МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ "ЭТИКЕТ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ"
учебно-методический материал на тему

КОСОЛАПОВА ВИКТОРИЯ ДМИТРИЕВНА

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ " ЭТИКЕТ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ 3-7 ЛЕТ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie_etiket_dlya_detey.docx145.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №  76 «Капелька»

Методический материал

по теме  

«Этикет для малышей»

(3-7 лет)

 

Персональный сайт - Конкурс

                                                                                             Подготовила

                                                                                           воспитатель:

Косолапова В. Д.

 

Сургут, 2014

Организация и планирование работы по этикету  в детском саду.

Задачи.

  1. Воспитание хороших манер у детей как части общей культуры личности:
  • Усвоение правил культуры еды;
  • Усвоение правил поведения в общественных местах (транспорт, улица, театр, кинотеатр, магазин и т. п.);
  • Усвоение правил и норм общения в ситуациях знакомства, поведения в гостях, преподнесения подарка и др.;
  • Формирование основ культуры речевого этикета (приветствие, просьба, извинение, разговор по телефону и другие формулы вежливого вербального общения).
  1. Развитие эстетических чувств и желание всё делать красиво (сервировать стол, сидеть за столом, упаковывать подарок, одеваться в соответствии с ситуацией и т.д.).
  2. Теоретическое и практическое обучение  сотрудников ДОУ правилам этикета; формирование потребности обучать детей хорошим манерам.
  3. Совместная работа с родителями по вопросам воспитания культуры поведения дошкольников.

Работа с педагогическим  коллективом.

Для успешного решения задач обучения детей правилам этикета каждому работнику ДОУ необходимо не только понимать значимость проблемы, но и владеть определёнными теоретическими и практическими знаниями, умениями и навыками в этой области.

Для этого с коллективом были поставлены следующие задачи:

  1. Повысить теоретический уровень сотрудников через:
  • Семинары;
  • Консультации;
  • Работу творческих групп.
  1. Отработать практические умения посредством:
  • Семинаров-практикумов;
  • Практических занятий;
  • Видеозаписей ситуаций;
  • Фотовыставок;
  • Смотров-конкурсов.
  1. Создать в ДОУ атмосферу высокой культуры:
  • Общения;
  • Дизайна;
  • Внешнего вида.
  1. Обеспечить необходимую материально-техническую базу:
  • Посуду, предметы сервировки;
  • Материал для практических упражнений по темам: “Подарок”, “Украшение стола”, “Одежда и мода” и т.д.;
  • Необходимые технические средства для записи и просмотра ситуаций, связанных с культурой поведения.

Для выяснения уровня знаний сотрудников ДОУ в данной области использовались опросники, тесты, беседы, после анализа, которых строилось содержание семинаров, практикумов, консультаций.

Вариант опросника

  • Что такое этикет и для чего он нужен?
  • Хотели бы Вы лучше изучить правила этикета?
  • С какого возраста нужно знакомиться с этикетом?
  • Какая форма изучения правил этикета для вас более приемлема:

А) самостоятельная (по книгам);

Б) коллективная (семинары, практикумы, консультации).

Спасибо за участие в обсуждении проблемы

Работа с родителями.

Успешное решение многих задач ДОУ невозможно без тесного контакта с семьёй. Для того чтобы у родителей возникло желание сотрудничать с детским садом по вопросам воспитания культуры поведения, необходимо увлечь их этой проблемой. В каждой возрастной группе воспитатели знакомили родителей с текущей работой по обучению детей культуре поведения – организовывали выставки литературы, фотоматериалов, “Дни открытых дверей”. Проведённая работа дала хорошие результаты. У большинства родителей возникло желание пополнить знания в области этикета. С этой целью проводились мини-консультации (устные, письменные), вопросы по этикету включались в темы групповых и общих родительских собраний, организовывались совместные детьми праздники и развлечения, конкурсы.

Навыки этикета, которыми могут овладеть дошкольники.

Младшая группа.

