Проект «Огонь - друг или враг?».
проект (подготовительная группа) по теме
Создание среды для безопасного пребывания в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_pozharnoy_bezopasnosti.docx | 415.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
по противопожарной безопасности
«Огонь - друг или враг?».
Проект
«Огонь - друг или огонь враг?»
Актуальность
По данным органов пожарной охраны, каждый 6-7 пожар возникает из-за детских шалостей; 60 % пострадавших от пожаров – дети, ¾ из них – дошкольники. Чем это можно объяснить? Во-первых, еще недостаточное внимание в ДОУ уделяется ознакомлению дошкольников с правилами пожарной безопасности, во-вторых, родители мало обучают навыкам правильного поведения в быту. Актуальность проекта вызвана еще тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на экстремальные ситуации, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, их непосредственность, любопытство часто ставит их перед реальной опасностью пожара. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения в быту и правила поведения при пожарной опасности реализуется через активную деятельность всех участников проекта. Взрослые, чтобы не случилось беды, должны предупредить ребенка о возможных последствиях, но не напугать его. Реализация данного проекта предполагает возможность рассказать и показать как созидательную, так и разрушительную сторону одного и того же явления, в данном случае огня, научить ребенка мерам предосторожности, а также правилам поведения при возникшем пожаре, которые помогут сохранить ему жизнь.
История
Испытывая чувство страха, человек следует не голосу разума, а инстинктам. Взрослый может впасть в панику, а первая реакция ребёнка - спрятаться от опасности, не видеть её. Дети прячутся под кровати, в шкафы и т.п. - места, откуда их трудно спасти. Большинство детей не знают, что им нужно делать во время пожара, чтобы уцелеть. Они обычно прячутся, не пытаются убежать тогда, когда это можно сделать. Эту же тенденцию мы заметили во время учебной пожарной тревоги в детском саду, дети пугаются и прячутся в «укромные места».
Цель проекта
Создание среды для безопасного пребывания в детском саду.
Основные задачи
- Обобщить, закрепить и расширить знания детей о правилах пожарной безопасности. Совершенствовать учебно-исследовательскую деятельность дошкольников.
- Выработать систему образовательной работы по пожарной безопасности, разнообразить формы и методы обучения по этому направлению. Способствовать созданию методического и предметного обеспечения образовательного процесса.
- С помощью разнообразных методов и приемов активизировать работу с родителями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению правил пожарной безопасности, формировать готовность родителей к сотрудничеству с ДОУ.
- Координировать усилия ДОУ, семьи и спецслужб для создания оптимальных условий безопасной жизнедеятельности дошкольников. Укрепить материально-техническую базу для работы по данному направлению.
Участники проекта
Воспитатели ДОУ, дети старшего возраста, родители воспитанников,
инструктор по физической культуре, музыкальный работник,
инспектор по пожарной безопасности.
Сроки реализации:
2 года (2013-2015 гг.) старшая, подготовительная к школе группа.
Механизм и календарный план реализации проекта.
Работа над проектом проводится в несколько этапов
Этапы проекта:
Этапы | Содержание работы на этапе | Срок реализации этапа |
Подготовительный | Убедить участников проекта в том, что с помощью противопожарной пропаганды число пожаров и жертв можно уменьшить. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстрированный материал, игрушки, атрибуты для игровой и театрализованной деятельности по противопожарной тематике. Оформление уголка ППБ. Подготовить дидактические игры, пособия, атрибуты по пожарной безопасности дошкольников. Провести опрос детей. | 2 месяца |
Основной Решение проблемы во взаимодействии с родителями | Беседы Организационная деятельность Опытническая деятельность Ознакомление с худ. литературой. Дидактические игры Организация выставки детских рисунков Аппликация плаката «Не забудьте отключить» Иллюстрирование причин пожаров « Отчего происходят пожары» Конструирование из строительного материала « Пожарный автомобиль» Конструирование из строительного материала « Пожарная часть» Художественно – продуктивная деятельность « Пожарный расчёт» (фигурка человека в спец. одежде в движении) Оформление выставки детско-родительского творчества по ППБ. Творческое рисование «Придумай знак по правилам поведения в лесу» Спортивная эстафета «Юный пожарный» Игра «Счастливый случай» Викторина «В нашем доме» Экскурсия по детскому саду. Знакомство с пожарным уголком в ДОУ. Встречи с пожарным инспектором. Знакомство с системой оповещения, эвакуационными путями. Учебная эвакуация Сюжетно-ролевые игры Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм Изготовление макетов для закрепления ППБ Организация в ДОУ мини-музея по пожарной безопасности. Памятка для детей «При пожаре звони 01» Тест для проверки знания детьми правил пожарной безопасности Досуги Развлечения Игра «О, счастливчик!» Викторина «В нашем доме» Спортивные мероприятия Музыкальное развлечение «Не шали с огнём». Выставки детского творчества Родительское собрание «Что должны знать дошкольники о правилах пожарной безопасности» Консультации Беседы Папки-передвижки Памятка «Если в доме пожар», «Ваши действия в случае возникновения пожара», «Правила поведения с электроприборами» Тест для родителей | 1год 9месяцев |
Заключительный | Представить результаты и итоги проекта общественности. Обобщить и распространить опыт работы по проекту. Презентация проекта. Тестирование детей. Учебная эвакуация. | 1 месяц |
Формы работы:
1. Ознакомление с художественной литературой
Предполагается не только непосредственное чтение, но и вся работа над прочитанным произведением: беседа, рассматривание иллюстрации и др.
Чтение С.Я.Маршак «Кошкин дом».
Цель: Закрепить знания детей о причинах возникновения пожаров, мерах предосторожности.
Чтение С.Я.Маршак «Пожар».
Цель: закрепить знания детей о причине возникновения пожара и о том, как пожарные тушат огонь.
Заучивание стихотворения «Тревога» М.Лазарева.
Чтение Л.Н.Толстой «Пожар», «Пожарные собаки».
Чтение сказки «Как Тимоша царевну спас».
Цель: Закрепить знания детей о причинах возникновения пожаров, мерах предосторожности, профессии пожарного.
2. Игровая деятельность
Игра «Последовательные картинки»
Цель: Развивать мышление детей, повторить правила поведения детей во время пожара (перед детьми лежат переставленные местами картинки, необходимо расположить их по порядку и составить рассказ).
Игра-загадка «Слушай внимательно».
Цель: научить детей находить предметы по заданным признакам (отгадать загадку, продолжить стихотворение)
Игра « Найди ответ».
Цель: закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности ( детям дается картинка – вопрос, необходимо найти пару картинку-ответ)
Игра-эстафета «Отважные пожарные».
Цель: учить детей быстро реагировать на опасность, преодолевать препятствия (пролезая через обручи, добраться до стены, позвонить в колокольчик и вернуться обратно)
Игра-аукцион «Одежда пожарного раньше и сейчас»
Цель: закрепить знания детей об одежде пожарного в прошлом и настоящем (дети поочереди называют предметы одежды пожарного, передавая мяч ответившему игроку, выигрывает тот, кто последним взял мяч.)
Игра «Это следует запомнить».
Цель: закрепить правила поведения детей во время пожара (показать детям картинки с изображением пожара, предложить правильно ответить как вести себя в такой ситуации, как делать нельзя)
Ситуация «Что делать если…».
Цель: закрепить умение вызвать пожарную машину по телефону (предложить детям набрать номер телефона пожарной части, сообщить о пожаре, назвать свой адрес)
Эстафета «Кто быстрее отберет картинки с изображением предметов, необходимых для тушения пожара».
Цель: закрепить знания детей о предметах, с помощью которых можно потушить пожар.
Сюжетно - ролевые игры «Пожарная часть», «Дом»
Цель: закрепить знания детей о правилах поведения дома при отсутствии взрослых.
Дидактические игры «Найди ответ», «Разложи по порядку», «Домино», «Лото».
Цель: закрепить знания детей о последовательности действий в случае возникновения пожара.
Игра «Как делать нельзя».
Цель: учить самостоятельно находить решение проблемы сохранения своего здоровья при возникновении пожара (детям предлагается несколько вариантов поведения при пожаре, необходимо выбрать только правильные).
3. Познавательная деятельность
Отгадывание загадок об огне.
