Родительское собрание в 1 младшей группе
презентация на тему

Митяева Юлия Игоревна

Родительское собрание в 1 младшей группе "Развитие мелкой моторики" предусматривает форму проведения в виде собрания-практикума с активным участием родителей в выполнении различных практических заданий, которые потом они могут сделать сос своими детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie-praktikum.pptx543.56 КБ
Файл roditelskoe_sobranie.docx354.36 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Собрание-практикум «Связь мелкой моторики с речью ребенка» Подготовила: старший воспитатель Гордеева Ю.И.

Слайд 2

«Речь ребенка находится на кончиках пальцев» В.А. Сухомлинский «Рука – это своего рода внешний мозг» Э. Кант «Рука – это инструмент инструментов» Аристотель

Слайд 3

Практические упражнения и советы по развитию мелкой моторики для родителей

Слайд 4

Пальчиковая гимнастика: - Сорока-белобока; -Этот пальчик дедушка; - Мы капусту солим и т.д. Игры с пальчиками способствуют формированию мелкой моторики у малышей, развивают речь, концентрируют внимание, способствуют умственному развитию, дают представление об окружающем мире и основу для развития творческого представления.

Слайд 5

Игры с крупами и природным материалом:

Слайд 6

Игры с прищепками и шнурками:

Слайд 7

«Котенок кусается» Сильно кусает котенок глупыш, Он думает это не палец, а мышь. Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

Слайд 8

Игры с карандашами и палочками:

Слайд 9

Игры с пуговицами:

Слайд 10

Игры со счетными палочками и соломинками:

Слайд 11

Игры с бумагой:

Слайд 12

Развитие мелкой моторики за домашними делами:

Слайд 13

Лепка из пластилина и соленого теста:

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

Учреждение «Детский сад № 69» города Бийска

Родительское собрание

в 1 младшей группе № 1

Тема: «Развитие мелкой моторики»

Подготовила:

Старший воспитатель

Гордеева Ю.И.

Бийск, 2015

Тема: «Развитие мелкой моторики».

Цель: 

Сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в развитии речи детей.

Задачи: 
•    показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;

•    обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи детей;

•    научить родителей играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук.

Эпиграфы:

  •  «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» (В.А. Сухомлинский).
  • «Рука – это своего рода внешний мозг» (Э. Кант).
  • «Рука – это инструмент всех инструментов». (Аристотель).

Ход собрания:

Тема нашего собрания-практикума посвящена развитию мелкой моторики рук у ребёнка.

Совсем недавно в Японии, стране передовой по части разных новшеств, был отмечен следующий парадокс. Дети, усаживаемые за компьютер в раннем возрасте и овладевающие письмом с помощью клавиатуры, перестали… разговаривать.

Разбираясь в причинах происходящего, напуганные всерьез ученые выяснили – все дело в том, что, пользуясь клавиатурой, а не обычными ручкой-карандашом при письме, ее воздействие приходится на точки руки, не имеющие связи с головным мозгом, не стимулирующие развитие определенных мозговых зон. А ведь именно от этих зон и зависит своевременное и правильное формирование и развитие речевых функций.

Таким образом, «дедовские» методы обучения грамотности были срочно возвращены назад. Вот почему в последнее время развитию мелкой (тонкой) моторики педагоги и психологи уделяют все большее значение.

Две значимых моторики.

Моторик на самом деле две – мелкая и крупная. И обе одинаково значимы для развития детей. Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения пальцами, крупная же – движения тела (корпуса, рук, ног).

В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

Остановимся подробнее на мелкой моторике.

На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующих этой точке орган человека.

От пальчиков – к голове.

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти два уже подтвержденных научно факта позволяют рассматривать кисть руки как «орган речи» наряду с артикуляционным аппаратом. Вот почему, обучая малыша речи, недостаточно только тренировок артикуляции, развитие движений пальцев рук просто необходимо!

Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также со вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Да и разве сама по себе хорошо развитая рука приносит мало пользы? Ведь именно благодаря ей человек всю жизнь делает так много нужных вещей: пишет, рисует, застегивает пуговицы и завязывает шнурки, работает на том же компьютере, наконец.

Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны. В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. Чем можно объяснить такую тенденцию? Оказывается, у большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук.

 Бабушкин рецепт.

А как же в «старые» времена люди росли без различных развивающих методик и вырастали в настоящих рукастых мастеров? – спросите вы. Все просто: «бытовых» занятий, отлично развивающих руку и пальцы, огромное количество! Сейчас они также незаслуженно забыты – время диктует свои правила, избавляя нас от множества дел. Кто сейчас, к примеру, возьмется перебирать крупу? А это занятие всегда было закреплено за младшими в семье: расторопные пальчики и зоркие глазки – лучшие помощники в таком деле. Кстати, и терпение тренировалось, и усидчивость, и сосредоточенность. Прополка грядок и сбор ягод, лепка пельменей, заплетание кос, штопка, шитье, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок из дерева и лепка из глины… Почти все домашние дела так или иначе делались руками. Да и с пуговицами-шнурками сегодня дети все меньше общаются: липучки и «молнии» экономят время, силы и тормозят развитие мелкой моторики.