  1. Сервировка стола и поведение за столом:
  • уметь сервировать стол к чаю, знать чайные принадлежности и уметь ими пользоваться;
  • сохранять правильную осанку во время еды;
  • пользоваться бумажной салфеткой;
  • есть вилкой;
  • при помощи ножа намазывать на хлеб масло.
  1. Культура внешнего вида: поддерживать опрятный вид (причёска, одежда, обувь и т.д.).
  2. Речевой этикет:
  • без напоминания приветливо здороваться;
  • прощаться, употребляя выражение “до свидания”;
  • уместно употреблять слово “спасибо”.
  1. Поведение в общественных местах: соблюдать правила поведения в транспорте (не разговаривать громко, не кричать, не капризничать; сидеть, не мешая другим).

Средняя группа.

  1. Сервировка стола и поведение за столом:
  • Уметь сервировать стол к чаю, пользоваться чайными принадлежностями;
  • Уметь сервировать стол к обеду (правильно раскладывать вилки, ножи, ложки), пользоваться столовыми приборами;
  • Есть при помощи ножа и вилки;
  • Овладеть простейшими приёмами складывания тканевой салфетки, уметь ёю пользоваться.

        2. Культура внешнего вида:

  • Поддерживать опрятный вид;
  • Одеваться в соответствии с местом и событием.

        3. Речевой этикет:

  • уместно и правильно извиняться, употреблять ответные слова на извинения;
  • пользоваться разнообразными формами прощания в зависимости от ситуации;
  • обращаться с просьбой, чётко её излагая.

        4. Поведение в общественных местах:

  • соблюдать правила поведения в транспорте, не мешать другим; уметь обратиться с просьбой;
  • “на ходу” не есть; поддерживать чистоту и порядок на улице;
  • в театре между рядами проходить лицом к сидящим, в зрительном зале сидеть, не мешая другим (не есть, не шуршать фантиками и т.п.).
  1. Поведение в разнообразных жизненных ситуациях: уметь красиво преподнести подарок, одновременно произнося слова поздравления.

Старшая группа.

  1. Сервировка стола и поведение за столом:
  • уметь сервировать стол к чаю, пользоваться чайными принадлежностями;
  • знать, что едят вилкой, а что вилкой и ножом; уметь пользоваться этими приборами;
  • овладеть элементарными приемами украшения праздничного стола (скатерть, салфетки, цветочные композиции).
  1. Культура внешнего вида:
  • одеваться в соответствии с жизненными ситуациями;
  • быть опрятным, следить за чистотой обуви;
  • самостоятельно одеваться, причёсываться.
  1. Речевой этикет:
  • Приветствовать друг друга, используя вежливые слова (“здравствуйте”, “добрый день”, “доброе утро” и т.п.).
  • Первыми приветствовать старших;
  • Уметь вести разговор по телефону (начинать с приветствия, представляться, сообщать цель своего звонка; если звонишь сам, заканчивать, разговор первым);
  • Уметь обратиться с просьбой, используя вежливые слова: “будьте добры”, “не могли бы вы” и т.п.
  1. Поведение в общественных местах:
  • Знать правила поведения на занятиях в детском саду;
  • Выполнять правила поведения в общественном транспорте;
  • На выставке, в музее громко не разговаривать, экспонаты руками не трогать, не мешать другим, приходить в опрятном виде;
  • В магазине уметь чётко излагать свою просьбу, в супермаркете пользоваться специальными корзинами.
  1. Поведение в разнообразных жизненных ситуациях:
  • уметь выбрать, упаковать и преподнести подарок;
  • уметь познакомиться и познакомить;
  • уметь вести себя в гостях и принимать гостей.

Подготовительная к школе группа.

1. Сервировка стола и поведение за столом:

  • знать разнообразные варианты сервировки стола; уметь пользоваться столовыми приборами; непринужденно сохранять правильную осанку;
  • знать, какими приборами надо пользоваться во время еды, уметь это делать;
  • владеть основами оформления праздничного стола, уметь складывать тканевые салфетки разнообразными способами.

          2. Культура внешнего вида:

  • одеваться в соответствии с модой, но с учётом своих индивидуальных особенностей и чувством меры;
  • поддерживать свою одежду и обувь в чистоте и порядке;
  • уметь самостоятельно причёсываться.

