"Лисонька - Лиса, всему миру краса" - мини музей в группе
проект (младшая группа) по теме
Организация мини- мезея в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_muzeyu.docx | 502.25 КБ |
pasport_proekta.docx | 34.88 КБ |
Предварительный просмотр:
В музее
«Лисонька – лиса, всему миру краса»
Лиса – самый яркий представитель животного
мира нашей страны. Она героиня многих сказок, потешек, стихов и рассказов.
Именно её называют «плутовкой», «кумушкой», Патрикеевной.
Цель создания музея:
обогатить предметно – развивающую среду в группе, вовлечь родителей в образовательный процесс.
Экспонаты музея используются в образовательной и в игровой деятельности. Они расширяет кругозор дошкольников, дает возможность обогатить знания детей об окружающем мире.
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта
Вид проекта: познавательно - исследовательский
Продолжительность проекта: октябрь - январь
Участники проекта: дети (младшая группа «Машенька»), воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель.
Цель: создание условий для формирования предпосылок развития познавательной и речевой деятельности через реализацию проекта «Лисонька – лиса, всему миру краса». Обогащение предметно - развивающей среды группы;
Задачи.
Обучающие:
- Способствовать формированию у дошкольников представления о музее, экскурсии;
- Формировать проектно – исследовательские умения и навыки;
- Дать элементарные представления о жизни лисы в природе;
- Учить с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из сказок.
Развивающие:
- Расширять кругозор младших дошкольников;
- Развивать творческое и логическое мышление, воображение;
- Развивать связную речь – вовлекать детей в разговор во время рассматривания иллюстраций, картин.
- На основе обобщения представлений о жизни лисы в природе расширять и активизировать активный словарь детей;
- Способствовать формированию интереса к книгам.
Воспитательные:
- Вовлекать родителей (семей воспитанников) в жизнь детского сада
- Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, сопереживать героям;
- Раскрывать творческие способности детей и взрослых;
Актуальность разрабатываемого проекта
Создание мини-музеев в детском саду на сегодняшний день очень актуально. Это связано с тем, что многие родители считают что, дошкольникам еще рано посещать такие учреждения, и поэтому родителям не приходит в голову идея такой экскурсии.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому наш музей называется «мини-музей». Это название в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.
В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и родители. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. «Мини-музей» расширяет кругозор дошкольников, дает возможность обогатить знания детей об окружающем мире.
Цель создания мини-музея - это обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями.
Мини-музей в детском саду позволил сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты могут быть использованы для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта и эмоциональной сферы ребенка.
При организации мини-музея учитывалось, что содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должно отражать специфику возраста детей младшей группы
Решено было назвать наш музей: «Лисонька – Лиса, всему миру краса».
Лиса - самый яркий представитель животного мира наших лесов (лесов России). Именно её зовут рыжей плутовкой, кумушкой, Патрикеевной: её считают хитрой, изворотливой, вороватой, но при этом сообразительной, осторожной – и все это не без основания. Лисица красива и изящна: рыжая шубка со светлой грудкой , пушистый хвост, удлиненное туловище на стройных ногах в черных «чулочках». Движения лисицы быстры и ловки. Поджидая добычу, прижимается к земле, сливаясь с окружающей средой, терпеливо выжидает и неожиданно прыгает. А Патрикеевной её зовут в честь посадника Патрикея, который проживал в Новгороде и чья хитрость и изворотливость врезалась в людскую память.
Лиса – традиционная героиня множества народных и авторских сказок. Она общепринятый символ хитрости - хитрости незлобной, в народных сказках этот герой зачастую сам расплачивается за свою хитрость, наступая на собственные же грабли. Лиса часто противопоставляется волку, хоть и водит с ним одну компанию - противопоставляется в плане агрессивности, более кровожадный волк часто страдает от своих пороков намного сильнее именно из-за своей озлобленности, примитивности и бесхитростности. Лиса же, хоть и остается "на бобах", но суровых наказаний счастливо избегает.
Эти особенности отношения к лисам хорошо проявляются в народном творчестве - загадках, сказках, пословицах и поговорках о лисах. Наблюдательный глаз авторов из народа очень хорошо передал эти особенности в устном и письменном творчестве.
Ожидаемый результат.
- Повышение познавательно – речевой активности дошкольников;
- Проявление интереса к литературному творчеству;
Стратегия реализации проекта.
