Картотека пальчиковых игр
картотека (младшая группа) на тему

Твердохлебова Ольга Александровна

Картотека пальчиковых игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_palchikovyh_igr.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

К -1

«МОИ  ИГРУШКИ»

Покажу я вам игрушки:

Это курочки пеструшки,

Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв), остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок).

Это зайка,

Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца), остальные прижать к ладони.

Это пёс.

Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко).

Вот машинка без колёс.

Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки.

Это книжки-раскладушки.

Вот и все мои игрушки.

Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть.

                

К -2

«ДРУЖБА»

Дружат в нашей группе                   пальцы рук соединяют
Девочки и мальчики.                        
в замок (несколько раз)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять               пальцы с мизинчика поочередно 
Начинаем мы считать.                    
соединяют друг с другом
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать                  
(Руки вниз, встряхивают кистями.)

К – 3

«ЛИСТОПАД»

Листопад, листопад!

Листья по ветру летят:

Руки поднять вверх. Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки (листья опадают).

С клёна – кленовый,

Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.

С дуба – дубовый,

Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.

С осины – осиновый,

Указательный и большой соединить в виде колечка.

С рябины - рябиновый.

Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.

Полны листьев лес и сад

То-то радость для ребят!

Хлопки в ладоши.

К -4

«ПОВАРЯТА»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Муку в тесто замесили,

(Сжимают и разжимают пальцы.)

А из теста мы слепили

(Прихлопывают ладонями, «лепят».)

Пирожки и плюшки,

(Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца.)

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –

(Обе ладони разворачивают вверх.)

Всё мы испечем в печи.

Очень вкусно!

(Гладят животы.)

К -5

«КАПУСТА»

Мы капустку рубим-рубим,

Мы капустку солим-солим,

Мы капустку трём-трём,

Мы капустку жмём-жмём.

Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.

К  -6

«ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»

Раз, два, три, четыре, пять,                  

(Загибают пальчики, начиная с большого.)

Будем листья собирать.                        

(Сжимают и разжимают кулачки.)

Листья берёзы,                                     

 (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Листья рябины,                                                                

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,                                            

Маме осенний букет отнесём.             

  («Шагают» по столу средним и  указательным пальцем.)

 

К -7

«НОВЫЕ КРОССОВКИ»

Загибать на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших пальцев.

Как у нашей кошки

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козлёнок маленький

Обувает валенки.

А сыночек Вовка –

Новые кроссовки.

Вот так, вот так,

Новые кроссовки.

«Шагать» указательным и средним пальчиками по столу.

К -8

«Николенька – Гусачок»

И.А. Лыкова стр 17

К -9

«ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ»

Дети загибают на обеих руках пальцы: по одному пальцу на каждое двустишье.

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надёжный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами ёж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, травы

                                            Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосёт там лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло уютно в нём.

Ударяют ладонями и кулачками поочерёдно

К -10

«ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ»

Тили-тели, тили-тели -

С юга птицы прилетели!

Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.

Прилетел к нам скворушка -

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж -

Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с

мизинца левой руки.

Все вернулись, прилетели,

Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.

Песни звонкие запели!

Указательным и большим пальцами делают клюв –

«птицы поют».

К -11

«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Снег ложится на дома,  

(Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)

Улицы и крыши.              

(Руки «домиком».)

Тихо к нам идёт зима,  

 (Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Мы её не слышим…      

 (Рука за ухом.)

К -12

«Утром»
Когда утром просыпаюсь
(потягиваемся)
Первым делом улыбаюсь,
(улыбаемся)
Постель сразу приберу,
(движениями рук изображаем как застилаем постель)
К умывальнику иду.
(шагаем на месте) 
Личико свое умою,
(ладошками делаем круговые движения у лица)
Я прохладною водою,
Чистить зубки не забуду 
(одной рукой, представляя, что держим зубную щетку, водим влево, вправо около губ)
Каждый день так делать буду.
(показываем указательный пальчик).   

К-13

«Маму я свою люблю»

Маму я свою люблю,
(в воздухе пальчиками рисуем сердце)
В чем угодно помогу :
(ладошками вверх вытягиваем руки вперед, разводим в стороны)
Со стола убрать посуду,
(движениями рук изображаем уборку посуды со стола)
Помогать стирать ей буду,
(движениями рук вверх, вниз изображаем стирку)
Помогу ей пол помыть
(немного нагнувшись водим руками влево, вправо)
И цветочки все полить,
(представляем, что в руке держим лейку и изображаем полив цветов)
Помогу пропылесосить,
(изображаем, что в руках держим пылесос и движениями рук вперед, назад изображаем действие)
На пол ничего не бросить,
(указательным пальчиком водим из стороны в сторону)
Чашку чая ей налью,
(изображем как из чайника наливаем в чашечку чай)
Поцелую, обниму.                
(изображаем воздушный поцелуй и объятия)

К -14

ЗИМА.

