Статья "Приобщение дошкольников к труду"
статья на тему

Надеюсь данная статья будет полезна для педагогов по приобщению дошкольников к труду

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни.

К. Д. Ушинский

Труд -это сложный вид деятельности и важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Разумеется, трудовая деятельность маленьких детей своеобразна. Не всегда она ведет к материальным результатам. Главная цель труда - в его воспитательном влиянии на личность ребенка.

Проблема приобщения к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого. К. Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить. Основными задачами воспитания в труде и для труда К. Д. Ушинский считал привитие детям уважения и любви к труду вместе с привычкой трудиться.

А. С. Макаренко рассматривал ребенка как будущего члена трудового коллектива, считал, что его значение в обществе будет зависеть от того, насколько он готов к труду и как к нему относится. Одной из главных задач трудового воспитания А. С. Макаренко считал формирование у детей творческого отношения к труду и отмечал, что для решения этой задачи необходимо, чтобы у ребенка образовалась прочная привычка к трудовому усилию, тогда даже неприятная работа будет приносить ему радость. Говоря о труде маленьких детей, он также указывал на тесную связь труда с игрой, которая постепенно должна переходить в труд.

Трудовая деятельность (особенно на ранних ее ступенях) мало устойчива, она тесно связана с играми детей. Связь между трудом и игрой важна в дошкольном возрасте - игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом. Но неправильно было бы во всех случаях превращать труд в игру.Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш все лучше ориентируется в пространстве.

Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Он требует сообразительности, инициативы, активного восприятия, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление: ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Вот он ухаживает за растениями: здесь важно заметить их рост, установить зависимость этого роста от того, как ребенок поливает, рыхлит почву.Намечая известную последовательность действий, ребенок приобщается к простейшим формам планирующей деятельности.В процессе труда взрослые дают детям полезные знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании.

Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, стремление хорошо выполнять работу. Труд объединяет детей, в совместном труде формируются первоначальные коллективистические навыки - умение сообща и дружно работать, помогать друг другу в работе.

Труд ребенка-дошкольника специфичен:

1.        В силу своих специфических возможностей дошкольник не может производить общественно значимых материальных ценностей.

2.        Своеобразие труда детей дошкольного возраста в том, что он тесно связан с игрой.

3.        В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения. Но это не профессиональные навыки, а навыки, помогающие ребенку становиться независимым от взрослого, самостоятельным. Кроме того, труд ребенка не имеет постоянного материального вознаграждения.

4.        Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер; строится на принципе добровольности участия ребенка, исключает принудительность.

5. Несмотря на наличие в детском труде всех структурных компонентов деятельности, они пока находятся в стадии развития.

Закономерности становления трудовой деятельности своеобразно проявляются на разных возрастных этапах и даже в пределах одного возраста, что дает основание условно выделить специфические компоненты трудовой деятельности.

Компоненты трудовой деятельности

2-4 года

5-7 лет

Формирование навыков

Развитие орудийных действий. Орудийные действия - это действия, в которых один предмет-орудие употребляется для воздействия на другие предметы.

Ребенок становится независимым в том случае, если он владеет необходимым объемом трудовых умений и навыков. У детей пяти-семи лет не только сформирован определённый трудовой опыт, но и развиваются обобщенные трудовые умения.

Постановка цели

На начальной стадии становления этого компонента дошкольники не умеют ставить цель. Ставит цель взрослый в совместной с ребенком деятельности.

Дошкольники способны самостоятельно поставить цель труда.

Мотивы деятельности

На ранних ступенях побудителем трудовой деятельности выступает интерес к внешней стороне труда (необычность действия, привлекательное оборудование, желание действовать, как взрослый).

Заметное место начинают занимать социально значимые мотивы в простейшей форме (порадовать близкого человека, стремление сделать ему что-то полезное).

Планирование

Все этапы планирования (организация работы, исполнение, контроль и оценка) осуществляются взрослыми в совместной Деятельности с ребёнком.

Важным достижением старшего дошкольника является его способность самостоятельно планировать свою деятельность в доступных видах труда.

