Конфликт как природа и функциональная необходимость образования.
консультация по теме
В данной консультации конфликт рассмотрен как составляющая жизни и работы педагогов. Практический материал в данном материале поможет педагогам эффективно справляться с конфликтными ситуациями. Даннная консультация будет интересна родителям, воспитателям и узким специалистам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конфликт | 24.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Уткина А. Ю., педагог-психолог
детский сад № 171 «Крепыш» АНО ДО «Планета детства «Лада»
г.о. Тольятти, Самарская область.
Семинар для педагогов
Конфликт как природа и функциональная необходимость образования.
Цель: познакомить педагогов с понятием и сущностью конфликта в жизни.
Конфликт – столкновение, серьезное разногласие, спор.
Ожегова С.И. Толковый словарь.
Конфликт – серьезное, столкновение разногласий противоположных сторон, мнений, сил.
Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.
Конфликт происходит, потому что человек развивается, живет в обществе и у него возникают столкновение, разногласия, мнений и происходит неудовлетворение потребностей.
Тест конфликтный ли вы человек?
1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция?
а - не принимаете участия;
б - кротко высказываетесь в защиту стороны, которую считаете правой;
в - активно вмешиваетесь, чем «вызываете огонь на себя».
2. Выступаете ли вы на собраниях с критикой руководства?
а - нет;
б - только если имеете для этого веские основания;
в - критикуете по любому поводу не только начальство, но и тех, кто его защищает.
3. Часто ли спорите с друзьями?
а - только если это люди необидчивые;
б - лишь по принципиальным вопросам;
в - споры - ваша стихия.
4. Очереди, к сожалению, прочно вошли в нашу жизнь. Как вы реагируете, если кто-то полезет в обход?
а - возмущаетесь в душе, но молчите: себе дороже;
б - делаете замечание;
в - проходите вперед и начинаете наблюдать за порядком.
5. Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция?
а - не будете поднимать бучу из-за пустяков;
б - молча возьмете солонку;
в - не удержитесь от едких замечаний и, быть может, демонстративно откажетесь от еды.
6. Если на улице, в транспорте вам наступили на ногу, как вы поступите?
а - с возмущением посмотрите на обидчика;
б - сухо сделаете замечание;
в - выскажете, не стесняясь в выражениях.
7. Если кто-то из близких купил вещь, которая вам не понравилась, что вы сделаете?
а - промолчите;
б - ограничитесь коротким тактичным комментарием;
в - устроите скандал.
8. Не повезло в лотерее. Как вы к этому отнесетесь?
а - постараетесь казаться равнодушным, но в душе дадите себе слово никогда больше не участвовать в ней;
б - не скроете досаду, но отнесетесь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш;
в - проигрыш надолго испортит настроение.
За ответы на вопросы начисляются баллы:
а - 4 балла;
б - 2 балла;
в - 0 баллов.
До 10 баллов. Споры и конфликты - это воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но если слышите замечания в свой адрес, можете «съесть живьем». Ваша критика - ради критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами - на работе и дома. Ваша несдержанность и грубость отталкивают людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Словом, постарайтесь перебороть свой вздорный характер!
12 - 20 баллов. Вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете лишь тогда, когда нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая о том, как это отразится на вашем служебном положении или приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.
22 - 32 балла. Вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже», никогда не было вашим девизом. Может быть, поэтому вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости, и если обстоятельства сложились так, чтобы вы высказали свое мнение, сообщите его, невзирая на лица.
В литературе встречаются разные виды конфликтов, их классификация представлена в таблице ниже.
Основание классифик. | Виды конфликтов | Общая характеристика |
Сферы проявления конфликта | Экономические Идеологические Социально-бытовые Семейно-бытовые | В основе лежат экономические противоречия В основе лежат противоречия во взглядах В основе лежат противоречия социальной сферы. В основе лежат противоречия семейных отношений. |
Степень длительности и напряженности конфликта | Бурные быстротекущие конфликты Острые длительные конфликты Слабовыраженные и вялотекущие конфликты Слабовыраженные и быстротекущие | Возникают на основе индивидуальных психологических особенностей личности, отличаются агрессивностью и крайней враждебностью конфликтующих. Возникают при наличии глубоких противоречий. Связаны с не очень острыми противоречиями, либо пассивностью одной из сторон связаны с поверхностными причинами, носят эпизодический характер. |
Субъекты конфликтного взаимодействия | Внутриличностные конфликты Межличностные конфликты Межгрупповые конфликты | Разыгрывается во внутреннем мире человека. В основе межличностного конфликта лежат противоречия между людьми, несовместимость их взглядов, интересов, потребностей. Конфликт межгрупповой, в основе которого столкновение противоположно направленных групповых мотивов (интересов, ценностей, целей)группы или микрогруппы. |
Социальные последствия | Конструктивные конфликты Деструктивные конфликты | В основе таких конфликтов лежат объективные Противоречия. Способствуют разрешению конфликтов. В основе таких конфликтов, как правило, лежат субъективные причины. Они создают социальную напряженность и ведут к разрушению социальной системы |
Предмет конфликта | Реалистичные конфликты Нереалистичные конфликты | Имеют четкий предмет. Конфликты, которые вызываются потребностью реализации напряжения участниками взаимодействия или одним из них; конфликт не направлен на достижение конкретных результатов. |
В процессе конфликта есть негативные функции и позитивные функции тоже.