          3. Речевой этикет:

  • уметь обратится с просьбой;
  • знать правила ведения разговора по телефону;
  • во время приветствия и прощания использовать разнообразные формулы вежливости.

          4. Поведение в общественных местах:

  • уметь вести себя в театре, конотеатре, на выставке, в музее, кафе;
  • знать основные правила поведения в школе, библиотеке.

         5. Поведение в разнообразных жизненных ситуациях:

  • уметь представляться во время знакомства и представлять другого;
  • выбирать подарки и их преподносить;
  • уметь принимать гостей и быть гостем.

Формулы вербального (словесного) общения, которыми может овладеть ребёнок к концу дошкольного возраста.

Приветствие. Здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер, рад Вас (тебя) видеть, привет.

Прощание. До свидания, спокойной ночи, до завтра, счастливого пути, доброй ночи.

Извинение. Извините, пожалуйста; простите, пожалуйста; прошу прощения.

Обращение. Скажите, пожалуйста; будьте добры; могли бы вы; Вас не затруднит...

Знакомство. Давайте познакомимся, меня зовут... Познакомьтесь это...

Такие речевые формулы воспитатель должен употреблять как можно чаще по отношению к детям, коллегам, родителям. Подражая взрослым, дети легко усваивают правила вежливости.

Организация работы по обучению детей правилам этикета.

Знакомство с правилами поведения за столом и упражнения в их выполнении следует проводить на специально организованных занятиях один раз в месяц. Правило этикета нужно преподносить ребёнку так, чтобы оно вызвало положительный эмоциональный отклик, стало личностно значимым.

Познакомившись  с тем или иным правилом на занятии, ребёнок далее закрепляет его через специальные дидактические игры, игровые упражнения, сюжетно-ролевые игры; в повседневной жизни.

Этапы освоения правил поведения

  1. Знакомство, корректировка имеющихся знаний – специально организованные занятия.
  2. Закрепление:
  • сюжетно-ролевая игра;
  • дидактическая игра;
  • создание специальных ситуаций;
  • другие виды занятий;
  • праздники и развлечения;
  • режимные моменты;
  • традиции группы (“сладкий стол”, день рождения);
  • радиожурнал для детей;
  • мини-срезы знаний и навыков детей через игру “В царстве  вежливых наук”.
  1. Самостоятельное выполнение правил в соответствии с жизненными обстоятельствами.

Особое внимание следует уделить организации предметно-развивающей среды. “Столовый” этикет, например, требует разнообразия посуды, столовых принадлежностей (скатерти, салфетки, салфетницы, вазы и т.п.). Для закрепления практических действий (упаковать подарок, сложить салфетку, сделать цветочную композицию для украшения стола т.д.) целесообразно создать в группе «уголок этикета» со всеми необходимыми предметами, где дети в любое время могут поупражняться с воспитателем или самостоятельно.

Ребенок легко перенимает позитивный опыт общения. Беседуя с родителями, педагог дает образец культуры ведения диалога. Уважительное, доброжелательное отношение к обслуживающему персоналу, в процессе которого ребенок может слышать образцы речевого этикета, тоже является необходимой составляющей воспитания дошкольника.

Таким образом, речь взрослых, их манеры, внешний вид, положительные эмоциональные проявления должны стать образцом для детей.

Требования к занятию по этикету

  1. Эстетическое обеспечение:
  •  красота во всем (красивая отглаженная скатерть и нарядные салфетки; красиво сервированный и украшенный букетом стол; движения воспитателя четкие и плавные, голос негромкий т.д.).

2. Эмоциональное сопровождение:

  •  доброжелательный настрой, положительные эмоции взрослых и детей;
  •  заинтересованность воспитателя в успехах детей.

3. Форма организации:

  •  действия с предметами;
  •  повторение последовательности действий с целью формирования навыка;
  •  действия, сопровождаемые словесными формулами вежливости.

4. Способы взаимодействия с детьми:

  •  обеспечение понятного, интересного детям мотива деятельности;
  •  опора на жизненный опыт детей.