Отношение к результату

Дети двух-четырех лет не могут увидеть и оценить результат своих действий. Они увлекаются самим процессом. Не завершают начатое дело до конца.

Главным компонентом трудовой деятельности является результат. Он становится значимым только на этапе старшего дошкольного возраста. Дети пяти-семи лет уже до начала работы интересуются тем, зачем нужна работа, кому предназначен её результат.

Самостоятельность

К пяти годам жизни дети действуют целенаправленно в отличие от младших дошкольников. В процессе привлечения к труду дети пятого года жизни проявляют большую самостоятельность, хотя она имеет исполнительский характер.

Самостоятельность приобретает новую качественную характеристику - творческий характер. Ребёнок может начать трудиться по собственному побуждению и проявлять творчество и инициативу в процессе труда в доступных его видах. Ребёнок становится субъектом трудовой деятельности (овладевает позицией субъекта труда).

Особая заслуга в разработке проблемы становления ребенка как субъекта трудовой деятельности и самостоятельности как определяющего качества дошкольника в такой позиции принадлежит М.В. Крулехт.Суть педагогической технологии, разработанной М. В. Крулехт, лежит во вхождении ребенка в реальные трудовые связи: формирование операционально-технических способов осуществления микро- и целостных трудовых процессов как структурных единиц элементарной трудовой деятельности путем переноса системных знаний о предметном мире и труде взрослых на трудовую деятельность ребенка.

Данная технология выстраивается как поэтапная (пошаговая). Конструирование педагогического процесса осуществляется на основе взаимосвязи трех основных средств трудового воспитания: формирование системных знаний о предметном мире и трудовой деятельности взрослых; обучение детей целостным трудовым процессам; детская самостоятельная трудовая деятельность в повседневной жизни ДОО и семьи.

Первый шаг при вхождении ребенка в реальные трудовые связи - приобщение к современному миру (приобретение системных знаний о предметах и труде взрослых).

Второй шаг - освоение позиции субъекта детского труда (формирование системы обще трудовых и специальных умений в процессе обучения целостным трудовым процессам).

Третий шаг связан с дальнейшим освоением позиции субъекта детского труда в повседневной жизни детского сада и семьи (приобретение навыков и умений решения житейских задач, самоутверждение, формирование «образа себя», осознание своих возможностей и способностей для проявления творческой индивидуальности).

Основная цель - воспитание у ребенка ценностного отношения к труду.

Ведущими принципами достижения цели выступают:

1.        Принцип гуманности, что находит свое отражение в личностном подходе к ребенку.

2.        Принцип ненасилия подразумевает: добровольность участия детей в труде, эмоциональную насыщенность детского труда.

3.        Принцип целостности предполагает: необходимость рассматривать педагогами личность дошкольника как целостный феномен, учет многоплановости характера трудовой деятельности дошкольника.

4.        Принцип субъективности. Реализация данного принципа предполагает осуществлять субъектно-субъектное взаимодействие педагога с ребенком в процессе приобщения дошкольника к труду.

Методические особенности в младшем дошкольном возрасте

Ценностные ориентиры: помочь ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности по самообслуживанию.

Основные условия:

1.        Последовательное освоение ребенком деятельности самообслуживания от микро- до целостного трудового процесса.

2.        Наличие у воспитателя многообразия приемов, стимулирующих стремление ребенка к самостоятельности, освоение способов самоконтроля, оценки результата и его коррекции для достижения удовлетворительного качества.

3.        Гибкое изменение тактики педагогического руководства по отношению к конкретному ребенку в зависимости от его умелости, эмоционального настроя, индивидуальных способностей.

4.        Создание в группе развивающей материальной среды, обеспечивающей стимуляцию контрольно-проверочных и оценочных умений в разных видах детской деятельности (труд по самообслуживанию, игра);

5.        Взаимодействие воспитателя с родителями малышей.

Целесообразно использовать пошаговое конструирование педагогического процесса (три этапа).

Первый этап - приобретение детьми представлений о направленности, содержании и структуре процессов самообслуживания (умывание, одевание, купание, еда).