1 этап: «организационный»
- Определение темы мини - музея.
- Выбор места музея.
- Определение содержания экспозиции: оборудование, материалы, предметы.
- Подбор литературы.
- Рассмотрение вариантов участия детей и родителей.
- Определение перспективы развития.
2 этап: основной.
- Сбор экспонатов, сделанных руками родителей воспитанников и оформление выставки;
- Оформление в группе выставки литературы: «Лисичкины сказки»;
- Беседа по картине «Лиса с лисятами»;
- Чтение рассказов:
К.Д.Ушинский «Лиса Патрикеевна»;
В.Бианки «Лис и Мышонок»;
В.Чаплина «Как лиса в лесу живет»;
- Чтение или просмотр презентации по русским народным сказкам: «Колобок», «Теремок», «Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Лиса и волк», «Лисичка со скалочкой» и др.;
- НООД «Дорожка для Колобка»;
- НООД «Домик для Лисички» (экспериментальная деятельность);
- НООД – аппликация: «Украсим сарафан лисички узорами»;
- НООД - рисование «Рыбка для волка» по сказке «Волк и лиса»;
- Новогодний праздник «В гостях у Лисы»;
- Зимний спортивный праздник « В гости к Лисичке».
- Речевые игры:
-- «Отгадай сказку по картинке» (по эпизоду, иллюстрации, декорациям),
--«Добавлялки» (лисичка-сестричка, лисонька – лиса, всему миру краса, зайчишка-трусишка, зайчик – побегайчик, волчок – серый бочок, и т.д.),
--«Из какой сказки слова»,
--«Я начну, а ты продолжи!» (выкладывание сюжетных картинок по цепочке).
- Дидактические игры: «Собери Лисичку» - пазлы, кубики, разрезные картинки.
- Дидактическая игра «Теремок»;
- Разучивание динамической паузы « Лисичка – сестричка»;
- Отгадывание загадок;
- Заучивание стихотворения «Лисенок» Татьяны Лавровой ;
- Обыгрывание сказок при помощи изготовленных семьями Ермолаевых и Гончаровых Домика-Теремка;
- Прослушивание аудиозаписей сказок;
- П /и «Лиса в курятнике»,« Заяц и лиса», «Лиса и колобок», «Хитрая лиса».
- Показ отрывков из сказок детьми совместно с взрослыми, используя различные виды театра и маски сказочных героев.
3 этап: заключительный
- Проведение экскурсии по музею;
- Создание презентации;
- Посещение мини – музея родителями воспитанников – « День открытых дверей;
- Создание «Книги отзывов»;
- Посещение музея в других группах и обмен мнениями.
Методы проекта:
- Словесные: беседы по картине, чтение художественной литературы (сказок, рассказов) , рассказывание, пересказ, прослушивание аудиозапись.
- Наглядные: демонстрация наглядных пособий, презентаций по сказкам, рассматривание репродукций художников, театрализованная деятельность.
- Практические: экспериментирование, моделирование, коллекционирование.
- Игровые: дидактическая игра, подвижные игры и игры малой подвижности, театрализованные игры.
- Исследовательские: проведение опытов с водой и льдом,
Выводы:
- Обогатилась предметно – развивающая среда в группе.
- Совершенствовалась диалогическая и монологическая речь детей;
- Дети учились сравнивать, находить сходства и различия, например в таких сказках, «Теремок» и «Рукавичка», «Лисичка со скалочкой» и «Лиса с лапоточком»; «Кот, Петух и Лиса» и « Кот, Дрозд и Лиса».
- У детей развивались художественные умения и навыки. Развивалась фантазия, воображение, внимание, логическое мышление, память, моторика рук .
- Экспонаты использовались для проведения различных занятий по развитию речи, воображения, интеллекта и эмоциональной сферы ребенка.
- Родители с удовольствием принимали участие в данном проекте.
