Этический кодекс
материал на тему

Моисеева Татьяна Михайловна

Этический кодекс педагога-психолога образовательного учреждения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eticheskiy_kodeks.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждено Приказом № 20 от 16.01.2008 Управления образования администрации города Чебоксары

Этический кодекс педагога-психолога образовательного учреждения

  1. Профессиональная деятельность педагога-психолога в системе образования характеризуется ответственностью перед детьми.
  2. В случае, когда личные интересы ребенка вступают в противоречие с интересами учебно-воспитательного учреждения, других людей, взрослых и детей, педагог-психолог обязан выполнить свои функции с максимальной беспристрастностью.
  3. Работа педагога-психолога строится на основе принципа профессиональной независимости и автономии. Его решение по вопросам профессионального психологического характера является окончательным и не может быть отменено администрацией учреждения, вышестоящими управленческими организациями.
  4. Отменить решение педагога-психолога вправе только специальная комиссия, состоящая из высококвалифицированных психологов и наделенная соответствующими властными полномочиями.
  5. В работе с детьми педагог-психолог руководствуется принципами честности и искренности.
  6. Для того чтобы быть в силах помочь детям, педагог-психолог сам нуждается в доверии и соответствующих правах. Он, в свою очередь, несет персональную ответственность за правильное использование данных ему прав.
  7. Работа педагога-психолога в системе образования направлена на достижение исключительно гуманных целей, предполагающих снятие ограничений на пути свободного интеллектуального и личностного развития каждого ребенка.
  1. Педагог-психолог строит свою работу на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности ребенка, уважает и активно защищает основополагающие человеческие права, определенные Всеобщей декларацией прав человека.
  2. Педагог-психолог выступает одним из основных защитников интересов ребенка перед обществом, всеми людьми.
  3. Педагог-психолог должен быть осторожен и осмотрителен в выборе психодиагностических и психокоррекционных методов, а также в своих выводах и рекомендациях.
  4. Педагог-психолог не должен принимать участие в том, что как-то ограничивает развитие ребенка, его человеческую свободу, физическую и психологическую неприкосновенность. Наиболее тяжкое нарушение профессиональной этики представляют его личное содействие и непосредственное участие в делах, наносящих вред ребенку. Лица, однажды замеченные в подобных нарушениях, в определенных законом случаях лишаются прав работы с детьми, пользования дипломом или документом, подтверждающим квалификацию профессионального психолога, или суду.
  5. Педагог-психолог обязан информировать тех, кому он подчинен, а также свои профессиональные объединения о замеченных им нарушениях прав другими лицами, о случаях негуманного обращения с детьми.
  6. Педагог-психолог должен противодействовать любым политическим, идеологическим, социальным, экономическим и другим влияниям, способным привести к нарушению прав ребенка.
  7. Педагог-психолог обязан оказывать лишь такие услуги, для которых он имеет необходимое образование и квалификацию.
  8. В случае вынужденного применения психодиагностических или психотерапевтических (психокоррекционных) методик, не прошедших достаточной апробации или не полностью отвечающих всем научным стандартам, педагог-психолог обязан предупредить об этом заинтересованных лиц и быть особенно осторожным в выводах и рекомендациях.
  1. Педагог-психолог не имеет права передавать психодиагностические, психотерапевтические и психокоррекционные методики для использования их некомпетентными лицами.
  2. Педагог-психолог обязан препятствовать использованию методов психодиагностики и психологического воздействия профессионально не подготовленными людьми.
  3. Дети подросткового и старшего школьного возраста имеют право на индивидуальную консультацию в отсутствие третьих лиц, включая учителей, родителей или лиц, их заменяющих.
  4. Педагог-психолог не должен препятствовать тому, чтобы обследование или консультирование взрослого ребенка по его желанию проводилось в присутствии других лиц, за исключением особых случаев, связанных с медико-психологической или судебно-медицинской экспертизой, определенных законом.
  5. Данные индивидуального психологического обследования детей подросткового и юношеского возраста педагог-психолог имеет право сообщать или передавать третьи лицам лишь при согласии на это самих детей. При этом ребенок имеет право знать, что и кому о нем говорится или передается.
  6. Учителям, родителям, заменяющим их лицам, администрации учебно-воспитательных учреждений допускается сообщение только таких данных о детях, которые этими лицами не могут быть использованы во вред ребенку.
  7. Пользуясь средствами массовой информации и другими доступными способами ее получения и распространения, педагог-психолог обязан предупреждать людей о возможных отрицательных последствиях их обращения за помощью психологического характера к некомпетентным лицам и указывать, где и у кого эти люди могут получить необходимую профессиональную психологическую помощь.
  1. Педагог-психолог не должен позволять вовлекать себя в такие дела или виды деятельности, где его роль и функции оказываются двусмысленными, способными нанести ущерб детям.
  2. Педагог-психолог не должен давать таких обещаний клиентам, которые он не в состоянии выполнить.
  3. Если обследование ребенка или психологическое вмешательство осуществляется по требованию другого лица: представителя органа образования, врача, судьи и т.п., - педагог-психолог обязан известить об этом родителей ребенка или лиц, их заменяющих.
  4. Педагог-психолог несет профессиональную ответственность за хранение в тайне информации о детях, которых он обследует.
  5. При приеме на работу в образовательное учреждение педагог-психолог должен оговорить, что в пределах профессиональной компетенции он будет действовать независимо, а также ознакомить администрацию и других заинтересованных лиц с содержанием настоящего этического кодекса.
  6. Нарушение положений этического кодекса педагогом-психологом рассматривается на специальном заседании ассоциации практических психологов, а при необходимости - более высокой профессиональной организацией, включенной в структуру психологической службы системы образования.

