Этический кодекс
материал на тему
Этический кодекс педагога-психолога образовательного учреждения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eticheskiy_kodeks.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждено Приказом № 20 от 16.01.2008 Управления образования администрации города Чебоксары
Этический кодекс педагога-психолога образовательного учреждения
- Профессиональная деятельность педагога-психолога в системе образования характеризуется ответственностью перед детьми.
- В случае, когда личные интересы ребенка вступают в противоречие с интересами учебно-воспитательного учреждения, других людей, взрослых и детей, педагог-психолог обязан выполнить свои функции с максимальной беспристрастностью.
- Работа педагога-психолога строится на основе принципа профессиональной независимости и автономии. Его решение по вопросам профессионального психологического характера является окончательным и не может быть отменено администрацией учреждения, вышестоящими управленческими организациями.
- Отменить решение педагога-психолога вправе только специальная комиссия, состоящая из высококвалифицированных психологов и наделенная соответствующими властными полномочиями.
- В работе с детьми педагог-психолог руководствуется принципами честности и искренности.
- Для того чтобы быть в силах помочь детям, педагог-психолог сам нуждается в доверии и соответствующих правах. Он, в свою очередь, несет персональную ответственность за правильное использование данных ему прав.
- Работа педагога-психолога в системе образования направлена на достижение исключительно гуманных целей, предполагающих снятие ограничений на пути свободного интеллектуального и личностного развития каждого ребенка.
- Педагог-психолог строит свою работу на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности ребенка, уважает и активно защищает основополагающие человеческие права, определенные Всеобщей декларацией прав человека.
- Педагог-психолог выступает одним из основных защитников интересов ребенка перед обществом, всеми людьми.
- Педагог-психолог должен быть осторожен и осмотрителен в выборе психодиагностических и психокоррекционных методов, а также в своих выводах и рекомендациях.
- Педагог-психолог не должен принимать участие в том, что как-то ограничивает развитие ребенка, его человеческую свободу, физическую и психологическую неприкосновенность. Наиболее тяжкое нарушение профессиональной этики представляют его личное содействие и непосредственное участие в делах, наносящих вред ребенку. Лица, однажды замеченные в подобных нарушениях, в определенных законом случаях лишаются прав работы с детьми, пользования дипломом или документом, подтверждающим квалификацию профессионального психолога, или суду.
- Педагог-психолог обязан информировать тех, кому он подчинен, а также свои профессиональные объединения о замеченных им нарушениях прав другими лицами, о случаях негуманного обращения с детьми.
- Педагог-психолог должен противодействовать любым политическим, идеологическим, социальным, экономическим и другим влияниям, способным привести к нарушению прав ребенка.
- Педагог-психолог обязан оказывать лишь такие услуги, для которых он имеет необходимое образование и квалификацию.
- В случае вынужденного применения психодиагностических или психотерапевтических (психокоррекционных) методик, не прошедших достаточной апробации или не полностью отвечающих всем научным стандартам, педагог-психолог обязан предупредить об этом заинтересованных лиц и быть особенно осторожным в выводах и рекомендациях.
- Педагог-психолог не имеет права передавать психодиагностические, психотерапевтические и психокоррекционные методики для использования их некомпетентными лицами.
- Педагог-психолог обязан препятствовать использованию методов психодиагностики и психологического воздействия профессионально не подготовленными людьми.
- Дети подросткового и старшего школьного возраста имеют право на индивидуальную консультацию в отсутствие третьих лиц, включая учителей, родителей или лиц, их заменяющих.
- Педагог-психолог не должен препятствовать тому, чтобы обследование или консультирование взрослого ребенка по его желанию проводилось в присутствии других лиц, за исключением особых случаев, связанных с медико-психологической или судебно-медицинской экспертизой, определенных законом.
- Данные индивидуального психологического обследования детей подросткового и юношеского возраста педагог-психолог имеет право сообщать или передавать третьи лицам лишь при согласии на это самих детей. При этом ребенок имеет право знать, что и кому о нем говорится или передается.
- Учителям, родителям, заменяющим их лицам, администрации учебно-воспитательных учреждений допускается сообщение только таких данных о детях, которые этими лицами не могут быть использованы во вред ребенку.
- Пользуясь средствами массовой информации и другими доступными способами ее получения и распространения, педагог-психолог обязан предупреждать людей о возможных отрицательных последствиях их обращения за помощью психологического характера к некомпетентным лицам и указывать, где и у кого эти люди могут получить необходимую профессиональную психологическую помощь.
- Педагог-психолог не должен позволять вовлекать себя в такие дела или виды деятельности, где его роль и функции оказываются двусмысленными, способными нанести ущерб детям.