Перспективно – тематическое планирование проекта
«Лисонька – лиса, всему миру краса»
для детей младшей группы «Машенька»
Месяц | Вид деятельности | Образовательная область | Совместная деятельность педагога и детей | Работа с родителями |
Октябрь Ноябрь Декабрь Январь | Чтение (восприятие художественной литературы) | «Речевое развитие» | Чтение и рассказывание по серии сюжетных картинок сказки «Колобок» Чтение рассказа К.Ушинского «Лиса Патрикеевна» Чтение и пересказ сказки «Теремок», посредством дидактической игры Театрализация сказки «Заюшкина избушка» Чтение рассказа В.Чаплиной «Как лиса в лесу живет» Заучивание стихотворения «Лисенок» Татьяны Лавровой Отгадывание загадок | Изготовление Домиков Лисы и зайца, масок. Подбор материала |
Октябрь Ноябрь - январь Декабрь Январь | Коммуникативная | «Социально- коммуникативное развитие» | Рассматривание картины «Лиса с лисятами» Рассматривание иллюстраций к сказкам Речевые игры: «Отгадай сказку по картинке» (по эпизоду, иллюстрации, декорациям), «Добавлялки» (лисичка-сестричка, лисонька – лиса, всему миру краса, зайчишка-трусишка, зайчик – побегайчик, волчок – серый бочок, и т.д.), «Из какой сказки слова», «Я начну, а ты продолжи!» (выкладывание сюжетных картинок по цепочке). | |
Октябрь Ноябрь Декабрь Январь | Продуктивная | «Художественно – эстетическое развитие» | НООД рисование «Дорожка для Колобка» НООД лепка «Колобок» НООД Аппликация «Сарафан для лисички» НООД аппликация «Рыбка для волка» | |
Ноябрь Декабрь Январь | Познавательно – исследовательская | «Познавательное развитие» «Социально- коммуникативное развитие» | Наблюдение за водой на прогулке в мороз и оттепель Проведение опыта «Свойства воды» НООД «Домик для Лисички» | |
Октябрь Ноябрь Декабрь | Игровая | « Физическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие» | Дидактические игры «Собери Лисичку» - пазлы, кубики, разрезные картинки. Дидактическая игра «Теремок»; Обыгрывание сюжетов сказок в свободной игровой деятельности | Подбор материала родителями |
Октябрь Ноябрь Декабрь Январь | Двигательная | « Физическое развитие» «Социально- коммуникативное развитие» | Подвижная игра «Лиса и Колобок» Пальчиковая игра «Колобок» Подвижная игра «Лиса и зайцы» Динамическая пауза «Лисичка» Подвижная игра «Хитрая лиса" Проведение спортивного праздника «В гости к Лисичке» | Участие детей в развлечении на улице |
Октябрь Ноябрь Декабрь | Музыкальная | «Художественно – эстетическое развитие» | Прослушивание аудиозаписей сказок Новогодний утренник с Лисичкой | Подборка сказок на диск Подготовка костюмов к празднику |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МИНИ МУЗЕЙ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА ТЕМА № 1 "ОСЕННЯЯ ПОРА ОЧЕЙ ОЧАРОВАНИЯ"
ЦЕЛЬ: 1. Воспитывать любовь к природе родного края.2. Познакомить детей с цветовой гаммой осенних листьев.3. Учить детей сравнивать листья по величине: большой, маленький.4. Работать ...
МИНИ МУЗЕЙ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА ТЕМА № 2 "В ГОСТЯХ У СКАЗКИ"
Цель:1. Помочь детям запомнить сказку, вызывать желание воспроизводить диалоги между сказочными( приобщение к театральной игре)2. Приучать детей внимательно слушать, развивать речь, память...
МИНИ МУЗЕЙ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА ТЕМА № 3 "ИГРУШКИ" А. БАРТО
Цель:1. Повторить знакомые стихи А. Барто и познакомить детей с новыми стихотворениями2.Учить слушать и запоминать, договаривая слова и небольшие фразы.3. Совершенствовать умение слу...
МИНИ МУЗЕЙ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА ТЕМА: "МОЯ ГРУППА "ЦЫПЛЯТА""
Цель:Познакомить детей с названием группы «Цыплята», показать взаимосвязь ,между маленьким ребенком и цыпленком....
Лиса – всему миру краса
Конспект мероприятия в средней группе на тему: «Лиса – всему миру краса»...
Занятие по развитию речи "Лиса всему лесу краса"
Обобщение знаний о лисе: ее повадках, внешнем виде, где живет, как добывает пищу....
презентация лэпбука "Лиса всему лесу краса"
Использование лэпбука - интерактивнойт папки в работе с детьми с ОВЗ....