Сейчас не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины - кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов - ножниц, иголки, лопатки др., застегивание и расстегивание застежек и т.д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты не достаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка. 
Рассмотрим некоторые игры и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук. Кроме того, занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.

Совместная деятельность педагога с детьми, упражнения развивающих мелкую моторику и двигательную функцию кистей рук в программе детского сада.
              В программе детского сада предусмотрены специальные занятия по развитию мелкой моторики. Однако такие занятия можно проводить в перерыве между основными, во время игр в помещении или на прогулке. Либо использовать в качестве разминок на занятиях.

Работа по развитию кистей рук проводите систематически по 3 – 5 минут ежедневно

1.Игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками.

2.Игры и действия с игрушками и предметами:

- раскладывание пуговиц, палочек, зёрен, желудей и т.д.,

- нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку,

- застёгивание и расстёгивание пуговиц,

- игры с мозаикой, строительным материалом и т.д.

- шнуровка, пазлы;

- пальчиковый театр.

3.Изобразительная деятельность:

- лепка из пластилина и глины,

- раскрашивание картинок,

- обведение контуров, штриховка,

- нетрадиционные способы рисования (ватными палочками, поролоном, пальцем, свечой)

- поделки из природного материала и т.д.

Практические упражнения, советы по мелкой моторике.

Пальчиковая гимнастика.

Игры с пальчиками способствуют формированию мелкой моторики у малышей, развивают речь, концентрируют внимание, способствуют умственному развитию, дают представление об окружающем мире и основу для развития творческого представления. Вспомните знакомые всем с детства «Сороку-белобоку», «Этот пальчик дедушка…» и другие.

«Ёлочка»

«Перед нами елочка: сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку»

Шишечки, показывают кулачки

Иголочки, указательные пальцы

Шарики, пальцы сжимают в круг

Фонарики, показывают «фонарики»

Зайчики, показывают «ушки зайца»

И свечки, прижимают ладони и пальчики друг к другу

Звезды, прижимают ладони с раздвинутыми пальцами

Человечки, ставят средний и указательный пальцы на колени

«Кот на печи»

Кот на печи стучат кулачком о кулачок

Сухари толчет,

Кошка в окошке показывают, как шьют иголкой

Полотенце шьет.

Маленькие котята поднимают руки на уровень груди, опустив кисти вниз

На печке сидят,      и качают головой вправо-влево

На печке сидят

Да на котика глядят показывают руками «очки»

Все на котика глядят

И сухарики едет щелкают зубками

Игры с крупами, природным материалом.

«Пальчиковый бассейн»:

Ребёнок опускает кисти рук в сосуд с однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, любые мелкие предметы) и в течение 5 – 10 минут перемешивает содержимое. Затем взрослый предлагает сосуд с наполнителем другой фактуры. После нескольких проб ребёнок с закрытыми глазами опускает рук в сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

 «Рисунок на крупе»

Взрослый берёт яркий поднос и тонким равномерным слоем рассыпает по нему любую крупу. Проводит пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем предлагает малышу самому нарисовать несколько произвольных линий. Можно вместе нарисовать какие – нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы.

«Творческая мастерская»

Предложите ребенку различный природный материал, который вы можете собирать вместе на прогулке, в лесу, на даче, пусть он придумает какое-нибудь животное, просто перебирает его, крутит в руках шишку или желудь… Можно предложить ему пластилин.

«Красивые бусы»

Нанизывание макаронин на яркую ленту или веревку. Получится чудесное украшение!

«Коробочка с сюрпризом»

Простую коробку обклеить яркой бумагой, сшить одинаковые мешочки, которые необходимо наполнить разными крупами. Эти мешочки можно зашить, а можно сделать на завязках, чтобы ребенок, отгадывая содержимое, мог потом себя проверить. Главное, чтобы ему не захотелось рассыпать все содержимое! Хотя, это тоже плюс – сбор мелкого мусора также способствует развитию мелкой моторики.

Игры с прищепками, шнурками.

«Веселые шнурки»

Можно приобрести готовые наборы в магазине, а можно самостоятельно или с помощью ребенка приготовить яркие и добрые игрушки.

«Прикрепи прищепки»

На уровне плеч ребёнка натянута верёвка, у него в руках бельевые прищепки. На каждый ударный слог ребёнок цепляет прищепку на верёвку.
Прикреплю прищепки ловко
Я на мамину верёвку.

«Котёнок кусается» 

Бельевой прищепкой ребёнок «кусает» ногтевые фаланги поочерёдно (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения.
Сильно кусает котёнок глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я, же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»
(Взрослый проверяет на своих пальцах, чтобы прищепка не была слишком тугой).

Практическая часть

«Веселый ежик»

Из цветного картона нужно вырезать силуэт ёжика разных цветов (красный, синий, жёлтый), прищепки должны быть таких же цветов. Ребенку нужно прищипнуть иголки на ежика такого же цвета.