Ведущие средства приобщения к труду: взаимосвязь средств трудового воспитания.

Формы образовательных ситуаций:

•        чтение коротких стихов и потешек;

•        дидактические игры в малых подгруппах;

•        совместная со взрослым трудовая деятельность;

•        рассматривание дидактических пособий, в которых представлены игровые упражнения.

Доминирующие методы при организации совместной со взрослым трудовой деятельности:

•        обыгрывание способа действия;

•        показ и разъяснение рациональных способов трудовых действий.

Второй этап - развитие контрольно-проверочных и оценочных умений в самостоятельной деятельности малышей по самообслуживанию.

Формы образовательных ситуаций:

•        рассматривание картинок, изображающих рациональную очередность действий;

•        совместная со взрослым трудовая деятельность.

Доминирующие методы при организации совместной со взрослым трудовой деятельности:

•        использование меток;

•        объяснение способа действия;

•        контроль и оценка детской деятельности от лица игрового персонажа;

•        совместная оценка взрослым и ребенком деятельности персонажа.

Третий этап нацелен на взаимодействие воспитателей и родителей по формированию у ребенка позиции субъекта посильного ему самообслуживания.

Формы работы с родителями:

•        разъяснение родителям сущности «кризиса трех лет»;

•        посещение родителями группы ДОО;

•        просмотр и обсуждение с родителями видеоматериалов;

•        участие родителей в диагностике по выявлению детской умелости в самообслуживании;

•        индивидуальные консультации.

Методические особенности в среднем дошкольном возрасте

Ценностные ориентиры - учить детей выполнять трудовые процессы целостно, от получения цели до результата труда; помочь освоить рациональные способы осуществления трудовых действий, учиться самим контролировать качество промежуточных и итоговых результатов труда.

Основные условия - целостное усвоения ребенком трудового процесса.

Ведущие средства приобщения к труду: взаимосвязь средств трудового воспитания.

Формы образовательных ситуаций:

•        наблюдения за трудом взрослых (прачка);

•        образовательные ситуации по трудовому воспитанию;

•        игровые проблемные ситуации;

•        рассматривание фотографий, где представлены основные этапы трудового процесса;

•        дидактические игры;

•        игра - труд.

Приоритетные формы организации детской самостоятельной трудовой деятельности: обязанности, длительные трудовые поручения, коллективный труд детей.

Доминирующие методы при организации детской трудовой деятельности:

•        полоски бумаги со схематичным изображением последовательности действий дежурных;

•        побуждение взрослого к поиску у ребенка ошибки при выполнении обязанностей дежурных;

•        привлечение детей к оценке дежурных;

•        похвала и благодарность взрослых за помощь в трудовых делах.

Методические особенности в старшем дошкольном возрасте

Ценностные ориентиры — помочь ребенку освоить позицию субъекта в доступных для него видах трудовой деятельности.

Основные условия:

1.        Помочь ребенку найти интересный для него вид трудовой деятельности.

2.        Расширить спектр посильных трудовых обязанностей ребенка.

3.        Ориентировать педагогический процесс на освоение минимума социального опыта трудовой деятельности (программа минимум).

4.        Создавать условия для детской трудовой деятельности, направленной на раскрытие индивидуального творческого потенциала, максимально соответствующего склонностям и интересам каждого ребенка, зарождающимся половым предпочтениям (программа максимум).

Формы образовательных ситуаций:

•        экскурсии;

•        включение дошкольников в наблюдаемые доступные трудовые процессы;

•        организация работы по подгруппам, составление детской кулинарной книги.

Доминирующие методы при организации детской трудовой деятельности:

•        использование предметно-схематичных моделей предстоящей деятельности, опорных схем, моделей, чертежей;

•        домашние задания.

Ведущие средства приобщения к труду: взаимосвязь средств трудового воспитания при предпочтении досуговой по интересам деятельности в кружках.

Организационные формы повседневного труда детей:

•        обязанности;

•        занятия по интересам.

Доминирующие методы при организации досуговой по интересам деятельности в кружках: методика обобщенных способов создания поделок из разных материалов, введение игрового персонажа.

