формирования способности наиболее адекватно использовать имеющиеся двигательные возможности в условиях, моделирующих сложные и опасные жизненные ситуации). «Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования основ |
Содержание психолого-педагогической работы по освоению
образовательной области «Познание»
Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей
Задачи:– сенсорное развитие;
– развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
– формирование элементарных математических представлений;
– формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Формы образовательной деятельности | ||
Непосредственно образовательная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность детей |
Формы организации детей | ||
Индивидуальные Подгрупповые Групповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные подгрупповые |
|
|
|
Программно-методическое обеспечение психолого-педагогической работы.
Цель | Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей |
Возраст | Средняя группа |
Программно-методическое обеспечение | Перечень программ и технологий |
Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2010 год Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2007 г. - 2008 с. | |
Перечень пособий | |
Гризик Т. И. Познаю мир – М.: Просвещение, 2001. – 156 с. Е.В.Колесникова «Математика для детей 4-5 лет» - М : ТЦ «Сфера» 2012 А.А.Вахрушев, Е.Е.Кочемасова «Здравствуй, мир!» Е.В.Соловьева «Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка» О.А.Куревина «Путешествие в прекрасное» Т.И.Попова «Мир вокруг нас» Н.Н.Авдеева «Безопасность» | |
Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 240 с. – (Программа развития). | |
Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей дет. сада. – 3 изд. – М. Просвещение, 2001. – 208 с. | |
|
Содержание психолого-педагогической работы.
Задачи работы |
|
Дети 4-5 лет | Сенсорное развитие:
Предметное окружение:
Явления общественной жизни:
Экологическое воспитание:
ФЭМП:
Конструирование:
|
Виды интеграции образовательной области «Познание»
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы | По средствам организации и оптимизации образовательного процесса |
«Здоровье» (расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни). «Физическая культура» (формирование и закрепление ориентировки в пространстве, временных, количественных представлений в подвижных играх и физических упражнениях). «Социализация» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире). «Труд» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности). «Безопасность» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы). «Чтение художественной литературы» (решение специфическими средствами основной задачи психолого-педагогической работы — формирования целостной картины мира). «Коммуникация» (развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми). «Музыка» и «Художественное творчество» (расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства). | «Физическая культура» (использование подвижных игр и физических упражнений для реализации задач образовательной области «Познание»). «Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования целостной картины мира). «Музыка» и «Художественное творчество» (использование музыкальных произведений, продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Познание»). |
Содержание психолого-педагогической работы по освоению
образовательной области «Коммуникация»
Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми
Задачи: – развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
– развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
– практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Формы образовательной деятельности | ||
Непосредственно образовательная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность детей |
Формы организации детей | ||
Индивидуальные Подгрупповые групповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные подгрупповые |
|
|
|
Программно-методическое обеспечение психолого-педагогической работы.
Цель | Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми |
Возраст | Средняя группа |
Программно-методическое обеспечение | Перечень программ и технологий |
Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2010 год | |
Перечень пособий | |
|
Содержание психолого-педагогической работы.
Задачи работы |
|
Дети 4-5 лет | Формирование словаря
Звуковая культура речи
Грамматический строй речи
Связная речь
|
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы | По средствам организации и оптимизации образовательного процесса |
Специфика интеграции состоит в том, что решение основных психолого-педагогических задач области «Коммуникация» осуществляется во всех областях Программы. Поэтому и эффективная реализация психолого-педагогических задач других областей Программы невозможна без полноценной коммуникации. |
Виды интеграции образовательной области «Коммуникация»
Содержание психолого-педагогической работы по освоению
образовательной области «Чтение художественной литературы»
Цель: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг Задачи:– формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
– развитие литературной речи;
– приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Формы образовательной деятельности | ||
Непосредственно образовательная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность детей |
Формы организации детей | ||
Индивидуальные Подгрупповые групповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные подгрупповые |
|
|
|
Программно-методическое обеспечение психолого-педагогической работы.