5. Основные приёмы:

Наглядные:

  •  образцы правильного поведения воспитателя, литературного персонажа, героя мультфильма и т.п.;
  •  использование фото-, видео-, аудиоматериалов;
  •  широкое использование разных видов театра (настольного, пальчикового т.д.);
  •  рассматривание картин, иллюстраций.

Словесные:

  •  беседы;
  •  рассказ воспитателя из личного опыта;
  •  чтение художественных произведений;
  •  познавательный рассказ взрослого из истории этикета;
  •  игры;
  •  поощрения.

Практические: 

  •  обыгрывание ситуаций;
  •  изготовление вместе с детьми необходимых материалов и пособий для занятий по этикету;
  •  практические действия с каждым ребёнком.

6. Требования к воспитателю:

  •  высокая культура поведения;
  •  чёткое знание правил этикета;
  •  грамотный показ образца применения правила;
  •  доброжелательность, искренность в общении с детьми, заинтересованность в их успехах.

Основные методы и приёмы, используемые на занятиях по этикету.

Младшая и средняя группа                    Старшая и подготовительная к  школе

                                                                                 группа                                                                                                                                                                                                                                                

  1. Взаимодействие со сказочным персонажем

- подсказать, как себя вести                          - помочь ему справиться

                                                                           с трудной  ситуацией

- поиграть вместе                                             - помочь ему

                                                                           найти ошибки в его поведении

- подражать ему                                               - научить его чему-либо

2. Словесные приёмы

- рассказ взрослого из личного опыта         - рассказ ребёнка из личного опыта

                                                                         -  сказка познавательного содер-

                                                                             жания                          

 - беседа                                                          - рассказ взрослого

- вопросы                                                            

- беседа

3. Игровые приёмы

- занятие-игра                                                                   - игровые упражнения

- игровые упражнения                                                     - игры с правилами

- дидактические игры                                                      - игры-соревнования

- элементы сюжетно-ролевых игр                                  - турниры, кроссворды

- игры-путаницы                                                               - развлекательные игры типа  

                                                                                              «Поле чудес»

                                                                                            - дидактические игры

                                                                                            - игры-действия

                                                                                            - игры-воображения

                                                                                            - игры-путаницы

4. Наглядные приёмы

- иллюстрации                                                                   - иллюстрации, схемы

- видеоматериалы (диафильмы,                                      - видеоматериалы

мультфильмы, видеозаписи)                                           - продукты детской деятельности

- фотографии                                                                     - фотографии

                                                                                            - картинки-правила (разбор правил

           по картинкам)

5. Использование театра

- спектакли (кукольный, настольный,                           - этюды

на фланелеграфе и т.д.)                                                   - сценки

- инсценировки в исполнении отдельных                     - спектакли (кукольный,

детей                                                                                  настольный, на фланелеграфе т.д.)

  1. Художественное слово (все группы) – стихи, сказки, загадки, рассказы, пословицы, басни.
  2. Использование музыкального репертуара (все группы).
  3. Практические действия детей

- самостоятельные действия с чайными               - сервировка стола по схеме,

и столовыми принадлежностями                            предложенной воспитателем

- изготовление рисунков, аппликаций                 - составление схемы серви-

                                                                                    ровки стола

для украшения праздничного стола                   - изготовление украшений для

- разбор проблемных ситуаций,                             праздничного стола

происшедших с игрушками                                     творческая деятельность де-

                                                                                    тей

                                                                                       (складывание салфеток,

                                                                                   - украшение

                                                                                       подарка, украшение стола

                                                                                      и т.д.)

                                                                                       - разбор проблемных си-

                                                                                       туаций из

                                                                                       жизни группы

  1. Наблюдения (все группы)

- за действиями взрослого

          - за действиями ребенка

Материал, необходимый для занятий по этикету.

1. Сервиз; розетки, вазы, чайник, ложки, чайные пары и т.д.