Главная цель педагогов - найти комплекс средств, форм и методов эффективного педагогического взаимодействия, позволяющего поставить ребенка в позицию субъекта детской деятельности.

В современной теории приобщения дошкольников к труду основаниями для классификации форм организации детского труда выступают:

•        сложность выполнения трудового процесса (простой и сложный);

•        количество участников в трудовом процессе (индивидуальный, групповой, коллективный);

•        характер выполнения трудовой деятельности ребенка (поручение, дежурства, коллективный труд);

•        позиция взрослого и ребенка в труде (совместный со взрослым труд, поручение, обязанность, труд по собственной инициативе);

•        наличие творческого начала в трудовой деятельности (репродуктивный, творческий).

Самостоятельный труд детей имеет определяющее значение в плане становления дошкольника как субъекта деятельности; является своеобразным показателем эффективности работы по приобщению дошкольника к труду.

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на 4 вида:

  • самообслуживание;
  • хозяйственно-бытовой труд;
  • труд в природе;
  • ручной труд.

Самообслуживание - это деятельность ребенка, направленная на формирование навыков, необходимых для жизнеобеспечения, заботы о самом себе и, в значительной мере, необходимых для повседневных личных потребностей.

Методические приемы формирования самообслуживания:

1.        Показ выполнения последовательности каждого элементарного  действия.

2.        Многократное повторение детьми одних и тех же действий в определенной последовательности.

3.        Подробные словесные комментарии взрослых, сопровождающие действия детей. Общее напоминание последовательности действий.

4.        Объективная оценка результатов трудовой деятельности.

Младшая и средняя группы

Старшая и подготовительная к школе группы

Умывание

Умывание

Одевание

Одевание

Прием пищи

Прием пищи

Уход за личными вещами

Уход за личными вещами

Учимся обслуживать себя

Оказание помощи сверстникам и младшим детям

Учимся помогать другому

Хозяйственно-бытовой труд - это труд по наведению порядка в помещении детского сада и на участке, направленный на формирование у ребенка осознания труда для общей пользы и стремления создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду.

Методические приемы формирования навыков хозяйственно-бытового труда:

1.        Показ и объяснение выполнения каждого действия в процессе совместного труда детей и взрослых; положительный пример взрослых.

2.        Многократное повторение детьми одних и тех же действий в определенной последовательности.

3.        Непосредственная помощь взрослого детям при выполнении действий.

4.        Объективная оценка результатов трудовой деятельности.

5.        Привлечение детей для помощи другому.

Младшая и средняя группы

Старшая и подготовительная к школе группы

Приобщение детей к элементарному труду по соблюдению порядка и чистоты в помещении группы и на своем участке ДОО.

Закрепление умений детей по поддержанию порядка и чистоты в групповой комнате и других помещениях, на участке ДОО.

Помощь няне при накрывании на стол (подготовка к дежурству по столовой), воспитателю в подготовке к НОД.

Совершенствование навыков дежурств с использованием элементов речевого и столового этикета.

Дежурство по столовой. Вводится со второго полугодия в младшей группе.

Овладение навыками работы с бытовой техникой.

Дежурство по подготовке к НОД. Вводится со второго полугодия в средней группе.

Освоение навыка стирки мелких вещей и кукольного белья.

Овладение элементарными навыками работы с тестом (участие в приготовлении пищи).

Труд в природе - это труд ребенка в процессе совместной деятельности со взрослым и под его руководством по уходу за объектами уголка природы, участие в устройстве цветника и выращивании цветов, в озеленении участка (при соблюдении определенных гигиенических требований). Ребенок получает доступные знания в области экологического образования.

Методические приемы формирования навыков труда в природе:

1.        Показ и объяснение всего процесса по уходу за объектами целиком, а затем поэтапный показ трудового процесса.

2.        Многократное повторение детьми одних и тех же действий в определенной последовательности.

3.        Подробные словесные комментарии взрослых, сопровождающие действия детей.

4.        Использование художественной литературы для привлечения интереса детей к объекту труда.