«Снегири»

Вот на ветках, посмотри,

Четыре хлопка руками.

В красных майках снегири.

Распушили пёрышки.

Изображают «крылышки»

Греются на солнышке.

Головой вертят,

Повороты головой.

Улетать хотят.

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью, за метелью!

Вращательные движения кистями рук.

К-15

« СНЕЖИНКИ»

Ла-ла-ла, ла-ла-ла,

Туча по небу плыла.

Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара (туча).

Вдруг из тучи над землёй

Полетел снежинок рой.

Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны. Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят).

Ветер дунул, загудел –

Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд).

Рой снежинок вверх взлетел.

Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими (снежинки летят).

Ветер с ними кружится,

Может быть подружится.

Вращать кистями, попеременно скрещивая руки.

К-16

«ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

(Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.)

Что зимой мы любим делать?

В снежки играть,

На лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

«МЫ ВО ДВОР ПОШЛИ ГУЛЯТЬ»

Раз, два, три, четыре, пять,

(Загибают пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.

(«Идут» по столу указательным и  средним пальчиками.)

Бабу снежную лепили.

(«Лепят» комочек двумя ладонями.)

Птичек крошками кормили,

(«Крошат хлебушек» всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались,

(Ведут указательным пальцем  правой руки по ладони левой.)

А ещё в снегу валялись.

(Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли.

(Отряхивают ладошки.)

Съели суп и спать легли.

(Движения воображаемой ложкой; руки под щёку.)

К-17

НОВЫЙ ГОД.

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

- Здравствуй, Дедушка Мороз!

(Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.)

Что в подарок нам принёс?

(Руки вперёд ладонями вверх.)

- Громкие хлопушки,

(Хлопнуть в ладоши.)

Сладости, игрушки.

(Вертим кистями.)

К-18

 «ЁЛОЧКА»

Перед нами ёлочка.

Пальцы переплетены, большие подняты вверх.

Шишечки, иголочки,

Кулачки, «иголочки»- раздвинуть пальцы.

Шарики, фонарики,

Ладошки держать «ковшиком».

Зайки и свечки,

«Зайчики» - указательные пальцы.

Звёзды, человечки.

Ладошка в виде звезды, «человечки» - походить пальчиками.

К-19

«БЕЛОЧКА»

Прыгает по веточкам

Невеличка белочка.

Мелькает хвостик средь ветвей.

Кто угонится за ней?

Большим пальцем поочерёдно касаться остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной рукой затем другой рукой.

К-20

«Слон»

Спать пора!

(Дети грозят пальцем)

Уснул бычок,

(Наклоняют голову на бок, положив под щеку  обе ладони)

Лег в коробку на бочок.

(Соединяют ладони и кладут их на стол (на пол) «ребром».

Затем, не разъединяя ладони, тыльную сторону левой кисти кладут на поверхность стола (пола) – «лёг на бочок»)

Сонный мишка лёг в кровать,

(То же – вправо)

Только слон не хочет спать.

(Покачивают указательным пальцем правой руки из  стороны в сторону – отрицательный жест)

Головой кивает слон,

(Сжимают правую руку в кулак и показывают им, как слон кивает головой)

Он слонихе шлёт поклон.

(Повторяют те же движения левой рукой)

К-21

«ПТИЧКА»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Зёрна курочка клюёт,

(Обе ладошки вместе отклоняем от себя.)

И цыплятки тут как тут.

(Щепотки «клюют» по очереди.)

В воду уточка нырнёт,

(Ладошки вместе «ныряют» вперёд.)

А цыплятки не нырнут.

(Погрозили пальчиком.)

К-22

«МЕБЕЛЬ»

Мебель я начну считать:

Кресло стол, диван, кровать,

Пальцы обеих рук поочерёдно зажимать в кулачки.

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Много мебели назвал –

Десять пальчиков зажал!

Поднимать зажатые кулачки вверх.

К-23

Посуда.

«Помощник»

Посуду моет наш Антошка,

Моет вилку, чашку, ложку,

Потирать ладошки друг об друга («мыть посуду»).