Игровая организационная деятельность «Огонь добрый, огонь злой».
Цель: дать представление о том, что огонь может приносить не только пользу человеку, но и вред, сформировать чувство опасности огня.
Организационная деятельность « Пожароопасные предметы».
Цель: формировать представление детей о пожароопасных предметах, которыми нельзя самостоятельно пользоваться.
Организационная деятельность «Ни ночью, ни днем не балуйся с огнем».
Цель: углубить и систематизировать знания детей о причинах возникновения пожара; познакомить детей с номером «01», по которому необходимо звонить в случае пожара; научить звонить в пожарную часть по телефону, вести диалог, называть домашний адрес.
Экскурсия по детскому саду.
Цель: познакомить с уголком противопожарной безопасности, пожарным щитом, системой оповещения, средствами тушения пожара.
Пословицы и поговорки о пожаре и огне.
Организационная деятельность «Пожарный – герой, он с огнем вступает в бой»
Цель: расширить и углубить знания детей о труде пожарных; уточнить знания о правилах пожарной безопасности.
4. Речевое развитие
Составление рассказов по схематическим моделям «Мальчик – спички – пожар - пожарная машина».
Составление рассказов со словами: утюг, ткань, штора, пламя, дым, вода.
Составление рассказов по пословицам «Солома с огнем не дружит», «Огонь – хороший слуга, но плохой хозяин».
Творческий рассказ типа: «Измени рассказ, чтобы у него был хороший конец».
Рассматривание иллюстраций в книге к произведениям С. Маршака «Кошкин дом», Л Толстого «Пожар».
5.Исследовательская деятельность
Цель: развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам и явлениям в процессе элементарной опытно-экспериментальной деятельности (описание опытов см. приложение)
Опытническая деятельность « Предметы, из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию?».
Опытническая деятельность «Почему во время пожара часто происходит взрыв».
Опытническая деятельность «Огонь дышит».
Опытническая деятельность «Водой масло не затушишь».
Опытническая деятельность «Пожары загрязняют воздух».
6. Художественно-продуктивная деятельность
Рисование по стихотворению С.Я.Маршака «Пожар».
Изготовление предупредительных плакатов для группы, детского учреждения, для дома.
Оформление книги «Поучительные истории».
Выставка рисунков «Огонь добрый, огонь злой».
7.Досуговая деятельность
Театральная деятельность по произведению С.Я.Маршака «Кошкин дом».
Цель: продолжать формировать осознанное отношение к правилу «Нельзя!». Воспитывать умение адекватно вести себя в необычных ситуациях. Организуется 2 раза, первый по произведению, второй с изменением конца.
Спортивное развлечение «Пожарная дружина».
Цель: закрепить знания детей о профессии пожарного и технике, помогающей человеку тушить пожар. (см. приложение)
Музыкальное развлечение « Не играй с огнем».
Цель: Обобщить знания детей о правилах пожарной безопасности. (см. приложение)
8. Практические тренировки по эвакуации
Цель: Отработать практические навыки эвакуации детей при пожаре.
На практических тренировках детям предлагаются разные задания:
- Из имеющейся ткани делаем повязку. Смачиваем водой, дышим через повязку.
- Очень сильный дым, стараемся сидеть как можно ниже, там меньше дыма.
- В комнате начался пожар, открыты дверь и форточка. Как себя нужно вести?
-Рядом с тобой вдруг загорелся какой-то предмет. Воды нет. Как ты потушишь огонь? (можно высыпать на него землю, например, из цветочного горшка)
Ожидаемые результаты:
- Повышение у детей старшего дошкольного возраста уровня знаний о пожарной безопасности, а также совершенствование учебно-исследовательской деятельности.
- Становление готовности детей самостоятельно решать задачи безопасного и разумного поведения в непредвиденных ситуациях, сформированность устойчивых навыков
самосохранения и навыков осознанного безопасного поведения.
- Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по теме проекта.
- Создание необходимых условий для организации деятельности по пожарной охране и безопасности детей в ДОУ.
- Организация в ДОУ мини-музея по пожарной безопасности.
- Изготовление макетов для закрепления ППБ.
- Координация деятельности по охране и безопасности жизни детей между родителями и сотрудниками ДОУ.
- Расширение взаимодействия с социальными учреждениями города ( библиотекой, дворцом культуры)
- Установление прочных связей с пожарной частью.
- Установление преемственной связи с начальной школой
Значимость проекта
- Активизировался словарный запас.
- Появился интерес и расширились знания об окружающей действительности и работе пожарных.
- Выработались практические навыки поведения в чрезвычайных ситуациях.
- Повышается активность родителей и детей к обеспечению противопожарной безопасности.
- Повышается качество работы воспитателей, в результате чего возрастает успешность развития детей, усвоения ими того объема знаний, который способствует формированию навыков противопожарной безопасности и умений предвидеть последствия безопасного поведения.
- Педагоги получают условия комплексно решать задачи обучения детей безопасному поведению, учитывая возрастные особенности детей и уровень их психического и физического развития, воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил противопожарной безопасности.
Приложение.
Перед тем как начать работу, мы предлагаем родителям ответить на следующие вопросы (в виде анкеты).
Анкета.
1.Ф.И.О., место работы, образование родителей; возраст ребенка.
2.Оставляете ли вы своего ребенка без присмотра дома?
3.Если да, то чем он в это время занимается?
4.Доступны ли в вашем доме для ребенка спички, электроприборы? Где они хранятся?
5.Использует ли ваш ребенок спички, испорченные приборы в самостоятельных играх?
6.Какую работу проводите дома по профилактике пожарной безопасности?
7.Какую работу, по вашему мнению, должен проводить детский сад по профилактике пожарной безопасности?
Это позволяет определить, на какие именно правила противопожарной безопасности следует обратить внимание в работе с детьми, и с их родителями. (опросник)
Опросник.
- Назови свое имя, фамилию, домашний адрес и номер телефона.
- Как вызвать службу спасения?
- Перечисли правила обращения с бытовыми приборами (дидактическая игра «Наши помощники»).
- Назови пожароопасные предметы.
- Отчего может возникнуть пожар?
- Перечисли правила поведения при пожаре.
- Назови правила пожарной безопасности.
- Кто помогает людям при пожаре? Расскажи о работе пожарных.
- Перечисли правила поведения дома (решение проблемных ситуаций «Когда дети остаются дома одни»).
Занятие «Пожарный герой».
Цель: обобщать представления о труде взрослых (труд на пользу государства – почетное и нужное дело); расширять и углублять знания о труде пожарных; уточнить знания о правилах пожарной безопасности.
Предварительная работа: Чтение произведений С.Я.Маршака «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», «Кошкин дом». Чтение и пересказ Л.Н.Толстого «Пожарные собаки». Рисование пожарной машины (по стихотворению С.Я.Маршака «Пожар»). Знакомство с пожарным щитом и размещенными на нем средствами пожаротушения. Экскурсия в пожарную часть. Создание атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Пожарные», для подвижной игры «Пожарные на учениях».
Материал: Фотографии пожарных машин, игрушки, мяч, ½ альбома, краски, кисти.
Словарная работа. Звуковой сигнал, механическая лестница, пожарный рукав, ствол, струя.
Ход занятия.
Воспитатель (показывая телеграмму).
Телеграмма! Телеграмма!
Я пришла к вам с почты прямо.
У телеграммы срочной,
Адрес очень точный:
Детский сад №5 «Умка».
Хотите узнать от кого телеграмма?
Привет вам детвора
Шлю со своего двора,
Загадку отгадаете и меня узнаете.
Дети, отгадайте загадку:
Этот зверь живет лишь дома
С этим зверем все знакомы.
У него усы как спицы,
Он мурлыча песнь поет,
Только мышь его боится
Угадали? Это … (кот)
Молодцы, это кошка из произведения С.Маршака «Кошкин дом». Кошка хочет узнать, кто нам в современном мире оказывает помощь в тушении пожара. Знаете ли вы правила пожарной безопасности. Ребята, поможем кошке?
Дети. Поможем.
Воспитатель. Тогда скажите, кто же придет к нам на помощь по первому зову при пожаре? Да, это пожарные. Что вы знаете о труде пожарного?
Дети. Работа пожарных трудная, тяжелая: при тушении огня они рискуют жизнью. Но их работа, очень нужна людям.