2. Салфетницы (разной формы и цвета)

3. Комплект скатертей (разной формы и цвета)

4. Комплект салфеток – бумажных и тканевых (разного цвета)

5. Несколько подносов (разного размера и формы)

6. Набор цветной упаковочной бумаги. Коробки, ленты, тесьма, бантики – для знакомства с темой «Подарки»

7. Передники, ленты.

8. Природный и искусственный материал для составления композиций и букетов.

Дидактический материал

  1. Схемы складывания салфеток.
  2. Схемы сервировки стола.
  3. Иллюстрации или фотографии композиций из цветов для украшения стола.
  4. Фотоальбом (с материалом по всем темам).
  5. Дидактические игры и упражнения.
  6. Набор картинок-ситуаций («В театре», «В транспорте», «В магазине», «В библиотеке» и т.д.).
  7. Картинки-путаницы «Что неправильно?»
  8. Журналы мод (детский и взрослый).
  9. Телефоны (настоящие или игрушечные)

                                  ЭТИКЕТ

                         (распределение материала)        

1. «Что такое этикет»

2. «Этикет и культура внешнего вида» (5 занятий)

- Как понравиться людям.

- Кто опрятен, тот и приятен.

- Как оденусь, так и приглянусь.

- Мой дом. Наведу порядок в нем.

- Игрушки и книги - друзья, с которыми я расту.

3. «Речевой этикет в жизни детей садовской группы» (4 занятия)

- Тайна имени.

- Добрые приветствия.

- Будем знакомы.

- Волшебные слова.

4. «Поговорим по «телефону»

5. Соблюдение этикета в общественных местах (7 занятий)

- Правила поведения в общественных местах.

- Мы по улице пройдем.

-        Праздник в кафе.

-        Вежливые покупатели.

-        В театре, в кинотеатре.

-        В музее и на выставке.

6. Гостевой этикет  (4 занятия)

- Друзья у меня в гостях.

- Я в гостях у других.

- Как дарить подарки.

- Мой день рождения.

7. Столовый этикет.

- Посуда и столовые приборы.

- Как правильно и красиво накрыть стол.

- Застольное поведение.

- Чаепитие друзей.

8. Семейный этикет   (5 занятий)

- Как сделать свою семью счастливой.

- Наша дружная семья: папа, мама, я.

- Любимые бабушки, дедушки.

- Мои братишки и сестренки.

- Семейные праздники.

Консультация для воспитателей:

«ЭТИКЕТНОЕ СЛУШАНИЕ»

Соблюдение этикета слушания – важная и очень трудная сторона соблюдения этикета общения. Мы с детства знаем, что нельзя перебивать собеседника, но, наверное, нет ни одного человека, который мог бы о себе сказать, что он неукоснительно следует этому правилу. Особенно много нарушений этикета общения наблюдается именно со стороны слушающих. Умение внимательно и терпеливо выслушивать собеседника – навык, который надо неустанно тренировать.

Почему же неумение выслушивать – такое распространённое явление в нашем общении? Дело в том, что для этого есть целый ряд очень серьёзных причин. Назовём лишь некоторые из них.

Мы перебиваем, потому что «ум не хочет ждать» (мы мыслим в 5-10 раз быстрее, чем говорим): собеседник ещё не закончил, а мы уже поняли его мысль, готовы ответить или возразить ему. А собеседник в это время пытается еще повторить, растолковать, думает, что не совсем убедил нас. Нетерпение и заставляет нас перебивать.

Нередко у нас возникают иллюзия, что мы поняли – какая-то мысль показалась нам знакомой, и мы торопимся на неё отреагировать, а ведь собеседник мог иметь в виду вовсе не то, что нам показалось в первую минуту, он ещё не закончил свою аргументацию.

Если мы испытываем отрицательные эмоции к собеседнику, то мы зачастую просто его не слушаем, а пытаемся провести свою собственную мысль; кстати, если мы испытываем к собеседнику положительные эмоции, то также слушаем не внимательно и часто пропускаем важную информацию.

Если собеседник говорит что-то, что противоречит нашим взглядам, то мы нередко перестаём воспринимать смысл его речи, так как мысленно уже  готовим опровержение, свою аргументацию.