Перекатывание карандаша (с гранями) между пальцами.

Попросите ребенка перекатывать в ладонях граненый карандаш (на прогулке-палочку), неторопливо перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.

Игры со счетными палочками, соломинками…

Ребенок собирает счетные палочки одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д. Ребенок под вашим присмотром может складывать из спичек колодец. Иногда его высота производит впечатление. Можно выкладывать из спичек различные фигуры: треугольники, квадраты, буквы и цифры. Заодно подворачивается случай показать несколько простейших головоломок с перекладыванием спичек.

Игры с бумагой.

Сложите бумажную салфетку вчетверо и дайте ребенку, чтобы он пощипывал двумя пальцами маленькие кусочки со сгибов. После завершения процедуры оцените полученный узор, развернув салфетку.

Практическая часть.

Игры с пуговицами, пробками.

Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д. Нанизывание различных по цвету и по размеру пуговиц. Их можно нанизывать на нитку произвольно, получая сначала красивые бусы, можно нанизывать сначала большие пуговицы, а потом поменьше, поменьше… Можно чередовать по размеру, по цвету, по форме. Неплохо выглядит красивый узор из пуговиц, выложенный на столе.

«На лыжах»

 На столе пред ребёнком лежат резьбой вверх две пробки от пластиковых бутылок – это лыжи. Ребёнок ставит в них указательный и средний пальцы, как ноги.
Двигается на лыжах, делая по шагу на каждый ударный слог.
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Развитие мелкой моторики в домашних делах.

Если ребенка не увлекают развивающие пособия - предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:

1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.

2. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).

3. Лепить из теста печенье.

5. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.

6. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок.

7. Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.

8. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).

9. Помогать родителям отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.

10. Помогать перебирать крупу.

11. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.

12. Собирать на даче или в лесу ягоды.

13. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.

14. Вытирать пыль, ничего не упуская.

15. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.

16. Перелистывать страницы книги.

17. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком. 

Лепка из пластилина, соленого теста.   

Займитесь лепкой из пластилина, делая акцент на мелких деталях. Пусть ребенок скатает шарики и затем расплющит их в лепешки большим и указательными пальцами. Затем пусть скатает жгутики и вылепит из них маленькие бублики, кренделечки, сплетет канатик или косичку. Дайте задание вылепить из шариков морковку, банан, грибок и т. д. А можно сделать маленький тортик в виде шайбы и украсить его по краю тоненьким жгутиком. На середине будут «розы» - совсем маленькие катышки. Возможно, удастся вылепить змею и украсить ее пятнышками, свернуть в кольцо.

Практическая часть.

И в заключении нашего сегодняшнего собрания-практикума, мне хотелось бы чтобы вы оценили проделанную работу – что вам понравилось, что – нет, нужны ли такие собрания, приобрели ли вы нужный опыт для того, чтобы помогать вашим детям развиваться правильно. Предлагаю вам провести рефлексию.

На улице весна – чудесное время года, когда все вокруг просыпается и наполняется жизнью! Давайте и мы сейчас подарим жизнь этим скромным бутонам и пусть наше дерево зацветет.

F:\фото\Фото-0051.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первое родительское собрание в младшей группе... Родительская встреча в "Школе молодых матерей".

Первое родительское собрание в младшей группе...Родительская встреча в "Школе молодых матерей". Задачи:Образовательная:1. Дать представление родителям о физическом, психическом, умственном ...

родительское собрание в младшей группе «Сказка учит говорить» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста. «Развитие речи младших дошкольников»

Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребПрекрасна речь, когда она, как ручеёк,Бежит среди камней чиста, нетороплива,И ты готов внимать её потокИ восклицать: - О! Как же ты к...

Конспект родительского собрания 2 младшей группе «Мы рады знакомству» Подготовила воспитатель 2 младшей группы: Рафикова Э. Т.

Конспект родительского собрания 2 младшей группе«Мы рады знакомству»Подготовила воспитатель 2 младшей группы: Рафикова Э. Т.  Цель: расширение контакта между педагогами и родителями; ...

Протокол родительского собрания в младшей группе " Адаптация детей в младшей группе"

В этом материале вы узнаете , как провести первое родительское собрание в младшей группе....

Родительское собрание в младшей группе на тему "Эмоциональный аспект детско-родительских отношений. Учитесь чувствовать своего ребёнка»

В сознании ребенка в младшем дошкольном возрасте (3-4 лет) происходит наиболее интенсивное развитие эмоций и воображения.Эмоциональная функция семьи состоит в удовлетворении ребенком потребностей в си...

Родительское собрание Родительское собрание в младшей группе тема «Здоровый образ жизни»

Цель: Формирование у родителей устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья своих детей....

Конспект родительского собрания в младшей группе. Тема собрания: «Адаптация детей и взаимодействие детского сада с семьей».

     Создание условий для налаживания контакта между участниками образовательного процесса в детском саду и родителями воспитанников в период адаптации малышей, а также формирова...