Воспитатель. Почему вы считаете, что работа пожарных нужна людям?
Дети. Они тушат пожары, спасают людей, их вещи.
Воспитатель. Какими должны быть пожарные?
Дети. Пожарные должны быть сильными, ловкими, смелыми, закаленными.
Воспитатель. Почему пожарные должны быть сильными, ловкими, смелыми, закаленными?
Дети. Они должны выносить из огня людей, работать в пламени, в дыму. А это могут делать только люди с такими качествами.
Воспитатель. Ребята, вы знаете, как одевались пожарные раньше, и что надевает современный пожарный? Для того чтобы вы об этом рассказали, я предлагаю поиграть вам в игру - аукцион «одежда пожарного раньше и сейчас». Послушайте правила.
Дети, встаньте в круг. В центр я положу мяч. Тот, кто первым назовет предмет одежды пожарного, берет мяч. А затем передает мяч следующему, ответившему игроку. Выигрывает тот, кто последним получит мяч.
Воспитатель. Хорошо поиграли. Дети, какие машины помогают пожарным в борьбе с огнем (рассматривание фотографий)?
Дети. Им помогают пожарные машины с водой, пеной, с механическими лестницами и насосами.
Воспитатель. Как оборудована пожарная машина?
Дети. В пожарной машине имеется рация для связи с пожарной частью и другими машинами. Еще на машине есть сигнальные огни – синие, а также звуковой сигнал. Они нужны, чтобы другие машины уступали дорогу.
Воспитатель. В машине есть пожарные рукава со стволами, из которых вода идет сильной струей. Еще есть лестница, которая поднимается до пятого этажа и выше. Раньше во время пожара горели целые дома и улицы, даже целые города. Подумайте: почему случались такие пожары?
Дети. Раньше не было пожарных машин, пожарные выезжали на лошадях, ехали медленно. Дома были деревянные, горели быстро. У пожарных были только бочки с водой, топоры, ломы. Воды было мало даже на один дом. Пожарные, по сути, не тушили пожар, а только не давали огню перейти на другие постройки.
Воспитатель. Как раньше пожарные узнавали о пожаре? Как узнают теперь?
Дети. Раньше в каждом большом селе и в городе была высокая башня – она называлась пожарной каланчой. На ней стоял пожарный и смотрел, не виден ли где – нибудь дымок.
Воспитатель. А что нужно сделать сейчас, чтобы сообщить о пожаре?
Дети. Нужно по телефону набрать «01».
Воспитатель. Отчего происходят пожары?
Дети. Пожары происходят от не соблюдения правил пожарной безопасности. Если люди оставляют без присмотра не выключенный телевизор, утюг, газовую плиту, если дети играют со спичками, шалят с огнем…
Воспитатель. Профессия пожарного не легкая, требует большого мужества, а часто и готовности к подвигу. Как в нашей стране отмечают людей, особо отличившихся на пожаре?
Дети. Их награждают медалями.
Воспитатель. Правильно, пожарных награждают медалью «За отвагу на пожаре». О них сложены стихи и песни, написаны картины. Многие пожарные погибли в огне военных пожаров, многие из них не вернулись с фронта. Священный огонь нашей памяти горит у подножия обелисков в их честь в Грозном, Санкт-Петербурге и других городах. В огонь Чернобыля пожарные шагнули первыми. Наше правительство высоко оценило их подвиг. Виктор Телятников, Виктор Кибенок, Владимир Правик удостоены высшей награды страны: им присвоено звание Героя Советского Союза. Какие произведения о пожарных и их помощниках вы знаете?
Дети. Стихотворение С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое», рассказ Л.Толстого «Пожарные собаки»…
Воспитатель. Дети, давайте создадим рисунки на тему «Пожарная безопасность». Но вначале давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Твои помощники, взгляни, (пальцы, начиная с указательного,
Десяток дружных братцев, ( поочередно соединяются с большим)
Как славно жить, когда они
Работы не боятся.
В любой работе сложной (сжимают и разжимают пальцы)
Им равных не сыскать,
А нам они сегодня
Помогут рисовать.
Воспитатель (в конце занятия). Что вы узнали сегодня на занятии?
Дети. Если не соблюдать правила пожарной безопасности, то бывают пожары. В беде людям помогают пожарные. Пожарные должны быть сильными, смелыми.
Экскурсия по детскому саду.
Цель: Дать детям понятие о противопожарном уголке в детском саду, о его назначении и ознакомить с предметами, которые имеются в уголке. Расширить знания о способах тушения пожара.
Ход занятия
Воспитатель обращает внимание детей на противопожарный щит.
— Как вы думаете, почему все предметы покрашены в красный цвет? (Все эти предметы предназначены для тушения пожара.)
— Мы с вами рассматриваем противопожарный щит. Когда возникнет пожар, взрослые здесь могут взять все необходимое для тушения огня (ведро, багор, топор, лопату, лом).
— Назовите знакомые вам предметы, которые вы видите на этом щите.
— Что взрослые могут делать этими предметами при возникновении пожара? (Ведром носить воду и заливать огонь. Топором вырубить часть охваченного огнем предмета, разбить окно или дверь, чтобы проникнуть в охваченное пламенем помещение. С помощью лопаты закидать огонь песком или землей.)
— На противопожарном щите есть предмет, которого в другом месте мы не видим. Это — багор. Он имеет длинную ручку, и на ее конце согнутый металлический крюк. Багор очень нужен при пожаре. Им из помещения вытаскивают предметы, разбирают горящие деревянные стены. Ручка багра длинная, и потому огонь не достает того, кто им пользуется.
— Огонь можно погасить не только водой. Помните, мы с вами тушили костер песком? Что стало с огнем? (Огонь потух.)
— В противопожарном уголке есть ящик. Посмотрите, что в нем есть? (Песок.)
— Для чего нужен этот песок? (Во время пожара песком можно потушить огонь. А это — кошма. Когда ее накинешь на пламя, огонь потухнет.)
— В противопожарном уголке есть огнетушитель. Им могут пользоваться все взрослые. Этому их обучают. Направляют пенную струю на пламя, и оно гаснет.
Мы рассмотрели все предметы на противопожарном щите. Как вы думаете, почему они все находятся на одном месте? (Это сделано для того, чтобы при необходимости взрослые могли легко найти нужный инвентарь.)
Задание на дом: Расскажите о предназначении пожарного щита.
Экскурсия в пожарную часть.
Цель: ознакомить детей с пожарной техникой и людьми, которые работают на ней. Воспитать стремление и интерес к профессии пожарных.
Ход занятия
Воспитатель рассказывает о пожарных машинах, о применении сигнала «Сирена» при выезде на пожар. Приглашает детей к пожарной машине и предлагает рассмотреть ее.
— Эта машина имеет красный цвет. Почему ее покрасили в такой цвет? (Чтобы ее было видно издалека, когда она спешит на пожар.)
— Она имеет мигающий синий цвет, а также сирену. Для чего они нужны? (На пожар приходится спешить, а сигнал предупреждает, что едет пожарная машина. Все другие машины и пешеходы дают ей дорогу.)
— К машине прикреплена лестница. Для чего она нужна? (По лестнице пожарные поднимаются на верхние этажи дома, чтобы тушить огонь.)
(Пожарные показывают пожарные рукава и стволы.)
— Для чего они нужны? (С помощью рукавов на огонь направляют воду, пену и тушат его.)
— Чтобы по этим рукавам шла вода, водитель машины включает насос. Чтобы не получить ожогов, пожарные надевают специальные костюмы.
(Один из пожарных продемонстрирует, как применять этот костюм.)
— На голову надевается каска. Костюм защищает человека от огня. На лицо надевают специальный противогаз для защиты органов дыхания от дыма. Для чего это нужно? (Огонь очень коварный, и пожарные могут получить травмы.)
Задание на дом. Предложить детям нарисовать пожарную машину, которая мчится на пожар.
Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Пожар».
Цель: закрепить знания детей о причине возникновения пожара и о том, как пожарные тушат огонь. Рассказать о пожарах, которые возникают от шалости детей с огнем.
Ход занятия
Воспитатель рассказывает детям, в каких случаях на помощь вызывают пожарных.