Перебиваем мы и того, кто говорит общеизвестное, сообщает устаревшую информацию.

Очень часто мы не слушаем собеседника, поскольку мысленно торопим его в выражении сути, главной мысли – и пропускаем аргументацию, доводы, проявляем нетерпение.

Невнимательное восприятие речи собеседника может быть связано с трудностью изложения – если он говорит сложно, слушатель может отказаться от восприятия и интерпретации его речи и начать перебивать или задавать вопросы.

Часто мы невнимательно слушаем знакомых, хорошо известных нам лиц – мы как бы «наперёд знаем, что они скажут», и в этом случае тоже не в силах сдержать нетерпение, перебиваем их, зачастую невежливо.

Необходимо иметь в виду, что невнимательное слушание ведет зачастую к получению ложной информации, неправильной интерпретации слов собеседника: как говорил Ф. Ницше, «кто плохо видит, видит всегда меньше других; кто плохо слышит, слышит всегда кое-что лишнее».

Внимательное, этикетное слушание имеет огромное значение в общении: о внимательных, заинтересованных слушателях все думают хорошо, внимательный слушатель кажется собеседнику уважительным, вежливым, доброжелательным и умным, заслуживающим доверия. К внимательным слушателям собеседник располагается, высоко оценивает их личные и человеческие качества, поэтому соблюдением этикета слушания никак нельзя пренебрегать.

Важнейшее правило речевого этикета: «Отдай предпочтение слушанию перед всеми видами деятельности».

Существуют следующие законы для слушающего:

  1. Если кто-нибудь обратился к вам с речью, необходимо прервать дела и внимательно выслушать, о чем он сообщает. (Вступивший в контакт должен чувствовать, можно ли сделать собеседником занятого человека. Так в служебных отношениях прерывать сосредоточившегося работника неэтично, в транспорте лучше обратиться с вопросом не к тому, кто занят чтением, а к стоящему просто так.)
  2. Необходимо выслушать внимательно и до конца. Даже если на это нет времени, или, с вашей точки зрения, говорящий мелит чепуху. Если же в данный момент выслушать совершенно невозможно, тактично перенесите время беседы. Все это особенно важно учитывать тем, кто, с точки зрения социальных признаков, старше – по возрасту, положению. Не выслушать младшего – в  семье, на работе – значит нарушить важнейшую заповедь культуры общения. О старших и не говорим, так как не выслушать старшего – это проявить элементарную грубость.
  3. Доброжелательно и уважительно выслушивая собеседника, постарайтесь не перебивать его, не сбивать с мысли, не переводить слушание в собственное говорение. Подчеркивайте заинтересованность в нем, в его словах – взглядом, мимикой, междометными и жестовыми «поддакиваниями» (кивками головой), подтверждайте контакт внимания, понимания.
  4. Вовремя оцените речь собеседника, согласитесь или не согласитесь с ним, ответьте на поставленный вопрос.
  5. Если слушающих больше, чем два, не следует отвечать на вопрос, заданный другому собеседнику, вообще реагировать на речь, направленную не к вам.  

Этикет слушания предполагает, что слушание должно быть активным. Это означает, что взгляд должен быть сосредоточен на говорящем, слушающий должен находится в активной позе немного наклонена голова, корпус чуть подается вперёд в сторону говорящего, мимика внимания, прекращение отвлекающих действий, например, щелканья колпачком ручки, одергивания одежды, раскачивания и др.

Правила этикетного слушания:

  1. Дать закончить. Не перебивать, вставлять поддерживающие реплики, стремиться предугадать ход мысли, выражая это вербально.
  2. Не спешить с оценкой речи собеседника. Подождать завершения, не готовить в процессе слушания ответ, лучше задать дополнительный вопрос на прояснение позиции.
  3. Перефразировать своими словами основные мысли собеседника. Повторяя своими словами основные идеи собеседника, мы показываем, что слушаем его, сами лучше понимаем содержание его речи, проверяем правильность своего понимания и можем этикетно направить разговор в нужное для нас русло.
  4. Выделять главные мысли собеседника. Эти мысли нужно формулировать для себя, проговаривать вслух, подтверждая их, формулировать их своими словами.
  5. Не стараться запомнить подробности.
  6. Пропускать мелкие обиды или выпады в свой адрес. Не стоит реагировать на них, если они не касаются главного обсуждаемого вопроса, иначе общение может перейти в конфликт.
  7. Не смотреть на посторонние предметы. Смотреть на говорящего, не отвлекаться на помехи, различные мелкие события вокруг, на входящих или делающих что-либо неподалёку людей.
  8. Разграничивать факты и мнения. В разговоре сосредоточиться на фактах, именно факты обдумать и обсуждать. Субъективная интерпретация фактов вашим собеседником – его право, но не отвлекайтесь, это может далеко увести от существа дела.
  9. Подтверждать понимание. Чаще говорите: «Понятно… Так… Я правильно понял, что… Вы, значит, полагаете, что… Значит, таким образом…» и др.
  10. Задавайте больше уточняющих вопросов. Уточняйте мысли, высказываемые собеседником, задавайте вопросы на прояснение деталей, частностей – это помогает собеседнику конкретнее излагать свою мысль и подтверждает ваше внимание и заинтересованность в нем.

Существует ещё этикет слушания для наблюдателя. Наблюдатель – это тот, кто невольно присутствует при общении других людей, но сам в общении не участвует: в транспорте это пассажиры, на работе – коллеги, в семье – те члены семьи, которые сейчас не участвуют в вашем разговоре. Наличие наблюдателей – вольных или невольных – должно учитываться и говорящим, и слушающим. Наблюдатель же, который стал свидетелем разговора других людей, должен невербально продемонстрировать незаинтересованность в слушании: другими словами, этикет требует, чтобы у него было незаинтересованное лицо, чтобы он делал вид, что не слышит разговора. Принято, если чужой разговор принял эмоциональный характер, чтобы наблюдатель покинул это место – ушел, отошел в сторону и т.д.

Этикетная позиция наблюдателя, невольного слушателя заключается в том, чтобы проявить сдержанность, не навязывать себя в собеседники.

Не этикетное внимательное слушание разговора посторонних, активная поза, демонстрация внимания к разговору чужих людей.

Используемая литература:

1.Азбука общения /авторы: Щипицына, Защиринская и др. : Линка-пресс,2004 год

2. Алешина О вежливости, о такте, о деликатности - ,1990

3. Божович Личность и ее формирование в детском возрасте. : Просвещение  , 1960

4.  Коджаспирова Педагогический словарь –: Академия,  2005 год

5. Смирнова Межличностные отношения дошкольников- : Владос, 2005 год

6. Учимся общаться с ребенком /Петровский, Виноградова -:Просвещение,2009 год

 7. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Ильичева и др. –: Сов. Энциклопедия,1999 год

8.  Энциклопедия этикета -   2000 год

 10. Якобсон Психологические проблемы этического развития детей .1984  год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическое пособие" Знакомим малыша с цветом"

пособие подскажет как грамотно построить игровое занятие по ознакомлению с цветом малыша 2-х лет...

Методическая разработка для малышей дидактическая игра "Что нужно доктору для работы".

Данная игра знакомит малышей с профессией врача и инструментами необходимыми для его работы....

Методическая разработка - Методический материал - Презентация "Малышам о транспорте"

Этом материал помогает расширить и закрепить представления детей о транспорте, классифицировать транспорт на воздушный, наземный, водный....

Методическая разработка " Здоровый малыш"

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования....

Методическая разработка игры «Малыши потерялись» с использованием интерактивной технологии «Броуновское движение» для детей старшего дошкольного возраста

Игра разработана с использованием интерактивной технологии "Броуновское движение". Помимо обучающих задач решается задача, направленная на формирование коммуникативных навыков у детей...

Методическая разработка "Чей малыш?"

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми раннего возраста по развитию речи " Чей малыш?"  с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий....

Собственное учебно-методическое пособие "Здоровый малыш-радость семьи"

Методическая разработка проекта по здоровьесбережению "Здоровый малыш-радость семьи"....