Вымыл блюдце и стакан

И закрыл покрепче кран.

Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Выполнять имитирующие движения.

К-24

«День защитника Отечества»

Сегодня праздник всех отцов,

(сжимают и разжимают пальцы)

Всех сыновей, всех кто готов,

(хлопают в ладоши)

Свой дом и маму защитить,

(из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу)

Всех нас от бед отгородить!

(сжимают и разжимают пальцы)

К-25

«Заинька - зайчишка»

Скачет зайка косой

Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить

Под высокой сосной.

ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить

Под другою сосной

ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены.

Скачет зайка другой.

указательный и средний пальцы левой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить.

К-26

«Цветочек для мамочки»

Ой, в нашем цветнике

Большой цветок на стебельке.

Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки.

От ветерка качается,

Движения руками вправо-влево.

И мне улыбается!

Я мамочку поцелую

И цветочек подарю ей!

Мимика, жесты.

К-27

«Игрушки»

Я с игрушками играю:

(Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю,

(Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю,

(Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

Грузовик везде катаю.

(Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки )

К-28

«Кошка»

 Кот на печку пошёл,

Пальчики «шагают».

Горшок каши нашёл.

«Горшок из ладошек».

На печи калачи,

Ладошки «лепят калачи»

Как огонь горячи.

Подуть на ладошки.

Пряники пекутся,

Коту в лапы не даются.

Погрозить пальчиком.

«Котик»

Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.

К-29

«Мои пальчики»

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке)

К-30

«Рыбки»

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.

ПОДВОДНЫЙ МИР

Посмотри скорей вокруг!

Делают ладошку у лба «козырьком».

Что ты видишь, милый друг?

Приставляют пальцы колечками у глаз.

Здесь прозрачная вода.

Плывет морской конек сюда.

Вот медуза, вот кальмар.

А это? Это рыба-шар.

А вот, расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.

К-31

«Части тела»

«Это я».

Это глазки. Вот, вот.

Это ушки. Вот, вот.

Это нос, это рот.

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп-хлоп.

Это ножки. Топ- топ.

Ох устали вытрем лоб!

Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом.

К-32

«Космос»

 Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Утро – солнце всходит.

(Поднимаем растопыренную ладошку.)

Ночь – луна приходит.

(Поднимаем другую руку, пальцы полукругом – «месяц».)

К-33

«Цветы»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Ромашки белые цветки –

(Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это «ромашка».)

Как пальцы маленькой руки.

И вот слетаются жуки

(Перебираем пальцы «руки-ромашки» по одному.)

Считать ромашки лепестки.

К-34

Насекомые

Дружно пальчики считаем

Насекомых называем:

(сжимаем и разжимаем пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

(Поочередно сгибаем пальцы в кулак)

Это кто же тут звенит?

(вращаем мизинцем)

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь!

(прячем руки за спину)

К-35

«Мячики»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Мой весёлый круглый мяч,

(Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)

Щёки круглые не прячь!

(Смена рук.)

Я тебя поймаю,

(Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.)

В ручках покатаю!

(Покатали воображаемый мяч между ладоней.)

К-36

«Алые цветки»

Наши алые цветки,

Распускают лепестки.

(Соедините ладони в форме тюльпана, затем медленно ракрывайте пальцы.)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышит.

(Покачивайте кисти рук)

Наши алые цветки 

закрывают лепестки,

(Медленно соедините пальцы, образуя цветок.)

Тихо засыпают,

Головой качают.

("Цветом" снова покачивается на ветру)

К-37

«Первые цветы»

«КОЛОКОЛИЧИКИ»

В прятки пальчики играют

Сжимать и разжимать пальцы рук.

И головки убирают,

Открывать и закрывать глаза.

Словно синие цветки,

Распускают лепестки

Сводить и разводить пальцы «веером».

Наверху качаются,

Низко наклоняются.

Качание и наклоны кистей вправо-влево.

Колокольчик голубой

Поклонился, повернулся

К нам с тобой.

Круговые движения кистями.

Колокольчики-цветы

Очень вежливы, а ты?

Повороты кистями вправо-влево, ладони сверху опустить на стол.

К-38

«Лето»

Солнцем ласковым согрето,

(«Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

За весной приходит лето.

Будем в озере нырять

(«Ныряем» соединёнными вместе ладонями от груди вперёд.)

И цветочки собирать.

(«Срываем» одной рукой и «собираем» в другую.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Значение пальчиковых игр для развития речи детей....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.

Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников:  формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."

Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...