Раньше, когда не было телефона, пожарные день и ночь дежурили на вышке, с которой просматривалась вся местность. Как только заметили огонь или дым, бойцы спешили туда.
Теперь о пожаре сообщают по телефону. Помните ли вы номер, по которому вызывают пожарную команду? Это — номер 01. Теперь послушайте стихотворение С. Я. Маршака «Пожар». В нем поэт рассказывает про службу пожарных и о том, как горел дом.
После чтения следует задавать детям вопросы.
— От чего начался пожар в доме, где жила Лена? (Пожар начался потому, что она не послушалась матери и открыла дверцу печи. Тлеющий уголь выпал на пол, который загорелся.)
— Кто спас Лену? (Лену спас пожарный Кузьма. Он много лет тушил пожары, спас немало взрослых и детей.)
— На пожаре Кузьме надо было подняться по стене, пробраться сквозь пламя. Ничего не боялся Кузьма — ни высоты, ни огня. Что можно сказать об этом человеке? (Это — смелый человек.)
— Как видите, неосторожность Лены привела к беде. Кузьма и его товарищи, рискуя жизнью, спасли девочку. После этого Лена с матерью остались без жилья. Так что детям надо быть осторожными с огнем.
Задание на дом. Нарисовать картинки, иллюстрирующие прочитанное стихотворение.
Практические занятия
Опыт № 1. «Предметы из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию».
Цель: показать детям, как быстро загораются предметы из разных материалов.
Материалы и оборудование: полоска бумаги, кусок ваты, деревянная палочка, монета, горелка, фарфоровые чашечки, таз с водой, огнетушитель.
Ход опыта.
Воспитатель подносит к пламени горелки полоску бумаги - она быстро загорается. Затем воспитатель подносит к пламени вату – она вспыхивает мгновенно. Дерево загорается медленнее, чем бумага и вата, но тоже сгорает полностью. Воспитатель подносит к огню монету – она не горит, но сильно нагревается (при опускании в таз с водой шипит).
Вывод. Опыт показывает, что быстрее всего загораются вата и бумага. Дерево тоже горит. Металлические предметы не горят, но представляют опасность при сильном нагревании (можно обжечься).
Опыт №2. « Почему во время пожара часто происходит взрыв».
Цель: дать представление о причине взрыва.
Материалы и оборудование: Пробирка, ломтик сырого картофеля толщиной 1,5-2 см, зажим, горелка, огнетушитель.
Ход опыта.
Воспитатель наливает в пробирку немного воды и затыкает ее пробкой из картофеля, нагревает пробирку над пламенем горелки. И вдруг - бах! – пробка с шумом вылетает из пробирки. Вытолкнул ее пар: вода закипала, пара становилось все больше, ему стало тесно, и он вытолкнул пробку, а сам вырвался наружу.
Вывод. При пожаре в закрытом помещении воздух сильно нагревается и расширяется. Ему становится тесно, и он вырывается наружу, выбивая окна.
Опыт№3. «Чем можно потушить огонь?»
Цель: показать детям, какие средства можно использовать при тушении пожара.
Материалы и оборудование: три фарфоровые чашечки, одеколон, песок, плотная ткань, комнатное растение, стакан с подкрашенной водой, огнетушитель.
Ход опыта.
Воспитатель предлагает одному ребенку добавить в стакан с водой краску, а другому - добавить в колбу с водой сахар.
Воспитатель поджигает небольшое количество одеколона в трех фарфоровых чашечках. Первую он заливает водой (из стакана или колбы), вторую засыпает песком, третью накрывает плотной тканью. Во всех чашках огонь гаснет, Воспитатель обращает внимание детей на комнатное растение и подводит их к тому, что когда нет песка, можно использовать землю из цветочного горшка.
Вывод. Опыт показывает, что при тушении огня можно использовать любую воду, а так же песок (землю) и плотную ткань.
Опыт №4. «Огонь дышит».
Цель: продолжать знакомить детей с правилами пожарной безопасности и свойствами огня.
Материалы и оборудование: две свечи, спички, пустая банка.
Ход опыта.
Воспитатель зажигает две свечи. Одну накроем банкой. Пламя быстро погасло. Почему?
Вывод. В банке остался газ, непригодный для дыхания ни человека, ни огня, а если от этого газа гаснет огонь, значит, его можно использовать для тушения пожара.
Опыт№5. «Водой масло не затушишь».
Цель: дать представление о том, что горящее масло нельзя потушить водой. Материалы и оборудование: стакан с растительным маслом, стакан с водой, огнетушитель.
Ход опыта.
В стакан с горящим маслом воспитатель наливает воду до тех пор, пока отчетливо не станет видно, что масло плавает на поверхности.
Вывод. Опыт показывает, что затушить горящее масло водой не возможно, так как масло легче воды. Оно будет плавать сверху, продолжая гореть.
Опыт№6. «Пожары загрязняют воздух».
Цель: показать наглядно, как огонь загрязняет предметы (копоть).
Материалы и оборудование: свеча, стекло, фарфоровая чашечка, таз с водой, огнетушитель.
Ход опыта.
Воспитатель зажигает свечу, держит над пламенем (на расстоянии №-4 см) стекло, затем фарфоровую чашечку, Эти материалы, которые не расплавятся, не загорятся и нагреются быстро. Через некоторое время на них будет видно почернение (покрылись копотью). Воспитатель предлагает детям (когда материалы остынут) коснуться пальчиками почернения и убедиться, что оно пачкается.
Вывод. Опыт показывает, что в результате горения образуется копоть, которая загрязняет воздух и вредит здоровью живых существ.
Игра: «Найди ответ»
- Слушайте внимательно. На одном подносе картинки-вопросы, на другом, картинки-ответы. Каждый возьмите по одному вопросу и найдите ответ (Дети находят пару: вопрос-ответ);
- Посмотрите, пожалуйста, ребята, друг на друга. У всех ли правильно подобраны картинки? У всех ли?
Игра: «Как делать нельзя».
- На подносе лежат конверты. В конвертах картинки. Разложите так:
сверху - как нельзя делать, а снизу - как надо делать.
Дидактическая игра: "Слушай внимательно"
- Задаю вопрос, а дети хором должны отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья».
- Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
- Кто из вас, заметив дым, закричит: "Пожар, горим!"
- Кто из вас шалит с огнем утром вечером и днем?
- Кто, почуяв газ в квартире, открывает окна, двери?
-Кто от маленькой сестрички незаметно прячет спички?
-Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том.
-Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
Игра-аукцион «Одежда пожарного раньше и сейчас».
Дети встают в круг. В центре лежит мяч, Воспитатель предлагает назвать одежду пожарного раньше и сейчас. Ребенок, назвавший предмет одежды, берет мяч, а затем передает его следующему, ответившему игроку. Выигрывает тот, кто последним получит мяч (авторская игра).
Занятие на тему: «Огонь- друг, огонь – враг»
Цель: уточнить знания детей о причинах возникновения пожара, сформировать навыки безопасного поведения.
Оборудование: рисунки с изображением электроприборов (утюг, телевизор, пылесос и др.)
Место проведения: спортивно-музыкальный зал детского сада.
Предварительная работа: чтение произведения С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое», Л. Толстой «Пожарные собаки».
Ход занятия.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня на занятии мы поговорим с вами об огне. О том, когда и как он стал другом и помощником человека. А также о том, почему из нашего друга огонь может превратиться в нашего врага.
Давным-давно на нашей планете Земля не было зимы. Ярко светило солнце, климат был влажный, теплый, поэтому землю покрывала буйная растительность. Но вот наступило время и Земля начала остывать, огромные ледники стали покрывать ее поверхность. Гибла растительность, от холода и голода вымирали животные и птицы. Трудно стало жить и людям.
Вот тогда-то и вспомнили люди про красный «Язык», который появлялся во время грозы и, от которого исходило благодатное тепло.
Столетия потребовалось человеку для того, чтобы научится добывать огонь. В одной из древних легенд рассказывается о пожилой женщине, которая брала в руки два камня и, ударяя один о другой, высекала искру. Потом раздувала из нее пламя. Этому искусству она обучила других женщин, и с тех пор в руках у женщин остался жить постоянный источник тепла. А однажды, попробовав мясо животных, погибших в огне, люди убедились, что оно вкуснее сырого мяса, и научились готовить пищу на огне. Так огонь вошел в жизнь человека, став его помощником и другом.