5.        Контроль качества выполняемой работы.

Младшая и средняя группы

Старшая и подготовительная к школе группы

Приобщение к уходу за растениями и другими объектами уголка природы, к работе на участке (огород, цветник) в процессе совместной деятельности с педагогом.

Самостоятельное и ответственное выполнение обязанностей дежурных по уголку природы.

Выполнение работ на участке (огород, цветник) в соответствии с сезонными изменениями в природе.

Ручной труд - это вид труда, направленный на изготовление детьми предметов для игры и быта из различных материалов (природного, ткани, бумаги, бросового материала, дерева, коробок и др.) и на устранение результатов небрежного обращения детей с игрушками, книгами, пособиями.

Методические приемы формирования навыков ручного труда:

1.        Заинтересованное участие взрослого в изготовлении поделок детьми.

2.        Постановка проблемных задач: как можно сделать такую игрушку? С чего начать? Какие нам потребуются материалы?

3.        Использование пооперационных схем изготовления поделок и игрушек.

4.        Непосредственная помощь взрослого детям при выполнении действий.

5.        Опережающая похвала («У тебя все получится!»), объективная оценка результатов трудовой деятельности.

6.        Привлечение детей для помощи другому.

Младшая и средняя группы

Старшая и подготовительная к школе группы

Привлечение к ремонту игрушек, книг в процессе совместной деятельности с педагогом.

Ремонт книг, игрушек и т. п.

Развитие интереса у детей к изготовлению воспитателем игрушек из разных материалов.

Ремонт личных вещей и кукольной одежды.

Изготовление игрушек, сувениров, подарков для малышей, атрибутов к праздникам, элементов дизайна группы и т. п.

Содержание труда реализуется в разных формах организации детей дошкольного возраста: поручения, дежурства, коллективный труд.

Поручения - это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности. Поручить можно то, что ребенок может выполнить сам.

Дежурство - это форма организации детского труда. Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей мере, чем в поручении, выделяется общественная значимость труда, реальная, практическая забота нескольких детей о других.

Индивидуальный труд применяется во всех возрастных группах и во всех видах трудовой деятельности. Он характеризуется тем, что ребенок от начала до конца выполняет процесс труда индивидуально, ни с кем из участников трудового процесса не связан.

Труд рядом – это выполнение несколькими детьми одинаковых индивидуальных заданий, не требующее постоянного внимания и вмешательства воспитателя. Дети по-прежнему не зависят работе от других детей. Труд рядом – предпосылка коллективного труда.

Коллективный труд - более сложный способ объединения детей. Он решает задачи формирования у детей начал коллективизма, умения трудиться вместе, помогать друг другу; в коллективном труде дети овладевают культурой общения, у них вырабатывается привычка и потребность в труде, дошкольник осваивает трудовую деятельность со всеми ее компонентами. Коллективный труд организуется как общий и совместный труд.

Общий труд – это объединение детей в небольшую подгруппу (3-6 человек). Детей объединяет общее задание (цель), общий результат, общая ответственность за него. Вводится со второго полугодия в средней группе. В старшей и подготовительной к школе группах объединение в подгруппы становится основным и главным.

Совместный труд – это более сложный способ объединения детей. Детей объединяет сам процесс труда, особенностью которого является наличие в нем ряда последовательных операций. Его особенности: трудовой процесс делится на ряд последовательных этапов, каждый из этапов имеет некоторую законченность; дети неодновременно включаются в трудовой процесс, каждый из детей отвечает за качество выполнения определенного этапа трудового процесса. Дети находятся в прямой зависимости друг от друга, вводится в подготовительной к школе группе.

Приобщение дошкольников к труду осуществляется с помощью художественных средств: художественная литература, музыка, изобразительное творчество. С помощью данной группы средств у детей формируются представления о содержании труда, об отношении детей к труду, о том, как оценивают окружающие труд других людей и др. Эти средства служат для воспитания нравственных чувств и отношений.

Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольники своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И тем не менее, именно с помощи художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожим на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда людей.