Утверждено Приказом № 20 от

16.01.2008 Управления образования администрации города Чебоксары

Примерная должностная инструкция педагога-психолога образовательного учреждения

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Педагог-психолог назначается и освобождается от должности руководителем учреждения. На период отпуска и временной нетрудоспособности педагога-психолога, его обязанности могут быть возложены на другого педагога-психолога из числа сотрудников учреждения. Временное исполнение обязанностей в этом случае осуществляется на основании приказа руководителя учреждения, изданного с соблюдением требований законодательства.
  2. Педагог-психолог должен иметь высшее профессиональное образование.

1.3.        Организационно-методическое сопровождение педагога-психолога осуществляется по административной линии заместителем руководителя, а по профессиональной - руководителем территориального методического объединения (руководителем ППМС-центра). Непосредственное руководство осуществляется руководителем образовательного учреждения.

1.4.        В своей деятельности педагог-психолог руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании»; международными актами в области защиты прав и законных интересов ребёнка; указами и распоряжениями Президента РФ; постановлениями и распоряжениями Правительства РФ; Федеральным Законом об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; региональным законодательством; решениями главы администрации региона и руководителя органа управления образования; Уставом учреждения; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Педагог-психолог соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

2. ФУНКЦИИ

  1. Педагог-психолог является основным координатором деятельности по психолого-педагогическому, медико-социально-правовому (ППМСП) сопровождению в образовательном учреждении.
  2. Основными направлениями деятельности педагога-психолога являются следующие:

-Профилактическое;

  • Косультативное;
  • Диагностическое;
  • Коррекционное;
  • Развивающее;
  • Исследовательско-аналитическое;
  • Организационно-методическое;
  • -Социально-диспетчерское;
  • Экспертное;
  • Проектное.

2.3.        Основные задачи:

  • своевременное выявление детей, имеющих отклонения в развиши и оказание им комплексной помощи в условиях учреждения;
  • оказание помощи семье ребенка, ребенку, педагогу в выборе эффективного пути решения возникающих проблем;
  • психологическое сопровождение детей находящихся в образовательном учреждении;

формирование и реализация личностноориентированных программ комплексного воздействия;

  • реализацию одного из направлений психокоррекционной работы (релаксация, игротерапия, развитие сенсорных способностей и т.д.);
  • мероприятия по повышению психологической подготовки специалистов сопровождения, развитию у них способностей интегрировать психологические знания в своей работе.

3.4.        Координирует

  • совместную деятельность специалистов сопровождения и участников образовательного процесса по вопросам учета личностных качеств обучающихся, воспитанников, организации комплексного ППМСП-сопровождения в ОУ;
  • работу специалистов сопровождения по изучению личностных качеств и психологических особенностей детей;
  • совместную деятельность специалистов (социальных педагогов, учи-телей-дефектологов, учителей-логопедов, медицинских работников, и других специалистов) в части сопровождения ребенка, уточнения и установления диагноза, проведения научно-практических семинаров.

3.5.        Контролирует

  • реализацию проектов и программ психологической поддержки детей;
  • выполнение принятых решений по вопросам психологической поддержки воспитанников;
  • динамику психического развития детей.

3.6.        Корректирует

  • ход реализации проектов и программ ППМСП-сопровождению обучающихся, воспитанников;
  • ход реализации программы развития учреждения и деятельности по ППМСП-сопровождению образовательного учреждения.

3.7.        Разрабатывает

•        программу развития деятельности по ППМСП-сопровождению в образовательном учреждении;

  • индивидуальные коррекционно-развивающие программы и методики психокоррекционной работы с детьми;
  • психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации специалистов ППМСП-сопровождения, а также родителей (законных представителей) в проблемах личностного развития детей, их психологических особенностей.