Давайте и мы, ребята, вспомним с вами, как огонь помогает нам в повседневной жизни.
Следуют ответы детей:
- огонь освещает наши квартиры;
- помогает добраться до детского сада;
- стирает и гладит наши рубашки и платьица;
- готовит нам обед и завтрак;
- дает людям электричество, чтобы мультфильмы смотреть по телевизору,
- слушать музыку по магнитофону, кататься на каруселях и других аттракционах.
Воспитатель:
- Правильно, дети, но нужно помнить, что:
Человеку друг огонь,
Только зря его не тронь!
Если будешь баловаться,
То беды не миновать!
От огня не сдобровать!
Знайте, в гневе он сердит:
Ничего не пощадит.
Уничтожить может садик,
Поле хлебное, твой дом,
И у дома все кругом.
И, взметнувшись до небес,
Перекинуться на лес!
Гибнут в пламени пожара
Даже люди иногда!
Это помните всегда!
Нашим другом и помощником огонь остается до тех пор, пока мы уважительно, внимательно и бережно обращаемся с ним и теми предметами, где он присутствует, используя их только по назначению.
Воспитателю при посильной помощи детей следует назвать несколько предметов и их назначение. Например: утюг, если взрослые используют его для того, чтобы гладить белье, он – друг. А когда его включают дети для своих игр, заигравшись, забывают выключить – он враг. Электрическая розетка, если в нее включают телевизор, пылесос, настольную лампу и т.д. – она друг. Но если в нее втыкают гвозди, шпильки и другие предметы – она враг!
Детям показывают наглядный материал с изображением электроприборов.
Воспитатель:
- Ребята, я хочу подчеркнуть, что шалость с огнем, как правило, приводит к беде – пожару. Характерно, что для своих опасных игр непослушные дети стараются найти такое укромное место, где их занятие не увидят взрослые (подвал жилого дома или чердак и т.д.). Нередко это приводит к самым серьезным последствиям. Ежегодно на пожарах гибнут дети. Многие получают ожоги, которые очень болезненны и требуют длительного лечения.
Вот послушайте стихотворение:
И мама, и папа
мальчишку бранят –
Со спичками сыну
шалить не велят.
Однажды он спички
стащил со стола.
Одна загорелась,
его обожгла!
Заплакал мальчишка,
папа сказал:
-Вот видишь,
тебя огонек наказал.
Кусаются спички.
Их трогать не смей!
А тронешь еще –
укусит сильней…
Мальчишка тихонько
на палец подул,
Мальчишка пытливо
на папу взглянул.
Я больше не буду,
но ты объясни,
А вас почему
не кусают они?
И папа ответил:
Нас спички боятся.
Мы знаем, как надо
с огнем обращаться.
И спички не трогает больше малыш!
- Теперь, ребята, вы знаете, что огонь – плохой товарищ в игре и хороший помощник в работе, но при условии соблюдения правил и мер пожарной безопасности.
На следующем занятии мы и будем говорить с вами о правилах пожарной безопасности.
Спортивное развлечение « Пожарная дружина».
ВЕДУЩИЙ: Уважаемые гости, жюри и болельщики!
30 апреля - профессиональный праздник пожарных. День и ночь ни на боевом посту, доблестно охраняя нашу мирную жизнь от страшной беды пожара, который по неосторожности может произойти в любую минуту.
Мы поздравляем пожарных с этим праздником и им посвящаем наш сегодняшний вечер.
1. СТИХИ.
"Знают взрослые, знают дети:
В самых разных концах земли
Люди, сколько жили на свете,
Пуще глаза огонь берегли.
Ведь издавна до нашего века
Он помощник и друг человека".
1 реб. Чуть стемнеет и вспыхнет повсюду электрических лампочек чудо.
2 реб. Поутру, чтобы все были сыты, ставим пищу в духовки, на плиты.
3 реб. Хлеб и булки выпекает и от холода нас защищает
4 реб. И от дальних звезд до Земли мчит космические корабли.
Ведущий. Люди силу и мощь ощутили с той поры, как огонь приручили. Но бывает огонь и другим - не согреет ладошек он ваших, превращает все в пепел и дым. И жесток он, и грозен, и страшен. Для забавы, для игры спичек в руки не бери. Не шути, дружок, с огнем, чтобы не жалеть потом. Сам огня не разжигай и другим не позволяй. Даже крошка-огонек от пожара не далек. Газ на кухне, пылесос ли, телевизор ли, утюг пусть включает только взрослый - наш надежный старший друг.
2. Песня "К нам гости пришли" /вручают подарки, сделанные своими руками/.
3. Оркестр "Во саду ли, в огороде".
КОНКУРС 1. Эстафета «Юные пожарные"
а/ пролезть в тоннель.
б/ заберись по лесенке.
в/ позвони в звоночек.
КОНКУРС 2. "Спаси детей из горящего дома"
а/ пролезть в тоннель;
б/ прошагай по лесенке, положенной на пол;
в/ возвращение с игрушкой.
КОНКУРС 3. "Скатай пожарный рукав" /сначала дети, затем вместе со взрослыми/ (см. занятие № 8).
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА. "Танец яблочко".
КОНУРС 4. «Кто больше вынесет предметов при пожаре».
КОНКУРС 5. « Чья команда быстрее проедет на пожарной машин»
Музыкальное развлечение «Не шали с огнем»
ВЕДУЩИЙ:
Знают взрослые, знают дети:
В самых дальних концах земли:
Люди, сколько жили на свете,
Пуще глаза огонь берегли.
Ведь огонь в холода, в непогоду
У костра их всегда согревал,
И людскому великому роду
Замерзать никогда не давал.
Сохраняли его, как умели,
Всемогущий горячий огонь
И хоть тысячи лет пролетели,
Людям нужен по-прежнему он.
Ведь издавна до нашего века
Он помощник и друг человека.
1 ребенок.
Чуть стемнеет - вспыхнет повсюду электрических лампочек чудо.
2 ребенок.
Поутру, чтобы все были сыты, ставим пищу в духовки, на плиты.
3 ребенок.
Хлеб и булки огонь выпекает. И от холода нас защищает.
4 ребенок.
И до дальних звезд от Земли мчит космические корабли.
ВЕДУЩИЙ.
Если же стряслась беда,
Что тогда нам делать?
1 реб. Не теряться никогда,
Действовать умело!
ВЕДУЩИЙ. Если близко телефон
И тебе доступен он,
Нужно 01 набрать
И пожарных позвать!
Игра "Юные пожарные" (2 команды)
I/ набирают номер 01
2/ называют свой адрес 01
3/ пожарные раскатывают пожарный рукав, одевают каски, тушат огонь, бегут с ведрами/.
1 ребенок.
Если слаб огонь, скорей кружкою воды залей!
2 ребенок.
Сыпь песок, брось одеяло, чтобы все не запылало.
Победить огонь сумей, докажи, что ты сильней!
3 ребенок.
Если же большой огонь, дымом все объято, выбегать из дома вон надо всем ребятам.
Ведущий загадывает загадки.
- Хвост деревянный, носик остер
Или кирка я, или ....... /топор/
2. Ушки и дужка, над ними кружка
Пустое бренчит, полное молчит ..... /ведро/
- Из металла шея - шест,
Два крючочка - носа нет.
Коль случается пожар,
Смело лезет в самый жар ..... /багор/
4. Я рвусь повсюду напролом
И называюсь просто …. /лом/
5. Всем готова помогать:
И копать, и засыпать.
Как зовут меня, ребята ? Догадались все? ..../ лопата/
6. Спешит, гудит : «Дорогу дай!"
Моргает глазом синим
Примчится вовремя – беда детей и взрослых минет....... /пожарная машина/
7. Оставит страшные следы,
Что встретит, пожирает.
Но если дать ему воды,
Сам мигом погибает.../огонь/
ПОСЛОВИЦЫ: "От маленькой искорки большая беда"
«Коробка спичек хоть и мала, но может много причинить зла."
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА. /частушки/.
"Эй, девчонки-хохотушки
Запевайте-ка, частушки
Запевайте веселей,
Чтоб порадовать гостей".
