Сенсорное развитие детей раннего возраста
статья (младшая группа) на тему

Костенко Елена Николаевна

Сенсорное развитие детей раннего возраста посрествам игровой деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie.docx26.99 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование сенсорных способностей у детей  третьего  года  жизни

посредствам игровой деятельности.

Сенсорная деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда, в которой он находится. С помощью родителей воспитанников и администрации детского сада   были проведены следующие мероприятия:

• пополнен игровой и сенсорный материал;

• дополнены  игровым материалом наборы для экспериментирования;

• приобретены доски-вкладыши; наборы объемных тел; развивающий монтессори - материал; куб – сортер;

• обновлен музыкальный уголок;

• приобретен пластмассовый конструктор «Лего»;

• изготовлены настольные и дидактические игры.

Групповое помещение условно разделили  на три зоны:

  • Спокойная зона
  • Зона средней интенсивности
  • Зона насыщенного движения

В  детском  саду функционирует  сенсорная  комната,  в  которой  имеются  материалы М.  Монтессори,  световое  и  звуковое   оформление. В групповом  помещении и   сенсорной  комнате  с  малышами  проводилась систематическая  работа  по  обогащению  непосредственного  чувственного  опыта в  разных  видах  деятельности  посредством   различных видов  игр.  

Занятия с детьми  начали с того уровня сенсорного развития, которым дети уже овладели.

Поэтому  с детьми третьего года жизни,   проводились  следующие    игры –упражнения  с предметами: на различение, раскладывание и группировку; на соотнесение; расположение предметов в пространстве, на развитие координации движений руки,  слухового внимания, тактильных чувств;  на закрепление действий с предметами-орудиями.

  Развивая  познавательно-исследовательскую и  продуктивную  деятельность,   знакомили  детей с основными формами строительного материала, величиной деталей, формировали   простейшие   представления о постройках, их создании.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Для игр  с предметами использовали различные разборные и вкладные игрушки, складные кубики, складные и парные картинки, лото, строительные детали. В дидактических играх с предметами   на разном материале предлагали детям постоянно выполнять усложняющиеся задания, требующие умственного напряжения и разного решения.

В   ходе  работы  над  опытом  была  систематизирована    ОД  по  сенсорному  развитию  детей.

 Разработан перспективный план   интеграции сенсорного развития в различные  виды детской деятельности.

Сенсорное  развитие  детей осуществлялось через разные формы работы:

  • создание центра  сенсорного  развития;
  • игры-экспериментирования;
  • развивающие игры и технологии.
  • организация образовательной деятельности (фронтальная, подгрупповая,  индивидуальная);
  • развлечения;
  •  посещение сенсорной  комнаты

Сенсорное развитие направлено на формирование представлений о цвете, величине, форме, способствует развитию слухового восприятия, тактильных ощущений.

Для развития цветового восприятия использовали мозаики, рамки - вкладыши, дидактические игры: «Собери бусы», «Дорожка для клоуна» и др.

 Например, в дидактической игре «Дорожка для клоуна» задание выполняли на магнитной доске. Дети раскладывали магниты по цвету, поясняя свои действия. Затем привлекали детей к обыгрыванию, давали возможность поиграть с клоуном, провести его по дорожке, приговаривая: «Вот как клоун бежит по желтой дорожке».

Игра «Цвета и предметы»    построена  по  принципу  технологии  М.   Монтессори . Детям предлагалось найти одинаковые предметы разных цветов, собрать все карточки одного цвета, подобрать предметы под цвет карточек.

Постоянно использовался   разнообразный дидактический материал. Но все, же часть детей оставалась равнодушной к материалу, поэтому были    предложены   игры сюжетного содержания. Например,  игра «Помоги козляткам спрятаться от волка» - цель, которой научить детей обобщать предметы по сюжету и цвету. Перед детьми ставилась задача закрыть окошечко дверцей тождественного цвета.

Подвижные игры « Найти домик зайчика», «Жуки  и  бабочки» также помогали  в  сенсорном  развитии  детей.  

Интересные задания выполняли в ходе игр-экспериментов. В игре «Разноцветная водичка», экспериментируя с водой, дети знакомятся с цветом, окрашивая воду красками.

При знакомстве детей с формой  успешно зарекомендовали     себя,  такие игры, как: «Собери фигуру», рамки-вкладыши, «Найди свой домик», «Геометрическое лото», «Найди пару», «Разложи фигуры по местам», «Найди окошко для фигуры».

Различные рамки-вкладыши с выемками ставили задачу для ребенка  подобрать соответствующую фигуру к выемке. «Вот весёлые разноцветные фигурки. А теперь фигурки танцуют». Затем предлагалось детям разложить фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки». Когда дети разложат фигурки, подводится  итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают».

      В подвижной игре «Найди свой домик»  детям раздавались геометрические фигуры  и предлагалось найти домик каждой фигуре. «В этом домике живут все круги, в этом - все квадраты, а в этом - все треугольники».

При знакомстве с величиной дети играли в игры «Большая и маленькая игрушка», «Одень кукол», «Соберем грибы» «Накорми мишек», «Собери пирамидку», «Построй башенку».

При уборке строительного материала привлекали детей через игру  закреплять  форму  и  величину.   Так, некоторым детям нравилось раскладывать кубики и кирпичики в домики-коробки по форме, а другим сортировать строительный материал по величине.  

Предлагались различные задания:

- «Где большой мячик?»,  «Где маленький мячик?»,  «Принеси мне большого мишку?»,  «Принеси мне маленького мишку?»,  « Одень маленькую куклу?».

Методические пособия «Сенсорная юбка» и «сенсорная туника», позволяют построить образовательный процесс креативно и результативно. Данные пособия   рекомендую родителям, воспитателям групп раннего и младшего дошкольного возраста.

Тактильные ощущения являются важным,  информативным источником сведений о внешнем мире. Игры и занятия по развитию осязания проводились во время прогулки, режимных моментов, занятий лепкой, свободной деятельности детей. Для развития восприятия у детей таких свойств  предметов, как фактура, плотность, применялась  дидактическая игра «Тактильный мешочек», а также использовали массажные мячи, игры-шнуровки.  Дети, действуя с этими предметами, получают широкий спектр разнообразных ощущений.

 «Шариковые» ванны способствуют получению новых тактильных ощущений.

 По аналогии использовались  «Осязательные ванны». Поиск мелких предметов в такой «ванне» способствует активизации чувствительности пальцев.

Игровое развивающее пособие  «Полянка», которые изготовили родители воспитанников, обогащает не только сенсорный опыт, но и развивает мелкую моторику.

В своей работе использовали пальчиковую гимнастику с элементами массажа, что, несомненно, способствует повышению тактильной чувствительности.

Развитие слухового восприятия предполагает знакомство с самыми разнообразными звуками и их сочетаниями, их тонкое различение и запоминание. Для развития слухового внимания у детей в своей практике применяли  игры: «Угадай, чей голосок», «Постучим, погремим! », «Кто там? ».

 В сенсорномоторном уголке  имеется  набор «шумелок». В фонотеке много записей с различными звуками природы (шум воды, моря, голоса птиц, животных).

Необходимым условием для получения хороших результатов является взаимодействие с родителями. Работая с родителями, проводили открытые показы мероприятий с детьми, мастер-классы, консультации (« Развитие тактильной памяти на основе игр, используемых в образовательной деятельности»), родительские собрания, анкетирования,  просмотр видеоматериал, фотоматериал. В результате, родители приняли активное участие в изготовление  и  приобретении  игр и игровых пособий, усвоении методов и способов сенсорного развития детей.

 Систематическая и планомерная  совместная   деятельность взрослых и детей,  не только эффективно помогает развивать познавательно – сенсорную деятельность детей раннего возраста, но и способствует  развитию,  внимания,  памяти, воображения, обогащению представлений об окружающем мире,расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности. Воспитание сенсорной культуры поможет детям в старшей дошкольном возрасте  овладеть навыками письма,  что послужит базой для изучения математики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов групп раннего возраста "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

Цель:обогащение представлений педагогов об особенностях сенсорного развития детей раннего возраста....

Проектная деятельность с детьми раннего возраста. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...

План работы по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности»

План по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности"...

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...

Презентация проекта в группе раннего возраста " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр."

Презентация проект по сенсорному развитию детей.посредством дидактических игр.  (группа  раннего возраста )...

Презентация поможет познакомить родителей с понятиями «сенсорика», «сенсорное развитие», повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)...