Цель | Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг |
Возраст | Средняя группа |
Программно-методическое обеспечение | Перечень программ и технологий |
Ушакова О.С., Гавриш Н. В.. «Знакомим дошкольников с литературой»: Конспекты занятий. - М. «Сфера». 2005., - 224 с. (серия «Программа развития). | |
Перечень пособий | |
|
Содержание психолого-педагогической работы.
Задачи работы |
|
Дети 4-5 лет |
|
Виды интеграции образовательной области «Чтение художественной литературы»
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы | По средствам организации и оптимизации образовательного процесса |
«Социализация» (формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, окружающем мире людей, природы, а также формирование первичных ценностных представлений). «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, практическое овладение нормами русской речи). «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей). «Художественное творчество» (развитие детского творчества). | «Музыка» (использование музыкальных произведений как средства обогащения образовательного процесса, усиления эмоционального восприятия художественных произведений). «Художественное творчество» (использование продуктивных видов деятельности для обогащения содержания |
Содержание психолого-педагогической работы по усвоению образовательной области «Художественное творчество»
Цели: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении
Задачи: – развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
– развитие детского творчества;
– приобщение к изобразительному искусству.
Формы образовательной деятельности | ||
Непосредственно образовательная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность детей |
Формы организации детей | ||
Индивидуальные Подгрупповые групповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные подгрупповые |
|
|
|
Программно-методическое обеспечение психолого-педагогической работы.
Цель | Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении |
Возраст | Средняя группа |
Программно-методическое обеспечение | Перечень программ и технологий |
Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2010 год | |
Перечень пособий | |
| |
|
Содержание психолого-педагогической работы.
Задачи работы |
|
Дети 4-5 лет | Продуктивная деятельность:
Творчество: в процессе образовательной деятельности стимулировать самостоятельный выбор детьми цветов и оттенков красок, фона и формы листа бумаги, поощрять желание к экспериментированию с изобразительными материалами; продолжать ставить перед детьми сюжетно-игровые задачи, побуждающие их к самостоятельной передаче образов предметов с учетом интересов девочек и мальчиков; создавать условия для того, чтобы каждый ребенок мог изобразить то, что для него интересно или эмоционально значимо, самостоятельно выбирая способы изображения, бумагу и изобразительные и пластические материалы (один раз в месяц предоставлять детям возможность рисовать, лепить, заниматься аппликацией и конструированием по замыслу); способствовать самостоятельному нахождению детьми простых сюжетов в окружающей жизни, при чтении художественной литературы и реализовывать их, добиваясь выразительной передачи образа; побуждать в штрихах, мазках, пластической форме, конструкции улавливать образ и рассказывать о нём; в ходе экспериментирования с новым конструктивным материалом самим открывать Изобразительное искусство:
|
Виды интеграции образовательной области «Художественное творчество»
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы | По средствам организации и оптимизации образовательного процесса |
«Труд» (формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности). «Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности). «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности). «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства, творчества). «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура» (развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства). | Содержание и результаты всех областей Программы обогащаются и закрепляются с использованием средств продуктивной деятельности детей. «Чтение художественной литературы», «Музыка» (использование музыкальных и художественных произведений для обогащения содержания области «Художественное творчество»). |
Содержание психолого-педагогической работы по освоению
образовательной области «Музыка».
Цель: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку
Задачи: – развитие музыкально-художественной деятельности;
– приобщение к музыкальному искусству.
- развитие музыкальности детей;
- развитие способности эмоционально воспринимать музыку.
- развитие музыкально-художественной деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству.
Формы образовательной деятельности | ||
Непосредственно образовательная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность детей |
Формы организации детей | ||
Индивидуальные Подгрупповые групповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные подгрупповые |
|
|
|
Программно-методическое обеспечение психолого-педагогической работы.