Игра «Счастливый случай»
Цель: закрепить правила поведения при возникновении пожара.
Оборудование: коробка с фишками, эмблемы с изображением пожарной машиной и каланчи.
Место проведения: спортивно-музыкальный зал детского сада.
Предварительная работа: беседа о правилах пожарной безопасности.
Ход игры.
Ведущий:
- Добрый день, ребята. Мы рады вас приветствовать на нашей игре «Счастливый случай». Я приглашаю детей для жеребьевки.
Дети выходят к столу и берут из коробки по одной фишке. На пяти фишках изображена каланча, на пяти - пожарная машина, а несколько фишек – пустые.
Ведущий:
- Те, кому попали фишки с каланчей, садятся за первый стол (на столе стоит эмблема, такая же, как на фишках), а кому попали фишки с пожарной машиной – за второй стол (на нем стоит соответствующая эмблема).
Вот и заняли свои места наши игроки, а кому попали пустые, не отчаивайтесь, вам повезет в следующий раз! Прошу представиться членов команд.
Дети называют свои имена.
- А сейчас я с удовольствием представляю консультантов и арбитров нашей игры. Желаю всем удачи!
1-й гейм – «Гонка за лидером».
На вопросы отвечает каждый участник, не советуясь с командой. За правильный ответ – 1 очко.
Вопросы:
1. Кто такие пожарные?
2. Что ты будешь делать, если увидишь пожар?
3. Для чего используют огнетушитель?
4. Назови инструменты, которые используют пожарные.
5. Для чего на пожарных машинах нужны сигнальные огни, сирена?
6. Чем оборудована пожарная машина?
2-й гейм – «Заморочки из бочки».
Отвечает только та команда, которая вытаскивает бочонок. За правильный ответ – 1 очко. Если команда не справляется, то просит помощи у зрителей.
Вопросы:
1. Что ты будешь делать, если в доме возник пожар, а ты дома один?
2. Как нужно себя вести в лесу, чтобы не стать причиной беды?
3. Чем можно тушить огонь?
4. Почему в лесу возникают пожары?
5. Что бы ты говорил, если бы тебя попросили научить малышей, как вести себя при пожаре?
6. Как нужно обращаться с электроприборами?
Разминка-эстафета «Пожарные на учении».
Детям предлагается эстафета: кто быстрее и точнее выполнит – тот победитель и ему присуждается дополнительное очко.
3-й гейм – «Темная лошадка».
Отгадаем загадку:
Живет в доме хозяин:
Шубка атласная,
Лапки бархатные,
Ушки чуткие.
Днем спит
Или сказки говорит,
Ночью бродит,
На охоту ходит.
(Кот)
Дети отгадывают, и появляется исполнитель роли кота. Он загадывает загадки об огне, пожаре, о правилах пожарной безопасности.
Например:
Что бывает, если птичка
Зажигает дома спички?
(Пожар)
Шипит и злится,
Воды боится.
С языком, а не лает.
Без зубов, а кусает.
(Огонь)
Чтоб огонь скорей тушить,
Знает каждый житель –
Надо быстро применить…
(Огнетушитель)
Чья команда даст больше правильных ответов, та и получает 1 дополнительное очко.
4-й гейм. «Дальше, дальше, дальше…».
Ведущий:
- За каждый правильный ответ команда получает одно очко. Сначала вопросы задаются одной команде, затем другой. За одну минуту нужно ответить на наибольшее количество вопросов. Если вы не знаете ответа на вопрос, должны сказать: «Дальше».
Вопросы:
1. Какой номер телефона пожарной охраны?
2. Как называется рукав для тушения пожара?
3. Красный, металлический, внутри пена, порошок. Что это?
4. Как раньше называлась пожарная вышка?
5. Может ли огонь быть другом?
6. Опасен ли дым на пожаре?
7. Какие виды транспорта используют для тушения пожара?
8. Можно ли играть со спичками?
9. Можно ли детям зажигать газ?
10. Что надевают пожарные, чтобы предохранить себя от дыма?
11. Нужна ли работа пожарных?
12. Для чего нужна рация в пожарной машине?
13. В какой сказке С. Маршака произошел пожар?
14. К чему приводят несоблюдение правил пожарной безопасности?
15. Чем тушат огонь?
Арбитры подводят итоги по геймам, определяют места. Награждение победителей.
Ведущий:
- Для одной команды сегодня выпал действительно счастливый случай. Пусть каждый день будет счастливым для всех!
Игра «О, счастливчик!»
Цель: закрепить знания детей о средствах пожаротушения и воспитывать уважение к профессии пожарного.
Оборудование: ленты, набор знаков с правилами дорожного движения и
пожарной безопасности.
Место проведения: спортивно-музыкальный зал детского сада.
Предварительная работа: чтение детям произведений художественной литературы о пожарных, подготовка плакатов на темы пожарной безопасности, проведение бесед о труде пожарных, рассматривание плакатов «Пожарные» из серии «Люди труда в изобразительном искусстве», проведение экскурсии в пожарную часть.
Ход игры.
Ведущий:
- Дорогие ребята! Сегодня нашу игру мы посвящаем людям, чей труд связан с пожарной охраной. Пожарный – это герой, он на трудной службе и каждую минуту рискует своей жизнью. Наша игра называется «О, счастливчик!» и, действительно, счастливчик тот, кто знает правила пожарной безопасности и не только знает, а обязательно выполняет их, потому что пожар – это страшное бедствие для всех.
Первый отборочный тур. Игра «Костер».
Все игроки стоят спиной друг к другу с лентами в руках.
Ведущий:
Разгорается костер!
Пламя выше, пламя круче!
Достает до самой тучи.
Входит новый участник «Вода», до произнесения последних слов ведущего, он должен отобрать ленты у игроков.
Ведущий:
Не появится вода,
От костра тогда беда!
Оставшийся последний игрок с лентой проходит отборочный тур и приглашается к соревнованию и ответам на вопросы:
1. Куда звонить, если начался пожар? («01», «02», «03», «04»).
2. Что не является обязательной одеждой пожарного при выезде на задание? (Огнезащитный костюм, шлем - маска, противогаз, шляпа).
3. Чего нет на пожарной машине? (Цистерны, механической лестницы, насоса, знака «03»).
4. Какой из этих знаков говорит о том, что запрещается пользоваться открытым огнем?
Выбрать из знаков: «Запрещается курить», «Запрещается пользоваться открытым огнем», какой-либо дорожный знак и др.
Если игрок отвечает на все вопросы правильно, он становится победителем.
Второй отборочный тур. Игра «Кто быстрее потушит пожар».
По жребию выбирают четверых игроков, которые отвечают на вопросы и выполняют задание:
1.Что нельзя делать, если начался пожар? (заплакать, закрыться дома, убежать).
Воспитатель объясняет, почему нельзя делать по-другому.
2. Что не должно находиться на пожарном щите? (лом, багор, огнетушитель, грабли?).
3. Чего нет на пожарной машине? (рации, сигнальных огней, пожарных рукавов, спасательных кругов?).
4. Какой из этих знаков является предупреждающим и обозначает: «Осторожно, легковоспламеняющиеся вещества?
Вниманию детей предлагаются знаки: «Осторожно!», «Опасность взрыва!», «Осторожно!», «Электрическое напряжение!» и др.
Победителем становится ребенок, ответивший правильно на все вопросы.
Третий отборочный тур. Игра «Огненный дракон».
Ребенок в костюме «Огненного дракона» машет алыми лентами. Дети в кругу пытаются увернуться от него. Ребенок, оставшийся последним, до которого не дотронулся «Дракон», становится участником игры и отвечает на вопросы:
1. Кто не является работником пожарной части? (диспетчер, пожарный, командир отделения, продавец).
2. Что обязательно должно висеть в детском саду на стене? (картинки с рисунками о пожаре, план эвакуации, портреты пожарных, ковры).
3. Чего нет в пожарной машине? (знака «01», звукового сигнала, пожарных рукавов со стволами, носилок).
4. Какой из этих знаков указывает на телефон вызова пожарной охраны? (предлагается набор знаков: «Огнетушитель», «01», два дорожных знака и др.)
Ведущий:
- Зрители тоже могут заработать призы в соревновании, если ответят на вопросы.
- По чьей вине начался пожар в рассказах:
«Заячья елка» М. Шереметьева (сорока, заяц, лиса, барсук).