В работе с детьми воспитатель постоянно использует пословицы и поговорки. Эти «жемчужины народной мудрости» помогают ему в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка («Маленький, да удаленький», «Глаза боятся, руки делают»), высказать отношение к лени («У лодыря Федорки всегда отговорки», «Труд кормит, а лень портит», «Ленивые руки чужие труды любят», «Умелые руки не знают скуки»), подчеркнуть важность труда («Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи»). Пословица не воспринимается ребенком как нотация, и поэтому она эффективнее как средство воспитания.

Моральная ценность труда утверждается и в сказках. Во многих народных сказках положительный герой, как правило, трудолюбив, готов помочь другому и поэтому в конце концов вознаграждается любовью, богатством, признанием.

В авторских художественных произведениях отражено отношение к труду как важной деятельности человека («Кем быть?» В. Маяковского, «А что у вас?» С. Михалкова), показан процесс труда («Как печатали вашу книгу» С. Маршака, «Про чай», «Как вата на кусте растет» А. Ивича и др.), рассказывается об отношении человека к труду, любви к своей профессии, самоотверженности и добросовестности («Какие они, полярники» А. Членова, «Сквозь буран» И. Винокурова). Важна и энциклопедическая литература, из которой дети узнают и о происхождении разных профессий, и о процессе изготовления вещей, предметов, и о знаменитых людях, чей труд оказал влияние на прогресс человечества.

Средством воспитания детей выступают и произведения изобразительного искусства. Рассматривая картины мастеров-художников, дети не только видят процесс труда, но, что более важно, проникаются настроением картины. В одном случае - это радость, эмоциональный подъем («Хлеб» Т. Яблонской), в другом - тихая, спокойная передышка («Ужин трактористов» А. Пластова), наслаждение своим трудом («Кружевница» В. Тропинина). Но труд не всегда легок и прост. Дети должны знать это, чтобы научиться относиться к людям, которые трудятся, с уважением, сочувствием. Поэтому со старшими дошкольниками можно рассматривать и такие картины великих мастеров, как, например, «Кочегар» Н. Ярошенко или «Ремонтные работы на железной дороге» К. Савицкого и др. Воспитатель может порекомендовать родителям сходить с детьми в картинную галерею или посмотреть репродукции дома и побеседовать о содержании картин со своим ребенком.

Приобщение детей к труду в дошкольной организации не может осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость. Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности. В семье ребенок слышит рассказы родителей о своем труде и производственной деятельности других людей. Это расширяет представления ребенка о труде взрослых, формирует интерес и уважение к нему.

Некоторые родители, понимая, что ребенок дошкольного возраста должен посильно трудиться, не представляют, каковы его возможности, как сформировать у него трудовые навыки, как сделать выполнение им трудовых обязанностей систематическим, как с возрастом должны изменяться эти обязанности, руководство и контроль со стороны взрослых.

Для того чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание в семье в единстве с детским садом, они должны хорошо знать, какие задачи трудового воспитания ставятся программой, знать практику трудового воспитания в дошкольном учреждении. С этой целью необходимо систематически знакомить родителей с содержанием и методами трудового воспитания детей разного возраста, а также вовлекать в жизнь и быт группы в соответствии с ФГОС ДО.

При планировании работы семьей педагогическое просвещение родителей по вопросам приобщения дошкольников к труду должно заниматьособое место. В плане каждой возрастной группы необходимо отразить содержание и формы пропаганды трудового воспитания, изучения и обобщения положительного семейного опыта. При этом следует учитывать типичные трудности, с которыми сталкиваются родители, наиболее часто допускаемые ими ошибки в трудовом воспитании детей. Это недооценка важности трудового воспитания начиная с младшего дошкольного возраста, нравственного значения труда ребенка как проявления его заботы о членах семьи; незнание возрастных особенностей дошкольников, их возможностей, незнание того, каким по содержанию должен быть труд ребенка того или иного возраста,правильных методов воздействия взрослых на ребенка; отсутствие обязательности, систематичности в выполнении детьми поручений и обязанностей; недооценка важности формирования эмоционально положительного отношения к труду, общественно-направленных мотивов трудовой деятельности.