3.8.        Консультирует

  • родителей (законных представителей);
  • специалистов образовательных учреждений по вопросам ППМСП-сопровождения;
  • специалистов учреждения по конкретным проблемам;
  • детей, нуждающихся в психологической поддержке;
  • других лиц, привлекаемых к сотрудничеству с учреждением, по вопросам психологического сопровождения.

3.9.        Обеспечивает

  • психолого-педагогическую диагностику различного профиля и предназначения;
  • психологическую поддержку детей, имеющих различные способности;
  • формирование психологической культуры обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических сотрудников;
  • определение степени отклонения в развитии ребёнка, а также различного вида нарушений личностного развития и проведение психолого-педагогической коррекции.

ЗЛО. Оформляет

•        специальную и организационно-методическую документацию в соответствии с требованиями Устава учреждения, локальными актами;

•        методические пособия для специалистов и родителей.
3.11. Принимает участие

  • в работе психолого-медико-педагогического консилиума учреждения, педагогического совета, методических объединений педагогов и специалистов ППМСП-сопровождения;
  • в мероприятиях по комплексной психолого-педагогической, медико-социальной и правовой экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;
  • в проектировании, разработке инновационных проектов и образовательных программ;
  • в изучении стартовых возможностей и динамики развития ребенка в образовательном процессе с целью построения системы психолого-педагогического, медико-социального и правового сопровождения образовательного процесса;
  • в изучении профессиональных ожиданий сотрудников учреждения, формировании общей цели, задач, мотивов, смыслов сотрудничества при проектировании образовательной программы;

•        в разработке и сопровождении программ воспитания.

4. ПРАВА

Педагог-психолог имеет право в пределах своей компетенции: 4.1. Выбирать и использовать:

  • приоритетные направления работы с учётом конкретных условий деятельности образовательного учреждения;
  • конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, формы и методы этой работы, решать вопрос об очерёдности проведения различных видов работ;

4.3. Оценивать:

•        ход и результаты проектов и программ ППМСП-сопровождения;

•        уровень психологического комфорта участников образовательного
процесса и их удовлетворенность качеством оказания образовательных услуг.

4.4.        Требовать

  • от вышестоящих инстанций создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей;
  • обеспечение льготами, предусмотренными для работников учреждений образования в соответствии с законодательством РФ.

4.5.        Вносить предложения

  • о создании и ликвидации временных коллективов, групп, объединений, занимающихся проектами и программами ППМСП-сопровождения;
  • о начале, приостановлении или прекращении конкретных проектов и программ психолого-педагогического сопровождения детей.

4.6.        Отказываться:

•        от выполнения распоряжений руководителей органов образования,администрации, образовательных учреждений в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессионально-этическим принципам или задачам его работы или не могут быть выполнены на основании имеющихся у него профессиональных умений и средств.

4.7.        Повышать:

•        свою квалификацию.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин устава и правил внутреннего распорядка учреждения, законных распоряжений руководителя учреждения и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за неиспользование прав, предоставленных настоящей инструкцией, повлекшее дезорганизацию образовательного процесса, педагог-психолог несет дисциплинарную ответственность в порядке, определённом трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

  1. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребёнка, педагог-психолог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
  2. Педагог-психолог несет персональную, профессиональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических, развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций.

  1. Педагог-психолог несет ответственность за сохранение специальной и организационно-методической документации, оформление и хранение ее в установленном порядке.
  2. Педагог-психолог несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальной информации в интересах клиента.
  3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил педагог-психолог привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.
  4. За виновное причинение учреждению или участникам образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также прав, предоставленных настоящей инструкцией, педагог-психолог несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этический кодекс педагога ДОУ

Нормами Этического кодекса педагогов руководствуются педагоги и все сотрудники Муниципального дошкольного образовательного учреждения- детский сад "Орлёнок",работающие с детьми.Данный Этический ...

Этический кодекс педагогов

Нормами Этического кодекса педагогов руководствуются педагоги и все сотрудники воспитательных учреждений, работающие с детьми. ПРИМЕРНЫЙ  Этический кодекс педагогов (далее - ЭКП), кото...

Этический кодекс педагогов

Данный Этический кодекс педагогов определяет основные нормы профессиональной этики....

Этический кодекс психолога

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС Педагога-психолога службы практической психологии образования РоссииПринят на Всероссийском съезде практических психологов образования,проходившем в мае 2003 г. в г. М...

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС педагога-психолога службы практической психологии образования России

Принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, проходившем в мае 2003 г. в г. Москве....

Проект этического Кодекса педагога

ПроектКодекспрофессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность...

этический кодекс психолога

этические нормы для работы педегога-психолога, которые должен знать каждый специалист по психологии...