Практикум для родитей "Устное народное творчество коми и русского народа"
материал на тему

Терентьева Лилия Геннадьевна

Практикум "Устное народное творчество коми и русского народа". Цель: Вызвать интерес родитей к устному народному творчеству коми и русского народа и использовать его в воспитании детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум для родителей «Устное народное творчество коми и русского народа»

Россия – родина для многих, но  для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру России. Живя в России, мы должны в совершенстве владеть русским языком, знать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особые черты русского  характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте и т.д.

         Знакомство с устным народным творчеством обогащает речь детей, делает их речь богатой и яркой. Однако не секрет, что представления выпускников детского сада о  культуре чаще всего отрывочны, поверхностны. Речь у большинства наших детей невыразительная, бледная. Наши дети плохо знают пословицы, загадки. На занятиях мы конечно же знакомим детей с русским и коми народным творчеством, с произведениями народных промыслов. Мы пытаемся научить детей красиво говорить, грамотно и свободно выражать свои мысли.

В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности и т.п. Особое отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.    «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучший системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Но кроме того, только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития … Народ без народности – тело без души, которому остается только подвергнуться закону разложения и уничтожиться в других телах, сохранивших свою самобытность». К.Д. Ушинский.

Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями. Сила народных традиций, прежде всего, заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности ребёнка, и требовании с его стороны взаимнообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Одной из самых эффективных форм воздействия на личность были и есть народная сказка.

В большинстве русских народных сказок главный герой – богатырь, заботясь о своих близких, своём народе, сражается с различными чудовищами и уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире. В сказках часто даётся образец отзывчивого отношения к окружающему: к животным, к растениям, воде, предметам обихода.

Так же детей в детском саду наряду с русским народным творчеством, мы знакомим и с коми устным народным творчеством.

В фольклоре коми представлены самые различные жанры: сказки и легенды, эпические сказания, песни, частушки, загадки, пословицы и поговорки. Наиболее распространенным и самым любимым жанром являются сказки. Интересны сказки о животных. В тонком и правдивом изображении животного мира сказалась наблюдательность коми — древних охотников и обитателей глухих таежных лесов.

Любимым героем сказок является также Илья Муромец, перекочевавший в этот жанр из былевого эпоса, но продолжающий сохранять черты народного богатыря, побеждающего многочисленных врагов Русской земли. Достаточно сложно распределить коми сказки по традиционно принятым типам: волшебные, бытовые и о животных. Такое деление и само по себе произвольно, поскольку исходит из разных классификационных признаков, а для коми сказки, которая во многом сближается с эпическими и несказочными жанрами, - тем более. К примеру, сказка о Майдане-поповиче начинается с быличного мотива "сожительство попа и медведя", после чего идёт бытовой сюжет о попе и его работнике-сыне, запрягающем медведей вместо лошадей, а завершается сказка богатырским сюжетом: Майдан вместе с двумя богатырями добывает невест в подземном мире у маленького старика-богатыря. Волшебство вообще присуще сказкам любого типа: разговаривающие животные не менее волшебны, чем скатерть-самобранка, меч-самосек или золотое блюдечко с наливным яблочком. В бытовых сказках нередко речь идёт о волшебных предметах, отобранных у героя-бедняка братом, царём или кабатчиком. Сказки о животных выделены по основным персонажам, а значит остальные сказки нужно выделять так же по этому признаку, скажем: сказки о герое-змееборце, о купце и т.д.

 Учитывая всё это, мы подразделяем сказки по характерным признакам, организующим текст, на волшебные (сюжет формируется в основном за счёт волшебных превращений и действия волшебных предметов), новеллистические (сюжет формируется на повествовании авантюрного характера, на приключениях), кумулятивные (сюжет организуется в основном за счёт цепевидного накопления повторяющихся действий, формул и т.д.) Волшебные сказки коми во многом близки к русским сказкам, и в то же время очень самобытны и своеобразны. Особенно много общего с русскими сказками в фольклоре Вымских и Удорских коми, вероятно, потому, что жители этих районов наиболее тесно общались с северными русскими.