«Пожар» С. Маршака (Кузьма, Лена, мама Лены, котенок).
Дорогие дети, у нас в гостях…. Он работает в пожарной части, которая охраняет от огня наш город, тушит пожары и спасает людей. Он вручит награды победителям и активным участникам игры, ответит на ваши вопросы.
Ведущий:
- Сегодня мы все вместе еще раз повторили правила пожарной безопасности, поговорили о средства пожаротушения и знаках пожарной безопасности, познакомились с настоящим пожарным.
Давайте, дети, всегда стараться помнить и применять в жизни полученные знания, чтобы не допустить возникновения пожаров и беды, связанной с их последствиями.
Викторина «В нашем доме»
Цель: закрепить знания детей о пожарной безопасности, в игровой форме акцентировать внимание детей на опасность игр с огнем.
Оборудование: жетоны.
Место проведения: спортивно-музыкальный зал детского сада.
Предварительная работа: чтение стихотворения С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое» и рассказа Е.Пермяка «От костра до котла».
Дети делятся на 2 команды. Первая команда - «Почемучки», вторая - «Знайки». Викторину проводит Игорек – Огонек.
Примерные вопросы для проведения викторины
1. Почему номер телефона пожарной охраны «01»?
2. Что нужно делать при пожаре?
3. Назовите основные причины возникновения пожаров.
4. Что, уходя из квартиры, необходимо сделать, чтобы не допустить пожара?
5. Как потушить на человеке горящую одежду?
6. Можно ли бить стекла в доме или квартире во время пожара?
7. Какие правила необходимо соблюдать при устройстве Новогодней елки?
8. Назовите огнегасящие вещества, применяемые при тушении пожара.
9. Какие меры необходимо предпринять, чтобы не допустить пожара по причине шалости детей?
10. Как вы понимаете пословицу «Огонь – хороший слуга, но плохой хозяин»?
Ответы на вопросы
1. «01» - номер простой, легко запоминается, удобный, набрать его можно на телефонном диске даже в темноте.
2. Срочно сообщить в пожарную охрану, принять меры к эвакуации людей, ждать пожарную охрану.
3. Неосторожное обращение с огнем, детская шалость, нарушение правил пожарной безопасности при пользовании электроприборами, газом, печью.
4. Необходимо выключить свет, газ и электрические приборы, убрать спички от детей.
5. Горящего человека надо накрыть плотной тканью, чтобы не было доступа воздуха. Не рекомендуется сбивать пламя, обливать его холодной водой, так как это может привести к «холодному шоку» из – за резкого перепада температур.
6. Разбивать окна нельзя, так как поступающий с улицы воздух усиливает горение.
7. Иллюминационное освещение должно быть исправным, нельзя применять для освещения и украшения свечи, бенгальские огни, хлопушки, фейерверки, бумажные игрушки. Не рекомендуется надевать костюмы из ваты, марли, бумаги, не пропитанные огнезащитным составом.
8. Вода, песок, земля, кошма, огнетушители.
9. Нельзя играть со спичками, без взрослых пользоваться электрическими приборами, разводить костры.
10. Огонь человека кормит, согревает, помогает на производстве, но при неумелом или неосторожном обращении с ним может случиться пожар.
Все участники игры награждаются памятными сувенирами.
Спортивная эстафета «Юный пожарный»
Цель: закрепить знания о правилах поведения во время пожара.
Оборудование: спортивное оборудование (обручи, мячи средних размеров, корзины для метания мячей), куклы, игрушечные автомобили. Место проведения: спортивно-музыкальный зал детского сада.
Предварительная работа: беседа о правилах пожарной безопасности
Ход игры.
Число команд – участниц эстафеты может быть любым. Ее можно проводить как в одной группе, так и между группами.
1-й этап. Завязать рот и нос платочком, проползти по скамейке и вернуться обратно.
2-й этап. Добежать до плаката, на котором написать цифры «01» (можно усложнить задание - на середине дистанции на пол положить обруч, в который нужно будет пролезть) и вернуться обратно.
3-й этап. Добежать до стула, сесть и за веревочку подтянуть к себе игрушечный автомобиль и вернуться назад.
4-й этап. Добежать до шведской стенки, подняться на несколько перекладин вверх, «спасти» куклу (или зверька) и вернуться назад.
5-й этап. «Потушить» пожар (выполняют незадействованные члены команды). У каждого в руках - по мячу. Подбегая к линии «огня», они бросают мяч в корзину и возвращаются назад.
Побеждает та команда, которая быстрее справится со всеми заданиями.
Практические тренировки по эвакуации
Цель: Отработать практические навыки эвакуации детей при пожаре.
На практических тренировках детям предлагаются разные задания:
- Из имеющейся ткани делаем повязку. Смачиваем водой, дышим через повязку.
- Очень сильный дым, стараемся сидеть как можно ниже, там меньше дыма.
- В комнате начался пожар, открыты дверь и форточка. Как себя нужно вести?
-Рядом с тобой вдруг загорелся какой-то предмет. Воды нет. Как ты потушишь огонь? (можно высыпать на него землю, например, из цветочного горшка)
ПРАВИЛА
ПОВЕДЕНИЯ
С
ЭЛЕКТРОПРИБОРАМИ
- Не вынимайте вилку электроприбора из розетки, потянув за шнур. Он может оборваться, оголив провода, находящиеся под напряжением.
- Не оставляйте включенные электроприборы без присмотра. Особенно утюги, фены, настольные лампы, телевизоры и т.п.
3.Не включайте в одну розетку несколько вилок электроприборов, это может вызвать короткое замыкание и пожар.
4.Не используйте электроприборы с поврежденной изоляцией. В противном случае это может привести к электротравме или пожару.
5.Не вскрывайте с целью ремонта электроприборы, включенные в электросеть.
6.Исключите возможность доступа детей к электроприборам и открытым розеткам.
7.Нельзя мокрыми руками включать электроприборы.
8.Не допускайте, чтобы ребенок вставлял тонкие и острые предметы в розетку.
ПАМЯТКА
При пожаре звони 01
Правило 1. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло или вылив кастрюлю воды.
Правило 2. Если огонь сразу не погас, немедленно убегайте из
дома в безопасное место. И только после этого позвоните в пожарную охрану по телефону 01 или попросите об этом соседей
Правило 3. Если вы не можете убежать из горящей квартиры, сразу же позвоните по телефону 01 и сообщите пожарным точный адрес и номер своей квартиры.
Правило 4. При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре погибают от дыма. Если чувствуете, что задыхаетесь, опуститесь на корточки или продвигайтесь к выходу ползком - внизу дыма меньше.
Правило 5. При пожаре никогда не садитесь в лифт. Он может отключиться, и вы задохнетесь.
Правило 6. Ожидая приезда пожарных, не теряйте головы и не выпрыгивайте из окна. Вас обязательно спасут.
Правило 7. Когда приедут пожарные, во всем их слушайтесь и не бойтесь. Они лучше знают, как вас спасти.
Памятка
ВАШИ ДЕЙСТВИЯ
В СЛУЧАЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРА
1.Сообщите о пожаре в пожарную охрану по телефону «01», а при отсутствии телефонной связи отправить нарочного.
2.Незамедлительно выведите из горящего помещения всех людей.
3.Обесточьте электропроводку.
4.Соблюдая технику безопасности, приступить к тушению очага пожара первичными средствами пожаротушения (огнетушители, вода, песок и т.д.).
Памятка для детей
ПРИ ПОЖАРЕ ЗВОНИ 01
ЕСЛИ НАЧАЛСЯ ПОЖАР, А ВЗРОСЛЫХ ДОМА НЕТ, ПОСТУПАЙ ТАК:
Правило № 1. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его,
набросив на него плотную ткань или одеяло, заливая водой или засыпая песком.
Правило № 2. Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону «01» или попроси об этом соседей.
Правило № 3. Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону «01» и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого зови из окна на помощь соседей и прохожих.
Правило № 4. При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре гибнут от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу дыма меньше.
Правило № 5. Если в помещение проник дым, надо смочить водой одежду, покрыть голову мокрой салфеткой и выходить пригнувшись или ползком.