Цель | Развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку |
Возраст | Средняя группа |
Программно-методическое обеспечение | Перечень программ и технологий |
Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2010 год | |
Перечень пособий | |
Костина Э.П. Азбука музыкального образования детей дошкольного возраста «Камертон», Нижний Новгород Нижегородский музыкальный центр, 2001. Луконина Н.Н. Чадова Л.Е. Праздники в детском саду М. Айрис Пресс. 2003. Ветлугина Н.А., Дзержинская И., Комисарова М. Музыка в детском саду М. Музыка 1987. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М. Музыка 1985. | |
Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников М. Академия, 2000 |
Содержание психолого-педагогической работы.
Задачи работы |
|
Дети 4-5 лет | Слушание
Пение
Песенное творчество
Музыкально-ритмические движения
Развитие танцевально-игрового творчества
Игра на детских музыкальных инструментах
Развлечения
Праздники
Творчество
Музыкальное искусство
|
Виды интеграции образовательной области «Музыка»
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы | По средствам организации и оптимизации образовательного процесса |
«Физическая культура» (развитие основных движений и физических качеств, двигательного творчества для овладения музыкально-ритмической деятельностью). «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу музыки, обогащение словаря детей). «Познание» (расширение кругозора детей в части элементарных представлений о музыке как виде искусства). «Социализация» (формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, а также окружающем мире в части культуры и музыкального искусства). | «Физическая культура», «Художественное творчество» (использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения двигательной и продуктивной деятельности). «Чтение художественной литературы» (использование музыкальных произведений как средства обогащения образовательного процесса, усиления эмоционального восприятия художественных произведений). «Художественное творчество» (использование продуктивных видов деятельности для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки). |
Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
К концу среднего дошкольного возраста ребенок:
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. Физические возможности детей значительно возросли: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными. Дети испытывают острую потребность в движении, отличаются высокой возбудимостью. В случае ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей среднего дошкольного возраста.
Ребенок выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; рассказывает о последовательности и необходимости выполнения культурно - гигиенических навыков — одевания на прогулку, приема пищи и пользовании столовыми приборами, пользовании предметами личной гигиены. Ребенок самостоятелен в самообслуживании, сам ставит цель, видит необходимость выполнения определенных действий.
Любознательный, активный. Дошкольник пятого года жизни отличается высокой активностью и любознательностью. Задает много вопросов поискового характера: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?», стремится установить связи и зависимости в природе, социальном мире. Ребенок владеет основными способами познания, имеет некоторый опыт деятельности и запас представлений об окружающем, с помощью воспитателя активно включается в деятельность экспериментирования. В процессе совместной исследовательской деятельности активно познает и называет свойства и качества предметов, особенности объектов природы, обследовательские действия. Объединяет предметы и объекты в видовые категории с указанием характерных признаков.
Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Для привлечения и сохранения внимания сверстника использует средства интонационной речевой выразительности — силу голоса, интонацию, ритм и темп речи. Выразительно читает стихи, пересказывает короткие рассказы, передавая свое отношение к героям. Использует в речи слова участия, эмоционального сочувствия, сострадания для поддержания сотрудничества, установления отношений со сверстниками и взрослыми. С помощью образных средств языка передает эмоциональные состояния людей и животных. Испытывает радость от общения с животными и растениями, как знакомыми, так и новыми для него. Сопереживает персонажам сказок. Эмоционально реагирует на художественные произведения, мир природы.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок активно проявляет стремление к общению со сверстниками, нуждается в содержательных контактах со сверстниками по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Речевые контакты становятся более длительными и активными, налаживаются первые дружеские связи между детьми. По предложению воспитателя ребенок может договориться со сверстником о совместной игре, подобрать нужные игрушки, создать игровую обстановку. Стремится к самовыражению в деятельности, к признанию и уважению сверстников.
Ребенок охотно сотрудничает со взрослыми не только в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями), но и активно стремится к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми — задает много вопросов поискового характера. Начинает проявлять уважение к старшим, называет по имени и отчеству. В привычной обстановке самостоятельно выполняет знакомые правила общения со взрослыми, здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста».