Тем не менее, при сходстве некоторых персонажей и общности мотивов, коми сказки отличаются от русских большей сложностью композиции, объединением нескольких сюжетов, в русском фольклоре бытующих как отдельные сказки, а также осмыслением сказочного волшебства как магии, воспринимаемой более практичной и реальной, нежели сказочный вымысел. По этой причине сказки коми порой трудно отличить от бывальщин, быличек и мифологических рассказов, в которых магия подаётся как одна из обычных форм отношений людей, людей и существ иного мира. Вместо Ёмы, близкой к русской Бабе-яге, или многоголового чудовища Гундыра, которого часто сравнивают со Змеем Горынычем, в коми сказках герою противостоят колдун, колдунья, Волчий царь, Кам, обладающие недоброй магической силой. Их злой магии герой противопоставляет добрую магию своих помощников, волшебных вещей, а также храбрость, сноровку, хитрость, силу. Главный герой волшебных сказок, как и в русских сказках, называется Иваном, реже имеет собственное имя (например, Гуак Гуаликович), иногда же его просто называют по происхождению - купеческий сын, царевич, крестьянский сын, сын охотника, сын колдуна или просто - младший сын. Как правило, герой волшебных сказок действует в двух мирах (царствах). В мире бытовом (в родном селе) он растёт и зреет для будущих подвигов и обычно имеет какой-либо недостаток: он глуп (Иван Сарафанчиков), увечен (Седун), мал (Девочка с веретёнце), ограничен социально (младший сын). Только в мире фантастическом, в который он попадает, пройдя через дремучий лес, переплыв море, поднявшись на гору или опустившись под землю (воду), он находит себя. В путь героя толкает тяга к неизведанному, а целью пути становится поиск матери (сестры, жены, невесты), украденной злой силой (чудовищем, вихрем, Золотым Кудряшом, колдуном, карликом), волшебного животного (златорогий олень, свинку-золотую щетинку, кобылу в сорок сажен) или волшебного предмета. Ему помогают в этом волшебный конь, аршинный чёрный кот, сёстры-волшебницы, старик-колдун, умершие родители и т.д.

 Наиболее популярны у коми сюжеты богатырских сказок (битва с чудовищем-гундыром, выходящим из моря, прилетающим в виде тучи, приезжающем на коне), сказки об ученике колдуна, о трёх царствах, о раке-молодце.  

Среди коми-пермяков и зырян распространены также сказки, традиционно относящиеся к животным сказкам, но у коми с усилением элементов волшебного: о девочке (сёстрах) и медведе ("Медвежья нянька", "Кошка с золотым хвостом", "Старикова дочка"), о девочке с веретено и др. Из них только коми-пермяцкий сюжет о медвежьей няньке можно отнести к сказкам о животных в чистом виде. Медведь находит заблудившуюся девочку и уводит к себе няньчить медвежат; девочке пытаются помочь убежать баран, затем бык, и только коню это удаётся.

 В коми-зырянских сказках под видом кошки с золотым хвостом медведь заманивает трёх сестёр; младшая отправляет старших домой под видом гостинцев, ставит на чердак ступу, трижды плюнув и накрыв платком; медведь выслушав трижды "ответ" от подсыхающей слюны, кидает пестом в "непослушную" ступу; ступа падает, убивает медведя (в вариантах: медведь превращается в груду золота). В сказках типа "Морозко", старик уводит в лесную избушку свою дочь (по просьбе её мачехи), затем дочь жены. Медведь (в вариантах: старик Араль) играет с девочками в жмурки: дочери старика помогают мышь и петух, после пения петуха медведь падает и превращается в кучу золота и серебра; дочь старика возвращается богатой; дочь старухи медведь убивает. Во многих сказках встречается мотив бегства. В сказках "Иван, сын охотника", "Охма" (ученик колдуна) герой убегает вместе с дочерью колдуна от хозяина. В первом случае дочь-волшебница помогает жениху выполнить задачи отца: за ночь создать медовое озеро с золотыми лебедями, церковь со службой, хрустальный дворец; затем, они убегают от колдуна, и при приближении погони дочь колдуна превращает себя в попа, Ивана - в часовню, себя - в тетерева, Ивана - в берёзу, себя - в уточку, Ивана - в озеро. Далее разворачивается сюжет "Забытая жена": старик проклинает дочь, превращая её на три года в утку; Иван возвращается домой и, по прошествии трёх лет, собирается жениться; расколдованная дочь колдуна приходит и загадками заставляет вспомнить Ивана про оставленную суженую. В сказках типа "Ученик колдуна" отец отдаёт сфына на обучение случайно встретившемуся колдуну. Сын обучается ремеслу и с помощью метаморфоз (конь, ёрш, кольцо, петух) скрывается от учителя, превращающегося в седока, щуку, парня, зерно); ученик в образе петуха склёвывает учителя-зёрнышко и женится на подобравшей его в виде кольца девушке.

Весьма распространён у коми сюжет, по которому герой вместе с сестрой и двумя собаками убегает из родной деревни, чтобы скрыться от антагониста (Беса, Волчьего царя, старика-колдуна, Гундыра), которому их по глупости посулил отец, или который съедает каждый день из деревни (царства) по мальчику и девочке. Возмужав и встретившись с противником, герой одолевает противника, который, обратившись добрым молодцем, берёт себе в помощницы сестру героя. Сестра, сказавшись больной, посылает брата за целебной мукой в мельницу; собаки остаются за двенадцатью железными дверями; противник хочет съесть героя, но тот предлагает вначале помыться в бане; топит баню сырыми поленьями, собирает веники из двенадцати мест, приносит воду из двенадцати колодцев; затем, с помощью вырвавшихся на волю собак загоняет чудище в баню, сжигает его и заметает насекомых, в которых превращается противник, в огонь. Далее чаще следует дополнительный сюжет: уход от сестры в тридевятое царство, женитьба на царевне после выполнения сказочных задач, новые злодейства сестры: усыпление с помощью волчьего зуба, оживление с помощью собак, уход от погони (предки царевны хотят съесть героя). Так, с помощью богатырской силы, волшебства, хитрости герой добывает себе свободу, царство, волшебный предмет или животное и в финале сказки женится на сказочной красавице.