- Педагог-психолог не должен давать таких обещаний клиентам, которые он не в состоянии выполнить.
- Если обследование ребенка или психологическое вмешательство осуществляется по требованию другого лица: представителя органа образования, врача, судьи и т.п., - педагог-психолог обязан известить об этом родителей ребенка или лиц, их заменяющих.
- Педагог-психолог несет профессиональную ответственность за хранение в тайне информации о детях, которых он обследует.
- При приеме на работу в образовательное учреждение педагог-психолог должен оговорить, что в пределах профессиональной компетенции он будет действовать независимо, а также ознакомить администрацию и других заинтересованных лиц с содержанием настоящего этического кодекса.
- Нарушение положений этического кодекса педагогом-психологом рассматривается на специальном заседании ассоциации практических психологов, а при необходимости - более высокой профессиональной организацией, включенной в структуру психологической службы системы образования.
Утверждено Приказом № 20 от
16.01.2008 Управления образования администрации города Чебоксары
Примерная должностная инструкция педагога-психолога образовательного учреждения
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Педагог-психолог назначается и освобождается от должности руководителем учреждения. На период отпуска и временной нетрудоспособности педагога-психолога, его обязанности могут быть возложены на другого педагога-психолога из числа сотрудников учреждения. Временное исполнение обязанностей в этом случае осуществляется на основании приказа руководителя учреждения, изданного с соблюдением требований законодательства.
- Педагог-психолог должен иметь высшее профессиональное образование.
1.3. Организационно-методическое сопровождение педагога-психолога осуществляется по административной линии заместителем руководителя, а по профессиональной - руководителем территориального методического объединения (руководителем ППМС-центра). Непосредственное руководство осуществляется руководителем образовательного учреждения.
1.4. В своей деятельности педагог-психолог руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании»; международными актами в области защиты прав и законных интересов ребёнка; указами и распоряжениями Президента РФ; постановлениями и распоряжениями Правительства РФ; Федеральным Законом об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; региональным законодательством; решениями главы администрации региона и руководителя органа управления образования; Уставом учреждения; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Педагог-психолог соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
2. ФУНКЦИИ
- Педагог-психолог является основным координатором деятельности по психолого-педагогическому, медико-социально-правовому (ППМСП) сопровождению в образовательном учреждении.
- Основными направлениями деятельности педагога-психолога являются следующие:
-Профилактическое;
- Косультативное;
- Диагностическое;
- Коррекционное;
- Развивающее;
- Исследовательско-аналитическое;
- Организационно-методическое;
- -Социально-диспетчерское;
- Экспертное;
- Проектное.
2.3. Основные задачи:
- своевременное выявление детей, имеющих отклонения в развиши и оказание им комплексной помощи в условиях учреждения;
- оказание помощи семье ребенка, ребенку, педагогу в выборе эффективного пути решения возникающих проблем;
- психологическое сопровождение детей находящихся в образовательном учреждении;
формирование и реализация личностноориентированных программ комплексного воздействия;
- реализацию одного из направлений психокоррекционной работы (релаксация, игротерапия, развитие сенсорных способностей и т.д.);
- мероприятия по повышению психологической подготовки специалистов сопровождения, развитию у них способностей интегрировать психологические знания в своей работе.
3.4. Координирует
- совместную деятельность специалистов сопровождения и участников образовательного процесса по вопросам учета личностных качеств обучающихся, воспитанников, организации комплексного ППМСП-сопровождения в ОУ;
- работу специалистов сопровождения по изучению личностных качеств и психологических особенностей детей;
- совместную деятельность специалистов (социальных педагогов, учи-телей-дефектологов, учителей-логопедов, медицинских работников, и других специалистов) в части сопровождения ребенка, уточнения и установления диагноза, проведения научно-практических семинаров.
3.5. Контролирует
- реализацию проектов и программ психологической поддержки детей;
- выполнение принятых решений по вопросам психологической поддержки воспитанников;
- динамику психического развития детей.
3.6. Корректирует
- ход реализации проектов и программ ППМСП-сопровождению обучающихся, воспитанников;
- ход реализации программы развития учреждения и деятельности по ППМСП-сопровождению образовательного учреждения.
3.7. Разрабатывает
• программу развития деятельности по ППМСП-сопровождению в образовательном учреждении;
- индивидуальные коррекционно-развивающие программы и методики психокоррекционной работы с детьми;
- психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации специалистов ППМСП-сопровождения, а также родителей (законных представителей) в проблемах личностного развития детей, их психологических особенностей.