Негативные функции конфликта:
-эмоциональные и материальные затраты на участие в конфликте;
-представление о побежденных оппонентах, как о врагах;
- ухудшение климата в коллективе;
- увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе;
-сложное восстановление отношений.
Позитивные функции конфликта:
-разрядка напряженности между конфликтующими сторонами;
-сплочение коллектива при противоборстве с внешним врагом;
-снятие синдрома покорности у подчиненных;
-получение новой информации и диагностика возможностей оппонентов.
В таблице представлены стили выхода из конфликта.
Стиль | Сущность стратегии | Условия применения | Недостатки |
Конкурен- ция | Стремление добиться своего в ущерб другому | Заинтересованность в победе. Обладание определенной властью. Необходимость срочного разрешения конфликта. | Испытывание чувства неудовлетворенности при поражении и чувства вины при победе. Большая вероятность испортить отношения. |
Избегание | Уход от ответственности за принятие решений | Исход не очень важен. Отсутствие власти. Желание выиграть время. | Большая вероятность перехода конфликта в скрытую форму. |
Приспосо- бление | Сглаживание разногласий за счет ущемления собственных интересов | Предмет разногласия важен для другого участника конфликта. Желание сохранить мир. Осознание собственной неправоты. Отсутствие власти. | Нерешенность конфликта. |
Компро-мисс | Поиск решений за счет взаимных уступок | Одинаковая власть. Наличие взаимоисключающих интересов. Необходимость срочного разрешения конфликта. Неэффективность других стилей. | Получение только половины ожидаемого. Лишь частичное устранение причин конфликта. |
Сотрудни-чество | Поиск решений удовлетворяющего всех участников | Наличие времени, необходимого для разрешения конфликта. Заинтересованность обеих сторон. Четкое понимание точки зрения противника. Желание обеих сторон сохранить отношения. | Временные и энергетические затраты. Негарантированность успеха. |
Способы выхода из конфликтной ситуации по К.Томасу:
Конкуренция— стремление добиться своих интересов в ущерб другому.
Приспособление—принесение в жертву собственных интересов ради другого.
Компромисс — соглашение на основе взаимных уступок.
Избегание — отсутствие внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера.
Сотрудничество — позволяет удовлетворить интересы обеих сторон.
Согласно К. Томасу:
-в случае избегания конфликта, ни одна из сторон не достигнет успеха;
-в случаях соперничества, приспособления и компромисса, кто-то выигрывает, кто-то проигрывает, или обе стороны проигрывают, потому что идут на компромисс .
-только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.
Чтобы определить к какому стилю в конфликтной ситуации каждый относится. Необходимо сделать упражнение: Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте, что вы яблоко, спелое, сочное, красивое, которое живописно висит на дереве. Все любуются вами и восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает червяк к вам и говорит: «сейчас я тебя буду есть!» Что бы вы ему ответили? Откройте глаза и запишите ответ. А теперь попробуйте определить к кому стилю в конфликте вы придерживаетесь по ответам про яблоко.(Конкуренция – сейчас как упаду на тебя а раздавлю тебя. Избегание вон посмотри, какая там красивая груша висит. Компромисс хорошо откуси половинку, остальное оставь моим хозяевам. Приспособление такая видно у меня доля тяжелая. Сотрудничество посмотри на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь они тоже вкусные.)
Для закрепления информации о стилях поведения в конфликтной ситуации предлагается посмотреть мультфильм и определить стиль поведения персонажей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Труд в природе в системе экологического образования дошкольников
Содержание работы:1. Значение и место труда в природе в системе экологического образования дошкольников ………………………………………………………………….. 32. Формы организации труда детей в природе.………………………………. 43. Органи...
Роль природы в воспитании и образовании детей дошкольного возраста
Роль природы в воспитании и образовании детей дошкольного возраста...
Консультация для воспитателей "Прогулка в природу как средство валеологического образования дошкольников"
Консультация для воспитателей "Прогулка в природу как средство валеологического образования дошкольников"...
Доклад - презентация ТРУД В ПРИРОДЕ КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Сообщение для педагогов на основании опыта работы....
Труд в природе как метод экологического образования
Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развиваются инте...
Сценарий для детей старшей и подготовительной групп «Виртуальное путешествие по Ростовской области на поезде «Природа», посвящённое 80-летию образования РО
Сценарий для детей старшей и подготовительной групп «Виртуальное путешествие по Ростовской области на поезде «Природа», посвящённое 80-летию образования РО...
Читательская грамотность - основа функциональной грамотности образованного человека.
В выступлении даны определения функциональной грамотности, основные составляющие функциональной грамотности, роль дошкольного образования в формировании функциональной грамотности, целевые ориентиры д...