Многие, заимствованные в коми фольклор русские несказочные тексты (духовные стихи, былины), также изменялись в сказочной традиции. Илья Муромец, например, как и другие герои коми сказок, ищет жену, борется с Гундыром, в погоне за старичком-с-вершок спускается в подземное царство и т.д.. Иногда образ Ильи Муромца объединяется с образом Ильи Великого, громовержца. В ряде сказок Илья (как Аника-воин, Святогор и др.) символизирует богатырскую силу, которую герой получает от него или от его останков, забирая мизинцем со рта умирающего богатыря пену или собирая "красную кровь", в которой содержится жизненная сила ("чёрная кровь" смерти выливается). Мы пытаемся научить детей красиво говорить, грамотно и свободно выражать свои мысли.

Но к сожалению работы в саду по развитию речи, по знакомству с русской и коми культурой недостаточно. Поэтому будет очень хорошо, если вы со своей стороны поможете в решении этих задач. Как это сделать? Все вы читаете своим детям сказки, не правда ли? Будет очень хорошо, если прочитав сказку, вы поговорите о её содержании. О чём эта сказка? Чему учит эта сказка? Попросите рассказать о героях сказки, об их характере, жизни, дать оценку их поступкам. Предложите ребёнку самому подумать, задав ему вопрос, а что было бы если…? Очень часто наши сказки заканчиваются хорошо для одних героев и плохо для других. Например, «Заюшкина избушка», «Лиса и волк», «Маша и медведи», «Лиса и журавль», «Колобок». Да, зло наказано, добро победило, но разве не должны дети пожалеть обиженного, пусть и не очень доброго героя. Предложите детям самим придумать конец для сказки. Где колобка не съедают, Лиса и Журавль остаются друзьями и т.д… это не только развивает фантазию ваших детей, их речь, но и будет хорошей тренировкой для их сообразительности.

В свободное время (идя в сад, в транспорте) попробуйте поиграть с ребёнком в рифмы утка – минутка – шутка и т.д. Не беда, если ребёнок придумает слово, которого не существует, это игра доставит ему огромное удовольствие, разовьёт речь, чувство ритма. В дальнейшем игру можно усложнить фразами: Маша – машет, Паша – пляшет. Хорошо, если ребёнок продолжит вашу фразу рифмой: Маша машет платком, Боря гладит …(утюгом).

Прекрасно развивает речь и активирует речевой запас такие игры, как:  «Подбери антоним» (высокий – низкий, молодой – старый и т.д.), «Подбери синоним» (друг – товарищ, приятель, жилище – дом), «Назови ласково» (книжка – книжечка, машина – машинка), «Закончи фразу» ( снег падает… на дома, зимой, кружится и др.). Эти игры не требуют много времени или специальной подготовки материала, они помогут вашему ребёнку в развитии его речевых способностей. Так же предложите детям найти различие и сходство между коми и русскими сказками, героями этих сказок.

А вот теперь послушав все это давайте мы попробуем отправиться в мир сказок. Для начала разделитесь на две команды: первая команда у нас будет – русские сказки; а вторая команда – коми сказки. Каждой команде я буду давать одинаковые задания, отличии будет только в том что у одних русские сказки, а других коми сказки.

  1. Вспомнить сказки.
  2. Пересказать содержание сказки и обсудить ее.
  3.  Перечислить героев и их особенности характера.
  4. Изобразить героев сказки.
  5. Придумать конец сказки.
  6. Выбрать сказку и инсценировать ее.

В конце мы с вами подведем итоги и сравним какие сказки русские или коми легче воспринимаются по вашему мнению детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН на тему «Устное народное творчество и традиции казахского народа»

Сценарий проведения КВН на тему «Устное народное творчество и традиции казахского народа» работа с дошкольниками...

Семинар для воспитателей "Народная игрушка в традициях русского народа"

"Народная игрушка в традициях русского народа"...

Конспект НОД (Формирование целостной картины мира) Тема: «Народная культура и традиции русского народа»

Я приглашаю вас окунуться в атмосферу далекой старины, вспомнить быт наших предков, как они жили, чем лечились, в какие русские народные игры играли. Народные игры сохранились и дошли до наших дней, в...

Народная культура и традиции русского народа

Народная культура и традиции русского народа...

Конспект досуга по развитию речи в старшей группе на тему: «Устное народное творчество – неоценимое богатство нашего народа».

Конспект досуга по развитию речи в старшей группе на тему: «Устное народное творчество – неоценимое богатство нашего народа»....