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Ребенок владеет разными способами деятельности, проявляет самостоятельность, стремится к самовыражению. Поведение ребенка определяется требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо» (например, нельзя драться, нехорошо ябедничать, нужно делиться, уважать взрослых и прочее). С помощью взрослого ребенок может наметить действия, направленные на достижение конкретной цели. По напоминанию взрослого старается придерживаться основных правил поведения в быту и на улице.
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения несложных задач, поставленных взрослым. Доброжелателен в общении со сверстниками в совместных делах; проявляет интерес к разным видам деятельности, активно участвует в них. Овладевает умениями экспериментирования и при содействии взрослого активно использует их для решения интеллектуальных и бытовых задач.
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе.
Представления о себе. Ребенок знает свое имя (полное и краткое), фамилию, возраст, пол. Осознает некоторые свои умения («умею рисовать»), знания («знаю, о чем эта сказка»), то, чему научился («строить дом»). Стремится узнать от взрослого некоторые сведения о своем организме (для чего нужны руки, ноги, глаза, ресницы и прочее).
Представления о семье. Знает состав своей семьи, рассказывает о деятельности членов своей семьи, о произошедших семейных событиях, праздниках, о любимых игрушках, домашних животных.
Представления об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях. Беседует с воспитателем о профессиях работников детского сада: помощника воспитателя, повара, медицинской сестры, воспитателя, прачки.
Представления о государстве. Знает название страны и города, в котором живет, хорошо ориентируется в ближайшем окружении.
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.
Умеет работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его задания, отвечать, когда спрашивают.
Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками.
У ребенка сформированы специальные умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и другие), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Условия реализации программы образовательной программы в средней группе
Предметно – пространственная среда
Среда является вещным фактором воспитания и развития ребенка. (8 нашем детском саду для детей всех групп предусмотрены и созданы микро- и макросреды содержащие в себе целый ряд составляющих.
Микросреда — это внутреннее оформление помещений.
Макросреда — это ближайшее окружение детского сада.
Пространство группы организовано в виде разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов и позволяет нашим воспитанникам выбирать интересные для себя занятия и чередовать их в течении дня.
Оборудование помещений группы обеспечивает: безопасность;
здоровьесбережение;
эстетическую привлекательность;
развитие детей.
В помещениях средней коррекционной группы созданы:
- Логопедический уголок.
- Уголок «Мы играем».
- Уголок художественного творчества.
- Уголок развития мелкой моторики.
- Физкультурный уголок.
- Уголок конструирования.
- Уголок для сюжетно-ролевых игр по теме «Магазин».
- Уголок для сюжетно-ролевых игр по теме «Парикмахерская».
- Уголок для сюжетно-ролевых игр по теме «Семья».
- Уголок для сюжетно-ролевой игры по теме «Больница».
- Уголок природы (наблюдений за природой).
- Уголок экспериментирования.
- Книжный уголок (библиотека).
- Уголок «Родной край».
- Уголок театрализованной деятельности.
16. Выставка детского творчества.
- Зона для образовательной деятельности.
- Площадка для самостоятельной двигательной активности детей обеспеченная мячами, обручами и скакалками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для средней группы на 2014-2015 учебный год
Данная рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой М. А. Васильево...
Перспективный план непосредственной образовательной деятельности для старшей разновозрастной группы на 2014_2015 учебный год
Перспективный план НОД для старшей разновозрастной группы...
Отчет о проделанной воспитательно-образовательной работе с детьми средней группы за 2014 – 2015 учебный год.
Отчет о проделанной воспитательно-образовательной работе с детьми средней группы за 2014 – 2015 учебный год....
Рабочая программа дошкольного образования Подготовительная группа на 2014-2015 учебный год
Программа разработана в соответствии с учётом ФГОС....
Рабочая программа дошкольного образования Средняя группа на 2014-2015 учебный год
Программа разработана с учётом ФГОС....
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД Расписание организованной образовательной деятельности на 2014-2015 учебный ...
Анализ воспитательно-образовательной работы в средней группе за 2014-2015 учебный год
Анализ воспитательно-образовательной работы в средней группеза 2014-2015 учебный год...