Правило № 6. Обязательно закрой форточку и дверь в комнате, где начался пожар. Закрытая дверь может не только задержать проникновение дыма, но иногда и погасить огонь
Правило № 7. Наполни водой ванну, ведра, тазы. Можешь облить водой двери и пол.
Правило № 8. При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Он может отключиться, и ты задохнешься.
Правило № 9. Когда приедут пожарные, во всем слушайся их и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти.
Запомни самое главное правило не только при пожаре, но и при любой другой опасности:
«Не поддавайтесь панике и не теряйте самообладания!»
Вопросы, на которые каждый ребенок должен знать правильный ответ:
- Что нужно делать, если возник пожар в квартире? (позвонить по телефону 01 или с сотового 010, 112 и сообщить адрес пожара, свою фамилию, что и где горит)
- Можно ли играть со спичками и зажигалками? (нельзя. Спички – одна из причин пожара)
- Чем можно тушить пожар? (одеялом, пальто, водой, песком, огнетушителем)
- Можно ли самостоятельно пользоваться розеткой? (нельзя. Нужно просить взрослых включить или выключить электроприборы)
- Назови номер пожарной службы? (01 или с сотового телефона 010, 112)
- Главное правило при любой опасности? (не поддаваться панике, не терять самообладания)
- Можно ли без взрослых пользоваться свечами, бенгальскими огнями у елки? (нет, нельзя, может возникнуть пожар)
- Можно ли дотрагиваться до включенных электроприборов мокрыми руками? (нельзя! Вода пропускает ток через себя. Это опасно для жизни.)
В случае возникновения пожара, если рядом нет взрослых, детям нужно действовать следующим образом:
- Обнаружив пожар, позвонить по телефону 01, сообщить фамилию, адрес, что и где горит.
- Предупредить о пожаре соседей, если необходимо, они помогут ребенку вызвать пожарных.
- Нельзя прятаться под кровать, в шкаф, под ванну, а постараться убежать из квартиры.
- Ребенку необходимо знать: дым гораздо опаснее огня. В задымленном помещении – закрыть нос и рот мокрой тряпкой, лечь на пол и ползти к выходу – внизу дыма меньше.
- При пожаре в подъезде пользоваться лифтом запрещается. Он может отключиться.
- Ожидая приезда пожарных, сохранять спокойствие.
- Когда приедут пожарные, выполнять все их указания.
Тест для родителей
Найдите наилучший выход из пяти различных ситуаций.
1. Вы заметили в руках вашего ребенка коробок спичек. Что вы сделаете?
1. Громко закричите: «Немедленно положи спички на место и никогда больше не вздумай их брать!»
2.Ничего не скажите
3.Объясните ребенку, что игра со спичками может привести к пожару
2. Ваш ребенок собрался идти играть на улицу. Что вы сделаете?
1.Позволите ему это сделать
2.Разрешите ему идти гулять с друзьями, так как считаете, что очень хорошо знаете их и надеетесь на их благоразумие
3.Разрешите ему поиграть только под вашими окнами, чтобы можно было за ним присматривать
3. Ваш ребенок простудился, оставить его дома не с кем, а вас срочно вызвали на работу. Как Вы поступите?
1.Попросите соседей присмотреть за Вашим ребенком
2.Перенесете выход на работу до прихода с работы мужа
3.Позволите Вашему ребенку остаться дома одному
4. Вы вынуждены на некоторое время оставить ребенка дома одного. Что Вы сделаете для его безопасности?
1.Дадите категорические рекомендации ребенку по соблюдению безопасности, убираете все опасные предметы и т.д.
2.Ни за что не оставите ребенка одного дома
3.Разрешите ребенку выбрать, чем ему заняться в Ваше отсутствие самому
5. Ваш ребенок с друзьями собрался идти в гости к другу, которого родители оставили дома одного, что Вы сделаете?
1.Позволите ему идти, так как хотите, чтобы он знал, что Вы ему доверяете и на него полагаетесь
2.Говорите ему, что им еще слишком рано находиться дома одним и приглашаете его друга к себе в гости
3.Основываете свое решение на том, как они раньше себя вели вместе, находясь под присмотром
Если Вы выбрали один или более из ответов 1б, 2а, 3в, 4а, 5а, обратите внимание на следующие особенности защиты Вашего ребенка:
- Вы ожидаете слишком много и рано;
- Вы позволяете Вашему ребенку испытывать новые ощущения без достаточной подготовки;
- Вы игнорируете чувства ребенка в пользу собственных интересов.
Если Вы выбрали один или более из ответов 1а, 2в, 3б, 4б, 5б, обратите внимание на следующие особенности защиты Вашего ребенка:
- Вы ожидаете от Вашего ребенка слишком мало, даже когда он проявляет интерес к большой ответственности;
- Вы говорите ребенку, что он все равно нуждается в опеке, даже если он доказал свою способность действовать ответственно;
- Вы устанавливаете слишком жесткие рамки поведения на основе Ваших опасений.
Наиболее правильное решение проблемы в вариантах ответов:
1в, 2б, 3а, 4в, 5в
Тест для проверки знания детьми
правил пожарной безопасности
1. Выбери предметы, с которыми можно играть безопасно:
а) бенгальские свечи;
б) плюшевый медвежонок;
в) спички;
г) деревянные кубики;
д) зажигалка.
2. Выбери предметы, неправильное обращение с которыми может привести к пожару:
а) электрический утюг;
б) электрический фонарик;
в) настольная лампа;
г) радиоприемник на батарейках.
3. Если в доме вечером отключили электричество, чем наиболее безопасно можно воспользоваться для освещения:
а) спичками;
б) зажигалкой;
в) электрическим фонариком.
4. Какие из перечисленных жидкостей огнеопасны?
а) бензин;
б) молоко;
в) клей резиновый;
г) сок яблочный.
5. Какие предметы при возгорании нельзя заливать водой?
а) электрический утюг;
б) кресло;
в) мягкую игрушку.
6. При возникновении пожара ты наберешь «01» и расскажешь:
а) как тебе страшно;
б) как начался пожар;
в) сообщишь, что горит, адрес, фамилию, свой телефон.
7. Что стало причиной пожара в стихотворении «Кошкин дом»?
а) курение старого кота;
б) искры из-под копыт козла;
в) уголек, выпавший из печки.
8. Почему пожарных вызывают по телефону «01»?
а) самый короткий номер телефона;
б) самый запоминающийся номер;
в) его легко набрать в темноте;
г) все варианты верны.
9. Почему, покидая помещение в случае пожара, нужно передвигаться ползком?
а) у пола низкая температура;
б) у пола меньше дыма;
в) из осторожности, чтобы не упасть.
10. Выбери правильные ответы:
а) спичками можно играть, не зажигая их;
б) спички можно использовать, как счетные палочки;
в) спички детям брать нельзя.
Ключ к тесту
№ | Ответ | № | Ответ |
1 | б, г | 6 | в |
2 | а, в | 7 | в |
3 | в | 8 | г |
4 | а, в | 9 | б |
5 | а | 10 | в |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсия в пожарную часть (вторая младшая группа) в рамках краткосрочного проекта "Огонь - друг, огонь - враг"
Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человече...
Психологический проект "Огонь-друг, Огонь-враг".
Задачи:Формировать системные представления об окружающем мире, о роли и месте электрических приборов и предметов домашнего обихода в жизни человека.Формировать чувство повышенной опасности огня....
Проект "Огонь друг,огонь-враг"
Социальное партнёрство педагогов.родителей по формированию у детей страшего дошкольного возраста правил ППБ в проектной деятельности...
Проект "Огонь-друг, огонь-враг"
Работа по ЗОЖ "Все о правилах пожарной безопасности"...
проект "Огонь друг. Огонь - враг."
Любопытство детей, часто ставят их перед реальными опасностями. С каждым годом возрастает число пострадавших детей от пожара, которые происходят по их вине. Дети дошкольного возраста не знают назначен...
Проект "Огонь - друг, огонь - враг"
Проект направлен на формирование у детей навыков безопасносного поведения, умение правильно, адекватно действовать в опасных для жижни ситуациях. Обобщить, закрепить и расширить знания дете о правилах...
Презентация проекта "Огонь - друг, огонь - враг"
Презентация проекта "Огонь - друг, огонь - враг". Интегрированное занятие по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста....