Проект "Организация исследовательской деятельности дошкольников с помощью наглядно-дидактического пособия "ЭКО-остров"
проект (старшая группа) на тему
Проект был представлен на окружном экологическом форуме "Моя Югра - моя планета" (2015г.), а также в рамках Форума "Чудо природы вокруг нас" (проект "Ассоциированные школы ЮНЕСКО как фактор расширения образовательной среды), где занял 1 место в номинации "Социально-значимый проект".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Текст проекта | 502.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад «Солнышко» г.п.Пойковский
Проект
«Организация исследовательской деятельности дошкольников с помощью наглядно-дидактического пособия «ЭКО-остров»
Автор проекта:
Харитонова Оксана Владимировна – воспитатель
Паспорт проекта «ЭКО-остров»
Названия проекта | Проект «Организация исследовательской деятельности дошкольников с помощью наглядно-дидактического пособия «ЭКО-остров» |
Автор | Харитонова О.В. – воспитатель |
Цель проекта | Создание условий, способствующих повышению экологических знаний дошкольников |
Задачи проекта |
|
Тип проекта | Информационно-исследовательский, творческий |
Вид проекта | Семейный, групповой |
Участники | Педагоги, дети, родители |
Сроки реализации | 2013-2014, 2014-2015 учебные годы |
Ожидаемый результат | В групповом помещении ДОО для детей старшего дошкольного возраста будет создан новый элемент образовательной инфраструктуры (уголок природы), который позволит педагогам через познавательно-игровую деятельность расширить и углубить знания детей о природе нашей планеты |
Характеристика дошкольной образовательной организации
НРМ ДОБУ «Детский сад «Солнышко» был создан в 1991 году по типовому проекту. Адрес расположения: 628331, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Нефтеюганский район, г.п.Пойковский, дом 114.
В дошкольной организации функционирует 6 групп, которые посещают 185 детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Основная образовательная программа детского сада построена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство». Экологическое образование и воспитание детей рассматривается педагогами нашей организации как непременное условие гармоничного развития личности дошкольника.
Накоплен существенный опыт по экологическому развитию дошкольников, который был представлен на различных уровнях:
- международном: международный проект «Ассоциированные школы ЮНЕСКО как фактор расширения образовательной среды» (2015г.); международная акция «Чудо природы – вокруг нас» (2013г.);
- Всероссийском: конференция «Экологическое образование в интересах устойчивого развития» (2012г.);
- Региональном: окружной экологический форум «Моя Югра – моя планета» (2015 г.)
Пояснительная записка
«Спрашивайте природу – она хранит все истины и на вопросы
будет отвечать вам непременно и удовлетворительно»
Норберт Винер
Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и с самим собой.
В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развитие интеллектуальной и коммуникативной компетенции. Процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Дети убеждаются в том, что мы на родной земле не одни: рядом с нами живут растения и животные, которые нуждаются в любви и заботе. Поэтому, одной из задач образовательной программы нашего детского сада является формирование экологической воспитанности дошкольников, которая проявляется в доброжелательности к живым существам и природному миру, в эмоциональной отзывчивости к ее проявлениям, в стремлении осуществлять с ними позитивное взаимодействие, умении заботиться о ней, общаться с ней, получать ответы на свои вопросы.
Отличительной особенностью данного проекта является реализация принципа практической направленности изучения особенностей природного мира нашей планеты в условиях детского сада с применением авторских разработок (наглядно- дидактические пособия, макеты, игры).
Особую актуальность в настоящее время приобретает сбалансированный подход к воспитанию у детей уважения и любви к природному миру, бережного отношения к нему.
В последние годы бурно развиваются новые направления экологии – социальная экология, рассматривающая взаимоотношения общества и природы, прикладная экология (или охрана природы), экология человека и др. Ученые перестали ограничиваться рассмотрением проблемы «организм – среда» и перешли к изучению проблемы «человек – природа».
Экологическая информация все чаще входит в нашу жизнь, но детям не всегда хватает знаний, чтобы правильно ее оценить. Анализ использования педагогами различных форм, методов и приемов при организации экологического воспитания детей демонстрирует в основном традиционный подход. Так как содержание педагогического процесса в детском саду во многом зависит от окружающей ребенка развивающей среды, перед нами возникла необходимость обогащения данной среды новыми оригинальными авторскими разработками (демонстрационным материалом, пособиями, играми и др.).
Проблема: дети не имеют достаточных знаний о животном и растительном мире на нашей планете в различных климатических зонах, о пользе природы в жизни человека.
Гипотеза проекта. Создание познавательно-развивающего экологического уголка в группе позволит повысить уровень сформированности экологических знаний у детей старшего возраста, повысить интерес родителей к совместной деятельности дошкольников по вопросу бережного отношения к природе нашей планеты.
Цель проекта: Создание условий, способствующих повышению экологических знаний дошкольников
Задачи:
- Расширять и углублять представления дошкольников о природе нашей планеты;
- Развивать умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, познавательно-исследовательских способностей, выдумке и творчеству детей в атмосфере эмпатии и увлеченности, совместного взаимодействия взрослого и ребенка через различные формы работы с дошкольниками;
- Способствовать развитию речи, словарного запаса, творческого мышления и способностей, памяти, внимания и воображения детей;
- Воспитывать у детей элементы экологического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к окружающей природной среде;
- Обогащать игровые навыки и умения детей;
- Вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми.
Новизна идеи заключается в нетрадиционном подходе в организации познавательно-развивающей среды группы, которая носит интегративный, познавательно-развивающий информационный характер, способствующей не только повышению экологических знаний, но и развитию познавательско-исследовательских способностей, речи, словарного запаса, фантазии у дошкольников.
Новизна проекта заключается в применении деятельностно-игрового подхода в формировании экологической культуры дошкольников в условиях детского сада через использование авторских наглядно-дидактических пособий.
Ожидаемые результаты:
- Улучшение качества экологического образования и воспитания – образовательная деятельность с детьми, предусмотренная в рамках проекта построена на деятельностно-игровом методе, что позволит превратить процесс экологического образования и воспитания детей в действительно увлекательную и познавательную игру;
- Проект даст новую почву для появления инновационных педагогических идей, направленных на повышение эффективности работы по экологическому воспитанию дошкольников; расширит разнообразие форм и методов организации экологического образования и воспитания детей (на 20%);
- Уголок «ЭКО-остров» может стать своеобразным центром работы по исследовательской и экспериментальной деятельности детей, при проведении экологических мероприятий;
- Усовершенствуется развивающее пространство ДОО, наполнится новым содержанием;
- Оптимизируется взаимодействие с родителями через привлечение их к совместной проектной деятельности, увеличится количество семей (примерно на 25-30%), участвующих в деятельности детского сада по экологическому образованию и воспитанию детей;
- Повысится интерес детей к экологическим знаниям (не менее чем на 15 %); организация индивидуальной проектной или исследовательской деятельности с детьми обеспечит достойную поддержку талантливым детям.
Практическая значимость – применение уголка природы с экранами различных климатических зон в разнообразных формах работы с детьми и родителями:
- при организации непосредственно образовательной деятельности;
- на экологических праздниках, развлечениях, викторинах и др.;
- в самостоятельной образовательной деятельности детей;
- в процессе взаимодействия с семьями.
Технология применения.
Уголок располагается в старшей группе детского сада. На ЭКО-острове (уголок природы группы) есть волшебная игра с чудесным ЭКО-телевизором и ЭКО-почтой, с помощью которой ребята «общаются» с обитателями нашей планеты: делятся своими мыслями и впечатлениями, зарисовками, придуманными вместе с воспитателями и родителями сказками, дают советы и получают ответы на свои вопросы, где средством связи служит почтовый ЭКО-ящик.
Этот остров необычен не только потому, что что на нем могут располагаться разные природные зоны, но и тем, что здесь, при взаимодействии с экранами, можно решить множество различных задач, поставленных взрослыми и детьми.
Природные зоны можно населить животными, птицами, насекомыми и растениями. Кроме того, можно узнать, кто может появиться из яйца, кто живет в песке, в корнях, на деревьях и т.д. Мы их рассмотрим, посчитаем и напишем им письма, получим от них ответы, узнаем об их образе жизни и проблемах.
Детям можно предложить множество вариантов игр в уголке. Вот некоторые из них:
Вариант №1. Рассмотри внимательно экран природной зоны и составь небольшой рассказ о ее обитателях.
Вариант №2. Рассмотри экран и расскажи о растениях, которые находятся в данной природной зоне.
Вариант №3. Расскажи о том, как бывает летом в пустыне. Кто в ней обитает? Придумай свой рассказ про любого жителя пустыни.
Вариант №4. Это фотография из твоего альбома? Расскажи, где ты бывал, что видел?
Вариант №5. В природную зону по ошибке ветром занесло обитателя с другого континента. Найдем его.
Вариант №6. Посмотрите, ребята! Я нашла это яйцо в пустыне. Как вы думаете: кто из этого яйца может появиться?
Вариант №7. Как жаль, что осенью птицы улетают в другие края… Как вы думаете: а почему они не могут остаться?
Вариантов может быть множество. Все зависит от фантазии педагога или тематики дня («День птиц», «День воды», «День земли» и др.).
Уголок «ЭКО-остров» включает в себя следующий дидактический материал:
- Экран природная зона «Пустыня» и 4 набора карточек на липкой ленте» «Животные», «Птицы», «Насекомые», «Растения»;
- Экран природная зона «Смешанный лес» и 4 набора карточек на липкой ленте;
- Экран природная зона «Джунгли» и 4 набора карточек на липкой ленте;
- Экран природная зона «Тайга» и 4 набора карточек на липкой ленте;
- Экран природная зона «Арктика» и 4 набора карточек на липкой ленте
Данный проект является авторским, так как не имеет аналогов.
Проект рассчитан на 2 года обучения (старший и подготовительный к школе возраст).
Возраст детей 5-7 лет.
Этапы реализации:
Название этапа | Цель этапа | Содержание | Ответственные | |
Сентябрь –декабрь 2013г. | 1 этап – диагностико-прогностический | Определение проблемы и разработка плана реализации проекта | Создание творческой группы педагогов. Анализ работы по экологическому воспитанию, имеющегося программно-методического обеспечения, затруднений педагогов при организации образовательной деятельности на экологической тропе ДОБУ. Изучение передового опыта. Подбор диагностического инструментария для оценки результативности проекта | Воспитатель |
Январь 2014г. – август 2014 г. | 2 этап - проектировочный | Проектирование модели экологического уголка | Проведение конкурса «Лучших идей для уголка» среди семей воспитанников и педагогов групп детского сада. Отбор лучших и создание модели мини-уголка, описание его объектов. Определение места расположения уголка. Составление сметы на реализацию проекта (Приложение № 1) | Заведующий ДОО, заведующий хозяйством, родители, воспитатель |
Сентябрь 2014г. – декабрь 2014г. | 3 этап – реализация проекта | Создание уголка «ЭКО-остров» в старшей группе детского сада | Изготовление экологического уголка. Разработка сценариев игровых образовательных ситуаций конспектов экскурсий, а также методических рекомендаций для педагогов. Составление примерного планирования совместной с педагогом и детьми деятельности. Промежуточный мониторинг результативности поставленных задач. | Воспитатель |
Январь 2015г. – май 2015г. | 4 этап - внедрение | Решение задач экологического образования детей в течение учебного года | Проведение в уголке игр, наблюдений, экспериментов, занятий | Педагоги и специалисты ДОБУ |
Июнь – сентябрь 2015 г. | 5 этап - итоговый | Подведение итогов реализации проекта, оценка успешности инновации | Отчет о результатах реализации проекта. Распространение опыта работы на различных уровнях, размещение разработок и фотоматериалов на официальном сайте детского сада в сети интернет | Воспитатель |
Ресурсное обеспечение реализации проекта
Материально-технические ресурсы
Групповое помещение оборудовано природным уголком, где размещен ЭКО-остров, на котором имеются сменные экраны с изображением природы нашей планеты.
Информационные ресурсы
В природном уголке старшей группы хранится современная детская литература по экологическому образованию и воспитанию, картотека игр, интерактивная доска и интерактивный стол, наглядная информация, различные памятки и консультации, стендовая информация для родителей.
Имеется возможность доступа к сети интернет для извлечения необходимой наглядной и теоретической информации. Также, для трансляции передового опыта детский сад имеет официальный сайт, которым педагоги могут воспользоваться в любое удобное для них время.
Программно-методическое обеспечение
- Рыжова Н.А. Наш дом – природа. Блок занятий «Дом под крышей».ООО Карапуз-дидактика., Москва, 2005.
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста. СПб., Детство-пресс, 2003г.
- Кнушевицкая Н.А. Картотека стихов по лексическим темам «Наш мир». СПб., Детство-пресс, 2012 г.
- Программа экологического образования детей «Мы». СПб., Детство-пресс, 2003 г.
- Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. СПб., Детство-пресс, 2010 г.
- Нищева Н.В. Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественно-научных представлений в разных возрастных группах. СПб., Детство-пресс, 2009 г.
- Саво И.Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада. СПб., Детство-пресс, 2010 г.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста. СПб., Детство-пресс, 2009 г.
- Хабарова Т.В., Шафигуллина Н.В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников. СПб., Детство-пресс, 2010 г.
Показатели результативности реализации проекта
За время реализации проекта были достигнуты следующие результаты:
- В старшей группе был создан уголок «ЭКО-остров», в котором отображена природа нашей планеты
- Разработано примерное планирование деятельности детей с уголком «ЭКО-остров»
- Оформлены сценарии мероприятий, созданы картотеки игровых образовательных ситуаций и проблемных игровых задач с участием персонажей уголка
- Улучшились экологические знания у детей на 27% (в апреле 2014 года уровень знаний составлял 60%);
- Обогатился словарный запас и речь детей (на 18%); у них развились память, внимание, творческое воображение, фантазия (на 12%), что способствовало придумыванию детьми экологических сказок, рассказов, стихотворений, желанию запоминать и пересказывать прочитанное педагогом;
- Промежуточный педагогический мониторинг показал, что создание в групповом помещении ДОО уголка «ЭКО-остров» стимулировало рост познавательной активности дошкольников на 16%; в 2014 году она составляла 47%, в 2015 году (апрель) – 63%
- Отмечено повышение интереса у ребят к экологическим знаниям и природоохранной деятельности (наблюдается у 85% дошкольников в 2015г., что на 18% выше, чем в предыдущем году) (Приложение №5)
- Дошкольники более активно проявляют интерес ко всем явлениям природы, любознательность, целеустремленность, желание участвовать в экспериментальной и практической деятельности. Дети проявляют чувство эмпатии к окружающему миру, что отражается в их поступках, творческих работах;
- Работа в творческой группе позволила педагогам повысить свою профессиональную компетентность в организации различных видов детской деятельности экологической направленности (на 17%); в умении применять методы познавательной активности, организовывать проектную деятельность (на 21%)
- На 25% увеличилось количество родителей, участвующих в деятельности детского сада по экологическому образованию и воспитанию детей, реализован ряд совместных проектов, в частности: «Уголок Мудрой природы», «Экологические сказки», «Экологическая почта», «Югорский край! Ты – часть моей души…», «Красная книга Югории», «Лесная лечебница», «Маленькая капелька»; проведены экологические акции: «Посади свое дерево», «Спаси и сохрани», «Природа – наш дом!», «Зеленый патруль», «Семейный календарь природы», «Могу в игрушки мусор превратить», «Академия природной моды» (изготовление костюмов из бросового материала), «Спасем природу от мусора»; организован конкурс листовок на тему «День Воды», «День Земли», «Спасем планету от мусора»; выпущена памятка-буклет «Полезные советы от санитара планеты»; конкурс между группами ДОО «Наш природный уголок».
Созданы:
- Сборник семейных экологических сказок собственного сочинения, созданных на основе впечатлений, полученных в результате переписки с обитателями ЭКО-острова;
- Фотоальбом «Путешествие по планете Земля» (совместные работы детей, родителей и детского сада);
- Анимационный фильм из детских рисунков «Путешествие в страну Мечты» (пропаганда любви и сочувствия к нашей планете, охраны ее природных ресурсов и чистоты).
Данный проект можно реализовать в любой дошкольной организации.
Таким образом, на основе полученных положительных результатов можно утверждать, что гипотеза о повышении познавательной и исследовательской активности в получении экологических знаний о природе нашей планеты и как следствие эффективности воспитания экологической культуры дошкольников через создание в старшей группе уголка «ЭКО-остров» подтверждена. Цель и задачи проекта реализовываются своевременно в рамках намеченной динамики.
Использование данного проекта позволит дошкольникам приобрести знания не только путем просмотра фильмов и фотоматериалов о природе нашей планеты, но и, при помощи тактильного взаимодействия с экранами ЭКО-острова, расширить и закрепить свои знания в области экологии.
Впереди еще много работы, но уже сегодня полученные результаты убеждают в том, что благодаря объединению усилий семьи и детского сада, мы сможем научить детей знать и любить природу, беречь и охранять ее ресурсы, сопереживать, эмоционально выражать ей свои чувства.
Приложение
Смета
№ п/п | Наименование | Сумма |
Изготовление уголка «ЭКО-остров»: - пластик, оракал - клей, краски, липкая лента | 8 000 руб. | |
Приобретение оборудования для проведения наблюдений и опытов: - гербариев, коллекций природного материала - материалов для проведения экспериментов (луп, фильтров, колб, микроскопов) и т.п. | 35 000 руб. | |
Транспортные услуги (доставка оборудования к детскому саду) | 1 500 руб. | |
Итого: | 44 500 руб. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Как дети помогли Снеговику». (Составление рассказа о зиме с помощью наглядно-дидактического пособия с использованием фланелеграфа).
ТЕМА: «Как дети помогли Снеговику». (Составление рассказа о зиме с помощью наглядно-дидактического пособия с использованием фланелеграфа). ЦЕЛИ: - активизация предметного словаря по теме; ...
«Разработка содержания познавательно–исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности « Эта удивительная глина»
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в младшей группе...
«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Искупаем куклу машу».
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в младшей группе. Тема: «Искупаем куклу Машу» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физ...
Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ВОЛШЕБНАЯ СОЛЬ»
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли(«Познание»)Уточнить и закрепить знания детей о соли, ее значении в природе, в жизни человека(«Познание...
Работа на тему: «Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ОРГАНЫ ЧУВСТВ»
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группеТема: « Органы чувств» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Комм...
Мастер - класс Для педагогов, по познавательно – исследовательской деятельности дошкольников на тему: «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»
Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детскогоповедения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиск...
Активизация исследовательской деятельности дошкольника по технологии А.И. Савенкова «Методика исследовательского обучения дошкольника" (из опыта работы)
Активизация исследовательской деятельности дошкольника по технологии А.И. Савенкова «Методика исследовательского обучения дошкольника"(из опыта работы)...