3.8. Консультирует
- родителей (законных представителей);
- специалистов образовательных учреждений по вопросам ППМСП-сопровождения;
- специалистов учреждения по конкретным проблемам;
- детей, нуждающихся в психологической поддержке;
- других лиц, привлекаемых к сотрудничеству с учреждением, по вопросам психологического сопровождения.
3.9. Обеспечивает
- психолого-педагогическую диагностику различного профиля и предназначения;
- психологическую поддержку детей, имеющих различные способности;
- формирование психологической культуры обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических сотрудников;
- определение степени отклонения в развитии ребёнка, а также различного вида нарушений личностного развития и проведение психолого-педагогической коррекции.
ЗЛО. Оформляет
• специальную и организационно-методическую документацию в соответствии с требованиями Устава учреждения, локальными актами;
• методические пособия для специалистов и родителей.
3.11. Принимает участие
- в работе психолого-медико-педагогического консилиума учреждения, педагогического совета, методических объединений педагогов и специалистов ППМСП-сопровождения;
- в мероприятиях по комплексной психолого-педагогической, медико-социальной и правовой экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;
- в проектировании, разработке инновационных проектов и образовательных программ;
- в изучении стартовых возможностей и динамики развития ребенка в образовательном процессе с целью построения системы психолого-педагогического, медико-социального и правового сопровождения образовательного процесса;
- в изучении профессиональных ожиданий сотрудников учреждения, формировании общей цели, задач, мотивов, смыслов сотрудничества при проектировании образовательной программы;
• в разработке и сопровождении программ воспитания.
4. ПРАВА
Педагог-психолог имеет право в пределах своей компетенции: 4.1. Выбирать и использовать:
- приоритетные направления работы с учётом конкретных условий деятельности образовательного учреждения;
- конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, формы и методы этой работы, решать вопрос об очерёдности проведения различных видов работ;
4.3. Оценивать:
• ход и результаты проектов и программ ППМСП-сопровождения;
• уровень психологического комфорта участников образовательного
процесса и их удовлетворенность качеством оказания образовательных услуг.
4.4. Требовать
- от вышестоящих инстанций создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей;
- обеспечение льготами, предусмотренными для работников учреждений образования в соответствии с законодательством РФ.
4.5. Вносить предложения
- о создании и ликвидации временных коллективов, групп, объединений, занимающихся проектами и программами ППМСП-сопровождения;
- о начале, приостановлении или прекращении конкретных проектов и программ психолого-педагогического сопровождения детей.
4.6. Отказываться:
• от выполнения распоряжений руководителей органов образования,администрации, образовательных учреждений в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессионально-этическим принципам или задачам его работы или не могут быть выполнены на основании имеющихся у него профессиональных умений и средств.
4.7. Повышать:
• свою квалификацию.
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин устава и правил внутреннего распорядка учреждения, законных распоряжений руководителя учреждения и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за неиспользование прав, предоставленных настоящей инструкцией, повлекшее дезорганизацию образовательного процесса, педагог-психолог несет дисциплинарную ответственность в порядке, определённом трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
- За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребёнка, педагог-психолог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
- Педагог-психолог несет персональную, профессиональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических, развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций.
- Педагог-психолог несет ответственность за сохранение специальной и организационно-методической документации, оформление и хранение ее в установленном порядке.
- Педагог-психолог несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальной информации в интересах клиента.
- За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил педагог-психолог привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.
- За виновное причинение учреждению или участникам образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также прав, предоставленных настоящей инструкцией, педагог-психолог несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этический кодекс педагога ДОУ
Нормами Этического кодекса педагогов руководствуются педагоги и все сотрудники Муниципального дошкольного образовательного учреждения- детский сад "Орлёнок",работающие с детьми.Данный Этический ...
Этический кодекс педагогов
Нормами Этического кодекса педагогов руководствуются педагоги и все сотрудники воспитательных учреждений, работающие с детьми. ПРИМЕРНЫЙ Этический кодекс педагогов (далее - ЭКП), кото...
Этический кодекс педагогов
Данный Этический кодекс педагогов определяет основные нормы профессиональной этики....
Этический кодекс психолога
ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС Педагога-психолога службы практической психологии образования РоссииПринят на Всероссийском съезде практических психологов образования,проходившем в мае 2003 г. в г. М...
ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС педагога-психолога службы практической психологии образования России
Принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, проходившем в мае 2003 г. в г. Москве....
Проект этического Кодекса педагога
ПроектКодекспрофессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность...
этический кодекс психолога
этические нормы для работы педегога-психолога, которые должен знать каждый специалист по психологии...