Для пропаганды среди родителей содержания и методов приобщения дошкольников к труду могут быть использованы разнообразные формы: собрания, консультации, беседы, лекции, семинары, дни открытых дверей, тематические стенды, выставки и др.

Много дает наглядное ознакомление родителей с постановкой трудового воспитания в детском саду. Так, в дни открытых дверей родители могут наблюдать режимные процессы, работу воспитателя по формированию у детей навыков самостоятельности, самообслуживания в младшей группе, в средней и старшей группах - коллективный труд детей в природе, уборку групповой комнаты, приготовление печенья, ремонт книг, зарядку и т. п.

Многие родители младших дошкольников склонны занижать их возможности. Задача педагога убедить родителей в необходимости своевременного приобщения детей к труду, воспитания самостоятельности, раскрыть роль благоприятных для этого возрастных особенностей ребенка (активность, подражательность, восприимчивость к требованиям взрослых), содержание и методы трудового воспитания младших дошкольников в детском саду и в семье.

При посещении семьи воспитатель выясняет, какие условия созданы дома для формирования у ребенка навыков самообслуживания (есть ли вешалка для одежды, полотенца на уровне роста ребенка, где и как хранятся игрушки и т. д.), отмечает для себя особенности жилищных условий семьи, что позволит в дальнейшем с учетом этого давать родителям советы.

Вопросам приобщения дошкольников к труду может быть посвящена специальная беседа, на которую приглашаются родители, особенно нуждающиеся в советах педагога.

Анализ педагогического опыта позволяет утверждать, что труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость -необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Современная образовательная ситуация определяет необходимость обновления подходов к приобщению дошкольников к труду и в первую очередь позиции взрослого в управлении собственной трудовой деятельностью детей, ориентируя ее на построение субъект-субъектного взаимодействия с ребенком; поиск актуальных средств и методов организации труда дошкольника.

Список используемой литературы:

  1. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. – СПб.: Детство-Пресс, 2012.
  2. Буре Р.С. Дошкольник и труд. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
  3. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М., 2007.
  4. Алябьева Е. А. Сказки о предметах и свойствах. Ознакомление с окружающим миром детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2014.
  5. Бондаренко Т. М. Приобщение дошкольников к труду. – Воронеж, Метоdа, 2014.
  6. http://vseodetishkax.ru/doshkolnik-rebenok-ot-3-do-7-let/71-nravstvennoe-vospitanie/269-trudovoe-vospitanie-v-doshkolnom-vozraste
  7. http://www.zanimatika.narod.ru/Narabotki14.htm
  8. http://www.zanimatika.narod.ru/Narabotki14_zagadki1.htm
  9. http://zagadki.org/riddles/professions/1
  10. http://malchishki-i-devchonki.ru/Zagadki-professii.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ознакомление дошкольников с трудом взрослых

Данный материал поможет вам познакомить детей с трудом взрослых...

"Ознакомление дошкольников с трудом взрослых"

Статья об использование разных форм работы, методов, приемов в процессе ознакомления с трудом взрослых....

Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых.

Конспект интегрированной образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых....

Консультация для педагогов "Ознакомление дошкольников с трудом взрослых"

Трудолюбие — одно из важнейших нравственных качеств личности. Человек, не обладающий этим качеством, — нравственный калека. Но смысл и содержание трудового воспитания состоят именно в том, чтобы вмест...

Формирование представлений старших дошкольников о труде взрослых в процессе взаимодействия с семьей и социальными партнерами

Данная методическая разработка раскрывает опыт работы педагога по формированию представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста....

Фольклорное развлечение для старших дошкольников "Только трудом славится дом"

Данное мероприятие способствует формированию у детей интереса к традициям и  быту  русского народа,  чувства уважения к труду и  его результатам, понимания ценности труда в жизни; ...

Формирование представлений дошкольников о труде взрослых посредством сюжетно-ролевых игр

Формирование представлений дошкольников о труде взрослых посредством сюжетно-ролевых игр...